оброк с тягла что это
Значение слова «тягло»
1. Ист. Государственные повинности крестьян и посадских людей в Русском государстве 15—18 вв. — Посадские от беспощадного тягла бегут, кто в уезды, кто в дикую степь. А. Н. Толстой, Петр Первый.
2. Ист. Единица обложения внутри помещичьего владения в крепостническом хозяйстве 18—19 вв. Я назначил всего пятнадцать [рублей] с семейства — с тягла, как там называют. Григорович, Пахатник и бархатник. || Крепостная повинность — барщина, оброк, взимаемые с такой единицы. Попросился он у старого пана на тягло и захотел жениться. Короленко, «Лес шумит». || Участок земли, обрабатываемый такой единицей. Ты овсеца бы Савраске дала, — В лето один он управил, сердечный, Пашни четыре тягла. Н. Некрасов, С работы.
3. собир. Рабочий скот, животные для тяги, перевозки чего-л. В селе насчитывалось всего шесть заморенных страдой лошадей и две пары старых быков. Тягла не хватало даже для подвоза снопов, лущевки стерни и прочих неотложных работ. Поповкин, Семья Рубанюк.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
В древних грамотах применялось слово «тягость», позже — тягло.
Основная окладная единица тяглого населения называлась сохой. Помимо прямых налогов крестьяне и посадские люди исполняли и другие тяглые повинности («государеву подать», подводную, постоялую, ямскую гоньбу и так далее), нередко переводившиеся в деньги («стрелецкие деньги», «полоняночные деньги» (на выкуп пленных), «ямские деньги»). В XVII веке наиболее тяжёлыми налогами являлись так называемые стрелецкий хлеб, или стрелецкие деньги, ямские, данные или оброчные деньги. В 1679 году система обложения по сохам (посошная) была заменена подворной: важнейшие прямые налоги и мелкие сборы были объединены в один налог — стрелецкую подать. Термин «тягло» после введения в 1724 году подушной подати был заменён словом «подать», но употреблялся как условная единица обложения в XVIII — XIX веках. После крестьянской реформы 1861 года термин «тягло» исчезает.
ТЯ’ГЛО’, а-а́, мн. тя́гла, гол, глам, ср. 1. Государственное прямое обложение, существовавшее для неслужилого населения, крестьян и посадских, в Московском государстве и включавшее в себя, кроме податей, также и натуральные налоги и повинности (истор.). || Норма обложения, подать, взимавшаяся с единицы обложения (см. 2 и 3 знач.; истор.). Платить два тягла. 2. Группа хозяйств, земледельческих или промысловых, принимавшаяся за единицу при разверстке государственного обложения (истор.). 3. Семья (муж и жена), а также определенное количество трудоспособных лиц в крепостной крестьянской семье как единица при разверстке барщины и оброка, а также государственного обложения (истор.). Сколько у кого тягол в семье, столько тот и земли берет. Салтыков-Щедрин. 4. Крепостная повинность — барщина, оброк, взимавшиеся с такой единицы (истор.). Тягло с него (старика) снимут. Салтыков-Щедрин. Жили в ней (избе), плодилися и правили тягло. Некрасов. Посадили на тягло. Некрасов. 5. Участок земли. обрабатывавшийся такой единицей (см. 2 и 3 знач.; истор.). Работать на двух тяглах. 6. только ед., собир. Тяглый скот (обл., с.-х.). Тракторы и живое т.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
тягло
1. система денежных и натуральных государственных повинностей крестьян и посадских людей в Русском государстве XV — нач. XVIII в.
2. перен. бремя ◆ В сущности, это практическая отработка стиля, постав пера, контакт слова и реальности, доводимый до автоматизма, ежедневная тренировка руки, несравнимая по эффективности ни с какими «уроками чистописания», ― вот это добровольное дневниковое тягло. Лев Аннинский, «Безвестные лодочки в реке времён», 2008 г. // «Наука и жизнь» (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: сосредоточение — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Кого на Руси называли гулящими людьми и в чем им можно было позавидовать
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Что такое тягло и кого от него освобождали
В 15-18 веках термин «тягло» в России обозначал денежную подать или же натуральную повинность. Их уплачивало крестьянское население и люд посадский. Эти социальные группы называли тягловым населением. Были и нетягловые люди, к которым относили военных, знать придворную и дворовую, отдельных представителей купечества и сотрудников гражданской службы. Также не платили подати те граждане, которые стали нищими из-за пожара, нападения разбойников или военных действий, неплатежеспособные вдовы.
Отдельный слой, который не имел никаких общественно-государственных обязательств — маргинальный. Сюда относились бобыли, захребетники и другие так называемые вольные люди. Они не платили налоги. Как жилось таким людям и были ли они довольны своим положением?
Люди вольные, как ими становились и были ли они нищими
Историк Ключевский писал, что гулящими или вольными называли людей, принадлежащих к подвижной касте. Она объединяла так называемые свободные промыслы, в том числе и такое нехорошее ремесло, как воровство и разбой. Гулящие люди могли заработать большие деньги и изначально имели обычный социальный статус. Они были независимы и свободно передвигались по стране. Нередко поступали на работу к хозяину, а после окончания срока либо продлевали договор, либо искали новое место для приложения своих сил.
Иногда положение вольного человека было переходным, то есть основой для попадания в более высокий социальный слой. Но частенько люди гулящие не хотели менять свою независимость, становиться ответственным хозяином и платить налоги. Они отрабатывали чужое тягло, выбирая занятия по душе. Могли трудиться на земле, а могли заниматься попрошайничеством, работать скоморохом или шерстобитом, наняться в ремесленную мастерскую в качестве помощника. Нередко вольными становились люди, которые сбежали из плена или же слуги, которым их хозяевами была дарована свобода.
Изначально гулящие люди отдавались в кабалу исключительно по собственной воле. Но когда вышел петровский указ от 18 ноября 1699 года, все стало иначе. Тех, кто был годен к военной службе отдавали в солдаты, а остальные были закреплены за хозяевами, на чьей земле они проживали.
Захребетники – кто они, и почему беглые крестьяне хотели ими стать
Сегодня слово «захребетник» произносят, вкладывая негатив. Так называют тунеядцев бездельников, которые используют чужой труд. «Кто этот человек? Да он захребетник! Ничего не делает, только сидит на шее у родителей (жены, сестры, брата, родственников и так далее)». А в 15-17 веках такое название употребляли для касты вольных людей, нанимающихся на чужое тягло и не имеющих собственного хозяйства. Беглые крестьяне порой старались стать захребетниками.
Эту касту описывал историк Сергеевич. Он высказал предположение, что слово захребетник произошло из-за того, что люди получали средства для существования от крестьян, работающих на земле. Тяжело работающих, гнувших спину. А спина это и есть хребет. Иногда захребетники работали сразу на нескольких крестьян.
Некоторые историки утверждают, что захребетники очень часто занимались ремеслами: становились подмастерьями, оказывали помощь в кустарной деятельности. Иногда они настолько улучшали свое материальное положение, что оседали. А, значит, становились тягловым населением, которое обязано было платить налоги. После того как налоги стали взимать не с хозяйства, а с количества живущих людей, наемные работники были переведены в категорию тягловых.
Бобыли, кутники и халупники – почему их не слишком жаловали
Бобылями с 15 до начала 18 века звали крестьян, у которых не было земельного надела, а в Поморье это слово обозначало людей, которые промышляли различными промыслами, не связанными с земледелием.
В разных местах страны для обозначения такой категории можно было встретить разные названия. Например, «кутник». А бобылей, у которых была изба и огород, звали халупниками. Бобыли, кутники, халупники не оформляли правоустанавливающих документов. Так как они все имели льготы по налогу, народ не особо их жаловал и часто называл бездельниками.
В зависимости от места жительства, бобыли бывали городскими и сельскими. То есть, некоторые оставались в деревнях и работали на землевладельцев. Кстати, когда бобыль желал использовать чужой надел для своих целей, ему полагалось уплатить хозяину земельный оброк. Народ дал ему меткое название бобыльщина.
Те бобыли, которые не хотели гнуть спину на земле, устремлялись в города, чтобы искать лучшую долю, богатство и счастье. Так они чаще всего становились мелкими торговцами, занимались каким-либо ремеслом, нанимались на работу в качестве временной рабочей силы.
Особенное положение было у сибирских бобылей. Они получили название «промышленные люди». Такие люди старались оставаться свободными. Часто заводили семью. Историки рассказывают о записи в переписи, датированной 1680 годом, которая гласила, что бобыли имеют свои дворы, занимаются различными промыслами. И что с этого года они попадают в категорию граждан, которые должны уплачивать оброк деньгами.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Оброк
Обро́к — одна из повинностей зависимых крестьян, заключающаяся в выплате дани помещику продуктами или деньгами.
Обро́к — термин, встречающийся в древнерусских памятниках вместе с термином «дань»; поэтому старые финансисты наши думали, что «под оброком разумеется всякий налог, собираемый натурой, или доход, получаемый с известного предмета» (Ю. А. Гагемейстер). Уже граф Д. А. Толстой не соглашался с этим определением и полагал, что «Оброк была подать с разных угодий и вообще плата правительству взамен разнородных повинностей, деньгами или какой другой однообразной ценностью». «Новейшие» исследователи, гг. Лаппо-Данилевский и Милюков, установили, что «в своём происхождении оброк противоположен государственной подати, как доход, вытекающий из договорных, частноправовых отношений».
Обро́к — форма феодальной ренты.
Понятие слова
Под словом «оброк» понимали в древности то, что в настоящее время разумеется под словом аренда, то есть срочное или бессрочное пользование каким-либо недвижимым имуществом, вытекающее из договора найма. Частноправовой характер оброка выступает особенно ярко в случаях отдачи «на оброк из наддачи», то есть с публичных торгов, городских торговых мест, лавок, харчевен, перевозов, кузниц, мельниц и других промышленных заведений, а также бобровых гонов, рыбных ловель, бортных ухожьев и других угодий, государством и монастырями. Уже в XVI веке бывали случаи отдачи «на оброк» (в аренду) целых деревень, с живущими в них крестьянами, причём арендатор, обязываясь уплачивать определенную сумму оброка, принимал на себя и платеж всех государственных податей и повинностей «по сошному разводу».
Наряду с этим уже в XV веке слово «оброк» употребляется в значении государственной подати. Весьма вероятна догадка, что такое смешение понятий произошло ввиду распространения приемов дворцового хозяйства и на чёрные волости, при отсутствии резкого различия между государственным и дворцовым управлением. Оброк являлся взамен тягла в двух случаях: 1) когда земля выходила из тягла (вследствие бегства или смерти тяглеца и т. п.) или ещё не бывала в тягле, правительство отдавало запустевшую или порожнюю землю на оброк до настоящих тяглецов; 2) когда необходимо было облегчить временно самих тяглецов или упростить их податные обязанности, оброком заменялась одна, или несколько, или все подати, входившие в состав тягла.
Когда на оброк переходила целая община, то для уплаты он раскладывался, как и тягло, на доли сошного письма и таким образом совершенно утрачивал свой первоначальный характер. В сфере отношений между крестьянами и помещиками или вотчинниками оброку можно противопоставить «изделие», хотя оброк, в виде платы денежной или продуктами, постоянно встречается наряду с «изделием», то есть уплатой повинностей работами (см. Крестьяне). Об отношении оброка к оброчной подати см. Оброчная подать.
Оброк, отрабатываемый крестьянами зимним трудом, например рыболовством, назывался «Зимнее серебро».
Налоги средневековой и древней Руси барщина и оброк: это сколько и чем отличаются
Современная молодежь до конца не понимает ценность свободы и личного времени. Девушки и парни, просыпаясь утром, думают, как выпить чашечку кофе и просмотреть на страницах интернет-порталов последние новости.
А несколько сотен лет тому назад молодые люди не принадлежали себе, увядая и тратя свою жизнь на работу на чужих полях. Уже давно позабылось, что такое оброк и барщина. А это всегда нужно помнить, чтобы ценить свое настоящее….
Что называлось оброком
Какие повинности крестьян назывались оброком? В средние века крепостные обязаны были отдать определенную дань барину. Оброчная система предполагала выплаты как продуктами (натуральный оброк), так и денежными средствами (денежный оброк). Его изъятие происходило после выполнения работы, как говорилось из излишков производства.
Этим термином также могли называть аренду земельных участков, полей, лугов и лесов. Это понятие имело название отдачей в оброк. В лесах можно было охотиться, в реках рыбачить, а на свободных землях высаживать культурные растения. На участки на определенное время предполагались государственные льготы. А крестьян освобождали от повинностей, требуя только уплату договорной ренты.
Какие еще повинности крестьян входили в это понятие? Для городов было характерно отдавать в денежную повинность торговые лавки. При этом люди добровольно выплачивали определенную сумму денег за пользование местом. Следовательно, оброк в средние века был иногда добровольным, а не только принудительным. Сами бедняки были относительно свободными. Им требовалось платить за аренду земли, на которой они проживали и занимались сельскохозяйственными или ремесленными делами.
Натуральный оброк предполагал дань не только продуктами, но и изделиями ремесленников. Это была самая удобная форма эксплуатации крепостных, когда они отдавали плоды своего труда.
В период расцвета феодализма такой вид повинности на местах совмещался с барщиной. Во время его распада снова вернулись к оброку, но преимущественно денежному.
С начала 16 века оброк несколько изменил структуру: крестьяне платили феодалу, а он пополнял царскую казну. Исключение было только для помещиков, которые выкупили земли у государства.
Со временем это стало причиной появления сложных экономических проблем, и поэтому оброк решили заменить другим видом повинности. Рассмотрим подробнее, что такое представляет собой барщина.
Это интересно! Милиция в средневековой Руси — опричнина Ивана Грозного: кратко об опричниках и целях их действия
Что собой представляет барщина
Барщина это труд крестьян во благо феодала в счет уплаты денежных средств за использование земли.
Такая форма политической и экономической зависимости крестьян пришла в 16 веке на смену оброку, что не оправдал надежд феодалов. Бедные крестьяне и их семьи еле сводили концы с концами, и денег выплачивать дань у них совершенно не было. Они могли и сами голодать, не имея излишков, чтобы продавать продукты сельскохозяйственной деятельности. Этот аспект касался тех земель, которые не отличались плодородием и высокими урожаями.
Барщинное хозяйство характеризуется отдачей земли крестьянам в пользование без платы за нее. Но долги надо было отдавать. И каждый это делал, как мог. Одни люди трудились на полях феодалов, другие рыбачили и охотились на их землях, а некоторые ухаживали за их поместьями и прислуживали. Каждый делал свой вклад и приносил пользу помещику, на чьей земле проживал.
Барщина предполагала следующие принципы:
Важно! Иногда барщина и оброк накладывались одновременно. И выполнение обеих повинностей приводило людей в отчаяние.
Отличия
Чтобы разобраться, чем отличается оброк от второй рассматриваемой обязанности крепостных, приведем сравнительную характеристику понятий.
Это интересно! Крестьянская война: Емельян Пугачев — восстание
Отмена повинностей
Несмотря на то, что они являлись кошмаром для множества крестьян, эти повинности действовали вплоть до 19 века.
Люди пытались бороться с системой, местами поднимая восстания. Но результата действия не давали и для бедняков все чаще всего заканчивалось бедой.
Первым шагом на пути к полному освобождению крестьян от повинностей стал указ о трехдневной барщине. Он на законодательном уровне ограничивал использование труда крестьян в пользу феодалов и царского двора.
Этот манифест запрещал принуждать крестьян к работе более чем три дня в неделю, и в воскресные дни. Указ Павла І одновременно носил религиозный и социальный смысл. С одной стороны, это запрет работы в воскресенье, когда нужно отдыхать и ходить в церковь, а с другой возможность крестьянам вести самостоятельное хозяйство для собственной прибыли.
Важно! Отмена повинности (барщины) состоялась по причине тяжелого экономического состояния страны. Люди были настолько зависимы друг от друга, что построить новую систему не было возможности. И даже те крестьяне, что в принципе имели возможность уйти, не могли этого сделать, потому что нужны были деньги.
Труд и повинности крестьян
Крестьянская реформа 1861 года
Вывод
Именно барщина и оброчная система, как повинности феодализма, повлияли на то, что экономика государства существенно отставала в развитии от других европейских стран. 1861 год ознаменовался отменой крепостного права, а через два года оброк был упразднен. И пройдет много времени до того, пока экономическое и политическое состояние государства изменится к лучшему. Самим людям понадобится несколько десятилетий, чтобы изменить сознание, и окончательно разрушить феодализм.
Это интересно! Из-за чего началась Гражданская война в России 1917-1922 годов
Что такое оброк
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. На протяжении многих веков оброк и барщина (что это?) оставались основными формами феодальной зависимости тяглового населения.
На Руси и в России эти повинности, которые несли в основном крестьяне, стали олицетворением системы крепостного права (это что?).
В отличие от барщины оброк не был связан с принудительным трудом, но также выступал платой за пользование земельным участком. Давайте разберемся каковы другие признаки оброка, а также его виды и особенности.
Оброк — это.
Оброк — это одна из форм повинностей зависимых крестьян, связанная с натуральными или денежными выплатами помещику или государству.
Представляет собой разновидность ренты (это как?), которая уплачивалась за пользование земельными угодьями. Взимался с «излишков» крестьянского производства.
В России оброк был более распространен в Нечерноземной полосе, где из-за холодного климата и менее плодородной земли, чем в Черноземье, эффективность барщинного труда была не столь высока.
Первое время оброк преобладал над барщиной. В XVII веке он был основной повинностью у монастырских, дворцовых и государственных крестьян. В конце XVIII века распространился на помещичьих крестьян Центрального Черноземья по причине увеличения объемов промыслов.
В ходе крестьянской реформы Николая I 1837/41 годов государственные крестьяне были в основном переведены на оброк.
Исторические формы оброка
Что такое оброк в истории — вопрос неоднозначный, так как за время своего существования термин менял свое значение.
В древние времена это был вид аренды, связанный со срочным/бессрочным использованием недвижимости. Ее частноправовой характер подчеркивается передачей в наем с публичных торгов кузниц, харчевен, лавок, мельниц, а с XVI века крестьянских деревень.
При этом арендатор обязывался платить определенный размер оброка (аренды), а также государственные повинности и подати. Начиная с XV века в ответ на вопрос что же такое оброк все чаще говорили о государственной подати.
В Западной Европе и восточных цивилизациях оброк играл главенствующую роль в период расцвета феодальных отношений.
В Китае он считался централизованной формой земельной ренты, взимаемой в пользу государства. В отличие от барщины выплата оброка не требовала применения к зависимым категориям населения наиболее жестких форм внеэкономического принуждения.
Оброчная система не препятствовала распоряжению свободным временем крестьян, поэтому была для них менее обременительной.
Подробнее о барщине и оброке можно посмотреть здесь:
Виды оброка
Оброк в истории — это форма крестьянской зависимости, которая существовала вместе с барщиной, налогами и различными повинностями.
Рента была представлена двумя основными видами:
Давал большую самостоятельность податному населению в плане ведения хозяйства. Размер денежного оброка устанавливали помещики, поэтому он мог серьезно отличаться в разных усадьбах.
Во второй половине XVIII века стал тесно связан с отходничеством — практикой сезонного труда крестьян за пределами основного места проживания. Доходы, полученные от работы на стороне, частично шли на оплату денежного оброка.
В 1887 году для государственных крестьян заменен на обязательные выкупные платежи.
Отвечая на вопрос, что такое оброк, нужно знать о существовании особых форм этой повинности. К ним относится ясак — натуральный налог, который в основном уплачивался пушниной представителями аборигенных народов, проживающих в Сибири и на Севере.
Заключение
Оброк и барщина — это виды крестьянской повинности, которые в первой половине XIX века тесно переплелись, нередко выступая в качестве смешанной формы.
Что такое барщина и оброк очень хорошо знали наши предки, так как эти формы зависимости в России существовали веками. Они позволяли обеспечивать доходность хозяйства дворян-помещиков, которые до реформы (это что?) Петра III были главным служилым сословием (это как?).
Однако эти повинности тормозили развитие крестьянского хозяйства, что в итоге сказалось на отсталости аграрного сектора и вынудило императора Александра II пойти на отмену крепостной системы.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (2)
А знаете, очень жаль, что в наше время, это слово практически вышло из обихода. Оно очень хорошо характеризует все, что происходит в налогообложении простых людей.
Сейчас даже самозанятых обложили налогами, которые без чьей-либо помощи нашли себе рабочее место, и наполняют экономику средствами. В общем, ничего не изменилось. Боярам полная свобода, а крестьянам оброки и налоги.
Юрий: а кто будет платить самозанятым потом социальную пенсию или оплачивать их регулярные обращение к услугам бесплатной медицины? Вы столь щедры? Или вы сам самозанятый? То-тоже!
И таки да. Оброк — это один из первых видов налога. Правда, раньше собранные деньги шли феодалу, а сейчас государству. Т.е. распределение собранных средств стало более целевым.
А то, что кто-то (возможно вы) будут воровать из казны — это уже вопрос прокуратуры и СКР.