объем перевозок в чем измеряется
Тема 2. Объем перевозок и грузооборот, их структура и характеристика. Повторность перевозок и основные пути ее уменьшения. Неравномерность объема перевозок и грузов. Коэффициенты неравномерности и повторности перевозок. Грузообразующие и грузопоглащающие пункты. Методика построения схем, эпюр и картограмм грузов, использование их для перевозок грузов
Тема 2. Объем перевозок и грузооборот, их структура и характеристика. Повторность перевозок и основные пути ее уменьшения. Неравномерность объема перевозок и грузов. Коэффициенты неравномерности и повторности перевозок. Грузообразующие и грузопоглащающие пункты. Методика построения схем, эпюр и картограмм грузов, использование их для перевозок грузов.
Работа грузового автомобильного транспорта характеризуется двумя показателями: объемом перевозок и грузооборотом.
Объем перевозок измеряется в тоннах и показывает количество груза, которое уже перевезено или должно быть перевезено за определенный период времени.
Грузооборот Р измеряется в тонно-километрах и показывает объем транспортной работы по перемещению груза, которая уже выполнена или должна быть выполнена в течении определенного периода времени.
В зависимости от сроков освоения объем перевозок и грузооборот разделяют на часовой, суточный, месячный, квартальный, годовой.
Объем перевозок и грузооборот характеризуется:
Составом груза: зерно, песок и т. д.
Количеством: массовые – большое количество однородных грузов устойчивой структуры, размеров и направлений, партионные – сравнительно небольшое количество однородных грузов, непостоянство грузооборота, изменение пунктов отправления и получения грузов, мелочные или сборные – небольшое количество груза в отправке разнообразной номенклатуры различных отправителей или получателей (развозка торговым сетям).
Перевозимая часть продукции называется грузовой массой. Грузовая масса может перевозиться несколько раз, например, 1т тканей перевозится с фабрики на базу, с базы в магазин и т. п.
Неоднократная перевозка грузовой массы называется повторностью перевозок. повторность перевозок зависит от рода грузов, от организации сбыта продукции, размещения складских баз, наличия распределительных пунктов и т. д. размер повторности перевозок характеризуется коэффициентом повторности:
Где Qпер – количество перевезенного груза, т
Qпотр – потребленное количество груза, т
Величина коэффициента повторности различна для разных грузов и зависит от многих условий и факторов. Значение коэффициента повторности в торговой сети достигает 2,8, а это значит, что каждая тонна продукции была перевезена почти три раза, и с ней совершалось 6 погрузочно-разгрузочных операций.
Коэффициент повторности не должен превышать 1,1-1,3. Чтобы избежать повторности перевозок нужно организовать перевозочный процесс таким образом, чтобы груз доставлялся от места отправления к месту назначения, минуя склады и базы.
Грузопунктом называется место концентрации грузов. Пункты отправления грузов называют грузообразующими, пункты назначения – грузопоглащающими. Грузопункты могут также быть комбинированными, получающие, перерабатывающие и отправляющие грузы и транзитными, или перевалочными, на которых грузы получают, сортируют, группируют и отправляют дальше (переработку груза не производят).
Объем перевозок и грузооборот можно изобразить графически. Графики объема перевозок и грузооборота строят в осях координат, где по оси абсцисс откладывают время освоения (часы, дни, месяцы, кварталы), а по оси ординат — объем перевозок в тоннах или грузооборот и тонно-километрах. Наибольший по величине объем перевозок (грузооборот) называется максимальным, или «пиковым»
Средний объем перевозок (грузооборот) определяют делением суммарного объема перевозок (грузооборота) на период его освоения.
Годовой объем перевозок и грузооборот, как правило, неравномерно распределяются по отдельным месяцам и кварталам. Эти колебания обусловлены спецификой производства, обслуживаемого автомобильным транспортом. Наиболее ярко видна сезонность перевозок на примере сельскохозяйственных грузов, где разница между летне-осенним и зимним периодами достигает значительных размеров.
Сезонность может быть вызвана также климатическими и дорожными условиями в данной местности (снежные заносы, частичное или полное бездорожье в весенний и осенний периоды и т. д.).
Степень неравномерности перевозок определяется коэффициентом неравномерности равным отношению максимальных значений объема перевозок и грузооборота к их средним значениям за определенный период времени:
График объема перевозок (грузооборота) применяют для планирования транспортной работы, увязки плана перевозок с планом технического обслуживания и ремонта подвижного состава, для учета выполненной работы.
Сезонность перевозок значительно влияет на работу автомобильного транспорта. Поэтому для правильного выбора и использования подвижного состава, определения рациональных резервов провозной способности автотранспортных предприятий необходимо учитывать сезонные колебания грузооборота.
В каждом конкретном случае перевозок грузов автомобильный транспорт обслуживает отдельные корреспонденции клиентуры между двумя определенными пунктами. Таким образом, между каждой парой корреспондирующих между собой пунктов возникают грузовые потоки.
Грузовым потоком (грузопотоком) называется количество груза в тоннах, следующего в определенном направлении за определенный период времени.
Грузопотоки бывают односторонние и двухсторонние. При двухсторонних грузопотоках число тонн груза, движущегося в прямом и обратном направлениях, может быть не одинаково
Больший по величине грузопоток будет основным (прямым), а меньший— обратным. Разность между большим и меньшим грузопотоками называется неравномерностью и вызывает порожний пробег части подвижного состава в обратном направлении из-за невозможности обеспечения его грузом.
Грузопотоки характеризуются структурой — отраслевой, групповой и родовой.
Отраслевая структура определяется принадлежностью грузов к какой-либо отрасли народного хозяйства: горнорудной, машиностроительной, сельского хозяйства, торговли
Групповая структура характеризуется принадлежностью грузов к определенной группе и их общим назначением: строительные грузы, твердое и жидкое топливо, продовольственные товары.
Родовая структура характеризует грузы только по присущим им свойствам: сыпучие, твердые, тарные, наливные, и т. д., причем для сокращения числа наименований групп партии грузов укрупняют по родственным признакам.
Эпюру грузопотоков составляют следующим образом: сначала откладывают в определенном масштабе длину од-
ного или нескольких участков, на которых осуществляются перевозки. При этом фактическое криволинейное движение груза, перевозимого подвижным составом по существующим на данной местности путям сообщения, заменяют прямолинейным. Затем перпендикулярно к этой линии откладывают в определенном масштабе количество груза с учетом расстояний перевозок: в первую очередь груз, следующий в пункты получения, наиболее удаленные от пункта отправления. Отправными данными для составления эпюры являются сведения шахматной таблицы и схема расположения грузообразующих и грузопоглощающих пунктов. Эпюра имеет прямое (по которому следует наибольшее количество груза) и обратное направления движения.
Площадь грузопотока, изображенная на эпюре или схеме, представляет собой транспортную работу в тонно-километрах.
Схемы и эпюры грузопотоков используют для наиболее эффективной организации транспортного процесса, разработки рациональных маршрутов работы подвижного состава и обеспечения высокой экономической эффективности перевозок.
Основные показатели функционирования транспорта
Вы будете перенаправлены на Автор24
Объем перевозок
Объем перевозок – это число тонн продукции или число пассажиров, перевозимых в единицу времени.
Наибольший объем перевозок осуществляется автомобильным транспортом. Это обусловлено тем, что большинство грузов в начале и конце транспортно-логистической цепи перевозятся автомобилями (подвоз, вывоз груза на станцию, в порт).
Грузооборот
Грузооборот – показатель, характеризующий транспортную работу, определяется объемом перевозки груза на определенное расстояние, из-меряется в тонно-километрах.
Грузооборот зависит от двух факторов:
По статистке наибольший объем грузооборота в РФ принадлежит трубопроводному транспорту, железнодорожный транспорт − на втором месте.
Средняя дальность перевозки
Средняя дальность перевозки – показатель, рассчитываемый как отношение суммарной величины грузооборота к объему перевозки груза, измеряется в км.
По данным транспортной статистки в РФ средняя дальность перевозки грузов составляет около 180 км. На железнодорожном транспорте этот показатель – 800 км, на морском – 3250 км, на речном − 500 км, на автомобильном – 13 км, на авиационном – 1300 км, на трубопроводном – 650 км.
Скорость транспорта
Различают три вида скорости транспорта: скорость доставки (сообщения), техническую и эксплуатационную скорость. Техническая скорость – средняя скорость движения подвижного состава за промежуток времени, определяется конструктивными особенностями транспортного средства.
Эксплуатационная скорость – средняя скорость движения подвижного состава с учетом остановок, связанных с технологией организации транспортно-логистического процесса (учитывает время на погрузку, разгрузку, сортировку, маневровые работы и другие транспортные операции).
Готовые работы на аналогичную тему
Скорость доставки (скорость сообщения) – это средняя скорость перемещения груза или пассажиров из начального пункта отправления до конечного пункта назначения. Этот вид скорости учитывает все плановые и внеплановые остановки и простои транспорта, а также время операций по погрузке и разгрузке. Понятие применяется не только для одновидовых, но и для смешанных перевозок.
Таким образом, скорость доставки зависит не только от конструктивной скорости подвижного состава, но и от эффективности организации транспортно-логистического процесса, в том числе в смешанном сообщении.
Если за 1 принять скорость доставки груза железнодорожным транспортом, то для прочих видов транспорта она будет в следующих пределах:
Себестоимость
Себестоимость зависит от многих факторов и может изменяться в значительных пределах для одного и того же вида транспорта. Это зависит от вида груза, расстояния перевозки и эксплуатационных условий.
При увеличении расстояния себестоимость перевозки всегда уменьшается, так как расходы на начально-конечные операции распределяются на общее количество тонно-километров. Установлено, что если увеличить расстояние перевозки с 10 до 1000 км ее себестоимость снизится:
Эту специфику необходимо учитывать при выборе вида транспорта: для перевозки на короткие расстояния лучше выбирать автомобиль, а при перевозке на дальние – водный или железнодорожный транспорт, так как это позволит добиться большего снижения себестоимости.
Производительность
Производительность транспортных средств – количество транспортной работы в расчете на единицу подвижного состава в единицу времени. Для измерения производительности транспортных средств используют такие показатели, как коэффициент использования грузоподъемности и коэффициент порожнего пробега.
ОБЪЁМ ГРУЗОПЕРЕВОЗОК, ГРУЗООБОРОТ, ГРУЗОПОТОКИ
Объём грузоперевозок Q (т) – это количество груза в тоннах, которое планируют перевезти или уже перевезено.
Грузооборот Р (т-км) – это транспортная работа в тонно-километрах, которая запланирована или затрачена на выполнение перевозок.
Грузопоток (т/ед. вр.) – это количество тонн груза, перевозимое в прямом Q пр. и обратном Q обр. направлениях за единицу времени (час, рабочая смена, сутки, месяц, год и т.д.).
Прямым направлением условно называют направление грузопотоков, имеющих большую величину. Взаимосвязь показателей Р и Q может быть представлена следующими выражениями:
Q = Q пр. + Q обр. и Р = Q×lQ, где
lQ – это среднее расстояние перевозки грузов, км.
Объём перевозок, грузооборот и грузопотоки характеризуются величиной,структурой, временем их освоения и коэффициентами неравномерности.
1) Структура определяется наименованием и классом грузов. Структура грузопотока бывает:
– отраслевой (принадлежность к какой-либо отрасли: пищевая, нефтегазовая, сельское хозяйство и т.д);
– групповой (относятся к определённой группе товаров: продовольственные товары, строительные грузы и т.д.);
– по роду груза (распределение грузов по свойствам только им присущим: зерновые культуры, молочные продукты, железо-бетонные изделия).
2) Время освоения включает дату начала, окончания перевозки и её темпы. Перевозки бывают постоянные, временные и сезонные.
3) Коэффициент неравномерности объёма перевозок определяется следующим образом: = Qmax / Q ср.
4) Коэффициент неравномерности грузооборота определяется следующим образом: = Рmax / Р ср.
Неравномерность объёма перевозок и особенно грузооборота затрудняет ритмичную работу подвижного состава. Автотранспортные предприятия должны по возможности выравнивать эту неравномерность путём досрочного завоза грузов, повышения производительности труда погрузочно-разгрузочных работ, разработки оптимальных графиков и маршрутов перевозок и других организационных предприятий. Необходимо также приспосабливать режим работы подвижного состава к колебаниям величин Р и Q за счёт изменения времени работы автомобилей на линии, технического обслуживания и ремонта в периоды спада объёма перевозок, переноса отпусков и т.д.
Значения объёма перевозок и грузооборота зависят от размеров производства и потребления, расстояний перевозок и схем доставки грузов. Многие грузы не всегда следуют от места производства непосредственно к месту потребления, что приводит к повторности перевозки одних и тех же грузов. Повторность перевозки связана с родом груза, целевым его назначением, зависит от системы снабжения, размещения складов и обслуживаемых потребителей, системы планирования перевозок.
Наиболее часто повторные перевозки бывают при доставке промышленных и продовольственных товаров в торговую сеть, когда их предварительно завозят на склады или базы для сортировки, фасовки и распределения по магазинам. Снижение повторности перевозок может быть достигнуто за счёт рациональных схем доставки грузов. Во время обследования выявляют суточный, месячный и годовой объём перевозок и грузооборот, направления и расстояния перевозок, структуру грузопотоков и грузооборота.
Задача 4.1
Междугородные централизованные перевозки грузов осуществляются по маршруту БД общей протяжённостью 295 км. Участок БВ протяжённостью 140км; участок ВГ протяженностью 90км; участок ГД протяжённостью 65 км. Объём в тоннах, состав и направление грузопотоков представлены в таблице 4.1. Рассчитать грузооборот и грузопотоки и построить эпюры грузопотоков.
Таблица 4.1 – Объём грузопотоков на маршруте БВГД
Наименование груза, т | Пункт отправки | Пункт назначения | ||
Б (140км) | В (90км) | Г(65км) | Д | |
Ткани в контейнерах; Изделия кожевенные | Б | _________ | ||
Машины сельскохоз. Сахар | В | ________ | ________ | |
Рыбопродукты Электроаппарат. | Г | _______ | ________ | ________ |
Мука Кукуруза Молоко | Д | __________ | ________ | _________ |
L б-в = 140км, Lв-г = 90км, L г-д = 65км, L б-д = 295км
Грузооборот Р = Q×lQ (т-км)
Прямое направление Обратное направление
Qб-в = 17600 т Qд-г = 8300т
Qв-г = 26700 т Qг-в = 11900т
Qг-д = 25000т Qв-б = 12400т
Qобщ. = 35600т Qобщ. = 25700т
Рб-в = 2464000т-км Рд-т = 539500т-км
Рв-г = 2403000т-км Р г-в = 1071000 т-км
Рг-д = 1625000т-км Рв-б = 17360000т-км
Задача 4.2
На основании данных, приведённых в таблицах, рассчитать грузооборот, грузопотоки, коэффициент неравномерности грузооборота, коэффициент неравномерности грузопотока, построить эпюры грузопотоков и структуру грузов.
Задание 1
Таблица 4.1 – Объём грузопотоков на маршруте БВГД
Наименование груза | Пункт отправки | Пункт назначения | |
Б (170 км) | В (74 км) | Г (88 км) | Д |
Ткани в контейнерах; Изделия кожевенные | Б | _________ | ______ |
Машины сельскохоз. Сахар | В | ________ | _____ |
Рыбопродукты Электроаппарат. | Г | ________ | |
Мука Кукуруза Молоко | Д | ________ | _________ |
Задание 2
Таблица 4.1 – Объём грузопотоков на маршруте БВГД
Наименование груза | Пункт отправки | Пункт назначения | ||
Б (110 км) | В (90 км) | Г (170 км) | Д | |
Ткани в контейнерах; Изделия кожевенные | Б | _________ | ______ | |
Машины сельскохоз. Сахар | В | ________ | _______ | |
Рыбопродукты Электроаппарат. | Г | _____ | ________ | ______ |
Мука Кукуруза Молоко | Д | _____ | ______ | _________ |
Задание 3
Таблица 4.1 – Объём грузопотоков на маршруте БВГД
Наименование груза | Пункт отправки | Пункт назначения | ||
Б (250 км) | В (60 км) | Г (170 км) | Д | |
Ткани в контейнерах; Изделия кожевенные | Б | _________ | ______ | |
Машины сельскохоз. Сахар | В | ________ | ||
Рыбопродукты Электроаппарат. | Г | _____ | ________ | ______ |
Мука Кукуруза Молоко | Д | _____ | _________ |
Задание 4
Таблица 4.1 – Объём грузопотоков на маршруте БВГД
Наименование груза | Пункт отправки | Пункт назначения | |
Б (150 км) | В(160 км) | Г (70 км) | Д |
Ткани в контейнерах; Изделия кожевенные | Б | _________ | |
Машины сельскохоз. Сахар | В | ________ | |
Рыбопродукты Электроаппарат. | Г | _____ | ________ |
Мука Кукуруза Молоко | Д | _____ | _________ |
Задание 5
Таблица 4.1 – Объём грузопотоков на маршруте БВГД
Наименование груза | Пункт отправки | Пункт назначения | ||
Б (100 км) | В(60 км) | Г (70 км) | Д | |
Ткани в контейнерах; Изделия кожевенные | Б | _________ | ||
Машины сельскохоз. Сахар | В | ________ | ||
Рыбопродукты Электроаппарат. | Г | _____ | ________ | ____ |
Мука Кукуруза Молоко | Д | _____ | ______ | _________ |
Задание 6
Таблица 4.1 – Объём грузопотоков на маршруте БВГД
Наименование груза | Пункт отправки | Пункт назначения | |
Б (300 км) | В(160 км) | Г (70 км) | Д |
Ткани в контейнерах; Изделия кожевенные | Б | _________ | ______ |
Машины сельскохоз. Сахар | В | ________ | _____ |
Рыбопродукты Электроаппарат. | Г | _____ | ________ |
Мука Кукуруза Молоко | Д | _____ | _________ |
Задание 7
Таблица 4.1 – Объём грузопотоков на маршруте БВГД
Наименование груза | Пункт отправки | Пункт назначения | |||
Б (180 км) | В(120 км) | Г (90 км) | Д | ||
Ткани в контейнерах; Изделия кожевенные | Б | _________ | ______ | ||
Машины сельскохоз. Сахар | В | ___ | ________ | ||
Рыбопродукты Электроаппарат. | Г | _____ | ________ | ____ | |
Мука Кукуруза Молоко | Д | _____ | ___- | _____ | _________ |
Задание 8
Таблица 4.1 – Объём грузопотоков на маршруте БВГД
Наименование груза | Пункт отправки | Пункт назначения | ||
Б (120 км) | В(80 км) | Г (190 км) | Д | |
Ткани в контейнерах; Изделия кожевенные | Б | _________ | ||
Машины сельскохоз. Сахар | В | ________ | ||
Рыбопродукты Электроаппарат. | Г | _____ | ________ | |
Мука Кукуруза Молоко | Д | _____ | ___- | _________ |
Задание 9
Таблица 4.1 – Объём грузопотоков на маршруте БВГД
Наименование груза | Пункт отправки | Пункт назначения | |||
Б (140 км) | В(50 км) | Г (140 км) | Д | ||
Ткани в контейнерах; Изделия кожевенные | Б | _________ | |||
Машины сельскохоз. Сахар | В | ________ | |||
Рыбопродукты Электроаппарат. | Г | _____ | ________ | ||
Мука Кукуруза Молоко | Д | _____ | ___- | ________ | _________ |
Задание 10
Таблица 4.1 – Объём грузопотоков на маршруте БВГД
Наименование груза | Пункт отправки | Пункт назначения | |||
Б (120 км) | В(150 км) | Г (70 км) | Д | ||
Ткани в контейнерах; Изделия кожевенные | Б | _________ | _____ | ||
Машины сельскохоз. Сахар | В | ________ | |||
Рыбопродукты Электроаппарат. | Г | _____ | ________ | ||
Мука Кукуруза Молоко | Д | _____ | ___ | ________ | _________ |
Задание 11
Таблица 4.1 – Объём грузопотоков на маршруте БВГД
Наименование груза | Пункт отправки | Пункт назначения | ||
Б (95км) | В(250 км) | Г (70 км) | Д | |
Ткани в контейнерах; Изделия кожевенные | Б | _________ | ||
Машины сельскохоз. Сахар | В | ________ | ||
Рыбопродукты Электроаппарат. | Г | _____ | ________ | |
Мука Кукуруза Молоко | Д | _____ | ___ | _________ |
Задание 12
Таблица 4.1 – Объём грузопотоков на маршруте БВГД
Наименование груза | Пункт отправки | Пункт назначения | ||
Б (130км) | В(80 км) | Г (170 км) | Д | |
Ткани в контейнерах; Изделия кожевенные | Б | _________ | ||
Машины сельскохоз. Сахар | В | ________ | ||
Рыбопродукты Электроаппарат. | Г | _____ | ________ | |
Мука Кукуруза Молоко | Д | _____ | ___ | _________ |
Задание 13
Таблица 4.1 – Объём грузопотоков на маршруте БВГД
Наименование груза | Пункт отправки | Пункт назначения | |||
Б (130км) | В(180 км) | Г (70 км) | Д | ||
Ткани в контейнерах; Изделия кожевенные | Б | _________ | |||
Машины сельскохоз. Сахар | В | ________ | _____ | ||
Рыбопродукты Электроаппарат. | Г | _____ | ________ | ||
Мука Кукуруза Молоко | Д | _____ | ___ | ____ | _________ |
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет