обсчитали в магните что делать
Обсчитали в магазине
Махинации, во время продажи продукции в магазине, являются незаконными. Что делать, если вас обсчитали в магазине, как доказать, что факт обмана действительно был, узнайте из статьи.
Типичные случаи нарушения прав потребителей в магазине
Продавцы и владельцы магазинов используют десятки способов для обмана покупателей. Таким образом, они легко зарабатывают приличные деньги на невнимательности клиентов.
Способ обмана
Описание
Обсчет с помощью ценника
Даже самые простые суммы, которые легко сложить в уме, подсчитываются с использованием калькулятора, существуют десятки вариантов обмануть клиента, вплоть до ввода нужной суммы без всякого подсчета.
Обсчет при расчете
Невнимательность кассира приводит к выдаче неправильной сдачи.
Кассир ошибается при вводе кода товара, пробивается такой же товар, но более дорого сорта.
Сдача мелкими монетами или купюрами
Выдается большое количество купюр или монет, которые покупателю некогда считать, дома можно обнаружить нехватку средств.
Использование магнитов, увеличение веса придавливанием товара, попыткой класть больше жидкости (товары быстрого употребления).
Во время выдачи сдачи, кассир или продавец округляет цену товара до целых чисел, аргументируя это нехваткой сдачи.
Что делать и куда обращаться
За время существования торговли, было придумано огромное количество вариантов обмана покупателя, лучший способ защиты от недобросовестного продавца — внимательность клиента. Проверяйте суммы, которые называет покупатель, самостоятельно подсчитав их в уме или на телефоне, следите за весом продукции, читайте описание внимательно.
Обсчет выявить просто, вы имеете право, в соответствии с пунктами гражданского кодекса, потребовать у администрации магазина «снятия остатков по кассе». Провести эту процедуру обязаны при клиенте, в момент его требования. Касса изымается, пересчитываются все средства, все, что окажется не учтенным в обороте — сдача клиента.
Обман со старым ценником — преимущество клиента. Законы о розничной торговле гласят, что вам обязаны продать товар по цене, которая указана на ценнике. Если этого делать не хотят, потребуйте книгу жалоб и предложений и зафиксируйте это.
Если вас обсчитали в магазине, перед тем как что- то делать, обратитесь к администратору, есть вероятность, что это инициатива продавца, пытающего нажиться на незнании покупателя.
Все факты обмана, обсчета, отказ давать книгу жалоб, фиксируйте на видео, аудио, фото, это даст больший вес вашей жалобе в Роспотребнадзор.
Ответственность магазина
Проверкой магазинов и маркетов занимается Роспотребнадзор. Действия этого органа РФ существенно ограничены, могут проводиться плановые проверки раз в три года, которые не могут выявить мошенников.
Обращение граждан и подача жалобы, дает возможность провести скрытую внеочередную проверку. Если факт мошенничества подтвердится, магазин ожидает штраф в размере от 10 до 30 тысяч рублей (индивидуальный предприниматель), от 25 до 50 тысяч рублей (юридическое лицо), согласно статье 14.7 КоАП РФ.
Как писать жалобу
Будьте внимательны, не дайте обмануть себя продавцу. Согласно букве закона, гражданин имеет право на защиту прав потребителя, поэтому, если вас в магазине обсчитали, обращайтесь в Роспотребнадзор незамедлительно.
У каждого в арсенале житейских историй есть случай, как, покупая сок с ценником 25 рублей, пришлось заплатить на кассе 35 рублей. Кто-то в такой ситуации пойдёт искать директора магазина и жаловаться, требуя вернуть деньги и устранить нарушение, а кто-то решит: «у меня еле-еле сил хватает телевизор смотреть, а тут целое разбирательство — лучше заплачу». Но подумайте — в некоторых магазинах ценники, вводящие в заблуждение, обычное дело. Один сок — 10 рублей, а сотни товаров, которые мы покупаем каждый день, уже 1 000 рублей. Может, стоит один раз отстоять свои права и больше не переплачивать. Расскажем, какие права имеет покупатель и как наказать магазин, который систематически продаёт товар по цене выше той, что указана на ценнике.
Позиция Роспотребнадзора
Ситуацию с завышенной ценой товара Роспотребнадзор рассматривал на официальном сайте (публикация от 21 февраля 2020 года).
Ведомство советует для начала позвать администратора магазина и сообщить, что ценник не соответствует действительности. В ответ можно услышать оправдания — не успели поменять после переоценки, покупатели передвинули товар или ценник и т. д.
Допустим, всё так и было. Половина продавцов болеет, а остальные принимают товар и сидят на кассе — ценники не успели поменять. Покупателей не должны волновать проблемы магазина, потому что закон есть закон.
п. 1 ст. 10 «Закона о защите прав потребителей» гласит:
Цена товара — обязательная информация.
Последние изменения в правилах розничной торговли, утверждённые Правительством (ПП РФ от 31.12.2020 № 2463), окончательно закрепили право покупать товар по указанной на нём цене.
Если ваши доводы и ссылки на нормативно-правовые акты не убедили управляющего магазином, переходите к более решительным действиям — подключайте Роспотребнадзор.
Суть проблемы изложите в заявлении. В качестве доказательства приложите чек и фотографию ценника. Уносить с собой его не надо, чтобы магазин не обвинил вас в краже оборудования.
Какой же ты на самом деле, ценник?
Мы разобрали ситуацию, когда ценник действительно не совпадает с реальной стоимостью товара.
Однако бывают случаи, когда покупатель обманывается. Например, на колбасе указан вес за 100 гр, а не за упаковку целиком или цена указана за товар, покупаемый по карте лояльности, а у вас её нет. Возможны акции, которые запутывают покупателя. Сок стоит 25 рублей, но только при покупке 2-х штук. Если же покупать один, то цена 45 рублей.
Информация на ценнике чаще всего есть, но написана так мелко и непонятно, что не разберёшь. Можно ли в таком случае привлечь магазин к ответственности?
Чтобы ответить на этот вопрос, надо разобраться в общих правилах оформления ценников, которые регулируются Постановлением Правительства РФ № 55 от 19.01.1998 г.
Одинаковые ценники
В законе нет образца для ценника, поэтому магазин может выбирать любой носитель, цвет бумаги, шрифт, способ нанесения информации. Главное — во всём магазине ценники должны быть одинаковые.
Например, если цены наносятся на грифельную доску белым мелом, то бумажек быть не должно. Если цены пишутся на бумажках от руки, то это применимо ко всему товару в магазине.
Допустим, прошла переоценка товара — надо срочно менять ценники, но принтер сломался. Нельзя новые цены написать от руки, а старые оставить печатными. Переписывать придётся все.
Дизайн тоже должен быть одинаковым. Разные штрифты и размер букв недопустим. Ценник должен быть читаемым с того места, где обычно стоит покупатель.
Вопрос разноцветных ценников остаётся открытым. Часто акцию выделяют, печатая цены на красной или жёлтой бумаге.
В законе нет регламента по цвету, сказано лишь о «единообразии», поэтому каждый инспектор Роспотребнадзора и суд решает вопрос на своё усмотрение.
Попытки судиться из-за разноцветных ценников были. Покупатель одного из сетевых магазинов пошёл в суд, требуя все ценники в магазине заменить на белые, потому что цветные заставляют его покупать ненужный товар и тратить больше. Суд в иске отказал, потому что по фото не было понятно, что это за магазин.
Информация о товаре
С 2016 года магазины не обязаны ставить печать, дату и подпись на оборот ценника. К обязательной информации относится лишь наименование, цена за вес или штуку, сорт, если он есть.
Наименование товара должно быть максимально подробным, чтобы покупатель его ни с чем не перепутал. Например, нельзя 6 разных сортов яблок подписать просто «яблоки» — люди запутаются. Нужен идентификатор (сорт, страна производитель и т. д.).
Если товар весовой, то надо указать цену за единицу измерения веса. Что это будет, килограммы или граммы, — решает магазин. Указывать вес за 100 грамм допустимо, поэтому смотрите внимательно. Фисташки стоят 1 500 рублей за килограмм, а не 150 рублей, как можно решить, глядя на ценник.
За товар в индивидуальной упаковке нельзя указывать цену за 100 грамм. Например, под сыром стоит ценник 65 рублей, а ниже маленькая приписка, что цена за 100 грамм. Покупатель должен не только это увидеть, но и найти на пачке вес (325 грамм), а затем вычислить окончательную цену. Слишком много действий для одного похода в магазин.
Требования можно объяснить тем, что товар в данном случае не весовой а штучный, поэтому цена должна быть указана за всю упаковку целиком.
Впрочем, у магазина может быть оправдание. Если продукт по базе заявлен как весовой, то цена за 100 грамм обоснована.
Некоторые представители торговли объясняют цену на сыр и колбасу в индивидуальной упаковке с указанием за 100 грамм тем, что у каждой упаковки свой вес, соответственно, и цена разная.
Требования отдельно выделять НДС на ценнике нет, поскольку он будет посчитан в чеке. Но указывать цену без НДС нельзя, потому что налог неотделим от цены товара и покупателю придётся самостоятельно считать общую стоимость.
Например, нельзя написать, что что наушники стоят 100 рублей без НДС, а продать их за 120 рублей.
К некоторым группам товаров есть особые требования. Например, на одежде должен быть указан размер. Для меха — вид и цвет окраски. Для бытовой техники — марка, модель, артикул.
Если один и тот же магазин постоянно вас вводит в заблуждение неверно оформленными ценниками, жалуйтесь в Роспотребнадзор — владельца магазина и управляющего оштрафуют, а также предпишут устранить нарушение.
Карты лояльности
В некоторых магазинах на ценнике написана не одна цена, а две или даже четыре: простая, по карте лояльности, мелкий опт, крупный опт.
С одной стороны, это путает. С другой стороны — честно рассказывает о всех вариантах цены.
В Санкт-Петербурге Роспотребнадзор оштрафовал директора сетевого магазина за то, что на ценнике было две цены (по карте и без). Роспотребнадзор руководствовался правилом «цены должны быть одинаковыми для всех».
Однако директор пошёл в суд, чтобы обжаловать решение Роспотребнадзора, и победил. Суд постановил, что не указывать цену товара по карте лояльности — вводить покупателя в заблуждение.
Получается, что если на ценнике есть описание акции и стоят две цены, то придраться не к чему.
Что делать, если вас обсчитали в магазине: три простых шага, как вернуть свои деньги
Представьте ситуацию: вы пришли в магазин, закупились продуктами на 2 490 рублей и дали кассиру пятитысячную купюру. Рассчитавшись, вы, не глядя, убираете сдачу в карман, а дома обнаруживаете, что вместо 2 510 рублей вам сдали 1 510. Не расстраивайтесь, вернуть деньги еще можно. Рассказываем, что для этого придется сделать.
Вернитесь в магазин
Первое, что вам нужно сделать сразу, как вы обнаружили, что вас обсчитали — отправиться в магазин, прихватив с собой чек. По возможности, купленные товары тоже взять с собой. Для начала попробуйте обратиться на ту кассу, где вы расплачивались. Вполне возможно, что продавец недодал вам деньги чисто случайно и уже заметил свою ошибку. Конечно, это самый идеальный вариант. Но учтите, особо на него рассчитывать не приходится.
Если же вам не удалось договориться с кассиром, подключайте к спору администратора торговой точки. У него есть техническая возможность проверить, кто прав в этой ситуации. Например, многие кассы сейчас оборудованы камерами. Собственно, именно для этого они там и установлены. Администратор посмотрит записи, на которых будет видно, какую купюру давали вы, и какую — вам.
Но даже если на кассе нет камеры, вы можете потребовать пересчитать деньги в кассе. Правда, этот вариант сработает, только если продавец действительно обсчитался случайно, и излишек положил в кассу, а не к себе в карман. Важно: пересчитывать кассу обязательно должны в вашем присутствии. Иначе какой вообще в этом смысл?
Напишите претензию
Увы, урегулировать конфликт не всегда удается мирным путем. Поэтому, если вы не смогли договориться устно, пра подключать письменные претензии. Напишите жалобу на имя управляющего магазином, в которой изложите всю историю и потребуете вернуть ваши деньги. Обязательно нужно прописать срок, который вы даете торговой точке на решение проблемы.
Также важно помнить, что претензию нужно составлять в двух экземплярах. Один вы отдаете администратору магазина, а на другом просите поставить отметку о том, что жалоба принята такого-то числа. Это пригодится вам для дальнейших разбирательств.
Попутно вы можете оставить запись в книге отзывов и предложений. В ней вам нужно будет указать свое имя и номер телефона, чтобы с вами могли связаться. По закону, прочесть вашу жалобу должны в течение двух дней. А ответить на нее — в течение пяти дней.
Пожалуйтесь в Роспотребнадзор
Если и предыдущие действия не дали никакого результата, а вы все равно намерены побороться за свои деньги, то вам следует пойти в местное отделение Роспотребнадзора. Заявление можно написать в свободной форме. Главное — подробно изложить суть претензии.
Как раз тут вам и пригодятся копии ваших жалоб в магазин, чеки и прочие доказательства вашей правоты. К слову, подавая жалобу в это ведомство, вам тоже нужно попросить их поставить печать на вашем экземпляре. Просто ради перестраховки (ну, и на случай, если вы решите обращаться в суд). На рассмотрения вашего обращения дается ровно 30 дней. Потом Роспотребнадзор должен вынести решение-либо обязать магазин вернуть вам деньги, либо оставить вас ни с чем. В последнем случае остается только судиться.
Обсчитали при оплате: что делать?
Вас обвесили в магазине, выбили кассовый чек, где указаны цены выше, чем на стенде с товарами? Или недобросовестный продавец применил распространённый способ обсчёта при оплате – дал неправильную сдачу? Как действовать в подобных ситуациях?
Знайте: формально такие действия являются серьезным нарушением. Например, неправильная сдача является уголовным преступлением!
Доказать злой умысел в таких случаях довольно сложно. Но все же есть законный способ вернуть свои деньги, если вы точно знаете, что кассир намеренно или по ошибке выдал вам сдачу меньшей суммы, чем было необходимо на самом деле.
Если кассир утверждает, что Вы дали купюру меньшего достоинства:
Все спорные вопросы можно попытаться решить сначала на уровне администратора или управляющего магазином.
Важно: не идите на поводу у кассира, уверяющего, что вы не обратили внимания на номинал купюры.
Да, во многих магазинах и стоят камеры видеонаблюдения, направленные и на кассы, на записи. Но зачастую трудно рассмотреть, какие купюры передавал покупатель.
Поэтому для того, чтобы доказать свою правоту, вам необходимо потребовать пересчета денег, находящихся на этот момент в кассе, и сверить сумму с показаниями аппарата.
Обычно продавцы ссылаются на то, что прямо сейчас кассу снять нельзя, так как делается это только в конце смены.
Важно: режим работы кассиров не имеет к покупателям никакого отношения. Вы вправе требовать, чтобы в торговый зал немедленно пригласили администратора.
Настаивайте на том, чтобы пересчет наличных в кассе производился только в Вашем присутствии (иначе смысл проверки теряется). Если вопреки вашим требованиям администрация планирует сделать это в недоступном для вас помещении, не соглашайтесь.
Достаточно велика вероятность, что вопрос будет решён в вашу пользу: вам выдадут правильную сдачу, либо снимут кассу в вашем присутствии.
Если вам не собираются идти навстречу, отказываются разрешать данный инцидент:
Вы вправе обратиться в Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора (по месту совершения обвеса, обсчета) с жалобой. Так как указанные действия содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.7 и ст. 14.15 КоАП РФ.
Самый результативный способ — это прийти в приемную и собственноручно написать и подать заявление*. В качестве доказательства доводов приложите к заявлению:
*Данный документ должен быть составлен Вами в двух экземплярах.
Важно: Настаивайте, чтобы заявление зарегистрировали в вашем присутствии и на вашем экземпляре поставили пометку о приеме, с входящим номером. Это равносильно почтовому уведомлению о получении.
Продавец неправильно дал сдачу? Что делать, если вас обсчитали в магазине?
Недобросовестные продавцы, которые намереваются обогатиться за счет обмана потребителя, стоят за прилавками и производят намеренный, или нет, обсчет покупателей. Правила торговли урегулированы законодательством, где за нарушение прав потребителя продавец несет ответственность. Честная торговля, высокое качество, правдивая информация о товарах – вот на что имеет право покупатель. Поговорим об этом более подробно.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Что входит в понятие «обсчет покупателя» и что говорит об этом закон?
Обсчет – это обман, при которой пострадавшая сторона платит за товар или услугу больше, чем изначально установленная стоимость. Обсчитать покупателя и недодать денег могут случайно – невнимательно выдав сдачу, или специально – с намерением обогатиться. Невыдача сдачи тоже считается обсчетом.
Достаточно часто встречается и такая ситуация, когда цена на кассе расходится с цифрами, указанными на ценнике. В этом случае, установленной ценой является та, которая размещена на ценнике, за которую покупатель изначально захотел приобрести товар. Покупатель, заметив расхождение в цене при расчете, может достаточно легко предотвратить собственный обман, показав продавцу ценник на товар.
Мирный путь решения проблемы
Чтобы в магазине защитить свои интересы не обязательно выставлять письменные претензии, подавать в суд и ждать, когда правда восторжествует, и вы получите излишне уплаченные 2 рубля обратно. Все небольшие споры можно решить на месте, не прибегая к судебным издержкам и сэкономив свое время.
Что делать покупателю, если его обсчитали?
Продавцы не всегда намеренно обсчитывают клиентов, иногда это происходит из-за невнимательности работника. Проверив сдачу на кассе и обнаружив неправильную сумму, бывает достаточно обратиться к кассиру, который тут же вернет разницу.
Как действовать и к кому обратиться в магазине?
Очереди, быстрый темп обслуживания и прочие обстоятельства не всегда позволяют пересчитать сдачу не отходя от кассы, но это не значит, что невозможно доказать факт обсчета. Если кассир не уверен, что неправильно дал сдачу, то следует вызвать администратора или директора магазина, который организует пересчет кассы, при котором будет выявлен излишек в случае правоты покупателя.
Что касается супермаркетов, то кассир не всегда знает, какая цена указана на прилавке, так как совершенно другой работник занимался выкладкой продукции (что делать, если ценник отсутствует?). Покупателю нужно самостоятельно сравнить суммы на чеке и витрине магазина, в случае расхождения так же вызвать ответственное лицо.
Мирным путем решить проблему не всегда получается, какие бы аргументы не приводились, продавец сдачу не выдает, значит нужно привлекать Роспотребнадзор.
Во всех регулирующих споры органах потребуют письменные формы. Подготовиться к этому стоит заранее. Если продавец отказывается удовлетворить претензию покупателя, тогда покупатель составляет претензию в письменном виде. В претензии описывается ситуация, произошедшая на торговой точке, фиксируется время и дата. Подготавливают 2 экземпляра, один из которых вручают ответственному лицу, а на втором сторона продавца ставит отметку о вручении.
На этом этапе может все закончиться, вторая сторона поймет четкое намерение добиться справедливости и завершит спор путем извинений и удовлетворения требований клиента. В случае отказа от возврата сдачи, написать заявление в Роспотребнадзоре и приложить претензию.
Как быть, если продавец не выдает деньги?
Как и говорилось ранее, если кассир не выдает сдачу, сначала стоит напомнить ему об этом, возможно он просто забыл или неправильно посчитал. Кассиры иногда, ссылаясь на отсутствие разменных денег, предлагают купить еще товар или зайти за сдачей в другой раз.
Имеет ли право продавец так поступать?
Предлагать купить дополнительный товар можно, но нельзя обязывать это делать, такой вариант идет только на усмотрение покупателя. А вот сдачу с покупки продавец обязан вернуть сразу.
При этом покупатель не обязан ходить и разменивать деньги самостоятельно, даже если нет мелких купюр, так как Министерство финансов письмом № 104 «Типовые правила эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» этот вопрос осветило. Отказаться продавать товар торговая точка не имеет права, факт продажи является публичным договором о покупке.
Устранение конфликта на месте
Любые возникшие проблемы в магазине решаются достаточно просто через администратора магазина, только в крайних случаях приходится прибегать к судебному урегулированию.
Жалоба, оставленная в книге, должна быть не только рассмотрена, так же продавец обязан внести необходимые записи по решению сложившейся проблемы и дать ответ заявителю в течение пяти дней. Тем самым любые вопросы, связанные с нарушением прав потребителей, можно решить и в отсутствие управляющего торговой точкой.
Что делать, если проблему не удалось решить?
Предприняв шаги мирного урегулирования спора и не получив удовлетворительного решения, пострадавшая сторона может обратиться в вышестоящие структуры. Обсчет – это один из видов мошенничества, за который предусмотрена ответственность по ст.14.7 КоАП РФ.
Столкнувшись с этим видом мошенничества, покупателю лучше обратится сразу в несколько инстанций:
Инструкция по составлению жалобы
Перед написанием претензий лучше почитать законы, чтобы язык изложения был серьезным и юридически грамотным. При неправильном составлении жалобы или неполным указанием информации, дело может не рассматриваться. Обязательно в тексте указать:
Необходимо предоставить:
Больше информации о том, как нужно действовать, если вас обманули в магазине, вы найдете в этой статье.
Какова ответственность?
Более крупные размеры штрафа получат должностные лица – 10-30 тыс.руб. и организации от 20-50 тыс.руб согласно КоАП РФ. Любой продавец, понимая последствия, готов будет решать вопрос на месте, не доводя до судебных разбирательств, поэтому не нужно бояться отстаивать свои права.
В заключении статьи можно добавить, что незнание законов не освобождает от ответственности, поэтому знать такие тонкости необходимо не только покупателю, но и продавцу. Решение споров мирным путем позволяет избежать потерь обеим сторонам, продавцам – денег, покупателям – времени.
Полезное видео
Предлагаем посмотреть видео о том, что делать, если вас обсчитали в магазине:
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.