обществознание на что делится

Теория по обществознанию

ЕГЭ по обществознанию пользуется большой популярностью у школьников. Экзамен считается легким: не нужно делать расчеты, не нужны трудоемкие вычисления. Эта легкость обманчива, и сдать экзамен бывает сложно по двум причинам. Во-первых, курс обществознания состоит из нескольких разделов, которые лишь условно связаны между собой, поэтому структурировать полученные знания может быть непросто. Во-вторых, по время испытания придется быстро переключаться между разными разделами, что потребует собранности, умения сосредотачиваться.

Особенности предмета

Обществознание представляет собой дисциплину, которая включает в себя комплекс наук, так или иначе связанных с социумом. Это социология, психология, социальная философия, история, история, культурология, политология, экономика, юриспруденция, этика и др.

Учебный курс разделен на несколько тем:

На экзамене вас ждут вопросы по всем этим темам. Справиться с заданиями без подготовки будет очень непросто даже тем, кто получал хорошие оценки на уроках обществознания с пятого по одиннадцатый класс. Необходимо освежить знания, вспомнить определения, систематизировать пройденное. Для этого требуется изучение теории по обществознанию.

Экзамен

Каждый экзаменационный билет содержит четыре типа заданий:

На 20 заданий требуется дать краткий ответ, на 9 – развернутый. Также выпускникам предстоит написать эссе. При сдаче экзамена без знания теории обойтись никак нельзя.

Источник

Обществознание.

Определение термина.

Определение термина обществознания – очень простое и явно из самого названия. Это комплекс дисциплин, изучающих различные стороны человеческого общества. Попросту говоря, обществознание – это наука об обществе, и в этом определении – все, что может под этим подразумеваться. По сути же эта наука пересекается с множеством других, таких как социология, социальная психология, история, политология, правоведение, философия и прочие.

История обществознания.

Первые работы в истории обществознания, которое тогда еще не имело определенного названия, появились еще в Древней Греции. Платон придумал свое учение о справедливом обществе, чем-то напоминающее современные работы о социализме, а Аристотель придумал понятие «демократия», которое знакомо сейчас даже первоклассникам. Среди прочих общественных и политических деятелей свой вклад в развитие обществознания вложили Николо Макиавелли, Томас Гоббс, Джон Локк, Вольтер, Жан-Жак Руссо, Монтескье, Карл Маркс и другие. Идеи многих из них по современным меркам были достаточно радикальными. Макиавелли, например, известен своей идеей о том, что цель оправдывает средства, а Вольтер считал, что бедные рождены для того, чтобы работать на богатых, и это и есть идеальное общество. Тем не менее, все эти работы оказали влияние на общество, а значит и на наш предмет.

Обществознание как школьный предмет.

Обществознание как школьный предмет в нашей стране появилось еще в 60-х годах прошлого века под названием обществоведение. С тех пор его продолжают преподавать, изучать и развивать. Обществознание входит в список предметов, утвержденных Рособрнадзором, на Едином государственном экзамене (ЕГЭ).

Заключение.

Обществознание не дает все ответы на вопросы о человеке и обществе. Этим занимаются более конкретные науки, как психология, социология или правоведение, но наш предмет обобщает в себе знания этих наук, формирует целостную картину и дает направление для дальнейшего изучения и исследования.

Источник

Обществознание

обществознание на что делится. Смотреть фото обществознание на что делится. Смотреть картинку обществознание на что делится. Картинка про обществознание на что делится. Фото обществознание на что делится

обществознание на что делится. Смотреть фото обществознание на что делится. Смотреть картинку обществознание на что делится. Картинка про обществознание на что делится. Фото обществознание на что делится

Обществознание – комплекс дисциплин, объектом исследования которых являются различные стороны жизни общества. Как учебный предмет оно включает в себя основы общественных наук (философии, социологии, социальной психологии, правоведения, экономики, политологии и др.) и сосредотачивается на специальных знаниях, которые необходимы для эффективного решения наиболее типических проблем в социальной, экономической, политической, духовной сферах жизни. Характерной особенностью курса обществознания является то, что общественные науки рассматриваются в нем не в изолированном виде, а как тесно связанные между собой дисциплины, составляющие единое целое. Можно сказать, что если каждая отдельная наука предлагает свой фрагмент знаний об обществе и человеке и свою точку зрения на него, то обществознание позволяет сложить из этих фрагментов и позиций целостную и объемную картину социального мира. [1]

Содержание

Обществознание как предмет в средней школе

Обществознание — обобщённый школьный предмет средней школы РФ, который затрагивает разнообразные общественные темы. Фактически его преподавание является заменой отменённого предмета «обществоведение» в СССР (в значительной степени построенного на марксистско-ленинской философии с идеологическим и патриотическим воспитанием). Суть предмета состоит в преподавании основ общественных наук.

Включает в себя, кроме основ общественных наук (см. ниже), «введение» в право (скорее не в научном, а в прикладном смысле; полноценного разведения школьного предмета граждановедения и раздела права в курсе обществознания пока не произошло), начала психологии и общие рассуждения о «духовности» (находящиеся за рамками положительной науки).

В основном предмет обществознания изучает философию, социологию и политологию. Однако также в состав обществознания входят отдельные науки: право, экономика, история — и интегративные (культурология), а также поднауки (социальная психология).

Обществознание как комплекс наук

Обществознание — обобщающее название наук, изучающих общество в целом и общественные процессы. Термин используется для отличения в системе гуманитарных наук дисциплин, изучающих общество, от дисциплин изучающих человека (как правило вне общества — например, психологии).

обществознание на что делится. Смотреть фото обществознание на что делится. Смотреть картинку обществознание на что делится. Картинка про обществознание на что делится. Фото обществознание на что делится

Под термин «обществознание» подпадают как минимум: экономика, социология (так называемые hard-науки, построенные в значительной степени на математике [источник не указан 718 дней] и классической опоре на факты), культурология, политология (можно назвать soft-науками — в них пока (?) велика роль общих рассуждений и полурациональных моделей, крайне мало математики и большие сложности с фактами — во всяком случае, в классическом понимании).

Следует отметить, что в настоящее время, наряду с развитием отдельных общественных наук, идёт процесс их сближения в некую синкретическую науку (модель К. Маркса — Д. Лукача и т. п.). [источник не указан 675 дней]

Перспективы возникновения подобной обобщающей научной модели человеческого общества пока туманны, но понятно, что общественная практика требует именно целостной модели, не удовлетворяясь «частичными». [источник не указан 675 дней]

См. также

Ссылки

Примечания

ОбществознаниеИзучаемые наукиФилософия • Социология • Политология • Право • Экономика • Культурология • История • Социальная психологияИстория дисциплиныОбществоведение (1960-е — 1991) • Обществознание (2000 — н. в.)МетодистыА. И. Кравченко • Е. А. Певцова • Л. Н. Боголюбов • А. Ю. Лазебникова • Т. Е. Лискова • Е. Л. Рутковская • Н. И. Городецкая • Л. В. Иванова • А. И. Матвеев • Ю. И. АверьяновКонкурсыВсероссийская олимпиада школьников по обществознанию • Всероссийская олимпиада школьников по истории • Всероссийская олимпиада школьников по праву • Всероссийская олимпиада школьников по экономике • Всероссийская олимпиада школьников по мировой художественной культуре • Международная философская олимпиада

Полезное

Смотреть что такое «Обществознание» в других словарях:

обществознание — обществозн ание, я … Русский орфографический словарь

обществознание — (2 с), Пр. об обществозна/нии … Орфографический словарь русского языка

обществознание — обществозна/ние, я … Слитно. Раздельно. Через дефис.

обществознание — я; ср. Совокупность наук об обществе, изучаемых в средней школе (история, обществоведение, экономика, этика и т.п.). Выбрать нужные учебники по обществознанию … Энциклопедический словарь

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ — система дисциплин, изучающих различн. стороны сферы и аспекты обществ. жизни, к рая в своей целостности обеспечивает научн. понимание функционирования и развития об ва. История обществ. мысли свидетельств том, что О. развивалось на основе… … Российская социологическая энциклопедия

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ — совокупность знаний общества о самом себе. Практически любая попытка конкретизировать это определение приводит к необходимости философского обоснования О., его социально исторической определенности, его структурности, его типизации, его… … Современный философский словарь

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ — система дисциплин, изучающих различные стороны, сферы и аспекты общественной жизни, которая в своей целостности обеспечивает научное понимание функционирования и развития общества … Политология: словарь-справочник

обществознание — я; ср. Совокупность наук об обществе, изучаемых в средней школе (история, обществоведение, экономика, этика и т.п.) Выбрать нужные учебники по обществознанию … Словарь многих выражений

обществознание — общ/е/ств/о/зна/ни/е [й/э] … Морфемно-орфографический словарь

Гуревич, Павел Семёнович — Павел Семёнович Гуревич … Википедия

Источник

Обществознание. Все темы. Экспресс-справочник для подготовки к ЕГЭ

обществознание на что делится. Смотреть фото обществознание на что делится. Смотреть картинку обществознание на что делится. Картинка про обществознание на что делится. Фото обществознание на что делится

«Обществознание. Все темы. Экспресс-справочник для подготовки к ЕГЭ» – учебное пособие удобного карманного формата. Сжато и доступно изложен материал курса обществознания. Пособие рассчитано на самостоятельную подготовку к ЕГЭ. Для старшего школьного возраста.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Обществознание. Все темы. Экспресс-справочник для подготовки к ЕГЭ предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

© OOO «Издательство АСТ», 2019

1. Человек и общество

1.1. Природное и общественное в человеке

Антропогенез — процесс происхождения и становления физического типа человека.

В человеке сочетаются два начала, две природы: биологическая и социодуховная. Полноценным человеком можно стать только в обществе, взаимодействуя с другими людьми и социальными институтами. Только в обществе формируется сознание, мышление, навыки и знания. Человек не является личностью с момента рождения, а становится ею и процессе социализации. Важнейшей социальной характеристикой человека является наличие у него сознания.

Индивид — человек как представитель общества и человеческого рода (в первую очередь, биологическая составляющая).

Индивидуальность — специфические, уникальные, неповторимые свойства и качества, присущие только этому человеку (как врожденные, так и приобретенные в обществе).

Личность — высшая ступень развития человека, на которой он выступает как субъект сознательной деятельности и как носитель социально значимых свойств и качеств.

• социальный статус — положение человека в социальной иерархии;

• социальная роль — образец поведения, ожидаемый обществом от человека с определенным статусом;

• направленность — определенность поведения человека высшими ценностями, установками, смыслом жизни, мировоззрением.

1.2. Мировоззрение, его виды и формы

Мировоззрение — совокупность взглядов и представлений человека об окружающем мире, обществе и месте человека в мире.

Структура мировоззрения: знания, духовные ценности, принципы, идеалы, убеждения.

• обыденное, источником которого является личный опыт или общественное мнение, связанные с повседневной деятельностью;

• религиозное, источником которого является некий авторитет, наделяемый доступом к сверхъестественному знанию;

• научное, основанное на рационально обработанном опыте;

• философское, основанное на разуме, обращенном к самому себе.

Знание — результат познавательной деятельности.

Познание — деятельность, направленная на получение знаний об окружающем мире, обществе и человеке.

• субъект (тот, кто осуществляет познание — человек или общество в целом);

• объект (то, на что направлено познание);

• знание (результат познания).

обыденное — знание, приобретаемое в ходе практической деятельности и социального взаимодействия;

мифологическое — образное знание, передаваемое из поколения в поколение;

религиозное — знание, основанное на вере в сверхъестественное;

художественное — основанное на субъективном творческом откровении;

научное — систематическое, теоретическое, экспериментально подтвержденное знание;

псевдонаучное — знание, имитирующее науку, но таковым не являющееся.

1.4. Понятие истины, ее критерии

Истина — соответствие полученных знаний своему содержанию объекта познаний. Истина должна быть объективной. Объективная истина — истина, не зависящая от воли и желания субъекта познания.

Выделяют два вида истины: относительная и абсолютная.

Относительная истина — истина, частичная, неполная, характеризующая отдельные аспекты или отношения познаваемого объекта.

Абсолютная истина — полное, точное, неизменное знание, характеризующее все стороны познаваемого предмета.

1.5. Мышление и деятельность

Мышление — процесс активного отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях.

Мышление человека формируется в процессе деятельности и развивается по мере освоение новых форм деятельности.

Деятельность — форма активности, присущая исключительно человеку.

• Субъект — тот, кто осуществляет деятельность (человек или коллектив).

• Объект — то, на что направлена деятельность.

• Мотив — то, что побуждает человека к деятельности, то, почему действует человек.

• Цель — то, ради чего осуществляется деятельность.

• Средства — то, с помощью чего осуществляется деятельность.

• Результат — изменения в реальности, которые происходят после завершения деятельности.

Учение — это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знание, умений, навыков.

Общение — это вид деятельности, при котором происходит обмен идеями, эмоциями.

Труд — это вид деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата.

Игра — это особый вид деятельности, целью которого не является производство какого-либо материального продукта, а сам процесс — развлечение, отдых.

1.6. Потребности и интересы

Потребность — фундаментальная необходимость человека в условиях своего существования.

Нужда — актуализированная потребность, осознаваемая на субъективном уровне.

Интерес — направленность человека на условия доступности предмета потребности.

Мотив — потребность, ставшая основанием деятельности.

I. Основная классификация:

• материальные (естественные, биологические, врожденные, органические) — потребности в поддержании физического существования (еда, сон, отдых…);

• социальные — потребности во взаимодействии с обществом (общение, престиж, признание, труд…);

• идеальные (духовные) — потребности в создании и освоении духовных ценностей (творчество, самореализация, знания…).

II. Пирамида А. Маслоу.

Согласно классификации А. Маслоу, люди не переходят к удовлетворению высших потребностей, пока не удовлетворены потребности низшего уровня.

• естественные (еда, сон, безопасность…);

• экзистенциальные (комфорт существования, самореализация…).

1.7. Свобода и необходимость в человеческой деятельности

Свобода может пониматься как:

• возможность действовать, повинуясь только своим желаниям;

• возможность действовать, подвергаясь только таким ограничениям, которые обеспечивают признание и уважение прав других;

• «негативная» и «позитивная» свобода. Негативная свобода — «свобода от» — свобода от внешних обстоятельств. Позитивная свобода — «свобода для» — условие роста и развития человека.

Необходимость — это условия, в которые изначально поставлен человек и которое определяют его деятельность.

В любом понимании, абсолютная свобода недостижима и невозможна.

Ответственность — осознание себя как причины совершаемых поступков, во внутреннем контроле за ними. Социальная ответственность — поведение человека в соответствии с интересами других людей и общества в целом.

1.8. Системное строение общества: элементы и подсистемы

1. Общество в широком смысле — обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, состоящая из людей, обладающих волей и сознанием и включающая формы их объединения и способы взаимодействия.

2. Общество в узком смысле — совокупность людей, объединенных общей деятельностью и общими интересами.

3. Общество как система — это динамичная сложноорганизованная система, отличающаяся следующими чертами (черты общества как системы):

упорядоченность, наличие законов, принципов, определяющих функционирование общества;

целостность, общество является единым целым;

интегративность, у общества как целого имеются интегративные свойства, то есть свойства, не сводимые к свойствам отдельных моментов;

сложноорганизованность, общество состоит не из простых элементов, а из подсистем, имеющих внутреннюю структуру, и, в конечном итоге, из людей, каждый из которых обладает волей и сознанием;

динамичность, способность к изменению отдельных частей, их развитию или деградации, при сохранении целостности всего общества;

самодостаточность, способность поддерживать свое существование.

Сложноорганизованность общества означает, что оно состоит из подсистем общества (сфер общественной жизни).

1. Экономическая сфера, которая включает производство материальных благ и отношения, возникающие в процессе производства — распределение, обмен, потребление материальных благ.

2. Социальная сфера, включающая социальную структуру и социальные группы.

3. Политическая сфера, в которой общество осуществляет саморегуляцию, управление с помощью институтов государства и права.

4. Духовная сфера — это сфера общественного сознания, в которой осуществляется духовное производство и создаются духовные блага.

1.9. Основные институты общества

Социальный институт — исторически сложившаяся форма организации совместной деятельности людей, на основе комплекса норм и статусов регулирующая их взаимодействие и удовлетворяющая фундаментальные человеческие потребности.

В соответствии с фундаментальными потребностями общества (воспроизводство рода, безопасность и порядок, средства существования, получение знаний, социализация, духовные потребности) выделяют пять основных институтов общества:

• Духовные институты (религии, науки, морали).

Институты необходимы для:

• объединения больших масс людей, занятых определенным видом деятельности;

• закрепления конкретных видов и форм взаимодействия;

• нормативной регуляции этих видов деятельности, стандартизации поведения своих участников;

• формирования системы учреждений, наделенных материальными средствами для этой деятельности;

1.10. Понятие культуры. Формы и разновидности

«Культура»: слово происходит от латинского глагола, означающего «возделывание почв». В широком смысле, это совокупность форм и результатов человеческой деятельности, закрепленных в общественной практике. В узком смысле, это отрасли творческой деятельности, связанные с искусством.

Формы культуры: материальная и духовная.

Материальная культура — совокупность объектов культуры, существующих в чувственно-предметной реальности, предназначенных для удовлетворения материальных потребностей.

Духовная культура — совокупность объектов культуры, существующих через сознание людей, предназначенных для удовлетворения духовных потребностей.

Культура подразделяется на народную, элитарную и массовую.

1. Народная культура — культура, характерная для определенной этнической общности (народа, нации).

• анонимность, создается всем народом;

• связь с национальными корнями;

• служит для национальной самоидентификации;

• возникает в процессе практической деятельности людей.

2. Элитарная культура — культура, характерная для высших слоев общества.

• сложность, доступность только для избранных;

• создается определенными авторами;

• служит для отделения высших слоев (аристократии) от простых людей;

• постоянно развивается, усложняется;

3. Массовая культура — культурные образцы, которые адресованы широкой аудитории, «массовому потребителю».

• простота и доступность форм;

В современном обществе массовая культура доминирует, она практически вытеснила народную; в то же время, элитарная культура сохраняется как средство творческого самовыражения, не направленное на массовое потребление и коммерческую выгоду.

Наука может пониматься в трех смыслах: как социальный институт, как отрасль духовного производства, как система знаний.

1. Наука как социальный институт — система организаций, учреждений вырабатывающих, распространяющих и внедряющих знания, а также норм и принципов, регулирующих их деятельность.

2. Наука как духовное производство — особый тип духовной деятельности, направленной на получение достоверного и обоснованного знания.

3. Наука как система знаний — упорядоченная система обоснованных знаний, выраженных в абстрактно-логической форме.

Выделяют два уровня научного знания — эмпирический и теоретический.

1. Эмпирический уровень характеризуется непосредственным познанием внешних сторон объектов, выявлением наблюдаемых фактов и фиксацией закономерностей.

Формы эмпирического познания — научный факт и эмпирический закон. Эмпирическое познание использует методы:

2. Теоретический уровень осуществляет опосредованное познание, проникает в сущность явлений и объясняет их.

Формы теоретического уровня познания — закон, гипотеза, теория. Теоретическое познание использует методы:

• систематизация и др.

Помимо эмпирических и теоретических методов, существуют универсальные методы, применение которых возможно на любом из данных уровней.

Традиционно выделяют естественные и социально-гуманитарные науки.

1. Естественные науки изучают природные объекты и явления. Их основная задача — объяснение универсальных, повторяющихся закономерностей.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Обществознание. Все темы. Экспресс-справочник для подготовки к ЕГЭ предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Смотрите также

обществознание на что делится. Смотреть фото обществознание на что делится. Смотреть картинку обществознание на что делится. Картинка про обществознание на что делится. Фото обществознание на что делится

Обществознание. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ

обществознание на что делится. Смотреть фото обществознание на что делится. Смотреть картинку обществознание на что делится. Картинка про обществознание на что делится. Фото обществознание на что делится

Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ

И. А. Шемаханова, 2014

обществознание на что делится. Смотреть фото обществознание на что делится. Смотреть картинку обществознание на что делится. Картинка про обществознание на что делится. Фото обществознание на что делится

Справочник школьника по литературе

обществознание на что делится. Смотреть фото обществознание на что делится. Смотреть картинку обществознание на что делится. Картинка про обществознание на что делится. Фото обществознание на что делится

Краткий справочник по истории России

Денис Алексеев, 2017

обществознание на что делится. Смотреть фото обществознание на что делится. Смотреть картинку обществознание на что делится. Картинка про обществознание на что делится. Фото обществознание на что делится

Как написать сочинение. Для подготовки к ЕГЭ

Группа авторов, 2010

обществознание на что делится. Смотреть фото обществознание на что делится. Смотреть картинку обществознание на что делится. Картинка про обществознание на что делится. Фото обществознание на что делится

ЕГЭ по aнглийскому языку. Словарь по темам эссе (1)

Татьяна Ивановна Беннетт, 2019

обществознание на что делится. Смотреть фото обществознание на что делится. Смотреть картинку обществознание на что делится. Картинка про обществознание на что делится. Фото обществознание на что делится

История. Историческое сочинение на ЕГЭ

обществознание на что делится. Смотреть фото обществознание на что делится. Смотреть картинку обществознание на что делится. Картинка про обществознание на что делится. Фото обществознание на что делится

Теория государства и права. Вопросы и ответы

обществознание на что делится. Смотреть фото обществознание на что делится. Смотреть картинку обществознание на что делится. Картинка про обществознание на что делится. Фото обществознание на что делится

Радиосвязь на море

Владимир Егорович Чирков, 2018

обществознание на что делится. Смотреть фото обществознание на что делится. Смотреть картинку обществознание на что делится. Картинка про обществознание на что делится. Фото обществознание на что делится

Ника Цветкова, 2015

обществознание на что делится. Смотреть фото обществознание на что делится. Смотреть картинку обществознание на что делится. Картинка про обществознание на что делится. Фото обществознание на что делится

История. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ

обществознание на что делится. Смотреть фото обществознание на что делится. Смотреть картинку обществознание на что делится. Картинка про обществознание на что делится. Фото обществознание на что делится

История. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *