что значит играющий тренер
Играющий тренер в ИТ: запретить нельзя допустить
«Компромисс — это искусство разделить пирог так, чтобы каждый был уверен, что лучший кусок достался ему» (Людвиг Эрхард, примерный перевод)
«Играющий тренер» – термин, пришедший в IT из мира спорта. Он подразумевает, что руководитель одновременно занимается как управленческими задачами (планирование, контроль), так и решает вполне рядовые (пишет код, настраивает сервера и т.д.). Считается, что совмещать эти роли нельзя, но в жизни, как и в палитре, есть куча оттенков между «можно» и «нельзя». Под катом будет мой жизненный опыт в роли этого самого играющего тренера, я расскажу о плюсах и минусах, а также попробую подвести некий итог своего опыта в этой роли.
О себе
Начну с рассказа о себе, это поможет лучше понять мою позицию и решения. С детства увлекался электроникой и программированием, первой работой в ИТ было системное администрирование в далеком 2006 году: несколько физических серверов с гипервизорами, 60-80 клиентских ПК, Win/Linux, сети. Дальше волею судеб попал в QA, где вырос из ручного QA сначала в специалиста по автоматизации и нагрузочному тестированию, а потом и в руководителя QA. Тестировал самые разнообразные решения, от софта до прошивок железа.
Я работаю в компании Циан с 2015 года. В компанию пришел в качестве руководителя QA, с 2017 стал возглавлять команду деплоя (ушел из QA). Занимался как разработкой системы деплоя, так и DevOps. Если интересно почитать про наш деплой, то есть немного устаревшая статья – От скриптов к собственной платформе: как мы автоматизировали разработку в ЦИАН. Сейчас в команде деплоя 6 человек, в этом году у меня появилась команда внутреннего Service Desk (еще 10 человек). Итого 16 человек в подчинении, вместе ведем Циан в светлое будущее ☺
Мой практический опыт и кругозор довольно разноплановые, управленческий опыт тянется из 2013 года, когда я стал вести направление нагрузочного тестирования. Первый отдел из 5 человек возглавил в 2014 году. Эта статья основана на собственном практическом опыте как руководителя, так и исполнителя.
Вспоминая прошлое, могу сказать, что я практически с самого начала работал по принципу играющего тренера, причины были разные. Скопился определенный опыт и мысли, которыми хочу поделиться, а заодно и обсудить в комментариях. Отдельно отмечу, что мой опыт более уникален по сравнению с опытом коллег из Циан. Играющим тренером я стал еще до прихода в компанию и успел набить свои шишки. Сейчас в Циан сложилась практика роста в тимлиды через позицию играющего тренера. Часть описанных ниже кейсов может встречаться в Циан, но далеко не все.
В играющие тренеры идут по разным причинам. Это может быть вынужденной мерой, вызванной недостатком ресурсов и / или квалификации в команде / компании. Но может быть и осознанным промежуточным шагом на пути к позиции руководителя (текущая рабочая практика в Циан). Независимо от причин, в общем случае плюсы и минусы от работы играющим тренером будут примерно одинаковые.
Плюсы и минусы роли играющий тренер
Чтобы понять, хороша или нет работа играющим тренером, стоит разобраться, какие имеются плюсы и минусы. Приведенные плюсы и минусы относительны, вполне возможно, что некоторые из вас посчитают плюсы минусами и наоборот.
Предлагаю начать со сладкого – плюсы работы играющим тренером:
Мостик обратно в исполнители. Работа играющим тренером позволяет оценить свою готовность и желание расти в руководители. Появляется первый опыт в качестве руководителя, при этом не теряется опыт исполнителя. Если работа руководителем вам не понравится, то вы сможете безболезненно вернуться в исполнители, т.к. сохранили высокие компетенции.
Глубокое понимание деталей. Когда вы реализуете фичи и прорабатываете архитектуру вместе с подчиненными, вам будет гораздо проще понимать, что ваша команда может, а что не может реализовать, сколько вам будет стоить та или иная фича и когда вы сможете ее сделать. Если вы останетесь только лишь руководителем, часть информации всегда будет проходить мимо вас, и ответы на эти вопросы будут занимать больше времени, от этого будет страдать точность.
Чувство единения с командой и рост вашего авторитета. Исполняя задачи вместе с командой, вы получаете рост вашего авторитета: ведь вы свой, технарь и разбираетесь в вопросе. Бонусом растет сплоченность команды, т.к. вы вместе преодолеваете трудности и решаете поставленные задачи.
Скорость решения задач. Вместе с пониманием деталей к вам придет повышение производительности команды (но размер команды тоже важен). Сыграет несколько факторов: будет еще одна дополнительная рука исполнителя (ваша), общий контекст уменьшит объем коммуникаций (больше времени на разработку) и ускорится контроль и планирование изменений.
Быстрая обратная связь по своей работе. Разработчик быстро видит результат своей работы (работающий код), а результат работы руководителя обычно проявляется спустя довольно продолжительное время. Некоторым разработчикам роль играющего тренера (на пути в руководители) позволяет увереннее чувствовать себя, они пишут код и получают быстрые результаты.
Многозадачность. В процессе работы придется часто менять контексты между своими задачами исполнителя и руководителя, это и плюс, и минус одновременно. Поначалу будет тяжело, но со временем станет легче и голова привыкнет к повышенной нагрузке (но без фанатизма). Хороший плюс для качественного дальнейшего роста в любом направлении.
Если вы вдохновились плюсами работы в роли играющего тренера, то вам обязательно стоит знать и о минусах. В зависимости от ситуации они могут быть очень существенными:
Нехватка времени. Работа одновременно в двух ролях (руководитель и исполнитель) требует значительно больших усилий. В какой-то момент вам может не хватать времени на решение всех ваших задач. Ведь теперь в круг ваших задач входит: планирование задач, их частичное исполнение, контроль работы отдела и выполнения планов, внутренние и внешние коммуникации. Отсутствие опыта руководства дополнительно осложнит ситуацию, так как нужно будет еще и учиться управлению.
Ощущение, что плохо работаешь. Как ни старайся, сколько времени ни выделяй – всегда будет казаться, что ты где-то плохо поработал, не дожал. Например: не поговорил с сотрудником (он начал выгорать), пропустил планирование (не сделана ожидаемая фича), твой код оказался с багами (плохо протестировал), и теперь надо быстро исправить. Вариантов масса, и в каждом из них будет казаться, что это именно твоя вина (как руководителя или исполнителя). Даже классический руководитель может встретиться с этими проблемами. Разница лишь в том, что играющий тренер получит их в два раза больше: за себя-руководителя и себя-исполнителя.
Огромный внутренний расфокус. Рад за людей, которые умеют держать несколько контекстов одновременно и быстро переключаться между ними. Но мне кажется, что таких людей мало. Работа программиста подразумевает состояние потока, когда всё внимание на задаче. Руководитель же смотрит на ситуацию в целом – взгляд максимально высокоуровневый с редким погружением глубоко в детали. Играющий тренер всегда переключает фокус внимания от более мелкого к более крупному (и наоборот), чаще всего со значительной потерей контекста.
Если вдруг вы стали играющим тренером
Одна из причин появления этой статьи в том, что было бы неплохо, если бы мне показали что-то похожее в начале моего пути, когда я был тимлидом. Возможно, я бы не сделал часть ошибок, которые, тем не менее, привели меня сюда ☺ Я мог бы ее проигнорировать, следуя принципу «я ж мужик и вот это всё», но, как минимум, был бы повод задуматься.
Если судьба или вы сами сделали себя играющим тренером, то рекомендую обратить вниманием на следующие советы:
Следите за своим состоянием. Тут и про психику, и про «физику»: довольно легко можно получить выгорание или, например, сильно набрать вес и запустить здоровье. У меня был период, когда я работал по 11-12 часов в будние дни и еще продолжал работать на выходных – меня это драйвило, но и тяжело было одновременно, в какой-то момент стала сниться работа и часто болела голова. Ваше состояние никто лучше вас не оценит, и помочь себе должны, в первую очередь, вы сами.
Контролируйте длительность рабочего дня. Особенно сейчас, в период активной удаленки, может быть много соблазнов еще поработать, в том числе в выходные. Не стоит работать в выходные только потому, что вы как играющий тренер не успеваете всё делать. Если такое происходит часто, то это повод задуматься об эффективности делегирования и планирования задач.
Приоритизируйте и планируйте. Научитесь расставлять приоритеты для всех задач: возможно, иногда ими придется жертвовать для сохранения баланса ваших затрат и достигнутого результата. Старайтесь больше планировать и придерживаться плана. Даже самый плохой план лучше его полного отсутствия.
Не выполняйте единолично критичные и/или крупные задачи. Вместо этого декомпозируйте их и делегируйте исполнение подчиненным, оставляя контроль за собой. В задачах, где вы исполнитель, должен быть небольшой импакт на результаты команды в случае вашего провала (не успели сделать, например). Я понимаю, что хочется делать критичное самому, но поверьте в свою команду, они справятся, ведь они не просто так работают у вас. Сразу скажу, что варианты «она мне досталась в наследство» или «у меня подчиненный сын директора» тут не рассматриваем, это вообще другая история ☺
Учитесь заново оценивать свой вклад в работу команды и компании. На позиции руководителя от вас ждут в первую очередь решений, связанных с управленческой деятельностью. Сосредоточьте свое внимание на том, как, например, отслеживать эффективность своей команды, как понять, стало ли лучше (в любых аспектах). Выделите, хотя бы для себя, набор объективных метрик, отражающих качество работы вашей команды. К примеру, это могут быть среднее кол-во задач в неделю, средний time-to-market задач и т.п. Основываясь на этих метриках, вам будет проще получать обратную связь о качестве своей работы как руководителя. Но не забывайте, что это не единственный источник информации – больше общайтесь с коллегами и клиентами.
Заведите себе небольшой отдельный проект для души. Идеально, если он будет связан с работой и иметь ценность для компании (например, чат-бот поздравлений сотрудников компании). В качестве альтернативы можно вести проект по другой тематике вне работы (например, домашний проект на stm32/arduino). Я, будучи руководителем, делаю небольшие проекты по автоматизации, связанные с расчетом метрик в наших процессах.
Реально оценивайте ситуацию. Быть играющим тренером в команде из 3 человек гораздо проще, чем в команде из 17, даже если у вас будут подчиненные тимлиды. Значительную роль играет квалификация ваших подчиненных – чем они ответственнее и самостоятельнее, тем проще вам будет жить (идеально, если все хорошие senior-ы). С ростом числа ваших подчиненных шансы нормального совмещения в роли играющего тренера будут падать все сильнее. Чем шире ваша зона ответственности, тем меньше времени вам стоит выделять на решение задач своими руками, т.к. управление будет отнимать всё больше времени. Вы не сможете быть вечным играющим тренером, рано или поздно нужно будет сделать выбор: идти ли дальше в руководство или вернуться в исполнители и расти в качестве эксперта, например.
Вовремя остановитесь. Это последний, но, наверное, самый главный совет. Если понимаете, что не тянете в роли играющего тренера, – остановитесь. Да, вы что-то потеряете, что-то не успеете или не сможете. Но это лучше, чем выгорание, потеря здоровья, работы, а то и семьи (в худшем случае). Сосредоточьтесь на усилении команды как за счет новых людей, так и за счет развития существующих.
Один из подходов к воспитанию детей гласит, что необходимо выстраивать детям четкие границы «можно» и «нельзя» и контролировать их соблюдение. Это кажется разумным: каждое правило имеет исключения, но дети еще не обладают достаточным опытом, чтобы понимать, когда можно их нарушать, а когда нельзя. С возрастом и опытом мы чаще всего начинаем понимать, почему и для чего появились правила, когда их можно и нельзя нарушать, а также чего нам это будет стоить.
Так и с вопросом, могут ли руководители быть играющими тренерами. Я считаю, тут нет однозначного ответа, всё очень сильно зависит от контекста и конкретной ситуации. Я понимаю людей, которые говорят, что это недопустимо, и понимаю людей, которые «за». В обоих случаях бывают исключения, но за них так или иначе приходится платить.
Роль играющего тренера – это хороший старт для руководителя небольшой команды (1-3 подчиненных). С ростом опыта возможно увеличение команды до 7 подчиненных, но минусы постепенно начнут превалировать над плюсами. Если в команде больше 7 человек, на мой взгляд, лучше придерживаться более классических форм управления с разделением ролей руководителя и исполнителя. Опять же, всё зависит от конкретной ситуации и вашего опыта, желания и компетенций.
Выбирая роль играющего тренера, вам и вашему руководителю стоит взвесить все плюсы и минусы, исходя из вашей ситуации и ваших навыков. Держать баланс показателей на хорошем уровне одновременно в управлении и исполнении может быть достаточно сложно. Итогом работы в качестве играющего тренера будут компромиссы и допущения. Периодически будет требоваться корректировка в моменте. Рассматривайте роль играющего тренера как временную – для набора управленческого опыта или срочного решения возникшей ситуации. Будет идеально, если ваш руководитель будет следить за вашим успехом и состоянием, т.к. есть риски, что вы вовремя не заметите ухудшения.
Независимо от вашего опыта, если вы пойдете по пути играющего тренера, обязательно следите за своим состоянием, состоянием вашей команды и ее результативностью. Работая в роли играющего тренера, крайне легко можно сгореть, потерять личную жизнь и разрушить всё, что было создано до этого.
Для меня переломным стал момент присоединения второй команды и роста числа подчиненных с 6 до 16 человек. Мой круг задач и раньше был шире, чем у других играющих тренеров в ЦИАН, а теперь просто нет физической возможности продолжать работу в роли играющего тренера. Сейчас я уменьшаю число задач, в которых я исполнитель, отдавая бóльшую часть времени управлению. Для души есть парочка проектов, где я веду разработку, когда есть время. Еще я буду продолжать помогать команде со сложными задачами – в формате советов, research-ей, без личного исполнения задач целиком.
Выше я уже говорил о том, что в Циан сложилась рабочая практика роста в руководители команд разработки через играющее тренерство. Мы прошли путь проб и ошибок, не сразу у нас получилось достигнуть хорошего баланса в задачах играющих тренеров. У каждого играющего тренера есть свой руководитель, который следит, чтобы не было перекосов по загрузке, рекомендует решения в сложных ситуациях и минимизирует риск выгорания играющего тренера.
В итоге запятые в теме я бы расставил так “Играющий тренер в ИТ: запретить нельзя, допустить”. А как поступили бы вы?
Играющий тренер. Вынужденная мера
В былые годы тренер, не только руководящий со скамейки запасных, а и сам постоянно выезжающий на лёд в качестве полевого игрока, не был чем-то из ряда вон выходящим. Когда хоккей делал только первые шаги, полноценным тренерам просто неоткуда было взяться
Виктор Васильевич Тихонов в книге «Надежды, разочарования, мечты…» достаточно подробно рассмотрел феномен играющих тренеров, отзываясь о нём в целом негативно. Вот некоторые выдержки (с сокращениями):
«Что значит – играющий тренер? Он игрок? Или тренер? Спрос у меня с него какой: как с тренера или как с игрока? Не будем, кстати, забывать, что игрок этот не работал ни одного дня ни в одной команде, специально ничему не учился и о нелёгкой должности спортивного наставника судит пока со стороны. Почему же вдруг он получает право воспитывать, учить своих нынешних коллег, мастеров такого же высокого уровня? Или играть – или тренировать. Третьего не дано. Третье – фикция. Играющий тренер сразу, поскольку он играет, теряет авторитет: он не имеет права ошибаться на поле как игрок, иначе его не будут воспринимать как тренера. Ошибаться нельзя, но ведь избежать ошибок в хоккее невозможно.
Играющий тренер кончается как игрок, но вместе с тем ещё не начинается как спортивный наставник. Провести занятие в полном объёме, да ещё по собственным планам, он не может, не умеет, у него не хватает специальных знаний, да и времени на подготовку таких планов у него нет. Отсутствуют, понятно, и нужные навыки. Да и не появятся эти знания, которые требуются для квалифицированной работы с командой мастеров, пока не проработает он несколько лет, пока не продумает всё, не выстрадает, не обожжётся на неудачах, промахах, ошибках. Читал много об играющих тренерах. Статьи, интервью, даже книги. Всё помню. Не помню только одного – имени тренера, добившегося успеха».
Поспорить с вышесказанным трудно, да и не имеет смысла. Одно только «но»: Виктор Васильевич писал это в 1985 году, когда институт хоккейных тренеров уже сложился. Но всего за четыре неполных десятка лет до этого, когда хоккей делал только первые шаги — откуда было взяться тренерам? Неоткуда. Потому практически все поначалу как-то обходились играющими.
В самом первом чемпионате страны 1946 года участвовало 12 команд. Семь из них (ВВС, ленинградский и свердловский «Дом офицеров», ленинградское, московское и таллинское «Динамо», ЦДКА) возглавлял играющий тренер. Ещё тремя командами управляли тренерские советы, которые по большей части состояли также из действующих игроков. И лишь в московском «Спартаке» и рижском «Динамо» главенствовал полноценный старший тренер.
Но уже во втором чемпионате играющие тренеры остались лишь в пяти командах, а к началу 1950-х годов их вообще почти не осталось (речь об элитном дивизионе). В сезоне 1952/53 только три команды возглавляли «наставники-гонялы»: Евгений Бабич в ВВС МВО, Анатолий Тарасов в ЦДСА и Николай Эпштейн в «Химике». И, кстати, Бабич выиграл золото, Тарасову досталось серебро.
Рекордсменом же в плане проведенных лет в таком сдвоенном качестве является Анатолий Тарасов. Начиная с самого первого сезона 46/47, когда он был играющим тренером в столичных ВВС и заканчивая сезоном 1952/53 в ЦДКА, Анатолий Владимирович в течении семи подряд сезонов выходил на лед в статусе старшего тренера возглавляемых им команд.
1952 год, своеобразная тренерская дуэль: слева от вратаря Евгений Бабич, справа — Анатолий Тарасов. Крайний слева — Всеволод Бобров
А в чемпионате 1958/59 уже все тренеры были полноценными. Много лет спустя последними могиканами племени играющих тренеров стали супербомбардиры Вячеслав Старшинов и Борис Александров (причём второй — уже позже книги Виктора Тихонова), элементарно не наигравшиеся в хоккей, но это были единичные случаи.
В сезоне 1974/1975, уже было повесивший коньки на гвоздь Вячеслав Старшинов, решил тряхнуть стариной, и вновь выехал на лед, совмещая позиции играющего тренера и нападающего. Самое интересное, что такой трюк легендарный спартаковский форвард проделает еще раз, будучи уже в совсем по хоккейным меркам преклонном возрасте, в сезоне 1978/79 он отыграет 37 игр в чемпионате СССР, правда в том сезоне он был исключительно полевым игроком.
Александров же вернулся в свою родную Устинку после заграничного вояжа по нехоккейным регионам, и в 1994 году возглавил «Торпедо», периодически появляясь на льду.
Играющие тренеры в футболе – кто это? Лучшие и худшие в истории
Для любителей футбола самый лучший футболист в мире – это именно игрок. Одна из первых игр с участием тренера прошла еще в 50-х годах прошлого века. С тех пор ряды играющих в футбол тренеров со всего мира пополнились, а многие из них для фанатов так и остаются неизвестными.
Какого футболиста называют играющим тренером?
Играющим тренером называют футболиста, который подготавливает команду к играм, и может сам выйти на поле. Обычно так происходит у спортсмена на закате игровой карьеры. Если популярный в мире хороший футболист исполняет роль тренера в малоизвестном клубе, то он может выйти на поле вместе с командой, показать пример игры. «Играющим» тренер может стать и поневоле: случается, что у команды нет тренера, или нужен человек, который сможет его заменить.
В статье вы узнаете о 10 знаменитых тренерах мира, которые выходили играть на поле вместе с командой. Какой спортсмен самый хороший – каждый решит для себя.
ТОП-5 лучших играющих тренеров в футболе
5 место: Марк Хейтли
Список лучших играющих тренеров открыл Марк Хейтли. Марк продолжал династию хороших футболистов и играл за «Ковентри Сити». «Монако» с Хейтли в составе стали чемпионами Франции в 1987 году. Спустя 10 лет Марк стал играющим тренером «Халл Сити». Он пробыл на руководящей должности всего год, затем уволился и в мире тренерства больше не появлялся.
4 место: Гари Макаллистер
Гари проявил себя в мире шотландского футбола в клубе «Мотеруэлл». Далее, уже набравшийся опыта, футболист продолжил карьеру за клуб «Лестер Сити» и «Лидс». Сменив еще несколько футбольных клубов, профессиональный игрок решил опробовать свои тренерские навыки в клубе «Ковентри». Особых успехов он не достиг, но и работать тренером Гари долго не смог по семейным обстоятельствам.
3 место: Грэмм Сунесс
Сунесс оставил футбольную карьеру в 2006 году. За тридцать с лишним лет он успел поиграть за «Ливерпуль», «Рейнджерс», «Милдсборо» и другие команды, что сделало его один из самых известных футболистов мира в свое время. Первые две и вдобавок «Галатасарай» Сунесс тренировал и получил хороший результат труда, какой справедливо заслужил. «Ливерпуль» под его руководством завоевал Кубок Англии, а «Галатасарай» Кубок Турции. «Рейнджерс» стали чемпионами Шотландии.
2 место: Гленн Ходдл
Профессиональный футболист родом из Англии играл еще со школьных времен. Его способности заметили случайно, и пригласили в «Уотфорд». После впечатляющей игры в нескольких футбольных клубах Гленн стал тренером «Суиндон Таун». Футболист выходил на поле вместе со своей командой и среди его заслуг – вывод клуба в Премьер-лигу. Далее он продолжил быть играющим тренером, но уже для хорошего клуба «Челси», в котором произошел самый дорогой в мире футбола трансфер вратаря – Кепы Аррисабалаги.
1 место: Гордон Стракан
На первое место в топ попал Гордон Стракан. Большая награда – Суперкубок УЕФА – достался команде «Абердин» со Страканом в составе. После этого футболист сменил «Манчестер Юнайтед» и «Лидс», принеся им значимые в мире футбола награды. Стракан выступал в роли играющего тренера в клубе «Ковентри сити», который сумел сохранить место в Премьер-лиге сезона.
ТОП-5 худших играющих тренеров в футболе
5 место: Адольфо Педернера
Открывает пятерку “топа” аргентинский футболист, получивший широкую популярность в 1950-х годах. Пережив политические и социальные скандалы, которые происходили в его стране и в мире, Адольфо перешел в клуб «Мильонарис», лига которого была основана вне правил ФИФА. Федерация футбола «произвол» не поддержала. Спортсмены вернулись в бывшие клубы. Роль играющего тренера футболисту далась не очень легко: команды под его руководством играли неудачно и не смогли показать хороший результат.
4 место: Николя Анелька
Сменив «Арсенал», «Реал Мадрид», «Ливерпуль», «Манчестер Сити» и несколько других хороших клубов мира, купивших трансфер футболиста за рекордные суммы, он стал играющим тренером китайского футбольного клуба «Шанхай Шэньхуа» и индийского «Мумбай Сити». Но особых успехов его наставничество не принесло: индийская команда за 14 встреч смогла заработать лишь 16 очков. А после окончания сезона Николя оставил тренерство.
3 место: Деннис Уайз
Сыграв за «Уимблдон», в 2003 году Деннис стал исполнять обязанности тренера в клубе «Миллуолл». Его команда вышла из Английской Премьер-лиги. Под предводительством Уайза она дошла до финала кубка Англии в 1988 году. Сражаясь за Кубок УЕФА, команда Уайза потерпела поражение. В Чемпионшипе Англии «Миллуолл» занял 10 место, после чего Деннису Уайзу пришлось оставить спортивную карьеру, а после и уйти из мира футбола.
2 место: Стюарт Пирс
Стюарт несколько лет играл на любительском уровне. Позже клуб «Ковентри Сити» раскрыл в нем хорошего профессионала игры. Пирс стал играющим тренером для английской молодежной сборной. Команда проиграла в финале чемпионата Европы в 2009 и в 2011 годах. Когда команда проиграла Израилю, Пирс не стал продолжать дело, освободив место для лучших тренеров мира.
1 место: Бобби Чарльтон
Возглавил топ Бобби Чарльтон. Бобби после назначения главным тренером клуба «Престон» пригласил туда играющим тренером Стайлза, но команда в дальнейшем покинула Второй дивизион. В следующем сезоне Чарльтон сам сыграл за команду «Престон Норт Энд» и почти за 50 матчей забил только 10 мячей. Чарльтон не нашел в себе задатки лучшего тренера футбольного мира.
Самые лучшие футболисты в мире на должности играющего тренера в 2019 году
Современные известные футболисты тоже могут быть играющими тренерами и спорить, какой спортсмен лучший, можно долго. В 2019 году руководят командами и выходят с ними на поле известные хорошие футболисты современного мира:
Известные футбольные тренеры не игравшие в футбол
Для успешного наставничества нужно иметь талант. Самыми известными тренерами в мире в 2019 году и ранее, которые не играли в профессиональный футбол, считают:
Не играя профессионально, знать секреты игры и передавать их команде, мастерство, которым владеет не каждый играющий тренер. Хороший наставник в мире футбола для команды – звание, какого можно добиться с трудом: необходимо уметь заряжать силой духа, быть лидером и верить в себя и своих игроков.
Видео с забавным эпизодом, когда игрок на поле почувствовал себя тренером и отказался уходить с поля. Кепу Аррисабалагу – героя данного видео, болельщики в шутку прозвали “тренером”.