что значит изъяснительные отношения

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными

Что такое придаточное предложение

Придаточное предложение — это зависимая синтаксически и по смыслу часть сложноподчиненного предложения, соединяющаяся с главной частью с помощью союзов либо союзных слов (а также интонации). Его функция − это уточнение либо расширение содержания главного предложения.

Виды придаточных предложений:

Определение придаточных изъяснительных, как найти в предложении

Придаточные изъяснительные (дополнительные) — это зависимые предложения, отвечающие на падежные вопросы и дополняющие главное предложение в смысловом и грамматическом отношении.

Придаточные изъяснительные могут пояснять разные части речи в составе главного предложения, передающие мысли, чувства, восприятие, речь человека, в том числе:

Сложноподчиненные предложения с придаточной изъяснительной частью часто формируются при переходе из прямой речи в косвенную.

Придаточные изъяснительные также можно определить с помощью союзов и союзных слов, которыми они прикрепляются к главному предложению:

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными и определительными, в которых употребляется союз что, следует различать: в придаточных определительных его всегда можно заменить на какой, который, а для придаточных изъяснительных это невозможно.

Союзы и союзные слова всегда стоят в начале придаточного изъяснительного, по ним определяется граница главного и придаточного предложений. Однако союз–частица «ли» находится в середине придаточного изъяснительного.

Также присутствие придаточного изъяснительного можно выявить с помощью указательных местоимений, присутствующих в главном предложении: тот, та, то, те. Однако они есть не всегда.

Знаки препинания

В рамках сложноподчиненного предложения придаточные изъяснительные обособляются запятыми. Обычно запятая ставится перед союзом или союзным словом, расположенным в начале придаточного изъяснительного. Однако союз–частица «ли» находится в середине такого предложения, запятая же ставится перед его началом.

Схема сложноподчиненного предложения с придаточным изъяснительным

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными состоят из главной и придаточной частей.

Они имеют четкую схему. Придаточные изъяснительные чаще всего находятся после слова, которое они уточняют. Лишь в некоторых случаях они могут располагаться перед поясняемым словом главного предложения. Таким образом, придаточные изъяснительные преимущественно расположены в середине, либо в заключительной части сложноподчиненного предложения. Однако в исключительных случаях они могут находиться и в его начале.

Примеры сложноподчиненных предложений с придаточными изъяснительными

Примеры придаточных изъяснительных по падежным вопросам:

Примеры придаточных изъяснительных, поясняющих разные части речи в составе главного предложения:

Источник

Сложноподчиненное предложение (СПП)

что значит изъяснительные отношения. Смотреть фото что значит изъяснительные отношения. Смотреть картинку что значит изъяснительные отношения. Картинка про что значит изъяснительные отношения. Фото что значит изъяснительные отношения

Что такое сложноподчиненное предложение

Сложноподчиненное предложение (СПП) — это вид сложного предложения, в составе которого одно простое предложение по смыслу и интонации подчинено другому.

Зависимое предложение в этом случае называют придаточным, независимое — главным.

Пример сложноподчиненного предложения:

что значит изъяснительные отношения. Смотреть фото что значит изъяснительные отношения. Смотреть картинку что значит изъяснительные отношения. Картинка про что значит изъяснительные отношения. Фото что значит изъяснительные отношения

Придаточное предложение в СПП может занимать разные положения: в середине главного, перед или после него.

Когда грузовик свернул к деревне, озеро осталось позади. — Придаточное на первом месте.

Озеро остались позади, когда грузовик свернул к деревне. — Придаточное после главного.

Сейчас, когда грузовик свернул к деревне, озеро осталось позади. — Придаточное разрывает главное предложение.

Как связаны части сложноподчиненных предложений

В сложноподчиненном предложении главная и придаточные части связаны между собой подчинительными союзами или союзными словами.

что значит изъяснительные отношения. Смотреть фото что значит изъяснительные отношения. Смотреть картинку что значит изъяснительные отношения. Картинка про что значит изъяснительные отношения. Фото что значит изъяснительные отношения

Значения сложноподчиненных предложений

В русском языке есть две группы придаточных предложений — именные и обстоятельственные. Они отличаются друг от друга по смыслу и характеру подчинительной связи с главным предложением. Рассмотрим каждую группу сложноподчиненных предложений на примерах.

Именные придаточные предложения

Эти предложения играют роль дополнений и определений по своему значению и связи с главным предложением. Их принято разделять на две подгруппы: определительные и изъяснительные.

Определительные придаточные предложения описывают существительное или местоимение в главном предложении. К ним можно задать вопрос «какой?»:

Хорош тот человек (какой?), который трудится над собой, а не других оценивает.

К главному предложению определительное придаточное присоединяется союзами и союзными словами который, какой, чей, кто, куда, будто и т. д.

Изъяснительные придаточные предложения поясняют глаголы и другие слова, которые означают речь, мысли и чувства. К таким придаточным можно задать вопросы косвенных падежей:

Отец завещал (что?), чтобы мы не забывали родину.

С главным предложением изъяснительное придаточное соединено подчинительной связью — союзами и союзными словами что, как, чтобы, где, откуда, зачем и т. д.

Обстоятельственные придаточные предложения

Эти предложения по подчинительной связи с главным и значению выполняют роль обстоятельств. Подгрупп придаточных здесь больше, чем в именных:

Источник

БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ИЗЪЯСНИТЕЛЬНЫ­МИ ОТНОШЕНИЯМИ

Все бессоюзные сложные предложения с изъяснительными отношениями делятся на две группы. К первой группе относятся такие бес­союзные сложные предложения, в которых пояснительная пре­дикативная конструкция употребляется при тех же глаголах, что и непосредственно связанная с глаголом изъяснительная при­даточная часть в сложноподчиненном предложении. В предло­жения этой группы можно ввести союз что:

Еще издали увидел, все три окошка освещены (В. Панова) (. увидел, чтовсе три окошка освещены); Заранее предупреж­даю: удобств на пути не будет (Ч.).

Ко второй группе относятся такие бессоюзные слож­ные предложения, в которых нет глагола, способного непосред­ственно соединяться с изъяснительной предикативной конструк­цией, но такой глагол может быть добавлен с помощью сочини­тельного союза и к наличному глаголу:

Я оглянулся: ныряя тупым рылом в колдобины, к нам прибли­жался вездеход охотничьей базы (Наг.) (ср.: Я оглянулся и увидел, что. к нам приближался вездеход); Митя еще раз оста­новился, обернулся на мгновение: вечерний жук медленно плыл и гудел где-то возле него, точно сея тишину, успокоение и сумер­ки (Бун.).

2. БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИЧИННЫМИ ОТНО-
ШЕНИЯМИ

В бессоюзных сложных предложениях с причинными отноше­ниями часто выступают слова, значения которых естественно соотносятся как причинные, ср. слова смеяться — радость, плакать — неудача в таком предложении:

Все мы порою, как дети, Выпали нам на свете

Часто смеемся и плачем: Радости и неудачи (Ее).

Для бессоюзных сложных предложений с причинными от­ношениями характерно отрицание, которое требует обоснования: Не спится, няня: здесь так душно! (П.К Всего ужаснее было для него встретиться с этим человеком опять: он ненавидел его без меры (Дост.).

3. БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ СО ЗНАКОВЫМИ ОТ-
НОШЕНИЯМИ

Одно событие или явление может служить знаком другого. Это создает предпосылки для формирования бессоюзных сложных предложений со знаковыми отношениями. Отличительная черта таких предложений в том, что во второй предикативной конструк­ции есть или могут быть слова это значит; это знак того, что; это; то:

Белели надерганные и объеденные утками стебли: значит, сюда они прилетали на вечерний жор (Наг.); По краю вода была темной, сумрачной: то отражался плотный строй кряжистых елей, обступивших озерко (Наг.); Широкая радуга стояла за лесами: там, где-то за озером, шел небольшой дождь (Пауст.).

4. БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРОТИВИТЕЛЬНЫМИ
ОТНОШЕНИЯМИ

Противопоставление в бессоюзном сложном предложении чаще всего связано с отрицанием: нечто противопоставляется тому, что отрицается:

Параша искала его, кричала на дворе, в липовой аллее звала обедать, потом чай пить — он не откликался (Bvh.)

5. БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫМИ
ОТНОШЕНИЯМИ

Объяснительная предикативная конструкция, занимающая в предложении всегда второе место, конкретизирует (толкует) слово или словосочетание из первой предикативной конструк ции: Вечером козодой приходит в особое оживление: быстрым и беззвучным полетом носится он в темном воздухе (С. Огнев) Здесь вторая предикативная конструкция показывает, какой смысл вкладывается в слова особое оживление козодоя.

Объяснительную предикативную конструкцию всегда можно ввести словами го есть, а именно и под.:

Бестужев вставал, отодвигал занавеску и видел знакомую и милую картину: снег лежал на крышах пухлыми пластами, как на елочных ветвях (Пауст.); Это была легкая служба: на моей обязанности было снабжать городские библиотеки литературой (Кав.).

6. БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПОЯСНИТЕЛЬНЫМИ
ОТНОШЕНИЯМИ

Пояснительная предикативная конструкция, занимающая в предложении всегда второе место, наполняет конкретным смыс лом соотносительное слово из первой предикативной конструк­ции. В роли соотносительных слов чаще всего выступают так и такой: Так оно и было: мать уехала на праздники к родственникам (Наг.); Весь город там такой: мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет (Г.); Про себя Данилов сформулировал задачу так: из доктора Белова надо сделать начальника поезда (В. Панова).

Бессоюзные сложные предложения с объяснительными и пояснительными отношениями близки друг к другу и по своему синтаксическому устройству, и по характеру выраженных в них смысловых отношений. Соотносительные слова в пояснительных бессоюзных сложных предложениях можно во многих случаях заменить соответствующими полнозначными словами объясни­тельных предложений и наоборот: Он учится очень хорошо: полу­чает только пятерки.— Он учится так: получает только пятерки В объяснительных бессоюзных сложных предложениях вторая предикативная конструкция толкует соответствующее слово или словосочетание первой предикативной конструкции, а объясняе­мый компонент первой предикативной конструкции, в свою оче­редь», обобщает содержание второй предикативной конструкции. В пояснительных бессоюзных сложных предложениях местоимен­ные слова такого обобщения не содержат. В этом отличия бес­союзных сложных предложений с объяснительными и пояснитель­ными отношениями.

§ 172.БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С НЕДИФФЕРЕНЦИ­РОВАННЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ

Недифференцированные отношения — это комплекс некоторых дифференцированных отношений. Наиболее активны и регулярны бессоюзные сложные предложения со следующими недифференцированными отношениями:

а) бессоюзные сложные предложения с ус-
ловно-временными отношениями: Мы под деревьями
спрячемся — дождь начнется (Мы под деревьями спрячемся,
если дождь начнется; Мы под деревьями спрячемся, когда дождь
начнется). Увидишься с Горьким — поговори с ним
(Ч.).

Условные отношения в бессоюзном сложном предложении мо­гут выступать отдельно как дифференцированные: Дождя не бу­дет — они придут. Временные же отношения в бессоюзном слож­ном предложении могут выступать только в комплексе с услов­ными;

б) бессоюзные сложные предложения с
причинно-следственными отношениями: Маши-
ну они купили — чаще будут теперь ездить на дачу (Так как ма-
шину они купили, чаще будут теперь ездить на дачу; Машину
они купили, так что будут теперь чаще ездить на дачу);
Я умираю — мне не к чему лгать
(И. Т.).

Причинные отношения в бессоюзном сложном предложении, как уже было показано, могут выступать отдельно как дифферен­цированные. Следственные отношения могут выступать только в недифференцированном комплексе с причинными. Следственная предикативная конструкция как в союзном, так и в бессоюзном сложном предложении всегда занимает второе место, поскольку следствие по своей логической природе не может предшествовать тому, из чего оно вытекает.

Причина же может как предшествовать тому, что она обос­новывает, так и следовать за обоснованным. Доказательство ЭТ0Му — возможность в сложноподчиненном предложении причин­ной предикативной конструкции как перед главной, так и после главной: Так как пошел дождь, мы ушли из леса.— Мы ушли из леса, так как пошел дождь. Возможность причинной преди­кативной конструкции занимать в предложении любое место, а следственной — только второе важно для понимания смысловых отношений в бессоюзном сложном предложении в следующем плане. Предложение типа Машину они купили — чаще будут ездить на дачу заключает в себе недифференцированные при­чинно-следственные отношения, а предложение Чаще они теперь будут ездить на дачу: машину купили заключает в себе только причинные отношения, но не следственно-причинные именно пото­му, что следствие не может предшествовать тому, из чего оно следует. Другими словами, в бессоюзном сложном предложении есть недифференцированные причинно-следственные отношения и нет следственно-причинных;

в) бессоюзные сложные предложения с про тивительно-уступительными отношениями: Мог пойти вчера в театр — не пошел (Мог вчера пойти в театр, но не пошел; Хотя мог вчера пойти в театр, но не пошел).

Противительные отношения в бессоюзном сложном предложе­нии, как уже было показано, могут выступать отдельно как диф­ференцированные. Уступительные отношения в бессоюзном слож­ном предложении выступают только в комплексе с противитель­ными.

§ 173. О ЗНАКАХ ПРЕПИНАНИЯ В БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕ­НИИ

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении — наиболее сложная пунктуационная область. Большой процент пунктуационных ошибок школьников приходится именно на бес­союзные сложные предложения. Объясняется это тем, что пунктуа­ция в бессоюзных сложных предложениях ориентирована на смысловые отношения, а необходимой ясности в определении этих отношений к моменту создания ныне действующих правил пунктуации не было. Сейчас есть возможность предложить более совершенные формулировки действующих правил. Пра­вила постановки знаков препинания в бес­союзном сложном предложении могут быть даны в форме алгоритма (в системе последователь­ных действий), состоящего из трех шагов (трех правил).

1Определи, открытой или закрытой структурой является бес­союзное сложное предложение. Если бессоюзное сложное пред­ложение является открытой структурой с перечислительными отношениями, то предикативные конструкции разделяются запя­той. Например: Одни ели, другие чинили порванные гимнастерки, третьи перекуривали (Сим.). Если бессоюзные сложные предложе­ния являются закрытыми, см. п. 2.

2. Определи степень активизации смысловых отношений в бес­союзном сложном предложении закрытой структуры. Если сте пень активизации смысловых отношений в закрытых структурах невысокая, то между предикативными конструкциями ставится запятая.

Например, писатель Н. Атаров, не желая придавать высокую степень активизации смысловым отношениям, поставил в следую­щем предложении запятую: Адвокат из Милана мог бы объяснять­ся по-украински, его берсальерский полк полгода квартировал в Гуляй-Поле. В строгом соответствии с действующими прави­лами в этом же предложении можно поставить двоеточие. Оно будет подчеркивать высокую степень активизации смысловых отношений между предикативными конструкциями.

Если степень активизации смысловых отношений в бессоюзном сложном предложении высокая, см. п. 3.

3. При высокой степени активизации смысловых отношений между предикативными конструкциями должен быть осуществлен выбор между двоеточием и тире. Этот выбор осуществляется на смысловой основе. Помни! Двоеточие ставится:

— при изъяснительных отношениях: Сергей Петрович понимал: время особенное, все русское в моде (Данг.); Я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь (И. Т.);

— при причинных отношениях: Печален я: со мною друга нет (П.);

— при знаковых отношениях: Все небо усеяно движущимися черными точками: это грачи летят на ночлег (Ч.);

— при объяснительных отношениях: Дома Фому встретили торжественно: отец подарил мальчику тяжелую серебряную ложку с затейливым вензелем, а тетка — шарф своего вязанья (М. Г.);

.— при пояснительных отношениях: Как все московские, ваш батюшка таков: Желал бы зятя он с звездами да с чинами (Гр.). Тире ставится:

— при противительных и противительно-уступительных отношениях: Чин следовал ему — он службу вдруг оставил (Гр.);

— при условных и условн о-в ременных отно­шениях: Ругаться будут — не бойся (Гладк.);

— при причинно-следственных отношениях: Слой облаков был очень тонок — сквозь него просвечивало солнце.

Следует подчеркнуть, что на практике действующие правила постановки знаков препинания часто нарушаются. Это наруше­ние обычно оправдывается тем, что «неправильный» знак позво­ляет лучше передать нужную интонацию. Умышленно употреблен­ный не по правилам знак называется авторским: Животные помедлили, потом все же осторожно двинулись с места — люди на том берегу слишком громко говорили и слишком суетливо двигались (Айтм.) — отношения в этом предложении причинные, а потому по правилам здесь необходимо двоеточие; Увидел — человек присел отдохнуть (Шукш.) — отношения изъяснительные, и по правилам нужно двоеточие.

Источник

Придаточные изъяснительные предложения. Примеры

Придаточное изъ­яс­ни­тель­ное пред­ло­же­ние — это зави­си­мое пред­ло­же­ние, кото­рые пояс­ня­ет ска­зу­е­мое в глав­ной части и отве­ча­ют на вопро­сы кос­вен­ных падежей.

Узнаем, что такое при­да­точ­ное изъ­яс­ни­тель­ное пред­ло­же­ние, если выяс­ним, что в неко­то­рых слож­но­под­чи­нен­ных пред­ло­же­ни­ях тре­бу­ет­ся допол­ни­тель­ное пояс­не­ние слов глав­ной части, име­ю­щих зна­че­ние речи, мыс­ли, чув­ства или состо­я­ния. Приведем при­ме­ры слож­но­под­чи­нен­ных пред­ло­же­ний с при­да­точ­ным изъ­яс­ни­тель­ным из худо­же­ствен­ной литературы.

Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными

В соста­ве слож­но­под­чи­нен­но­го пред­ло­же­ния может быть при­да­точ­ное изъ­яс­ни­тель­ное пред­ло­же­ние, осо­бен­ность кото­ро­го заклю­ча­ет­ся в том, что оно отно­сит­ся к тем чле­нам глав­но­го пред­ло­же­ния, кото­рые нуж­да­ют­ся в рас­про­стра­не­нии, тре­бу­ют допол­ни­тель­ных разъ­яс­не­ний или пояс­не­ний. Без тако­го рас­про­стра­не­ния глав­ное пред­ло­же­ние ока­жет­ся неза­кон­чен­ным по смыс­лу, то есть оно не содер­жит пол­но­цен­но­го сообщения.

что значит изъяснительные отношения. Смотреть фото что значит изъяснительные отношения. Смотреть картинку что значит изъяснительные отношения. Картинка про что значит изъяснительные отношения. Фото что значит изъяснительные отношения

Чаще все­го при­да­точ­ным изъ­яс­ни­тель­ным допол­ня­ет­ся ска­зу­е­мое в глав­ном пред­ло­же­нии, например:

Хозяйка, хло­по­чу­щая у печи, не слы­ша­ла, как поза­ди чуть скрип­ну­ла дверь.

Придаточное изъ­яс­ни­тель­ное отно­сит­ся к глаголу-сказуемому «не слы­ша­ла», кото­рый нуж­да­ет­ся в пояс­не­нии: не слы­ша­ла (чего?), то есть при этом гла­го­ле обя­за­тель­но долж­но быть допол­не­ние (не слы­ша­ла сту­ка, скри­па и пр.). Содержание при­да­точ­ной части вос­пол­ня­ет отсут­ствие это­го вто­ро­сте­пен­но­го чле­на пред­ло­же­ния, без кото­ро­го глав­ное пред­ло­же­ние явля­ет­ся неза­кон­чен­ным по смыс­лу сообщением:

Хозяйка не слышала…

Так и напра­ши­ва­ет­ся вопрос чего?

В слож­но­под­чи­нен­ных пред­ло­же­ни­ях с при­да­точ­ным изъ­яс­ни­тель­ным сло­ва, к кото­рым оно при­со­еди­ня­ет­ся, име­ют зна­че­ние речи, мыс­ли, вос­при­я­тия, чув­ства, состояния:

что значит изъяснительные отношения. Смотреть фото что значит изъяснительные отношения. Смотреть картинку что значит изъяснительные отношения. Картинка про что значит изъяснительные отношения. Фото что значит изъяснительные отношения

Чаще все­го это гла­го­лы, крат­кие при­ла­га­тель­ные (рад, вино­ват, дово­лен, согла­сен, оби­жен, сер­дит и пр.) и пре­ди­ка­тив­ные наре­чия (сло­ва кате­го­рии состо­я­ния). Все эти сло­ва глав­но­го пред­ло­же­ния свя­зы­ва­ют­ся с при­да­точ­ным изъ­яс­ни­тель­ным с помо­щью под­чи­ни­тель­ных сою­зов (что, что­бы, как, буд­то, ли) и союз­ных слов (кто, что, где, когда, сколь­ко, куда, как, зачем и пр.).

Зависимое изъ­яс­ни­тель­ное пред­ло­же­ние отве­ча­ет на вопро­сы всех кос­вен­ных паде­жей, например:

За рабо­той мы не заме­ча­ли (чего?), как быст­ро про­шло время.

Я с инте­ре­сом читаю Чехова и удив­ля­юсь (чему?), как писа­тель всё лако­нич­но, про­сто и с юмо­ром всё изложил.

Даже сквозь сте­ны слыш­но (что?), как гудит ветер в проводах.

Мы сто­им на вер­шине горы и отту­да любу­ем­ся (чем?), как в лазур­ном зали­ве плы­вут белые парусники.

Временами я совсем забы­вал (о чём?), к кому и зачем я еду.

К сло­вам со зна­че­ни­ем речи, мыс­ли и чув­ства в глав­ном пред­ло­же­нии может отно­сить­ся ука­за­тель­ное место­име­ние (тот, та, то, те), к кото­ро­му в таком слу­чае при­со­еди­ня­ет­ся при­да­точ­ное изъ­яс­ни­тель­ное, например:

Всё-таки мне сле­ду­ет поду­мать о том (о чём?), что­бы не заблу­дить­ся в этом мало­зна­ко­мом лесу.

Мне доста­точ­но было того, что я узнал эту новость от вас.

Схематично пред­ста­вим это в виде записи:

Не пута­ем такие слож­но­под­чи­нен­ные пред­ло­же­ния с при­да­точ­ным изъ­яс­ни­тель­ным со слож­ны­ми пред­ло­же­ни­я­ми с опре­де­ли­тель­ной частью.

Видеоурок

Примеры предложений

Мы зна­ли, что Петька при­нёс все­го двух худых кара­сей, но мол­ча­ли (К. Паустовский).

Девочки, гля­дя на него, сра­зу сооб­ра­зи­ли, что это, долж­но быть, очень умный и учё­ный чело­век (А. Чехов).

Яков открыл гла­за, вопро­ша­ю­щим взгля­дом обвёл всех кру­гом и уви­дел, что побе­да была его (И. Тургенев).

Трудно было понять, чем это огонь так при­вле­кал лягуш­ку (К. Паустовский).

Книга дает то, что было, а не то, что мог­ло быть (Николай Островский).

Все как буд­то жда­ли, не будет ли он ещё петь (И. Тургенев).

Я горд тем, что родил­ся рус­ским (В. Попов).

Маленький костёр ярко горел перед ними, и они поне­мно­гу под­бра­сы­ва­ли в него сучья, забо­тясь о том, что­бы огонь все вре­мя горел ров­но и не давал дыму (Максим Горький).

Очевидно, что это место дав­но понра­ви­лось мое­му дедуш­ке и он заса­дил его дере­вья­ми (С. Аксаков).

В бинокль было вид­но, как серый дым засти­лал вино­град­ни­ки и дере­вья, как суе­ти­лись серо-голубые фигур­ки (В. С. Гроссман).

Я мыс­лен­но пред­став­ляю себе, как покры­ва­ют­ся асфаль­том и бето­ном ули­цы мое­го город­ка (Н. Островский).

Мы хотим, что­бы радость вошла в каж­дый дом (Юрий Каменецкий).

Смотри, как роща зеле­не­ет, паля­щим солн­цем обли­та (Ф. Тютчев).

Я стал дожи­дать­ся, ско­ро ли сол­ныш­ко вста­нет (И. Никитин).

Источник

2.2.2. Придаточные дополнительные (изъяснительные)

2.2. Сложноподчиненное предложение. Придаточные предложения, которые относятся к одному слову в главном предложении

1. Вопросы: придаточные изъяснительные отвечают на вопросы дополнения, то есть на вопросы косвенных падежей.

2. Главное слово: придаточные изъяснительные распространяют главное слово в главном, нуждающееся в разъяснении и выраженное глаголом, существительным, прилагательным, наречием.

3. Средства связи: придаточные изъяснительные могут прикрепляться к главному предложению с помощью:

В главном предложении могут быть (но не обязательно) указательные слова, выполняющие функцию дополнения.

4. Место в предложении: придаточные изъяснительные обычно стоят после слова, к которому относятся. Однако возможна и их позиция перед главным словом.

Началось с того [с чего?], что Колька из озорства отнял у меня книжку (Гайдар).

[гл. + указ. сл.], (что – союз).

У Слободкина возникло ощущение [чего?], будто он застыл в беспредельном пространстве (Тельпугов).

Мы наперебой расспрашивали кучеров [о чём?], смирные ли у них лошади (Маршак).

– Юлия Дмитриевна, начальник велел [что?], чтобы вы никуда не уходили (Панова).

Сейчас уже никто не знает [чего?], откуда в курских садах пошла «соловьиная школа» (Песков).

2) Союз чтобы всегда имеет целевое значение, и он может использоваться в придаточном цели.

Я разбудил Пашку [зачем? с какой целью?], чтобы он не свалился с дрожек. (А.П. Чехов)

В придаточном изъяснительном также может использоваться этот союз, но вопрос от главного предложения к придаточному будет иным (вопросы косвенных падежей), а придаточные будут иметь значение желательности, возможности, необходимости.

Ср.: Елизавета Киевна просила [о чём?], чтобы ей самой разрешили отвезти его в большой лазарет (А.Н. Толстой).

3) Сравнительные союзы будто, как будто могут использоваться в придаточных сравнительных.

Там что-то дрожит, мерцает [как? подобно чему?], будто звездочка на ветвях запуталась (Маршак).

Если они употребляются в придаточных изъяснительных, то от главного слова задается вопрос косвенного падежа, а само придаточное содержит сообщение с оттенком неуверенности, предположительности.

Ср.: Говорят [что?], будто он принимал на себя не одни адъютантские обязанности (Тургенев).

4) Союзы и союзные слова обычно стоят в начале придаточного предложения. Именно по ним достаточно легко определить границу между главным и придаточным предложениями. Но союз-частица ли всегда находится в середине придаточного изъяснительного.

Я не знаю [чего?], придёт ли он сюда; Я не знаю [чего?], был ли он здесь.

Читайте также другие темы раздела 2 «Сложное предложение»:

2.2. Придаточные предложения, которые относятся к одному слову в главном предложении

2.3. Придаточные предложения, которые относятся ко всему главному предложению

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *