обществознание на что делится
Теория по обществознанию
ЕГЭ по обществознанию пользуется большой популярностью у школьников. Экзамен считается легким: не нужно делать расчеты, не нужны трудоемкие вычисления. Эта легкость обманчива, и сдать экзамен бывает сложно по двум причинам. Во-первых, курс обществознания состоит из нескольких разделов, которые лишь условно связаны между собой, поэтому структурировать полученные знания может быть непросто. Во-вторых, по время испытания придется быстро переключаться между разными разделами, что потребует собранности, умения сосредотачиваться.
Особенности предмета
Обществознание представляет собой дисциплину, которая включает в себя комплекс наук, так или иначе связанных с социумом. Это социология, психология, социальная философия, история, история, культурология, политология, экономика, юриспруденция, этика и др.
Учебный курс разделен на несколько тем:
На экзамене вас ждут вопросы по всем этим темам. Справиться с заданиями без подготовки будет очень непросто даже тем, кто получал хорошие оценки на уроках обществознания с пятого по одиннадцатый класс. Необходимо освежить знания, вспомнить определения, систематизировать пройденное. Для этого требуется изучение теории по обществознанию.
Экзамен
Каждый экзаменационный билет содержит четыре типа заданий:
На 20 заданий требуется дать краткий ответ, на 9 – развернутый. Также выпускникам предстоит написать эссе. При сдаче экзамена без знания теории обойтись никак нельзя.
Обществознание.
Определение термина.
Определение термина обществознания – очень простое и явно из самого названия. Это комплекс дисциплин, изучающих различные стороны человеческого общества. Попросту говоря, обществознание – это наука об обществе, и в этом определении – все, что может под этим подразумеваться. По сути же эта наука пересекается с множеством других, таких как социология, социальная психология, история, политология, правоведение, философия и прочие.
История обществознания.
Первые работы в истории обществознания, которое тогда еще не имело определенного названия, появились еще в Древней Греции. Платон придумал свое учение о справедливом обществе, чем-то напоминающее современные работы о социализме, а Аристотель придумал понятие «демократия», которое знакомо сейчас даже первоклассникам. Среди прочих общественных и политических деятелей свой вклад в развитие обществознания вложили Николо Макиавелли, Томас Гоббс, Джон Локк, Вольтер, Жан-Жак Руссо, Монтескье, Карл Маркс и другие. Идеи многих из них по современным меркам были достаточно радикальными. Макиавелли, например, известен своей идеей о том, что цель оправдывает средства, а Вольтер считал, что бедные рождены для того, чтобы работать на богатых, и это и есть идеальное общество. Тем не менее, все эти работы оказали влияние на общество, а значит и на наш предмет.
Обществознание как школьный предмет.
Обществознание как школьный предмет в нашей стране появилось еще в 60-х годах прошлого века под названием обществоведение. С тех пор его продолжают преподавать, изучать и развивать. Обществознание входит в список предметов, утвержденных Рособрнадзором, на Едином государственном экзамене (ЕГЭ).
Заключение.
Обществознание не дает все ответы на вопросы о человеке и обществе. Этим занимаются более конкретные науки, как психология, социология или правоведение, но наш предмет обобщает в себе знания этих наук, формирует целостную картину и дает направление для дальнейшего изучения и исследования.
Обществознание
Обществознание – комплекс дисциплин, объектом исследования которых являются различные стороны жизни общества. Как учебный предмет оно включает в себя основы общественных наук (философии, социологии, социальной психологии, правоведения, экономики, политологии и др.) и сосредотачивается на специальных знаниях, которые необходимы для эффективного решения наиболее типических проблем в социальной, экономической, политической, духовной сферах жизни. Характерной особенностью курса обществознания является то, что общественные науки рассматриваются в нем не в изолированном виде, а как тесно связанные между собой дисциплины, составляющие единое целое. Можно сказать, что если каждая отдельная наука предлагает свой фрагмент знаний об обществе и человеке и свою точку зрения на него, то обществознание позволяет сложить из этих фрагментов и позиций целостную и объемную картину социального мира. [1]
Содержание
Обществознание как предмет в средней школе
Обществознание — обобщённый школьный предмет средней школы РФ, который затрагивает разнообразные общественные темы. Фактически его преподавание является заменой отменённого предмета «обществоведение» в СССР (в значительной степени построенного на марксистско-ленинской философии с идеологическим и патриотическим воспитанием). Суть предмета состоит в преподавании основ общественных наук.
Включает в себя, кроме основ общественных наук (см. ниже), «введение» в право (скорее не в научном, а в прикладном смысле; полноценного разведения школьного предмета граждановедения и раздела права в курсе обществознания пока не произошло), начала психологии и общие рассуждения о «духовности» (находящиеся за рамками положительной науки).
В основном предмет обществознания изучает философию, социологию и политологию. Однако также в состав обществознания входят отдельные науки: право, экономика, история — и интегративные (культурология), а также поднауки (социальная психология).
Обществознание как комплекс наук
Обществознание — обобщающее название наук, изучающих общество в целом и общественные процессы. Термин используется для отличения в системе гуманитарных наук дисциплин, изучающих общество, от дисциплин изучающих человека (как правило вне общества — например, психологии).
Под термин «обществознание» подпадают как минимум: экономика, социология (так называемые hard-науки, построенные в значительной степени на математике [источник не указан 718 дней] и классической опоре на факты), культурология, политология (можно назвать soft-науками — в них пока (?) велика роль общих рассуждений и полурациональных моделей, крайне мало математики и большие сложности с фактами — во всяком случае, в классическом понимании).
Следует отметить, что в настоящее время, наряду с развитием отдельных общественных наук, идёт процесс их сближения в некую синкретическую науку (модель К. Маркса — Д. Лукача и т. п.). [источник не указан 675 дней]
Перспективы возникновения подобной обобщающей научной модели человеческого общества пока туманны, но понятно, что общественная практика требует именно целостной модели, не удовлетворяясь «частичными». [источник не указан 675 дней]
См. также
Ссылки
Примечания
Обществознание
Полезное
Смотреть что такое «Обществознание» в других словарях:
обществознание — обществозн ание, я … Русский орфографический словарь
обществознание — (2 с), Пр. об обществозна/нии … Орфографический словарь русского языка
обществознание — обществозна/ние, я … Слитно. Раздельно. Через дефис.
обществознание — я; ср. Совокупность наук об обществе, изучаемых в средней школе (история, обществоведение, экономика, этика и т.п.). Выбрать нужные учебники по обществознанию … Энциклопедический словарь
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ — система дисциплин, изучающих различн. стороны сферы и аспекты обществ. жизни, к рая в своей целостности обеспечивает научн. понимание функционирования и развития об ва. История обществ. мысли свидетельств том, что О. развивалось на основе… … Российская социологическая энциклопедия
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ — совокупность знаний общества о самом себе. Практически любая попытка конкретизировать это определение приводит к необходимости философского обоснования О., его социально исторической определенности, его структурности, его типизации, его… … Современный философский словарь
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ — система дисциплин, изучающих различные стороны, сферы и аспекты общественной жизни, которая в своей целостности обеспечивает научное понимание функционирования и развития общества … Политология: словарь-справочник
обществознание — я; ср. Совокупность наук об обществе, изучаемых в средней школе (история, обществоведение, экономика, этика и т.п.) Выбрать нужные учебники по обществознанию … Словарь многих выражений
обществознание — общ/е/ств/о/зна/ни/е [й/э] … Морфемно-орфографический словарь
Гуревич, Павел Семёнович — Павел Семёнович Гуревич … Википедия
Обществознание. Все темы. Экспресс-справочник для подготовки к ЕГЭ
«Обществознание. Все темы. Экспресс-справочник для подготовки к ЕГЭ» – учебное пособие удобного карманного формата. Сжато и доступно изложен материал курса обществознания. Пособие рассчитано на самостоятельную подготовку к ЕГЭ. Для старшего школьного возраста.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Обществознание. Все темы. Экспресс-справочник для подготовки к ЕГЭ предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
© OOO «Издательство АСТ», 2019
1. Человек и общество
1.1. Природное и общественное в человеке
Антропогенез — процесс происхождения и становления физического типа человека.
В человеке сочетаются два начала, две природы: биологическая и социодуховная. Полноценным человеком можно стать только в обществе, взаимодействуя с другими людьми и социальными институтами. Только в обществе формируется сознание, мышление, навыки и знания. Человек не является личностью с момента рождения, а становится ею и процессе социализации. Важнейшей социальной характеристикой человека является наличие у него сознания.
Индивид — человек как представитель общества и человеческого рода (в первую очередь, биологическая составляющая).
Индивидуальность — специфические, уникальные, неповторимые свойства и качества, присущие только этому человеку (как врожденные, так и приобретенные в обществе).
Личность — высшая ступень развития человека, на которой он выступает как субъект сознательной деятельности и как носитель социально значимых свойств и качеств.
• социальный статус — положение человека в социальной иерархии;
• социальная роль — образец поведения, ожидаемый обществом от человека с определенным статусом;
• направленность — определенность поведения человека высшими ценностями, установками, смыслом жизни, мировоззрением.
1.2. Мировоззрение, его виды и формы
Мировоззрение — совокупность взглядов и представлений человека об окружающем мире, обществе и месте человека в мире.
Структура мировоззрения: знания, духовные ценности, принципы, идеалы, убеждения.
• обыденное, источником которого является личный опыт или общественное мнение, связанные с повседневной деятельностью;
• религиозное, источником которого является некий авторитет, наделяемый доступом к сверхъестественному знанию;
• научное, основанное на рационально обработанном опыте;
• философское, основанное на разуме, обращенном к самому себе.
Знание — результат познавательной деятельности.
Познание — деятельность, направленная на получение знаний об окружающем мире, обществе и человеке.
• субъект (тот, кто осуществляет познание — человек или общество в целом);
• объект (то, на что направлено познание);
• знание (результат познания).
• обыденное — знание, приобретаемое в ходе практической деятельности и социального взаимодействия;
• мифологическое — образное знание, передаваемое из поколения в поколение;
• религиозное — знание, основанное на вере в сверхъестественное;
• художественное — основанное на субъективном творческом откровении;
• научное — систематическое, теоретическое, экспериментально подтвержденное знание;
• псевдонаучное — знание, имитирующее науку, но таковым не являющееся.
1.4. Понятие истины, ее критерии
Истина — соответствие полученных знаний своему содержанию объекта познаний. Истина должна быть объективной. Объективная истина — истина, не зависящая от воли и желания субъекта познания.
Выделяют два вида истины: относительная и абсолютная.
Относительная истина — истина, частичная, неполная, характеризующая отдельные аспекты или отношения познаваемого объекта.
Абсолютная истина — полное, точное, неизменное знание, характеризующее все стороны познаваемого предмета.
1.5. Мышление и деятельность
Мышление — процесс активного отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях.
Мышление человека формируется в процессе деятельности и развивается по мере освоение новых форм деятельности.
Деятельность — форма активности, присущая исключительно человеку.
• Субъект — тот, кто осуществляет деятельность (человек или коллектив).
• Объект — то, на что направлена деятельность.
• Мотив — то, что побуждает человека к деятельности, то, почему действует человек.
• Цель — то, ради чего осуществляется деятельность.
• Средства — то, с помощью чего осуществляется деятельность.
• Результат — изменения в реальности, которые происходят после завершения деятельности.
Учение — это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знание, умений, навыков.
Общение — это вид деятельности, при котором происходит обмен идеями, эмоциями.
Труд — это вид деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата.
Игра — это особый вид деятельности, целью которого не является производство какого-либо материального продукта, а сам процесс — развлечение, отдых.
1.6. Потребности и интересы
Потребность — фундаментальная необходимость человека в условиях своего существования.
Нужда — актуализированная потребность, осознаваемая на субъективном уровне.
Интерес — направленность человека на условия доступности предмета потребности.
Мотив — потребность, ставшая основанием деятельности.
I. Основная классификация:
• материальные (естественные, биологические, врожденные, органические) — потребности в поддержании физического существования (еда, сон, отдых…);
• социальные — потребности во взаимодействии с обществом (общение, престиж, признание, труд…);
• идеальные (духовные) — потребности в создании и освоении духовных ценностей (творчество, самореализация, знания…).
II. Пирамида А. Маслоу.
Согласно классификации А. Маслоу, люди не переходят к удовлетворению высших потребностей, пока не удовлетворены потребности низшего уровня.
• естественные (еда, сон, безопасность…);
• экзистенциальные (комфорт существования, самореализация…).
1.7. Свобода и необходимость в человеческой деятельности
Свобода может пониматься как:
• возможность действовать, повинуясь только своим желаниям;
• возможность действовать, подвергаясь только таким ограничениям, которые обеспечивают признание и уважение прав других;
• «негативная» и «позитивная» свобода. Негативная свобода — «свобода от» — свобода от внешних обстоятельств. Позитивная свобода — «свобода для» — условие роста и развития человека.
Необходимость — это условия, в которые изначально поставлен человек и которое определяют его деятельность.
В любом понимании, абсолютная свобода недостижима и невозможна.
Ответственность — осознание себя как причины совершаемых поступков, во внутреннем контроле за ними. Социальная ответственность — поведение человека в соответствии с интересами других людей и общества в целом.
1.8. Системное строение общества: элементы и подсистемы
1. Общество в широком смысле — обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, состоящая из людей, обладающих волей и сознанием и включающая формы их объединения и способы взаимодействия.
2. Общество в узком смысле — совокупность людей, объединенных общей деятельностью и общими интересами.
3. Общество как система — это динамичная сложноорганизованная система, отличающаяся следующими чертами (черты общества как системы):
• упорядоченность, наличие законов, принципов, определяющих функционирование общества;
• целостность, общество является единым целым;
• интегративность, у общества как целого имеются интегративные свойства, то есть свойства, не сводимые к свойствам отдельных моментов;
• сложноорганизованность, общество состоит не из простых элементов, а из подсистем, имеющих внутреннюю структуру, и, в конечном итоге, из людей, каждый из которых обладает волей и сознанием;
• динамичность, способность к изменению отдельных частей, их развитию или деградации, при сохранении целостности всего общества;
• самодостаточность, способность поддерживать свое существование.
Сложноорганизованность общества означает, что оно состоит из подсистем общества (сфер общественной жизни).
1. Экономическая сфера, которая включает производство материальных благ и отношения, возникающие в процессе производства — распределение, обмен, потребление материальных благ.
2. Социальная сфера, включающая социальную структуру и социальные группы.
3. Политическая сфера, в которой общество осуществляет саморегуляцию, управление с помощью институтов государства и права.
4. Духовная сфера — это сфера общественного сознания, в которой осуществляется духовное производство и создаются духовные блага.
1.9. Основные институты общества
Социальный институт — исторически сложившаяся форма организации совместной деятельности людей, на основе комплекса норм и статусов регулирующая их взаимодействие и удовлетворяющая фундаментальные человеческие потребности.
В соответствии с фундаментальными потребностями общества (воспроизводство рода, безопасность и порядок, средства существования, получение знаний, социализация, духовные потребности) выделяют пять основных институтов общества:
• Духовные институты (религии, науки, морали).
Институты необходимы для:
• объединения больших масс людей, занятых определенным видом деятельности;
• закрепления конкретных видов и форм взаимодействия;
• нормативной регуляции этих видов деятельности, стандартизации поведения своих участников;
• формирования системы учреждений, наделенных материальными средствами для этой деятельности;
1.10. Понятие культуры. Формы и разновидности
«Культура»: слово происходит от латинского глагола, означающего «возделывание почв». В широком смысле, это совокупность форм и результатов человеческой деятельности, закрепленных в общественной практике. В узком смысле, это отрасли творческой деятельности, связанные с искусством.
Формы культуры: материальная и духовная.
Материальная культура — совокупность объектов культуры, существующих в чувственно-предметной реальности, предназначенных для удовлетворения материальных потребностей.
Духовная культура — совокупность объектов культуры, существующих через сознание людей, предназначенных для удовлетворения духовных потребностей.
Культура подразделяется на народную, элитарную и массовую.
1. Народная культура — культура, характерная для определенной этнической общности (народа, нации).
• анонимность, создается всем народом;
• связь с национальными корнями;
• служит для национальной самоидентификации;
• возникает в процессе практической деятельности людей.
2. Элитарная культура — культура, характерная для высших слоев общества.
• сложность, доступность только для избранных;
• создается определенными авторами;
• служит для отделения высших слоев (аристократии) от простых людей;
• постоянно развивается, усложняется;
3. Массовая культура — культурные образцы, которые адресованы широкой аудитории, «массовому потребителю».
• простота и доступность форм;
В современном обществе массовая культура доминирует, она практически вытеснила народную; в то же время, элитарная культура сохраняется как средство творческого самовыражения, не направленное на массовое потребление и коммерческую выгоду.
Наука может пониматься в трех смыслах: как социальный институт, как отрасль духовного производства, как система знаний.
1. Наука как социальный институт — система организаций, учреждений вырабатывающих, распространяющих и внедряющих знания, а также норм и принципов, регулирующих их деятельность.
2. Наука как духовное производство — особый тип духовной деятельности, направленной на получение достоверного и обоснованного знания.
3. Наука как система знаний — упорядоченная система обоснованных знаний, выраженных в абстрактно-логической форме.
Выделяют два уровня научного знания — эмпирический и теоретический.
1. Эмпирический уровень характеризуется непосредственным познанием внешних сторон объектов, выявлением наблюдаемых фактов и фиксацией закономерностей.
Формы эмпирического познания — научный факт и эмпирический закон. Эмпирическое познание использует методы:
2. Теоретический уровень осуществляет опосредованное познание, проникает в сущность явлений и объясняет их.
Формы теоретического уровня познания — закон, гипотеза, теория. Теоретическое познание использует методы:
• систематизация и др.
Помимо эмпирических и теоретических методов, существуют универсальные методы, применение которых возможно на любом из данных уровней.
Традиционно выделяют естественные и социально-гуманитарные науки.
1. Естественные науки изучают природные объекты и явления. Их основная задача — объяснение универсальных, повторяющихся закономерностей.
Конец ознакомительного фрагмента.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Обществознание. Все темы. Экспресс-справочник для подготовки к ЕГЭ предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Смотрите также
Обществознание. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ
Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ
И. А. Шемаханова, 2014
Справочник школьника по литературе
Краткий справочник по истории России
Денис Алексеев, 2017
Как написать сочинение. Для подготовки к ЕГЭ
Группа авторов, 2010
ЕГЭ по aнглийскому языку. Словарь по темам эссе (1)
Татьяна Ивановна Беннетт, 2019
История. Историческое сочинение на ЕГЭ
Теория государства и права. Вопросы и ответы
Радиосвязь на море
Владимир Егорович Чирков, 2018
Ника Цветкова, 2015
История. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ
История. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ