общее физическое воспитание обеспечивает что

Физическое воспитание

Содержание

Физическое воспитание [ править | править код ]

Формирование знаний, умений и навыков целенаправленного и эффективного использования средств физической культуры осуществляется в процессе физического воспитания. Этот процесс выступает как деятельная сторона физической культуры, благодаря которой происходит превращение ценностей физической культуры в личное достояние человека. Это находит свое отражение в улучшении здоровья, повышении уровня развития физических качеств, двигательной подготовленности, более гармоничном общем развитии и т.п.

В ст. 2 Федерального закона о спорте дается определение физического воспитания как процесса, направленного на воспитание личности, развитие физических возможностей человека, приобретение им умений и знаний в области физической культуры и спорта в целях формирования всесторонне развитого и физически здорового человека с высоким уровнем физической культуры.

Включенное в систему образования и воспитания, начиная с дошкольных учреждений, физическое воспитание характеризует основу физической подготовленности людей — приобретение фонда жизненно важных двигательных умений и навыков, разностороннее развитие физических способностей. Его важными элементами являются «школа» движений, система гимнастических упражнений и правила их выполнения, с помощью которых у ребенка формируются умения дифференцированно управлять движениями, способность координировать их в разных сочетаниях; система упражнений для рационального использования сил при перемещениях в пространстве (основные способы ходьбы, бега, плавания, бега на коньках, на лыжах и др.), при преодолении препятствий, в метаниях, в поднимании и переноске тяжестей; «школа» мяча (игра в волейбол, баскетбол, гандбол, футбол, теннис и др.).

Система физического воспитания представляет собой сложившийся в государстве тип социальной практики, основными функциями которого являются организация и управление деятельностью по физическому совершенствованию граждан. Целью российской системы физического воспитания является содействие формированию основ физической культуры личности как важнейшего условия укрепления здоровья людей, формирования разумного, достойного облика современного человека образа жизни.

Задачи физического воспитания [ править | править код ]

Достижению названной цели физического воспитания населения страны способствует решение следующего ряда взаимосвязанных задач.

Принципы физического воспитания [ править | править код ]

Российская система физического воспитания базируется на следующих основополагающих принципах:

Основными направлениями системы физического воспитания [ править | править код ]

Основными направлениями отечественной системы физического воспитания можно назвать следующие.

1. Базовое направление. Его основой является организуемый в учебных заведениях всех уровней и типов учебно-воспитательный процесс по физической культуре. Главной задачей является приобщение к ценностям физической культуры, укрепление здоровья и разностороннее физическое совершенствование. Это направление является общеподготовительным и служит основой для остальных, носящих специализированный характер. Система физической культуры направлена на то, чтобы организовать физическое воспитание населения с учетом интересов каждого человека, требований производства, образования и культуры народов Российской Федерации.

Система существует в государственных, общественных и других негосударственных формах деятельности. Физическое воспитание в образовательных учебных заведениях и дошкольных учреждениях происходит на основе государственных образовательных программ, а также используется внеучебная физкультурно-оздоровительная и спортивная работа. С обучающимися, имеющими отклонения в развитии, занятия проводятся в рамках индивидуальной программы реабилитации. В физическом воспитании населения принимают участие учреждения дополнительного образования: спортивные школы, секции, клубы и другие внешкольные и внеучебные физкультурно-оздоровительные и физкультурно-спортивные организации.

Статья 28 Федерального закона о спорте посвящена физической культуре и спорту в системе образования. В силу ч. 1 данной статьи образовательные организации с учетом местных условий и интересов обучающихся самостоятельно определяют формы занятий физической культурой, средства физического воспитания, виды спорта и двигательной активности, методы и продолжительность занятий физической культурой на основе федеральных государственных образовательных стандартов и нормативов физической подготовленности.

Согласно ч. 2 ст. 28 Федерального закона о спорте организация физического воспитания и образования в образовательных организациях включает в себя.

3. Профессионально-прикладное направление. Представляет собой физическое воспитание, осуществляемое с учетом особенностей профессиональной деятельности индивида. Призвано содействовать более успешному освоению профессии, профилактике профессиональных заболеваний, повышению производительности труда и т.п.

Смысл данного направления в том, чтобы администрация организаций различных организационно-правовых форм обеспечивала работникам условия для реализации их права на занятия физической культурой, включая реабилитационные, профессиональноприкладные занятия в режиме рабочего дня, послетрудовое восстановление, профилактические занятия, спортивно-массовую работу, спортивно-оздоровительный туризм.

Статья 30 Федерального закона о спорте называется «Физическая культура и спорт по месту работы, месту жительства и месту отдыха граждан». В соответствии с ч. 1 названной статьи в соглашения, коллективные договоры и трудовые договоры между работодателями, их объединениями и работниками или их полномочными представителями могут включаться положения:

В соответствии с ч. 2 ст. 30 Федерального закона о спорте руководители санаторно-курортных учреждений, домов отдыха и туристских баз создают условия для использования компонентов физической культуры в процессе лечения и отдыха граждан в целях укрепления их здоровья, профилактики и лечения заболеваний.

Муниципальные органы должны создавать условия для занятий физической культурой по месту жительства и в местах массового отдыха. Так, согласно ч. 3 ст. 30 Федерального закона о спорте органы местного самоуправления создают условия для развития физической культуры и спорта по месту жительства и месту отдыха граждан, в том числе путем привлечения специалистов в области физической культуры и спорта.

Физическая подготовка военнослужащих и личного состава правоохранительных органов должна обеспечивать выполнение ими воинского долга и основных служебных обязанностей. Командованием создаются необходимые для этого условия.

4. Лечебно-реабилитационное направление. Содержательной основой данного направления являются занятия физическими упражнениями, организуемые в целях восстановления работоспособности после интенсивной трудовой или спортивной деятельности. В рамках этого направления осуществляется также восстановление утраченных функций после производственных или спортивных травм и перенесенных заболеваний на основе использования средств лечебной физической культуры (ЛФК).

Органы здравоохранения используют физическую культуру как средство профилактики и лечения заболеваний, осуществляют врачебный контроль над лицами, занимающимися физической культурой и спортом, в том числе спортивно-оздоровительным туризмом, организуют и проводят подготовку и повышение квалификации специалистов здравоохранения, создают центры и пункты оздоровления и реабилитации средствами физической культуры, диагностико-консультационные пункты и кабинеты, врачебно-физкультурные диспансеры.

Развитие физической культуры и спорта среди инвалидов направлено на повышение их двигательной активности, что является непременным условием их всесторонней реабилитации и социальной адаптации. Этим занимаются образовательные учреждения, учреждения здравоохранения, социального обеспечения и организации физической культуры и спорта. Как уже отмечалось, адаптивной физической культуре, физической реабилитации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья посвящена ст. 31 Федерального закона о спорте.

5. Массовое оздоровительно-рекреативное направление. Предполагает использование средств физической культуры в основном в процессе организации коллективных форм культурного досуга.

6. Преимущественно бытовое физкультурно-гигиеническое направление. В его основе лежит использование средств физической культуры для решения задач восстановления работоспособности и укрепления здоровья в условиях домашнего быта.

Важнейшей государственной задачей в сфере физического воспитания подрастающего поколения является повышение уровня физической подготовленности детей и подростков. Решение данной задачи возлагается в основном на физическое воспитание в школе. Для большинства школьников уроки физической культуры являются не только основной, но и часто единственной формой их физического воспитания. Поэтому тренировке, направленной на повышение уровня физической подготовленности, и соответствующему контролю должна отводиться более важная роль и уделяться больше внимания, чем это происходит в настоящее время на уроках физической культуры в школе.

Физическое воспитание, являясь подсистемой целостного педагогического процесса, ориентировано на подготовку физически здорового человека, способного к самоопределению и самореализации здорового стиля жизнедеятельности. Решение этой важной проблемы возможно путем формирования физического потенциала человека в соответствии с его биологической предрасположенностью и приоритетом вида физической активности, а также способностью реализовать свой потенциал в физкультурно-спортивной, профессиональной и бытовой практике.

Разновидностью физического воспитания, имеющей выраженную прикладную направленность, состоящей в целенаправленном освоении движений и развитии физических способностей применительно к определенному виду деятельности, является физическая подготовка. Статья 2 Федерального закона о спорте определяет понятие физической подготовки как процесс, направленный на развитие физических качеств, способностей (в том числе навыков и умений) человека с учетом вида его деятельности и социально-демографических характеристик.

Исторически физическое воспитание возникло и развивалось прежде всего в связи с потребностями общества в полноценной физической подготовке людей к труду. По мере развития общества функции физического воспитания и физической подготовки значительно расширялись и дифференцировались.

В настоящее время физическая подготовка представляет собой один из основных факторов формирования разнообразных двигательных умений и навыков, а также комплексного развития физических качеств в целях расширения и увеличения двигательных возможностей человека. В таком качестве она получила название «общая физическая подготовка» (ОФП). Кроме того, существует множество ее «специализированных» разновидностей, таких как общая и специальная подготовка в спортивной деятельности, физическая подготовка людей умственного труда и др. Физическая подготовка предопределяет двигательную подготовленность индивида, т.е. определенный уровень сформированности жизненно важных и прикладных двигательных умений и навыков, развития физических качеств и работоспособности.

Источник

Система физического воспитания

общее физическое воспитание обеспечивает что. Смотреть фото общее физическое воспитание обеспечивает что. Смотреть картинку общее физическое воспитание обеспечивает что. Картинка про общее физическое воспитание обеспечивает что. Фото общее физическое воспитание обеспечивает что общее физическое воспитание обеспечивает что. Смотреть фото общее физическое воспитание обеспечивает что. Смотреть картинку общее физическое воспитание обеспечивает что. Картинка про общее физическое воспитание обеспечивает что. Фото общее физическое воспитание обеспечивает что общее физическое воспитание обеспечивает что. Смотреть фото общее физическое воспитание обеспечивает что. Смотреть картинку общее физическое воспитание обеспечивает что. Картинка про общее физическое воспитание обеспечивает что. Фото общее физическое воспитание обеспечивает что общее физическое воспитание обеспечивает что. Смотреть фото общее физическое воспитание обеспечивает что. Смотреть картинку общее физическое воспитание обеспечивает что. Картинка про общее физическое воспитание обеспечивает что. Фото общее физическое воспитание обеспечивает что

общее физическое воспитание обеспечивает что. Смотреть фото общее физическое воспитание обеспечивает что. Смотреть картинку общее физическое воспитание обеспечивает что. Картинка про общее физическое воспитание обеспечивает что. Фото общее физическое воспитание обеспечивает что

общее физическое воспитание обеспечивает что. Смотреть фото общее физическое воспитание обеспечивает что. Смотреть картинку общее физическое воспитание обеспечивает что. Картинка про общее физическое воспитание обеспечивает что. Фото общее физическое воспитание обеспечивает что

Цель физического воспитания – это оптимизация физического развития человека, всестороннего совершенствования физических качеств и способностей в единстве с воспитанием духовных и нравственных качеств, характеризующих общественно активную личность; обеспечить на этой основе подготовленность каждого члена общества к плодотворной трудовой и другим видам деятельности.

Цель физического воспитания –это формирование физической культуры личности.

В физическом воспитании решается комплекс конкретных специфических и общепедагогических задач, которые отражают многогранность процесса воспитания, этапы возрастного развития учащихся, уровень их подготовленности, условия достижения намеченных результатов.

К специфическим задачам физического воспитания относятся 2 группы задач: задачи по оптимизации физического развития человека и образовательные задачи.

Решение задач по оптимизации физического развития человека должно обеспечить:

— оптимальное развитие физических качеств, присущих человеку;

— укрепление и сохранение здоровья, а также закаливание организма;

— совершенствование телосложения и гармоничное развитие физиологических функций;

— многолетнее сохранение высокого уровня общей работоспособности.

Всестороннее развитие физических качеств имеет большое значение для человека. Широкая возможность и переноса на любую двигательную деятельность позволяет использовать их во многих сферах человеческой деятельности – в разнообразных трудовых процессах, в различных условиях среды.

Здоровье населения в стране рассматривается как самая высшая ценность, как отправное условие для полноценной деятельности и счастливой жизни людей. На базе крепкого здоровья и хорошего развития физиологических систем организма может быть достигнут высокий уровень развития физических качеств.

Совершенствование телосложения и гармоническое развитие физиологических функций человека решаются на базе всестороннего воспитания физических качеств и двигательных способностей, что приводит к нормальному естественному формированию телесных форм. Данная задача предусматривает коррекцию недостатков телосложения, воспитание правильной осанки, пропорциональное развитие мышечной массы всех частей тела, содействие сохранению оптимального веса с помощью физических упражнений, обеспечение телесной красоты. Совершенство форм тела в свою очередь, выражает в определенной мере совершенство функций организма человека.

Физическое воспитание обеспечивает долголетнее сохранение высокого уровня физических способностей, продлевая тем самым работоспособность людей.

К специальным образовательным задачам относятся:

— формирование различных жизненно важных двигательных умений и навыков;

— формирование спортивных знаний научно-практического характера;

— приобретение базовых знаний научно-практического характера.

Физические качества человека могут наиболее полно и рационально использоваться, если он обучен двигательным действиям. В результате обучения движениям формируются двигательные умения и навыки. К жизненно важным умениям и навыкам относится возможность осуществлять двигательные действия, необходимые в трудовой, оборонной, бытовой или спортивной деятельности.

Так, непосредственное прикладное значение для жизни имеют умения и навыки плавания, передвижения на лыжах, бега, ходьбы, прыжков и т.д. Умения и навыки спортивного характера имеют косвенную прикладность. Формирование умений и навыков развивает у человека способности к овладению любыми движениями, в том числе и трудовыми. Чем большим багажом двигательных умений и навыков обладает человек, тем легче осваиваются им новые формы движений.

Передача обучаемым специальных физкультурных знаний, их систематическое пополнение и углубление также являются важными задачами физического воспитания. К ним относятся знания:

— сущности физической культуры, ее значения для личности и общества;

— закономерностей формирования двигательных умений и навыков;

— техники физических упражнений, ее значения и основ применения;

общее физическое воспитание обеспечивает что. Смотреть фото общее физическое воспитание обеспечивает что. Смотреть картинку общее физическое воспитание обеспечивает что. Картинка про общее физическое воспитание обеспечивает что. Фото общее физическое воспитание обеспечивает что

— укрепление и поддержания хорошего здоровья на многие годы.

Повышение физкультурной грамотности людей позволяет широко внедрять физическую культуру и спорт в быт и на производстве.

К общепедагогическимотносят задачи по формированию личности человека. Эти задачи выдвигаются обществом перед всей системой воспитания как особо значимые. Физическое воспитание должно содействовать развитию нравственных качеств, поведению в духе требований общества, развитию интеллекта и психомоторной функции.

В процессе физического воспитания решаются и определенные задачи по формированию этических и эстетических качеств личности. Духовное и физическое начало в развитии человека составляют неразделимое целое и позволяют в ходе физического воспитания эффективно решать и эти задачи.

Общепедагогические задачи физического воспитания уточняются в соответствии со спецификой избранного направления физического воспитания, возраста и пола занимающихся.

Цель физического воспитания может быть достигнута при условии решения всех его задач. Только в единстве они становятся действительными гарантами всестороннего гармонического развития человека.

Общие социально-педагогические принципы системы физического воспитания. Принципы –наиболее важные, наиболее существенные положения, которые отражают закономерности воспитания.

Общими принципами реализации задач, вытекающих из цели физического воспитания являются:

Принцип содействия всестороннему и гармоничному развитию личности.Данный принцип раскрывается в двух основных положениях.

1. Обеспечить единство всех сторон воспитания, формирующих гармонически развитую личность. В процессе физического воспитания и смежных формах использования физической культуры необходим комплексный подход в решении задач нравственного, эстетического, физического, умственного и трудового воспитания.

2. Комплексное использование различных факторов физической культуры для полного общего развития физических качеств и двигательных способностей наряду с формированием широкого фонда двигательных умений и навыков, необходимых в жизни. В специализированных формах физическое воспитание необходимо обеспечивать единство ОФП и СФП.

Принцип связи физического воспитания с практикой жизни (прикладности). Этот принцип в наибольшей мере отражает целевое назначение физкультуры: готовить человека к трудовой, а также к военной деятельности. Принцип прикладности конкретизируется в следующих положениях:

1. Решая конкретные задачи физической подготовки, следует отдавать предпочтение тем средствам (физическим упражнениям), которые формируют жизненно важные двигательные умения и навыки прикладного характера.

2. В любых формах физкультурной деятельности необходимо стремиться обеспечить приобретение широкого фонда разнообразных двигательных умений и навыков, а также разностороннее развитие физических способностей.

3. Постоянно и целенаправленно связывать культурную деятельность с формированием активной позиции личности на основе воспитания трудолюбия, патриотизма и нравственных качеств.

Принцип оздоровительной направленности. Смысл принципа заключается в обязательном достижении эффекта укрепления и совершенствования здоровья человека. Этот принцип обязывает:

— определяя конкретное содержание средства и метода физического воспитания, непременно исходить из их оздоровительной ценности, как обязательного критерия;

— планировать и регулировать тренировочные нагрузки в зависимости от пола, возраста, уровня подготовленности занимающихся;

— обеспечивать регулярность и единство врачебного и педагогического контроля в процессе занятий и соревнований;

— широко использовать оздоровительные силы природы и гигиенические факторы.

Таким образом, основное назначение общих принципов системы физического воспитания сводится к следующему:

— во-первых, к созданию наиболее благоприятных условий и возможностей для достижения цели и решения задач физического воспитания;

— во-вторых, к обозначению общей направленности процесса физического воспитания (всесторонности, прикладности, оздоровления);

— в-третьих, к определению основных путей, гарантирующих достижение положительных результатов физического воспитания.

В общих принципах заложено требование общества, государства к процессу физического воспитания и его результату (каким должен стать человек, занимающийся физкультурой). Принципы системы физического воспитания представляют собой единство. Нарушение одного из них отражается на осуществлении других.

Связь физического воспитания с другими сторонами воспитания личности (умственным, нравственным, эстетически и трудовым).В возрастном развитии человека очень важная роль принадлежит физическому воспитанию. Это касается не только содействия нормальному физическому развитию растущего организма и его совершенствованию, укреплению здоровья, но и формированию духовных качеств личности. Все это становится возможным и реальным при правильной постановке физического воспитания, осуществлении его в органической связи с другими видами воспитания: умственным, нравственным, трудовым, эстетическим.

Взаимосвязь физического воспитания с умственным. Она проявляется непосредственно и опосредованно. Непосредственная связь заключается в том, что в процессе физического воспитания оказывается прямое воздействие на развитие умственных способностей занимающихся. На занятиях постоянно возникают познавательные ситуации, связанные с овладением техникой физических упражнений, её совершенствованием, овладением приемами практических действий и пр. (как выполнить движения экономичнее, точнее, выразительнее и т.д., как распределить силы на дистанции и др.)

Учитель физической культуры в зависимости от квалификации и возраста занимающихся намеренно создает на занятиях познавательные и проблемные ситуации различной степени сложности. Учащиеся должны сами принимать решения, действовать активно и творчески подходить к решению поставленных перед ними задач. Разнообразные новые знания в области физической культуры, приобретаемые учащимися, служат их духовному обогащению и способствуют развитию умственных способностей, позволяют более эффективно использовать средства физического воспитания в спортивной деятельности, жизни.

Опосредованная связь состоит в том, что укрепление здоровья, развитие физических сил в процессе физического воспитания составляют необходимое условие для нормального умственного развития детей. Это отмечал ещё выдающийся ученый П.Ф. Лесгафт.

В результате осуществления оздоровительных задач физического воспитания повышается общая жизнедеятельность организма, что ведет к большой продуктивности в умственной деятельности.

Взаимосвязь физического воспитания с нравственным.С одной стороны, правильно организованное физическое воспитание способствует формированию положительных черт морального облика человека. В процессе урочной деятельности проверяются и формируются моральные качества учащихся, крепнет и закаляется воля, приобретается опыт нравственного поведения.

С другой стороны, от уровня воспитанности учащихся, их организованности, дисциплинированности, настойчивости, воли и других черт характера зависит эффективность занятий по физическому воспитанию.

На нравственной основе осуществляется воспитание спортивного трудолюбия, способности к преодолению трудностей, силы воли и других личностных качеств.

Взаимосвязь физического воспитания с эстетическим. Занятия физическими упражнениями создают благоприятные условия для эстетического воспитания. В процессе занятий формируется красивая осанка, осуществляется гармоничное развитие форм телосложения, воспитывается понимание красоты и изящества движений. Все это помогает воспитанию эстетических чувств, вкусов и предоставлений, способствует проявлению положительных эмоций, жизнерадостности, оптимизма.

Эстетическое воспитание развивает учащихся духовно, позволяет также правильно понимать и оценивать прекрасное, стремиться к нему. Человек с развитым эстетическим вкусом стремиться создавать эстетические ценности, осуществляя эстетическую деятельность, которая в различных формах широко представлена в спорте и физической культуре.

Взаимосвязь физического воспитания с трудовым.Систематические занятия физическими упражнениями формируют организованность, настойчивость, способность преодолевать трудности, воспитывают трудолюбие. Кроме того, выполнение учащимися различных поручений педагога по самообслуживанию, ремонту спортивного инвентаря, оборудованию, простейших спортивных площадок и прочего содействует формированию элементарных трудовых навыков. Результаты трудового воспитания по формированию качеств личности положительно отражаются и на эффективности процесса физического воспитания.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *