что такое грех блуда

Что такое грех блуда

Блуд – 1) физи­че­ская бли­зость лиц, не состо­я­щих в закон­ном браке; 2) всякое укло­не­ние чело­века от Божьего про­мысла о нем; идо­ло­по­клон­ство, неве­рие. Явля­ется второй из восьми глав­ных стра­стей. Грех супру­же­ской измены назы­ва­ется пре­лю­бо­де­я­нием.

Хри­сти­ан­ство при­знает две формы устро­е­ния жизни чело­века в сфере пола: брак и без­бра­чие (цели­бат). Блуд как иска­же­ние отно­ше­ний между полами и зало­жен­ной в них Боже­ствен­ной цели есть грех, ибо он пред­по­ла­гает лишь дости­же­ние чув­ствен­ного само- или вза­и­мо­на­сла­жде­ния. Про­яв­ля­ясь в виде помысла, стра­сти, раз­вра­ща­ю­щих слов и т.п., блуд пося­гает на чистоту и цело­муд­рие чело­века. K блуду при­чис­ля­ются также про­сти­ту­ция, гомо­сек­су­аль­ные отно­ше­ния, кро­во­сме­ше­ние, руко­блу­дие (мастур­ба­ция, мала­кия).

Что такое духов­ный блуд?

Тема «духов­ного» блуда чело­ве­че­ства явля­ется одной из глав­ных в Ветхом Завете. Чело­век, отпав­ший в раю от Бога, поте­ряв­ший Его в исто­рии, утра­тил истин­ный смысл жизни, «заблу­дился». Отпав­шего от Бога чело­века цер­ков­ное пре­да­ние назы­вает блуд­ным сыном (ср. Лк.15:11-32 ). Блуд­ными явля­ются деяния людей, сви­де­тель­ству­ю­щие об их без­бо­жии. Блу­дить озна­чает также впасть в раскол или ересь.

Физи­че­ский и духов­ный блуд тесно свя­заны между собой. В «Осно­вах соци­аль­ной кон­цеп­ции Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви», в раз­деле, посвя­щен­ном нрав­ствен­но­сти, состо­я­ние совре­мен­ного обще­ства харак­те­ри­зу­ется как духов­ный кризис, к про­яв­ле­ниям кото­рого сле­дует отне­сти: мас­со­вое бого­от­вер­же­ние, про­па­ганду идеи «сек­су­аль­ной рево­лю­ции», при­вед­шей к потере смысла брака и ощу­ще­ния гре­хов­но­сти блуда…

Что сти­му­ли­рует блуд­ную страсть?

От пяти причин уси­ли­ва­ется блуд­ная брань:

Жела­ю­щий устра­нить от себя брань блуда да хра­нится от упо­мя­ну­тых пово­дов к ней: празд­но­сло­вие да заме­нит молит­во­сло­вием, тще­сла­вие сми­ре­нием Хри­сто­вым, многий сон бде­нием, кра­си­вые одежды руби­щем, объ­еде­ние воз­дер­жа­нием от изли­ше­ства в пище. Стра­сти дер­жатся одна за другую, как звенья в цепи.

Мыс­лен­ный блуд

О блуде в Свя­щен­ном Писа­нии

В Ветхом Завете 7‑я запо­ведь Мои­се­ева дека­лога – «не пре­лю­бо­дей­ствуй» (см. Исх.20:14 ; Втор.5:18 ) – не про­во­дит четкой гра­ницы между поня­ти­ями пре­лю­бо­де­я­ния и блуда, поэтому эта запо­ведь отно­сится ко всем слу­чаям нару­ше­ния поло­вой морали.

В Новом Завете при­сут­ствуют гораздо более стро­гие поня­тия о цело­муд­рии, об отно­ше­нии к телу, соот­вет­ству­ю­щие открыв­ше­муся высо­чай­шему пред­на­зна­че­нию чело­века – еди­не­нию с Богом: тело же не для блуда, но для Гос­пода, и Гос­подь для тела ( 1Кор.6:13 ). Апо­стол Павел назы­вает тело храмом живу­щего в хри­сти­а­нах Свя­того Духа (см. 1Кор.6:19 ) и про­ти­во­по­став­ляет образ жизни греш­ника, ста­но­вя­ще­гося одним телом с блуд­ни­цей, соеди­не­нию веру­ю­щего с Телом Христа – Его Цер­ко­вью (см. 1Кор.6:15-17 ).

Хри­стос обра­щает вни­ма­ние на то, что пре­лю­бо­де­я­ние (как и блуд) совер­ша­ется прежде всего в сердце чело­века, т.е. в мысли и чув­стве: Kто смот­рит на жен­щину с вожде­ле­нием, уже пре­лю­бо­дей­ство­вал с нею в сердце своем ( Мф.5:28 ). Любо­де­я­ние ука­зы­ва­ется Хри­стом в числе злых помыс­лов, исхо­дя­щих из сердца и осквер­ня­ю­щих чело­века (см. Мф.15:19 ; Мк.7:21 ), цело­муд­рие же апо­стол Павел назы­вает Божиим освя­ще­нием хри­стиан (см. 1Сол.4:3-5 ). Поэтому блуд и всякая нечи­стота не должны даже име­но­ваться у хри­стиан, как при­лично святым ( Еф.5:3 ). В связи с этим опре­де­ля­ется участь блуд­ни­ков и пре­лю­бо­деев, кото­рые Цар­ства Божия не насле­дуют ( 1Кор.6:9-10 ; ср.: Откр.22:15 ), ибо блуд рас­тле­вает душу и тело, охла­ждает чело­века в его стрем­ле­нии к Богу, раз­лу­чает с Богом.

Вместе с тем при­шед­ший при­звать греш­ни­ков к пока­я­нию ( Мф.9:13 ), давший каж­дому чело­веку воз­мож­ность очи­ститься от грехов, Гос­подь пока­зы­вает пример милу­ю­щего отно­ше­ния к пад­шему чело­веку. Обли­чая гор­дыню и лице­ме­рие обви­ни­те­лей, Хри­стос гово­рит при­ве­ден­ной к Нему блуд­нице: Иди и впредь не греши ( Ин.8:3-11 ). Рас­ка­яв­ши­еся блуд­ницы, кото­рым Гос­подь обе­щает лучшую участь, нежели пер­во­свя­щен­ни­кам (см. Мф.21:31 ), стали вер­ными Его уче­ни­цами.

Борьба с блудом в аске­ти­че­ской прак­тике Церкви

Блуд пред­стает как одна из основ­ных стра­стей в аске­ти­че­ском учении Церкви. Наряду с чре­во­уго­дием блуд отно­сится к плот­ским стра­стям, т.е. стра­стям, свя­зан­ным с потреб­но­стями тела. Апо­стол Павел и святые отцы особо под­чер­ки­вают, что всякий грех совер­ша­ется вне тела, а блуд­ник грешит против соб­ствен­ного тела ( 1Кор.6:18 ). Блуд­ная страсть есть резуль­тат посто­ян­ного согла­ше­ния с блуд­ными помыс­лами и раз­ви­тие навыка к блу­до­де­я­нию, пси­хо­фи­зи­че­ская потреб­ность в нем.

Аске­тика тесно свя­зы­вает блуд с похо­тью. Под похо­тью пони­ма­ется не поло­вое жела­ние как тако­вое, ибо оно дано чело­веку в браке как сила при­тя­же­ния соеди­ня­ю­щихся, а иска­же­ние отно­ше­ний полов в резуль­тате гре­хо­па­де­ния, свя­зан­ное с эго­из­мом, жаждой власти: виде­ние в другом чело­веке лишь объ­екта для удо­вле­тво­ре­ния.

Блуд, как и любая другая страсть, побеж­да­ется сми­ре­нием, доб­ро­де­тель­ной жизнью по Божиим запо­ве­дям, рас­кры­тием себя для дей­ствия Божией бла­го­дати через Таин­ства Церкви. Душевно-телес­ная при­рода блуда пред­по­ла­гает особые сред­ства прак­ти­че­ской борьбы с ним. Для победы над блуд­ной стра­стью полезны воз­дер­жа­ние, уеди­не­ние, без­мол­вие. Согре­шив­шему чело­веку Гос­подь дает время на пока­я­ние. Цер­ков­ная дис­ци­пли­нар­ная прак­тика соеди­нила вет­хо­за­вет­ную нетер­пи­мость к блуду с пас­тыр­ской любов­ной забо­той о греш­нике. Kано­ни­че­ское право отли­чает блуд от пре­лю­бо­де­я­ния, нака­за­ния за кото­рое вдвое строже, чем за блуд.

Цер­ков­ные каноны о блуд­ном грехе

Миря­нин за блуд отлу­ча­ется от при­ча­ще­ния на 7 или на 9 лет по пра­ви­лам Васи­лия Вели­кого или Гри­го­рия Нис­ского, но срок епи­ти­мии может быть сокра­щен. Kли­рики, впав­шие в блуд, извер­га­ются из сана, но не лиша­ются при­ча­стия, т.к. за одно пре­ступ­ле­ние не воз­ла­га­ется двой­ное нака­за­ние. На прак­тике при при­ме­не­нии кано­нов Цер­ковь учи­ты­вает кон­крет­ную духовно-исто­ри­че­скую обста­новку.

Явля­ется ли блудом брак без вен­ча­ния?

Цер­ковь отно­сится с ува­же­нием к браку, заклю­чен­ному в соот­вет­ствии с дей­ству­ю­щим зако­но­да­тель­ством госу­дар­ства, не считая его блудом, но в отсут­ствие цер­ков­ного вен­ча­ния при­знает его духовно несо­вер­шен­ным.

О борьбе с блуд­ной стра­стью.

Борьба с блуд­ной стра­стью – это, прежде всего, трез­ве­ние ума и сердца, то есть свое­вре­мен­ное обна­ру­же­ние и немед­лен­ное отсе­че­ние нечи­стого помысла (образа), что воз­можно лишь в свете посто­ян­ной молитвы; обра­ще­ние гнева против нечи­стых помыс­лов (обра­зов); посто­ян­ный труд, испо­ведь и откры­тие помыс­лов своему духов­ному отцу, настав­нику; борьба с чре­во­уго­дием, скром­ность в одежде и пове­де­нии, неосуж­де­ние, мол­ча­ние и разум­ное уеди­не­ние во время осо­бенно силь­ных напа­де­ний блуд­ного духа и, глав­ное, нели­це­мер­ное, глу­бо­кое сми­ре­ние. Святые Отцы гово­рят: «Цело­муд­рие – сово­куп­ность всех доб­ро­де­те­лей».

Как испо­ве­до­вать блуд­ные грехи?

Пре­по­доб­ный Мака­рий Оптин­ский давал такую реко­мен­да­цию: «Каса­тельно же того, что вы затруд­ня­е­тесь ска­зать духов­нику о неко­то­рых пред­ме­тах, скажу вам: мыс­лен­ные при­ра­же­ния страст­ных плот­ских помыс­лов не изъ­яс­няйте подробно, а просто гово­рите: «побеж­да­юсь плот­скими помыс­лами»; довольно и сего».

«Телес­ное вожде­ле­ние увя­дает от испо­веди более, чем от поста и бдения», — писал свя­ти­тель Игна­тий (Брян­ча­ни­нов). Если же согла­сие с помыс­лом выра­зи­лось уже в каком-либо дей­ствии, то опять же стыд не должен стать пре­пят­ствием к испо­веди, напро­тив, пере­жи­ва­ние этого стыда можно назвать нача­лом вра­че­ва­ния. Есть выска­зы­ва­ние, что « блуд­ные грехи стыдом сго­рают ».

Блуд­ные грехи испо­ве­дуют без подроб­но­стей, только назы­вая их. Напри­мер: согрешил(а) блудом (пре­лю­бо­де­я­нием, поло­выми извра­ще­ни­ями, она­низ­мом, блуд­ными помыс­лами…).

Почему интим­ные отно­ше­ния вне брака – грех, а в браке бла­го­сло­венны?

иеро­мо­нах Мака­рий (Маркиш):

Поло­вая бли­зость ничем не гре­ховна, когда муж­чина и жен­щина нахо­дятся в опре­де­лен­ном состо­я­нии – в браке. Когда же поло­вая бли­зость ста­но­вится над­ру­га­тель­ством над браком, нынеш­ним или буду­щим, раз­ру­ше­нием и гибе­лью брака и лич­но­сти, – тогда она, разу­ме­ется, гре­ховна.

Брак, создан­ный и бла­го­сло­вен­ный Гос­по­дом, служит для взра­щи­ва­ния и умно­же­ния любви между людьми. Но люди, к сожа­ле­нию, зло­упо­треб­ляют полу­чен­ными дарами – и от этого неис­чис­ли­мые скорби. Возь­мите пример: пусть у вас есть авто­мо­биль. Если он ваш – пре­красно, он при­не­сет вам радость и пользу. А если вы его угнали – в точ­но­сти такой же авто­мо­биль, только не ваш, а кра­де­ный – от него одно зло, вы поне­сете нака­за­ние по заслу­гам. Поло­вая бли­зость без брака – кра­де­ная.

игумен Петр Меще­ри­нов:

Чем стра­шен блуд, можно отве­тить только с рели­ги­оз­ной точки зрения; со всех осталь­ных пози­ций всегда будет воз­мож­ность контр­ар­гу­мен­тов.

С рели­ги­оз­ной же т.зр. ответ таков: блуд изго­няет из сердца чело­века Свя­того Духа. Блуд­ная нечи­стота и Дух Святой сосу­ще­ство­вать не могут: или одно, или другое. А ничего более страш­ного для чело­века, чем остаться вне Бога, нет (соб­ственно, ад – и есть суще­ство­ва­ние без Бога). Хри­стос обра­тил на это особое вни­ма­ние, сказав, что кто только лишь воз­зрит на жен­щину с вожде­ле­нием…, и т.д.

Тут же воз­ни­кают два след­ствен­ных вопроса:

Потому что так устроен духов­ный мир. Бог так устроил, нра­вится нам это, или нет. Это всё равно, что если чело­век выйдет из окна 15 этажа, он упадёт вниз и разо­бьётся – таковы законы мира, в кото­ром мы живём; и с ними нера­зумно не счи­таться.

2) А как же брак? ведь те же самые плот­ские отно­ше­ния, кото­рые вне брака счи­та­ются столь боль­шим грехом, в браке законны и не гре­ховны?

В браке плот­ские отно­ше­ния явля­ются всего лишь завер­ше­нием уже име­ю­щихся духов­ных и душев­ных связей (а у хри­стиан ещё и Таин­ства Брака). Поэтому они – «на своём месте»; и только в браке они встро­ены в тво­ре­ние, кото­рое «хорошо весьма»; вне брака они попи­рают Божий замысл о мире и чело­веке.

«Блуд – не под­го­товка к браку, а состо­я­ние, ему про­ти­во­по­лож­ное», – опре­де­лил свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст.

«Недавно пришел один монах ко мне в келью.
– Старче, хочу жен­щину.
– Что съест­ное есть у тебя в келье?
– Только хлеб.
– Неси сюда.
Через три дня снова пришел монах.
– Что хочешь: жен­щину или хлеба?
– Хле­бушка, отче.
– Возьми и научись сам сми­рять свою плоть и не захо­чешь блуда».
Из книги «Бого­любцы: рас­сказы о подвиж­ни­ках бла­го­че­стия совре­мен­ной Греции, мона­хах и миря­нах».

Источник

Почему блуд – это грех?

Цер­ковь счи­тает блуд смерт­ным грехом, а совре­мен­ное обще­ство счи­тает бес­по­ря­доч­ные связи есте­ствен­ными и даже изыс­кан­ными, на дев­ствен­ность же смот­рит с насмеш­кой. Так было и в антич­ной Алек­сан­дрии, из кото­рой про­ис­хо­дила Мария Еги­пет­ская — блуд­ница, став­шая образ­цом пока­я­ния. Нака­нуне дня ее памяти, 14 апреля, о стра­сти блуда рас­ска­зы­вает про­то­и­е­рей Сергий Прав­до­лю­бов.

Не думай низ­ло­жить беса блуда воз­ра­же­ни­ями и дока­за­тель­ствами;
ибо он имеет многие убе­ди­тель­ные оправ­да­ния,
как вою­ю­щий против нас с помо­щию нашего есте­ства.
прп. Иоанн Лествич­ник

Дев­ствен­ность — сего­дня это слово звучит крайне непри­лично, почти как руга­тель­ство. Трудно найти хри­сти­ан­скую доб­ро­де­тель, кото­рая была бы более осме­яна совре­мен­ным обще­ством, чем цело­муд­рен­ное хра­не­ние себя до брака. Почему Цер­ковь про­дол­жает стоять на своем, и утвер­ждать, что супру­же­ские отно­ше­ния между двумя людьми не должны начи­наться до брака. Почему блуд — это смерт­ный грех? Как блуд дей­ствует на чело­века, что дает ему и чего лишает? Объ­яс­няет насто­я­тель храма Живо­на­чаль­ной Троицы в Тро­иц­ком-Голе­ни­щеве, магистр бого­сло­вия, про­то­и­е­рей Сергий Прав­до­лю­бов:

— Апо­стол Павел гово­рит: “Могу ли я отдать свои члены, кото­рые явля­ются и чле­нами Хри­сто­выми, блуд­нице?” Когда я при­ча­ща­юсь Тела и Крови Хри­сто­вых, я ста­нов­люсь так же участ­ни­ком и членом тела Цер­ков­ного и даже тела Хри­стова. «Отдам ли блуд­нице? Да не будет!», — гово­рил апо­стол Павел. Это очень важные слова. Этот запрет под­твер­жда­ется прак­ти­кой.

Когда видим перед собой блуд­ницу, смот­рим на нее, нам страшно ста­но­вится, причем от воз­раста чело­века это не зави­сит. Чело­век может быть совсем моло­дой. Я видел одну такую, при­шед­шую к нам на службу на при­ходе, ей было всего лет 20. Она была вся как будто выжжен­ная изнутри, как будто внутри у нее ничего нет, и это было очень-очень страшно.

В юности лично я тоже зада­вался вопро­сом, а какой в этом грех? Как мне объ­яс­нили неко­то­рые батюшки, чело­век, соеди­ня­ю­щийся с про­ти­во­по­лож­ным полом, обра­зует такое таин­ствен­ное един­ство, кото­рое пока нельзя объ­яс­нить раци­о­нально и научно. Чело­век соеди­ня­ется с другим в полном смысле этого слова. Он срас­та­ется с ним какими-то такими нитями и такими физи­че­скими и духов­ными свя­зями, что когда он уходит, то раз­ры­вает себя и раз­ру­шает эту связь. Я не говорю о душе, это очень высо­кая мате­рия. Но даже на пси­хо­фи­зио­ло­ги­че­ском уровне чело­век тер­за­ется, рушится, рас­сы­па­ется изнутри так, что на чело­века после этого страшно смот­реть.

Вот он вроде сим­па­тич­ный, хорошо гово­рит, а как откроет рот, скажет, и у него изнутри раз­да­ется что-то адское, и он сам как сго­рев­ший. Я эту жен­щину увидал года два спустя после того, как она в первый раз пришла. Она сумела выйти из этого состо­я­ния, при­не­сти под­лин­ное пока­я­ние, вышла замуж, и лицо у нее стало нор­маль­ным. Это редкое исклю­че­ние. Кто-то за нее сильно молился! Мы знаем, что обычно у людей, кото­рые зани­ма­ются блудом, воз­ни­кает страш­ная зави­си­мость от этого. От этого нельзя уйти, это затя­ги­вает, и чело­век посте­пенно внут­ренне, а потом и физи­че­ски уми­рает.

Хочу обра­тить ваше вни­ма­ние, что пре­по­доб­ный Мака­рий Еги­пет­ский в первом томе Доб­ро­то­лю­бия нас всех пре­ду­пре­ждает: «Ни в коем случае никого нико­гда не осуж­дайте, даже явную блуд­ницу. Ибо Бог может и ее спасти и при­ве­сти в пер­во­на­чаль­ное состо­я­ние».

— А неко­то­рые гово­рят «я погу­ляю, нагу­ля­юсь, а потом уже женюсь»?

— Эти люди живут, не чуя под собою страны. Я цити­рую не в поли­ти­че­ском смысле, а в духов­ном. Они не раз­ли­чают и не пони­мают. Для меня это тоже была загадка. Я вырос в цер­ков­ной семье. И у меня отец был свя­щен­ни­ком. Но я не мог понять – в чем же загадка? Почему душа имеет какое-то очень важное и необъ­яс­ни­мое соеди­не­ние с поло­вым устрой­ством чело­века? С какой стати? Почему так Бог устроил?

Я думаю, Бог устроил вся добро зело. Но вы знаете, вообще-то видно, что чело­век, кото­рый не пору­шил свою дев­ствен­ность, весь как будто све­тится. Девушки, кото­рые не поте­ряли свою дев­ствен­ность, напол­нены и духов­ным и душев­ным каким-то особым состо­я­нием, кото­рое не гаснет. Это у них про­хо­дит после вне­зап­ной потери дев­ствен­но­сти вне хри­сти­ан­ского брака.

Я это видел одна­жды в одной биб­лио­теке. В одну неделю я пришел, девушка пор­хала как птичка изу­ми­тель­ной кра­соты и вся све­ти­лась. Через неделю пришел в тот же зал — девушка та же, пор­хает так же, но света нет. И кольца на руке нет. Это было так скорбно и так больно. Она по при­вычке пор­хает, а света-то нет, лег­ко­сти нет. Пти­це­кры­лость ушла, она стала как все, пере­стала све­титься этим особым небес­ным и боже­ствен­ным огнем, кото­рый зало­жен в душу каж­дого чело­века. В чем загадка? Мы просто не знаем.

Гос­подь дает запо­ведь «не блу­дить» по прин­ципу «чер­ного ящика», это поня­тие из кибер­не­тики — «не делай этого». Если спро­сить «Гос­поди, пожа­луй­ста, объ­ясни мне, почему нельзя нару­шать свою дев­ствен­ность и до брака всту­пать в отно­ше­ния?» Гос­подь посмот­рит на меня вни­ма­тельно и скажет: «Доро­гой Мой, я могу объ­яс­нить».

Мне сразу вспо­ми­на­ется учеб­ник по Microsoft Word — стра­ниц 900 или 1200. Я прочел и ничего не понял, при­шлось пере­чи­ты­вать. Гос­подь скажет — вот тебе поме­ще­ние в шесть метров высо­той и там до потолка сло­жены инструк­ции и учеб­ники, объ­яс­ня­ю­щие пси­хо­фи­зио­ло­ги­че­скую и духов­ную меха­нику про­цесса — почему нельзя блу­дить. На чтение этих инструк­ций потре­бу­ется 300 или 400 лет. Если хочешь — попро­буй. Я отвечу «Гос­поди, я не про­живу так долго». А Он отве­тит: «Так поверь тогда Мне. Не делай. Не пре­лю­бо­дей­ствуй! Почему? Ты не пой­мешь, жизни не хватит». Ангелы пони­мают, а ты ничего не пони­ма­ешь. Поверь Богу и не греши — вот как можно образно ска­зать по этому поводу.

— Почему в обще­стве блуд не счи­та­ется предо­су­ди­тель­ным и широко рас­про­стра­нен, в том числе и в про­из­ве­де­ниях искус­ства. Редко какая книга бывает без постель­ных сцен.

— Вы зада­ете совер­шенно стран­ный вопрос, как будто вы не живете в ХХI веке. Чему вы удив­ля­е­тесь? Идет колос­саль­ный и очень быст­рый распад чело­ве­че­ства, распад куль­туры. Распад так стра­шен, что это не опи­шешь, опять пона­до­бится ком­ната запол­нен­ная тек­стами.

Не обя­за­тельно даже обра­щаться к доре­во­лю­ци­он­ной эпохе, чтобы уви­деть этот распад. Этот про­цесс наблю­да­ется даже в тече­ние жизни одного поко­ле­ния. Я вижу, какие были мои одно­класс­ники, и какие сейчас манеры в школах.

Гово­рят, что до 9 класса не дожи­вает ни одна девушка без того, чтобы не раз­ру­шить свою дев­ствен­ность. Еще мои одно­класс­ники, а я выпу­стился в 1967 году, были более цело­муд­рен­ными. А в 1958 году видный моло­дой чело­век, буду­щий лау­реат Нобе­лев­ской премии, буду­щий зна­ме­ни­тый писа­тель Габ­ри­эль Гарсия Маркес при­ез­жал на Фести­валь моло­дежи и сту­ден­тов в Москве. И оста­вил такое вос­по­ми­на­ние: “Что это такое, почему такие стран­ные девушки в России? С ней зна­ко­мишься, а она ни в коем случае не раз­ре­шает общаться с собой как муж с женой. Откуда они такие взя­лись?” Еще в 58 году такие были девушки, кото­рых даже буду­щий лау­реат Нобе­лев­ской премии не мог соблаз­нить.

И сейчас есть такие, но уже очень мало, и скорее всего в дерев­нях и про­вин­ции. Дай им Бог, чтобы они были геро­ями и были муже­ственны в этом вопросе.

Более того, свт. Игна­тий Брян­ча­ни­нов напи­сал, а о. Иоанн Кре­стьян­кин неустанно повто­рял: “Не думай, чело­век, что ты своей греш­ной рукой оста­но­вишь распад и при­бли­же­ние чело­ве­че­ства к концу”. Пытайся сохра­нить себя и своих детей и внуков.

Очень жалко, что люди не заду­мы­ва­ются и не задают себе вопрос – а почему? Почему моя дочь или внучка растет, и мне не все равно, – будет ли она к окон­ча­нию школы дев­ствен­ни­цей или нет? Я‑то пони­маю — почему. А почему все вокруг не пони­мают, не пере­жи­вают из-за этого? Они совсем отучи­лись от гля­де­ния на небо? Чело­век пря­мо­хо­дя­щий смот­рит на небо — так Бог устроил.

А мы только в землю смот­рим, как свиньи в “Одис­сее” Гомера. Здесь нечего спра­ши­вать, здесь все ясно и просто. И мы не удер­жим мир нико­гда. Мы просто уго­ва­ри­ваем наших веру­ю­щих, детей и внуков наших при­хо­жан: не делайте этого. Как Гос­подь хоть и может объ­яс­нить, но чело­век не сможет понять, так и мы гово­рим — Не теряй своей дев­ствен­но­сти, не пре­лю­бо­дей­ствуй! Гос­подь сказал, давайте выпол­няйте. Чтобы понять — 300 лет потре­бу­ется, у нас нет столько вре­мени.

— Зна­ко­мая хочет послу­шать Бога, даже испо­ве­да­лась в своем блуде, при­ча­ща­лась. Но она все равно знает, что будет блу­дить. Она гово­рит: «Я очень хочу выйти замуж, мне уже за 30, а сейчас никто не согла­сится со мной встре­чаться, если я не буду с ним спать. Без этого я мужа не найду». Что ей ска­зать?

«Какой мерой меря­ете — такой будет отме­рено вам». Если она скажет: «А я при­дер­жи­ва­юсь хри­сти­ан­ских воз­зре­ний — до брака я не имею права нару­шить свое дев­ство. Как хотите, так меня и при­ни­майте», — я думаю, чело­век умный вце­пится в нее и не отпу­стит нико­гда.

В 1970‑е годы я, изучая немец­кий язык, читал вос­крес­ное при­ло­же­ние к бер­лин­ской газете Wochenpost. Там был раздел объ­яв­ле­ний, я для тре­ни­ровки все их читал. И я с удив­ле­нием и вос­тор­гом прочел малень­кое объ­яв­ле­ние мелким шриф­том, в кото­ром немец­кий моло­дой чело­век пишет: «Я ищу девушку с хри­сти­ан­ским миро­воз­зре­нием для созда­ния семьи».

Вот! Пускай она скажет, что она хри­сти­анка, что она веру­ю­щая. За нее уце­пятся и на руках будут носить — это еще сохра­ни­лось в рус­ском народе. Это поймут. А если буду­щий муж не хочет этого понять, а хочет блу­дить направо и налево, такой муж никому не нужен. И ей тоже не нужен — с таким мужем не будет ни семьи, ни сча­стья. Пусть из дет­ского дома ребенка возь­мет.

Блуд – это кнопка само­уни­что­же­ния

— Чтение жития Марии Еги­пет­ской, как каза­лось бы, давно должно было всем надо­есть. До смерти. Но мы каждый год слу­шаем и слу­шаем как бы заново. Мы за целый год изме­ни­лись. А за семь лет, гово­рят, все клетки меня­ются. Мы уже другие. Так многие люди по нескольку раз в жизни пере­чи­ты­вают клас­си­че­ские книги. Они про­чи­ты­вают их новыми гла­зами, своей новой изме­нив­шейся лич­но­стью.

И это чтение жития — чудом сохра­нив­шийся пласт глу­бо­кой древ­ней куль­туры и Устав­ных чтений. Они нас фор­ми­руют, учат слезы про­ли­вать, радо­ваться осво­бож­де­нию Марии Еги­пет­ской в тяже­лых, жутких усло­виях — в пустыне ката­лась по земле. Но она смогла это сде­лать. Так и мы должны усто­ять — мыслью даже не гре­шить. Она дис­ци­пли­ни­рует всех нас, под­дер­жи­вает всех нас.

И поэтому мы и читаем про нее каждый год. И помоги нам, Гос­поди, молит­вами пре­по­доб­ной Марии Еги­пет­ской, удер­жать то, что у нас есть. И нашим детям и внукам помоги. Иначе мы сами себя не только окра­дем, но и уни­что­жим. Потеря дев­ствен­но­сти вне брака — это кнопка само­уни­что­же­ния. Когда ракета падает, чтобы она никого не задела, на ней запус­кают меха­низм само­уни­что­же­ния. Запус­кать такой меха­низм у себя ни в коем случае нельзя.

Если бы люди это поняли, если бы наука это под­твер­дила, от блуда бы бегали как от огня. И я думаю, со вре­ме­нем люди поймут, как это страшно, если раньше не насту­пит Конец света. Помоги, Гос­поди, чтобы люди поняли.

Кстати, в хри­сти­ан­ском браке, когда вен­ча­ние совер­шится, дев­ствен­ность нару­ша­ется. А свет не уходит! Вот пара­докс, вот чудо. Веру­ю­щие, верные друг-другу люди сохра­няют лег­кость и юно­ше­скую свет­лость, радость, весе­лье до конца своей жизни. Это чудо — боль­шая радость, но мало кто его заме­чает. А оно стоит того, чтобы об этом поду­мать и сде­лать если не науч­ные, то обще­че­ло­ве­че­ские выводы для самих себя и своих близ­ких.

Источник

О блудной страсти

Из наследия Оптинских старцев

что такое грех блуда. Смотреть фото что такое грех блуда. Смотреть картинку что такое грех блуда. Картинка про что такое грех блуда. Фото что такое грех блуда
Мытарство блуда

Люди, живущие в миру, не дают обетов безбрачия, но и для них опасна блудная брань: внебрачные отношения, супружеские измены, услаждение блудными мечтаниями и зрелищами. Оптинские старцы хорошо знали о коварстве и силе блудной страсти и учили бороться с ней.

Различие в согласии помыслов и преклонении воли

Преподобный Макарий наставлял, что плотской брани избежать невозможно, но надобно иметь различие:

«Не чувствовать брани невозможно, но надобно иметь различие – в согласии помыслов и преклонении воли».

Причина блудной брани

Преподобный Макарий объяснял, что, кроме естественных причин, причиной блудной брани бывает гордость:

«Победу приписывай помощи Божией; а побуждению причина бывает гордость, которой часто и не заметишь за собою».

О том, что помыслы блуда часто следуют за помыслами тщеславия и возношения, говорили все Оптинские старцы.

Преподобный Амвросий писал:

«После тщеславия всегда следуют помыслы блуда и возношения».

«Ты очень побеждаешься тщеславием, потому и попустил Господь такую сильную брань. Ты горда, тщеславна, завистлива, осудлива, всем этим укрепляется сладострастие, и до тех пор, пока не смиришься, брань не может уменьшиться. При этой сильной брани ты гордишься так – что же бы было, если бы ты была свободна? И рукой бы не достать тебя!»

Преподобный Анатолий (Зерцалов) учил:

«Блудный помысл и боязнь попускаются за гордость нашу».

Как бороться с блудной страстью

Преподобный Макарий в письме к духовному чаду наставлял:

«Ты жалуешься на брань, коей помогают окружающие тебя предметы, и просишь моего наставления. Что я тебе реку и что возглаголю?

Токмо то: прибегай ко Господу, могущему сохранить тебя в пещи сего пламени неопалимым, как сохранил в вавилонской пещи трех отроков и Даниила в рове львином. Имей благое произволение к сохранению светильника чистоты от ветров духов лукавствия. Предлагай пред Господом свою немощь, как учат нас святые отцы: “Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь” (Пс. 6: 3). Отдаляй от себя, елико в твоей силе, предметы, возбуждающие в тебе брань.

Призывай и Пречистую нашу Заступницу Матерь Божию, сильную и скорую Помощницу в бедах сущим; такожде Фомаиду мученицу, Иоанна Многострадального, Моисея Угрина и прочих, на плоть воевавших и победивших оную. Читай в отеческих книгах о сей брани: святого Иоанна Лествичника слово 15, святого Кассиана Римлянина, Нила Сорского и прочих, и Господь поможет тебе».

Преподобный Амвросий учил правильно молиться при нападении блудных помыслов:

«Молись так: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешную…” Ударяй на слово “грешную”… Вспоминай грехи, которыми оскорбляла Господа, и смиряйся. Если смириться не можешь, а “добродетели” лезут на ум, говори так: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешную. О, раба непотребная! Зри блуд твой и прежние твои блудные путаницы!” И сейчас же опять: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную”».

Старец напоминал о силе крестного знамения:

«Крестись чаще, как только возможно. Делая крестное знамение, помни и чувствуй, что ты ограждаешься силою Распятого. Когда сидишь в келье одна, крестись постоянно; имея руки свободными, в особенности изображай на себе крестное знамение. По временам оставь дело, положи несколько поклонов и опять принимайся за дело. Крестись иногда и при других; если спросят: зачем? – скажи: “Так вздумалось”».

Преподобный Амвросий также предупреждал:

«Остерегайся осязания… оно возбуждает страсть и непристойные движения, нехорошо и очень вредно…»

Преподобный Анатолий (Зерцалов) учил:

«Укоряй себя и старайся не глядеть на соблазняющего – и минует искушение».

«От блудных помыслов средства: смирение, самоукорение, воздержание, а паче всего – любовь к ближним: слабым, немощным, больным, плененным страстями сестрам».

Преподобный Иосиф наставлял удерживаться от насмешек и нечистых помыслов:

«Нечистые помыслы и воображения бывают от мечтаний. От шуток и насмешек тоже удерживайся – и от них страсти восстают».

Преподобный Варсонофий учил читать против блудных помыслов 90-й псалом:

«90-й псалом “Живый в помощи Вышняго” полезно читать три раза в день: утром, в полдень и вечером. В полдень на человека особенно нападает блудный бес, этот же псалом далеко отгоняет его прочь».

Чистота возвращается покаянием

Преподобный Никон напоминал о том, что чистота возвращается покаянием: Господу всё возможно:

«…Здесь уже не язва, не болезнь, это не струп, а весь человек поражен болезнью – грехом. Врач обыкновенный не может уже исцелить, а только Господь Своим прикосновением воскрешает: девица, возстани! И возвращается девство, как у Марии Египетской, у евангельской блудницы и у других… Господу все возможно».

Быть осторожным до самой смерти

Преподобный Лев на письмо своей духовной дочери о том, что она чувствует ослабление страстей, отвечал, что этот отдых от страстей подает благодать Божия по Божиему милосердию, а иначе едва ли кто смог бы соблюсти себя в непорочности:

«Всеобщий враг – диавол, свои брани и козни всегда применяя, обманывает и побеждает нас таковыми злохитрыми и коварными злоухищрениями; и вы не утверждайтесь в том, чтобы у вас вовсе угасла ярость и плотская страсть; но разве на некое время дан вам отлог для отдохновения.

И не враг сию ослабу преподает, но милосердием Божиим благодать Его невидимо, за молитвы отец и матерей, вспомоществует; ибо аще бы не Божия благодать невидимо защищала и подкрепляла, то едва бы кто возмог соблюсти в непорочности себя».

Преподобный Иосиф учил остерегаться блудной страсти и быть осторожным до самой смерти:

«Против блудной страсти надо быть осторожной даже до смерти, как пишут святые отцы».

Преподобные отцы наши, старцы Оптинские, молите Бога о нас, грешных!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *