что значит золотушный ребенок в произведениях михаила михайловича зощенко
Значение выражения золотушный ребенок в произведении Зощенко Елка?
Значение выражения золотушный ребенок в произведении Зощенко Елка.
«Лучше уходите со своим золотушным ребёнком и никогда к нам больше не приходите.
Составь план елки зощенко деймос?
Составь план елки зощенко деймос.
Выпиши из произведения М?
Выпиши из произведения М.
М. Зощенко Елка слова, которые выражают главную мысль.
План рассказа Зощенко Елка?
План рассказа Зощенко Елка.
Михаил Зощенко рассказ Елка составить план?
Михаил Зощенко рассказ Елка составить план.
Помогите составить план произведения М?
Помогите составить план произведения М.
Составить план к произведению Елка М?
Составить план к произведению Елка М.
К какой группе рассказов можно отнести произведение М?
К какой группе рассказов можно отнести произведение М.
Составить план произведения Елка автор М?
Составить план произведения Елка автор М.
Какая оснавная мысль произведения елка автора м?
Какая оснавная мысль произведения елка автора м.
Главные герои рассказа Зощенко Елка?
Главные герои рассказа Зощенко Елка.
Дедушка мороз Вот или Попугайчик Ну вот такие : ).
Цикл И. С. Тургенева «Записки охотника» посвящен описанию жизни простого русского народа, которое происходит от лица автора — заядлого охотника, дворянина по происхождению. Этот цикл включает в себя несколько десятков небольших по объему рассказов.
Просто внеси всю информацию о книге : сведенияобавторе, заглавие, жанр, год, местоиздания, издательство и краткое описание.
Я думаю, что эта надпись значит, что если человеку грустно или на него напала депрессия, то он может зайти в библиотеку, почитать и на душе ему станет легче.
А. Н. Гоголь – автор многих прекрасных произведений, среди которых числится поэма Мертвые души. Первоначально поэма состояла из двух томов, но впоследствии один том был утерян. Первая глава начинается так : В город N въехала небольшая бричка… В бр..
Что означает выражение «золотушный ребенок»
Золотушный ребенок… Как часто мы встречаем это выражение в классической литературе, и вовсе не в медицинских книгах. Очевидно, это какая-то распространённая старинная болезнь, потому что о таких детях всегда пишут, как о недужных, слабых, и еще очень некрасивых. Возможно, она ушла в прошлое, как и чума с холерой – на что мы очень надеемся. Или это старое название болезни, которая известна нам и сегодня? Или это описание типа внешности? А вдруг «золотушный» — это веснушчатый? Нет, все-таки, золотуха, это болезнь. И сейчас мы подробно опишем, что имели в виду авторы, писавшие о золотушных детях.
Золотуха, как диатез
Само понятие возникло от цвета корочек, которые покрывают головку, лицо и шею, а иногда и все тело ребенка. Не сплошной коркой, а сыпью, довольно обширной впрочем, крупными чешуйками. Современный ребенок тоже может быть золотушным, просто сейчас это называется «диатез». Причиной такой «золотушности» бывает недостаток витаминов и неправильное питание – кормящей матери и самого ребенка. Поэтому золотушным могли называть просто слабого, болезненно-бледного и рахитичного малыша.
Со временем, после того, как мать и дитя сели на правильную диету, эти коросточки золотистого цвета проходят. Да, выглядят они некрасиво, но все не так страшно. Однако есть подозрение, что дети прежних времен болели гораздо серьезнее, и это был не просто диатез от сладкого. Мало было сладкого и вкусного в старые времена у 80 процентов населения. А вот истощение, голод, неправильное питание и недоедание — этого всего с избытком. И появлялась тогда совсем другая болезнь…
Золотуха, как скрофулез
Болезнь эта часто описывалась в древних книгах, особенно в средневековых источниках. Чаще всего мы сталкиваемся с описаниями золотушных людей, пришедших на исцеление к мощам святого или к королю государства. Потому что считалось, что останки святых и королевское прикосновение способны излечивать многие болезни, но особенно эффективно – золотуху. Целые очереди из людей, покрытых гнойниками и язвами, выстраивались к королю.
Особенно чудодейственной считалась такая реликвия, как молочный зуб Иисуса Христа, якобы хранившийся в Суассоне. Король же просто возлагал длань на голову больному или осенял того крестным знамением. И тут нужно изрядное мужество, потому что выглядели больные скрофулезом на редкость отвратительно. Банальными коростами дело не ограничивалось. Человек становился «свиноголовым» из-за распухших лимфоузлов, шеи будто не оставалось – все сливалось воедино. Болезнь эта заразная, от, так называемой, бугорчатой палочки. Но она не может поразить кого попало, а именно подорванный плохими условиями жизни и недоеданиями организм.
Потом на лимфатических узлах появляются свищи и язвы, они гноятся, и сукровица образует противные «золотистые» корочки. Увы, дети особенно часто страдали этой болезнью. Перекидывалась она и на веки, поражая их препротивнейшим образом. И еще сукровица и гной вытекают из ушей. В общем, бедный ребенок гниет потихонечку. Сегодня эту болезнь легко выявляют и лечат. Да и питаемся мы лучше, болезнями страдаем другими.
А выражение «золотушный ребенок» чаще встречаем в художественной литературе, чем в обычной жизни.
Что такое золотуха (скрофулез)
Писатели XIX и XX веков часто давали своим персонажам характеристику «золотушный». В романе Дмитрия Мережковского «Воскресшие боги» читаем: «В погреб вбежал маленький человек, золотушный, с глазами подслеповатыми, как у щенка, не совсем прозревшего»… У Николая Лескова в повести «На ножах»: «…и сестры с ее пьяным мужем и золотушными детьми»… У братьев Стругацких в «Град обреченный»: «…маленький, тощий Отто Фрижа, золотушный юноша с сильно оттопыренными ушами»…
Какие признаки недуга имели в виду авторы, наверняка сказать невозможно, поскольку термин «золотуха» относили к двум болезням с похожими внешними проявлениями – экссудативному диатезу и скрофулезу. И тот, и другой предполагали появление на лице, шее, за ушами и в разных местах туловища желтовато-глянцевых короче или чешуек, отливавших золотом. Только в одном случае они скрывали мокнущую воспаленную кожу, а во втором – вскрытые лимфатические узлы и слюнные железы. Диатезам и экссудативному диатезу в том числе мы посвятили отдельную статью.
Первое упоминание о скрофулезе встречается в европейских источниках XII века, в частности в трактате «Приметы святых». Причем там описана не сама болезнь, а способы ее лечения – довольно необычные – с помощью католических реликвий и «возложения рук». Якобы, молочный зуб Спасителя, хранившийся в начале XII века в аббатстве Сен-Медар под Суассоном, обладал чудодейственным свойством исцелять золотушных. Туда и устремлялись больные, чтобы приложиться к святыне. А целителями выступали некоторые монаршие особы. Так, например, считалось, что французские короли Людовик VI и его отец Филипп I обладали даром исцеления золотушных подданных. Автор трактата пишет буквально следующее: «Собственными глазами зрел я, как больные, страдающие золотухой, с язвами на шее или других частях тела, толпами сбегались к нему и молили его, чтобы коснулся он их рукой, а притом и осенил крестным знамением. Я стоял подле него, совсем близко, и даже защищал его от их докучливости. Король же меж тем выказывал прирожденное свое великодушие; привлекши больных к себе покойной рукою, осенял он их крестным знамением. Отец его Филипп также наделен был сим славным и чудесным даром и пользовал болящих с превеликим пылом»… Аналогичные качества приписывали и английскому королю Генриху II, святому Маркулю и другим историческим персонажам.
Слово «скрофулез» происходит от латинского слова «scrofa» – кабан, вепрь, дикая свинья. На рыло животных этого семейства становилось похоже лицо больного уже в начале недуга, поскольку слюнные железы и лимфтические узлы, расположенные под челюстями и за ушами, увеличивались в размерах, и граница между шеей и головой сглаживалась.
В Энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона заболевание описано, как инфекционное и дано его медицинское название: «Золотуха (Scrophulosis) обусловливается заражением организма бугорчатыми палочками и является, таким образом, родственной, точнее говоря, клинической разновидностью бугорчатки, т. е. чахотки».
Позднее чахотку назвали туберкулезом и разделили на несколько подвидов. У каждого свое название:
Возбудителями скрофулеза являются микобактерии Mycobacterium tuberculosis, поражающая исключительно людей, и ее «бычья» разновидность – Mycobacterium bovis, передающаяся от крупного рогатого скота. Она и лидирует в статистике недуга. Именно поэтому в большинстве случаев заболевание диагностируют на территориях, где разгораются эпидемии животных.
Скрофулезом чаще заболевают дети. Выявляется проблема при проверке реакции Манту. На месте перке возникает большая красная папула. Симптом становится поводом для следующего теста – мазка из зева, который высеивают в определенно среде.
Подозрение на скрофулез появляется и в связи с жалобами малыша на увеличение лимфатических узлов, их болезненность, постепенно нарастающую интоксикацию – повышенная температура, вялость, потеря аппетита.
Начинается все с появления плотного, слегка болезненного узелка, диаметром не более 1 см в околоушной, надключичной или поднижнечелюстной областях, на боковых поверхностях шеи. Образование постепенно увеличивается до 2–4 см, срастается с окружающими тканями, становится рыхлым, а потом вскрывается, и на его месте появляется свищ или язва, заполненные гноем. Для определения размеров и консистенции пораженных периферических лимфатических узлов делают ультразвуковое исследование.
Помимо этих признаков скрофулез сопровождают следующие:
При своевременной диагностике и правильном лечении прогноз благоприятный – полное выздоровление. Терапия заключается в назначении для приема внутрь противотуберкулезных препаратов, действующих губительно на возбудителя, и наружных примочек. Помогают прижигание, крио-, радио- и рентгенотерапию. Довольно часто зараженный лимфатический узел или узлы целиком удаляют оперативным путем. В период выздоровления рана зарастает, лимфатические узлы уменьшаются в размерах. В этот период показано санаторно-курортное лечение.
Если лечение начали поздно, оно долго не приносит результатов, то не исключены осложнения:
Значение слова «золотушный»
2. Страдающий золотухой. Золотушный ребенок. □ Приходили в колонию они [беспризорники] всегда в очень печальном состоянии: худосочные, золотушные, чесоточные. Макаренко, Педагогическая поэма. || Хилый, чахлый, внешне похожий на больного золотухой. [Граф] вырвал стул из рук какого-то золотушного молодого помещика. Л. Толстой, Два гусара.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
золоту́шный
2. свойственный тому, кто страдает золотухой; предрасположенный к болезням ◆ И такому-то неразборчивому в средствах смешить актеру попадается еще следующий совет: краснота в углах рта придает ему золотушный, или, как говорят, слюнявый вид. Ю. Писаренко, «Хрестоматия актера», 1930 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Этот Андрей Семенович был худосочный и золотушный человечек малого роста, где-то служивший и до странности белокурый, с бакенбардами, в виде котлет, которыми он очень гордился. Достоевский, «Преступление и наказание», 1866 г. ◆ Также вышел приказ не принимать прежних гостей: всех их заменил дальний сосед, какой-то белокурый золотушный барон, очень хорошо воспитанный и очень глупый человек. Тургенев, «Дворянское гнездо», 1859 г. ◆ И человека три дворян, с самого начала бала пившие в кабинете, с красными лицами, надели кто черные, кто шелковые вязаные перчатки и вместе с графом уже собрались идти в залу, когда их задержал золотушный молодой человек, весь бледный и едва удерживая слезы, подошедший к Турбину. Л. Н. Толстой, «Два гусара», 1856 г.
3. перен. чахлый, хилый ◆ От первой жены у него осталось двое детей: девочка Лиза и мальчик — на два года моложе её, вялый, золотушный Владимир. Шолохов, «Тихий Дон», 1928–1940 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Хилый, болезненный, золотушный, с глазами, обрамлёнными красными кругами, в пятнах, причем у него текло из ушей, — таким выглядел он в те годы. Александр Воронский, «Гоголь», 1934 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: подряжаться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Открытый урок литературного чтения в 4-м классе «М. Зощенко. «Ёлка» (УМК «Гармония»)
Тип урока: Урок введения нового знания.
компьютерная презентация, таблица настроений, таблица условных знаков, таблицы для групповой работы, пособие “шары мышления”.
Ход урока
I. Организационный момент (Слайд 1)
— У нас с вами урок литературного чтения.
— Мне хочется начать его с загадки.
II. Актуализация знаний
Послушайте внимательно загадку:
“Её всегда в лесу найдёшь –
Пойдём гулять и встретим,
Стоит колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем”.— Какие ассоциации у вас возникают при этом слове?
(праздник, подарки, снег, хвоя, Дед Мороз…)
— Вы готовы поиграть?
— Вы догадались, про что мы сегодня будем читать?
— А теперь посмотрите внимательно на экран, найдите среди буквенного текста слова и определите имя и фамилию автора нового произведения. (Слайд 2)
(Михаил Зощенко) (Слайд 3)
III. Постановка учебной задачи
— Какова же тема нашего урока?
на доску: М. Зощенко
IV. Подготовка к первичному восприятию (Слайды 4, 5, 6)
1. Рассказ о М.М. Зощенко (1894–1958)
Михаил Михайлович Зощенко родился 10 августа 1894 года в семье художника и актрисы. После окончания гимназии Михаил Михайлович поступает в университет, но через год добровольцем уходит на фронт (идет первая Мировая война). Участвует в боях, в которых отличается храбростью. Трижды ранен, отравлен газами, после чего получает заболевание сердца и демобилизуется. Удостоен пяти орденов и заканчивает войну в звании штабс-капитана. Зощенко возвращается в Петроград. Зарабатывает на жизнь, пробуя себя во множестве профессий: контролер поездов, начальник почты, сапожник, конторщик, милиционер и т.д. Вскоре Зощенко встречается с Чуковским, который ведет литературные занятия и он высоко оценивает первые произведения писателя. Так началась активная литературная деятельность автора. В свет выходят многие известные произведения. Вскоре Михаила Зощенко избирают членом Союза писателей. Болезнь сердца, которую Зощенко получил еще в первой Мировой войне, стала о себе напоминать. И в возрасте 64лет Зощенко умирает в Ленинграде. Похоронен писатель в городе Сестрорецке.
2. Прогнозирование текста
— Как вы думаете, о чём будет новое произведение?
3. Словарно-лексическая работа (Слайд 7)
— Нам встретятся необычные слова, давайте разберём их значение сразу.
— Открываем учебники, страница в чем разница» rel=dofollow»>страница 95.
V. Первичное чтение текста
(цепочкой по отрывку)
— Оправдалось ли наше предположение?
VI. Таблица настроений
— Какое у вас возникло настроение?
VII. Чтение с пометами “инсерт”
— Возьмите в руки простой карандаш и поразмышляйте над текстом 2-3 минуты.
— Пожалуйста, поделитесь своими впечатлениями.
VIII. Проверка восприятия
— От чьего лица идёт текст?
(автор-40 лет, о своём детстве)
– Где и когда происходят события?
(в доме семьи Зощенко, в канун праздника Нового года)
– Чем было принято украшать ёлки в начале 20 века?
(сладостями, фруктами, игрушками)
– Какое событие в рассказе главное?
(Минька разбил фарфоровую куклу и оставил на ёлке надкушенное яблоко)
— Как вы оцениваете поступок брата и сестры?
— Справедливо ли поступила мама, отдав Минькин подарок другому мальчику?
— Почему Минька ударил малыша?
— Что о Миньке стали говорить гости?
— Какую пословицу использует одна из приглашённых мам?
(с вами водиться, что в крапиву садиться)
IX. Физминутка (Слайд 8)
Голову направо, прямо, налево, прямо, вниз, прямо, …
Смотрим на локоть: вправо, прямо, влево, прямо, …
Смотрим на кончики пальцев. Руки поднимаем. Голова не двигается. Руки опускаем.
X. Акцентное вычитывание
— К рисунку на экране найдите в тексте и зачитайте соответствующие слова.
XI. Работа в группах
— Объединитесь в группы.
Минька
— Нарисуйте волшебную линеечку.
— Оцените свою работу.
— Давайте проверим вашу работу (слайд 9)
Минька
— Подтвердилась ли ваша самооценка?
XII. Творческая работа
— Составьте синквейн: с ключевым словом “Минька”.
XIII. Шары мышления
* Мне не понравилось
* Я бы сделал так, что …
— Да, есть на свете разные люди: добрые и честные, а бывают жадные и жестокие.
— Хотя, может ли человек быть только хорошим, или только плохим?
Мы уже знаем, что в каждом человеке есть две половинки: белая и чёрная.
Важно только, какую человек открывает в себе больше.
— Помните, как некрасиво поступили дети, и постарайтесь не повторять их ошибок!
— Семья – это самое главное, что есть у нас. Берегите своих родных, никогда не поступайте так, чтобы вашим родителям было стыдно за ваши поступки.
– Тепло, забота, уют дома исходят не только от поведения взрослых.
— Наш урок мне хочется закончить словами Михаила Зощенко:
“Нет, мне, быть может, не удалось стать очень хорошим. Это очень трудно. Но к этому, дети, я всегда стремился” (слайд 16)
— Давайте подведём итог.
— А сейчас оцените свою работу на уроке: