что значит играть на балалайке

Значение слова «балалайка»

что значит играть на балалайке. Смотреть фото что значит играть на балалайке. Смотреть картинку что значит играть на балалайке. Картинка про что значит играть на балалайке. Фото что значит играть на балалайке

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Балалайка — один из инструментов, ставший, наряду с гармонью, символом русского народа. Самый известный русский инструмент.

БАЛАЛА’ЙКА, и, ж. Трехструнный щипковый и бряцательный музыкальный инструмент с треугольной декой. ◊

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

балала́йка

1. муз. русский народный трёхструнный щипковый музыкальный инструмент ◆ И там же, на стенке, висела его заветная балалайка. Это была страсть Антипа, это была его бессловесная глубокая любовь всей жизни — балалайка. Антип мог часами играть на ней, склонив набочок голову, и непонятно было: то ли она ему рассказывает что-то очень дорогое, давно забытое им, то ли он передаёт ей свои неторопливые стариковские думы. Василий Шукшин, «Одни»

2. проф. плохо засеянные участки поля

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Делаем Карту слов лучше вместе

что значит играть на балалайке. Смотреть фото что значит играть на балалайке. Смотреть картинку что значит играть на балалайке. Картинка про что значит играть на балалайке. Фото что значит играть на балалайкеПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: компрессорный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Балалайка: история происхождения и развития одного из самых народных инструментов России

История балалайки

Но прежде, чем мы начнём пристально рассматривать музыканта и со всех сторон изучать находящийся у него в руках инструмент, предлагаю обратиться к происхождению балалайки. Интересным фактом является то, что, как и в случае с гармоникой, изобретение балалайки приписывает себе сразу не одно государство. Давайте же в этом разберёмся.

Большинство специалистов в сфере музыки сходятся во мнении, что этот инструмент был «скопирован» славянскими мастерами с домбры, распространённой в Азии. В то же время, некоторые называют «производителем» балалайки Германию, Чехию, Польшу и даже Францию. Докопаться до истины в данном случае сложно, но нужно помнить о том, почему балалайка названа русским именем.

Руки наших предков придали ей «смысл» и сделали настоящим достоянием народа. В Древней Руси она ожила, начав дарить радость всем, кто только услышит этот волшебный звук.

Сначала «русская гитара» имела примитивное устройство и состояла из простого деревянного корпуса и длинной «ручки», на которой были закреплены три или даже две струны.

что значит играть на балалайке. Смотреть фото что значит играть на балалайке. Смотреть картинку что значит играть на балалайке. Картинка про что значит играть на балалайке. Фото что значит играть на балалайке

Сегодняшняя балалайка появилась благодаря стараниям Василия Андреева, знаменитого мещанина, и народных умельцев – Налимова, Пасербского и Иванова. Им удалось укоротить гиф, а также изменить материал корпуса, сделав инструмент лёгким, прочным и долговечным. Их работа породила множество разновидностей балалаек, с которыми мы сейчас познакомимся.

Музыкальный инструмент как символ народного характера

23 июня в России празднуется День балалайки, установленный в 2008 году, через 320 лет со дня первого документального упоминания об этом инструменте.

Если честно, я никогда не воспринимала балалайку как серьёзный инструмент. «Скрипка – вот это да, а балалайка. » – думала я до тех пор, пока учиться на этом инструменте не начал мой младший сын, и у него стало неплохо получаться. Тогда я заинтересовалась балалайкой, её историей и возможностями.
Конечно, как у истинного библиотекаря, у меня возник вопрос: если балалайку считают таким русским инструментом, часто ли его упоминают в своих произведениях русские литераторы? И – понеслось… Я копалась в интернете, в книгах, нотах, в своей памяти. Оказалось, материала очень мало, сведения на эту тему довольно скудные и повторяются на разных сайтах. Но, тем не менее, кое-какие выводы сделать можно. И даже придумать, что провести в библиотеке к Дню балалайки! Итак…

Треугольная доска,
А на ней три волоска,
Волос – тонкий,
Голос – звонкий,
Три струны, а звук какой,
С переливами, живой!
Узнаю его в момент –
самый русский инструмент.

Если у вас спрашивают, какой русский народный музыкальный инструмент вы знаете, несомненно, сразу вспоминается балалайка, самый старинный и узнаваемый музыкальный символ России. Инструмент по праву можно назвать истинно народным: в его звучании словно слышится сама русская душа – то разудалая и неуёмная, то печальная и задумчивая… Даже грустные мелодии звучат на ней не так печально, и забавное название инструмента говорит о веселом характере.

Балалайка вызывает изумление у иностранцев – слушая игру на инструменте, они не понимают, как при помощи всего трёх струн можно исполнять не только народные, но сложные классические произведения.

Балалайка: история выхода народного инструмента на большую сцену

что значит играть на балалайке. Смотреть фото что значит играть на балалайке. Смотреть картинку что значит играть на балалайке. Картинка про что значит играть на балалайке. Фото что значит играть на балалайке

Родственные связи

История происхождения одного из самых народных и популярных в России инструментов затерялась в веках.

«Когда и кем изобретена балалайка — неизвестно», — говорится в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона.

Но уже в Х столетии арабский путешественник Ахмад ибн Фадлан, отправившийся в Волжскую Булгарию, увидел балалайку у русских купцов, о чем и написал в своей книге путевых заметок под названием «Записка».

Музыковед и исследователь русского фольклора Александр Фаминцын и музыкант-этнограф Николай Привалов считали балалайку родственницей домры (русский народный щипковый инструмент с овальным корпусом); член Петербургской академии наук и хроникер музыкальной жизни ХVIII века Якоб Штелин утверждал: самым распространенным инструментом во всей русской стране является балалайка — «инструмент славянского происхождения». По словам Штелина, в XVIII веке было «нелегко найти в России дом, где бы на этом инструменте молодой работник не наигрывал служанкам своих вещичек».

«Балалайка не играет, а разоряет»

Так говорили про этот музыкальный инструмент в народе. Чтобы овладеть балалайкой виртуозно, требовалось время, которое в крестьянских хозяйствах на забавы тратили неохотно. Так что играли на ней в основном на праздничных гуляньях. Там народные музыканты и учились друг у друга разным техникам и приемам.

К примеру, в Псковской области старожилы окрестных сел до сих пор сохраняют традиции балалаечной игры, которую удалось записать фольклорной экспедиции Петербургской консерватории.

Балалайка — непременная участница псковских посиделок, и для каждого случая существует свой наигрыш: «под песни», «под пляску», «под частушки» и даже «под драку».

От исполнителей из народа к народным артистам

Концертный инструмент в балалайке разглядел выходец из купеческой семьи Василий Андреев. Услышав, как играет на трехструнной соседский дед Антип, он и сам освоил звонкий инструмент и загорелся идеей популяризировать его. Для этого он собирался добиться концертного звучания от балалайки.

«Народу надо дать доступную музыку, музыку национальную, и балалайка, домра, гусли являются именно такими историческими национальными инструментами».
Василий Андреев

В 1887 году Андреев с помощью мастера музыкальных инструментов Франца Пасербского создал по своим чертежам первую хроматическую балалайку: вместо «вязаных» ладов музыкант снабдил ее грифом с врезанными металлическими ладами, как у гитары, разделенным перекладинами-ладами на полутона. Так балалайка вместо диатонического звукоряда получила хроматический.

Русский балалаечный Страдивариус

Такое почетное прозвище получил музыкальный мастер Семен Налимов. Столяр-краснодеревщик служил в имении Василия Андреева: он изготавливал «профессиональные» балалайки, добавлял их звучанию серебристый тембр и певучесть за счет подбора правильного дерева и тонкости исполнения работы.

«Техника изготовления балалаек и домр Семёна Ивановича Налимова была недосягаема — что в связи с подбором лучшего материала делает каждый выпускаемый им из рук инструмент идеалом совершенства».
Из статьи «Балалаечный Страдивариус» исследователя и реставратора старинных русских народных инструментов Николая Привалова

Помимо балалаек, Андреев и Налимов совершенствовали и другие народные инструменты. Они открыли мастерскую в Марьино, где и появились новые балалайки, домры и гусли, по образцу которых изготавливают инструменты и по сей день. Работы самого Налимова считаются настоящей редкостью, некоторые его инструменты хранятся в Музее музыкальной культуры имени М.И. Глинки.

Соло балалайки в великорусском оркестре

Главной мечтой Андреева было «соединить фрак с балалайкой» — то есть сделать балалайку любимицей светской публики. Андреев открыл учебные классы в Соляном городке в Петербурге, где началась история Кружка любителей игры на балалайках под управлением Василия Андреева. 20 марта 1888 года в зале Городского кредитного общества кружок дал первый концерт: исполнил «Во саду ли, в огороде», «Барыню», «Камаринскую» и другие русские народные песни в обработке руководителя коллектива. Выступление оказалось даже более успешным, чем ожидали музыканты: зал долго рукоплескал. После этого кружок отправился в первое гастрольное турне: Москва, Курск, Орел, Тула, Тверь.

«Нужно решительно удивляться В.В. Андрееву, в такое короткое время обучившему целый кружок из 8 лиц и достигшему поразительных эффектов гармонизации на таком несложном инструменте, как балалайка…»
Газета «Петербургский листок» от 21 марта 1888 года

Вскоре к кружку присоединились профессионалы: композитор Николай Фомин, ученик Анатолия Лядова и Николая Римского-Корсакова, привлек в коллектив музыкантов с консерваторским образованием. Так, в кружке в разное время играли Николай Осипов, Борис Трояновский, Александр Чагадаев.

Почти десять лет понадобилось кружку, чтобы вырасти до великорусского оркестра. В 1897 году премьера обновленного оркестра уже из 14 человек состоялась в зале Дворянского собрания (современная Санкт-Петербургская филармония). Позднее многие композиторы писали специально для коллектива, поэт Федор Сологуб посвящал балалайке стихи, а царь-бас Федор Шаляпин любил выступать под аккомпанемент балалаечников.

«Дорогой Василий Васильевич! Ты пригрел у своего доброго, теплого сердца сиротинку балалайку. От твоей заботы, любви она выросла в чудесную русскую красавицу, покорившую своей красотой весь мир».
Федор Шаляпин

Двадцатипятилетние оркестр отмечал уже в Мариинском театре. Некогда исключительно народный инструмент теперь звучал для изысканной публики, включавшей и венценосных особ: среди гостей концерта был сам император Николай II. Впоследствии Андреев получил звание «солист Его Императорского Величества» и учил играть на балалайке царскую семью.

Балалайкой восхищались короли

Виртуозное звучание простого инструмента трогало душу не только русского императора. В 1909 году солист Великорусского оркестра Борис Трояновский, будучи на гастролях в Англии, был приглашен в Виндзорский замок. Музыкант-виртуоз играл сразу для двух королей — английского Эдуарда VII и португальского Мануэла II. Как писали газеты, британский монарх был очень удивлен, что на таком простом инструменте можно исполнять виртуозные произведения.

Но сам Трояновский чаще других гастрольных турне с балалайкой вспоминал поездку в Ясную Поляну, где ему довелось играть для Льва Толстого. После концерта классик заметил: «В игре Трояновского на балалайке звучит сразу как будто несколько инструментов. Очень хорошо!»

Мировая премьера русского народного инструмента состоялась на Всемирной выставке в Париже. Музыканты кружка Василия Андреева дали концерт в Русском павильоне в 1889 году. Успех оркестра и необычных инструментов был ошеломляющим, и с тех пор балалайка стала одним из символов России.

Традиции первых профессиональных балалаечников продолжают и сейчас музыканты Русского оркестра, который носит имя своего основателя, реформатора русских народных инструментов Василия Андреева.

История балалайки для детей

История этого музыкального инструмента корнями уходит далеко в глубину веков. Касательно места ее происхождения, то существует много документальных свидетельств на эту тему. Одни считают, что она была изобретена на Руси, другие, что балалайка произошла от домбры (народного инструмента киргиз–кайсаков), а третьи, что ее позаимствовали от татар. Неоднозначность вызывает и дата появления инструмента. Большинство музыковедов и историков придерживаются условной даты — 1715 год, хотя о ней упоминается в сведеньях 1688 года.

Предполагается, что балалайку изобрели крепостные, чтобы скрасить свою службу у помещика. Постепенно она распространилась среди скоморохов и крестьян, которые разъезжали по территории всей России. Скоморохи выступали с балалайками на ярмарках, веселя народ, и зарабатывая тем самым себе на жизнь.

Однажды великий князь Руси Алексей Михайлович издает указ, который повелевал собрать все музыкальные инструменты и сжечь их на костре, ибо нечего веселье распространять вместо работы. А тех, кто отказывался отдавать балалайки и прочие инструменты, было приказано отпороть и отправить в Малороссию в ссылку. Репрессии продолжались вплоть до смерти царя. Музыкальный инструмент оказался в забвении вплоть до середины XIX века. Редко в каких дворах звучала его мелодия.

Однажды Василий Васильевич Андреев, молодой дворянин, путешествуя по своему имению, услышал у своего дворового Антипа балалайку. Он поразился звучанием инструмента и решил сделать из него наипопулярнейший инструмент. Сначала Василий Васильевич сам научился играть на балалайке, а потом решил немного усовершенствовать звучание и отвез в Петербург к скрипичному мастеру Иванову. Работа была тяжелой и долгой. Новая балалайка превзошла все ожидания Андреева: внешний вид, звучание и мелодичность завораживали. Дворянин задумал вернуть инструменту былую народную славу. Так он вновь распространился по России.

Василий Васильевич на достигнутом не останавливался. Он создал семейство балалаек разных размеров по образцу струнного квартета. Для этого были приглашены известные мастера Налимов и Пасербский. Вместе они изготовили: дискант, прима, пикколо, секунда, альт, бас, контрабас. На этих инструментах основывался созданный Великорусский оркестр, объездивший не только Россию, но и другие страны. Вначале Андреев играл в оркестре, а после дирижировал им. Параллельно давал сольные концерты, которые получили название «вечер балалайки». На сегодняшний день инструмент вновь переживает тяжелые времена, даже в деревнях о нем забыли.

Факты о балалайке. Интересные факты о балалайке

Балалайку часто называют исконно русским музыкальным инструментом. Первые упоминания о ней относятся еще ко второй половине XVII века. Правда, многие исследователи считают, что этот инструмент был популярен еще раньше у татар, а в России он был лишь существенно изменен.

Считается, что первые балалайки в нашей стране начали изготавливать на Черниговщине. За несколько лет этот инструмент получил широкое распространение в России. В 1688 году балалайка была подарена юному царю Петру.

Кстати, отец Петра Алексей Михайлович игру на музыкальных инструментах не поощрял. Даже издавал указы отбирать их у скоморохов и сжигать. Тех, кто не подчинялся, ждало наказание плетью. А наиболее упрямых могли даже сослать.

Длина этого стунно-щипкового инструмента 600-700 мм. И всего три струны. Правда, раньше встречались балалайки с двумя струнами.

Есть несколько версий происхождения названия балалайки. Одна – чисто русская. «Балалайка» – от слов «балакать» или «балаболить». Сторонники восточного происхождения этого инструмента приводят другой аргумент: от слова «бала», что в тюркских языках означает – «дитя».

В 2014 году необычный подарок получил Хабаровск от Харбина, своего китайского города-побратима. В знак дружбы руководство китайского города подарило скульптурную композицию из китайской пипы и русской балалайки.

Еще в царской армии считалось, что балалайка хорошо помогает солдатам переносить все тяготы армейской службы. Неудивительно, что это инструмент был непременным атрибутом в казармах.

В 2008 году японский балалаечник Сё Китагава победил на международном музыкальном конкурсе в Екатеринбурге, став первым иностранным музыкантом, который победил в номинации «русская национальная музыка». Балалайка популярна не только в Японии, виртуозы-балалаечники есть также в странах Скандинавии: Швеции, Финляндии, Норвегии.

Самый большой памятник балалайке установлен в Хабаровске. 12-метровые балалайка и пипа(китайский аналог балалайки) украсили Амурский Бульвар города. Композиция сбыла подарена городу в честь юбилея побратимских связей с китайским Харбином. Стоимость памятника превышает полмиллиона долларов США.

Известный рок-музыкант Джеймс Хэтфилд имеет внушительную коллекцию гитар. Но есть у него и балалайка, причем, изготовлена она для Хэтфилда по специальному заказу.

Интересно, что у музыкантов-балалаечников есть даже свой профессиональный праздник. Отмечается он ежегодно 23 июня. Он был учрежден в 2008 году по инициативе Дмитрия Белинского – президента Российского Клуба музыкантов-народников. В 2008 году исполнилось 320 лет с момента первого документального упоминания о балалайке.

Очень занимательные моменты

Самый известный русский инструмент, ставший одним из символов музыкального творчества русского народа.

Балалайка для иностранцев является модным сувениром из России.

Считается, что балалайка получила распространение с конца XVII века.У балалайки всего 3 струны.

Возраст самой старой балалайки больше 120 лет. Ее можно увидеть в ульяновском музее.

Мастер, который занимается изготовлением данного инструмента, называется балайкером.

На ней играют в оркестрах русских народных инструментах в Дании, Швеции, Финляндии и Норвегии.

В XIX веке для поднятия боевого духа всем солдатам выдавали балалайку. После окончания службы они могли оставить ее себе.

Русская императорская семья инициировал поездку ансамбля Василия Васильевича Андреева на Парижскую выставку, где Европа впервые услышала и увидела балалайку. Они имели огромный успех.

Балалайкой хорошо владели в основном скоморохи и пастухи, так как они не имели своего хозяйства и не были обременены заботами по дому и потому могли совершенствоваться в игре.

Очень любили слушать балалайку Пушкин, Лермонтов, Варламов, Гурилев, Чайковский, Римский-Корсаков, Толстой и Горький…

Балалайка сегодня

К счастью, в последнее время балалайка стала вновь набирать популярность в молодежной среде. Это связано с появлением интереса к своим корням, к истории и культуре своего народа, в том числе и музыкальной.

Балалайка – это универсальный инструмент, который отлично ладит практически с любым инструментом в деревенском ансамбле. Более того, балалайка прекрасно передает личностные особенности исполнителя

Балалайка по-прежнему является основным инструментом в любом оркестре народных инструментов. Однако выступления таких оркестров не отражают подлинную народную инструментальную традицию. Где же городскому человеку услышать звучание деревенской балалайки.

Благодаря усилиям этнографов и фольклористов народная традиция не умерла. С середины 20 века исследователи стали записывать в фольклорных экспедициях народные наигрыши. Сегодня услышать подлинную деревенскую балалайку можно на концертах фольклорно-этнографических коллективов. Такие ансамбли стремятся популяризировать подлинную народную культуру и часто проводят вечерки для любителей народной культуры. На вечерке можно узнать о русских традициях, услышать старинные песни, записанные в фольклорных экспедициях и, конечно же, поплясать под балалайку.

Особенности конструкции

Балалайка — это щипковый музыкальный инструмент, который красиво может звучать, только если он изготовлен профессиональным мастером, отлично знающим это ремесло. Сегодня его делают из фанеры, сосны, и, в общем, имеет он около 70 различных элементов. Общий размер в длину с учетом вида балалаек составляет — 60−70 см, в ширину 18−25 см.

Основные детали:

Источник

История балалайки – что это за инструмент такой и когда он появился

что значит играть на балалайке. Смотреть фото что значит играть на балалайке. Смотреть картинку что значит играть на балалайке. Картинка про что значит играть на балалайке. Фото что значит играть на балалайке

Балалайка относится к музыкальным инструментам, которые стали значимой частью народной культуры. Балалайка — что это такое: по одной версии, название произошло от глагола «балаболить», по другой – от тюркского «бала» — «дитя». В старину инструмент считался сугубо праздничным. О нем говорили: «Балалайка не играет, она разоряет». Поговорка значила, что, увлекшись игрой, человек забывает о важных делах, поэтому брать инструмент лучше только на праздники.

Что такое балалайка

Это народный русский музыкальный инструмент, относящийся к щипковому струнному типу. Упоминания о балалайке, которые предоставляют официальные документальные источники, датируется концом 17 века, хотя появился инструмент раньше.

Корпус в форме треугольника либо овала. Количество струн — 2-6. Играя на балалайке, обычно бряцают по струнам либо совершают тремоло.

История происхождения инструмента

Точно сказать, кто и где изобрел балалайку, когда она появилась, невозможно. В конце 17 века она воспринималась негативно, поскольку напоминала домру, игра на которой в то время была под запретом. Дело в том, что под домру напевали сатирические песенки о власть имущих и ситуации в государстве. Балалайку тоже многократно запрещали, столько же раз разрешали.

История создания балалайки имеет 2 версии. По первой, ее создали тюрки, у них балалайка использовалась для укачивания маленьких детей. По другой версии, это инструмент русских крестьян, использовавшийся на праздниках для увеселения.

Старинные балалайки выглядели не так, как современные. Изначально они были округлые, и только чуть меньше 3 столетий назад обрели знакомую нам треугольную форму. Самые первые изделия имели всего 5-7 ладов. В 18 веке балалайка стала настолько популярной, что вызывала интерес даже у дворянства. В конце 19 века русский музыкант Василий Андреев организовал ансамбль балалаечников. Он занимался совершенствованием конструкции инструмента, создавал экземпляры по своим чертежам.

Сегодня после непродолжительного упадка балалайка — популярный музыкальный инструмент, без которого не обходится ни один большой оркестр.

Общее описание и конструкция

Балалайка по конструкции родственна домре, гитаре, бандуре. Треугольная основа инструмента называется фартук. Его делают чаще всего из еловой или пихтовой древесины. От фартука отходит гриф, аналогичный ему по длине. Вдоль него тянутся струны, на нем находятся метки. Внешний край грифа изогнутый. На его конце находится лопатка — место размещения 3-х колок для регулировки струн.

На балалайке играют преимущественно веселые мелодии, отличающиеся частыми и высокими нотами.

Балалайки менялись в угоду времени. Современные изделия делятся на 3 вида в зависимости от назначения.

Академическая

Классический вид, применяемый в современности в оркестрах, на концертных выступлениях, в музыкальных школах. Инструмент оснащен панцирем.

Традиционная

Вид без панциря, чаще всего с металлическими струнами. Порожек находится ниже, что обеспечивает более мягкое звучание. Струны совсем мало отстают от грифа. Инструмент оптимален для выступления соло и для учебных целей. До конца 19 века был 6-струнным.

Электроакустическая

Звучит почти так же, как обычные инструменты, только для воспроизведения звука требуется электропитание. Выглядит инструмент более привлекательно. Звук можно изменить, если подключить специальные эффекты.

Строй

Пока в конце 19 века балалайка не стала оркестровым инструментом, у нее не было определенного строя. Каждый музыкант настраивал инструмент по своему усмотрению.

Все изменилось, когда балалайками занялся Василий Андреев. Он ввел академический строй: 2 унисонные струны «ми», третья «ля» выше на кварту, обе — «ми» и «ля» относятся к 1-ой октаве. Есть еще общепринятый народный строй: «соль» — «ми» — «до». Он прост в плане трезвучия, но делает проблематичной игру по струнам, не прижатым к ладу. Также существует более 20 местных национальных настроек.

Квартово-унисонный

При этом академическом строе тона звучания балалайки размера прима чередуются так: EEA. Промежутки — чистая прима, то есть без тонов, и кварта. Начало диапазона — «ми» 1-ой октавы. Инструмент размера секунда имеет строй ниже на квинту, а балалайка альт — на октаву. Диапазон инструмента прима, имеющего 24 лада, — 2 октавы и 5 полутонов: «ми» 1-ой октавы — «ля» 3-ей.

Терцовый

Он же народный строй. В его основе большое трезвучие: DF#A либо CEG.

Квартовый

Инструменты всех размеров, помимо примы, обладают строем, основанным на чистой кварте: EAD. Так же настраивается 3-струннная домра. Диапазон размера бас, имеющего 15 ладов, — 2 октавы и 1 полутон: «ми» большой октавы — «фа» 1-ой.

Размеры

Все размеры современных балалаек — результат труда Василия Андреева. По его чертежам и рекомендациям мастера Пасербский и Налимов изготавливали музыкальные инструменты. Пасербскому удалось запатентовать изобретенные им вариации в Германии.

Современные музыканты используют этот вид инструмента для исполнения соло и аккомпанемента. Особенность — усиленное натяжение струн: до 100 %, если сравнивать с размером прима.

Используется в оркестрах для фонового звучания. Звучит низко. Ширина большая, доходит до 80 см.

Контрабас

Обязательный оркестровый инструмент, издает басовые звуки: густые и протяжные. Поскольку он крупный, в длину достигает 1,7 м, то для игры его устанавливают вертикально с поддерживающим штырем.

Прима

Самый распространенный размер, самый компактный: 60-70 см. Используется для игры соло и обучающих целей.

Секунда

Звучит выше, чем прима. Обычно используется для создания тремоло. Подходит и для соло, и для аккомпанемента.

Распространенность

Балалайка и раньше на Руси, и сейчас в России, Украине, Беларуси остается популярным музыкальным инструментом. У туристов, посещающих Россию, это самый востребованный сувенир, помимо матрешки. Самое старое из сохранившихся изделий имеет возраст 130 лет, увидеть его можно в музее в Ульяновске. Активно популяризировал балалайку император Александр III, он даже отправил балалаечников на Парижскую выставку.

В современной России почти каждый крупный и средний город имеет народный оркестр, в котором непременно есть балалайка. И даже в далекой Японии знают о балалайке, любят играть на ней, создали группу балалаечников «Kitagawa Balalaika Orchestra».

Длительность обучения ребенка игре на балалайке составляет 5-7 лет. В среднем специальном учебном учреждении обучение длится 4 года, в вузе — 5 лет.

Настройка

Наиболее часто применяемые настройки:

Помимо вышеперечисленных, популярны некоторые региональные настройки. Многие балалаечники используют сразу несколько настроек, тем самым создают оригинальные мелодии.

Чем отличается от домры

Схожи инструменты тем, что являются щипковыми и старинными. Различий больше:

Как выбрать

При покупке балалайки необходимо обратить внимание на внешний вид и удобство использования. На музыкальном инструменте не должно быть царапин, трещин, отколовшихся кусков. Постучите по деке: она не должна потрескивать. Форма фартука должна быть симметричной, безупречной, поверхность деки — ровной. Детали не должны вдавливаться, сгибаться. На струнах не должно быть следов коррозии. Возьмите балалайку в руки, оцените, комфортно ли играть.

Проверьте качество каждой детали:

Уход и хранение инструмента

В процессе длительного использования постепенно загрязняется зона, где пальцы ударяют по струнам. Для очищения необходимы специальные чистящие и полирующие средства для музыкальных инструментов. Чтобы колки работали нормально, необходимо всю конструкцию периодически смазывать, протягивать винты.

Если некоторое время балалайка будет лежать без дела, следует ослабить натяжение струн. Разрыв струн возможен в следующих случаях:

Хранить балалайку следует в чехле. Недопустимо оставлять ее возле камина, радиатора отопления, в автомобиле. Нельзя хранить инструмент на балконе, лоджии, веранде, чердаке, в гараже.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *