что значит импортер товара
Как ввозить товар в Россию для продажи
Любой предприниматель, который стремится к расширению бизнеса и увеличению дохода, приходит к выводу, что необходимо ввозить товар из-за границы. Импорт товаров в Россию предполагает тщательное изучение таможенного и налогового законодательства. Бизнесмен, который решил самостоятельно разобрать в том, как ввозить товар в Россию для продажи, должен посвятить достаточно много времени изучению нюансов. Он должен быть не только юридически подкованным, но и внимательным, ведь неприятности чаще всего подстерегают тогда, когда их совершенно не ждешь.
Особенности импорта товаров в Россию
Импорт – это ввоз в страну товаров, которые произведены за ее пределами для реализации на внутреннем рынке или реимпорта.
Для оптимизации временных и материальных затрат компании, которая решила подключиться к ВЭД, должна продумать логистическую и юридическую схему импорта товаров.
Недостатка в поставщиках, скорее всего, не будет, поскольку многие зарубежные производители заинтересованы в импорте товаров в Россию. После вступления России в ВТО снизились таможенные пошлины на ряд товаров, что сделало российский рынок более привлекательным для зарубежных партнеров. Но организационные вопросы, в частности связанные с таможенным оформлением, решить будет довольно сложно, особенно если опыта в этом виде деятельности нет. Правила, платежи и штрафы за нарушения, принятые в российской таможне будут главным препятствием для начинающего импортера.
По факту ввоза импортных товаров нужно будет заплатить государству:
таможенный сбор и т.п.
Кроме того, определенных затрат требует транспортировка груза до конечного получателя, оформление разрешительных документов. В общем, планируя импорт товаров, важно предварительно прикинуть, оправдаются ли затраты на перевозку и таможенное оформление продукции, как говорится «стоит ли игра свеч».
Ввиду сложности логистического и юридического сопровождения внешнеэкономической деятельности, многие импортеры пользуются услугами таможенного брокера. Таможенный представитель может выступить от лица импортера в таможне и при заключении сделки с поставщиком, организовать перевозку товара. Услуги профессионала – это то, что нужно для успешного бизнеса.
Инструкция по импорту товаров
Решение об импорте товаров принято. Так с чего же начать? Всю процедуру следует разделить на несколько последовательных шагов
Выбор товара и достижение соглашения с поставщиком о стоимости
Как мы уже говорили, важно просчитать выгодность сделки заранее, до заключения контракта. После того, как контракт будет подписан, на стороны накладываются определенные обязательства: ответственность по валютным операциям, обязанность принять отгруженный товар, обязанность соблюдения установленных законодатель запретов и ограничений. Стоимость товара будет основной частью таможенной стоимости, а последняя, в свою очередь, является базой, от которой рассчитывают все таможенные платежи.
Классификация товаров по ТН ВЭД
Подобрать верный код ТН ВЭД особенно важно. Не всегда это легко сделать, особенно если товар мультифункциональный. Нередко приходится обращаться к профессионалам. По коду товара определяют:
ставки таможенной пошлины, НДС;
особенности ввоза товара;
требующийся пакет документации.
Именно коды ТН ВЭД указываются в тех или иных постановлениях, например, о том, какие товары подлежат фитосанитарному контролю, на какие товары действует пониженная ставка НДС, или какая продукция запрещена к ввозу в связи с продовольственным эмбарго.
Для определения кода ТН ВЭД используются описания товара от производителя, техническое описание. Подробная информация о товаре окажется как нельзя кстати.
Имейте в виду! Некоторые товары по коду ТН ВЭД ограничены или запрещены к ввозу.
Заключение контракта и получение пакета документов от поставщика
В первую очередь к грузу будут прилагаться:
лицензии и сертификаты от изготовителя.
Некоторые разрешительные документы, к примеру, обязательную декларацию соответствия, СГР, нотификацию, нужно будет оформить импортеру в РФ. Оформление всех этих документов предполагает проведение лабораторных испытаний образцов продукции, которые еще нужно ввезти, желательно до коммерческой партии. Документация в бумажном формате перевозится вместе с грузом.
Заключение договора на доставку груза с транспортной компанией
Доставить груз можно разными видами транспорта: воздушным, морским, железнодорожным, автомобильным, мультимодальным. Погрузка и отгрузка могут быть включены в услугу или не включены. Все это указывается в договоре.
Оплата за товар и его перевозку
В некоторых банках доступна услуга ведения валютных операций внешнеэкономической деятельности через интернет-банк.
Внесение обеспечения по таможенным платежам
Когда таможенная декларация поступит в таможню уже должно быть внесено обеспечение таможенных платежей. Если взять идеальную ситуацию, то сумма обеспечения равна той, что получена при расчетах с учетом кода ТН ВЭД. Но поскольку ошибки в расчетах встречают очень уж часто, рекомендуется внести большую сумму, чтобы обеспечение полностью покрыло таможенные платежи, даже в этом случае. «Лишние» средства не сгорают.
Электронное предварительное информирование о прибытии груза на таможню
Предварительное информирование выполняется не позднее, чем за 2 часа до прибытия груза на таможенный пост. Процедура обязательна. Предварительное информирование позволяет таможенной службе ускорить документальный контроль на границе. Его можно выполнить через личный кабинет участника ВЭД на сайте ФТС, но можно оформить предварительное информирование и на других платформах. Каждому предварительному информированию присваивается уникальный код, который при пересечении границы нужно сообщить представителю таможни.
Подача транзитной декларации или декларации на товары
Растаможка груза может производиться на границу и на внутреннем таможенном посту. В первом случае декларация на товары подается сразу, во втором случае на пограничном посту подается транзитная декларация, грузу присваивается статус «груз таможенный», и он перевозится на внутренний таможенный пост для полной таможенной очистки и выпуска.
Доставка товаров на внутренний таможенный пост и их размещение
После подачи транзитной декларации на пограничном таможенном посту груз в установленные сроки должен быть доставлен на внутренний таможенный пост. Сроки доставки контролируются ФТС. Если груз задержится в дороге по той или иной причине, таможенные органы будут искать груз. После прибытия на внутренний таможенный пост подается декларация на товары, а процедура таможенного транзита закрывается. Прибывший груз может помещаться в зону таможенного контроля (ЗТК) или на склад временного хранения (СВХ). Последний используется, если не предоставлена вовремя декларация на товары, необходима выгрузка товара и таможенный досмотр.
Подача декларации на товары
Декларация на товары подается аналогично транзитной декларации.
Оплата таможенных платежей
Сделать это можно таможенном посту, через личный кабинет участника ВЭД или другими способами.
Выпуск товара и перевозка на собственный склад
После проверки документов и груза товары выпускаются в свободное обращение. Таможенная очистка произведена. С ЗТК или СВХ груз выпускается по документам ДО1 или ДО2. Грузом теперь можно распоряжаться по своему усмотрению. Однако общение с таможней по этой партии товара еще возможно в ходе процедуры пост-контроля. Этот процесс подразумевает проверку декларации через какое-то время после выпуска. Чаще всего еще раз проверяют правильность кода ТН ВЭД, сумму уплаченных таможенных платежей, достоверность таможенной стоимости. Проверка может быть выполнена в течение 3 лет с даты выпуска, в отдельных случаях в течение 5 лет. Поэтому хранить документы на растаможенный импортный товар нужно не менее 5 лет.
Документы для импорта товаров в Россию
Подробнее рассмотрим перечень документов, который нужно будет предоставить сотруднику таможни:
Учредительные документы компании. Сюда входят устав, ОГРН, ИНН уведомление Росстата. Помимо этого, таможней могут быть запрошены выпуска ЕГРЮЛ, справка о расчетных счетах и другое. Перечень документов регламентируется ст.208 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ».
Оригинал контракта ВЭД с двумя копиями.
Паспорт сделки ранее требовался при сумме контракта свыше 50000 долларов. С 1 марта 2018 года он не требуется, вместо этого контракт регистрируется в банке и ему присваивается УНК.
Упаковочный лист, где указывает вес, количество грузовых мест и т.д.
Лицензии, сертификаты и прочие разрешительные документы.
Платежное поручение, подтверждающее оплату таможенных платежей.
Подтверждение таможенной стоимости.
Помимо основного пакета документов, таможня может затребовать дополнительные квитанции, разрешения, соглашения, прайс-листы от изготовителя и др. Кроме того, к различному оборудованию или другому сложному товару должны быть приложены схемы, техническое описание, предметы искусства сопровождаются фотографиями.
Популярные схемы импорта
При импорте товаров в Россию преимущественно используются 2 схемы импорта. Одна из них применяется для резидентов РФ, а другая – для иностранных лиц. Суть первой схемы в том, что компания не становится участником внешнеэкономической деятельности, вместо этого она обращается к компании посреднику, которая предоставляет услуги аутсорсинга ВЭД, т.е. становится вместо заказчика внешнеторговым агентом и от своего имени по поручению клиента заключает договор с поставщиком. В этом случае снижаются возможные риски, связанные с валютным и налоговом контролем, не требуется открывать валютные счета. Компании-резиденту РФ не нужно принимать участие в многочисленных таможенных операциях, наказание за недостоверное декларирование импортных товаров применяется к посреднику. Растаможенный груз передается резидента РФ по договору комиссии или договор купли-продажи.
Вторую схему импорта, как правило, используют иностранные производители, которые хотят экспортировать свою продукцию. Она реализуется в том случае, если заказчик желает приобрести товары за рубежом, но не хочет участвовать в организации перевозки и таможенного оформления.
Схема состоит в том, что заказчик определяет товар, а затем обращается к посреднику, чтобы ввезти выбранный товар в Россию. Посредник заключает договор с заказчиком, а также внешнеторговый контракт с иностранной компанией. Товар закупается и импортируется, а затем продается клиенту.
Сб Карго поможет начинающему импортеру (и не только начинающему) импортировать товар в Россию для продажи. Мы профессионально занимаемся перевозкой товаров и таможенным оформлением, можем выступить внешнеторговым агентом. Таможенные представители СБ Карго имеют необходимые лицензии и сертификаты. Наши специалисты компетентны во всех операциях, связанных с перевозкой и таможенным оформлением, в частности, они помогут подобрать код ТН ВЭД, выполнить расчеты по таможенным платежам, выбрать транспорт и подобрать логистическую схему перевозки товара.
Категория товара для нас не имеет значения. Мы перевозим и растамаживаем все виды грузов, в том числе:
Что такое импорт и какой он бывает
Контур.Бухгалтерия — веб-сервис для малого бизнеса!
Быстрое заведение первички, автоматический расчет налогов, отправка отчетности онлайн, электронный документооборот, бесплатные обновления и техподдержка.
Слово «импорт» для человека, выросшего на территории бывшего СССР, несет гораздо больше смыслов, чем для гражданина другой страны. «Импортный товар» сродни качественному, редкому и уникальному. Но времена меняются, и все больше мы применяем слово «импорт» для обозначения обычной торговой операции по перемещению на территорию страны товаров, произведенных на других территориях.
Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе
Официальное определение импорта, которое дает экономический словарь, выглядит так:
Импорт — это ввоз в страну иностранных товаров, услуг, технологий или капитала для реализации и применения на внутреннем рынке без обязательств по обратному вывозу. Импорт может регулироваться таможенными пошлинами, а также нетарифными методами (количественными ограничениями, системой лицензирования).
Итак, импорт — это прежде всего то, что ввозится из других стран, а во-вторых, импортные товары будут попадать в оборот на внутреннем рынке, то есть будут использоваться для своих целей самим импортером или для дальнейшей продажи.
Откуда появился импорт
Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе
Слово это древнее, корнями уходящее в латиницу. Дословно его можно перевести как «доставить в порт». С древних времен моря и реки были основными транспортными артериями между государствами и городами. И в каждом городе на морском побережье или у большой реки был свой порт или пристань. Корабли и лодки с местными товарами отправлялись в соседние земли, это был экспорт, а возвращались обратно уже с заморскими диковинками обратно. Точно также в порты приходили купцы из других городов и государств.
Так что экспорт и импорт — это древнейшие экономические операции, тысячелетиями остававшиеся неизменными. Сегодня суть импорта сохранилась, но многообразие законодательства Российской Федерации и других государств вводит градацию импорта.
Какие есть виды импорта
Все виды импортных операций обычно делят на две больших категории:
Еще один вид классификации импорта — это разделение его на прямой и косвенный:
По типу ввозимой продукции импорт также делят на видимый и невидимый:
К категории невидимого импорта можно отчасти отнести и инвестиционный. По сути, это импорт капитала, то есть когда компания или частное лицо, которые не являются резидентами, вкладывают свои средства в национальную экономику.
Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе
По уровню цены на ввозимую продукцию также выделяют так называемый демпинговый импорт. Суть его в том, что товар ввозится по цене значительно ниже среднерыночной. Но демпинговый импорт может быть вполне легальным, если предприятие-импортер имеет льготы, получает субсидии или освобождено от уплаты пошлин или если предприятие-экспортер самостоятельно снизило цену на свой товар.
По требованиям и ограничениям со стороны государства выделяют импорт лицензируемый и нелицензируемый.
Серый импорт
Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе
Но иногда для уменьшения размера таможенной пошлины, налоговых сборов и других затрат импортеры указывают в документах недостоверную информацию. Например, вместо дорогой одежды заявляют сырье для шитья (ткани и фурнитура), вместо целого прибора указывают запасные части к нему и т.д. Еще один вариант снизить таможенные расходы — указать цену товара значительно ниже среднерыночной. Еще один способ указать неверную информацию — это указать неверно страну происхождения товара, а именно — заменить ее на ту, в отношении которой есть больше преференций. Мы предостерегаем вас от таких махинаций.
Чем чревато использование таких схем? В первую очередь, если таможенная служба обнаружит, что груз не соответствует документам, предприятие-импортер должно будет заплатить штраф и полновесную пошлину.
Параллельный импорт
Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе
Еще один формат импортных операций, которые считаются незаконными, это так называемый параллельный импорт. Суть операции в том, что на территорию страны ввозится товар, на который у поставщика нет права интеллектуальной собственности. Например, предприниматель закупил в Китае партию фирменный кроссовок известного бренда. Эти кроссовки он приобрел в фирменном магазине, товар не является контрафактным. Однако на территорию России такие кроссовки может ввозить только сам производитель или его авторизованный дистрибьютор.
Таким образом, наш предприниматель ввозит товар без фактического разрешения правообладателя, тем самым нарушая исключительное право на товарный знак. И это событие может быть приравнено к ввозу контрафактной продукции. Отсюда риски для предпринимателя: товар может быть признан контрафактным, конфискован, а сам импортер оштрафован.
Как видим, тема экспорта и импорта существует столько же, сколько существует торговля. Отношения между продавцами и покупателями регулируются международными соглашениями и национальным правом, а понятие импорта можно трактовать шире, чем просто поставку товаров из-за границы.
Автор статьи: Ирина Николаева
Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе
Импорт товаров из-за границы: подробная инструкция
Для начинающих бизнесменов само словосочетание международная торговля звучит, как что-то сложное и недоступное. Это не совсем верно. Импортировать товары из-за рубежа может каждый, при должном уровне подготовки.
В данной статье в общих чертах объясняется из чего состоит процесс таможенного оформления. Этой информации будет достаточно чтобы понять, как все устроено и решить, будете ли вы заниматься этим самостоятельном или обратитесь к специалисту.
Что такое и как проводится таможенное оформление
Таможенное оформление – это комплекс мер, необходимых для перемещения груза через границу. Эта процедура является обязательной для всех товаров, импортируемых в Россию. Ее главные задачи: регистрация, учет и подтверждение законности перемещения продукции через границу.
На профессиональном сленге таможенное оформление называют растаможкой или таможенной очисткой, эти термины широко распространены среди участников ВЭД.
Процесс импорта состоит из нескольких этапов.
Грузы, которые прибывают в Россию, но еще не прошедшие растаможку, находятся на специальной территории — складе временного хранения. Там он может находится не более двух-четырех месяцев. Хранение груза на СВХ – платное, в зависимости от склада и дополнительных услуг, это обойдется в сумму от четырех до десяти тысяч рублей.
Схемы работы ВЭД
Черная схема
Эта схема подразумевает прямое нарушение закона и таможенного кодекса. По сути банальная контрабанда. Груз проходит через границу по предварительной договоренности за наличный расчет.
Например, клиент хочет получить товар из Китая без его легального оформления. Он обращается к «чёрному» брокеру, оплачивает ему стоимость партии полностью или частично, а дальше просто волнуется и ждёт. По прибытию груза в Москву, клиент осматривает его, оплачивает остаток и транспортные расходы с комиссией агента, забирает к себе на склад товар без каких-либо документов.
Продавать легально его невозможно, нельзя поставить на баланс, реализация происходит только за наличные средства на рынках «из-под полы». Такую схему доставки может предложить только недобросовестный и непорядочный перевозчик. Затраты в этих случаях не всегда меньше, а сколько такая схема несёт рисков очевидно всем. Часто заказчик, после предварительного перевода средств, просто теряет связь с партнёром.
Это грубое нарушение закона, преступление, со всеми вытекающими последствиями:
Серая схема
«Серый» импорт – это занижение цены ввоза с целью удешевления себестоимости. При такой схеме специально изменяется: страна-производитель, вес и количество товара. Присваивается далекий от реальности код ТН ВЭД с более низкой процентной ставкой пошлины, а цена подгоняется под статистическую (проходную) таможенную стоимость.
Как правило, именно такие выгоды преследуют компании, обращающиеся к «серым» брокерам. Заказчик в этом случае не является участником ВЭД, товар покупает на своё юридическое лицо «серый» брокер. Все это сопровождается использованием фирм-однодневок, которые предпочитают умалчивать о применяемых ими схемах, а это очень повышает вероятность проблем с налоговыми органами у заказчика. Груз, попавший на территорию России таким образом, может быть реализован только неучтенным. Также нельзя однозначно сказать, что предприниматель сильно сэкономит. Необходимо проанализировать затраты, возможно потенциальная выгода несопоставима с рисками.
Белая схема
В данном случае растаможка проводится с соблюдением всех норм закона и уплаты необходимых таможенных платежей.
Существует миф, что работать в белую – невыгодно. Это мнение подкрепляется необходимостью уплаты платежей, налогов, а также сложностью процедуры растаможки. Но это заблуждение.
Во-первых, работая в белую вы можете контролировать процесс импорта на всех его стадиях. Всегда можно выбрать более выгодные условия по декларированию, способе перевозки груза, страховке и т.д.
Во-вторых, вы ничем не рискуете. При незаконных способах импорта можно не только получить большой штраф, но и потерять весь груз. Сэкономить все равно не получится.
В-третьих, с развитием цифровых технологий, а также благодаря растущему рынку международной торговли процесс таможенного оформления становится проще с каждым годом.
Если же вы все-таки решили заниматься внешнеэкономической деятельность, то можете пойти тремя путями:
Далее мы разберем каждый из способов белого импорта.
Личный кабинет участника ВЭД
Личный кабинет — это инструмент, который призван упростить жизнь импортера и таможенных органов. С его помощью возможно удаленно контролировать процесс оформления.
Все сервисы Личного кабинета можно разделить на две части.
Одна связана с отчетностью участников ВЭД перед таможней. В него входят:
Другая связана с постоянными нуждами декларантов:
Чтобы пользоваться сервисом у вас должна быть электронная подпись (ЭЦП).
Условия поставки Инкотермс
До того, как вы заключите контракт с поставщиком и оплатите груз, следует разграничить ответственность между вами на всех этапах поставки и прописать ее условия. Для этого существуют специальные правила международной торговли Инкотермс. Это одиннадцать общепринятых терминов, сокращенных по первым трем буквам, которые регулируют международную поставку. Их применение закрепляет права и обязанности продавца и покупателя во внешней торговле, разграничивает ответственности между ними и риски, связанные с поставкой груза.
В таблице указано распределение ответственности продавца, покупателя, момент перехода рисков по правилам Инкотермс. Выделяют четыре основные категории, на которые в дальнейшем распределяются правила Инкотермс.
Наиболее распространенным правилом среди всех — FCA. Оно охватывает до 40% международных коммерческих операций. Также популярны: EXW, FOB, DDP, CIF и DAP.
Какие документы нужны для импорта и как их заполнить
При декларировании из-за границы потребуются следующие документы:
Среди них можно выделить самый минимум необходимых документов это: контракт, инвойс, упаковочный лист, транспортная накладная. Далее мы на примере разберемся для чего они нужны.
Контракт между импортером и зарубежной компанией
Это документ, в котором указана основная информация о товаре, продавце и покупателе, и разграничение их ответственности. Содержание контракта зависит от поставщика и условий сделки, однако обязательными являются следующие пункты:
Обычно контракт составляется на двух языках.
Инвойс
Это счет на оплату, в котором указывается:
Упаковочный лист
Этот документ содержит информацию о партии товаров и сопровождает ее в пути. В упаковочном листе должно быть указано:
Транспортные документы
Они необходимы для перевозки груза и служат подтверждением, что он был принят у продавца. Вид документа зависит от способа доставки.
Вид транспорта | Вид документа |
---|---|
Автомобильный | Международная товарно-транспортная накладная, CMR |
Морской | Грузовая авианакладная, AWB |
Железнодорожный | Железнодорожная накладная международного сообщения, SMGS |
Авиационный | Коносамент, Bill of landing |
Таможенная декларация
Это документ в виде письменного заявления, где содержится полная и точная информация о грузе, таможенном режиме и виде транспорта, на котором перевозится груз.
Тарифное и нетарифное регулирование
Тарифное регулирование – это метод воздействия государства на международную торговлю при помощи применения ввозных и вывозных таможенных пошлин на. Данный метод выполняет следующие функции:
Тарифное регулирование состоит из следующих элементов:
Нетарифное регулирование подразумевает введение экономических ограничений и запретов, среди которых:
Валютный счет и Единый лицевой счет
Международные сделки производятся в иностранной валюте в зависимости от страны поставщика. Для оплаты товара и услуг экспортера потребуется валютный счет. открыть его можно в любом банке. Некоторые из них, также предлагают дополнительные услуги по сопровождению сделки среди которых могут быть:
Единый лицевой счет ФТС – это счет участника ВЭД, где хранятся денежные средства, которые используются в качестве аванса для уплаты будущих платежей и налогов. ЕЛС позволяет проводить расчеты с любыми российскими таможенными органами. Если оплату вы производите самостоятельно, то чтобы открыть ЕЛС нужно сделать следующее:
Как рассчитать таможенные платежи
Таможенные платежи — это величина комплексная, которая зависит от того импортируется или экспортируется товар и от его типа. Сначала определяем его код, согласно ТН ВЭД. Там указана вся основная информация, которая касается груза: размер пошлины, процент НДС, а также является он акцизным или нет. Имея на руках эти данные, можно либо с помощью специального калькулятора, либо самостоятельно произвести все необходимые расчеты.
Возьмем для примера, стоимость товара по накладной 2000 долларов. Согласно его ТН ВЭД размер пошлины составляет 10%, НДС 20%, акцизом не облагается.
Для начала, стоит конвертировать валюту в рубли. На момент подачи декларации по курсу Центрального банка России 2000 долларов будет равно 160 000 рублей (1 доллар США = 80 рублей).
Акциз
Акциз — это косвенный налог, которые распространяется на товары широкого потребления (алкоголь, табачные изделия, автомобили). От него напрямую зависит конечная стоимость. Однако государство позволяет добавлять сумму налога в расчет стоимости товара. На акцизную продукцию устанавливается специальная акцизная марка.
Акцизный платеж актуален только для импортных товаров. Узнать, подвергается ли он данному налогу, а также актуальную ставку можно в Налоговом кодексе, либо в таможенной номенклатуре.
Налог на добавленную стоимость или НДС — это надбавка на цену товара или услуги, которую делает продавец. В итоге, эта надбавка идет в казну государства. Главное отличие НДС от других видов налога состоит в том, что он взимается с каждого участника производства по цепочке.
По факту НДС должны облагаться только товары, которые импортируются в страну. Однако, даже если вы продаете товар за границу, вы уплачиваете этот налог. Но у вас есть право его вернуть. Это называется процедурой возврата НДС.
Всего можно выделить три вида ставок НДС:
Важно понимать, что НДС взимается не от первоначальной стоимости товара, а вычисляется следующим образом.
Возврат НДС при импорте могут сделать только те компании, которые работают на условиях общей системы налогообложения. Если при растаможке груза применяется специальный режим, либо импортер вовсе освобожден от стандартного порядка уплаты налогов, то рассчитывать на возврат НДС он не может. Существует несколько основных правил, соблюдение которых необходимо для получения вычета:
Таможенный сбор
Существует несколько категорий этого платежа. Основной его вид — сбор за оформление. Он взимается всегда, при подаче декларации. Его величина напрямую зависит от стоимости товара.
Если вы подаете документы в электронном виде, то вам предоставляется скидка в 25% на оформление.
Таможенный сбор (руб) | Таможенная стоимость товаров (руб) |
---|---|
775 | не превышает 200 000 включительно |
1550 | 200 000 и более, но не превышает 450 000 включительно |
3100 | 450 000 и более, но не превышает 1 200 000 включительно |
8530 | 1 200 000 и более, но не превышает 2 700 000 включительно |
12000 | 2 700 000 и более, но не превышает 4 200 000 включительно |
15500 | 4 200 000 и более, но не превышает 5 500 000 включительно |
20000 | 5 500 000 и более, но не превышает 7 000 000 включительно |
23000 | 7 000 000 и более, но не превышает 8 000 000 включительно |
25000 | 8 000 000 и более, но не превышает 9 000 000 включительно |
27000 | 9 000 000 и более, но не превышает 10 000 000 включительно |
30000 | 10 000 000 и более |
Таможенный сбор за сопровождение применяется лишь тогда, когда транспортировка вашего груза по территории страны требует таможенного контроля. Он зависит от расстояния, а также от вида транспорта.
Таможенный сбор за хранение актуален, если необходимо хранение груза на складе таможни. Ставка здесь одна, если нет необходимости в специально оборудованном складе, тогда ее размер увеличится вдовое: за 100 кг составит 1 руб/сут или 2 руб/сут соответственно.
Таможенная пошлина
Таможенная пошлина является обязательным к уплате платежом, который взимается при перемещении товаров через границу ЕАЭС.
Этот налог вычислить очень просто, если вам заранее известен код ТН ВЭД. Обычно он указывается в приложении к описанию вида продукта. Также они отображаются в Едином таможенном тарифе ЕАЭС. Пошлина бывает разной и всегда зависит от груза.
Он может вычисляться как в процентах, так и исходя из массы или объема поставки. Исходя из этого выделяют три категории:
Вычитается таможенная пошлина из суммы, указанной в декларации: стоимость товара + доставка до границы.
Маркировка груза
Маркировка груза указывает, как на особенности товара, так и может служить проверке подлинности, либо его принадлежности определенной категории.
Обязательна маркировка товаров легкой промышленности. Она подразумевает наличие специальных штрих-кодов и QR-кодов на ярлыках одежды, обуви. Такая же маркировка должна присутствовать на всей алкогольной и табачной продукции.
Если продукция попадает под действие технических регламентов, то на его упаковке и в сопроводительных документах должен присутствовать знак Евразийского соответствия – ЕАС.
Ошибки при таможенном оформлении
Российская таможня очень трепетно относится к декларированию товаров и может запретить ввоз даже из-за малейшей ошибки в документах. Поэтому стоит очень внимательно относится к процессу таможенного оформления.
Среди типичных ошибок при таможенном оформлении можно выделить следующие:
Недекларирование товаров
Это ситуация, в которой таможне не была предоставлена информация о реальном количестве груза. Это не всегда является контрабандой, так как может быть сделано без злого умысла. Например, когда большие партии одежды перевозятся по морю, из-за естественного процесса впитывания влаги тканями, ее вес увеличивается.
Пересортица также относится к данному пункту. Ввоз товарной партии, меньше заявленной в декларации, не является нарушениям, так как отсутствует сам объект нарушения.
Недекларированные товары могут быть запрещены к ввозу, а на его владельца налагается штраф.
Уладить возможные споры по причине ошибочного недекларирование товаров может только специалист на месте. Например, хороший брокер всегда присутствует на основных транспортных потоках и на месте таможенного оформления.
Недостоверное декларирование
Сюда можно отнести ситуации, когда в таможенные органы предоставляется ошибочная информация о товаре, его характеристиках и сопутствующих данных (код ТН ВЭД, таможенная стоимость, условия поставки).
Отсутствие необходимых разрешительных документов для ввоза также относится к недостоверному декларированию.
Избежать недостоверного декларирования можно только обратившись к специалисту. Зачастую неоформленные разрешения, ошибки в документах, неверный код ТН ВЭД — это следствие недостаточного опыта и компетенции.
Штрафы
Средняя сумма штрафа за ошибки при таможенном оформлении в 2019 году составила 8.4 млн рублей.
Нарушение | Штраф |
---|---|
недекларирование или недостоверное декларирование | от половины до в двукратного размера стоимости незадекларированных товаров |
продажа нерастаможенных товаров | от 300 000 до 500 000 ₽ с возможной конфискацией |
подделка, изменение или повреждение маркировки | от 5000 до 20 000 ₽ |
нарушение сроков подачи декларации и документов | до 300 000 ₽ |
операции с нерастаможенным грузом без согласовании с таможней | от 10 000 до 20 000 ₽ |
отсутствие маркировки ЕАС | от 50 000 до 300 000 ₽ |
Таможенный брокер
Таможенный брокер – это компания, которая является посредником между заказчиком и таможней. Таможенный брокер — жаргонное название таможенного представителя, который от имени своего клиента учувствует в таможенных процедурах, совершает таможенные операции и оказывает прочие услуги, необходимые для выпуска товарной партии в свободное обращение на территории ЕАЭС.
Зачем обращаться к брокеру
Если импортер считает, что не сможет провести растаможку самостоятельно, он обращается к брокеру. Согласно закону, декларантом на таможне является, как сама организация, которая занимается перевозкой груза, так и ее представитель, выступающий от ее имени.
Как выбрать таможенного представителя
При выборе компании, которая будет представлять ваши интересы на таможне учитывайте следующие критерии:
Пример таможенного оформления
Разберем порядок таможенного оформления на примере компьютерной техники. Вы уже выбрали поставщика и решили закупить из-за границы партию мобильных телефонов стоимостью 50 000 Евро вместе с доставкой до границы.
Груз должен сопровождаться двумя пакетами документов. Основным:
Если торговая марка телефона включена в Реестр объектов интеллектуальной собственности, также потребуется разрешение от производителя.
Нотификация понадобится в том случае, если устройство обладает модулем шифрования данных, Wi-Fi и Bluetooth.
Также телефон должен соответствовать требованиям безопасности и качества. Для ее подтверждения необходимы специальные сертификаты. Наличие которых является обязательным, для таможенного оформления.
Перевозка мобильных телефонов должна проходить в соответствии с правилами перевозки негабаритных грузов.
Пока груз в пути, нужно подать запрос в таможню на получение декларации. Запрос необходимо сопроводить пакетом соответствующих документов.
Зачисляем деньги на ЕЛС. Именно с него будет взыматься необходимая для уплаты платежей сумма.
Определите код ТН ВЭД. На основе полученной информации рассчитываются пошлины и НДС.
По коду ТН ВЭД 8517180000 ставка пошлины 0, НДС 20%, акцизом не облагается.
Курс евро на дату подачи декларации – 78 рублей.
На таможне производится осмотр груза. Если у инспектора будут какие-либо сомнения, он может провести процедуру более тщательно, чтобы выявить нарушения.
Конечный этап – выпуск товара в свободное обращение.