что такое грех в медицине

Что такое грех в медицине

Каково отношение Православной Церкви к медицине и врачам? Заранее спасибо!

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

Болезнь является результатом разрушительного действия греха. Поэтому в Священном Писании говорится, что истинным Врачом является Бог: Я Господь, целитель твой (Исх. 15: 26). Любой болящий должен прежде всего обратиться к Богу, чтобы очиститься от грехов и исправить жизнь. Без этого помощь медицины может оказаться недейственной. Поэтому умер царь Аса, который в болезни своей взыскал не Господа, а врачей (2 Пар. 16: 12). Святые отцы руководствовались библейским учением: «Кто создал душу, Тот сотворил и тело, и Кто исцеляет бессмертную душу, Тот может уврачевать и тело от временных страданий и болезней» (преподобный Макарий Великий). Однако обращение к врачу не только не запрещено, но и необходимо, ибо Господь чаще всего исцеления подает прикровенно, через врачей. Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его (Сир. 39: 1). Тот же благочестивый и мудрый Иисус Сирах говорит: Для того Он и дал людям знание, чтобы прославляли Его в чудных делах Его: ими он врачует человека и уничтожает болезнь его (Сир. 39: 6–7).

Когда в IV веке среди части христиан появились мнения, что обращение к земным врачам есть признак несовершенства и неполноты веры, то святитель Василий Великий и другие святые отцы выступили против таких взглядов. «Как не должно вовсе бегать врачебного искусства, так несообразно полагать в нем всю свою надежду. Но как пользуемся искусством земледелия, а плодов просим у Господа, или вверяем кормило кормчему, а молим Бога, чтобы спас нас от потопления, так, вводя к себе врача, когда дозволяет сие разум, не отступаемся от упования на Бога» (святитель Василий Великий). В числе доводов за то, чтобы обращаться к врачу, делалась ссылка на лекарственные растения: Творец наделил сугубо некоторые растения целительными свойствами.

Говоря о пользе врачей, святые отцы не упускали возможности указать на главную цель — здоровье души. «Иногда для грешников лучше болеть, чем быть здоровыми, когда болезнь содействует им ко спасению. Ибо болезнь притупляет и врожденные побуждения у человека ко злу, и тем, что человек переносит страдания, связанные с болезнью, она, как бы уплачивая долг за соделанные грехи, делает человека способным к принятию сначала здравия души, а затем и телесного здоровья. В особенности это бывает тогда, когда больной, понимая, что здравие зависит от Бога, доблестно переносит беду и с верою припадает к Богу и делами, насколько это позволяют его силы, умоляет о милости» (Григорий Палама, святитель. Беседы (Омилии). М., 1994. Т. 1. С. 99).

Рассказывается о преподобном Кирилле Белозерском: «Один поселянин просил Кирилла Белоезерского помолиться о его больном товарище, у которого из уст и ноздрей текла кровавая пена. Но старец, милостивый ко всем, на этот раз, по духу прозорливости, не позволил больному находиться даже за оградой обители. Другу же, радевшему, сказал: “Поверь мне, чадо, что болезнь эта приключилась в наказание за его прелюбодейство. Если пообещает исправиться, верую, что Господь его исцелит, если же нет, то еще горше пострадает”. Когда передано было это больному, он устрашился обличения и обещал исправиться. От чистого сердца исповедал он все свои согрешения святому и, по его молитве, исцелился не только телесно, но и душевно, приняв епитимию для очищения грехов» (Отечник проповедника). Необходимо благодушно принимать и переносить болезни: «Бывает, что Бог болезнью укрывает иных от беды, которой не миновать бы им, если бы они были здоровы» (Феофан Затворник, святитель. Собрание писем. Вып. 5. М., 1899. С. 100).

Наше духовное совершенство определяется умением искренне благодарить Бога за все, в том числе и за болезни. «Одр болезни бывает часто местом Богопознания и самопознания. Страдания тела бывают часто причиною духовных наслаждений, и одр болезни орошается слезами покаяния и слезами радости о Боге. Во время болезни сперва надо себя принудить к благодарению Бога, когда же душа вкусит сладость и покой, доставляемые благодарением, – сама спешит в него, как бы в пристанище. Спешит она туда от тяжких волн ропота, малодушия, печали» (Игнатий (Брянчанинов), святитель. Письма к мирянам).

Источник

ВЗАИМОСВЯЗЬ ГРЕХА И БОЛЕЗНИ В МЕДИЦИНЕ

Во все времена, начиная с античных, многие мыслители, а затем и ученые, большое внимание уделяли вопросу о болезнях. Не обошли этот вопрос и мыслители-богословы такие, как врач с мировым именем и архиепископ святитель Лука (Войно-Ясенецкий), святой Феофан Затворник, свт. Игнатий Брянчанинов, преп. Иоанн Лествичник и мн. др. Сущность их богословского мышления сводится к следующему.

Болезни бывают как наказание, как вразумление, как испытание терпения и веры. Но все они имеют в своем основании наши грехи, начиная с греха первородного. Опыт свидетельствует о том, что грех и страсти разрушают здравие души и тела, а победа над страстями доставляет спокойствие душе и здоровье телу.

За тысячи лет до научных разработок Библия просто и ясно показала связь греха и болезни. «Человек злоязычный не утвердится на земле; зло увлечет притеснителя в погибель» (Пс. 139); «Кроткое сердцежизнь для тела, а зависть-гниль для костей» (Притч. 14); «Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости» (Притч. 17); «Венец премудрости — страх Господень, произращающий мир и невредимое здравие» (Сир. м1;18) и т. д.

В XX в. болезнь стала пониматься узко, обычно только как телесное страдание, а в старину, говорят, доктор встречал больного вопросом: «Давно ли причащались?» — и не приступал к лечению пока больной не исповедуется и не причаститься. Постараемся проанализировать взаимоотношения греховных страстей с происходящими от них соматическими и психическими недугами. Начнем с чревоугодия. В понятие этого греха включается злоупотребление и излишества в питании (переедание, нарушение постов, пьянство, лакомство), курение и вообще любое неумеренное услаждение плоти. Священное Писание неоднократно предупреждает о пагубности чревоугодия. «Немногим довольствуется человек благовоспитанный, и потому он не страдает одышкой на своем ложе. Здоровый сон бывает при умеренности желудка…Страдание бессонницею и холера, и резь в животе, — подчеркивает Премудрый, — бывают у человека ненасытного» (Сир. 31).

Очевидный факт, что этот грех является одной из причин ожирения, желудочно-кишечных заболеваний, обменных нарушений в суставах, болезней сердечно-сосудистой системы, алкоголизма, болезней органов дыхания и т. д. По данным статистики, средняя продолжительность жизни людей с ожирением снижается приблизительно на 7 лет.

С чревоугодием органично связан грех любодеяния. Кожно-венерические заболевания, СПИД, бесплодие, импотенция, сопровождающиеся нервно-психическими нарушениями в большинстве случаев проистекают от половых извращений и сексуальной распущенности. Такие люди губят и телa и дyши, причем, и свои и чужие. Грех любодеяния влечет за собой грех детоубийства во чреве. Его последствия — различные осложнения абортов, бесплодие, воспалительные заболевания половой системы и т. п.

Тяжко уродует образ Божий в человеке и вредит здоровью грех сребролюбия. Библейский пример сребролюбца — Иуда Искариот; классические литературные примеры — гоголевский Плюшкин, бальзаковский Гобсек. Архиепископ Иннокентий Херсонский рисует образ сребролюбца, снедаемого злобой из-за богатства ближнего. Бледность лица, могильный оттенок очей и уст, безжалостное сердце доказывают, что извращен весь порядок душевных и телесных сил. Подлинно, «бдительность над богатством изнуряет тело, и забота о нем отгоняет сон» (Сир. 31).

Поведение одержимого сребролюбием зависит от многих причин социального характера и проявляется в разных формах асоциального поведения (воровство, вымогательство, рэкет, взяточничество и пр.). У таких людей часто развиваются различные нервно-психические расстройства (неврозы, депрессии, психозы). Все это красноречиво свидетельствует, что сребролюбцы подобно другим грешникам духовно больные люди.

Одним из самых пагубных для здоровья грехов является гнев. Современные шведские и американские исследователи независимо друг от друга показали, что гневливые и властолюбивые люди, если они в силу объективных обстоятельств не выражают в полной мере свои страсти, склонны к развитию гипертонической болезни. Также способствуют резким скачкам давления не находящие выхода агрессивные черты личности (подавленная враждебность, злопамятность, затаенная и непрощенная обида и др.).

Видно недаром сказано в Библии: «Ревность и гнев сокращают дни, а забота прежде времени приводит старость» (Сир. 30).

Наряду с мирской печалью и унынием, катастрофически неблагоприятно отражаются на здоровье тщеславие и особенно гордыня. Их проявления: властолюбие, эгоизм, чрезмерное самомнение, презрение и уничижение людей, неверие и хула на Бога.

За шестьсот лет до Р. Х. жил богатейший и весьма знаменитый царь Вавилонский Навуходоносор. Он славился своими воинскими победами, колоссальной властью и великолепными постройками (например, одно из семи чудес света — так называемые висячие сады Семирамиды). Исторический факт — на всех кирпичах, сохранившихся в каменных развалинах, читается единственная надпись «Навуходоносор, царь Вавилонский». Книга пророка Даниила повествует о том, как он не переставая восхищался своим величием. Бог покарал гор-деца. В течение 7 лет в припадках безумия царь считал себя волом. Воистину, прав преподобный Иоанн Лествичник: «Наказание гордому — его падение, а признак оставленности его Богом — есть умоисступление» [3].

Тщеславие и гордыня — факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний, в первую очередь, — ишемической болезни сердца, гипертонии, а также нервно-психических заболеваний. Стенокардия, инфаркт — типичный результат стрессов; неумения адекватно, «без сцен», без вспышек гнева и злости, ущемленного самолюбия и честолюбивых амбиций реагировать на окружающих и самого себя. Люди, по-христиански благожелательно относящиеся к своим близким, при прочих равных условиях меньше подвержены сердечно-сосудистым заболеваниям.

Таким образом, мы видим, многие болезни имеют среди своих причин неправильный (по богословской терминологии — греховный) образ жизни. Но сама по себе болезнь — не грех, а его следствие. Врач, имея правильное понимание о духовных корнях болезни, не вправе порицать и осуждать больного человека. Духу христианского отношения врача к страждущим людям учат многие святые отцы Православия. Они советуют, когда кого-нибудь увидим в страдании и недуге, не лукаво объяснять себе причину его болезни, но принять с простотой и бескорыстной любовью и постараться уврачевать, как самого себя. Православная медицина основывается на милосердии, человеколюбии и христолюбии. Она сочетается с умением грамотно применять медицинские знания, а также учитывать влияние Промысла Божия на здоровье и болезнь.

Свт. Лука (Войно-Ясенецкий). Дух, душа и тело / Свт. Лука (Войно-Ясенецкий). Симферополь. 2005.

Зорин, К. В. Хочешь ли быть здоров? Православие и врачевание / К. В. Зорин. М.: Русский хронограф. 2000.

Священник Валентин Жохов. Христианское отношение к болезням и врачеванию / Священник Валентин Жохов. М.: Даниловский благовестник. 1997.

Священник Сергий Филимонов. Церковь, больница, больной / Священник Сергий Филимонов. М.: об-во свт. Василия Великого. 2001.

Источник

Святоотеческое отношение к болезни

Итак, одной из основных духовных причин болезни является грех, причем именно персональные грехи болеющих людей: «Что вопиешь ты о ранах твоих, о жестокости болезни твоей? по множеству беззаконий твоих Я сделал тебе это, потому что грехи твои умножились» (Иер. 30: 15).

Смысл болезни

Для христианина телесное здоровье не является главной и самодостаточной ценностью, оно вторично по сравнению с духовным здоровьем, поэтому вполне логично восприятие телесной болезни как одного из способов достижения духовного здоровья. Согласно православному пониманию, болезнь может быть полезна для человека. Болезнь имеет смысл.

Аскетическое отношение к болезни

В целом для больных дозволяется ослабление аскетических подвигов; в частности, смягчается строгость предписанных Церковью постов. Однако есть один нюанс, определяющий, когда послабление в болезни бывает неполезным.

Главнейшее средство для исправления духовных причин недугов – молитва и покаяние. «Сын мой! в болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу, и Он исцелит тебя. Оставь греховную жизнь и исправь руки твои, и от всякого греха очисти сердце. Вознеси благоухание и из семидала памятную жертву и сделай приношение тучное, как бы уже умирающий; и дай место врачу» (Сир. 39, 9–12).

Святые отцы неоднократно давали советы о том, какое духовное настроение должно быть у болеющего христианина, чтобы достойно и с пользой для души перенести болезнь.

Святые отцы не только призывают во время болезни проявлять терпение отсутствием ропота, но и – прежде всего – благодарением: «С одра болезни приносите благодарение Богу… Благодарением притупляется лютость болезни! Благодарением приносится болящему духовное утешение!» [18]

Лечение

Господь Иисус Христос ходил по Галилее, не только проповедуя, но «и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях» (Мф. 4: 23). И не только Сам исцелял, но и, «призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть… врачевать всякую болезнь» (Мф. 10: 1). И не только дал власть, но и повелел: «Исцеляйте… больных» (Лк. 10: 9), и апостолы исполняли это повеление (см.: Деян. 19: 12; 28: 9).

Сказанное относится к чудесным исцелениям, но благим делом, согласно Писанию, является и «естественное» врачевание, медицина: «Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его, и от Вышнего – врачевание… Господь создал из земли врачевства, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими» (Сир. 39: 1–2, 4).

Многие святые были врачами, в том числе и евангелист Лука, профессию которого апостол Павел сугубо упомянул: «Лука, врач возлюбленный» (Кол. 4: 14). Церковью были особо прославлены в лике святых врачи-бессребреники, такие как Косма и Дамиан, Кир и Иоанн, Пантелеимон, Агапит Печерский и другие, которые лечили людей бесплатно.

Итак, ни врачевать, ни прибегать к услугам врачей для христианина не возбраняется. Однако при этом надлежит избегать той опасности, чтобы всю надежду выздоровления возлагать на врачей, лекарства и лечебные процедуры. Священное Писание с порицанием отзывается об израильском царе Асе, который «в болезни своей взыскал не Господа, а врачей» (2 Пар. 16: 12).

Известны святые, которые в болезни так поступали, но при этом известны и такие святые из монахов, которые, однако, пользовались врачебными средствами, и преподобный Варсонофий в процитированном выше ответе оправдывает тех и других. Можно сказать поэтому, что принцип, указанный преподобным Макарием, был и остается той высшей планкой, которую себе вольны избирать и на которую равняться те монахи, кто имеет к тому достаточные дерзновение и веру, без какого-либо принуждения к ней всех остальных.

Есть и еще один соблазн, нередко встающий перед тяжело или неизлечимо больным – обратиться за излечением к колдунам, экстрасенсам, заговорам, амулетам и ритуалам других религий. Против такого тягчайшего греха предупреждает Писание: «И когда скажут вам: обратитесь к вызывателям умерших и к чародеям, к шептунам и чревовещателям, – тогда отвечайте: не должен ли народ обращаться к своему Богу? спрашивают ли мертвых о живых?» (Ис. 8: 19).

[1] Феофан Затворник, святитель. Письма. III. 477.

[2] Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. Сергиев Посад, 1901. Т. 5. C. 172.

[3] См.: Иоанн Златоуст, святитель. Беседы на Евангелие от Иоанна. 38. 1.

[4] См.: Феофан Затворник, святитель. Письма. I. 42.

[5] См.: Иоанн Лествичник, преподобный. Лествица. 26. 54.

[6] См.: Василий Великий, святитель. Беседа о том, что Бог не виновник зла. 14.

[7] См.: Иоанн Лествичник, преподобный. Лествица. 26. 21.

[8] См.: Ефрем Сирин, преподобный. О том, как приобретается человеком смиренномудрие. 56.

[9] Цит. по: Душеполезные поучения преподобных Оптинских старцев. Свято-Введенская Оптина Пустынь, 2001.

[10] См.: Игнатий (Брянчанинов), святитель. Письма к родным и друзьям. 570.

[11] См.: Иоанн Златоуст, святитель. Против иудеев. 1. 7.

[12] Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. Приложение к магистерской диссертации «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении» доцента архимандрита Иоанна Маслова. Загорск, 1981. С. 217–218.

[13] См.: Варсонофий Великий и Иоанн Пророк, преподобные. Руководство к духовной жизни. 517.

[14] Петр Дамаскин, преподобный. О том, что не должно отчаиваться // См.: Петр Дамаскин, преподобный. Творения. I.

[15] См.: Варсонофий Великий и Иоанн Пророк, преподобные. Руководство к духовной жизни. 165.

[16] См.: Иоанн Кронштадтский, святой. Моя жизнь во Христе. II. 8.

[17] Цит. по: Жития святых святителя Димитрия Ростовского. Декабрь. М., 1906. C. 636.

[18] См.: Игнатий (Брянчанинов), святитель. Письма к мирянам. 225.

[19] См.: Григорий Богослов, святитель. Молитва в болезни. 1.

[20] Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийския. C. 174.

[21] См.: Макарий Оптинский, преподобный. Письма. 543.

[22] Творения преподобного отца нашего Нила, подвижника Синайского. М., 1858. Т. 2. С. 236.

[23] См.: Арсений (Жадановский), епископ. Духовный дневник. М., 1998.

[24] См.: Варсонофий Великий и Иоанн Пророк, преподобные. Руководство к духовной жизни. 505.

[25] См.: Макарий Великий, преподобный. Духовные беседы. 48. 4–6.

[26] См.: Игнатий (Брянчанинов), святитель. О чудесах и знамениях. II. 3.

[27] См.: Феофан Затворник, святитель. Письма. VI. 1018.

[28] См.: Иоанн Тобольский, святитель. Илиотропион. М., 2003.

[29] См.: Иоанн Златоуст, святитель. Слово о болезни и врачах.

[30] См.: Он же. Против иудеев. 1. 7.

Источник

Смертные грехи или душевные болезни? Какие психические расстройства описаны в Библии под видом пороков

В существование безгрешных людей и инопланетян верится примерно одинаково. Вряд ли найдутся такие, кто не съедал лишнего, если вилка касалась любимого блюда (чревоугодие), или кто не ощущал бессилия и желания круглые сутки залипать на сериалах (уныние). В порочной жизни нет ничего плохого — но лишь до тех пор, пока она не доставляет неудобств нам и окружающим.

Когда-то грех и болезнь были единым целым

В Античности, когда медицина только вставала на хлипкие ножки, а о психиатрии еще не было и речи, никто не проводил границ между аморальным поведением и душевной болезнью. Любую неадекватность считали следствием влияния сверхъестественных сил на разум и душу.

Такое положение дел раздражало медиков следующих эпох, которые в большинстве своем были материалистами, а не мистиками. Однако терпение лопнуло лишь под конец XIX века. К слову, тогда психиатрия уже закрепилась как отдельное направление в медицине.

что такое грех в медицине. Смотреть фото что такое грех в медицине. Смотреть картинку что такое грех в медицине. Картинка про что такое грех в медицине. Фото что такое грех в медицине

В то время стал популярен нозологический подход, внедренный немецким врачом Эмилем Крепелином. Теперь доктор, прежде чем списать неадекватность пациента на его скверный моральный облик и одержимость демонами, должен был серьезно задуматься и ответить на несколько вопросов: что с этим человеком не так? чем именно он отличается от здорового? каковы возможные биологические и физиологические причины недуга? есть ли способ его вылечить?

Этот подход не только закреплял рациональный взгляд на состояние пациентов, но и помогал точнее классифицировать психические заболевания и совершенствовать таким образом диагностику.

Сейчас психиатрический диагноз в большинстве стран мира, в том числе в России, ставят, опираясь на Международный классификатор болезней (МКБ), а в США — на Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам (DSM). В период их создания и наполнения оба перечня не раз страдали от моралистов, коим были неугодны некоторые явления, обнажившиеся в обществе. Например, в первых двух DSM (с 1952 по 1974 год) гомосексуализм считался психическим отклонением. Впрочем, и сегодня медицинские нормативные документы неидеальны: критерии некоторых недугов кажутся слишком размытыми. Потому часть особенно занудных грешников, сопоставив с этими описаниями свое поведение, может заподозрить у себя болезнь.

Откуда взялись смертные грехи

Семь смертных грехов часто путают с заповедями: не убивай, не кради, не сотвори себе кумира и т. д. Но это немного другая история. Заповеди можно найти в Библии в виде списка. Согласно легенде, он был высечен на скрижалях, которые Бог собственноручно подарил Моисею на горе Синай.

Грехи же рассыпаны по Библии в виде отдельных упоминаний и намеков. Впервые их каталогизировал монах Евагрий Понтийский в своем рассуждении «о восьми помыслах», где описал человеческие страсти и слабости на греческом языке. Его ученики перевели труд на латынь. А позже, где-то между 590 и 604 годами, этот перечень переработал Григорий Великий — последний римский папа античного мира. Так появился актуальный сегодня список семи смертных грехов, куда вошли: гордыня, жадность, похоть, зависть, чревоугодие, гнев и уныние.

К каждому из этих пороков в пару можно подобрать психическое расстройство, описанное в классификаторах последнего поколения МКБ-10 и DSM-5.

1. Гордыня (тщеславие)

«Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: „Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь“… Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: „Боже! будь милостив ко мне грешнику!“ Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет».

(Новый Завет. Евангелие от Луки. Глава 18. Стихи 10–14)

Если бы справочник DSM-5 существовал во времена написания этих библейских строк, в характеристику фарисея можно было бы добавить диагноз «нарциссическое расстройство личности». Ведь у него явно прослеживаются ключевые признаки этого недуга: грандиозное самомнение, уверенность в своей исключительности и высокомерное отношение к окружающим.

Вот как описывает истинного нарцисса известный американский психиатр и психотерапевт Аарон Бек в книге «Когнитивная психотерапия расстройств личности»:

«Дэвид, 40-летний адвокат, обратился за лечением по причине депрессии.

Ухудшение самочувствия было связано с усилением дискомфорта от выполнения рутинной работы и с мыслями о том, что такая работа не соответствовала его квалификации. По его мнению, он заслуживал лучшего. Дэвид полагал, что, поскольку он „особенный“, никто не имеет никакого права критиковать его, хотя он имеет полное право критиковать других. Он не видел никакой проблемы в том, чтобы использовать окружающих, если они достаточно „глупы“, чтобы позволить ему это делать».

Сходство между Дэвидом и фарисеем очевидно. Правда, мы можем лишь догадываться, страдал ли последний от своей самовлюбленности, но окончание евангельской цитаты: «…всякий, возвышающий сам себя, унижен будет», — явно намекает на неминуемую Божью кару.

Есть у этого заболевания и другие черты, которые, однако, проявляются не всегда и не у всех нарциссов: стремление эксплуатировать людей, полное отсутствие эмпатии и способности сопереживать, потребность в восторженном отношении к себе со стороны окружающих, завистливость.

В России нарциссизм не ставят. В МКБ-10 он включен в диагноз под кодом F60.8 «Другие специфические расстройства личности».

что такое грех в медицине. Смотреть фото что такое грех в медицине. Смотреть картинку что такое грех в медицине. Картинка про что такое грех в медицине. Фото что такое грех в медицине

2. Жадность (алчность)

«И увидел я еще суету под солнцем; человек одинокий, и другого нет; ни сына, ни брата нет у него; а всем трудам его нет конца, и глаз его не насыщается богатством. „Для кого же я тружусь и лишаю душу мою блага?“ И это — суета и недоброе дело!»

(Ветхий Завет. Екклесиаст. Глава 4. Стихи 7–8)

Одержимость богатством, отнимающая время и способность радоваться жизни, которая выражена в этой цитате, — характерный признак ананкастного расстройства личности. В МКБ-10 оно имеет код F60.5.

Слово «ананкастный» происходит от греческого корня, означающего «принуждение». То есть это расстройство можно описать как «страдание от самопринуждения к чему-либо».

Люди с таким диагнозом мучатся не только от навязчивого желания заработать все деньги мира. Их также тревожат постоянные сомнения в своих действиях и поступках, они утомляют себя (и иногда окружающих) бесконечными перепроверками. Им свойственны страсть к порядку, железобетонная упертость в достижении цели, дотошное внимание к деталям и блокирующий работу перфекционизм.

В DSM-5 все эти признаки будут характерны для диагноза «Обсессивно-компульсивное расстройство личности» (ОКРЛ). Кстати, симптом, относящийся к жадности, там носит политкорректное и изящное название «скупой стиль расходов».

3. Похоть (блуд)

«Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог».

(Новый Завет. Послание к Евреям. Глава 13. Стих 4)

«Не ложись с мужчиною, как с женщиною: это мерзость. И ни с каким скотом не ложись, чтоб излить семя и оскверниться от него».

(Ветхий Завет. Левит. Глава 18. Стихи 22–23)

В Библии грех блуда описывается с качественно разных сторон: как супружеская неверность или частая смена половых партнеров, а также как нетрадиционные сексуальные предпочтения. Ну а с точки зрения современной психиатрии никакое греховное пристрастие не считается патологией, пока человек не страдает от него, как, например, в этом клиническом случае:

Такая зависимость в МКБ-10 отмечена под кодом F52.7 «Чрезмерное сексуальное влечение».

что такое грех в медицине. Смотреть фото что такое грех в медицине. Смотреть картинку что такое грех в медицине. Картинка про что такое грех в медицине. Фото что такое грех в медицине

4. Зависть

«Не вкушай пищи у человека завистливого и не прельщайся лакомыми яствами его; потому что, каковы мысли в душе его, таков и он; „ешь и пей“, говорит он тебе, а сердце его не с тобою. Кусок, который ты съел, изблюешь».

(Ветхий Завет. Книга притчей Соломоновых. Глава 23. Стихи 6–8)

С грехом зависти соотносится уже упоминавшийся нарциссизм.

На первый взгляд кажется парадоксальным, что человек, уверенный в своем превосходстве, склонен кому-то завидовать. Однако в этой дихотомии и кроется суть психического недуга. Мозг пациента ломается и недоумевает: «Как же так? Я превосходный, а лучшие блага получает кто-то другой!»

Есть еще один диагноз, для которого характерна патологическая завистливость, — истерическое расстройство личности. Оно описано и в МКБ-10, и в DSM-5. Люди с этим недугом очень похожи на нарциссов — особенно своим стремлением унижать окружающих и командовать ими. Но проявления истерической зависти, как правило, всегда открытые, шумные и назойливые, к изощренным методам они прибегают редко.

5. Чревоугодие (обжорство)

«И ел Иаков, и утучнел Израиль, и стал упрям; утучнел, отолстел и разжирел; и оставил он Бога, создавшего его, и презрел твердыню спасения своего».

(Ветхий Завет. Второзаконие. Глава 32. Стих 15)

Всякое чревоугодие грешно по Библии, но заболеванием считается лишь психогенное переедание, то есть связанное с другими психическими нарушениями: депрессией, стрессом после утраты близких или тяжелой операции и т. д.

Характерный случай болезненного обжорства зафиксирован и описан психиатрами Йельского университета:

«Пациентка N отметила, что стала часто переедать после того, как госпитализировали ее тяжелобольную мать. После смерти матери случаи переедания участились.

Типичный приступ обжорства N выглядит так: сначала за ужином со своей семьей она съедает нормальную порцию пищи (150–200 г мяса и овощной гарнир с хлебом). Во время уборки со стола доедает остатки, что эквивалентно еще одной полноценной порции. Дальше до самой ночи непрерывно ест разные продукты, хаотично чередуя то соленые, то сладкие закуски».

В МКБ-10 такое обжорство относится к «Расстройствам пищевого поведения» (F50) и стоит в одном ряду с известными всем анорексией и булимией. Они, кстати, встречаются реже, чем психогенное переедание, от которого страдает около 3 % взрослого населения.

6. Гнев (ненависть)

«Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца».

(Новый Завет. Первое послание Иоанна. Глава 3. Стих 15)

В описании этого греха Библия довольно категорична и приравнивает его к способности совершить убийство. Впрочем, и патологией может быть только крайность.

У нездорового гнева три жирных маркера: такой человек приходит в ярость по незначительному поводу, теряет контроль над действиями в момент приступа и не заботится о последствиях. В медицине есть понятие «психотический эпизод», или «психоз», который как раз может проявляться в неконтролируемой ярости и быть спутником разных заболеваний.

Например, при биполярном аффективном расстройстве (состояние, когда человек то испытывает приподнятое настроение и перевозбуждение, то впадает в депрессию) случается так называемая «гневливая мания». Страшные вспышки ярости бывают и при шизофрении.

Но чаще всего необузданный гнев демонстрируют люди, страдающие эмоционально неустойчивым расстройством личности (F60.3 по МКБ-10). Пациентам с таким диагнозом вообще свойственны резкие перепады настроения, импульсивность и проблемы с самоконтролем.

7. Уныние (лень)

«Не предавайся печали душею твоею и не мучь себя своею мнительностью; веселье сердца — жизнь человека… удаляй от себя печаль, ибо печаль многих убила».

(Ветхий Завет. Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова. Глава 30. Стихи 22–25)

Этот грех любой безошибочно сопоставит с самым распространенным психическим недугом современности — депрессией. По свежим данным Всемирной организации здравоохранения, от него страдает больше 300 млн человек.

что такое грех в медицине. Смотреть фото что такое грех в медицине. Смотреть картинку что такое грех в медицине. Картинка про что такое грех в медицине. Фото что такое грех в медицине

В цитате из Библии упомянуты как минимум два признака, по которым заболевание можно отличить от приступа плохого настроения. Во-первых — мнительность. Люди в депрессии залипают на негативных мыслях: обесценивают свои заслуги, убеждают себя в собственной никчемности, в бесперспективности будущего, в негативном отношении к себе со стороны окружающих. Во-вторых — желание умереть, которое порой воплощается в реальность. Яркий пример — клинический случай, описанный Американской психиатрической ассоциацией:

В МКБ-10 подробное описание критериев депрессии разной степени тяжести находится под кодами F32 «Депрессивный эпизод» и F33 «Рекуррентное депрессивное расстройство», а в DSM-5 его можно найти в разделе «Большое депрессивное расстройство». Обычно диагноз ставят, если признаки заболевания не оставляют человека больше двух недель.

Триш продемонстрировала все девять ключевых симптомов, описанных в американском классификаторе: подавленное настроение, потеря веса, отсутствие радости, бессонница, тревога, перманентная усталость, сильное чувство вины, снижение внимания и мысли о самоубийстве, — потому ее случай можно назвать эталонным, но не типичным. Чаще всего люди жалуются на меньшее количество симптомов, однако это не означает, что им не нужна помощь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *