обслуживание аппз в жилых домах что это
Обслуживание аппз в жилых домах что это
Причем, внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей, входящих в состав общего имущества, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом. Внешней границей сетей газоснабжения, входящих в состав общего имущества, является место соединения первого запорного устройства с внешней газораспределительной сетью.
Общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и ответственными лицами, обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения, обеспечение необходимой температуры и влажности в помещениях общего пользования, а также их освещение и уборку; обеспечение мер пожарной безопасности, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, уход за элементами озеленения и благоустройства, текущий и капитальный ремонт, подготовка к сезонной эксплуатации.
В состав услуг и работ не входят:
Содержание общего имущества дома обеспечивается:
Текущий ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для предупреждения преждевременного износа и поддержания эксплуатационных показателей и работоспособности, устранения повреждений и неисправностей общего имущества или его отдельных элементов (без замены ограждающих несущих конструкций, лифтов).
Капитальный ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (в том числе ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома, лифтов и другого оборудования).
Перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, размер платы за содержание и ремонт жилья утверждается на общем собрании собственников помещений на срок не менее чем один год. Размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Расходы по содержанию общего имущества в многоквартирном доме несут собственники помещений, внося соответствующие платежи, при этом расходы собственника должны быть соразмерны площади жилого помещения, находящегося в индивидуальной собственности
В соответствии со ст. 165 Жилищного кодекса РФ органы местного самоуправления, управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы обязаны представлять гражданам по их запросам информацию об установленных ценах на услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах и жилых помещений в них, о размерах оплаты, об объеме, о перечне и качестве оказываемых услуг, об участии представителей органов местного самоуправления в годовых и во внеочередных общих собраниях собственников помещений в многоквартирных домах.
В случаях оказания услуг или выполнения работ ненадлежащего качества исполнитель обязан снизить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения. Факт выявления ненадлежащего качества услуг и работ отражается в акте, который является основанием для уменьшения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Для этого собственники помещений (наниматели) в первую очередь должны обратиться с заявлением об изменении размера платы в добровольном порядке к ответственному лицу (управляющей организации, ТСЖ).
В течение 2 рабочих дней, с даты получения заявления об изменении размера платы, собственнику помещения (нанимателю) направляется извещение о дате его получения, регистрационном номере и информация об удовлетворении либо отказе в удовлетворении заявления, с указанием причин.
Заявление об изменении размера платы может быть направлено в течение 6 месяцев после соответствующего нарушения (письменно или устно) и подлежит обязательной регистрации лицом, которому оно направлено.
При личном обращении на экземпляре заявления делается отметка о дате приема и регистрационном номере.
В случае отказа в удовлетворении заявленных требований в добровольном порядке, потребитель имеет право обратиться с исковым заявлением в суд.
В соответствии с п. 2 ст. 17 Закона Российской Федерации от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель вправе предъявить иск в суд по месту своего жительства, месту своего пребывания либо по месту нахождения исполнителя.
Содержание жилищного фонда
Что входит в содержание жилого дома
Согласно МДК 2-04.2004 под содержанием понимается комплекс работ и услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома и техническому обслуживанию общих коммуникаций, технических устройств и технических коммуникаций многоквартирного дома, выполняемых в течение всего жизненного цикла здания постоянно или с установленной нормативными документами периодичностью с целью поддержания его сохранности и надлежащего санитарно-гигиенического состояния, а именно:
а) технический надзор за состоянием общего имущества жилого дома (конструктивных элементов, общих коммуникаций, технических устройств и технических помещений) путем проведения плановых общих и частичных осмотров, технического обследования, приборной диагностики и испытаний;
б) выполнение мероприятий по подготовке к сезонной эксплуатации общего имущества жилого дома (ограждающих конструкций, подъездов, общих коммуникаций, технических устройств и технических помещений) с учетом требований нормативно-технических документов, замечаний и предложений органов государственной жилищной инспекции, Госэнергонадзора, государственной противопожарной службы, государственной санитарно-эпидемиологической службы;
в) незамедлительное устранение аварий и неисправностей в общем имуществе жилого дома, восстановление условий жизнеобеспечения и безопасности потребителей;
г) выполнение работ по санитарной уборке и очистке общего имущества жилого дома (подъездов, чердаков, подвалов.
Перечень работ и услуг, входящих в плату за содержание жилья
Перечень работ и услуг, входящих в плату за содержание жилья, включает в себя:
1. Содержание общего имущества жилого дома (указанные работы выполняются только при их обнаружении):
б) крыши и водосточные системы:
в) оконные и дверные заполнения:
г) внешнее благоустройство:
д) санитарная уборка жилищного фонда:
2. Техническое обслуживание общих коммуникаций, технических устройств и технических помещений жилого дома:
а) центральное отопление:
б) водопровод и канализация, горячее водоснабжение:
Техническое обслуживание АППЗ, напольных электроплит, ПЗУ выполняется специализированными организациями в соответствии с Правилами эксплуатации и ремонта систем АППЗ, напольных электроплит, ПЗУ;
3. Аварийное обслуживание:
а) водопровод и канализация, горячее водоснабжение:
б) центральное отопление:
г) сопутствующие работы при ликвидации аварий:
Примечание: перечень работ должен быть прописан в договоре с управляющей компанией, так как выполнять работы управляющая компания будет именно согласно заключенного договора.
Автоматические средства противопожарной защиты (АППЗ) в многоквартирном доме
Хорошо, когда пожар горит в наших душах, а не в доме. В последние годы тема противопожарной охраны становится более сложной и функциональной.
Для создания безопасных условий проживания недостаточно установить хорошую вентиляционную систему и датчики дымоудаления. Новые реалии требуют разработки противопожарного многоуровневого целостного комплекса.
Речь идет о АППЗ: что это такое в ЖКХ? Расшифровка аббревиатуры следующая: автоматизированная противопожарная защита. Эта система предназначена для предупреждения очагов возгорания в жилых помещениях. Предохранение в режиме «автомат» особенно необходимо в многоквартирных домах от 10 и более этажей.
В этой статье речь пойдет о том, что входит в понятие АППЗ, какие задачи выполняет, какие бывают разновидности, должны ли мы оплачивать эту графу квитанции, что будет, если не платить, как производится ремонт АППЗ.
Понятие АППЗ и ее компоненты
Увеличение числа строительных проектов и многоэтажных жилых комплексов приводит к необходимости создания надежной автоматизированной противопожарной защиты (АППЗ), которая позволит уберечь жизнь и имущество граждан от пожаров.
Главные требования к системе защиты обусловлены своевременным обнаружением очагов, управлением лифтами, вентиляцией, клапанами по недопущению распространения огня, элементами оповещения и эвакуационных потоков.
Проектирование автоматизированной противопожарной защиты — это важная часть разработки системы. В этом контексте АППЗ представляет собой комплекс связанных друг с другом инженерных и технических средств для обеспечения пожарной безопасности (ПБ) объектов в автоматическом режиме.
В соответствии с нормами ПБ, здания и МКД в обязательном порядке должны быть оборудованы системами АППЗ. Она включает:
Система противопожарных завес и заслонов
Завеса, или штора — это полотно из огнестойкого материала, которое используется для защиты еще не задымленных пространств и локализации пожара. Для защиты эвакуационных маршрутов большие площади делятся на зоны.
Система оповещения и управления эвакуацией
Цель элементов этой системы заключается в информировании людей, которые находятся в опасной зоне. Звуковым оповещением обычно является однотональный звук сирены.
Оборудование также включает громкоговорители, позволяющие воспроизводить речь в ручном или автоматическом режиме, а также световые элементы и информационные таблички («Выход»).
Система позволяет организовать корректную эвакуацию граждан.
Пожарные трубопроводы
Сеть трубопроводов включает внутренние и внешние трубы. Внутренние распределяют и подают средства огнетушения в пожарные щиты и в помещения. Наружные подают воду к гидрантам, расположенным снаружи здания.
Охранно-пожарная сигнализация
Задачей средств ОПС является создание тревожного сигнала, если вдруг появятся признаки пожара. Сигналы поступают на ПКО (приемно-контрольное оборудование), которое отвечает за управление всей системой.
Пространство на объекте контролируется посредством точечных АПИ — автономных пожарных извещателей, состоящих из специальных датчиков, реагирующих на тепло и огонь. О наличии чрезвычайной ситуации можно просигнализировать вручную — нажать тревожную кнопку.
Противодымные системы
Элементы для дымоудаления защищают от воздействия продуктов горения на путях эвакуации. Одновременно устраняется задымление, удаляются продукты горения, понижается концентрация кислорода и подается чистый воздух.
Для этого включаются в активный режим приточно-вытяжные системы вентиляционного оборудования. Для поддержания избыточного давления в лестничные проемы и шахты лифтов нагнетаются потоки воздуха.
Автоматическое управление пожаротушением
Когда система АППЗ переходит в стадию «Пожар», АУПТ активизирует средства тушения. Сегодня могут использоваться следующие виды установок:
Как и СОУЭ, управление пожаротушением может проводиться в ручном или автоматическом режиме — с основного узла управления.
Газовые установки
Этот способ тушения является безопасным и надежным, применяется при тушениях электронного оборудования в закрытых пространствах.
Принцип действия газовых средств состоит в вытеснении кислорода газообразным веществом — инертными газами, инергеном, азотом, аргоном. Эти смеси имеют нулевую электропроводность, не воздействуют на людей и не причиняет материального вреда.
Водно-пенные установки
Для тушения горючих жидкостей и ГСМ применяются средства на основе воды и пены. В момент, когда система сработает на сигнал пожара, концентрат начнет распыляться через оросители и накроет огонь.
Современные пенообразующие вещества безвредны, легко убираются и химически нейтральны.
Водяные установки
Актуальны для мест скопления людей. Тушащим раствором является вода и водно-пенный концентрат. В качестве плюсов можно отметить безвредность и легкодоступность, а к недостаткам относятся электропроводность, влияние низких температур и риск нанесения имущественного вреда.
Порошковые установки
Эта категория средств пожаротушения востребована при возгорании транспортных средств и электрического оборудования, в том числе которое находится под напряжением.
Порошок закупорен в баллоны, рассеивание из которых производится под действие газа. Визуально это выглядит как облако плотного дыма, которое блокирует собой доступ кислорода.
Порошковый концентрат также успешно используется для тушения газообразных, твердых и жидких веществ.
Как происходит управление АППЗ
Множество электронных модулей соединяются между собой проводными и беспроводными слаботочными сетями и образуют комплект АППЗ.
Все элементы системы участвуют в управлении. С центрального поста ведется их мониторинг и контроль. Пост может быть дополнен средствами диспетчеризации для управления вручную или срабатывать автоматически.
Комплексы АППЗ функционируют параллельно с другими инженерными системами на объекте, интегрируют с системами контроля доступа, видеонаблюдения и охраны. Чтобы пожарные службы получили своевременный сигнал, должны быть подключены сети связи.
Несмотря на сложность и многокомпонентность системы АППЗ, это лучший способ защитить здание и людей от пожара, минимизировать имущественный вред и снизить общие потери от стихии.
Требования к АППЗ
В соответствии с техническими нормативами ППБ к автоматическим средствам противопожарной защиты предъявляются следующие требования:
Проектирование и монтаж АППЗ в многоквартирном доме — сложное и дорогостоящее мероприятие, которое включает сведение установок и всех элементов в единый комплекс.
Общих требований по установке АППЗ законодательством не предусмотрено, для каждой индивидуальной системы они свои. Главное — придерживаться основных регламентов, правил и методик.
Особенности ремонта АППЗ
В квитанции за коммунальные услуги можно встретить графу «Содержание и ремонт АППЗ». Что это понятие включает в себя? Дело в том, что содержание и ремонт аварийной противопожарной защиты является обязательным требованием для многоквартирных домов, в том числе и в 2021 году.
Систему имеет право устанавливать только специализированная бригада подготовленных специалистов из числа спасателей и сотрудников организаций, имеющих лицензию Министерства по чрезвычайным ситуациям.
Услуги такого рода оказываются на платной основе, и поэтому управляющие компании переадресуют пропорциональные суммы в счета жильцов.
Структура АППЗ включает в себя:
Помимо основных пунктов, в оплату могут включаться дополнительные услуги, объем которых должен быть предварительно согласован с жильцами МКД.
На практике чаще всего системы АППЗ находятся в нерабочем состоянии, а могут и вовсе отсутствовать. А плата за ее содержание и обслуживание аккурат выставляется каждый месяц, так как наличие АППЗ является обязательным условием по закону.
Как отказаться от услуги
На самом деле жильцы не могут отказаться от услуги по содержанию и ремонту автоматической противопожарной защиты, так как дом, в котором они живут, признают непригодным к эксплуатации.
Однако можно потребовать от управляющей компании или ТСЖ провести перерасчет по платежам, особенно, если система неисправна или вообще отсутствует.
Так недобросовестные УК присваивают денежные средства жильцов, не обеспечивая их в полной мере противопожарной защитой. Это является нарушением законодательства о пожарной безопасности, что, соответственно, чревато штрафными санкциями в отношении конкретных должностных лиц и всей организации как юридического лица.
Если управляющая компания ненадлежащим образом выполняет свои обязанности, собственники или наниматели вправе даже требовать материальной компенсации и перерасчета внесенной оплаты через судебные инстанции. Если такая ситуация имеет место быть, жильцы могут отказаться от услуг УК в пользу другой компании или организовать товарищество собственников жилья.
Заключение
АППЗ расшифровывается как автоматическая противопожарная защита. Ее наличие — обязательное требование признания пригодности многоквартирного дома.
Отказаться от оплаты по графе в квитанции «Содержание и ремонт АППЗ» нельзя. Однако следует интересоваться исправностью противопожарного оборудования, чтобы не оплачивать несуществующую услугу.
Что такое жилищно-коммунальные услуги: что входит, что делать при долге
Жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) предоставляются управляющими компаниями для обеспечения комфортного проживания и поддержания жилого фонда в исправном техническом состоянии. Документы, регулирующие правила их предоставления и оплаты, — это постановление правительства России о предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов и Жилищный кодекс Российской Федерации.
Эксперт в статье:
Алексей Гавришев, адвокат, управляющий партнер AVG Legal
Коммунальные услуги и жилищные — разные вещи. Коммунальное обслуживание — это деятельность управляющей компании (УК) по поставке ресурсов надлежащего качества в установленный срок. А жилищный сервис — это деятельность управляющей компании, направленная на поддержание чистоты общего имущества, обеспечение его сохранности и поддержание в нормальном состоянии всех устройств в многоквартирном доме.
Что входит в жилищно-коммунальные услуги
В список ЖКУ, которые предлагают жильцам, входят:
Алексей Гавришев, адвокат, управляющий партнер AVG Legal:
— Под коммунальными подразумеваются те услуги, которые направлены на обеспечение проживания жителей в многоквартирном доме, непосредственно в своих квартирах, в то время как жилищные услуги направлены на содержание, управление и ремонт общего домового имущества, принадлежащего жителям многоквартирного дома по праву долевой собственности. Коммунальные услуги включают в себя холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и электроснабжение. Жилищные услуги включают в себя содержание и ремонт жилых помещений и общего имущества многоквартирного дома, капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома и вывоз бытовых отходов.
Правила предоставления коммунальных услуг
Исполнителем коммунальных услуг могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья (ТСЖ), жилищные кооперативы, а также специализированные потребительские кооперативы. Кроме того, исполнителем таких услуг может быть садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество.
Предоставление коммунальных услуг собственникам возможно только с момента заключения ими договора поставки коммунальных ресурсов с ресурсоснабжающими организациями, которые отвечают лишь за предоставление коммунальных ресурсов до границы многоквартирного или жилого дома.
Обязанности исполнителя:
Граждане и организации обязаны оплачивать коммунальные услуги за помещение, которое они занимают. Обязанность оплачивать КУ у собственника, нанимателя или арендатора появляется с момента возникновения права собственности или заключения соответствующего договора. Тот, кто принял квартиру от застройщика по передаточному акту, но право собственности еще не установил, обязан оплачивать коммунальные услуги с момента подписания акта.
Нормативы потребления
Норматив потребления — количественный показатель объема потребления коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, природный и (или) сжиженный газ, электрическая энергия, тепловая энергия, сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения), применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета. Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг утвержден постановлением правительства России от 23 мая 2006 года № 306 (в ред. постановления правительства России от 28 марта 2012 года № 258).
Установка нормативов на коммунальные услуги входит в обязанности местных властей — по каждому виду услуг свой норматив. Срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее трех лет, в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат.
В каких случаях вносятся изменения в нормативы:
Квитанция на оплату коммунальных услуг
Единый платежный документ (ЕПД) — квитанция, которую получают собственники жилых и нежилых помещений, а также наниматели жилых помещений по договору социального найма. Счет за коммунальные услуги формируется на основании нормативов или объема потребления коммунальных ресурсов.
В ЕПД входит плата за следующие услуги:
Если в помещении установлены приборы учета, размер платы рассчитывается по формуле, в которой объем потребленного ресурса умножают на существующий тариф. При отсутствии прибора учета размер платы определяется по нормативам и рассчитывается по формуле, когда на норматив потребления и цену ЖКУ умножается число проживающих в доме или квартире. В случае если прибора учета нет, но имеется техническая возможность для его установки, в формуле расчета появляется повышающий коэффициент — 1,5.
С января 2021 года россиянам начали начислять пени за долги по квартплате и обяжут проводить поверки счетчиков.
Субсидии на оплату коммунальных услуг
На льготы от государства на оплату могут претендовать следующие граждане:
Также к категориям льготников относятся:
Каким должен быть доход для получения субсидии
Если семья тратит более 22% своего общего дохода на оплату коммунальных услуг, она имеет право на субсидии. Но региональные власти могут устанавливать собственные льготы и субсидии по оплате ЖКУ. Например, в Москве максимально допустимая доля совокупных расходов семьи на оплату услуг ЖКХ установлена в размере 10%, в Санкт-Петербурге — 14%, в Якутии — 15%, в Омске — 18%, в Кемерово — от 5 до 17%.
Большой долг за коммунальные услуги: что делать?
Последствия большого долга за коммунальные услуги:
Начисление пени за несвоевременную оплату предоставленной услуги.
Претензия управляющей компании с просьбой оплатить образовавшуюся задолженность. В ней указывается сумма задолженности, период ее образования и пени, начисленные за несвоевременную оплату услуги. В документе есть реквизиты для перечисления денежных средств и срок, в течение которого нужно погасить задолженность.
Алексей Гавришев, адвокат, управляющий партнер AVG Legal:
— Нередки случаи, когда у собственников жилых и нежилых помещений в силу различных обстоятельств образуются существенные задолженности по оплате ЖКХ, нередко суммы задолженностей исчисляются сотнями тысяч рублей.
Гражданское законодательство закрепляет положения, согласно которым срок исковой давности по задолженностям ЖКХ составляет три года, это срок, в течение которого УК может обратиться в суд с исковым заявлением о взыскании задолженности в принудительном порядке, при этом сумма задолженности, как правило, увеличивается на сумму пени и размер госпошлины. Чаще всего указанные суммы взыскиваются путем получения судебного приказа, то есть упрощенно, без проведения традиционных судебных заседаний.
Если должник имеет желание погасить имеющуюся задолженность, даже частично, он имеет право обратиться в управляющую компанию с заявлением о рассрочке платежа. Однако такое действие будет приниматься как признание долга и сроки давности на него уже распространяться не будут.
Отключение коммунальных ресурсов. Управляющая организация может ограничить или приостановить поставку ресурсов должнику. Но сначала его уведомят о предстоящем отключении и попросят погасить долг. Если он не исполнит просьбу, могут ограничить коммунальный ресурс.
Обращение в суд за взысканием задолженности. По решению суда в счет погашения долга может быть изъята бытовая техника, наложен арест на автомобиль и недвижимость, банковские счета и ценные бумаги.
Выселение неплательщиков. Законодательство позволяет выселить потребителя за долги по ЖКХ. Но это крайняя мера, к ней прибегают очень редко.