что такое гражданский гуманизм

Гражданский гуманизм

Вы будете перенаправлены на Автор24

Зарождение гражданского гуманизма

Постепенно в среде гуманистов выделяются различные направления. Ведущую позицию занимает гражданский гуманизм. Его основатели – гуманисты из Флоренции Леонардо Бруни, Маттео Пальмиери, Аламанно Ринуччини. Особенность данного направления состоит в том, что они пропагандировали свободу и равенство людей, боролись за справедливость и республиканскую форму правления, особое значение придавали патриотизму и беззаветному служению Отечеству. Сторонники гражданского гуманизма проявляли интерес к социально-политической проблематике, рассматривая её в неразрывной связи с историей, педагогикой и этикой.

Леонардо Бруни

Основоположником гражданского гуманизма стал ученик Салютати итальянский историк Леонардо Бруни (годы жизни 1370 (1374)-1444). Прекрасно владея иностранными языками, Бруни переводил сочинения греческого учёного Аристотеля на латинский язык. Он прославился среди современников трудами по педагогике и этике. Его перу принадлежит «История флорентийского народа», основанная на документах. Это сочинение заложило основы ренессансной историографии.

Являясь сторонников республиканства, Бруни выражал интересы большей массы пополанства (торгово-ремесленных слоёв). По его требованию в конституцию Флорентийской республики вошли основные принципы гражданского гуманизма:

Леонардо Бруни понимал, что между фиксацией этих принципов в законе и реальной жизнью существует огромный разрыв. Преодолеть его можно лишь воспитав истинных граждан страны в духе патриотизма и высокой социальной активности. Развитие предложенной Бруни концепции занимался его последователь Пальмиери.

Готовые работы на аналогичную тему

Маттео Пальмиери

Соратник Бруни Маттео Пальмиери (годы жизни 1406-1475) прославился как гуманизм следующими работами:

Последние два произведения были написаны на вольгаре. Автор предлагает новое толкование понятия «справедливость». Пальмиери доказывал, что так как её носителем являются полноправные граждане, соответственно, справедливые законы должны защищать их интересы. Власть должна принадлежать средним слоям населения, а не аристократической верхушке. Для воспитания добродетели он предлагал использовать верное средство – труд. В своей поэме «Град жизни» гуманист описывал идеального гражданина: активного, образованного, верного своему отечеству.

Аламанно Ринуччини

Ещё один из отцов гражданского гуманизма – Аламанно Ринуччини (годы жизни 1426-1499). Он много лет отдал государственной службе, пока не оставил пост после конфликта с Лоренцо Медичи. Ринуччини критиковал методы управления республикой, которые применяло семейство Медичи, видя в них переход к тирании. Для борьбы с тиранией гуманист допускал все методы, даже вооружённого заговора.

Знаменитые произведения Ринуччини:

В них автор отстаивал истинность принципов гражданского гуманизма даже в условиях тирании Медичи. Высшей ценность морали Ринуччини считал политическую свободу, без которой, по его мнению, невозможно истинное счастье человека.

Источник

Гражданский гуманизм

Гражданский гуманизм — флорентийское направление ренессансного гуманизма рубежа XIV—XV веков, в котором проблемы этики тесно переплелись с социально-политической мыслью. Наметившись в трудах Салютати Колюччо, это направление обрело чёткие формы в творчестве Леонардо Бруни, Маттео Пальмиери, других гуманистов. Выдвинутые ими идеи получали широкий общественный резонанс не только во Флоренции, но и в Милане, Венеции, Риме.

Содержание

Основные принципы

Превосходство общественных интересов над личными

что такое гражданский гуманизм. Смотреть фото что такое гражданский гуманизм. Смотреть картинку что такое гражданский гуманизм. Картинка про что такое гражданский гуманизм. Фото что такое гражданский гуманизм

что такое гражданский гуманизм. Смотреть фото что такое гражданский гуманизм. Смотреть картинку что такое гражданский гуманизм. Картинка про что такое гражданский гуманизм. Фото что такое гражданский гуманизм

Леонардо Бруни Аретино (1374—1444) исходил из тезиса античной философии о человеке как существе общественном, наиболее полно раскрывающем себя во взаимодействии с другими людьми. Отсюда и особое внимание гуманиста к проблеме отношений индивида и общества. Бруни решает её однозначно: социальная гармония требует подчинения личного интереса общему благу. Наилучшим государственным устройством он считал республику, основанную на принципах свободы, равенства и справедливости. В повседневной политической практике они, по Бруни, утверждаются лишь тогда, когда все граждане уважают законы государства, а магистраты строго следят за их исполнением и пресекают своеволие отдельных могущественных лиц. Нравственное поведение индивида и различных социальных групп должно исходить из интересов общества в целом — таков лейтмотив этического учения Бруни, а позже и всего направления гражданского гуманизма.

Труд на благо общества

Идеи Бруни получили широкую разработку в творчестве Маттео Пальмиери (1406—1475), видного флорентийского гуманиста и политического деятеля. Основу этико-социальной доктрины Пальмьери составляют принципы служения общему благу и пользы для государства. Ради этого «каждый должен быть готов переносить трудности и подвергать себя опасности». Истинная добродетель, по мысли гуманиста, — труд во имя не только личного, но, что особенно важно, и общественного благосостояния. Всё способное к труду население должно быть занято полезной деятельностью, причём налоги не должны стать разорительными, ведь частные богатства, как считает Пальмиери, — залог благосостояния всего общества. Пальмиери, как и многие гуманисты того времени, не осуждает накопительство — лишь бы оно совершалось «чистыми руками». Богатство, на его взгляд, даёт возможность широкого проявления гражданских добродетелей — мужества, великодушия, щедрости, патриотизма. Отрицая принципы аскетической этики и связанную с ней апологетику уединённой жизни, сосредоточенной на религиозном созерцании, Пальмиери восторженно пишет о благах цивилизации, о ценностях материальной и духовной культуры, созидаемых совместными усилиями всех людей. Активная деятельность человека-гражданина, наполненная трудом, творчеством и заботой об общем благе, по Пальмиери, является долгом каждого живущего в обществе.

Концепция гражданского гуманизма с энтузиазмом разрабатывалась во Флоренции в первой половине XV в. В неё внесли свой вклад видные гуманисты — Джанноццо Манетти, Поджо Браччолини, Донато Аччайуоли и другие. Она переживала некоторую трансформацию позже, в 70-80-е годы, в условиях тиранического режима Медичи.

Новый шаг в осмыслении светской этики гражданского гуманизма сделал видный государственный деятель Флоренции Аламанно Ринуччини (1426—1499) в «Диалоге о свободе» (1479). Этот страстный приверженец гражданского гуманизма поставил светскую этику в ещё более тесную взаимосвязь с проблемами устройства политической системы. Одним из центральных понятий в его сочинении стала свобода гражданина. Убеждённый республиканец, ярый противник тирании Медичи (за что и поплатился своей карьерой [1] ), Ринуччини рассматривал свободу как важнейшее и непременное условие нравственного совершенствования личности и общества. Равенство и справедливость, в трактовке которых он был близок к Бруни и Пальмиери, предстают в его этике как норма социальной жизни, невозможная в условиях нарушения демократической системы выборов в магистратуры и отсутствия гласности в обсуждении важных государственных дела. Отсюда и вывод Ринуччини, корректирующий нравственный идеал гражданского гуманизма: политическая несвобода резко сокращает возможность активной общественной жизни граждан, она ставит под сомнение сам принцип служения государству, если его олицетворяют тиран и его окружение. В таких условиях сохранить достоинство и порядочность можно лишь отстранившись от политической деятельности, уйдя в уединение творческого труда и именно им принося пользу обществу. Свобода в понимании гуманиста становится высшей моральной категорией, едва ли не главным благом, к которому должен стремиться каждый человек.

В гражданском гуманизме Флоренции сплелись воедино принципы светской этики и размышления о социально-политических порядках. Он утверждал не только ценность земной жизни, совершенствование которой зависело лишь от усилий самих людей, но и идеал волевой, энергичной, руководствующейся разумом личности, которая готова сознательно и ответственно участвовать в делах общества и государства.

История термина

Термин «гражданский гуманизм» ( civic humanism ) ввёл в употребление американский историк Ганс Барон ( Hans Baron [2] ). Первоначально, название Bürgerhumanismus появилось в 1925 в вышедшем в Германии критическом обзоре Барона в применении к особому периоду в истории Флорентинской республики XIV—XV вв. В последующих работах Барон конкретизировал термин «гражданский гуманизм» в попытке точнее описать синтез аполитичного гуманизма Петрарки с патриотическим умонастроением и демократическими гражданскими традициями Флоренции того времени. В англоязычную историографию термин вошёл в 1955 с работой Ганса Барона The Crisis of the Early Renaissance («Кризис раннего Возрождения») и благодаря трудам самого Барона, а также трудам другого известного специалиста Феликса Гильберта ( Felix Gilbert ) быстро получил широкое признание среди англоязычных историков, философов и искусствоведов.

Источник

Гражданский гуманизм

Категория: Раннее Возрождение и гуманизм в Италии XIV—XV вв.

В первой половине XV в. гуманизм превращается в широкое культурное движение. Центрами его становятся Флоренция (она сохраняет лидерство до конца столетия), Милан, Венеция, Неаполь, позже Феррара, Мантуя, Болонья. Возникают кружки гуманистов и частные школы, ставящие целью воспитание всесторонне развитой свободной личности. Гуманистов приглашают в университеты для чтения курсов по риторике, поэтике, философии. Им охотно предоставляют должности канцлеров, секретарей, дипломатов. Складывается особая социальная прослойка — гуманистическая интеллигенция, вокруг которой формируется научная и культурная среда, приобщенная к новой образованности. Быстро набирают силу и авторитет гуманитарные дисциплины. Широкое хождение получают рукописи античных авторов с комментариями гуманистов и их собственные сочинения. Происходит и идейная дифференциация гуманизма, в нем намечаются различные направления. Одним из ведущих направлений в первой половине XV в. был гражданский гуманизм, идеи которого развивали преимущественно флорентийские гуманисты — Леонардо Бруни, Маттео Пальмиери, а затем их младший современник Аламанно Ринуччини. Этому направлению был свойствен интерес к социально-политической проблематике, которая рассматривалась в тесной связи с этикой, историей, педагогикой. Принципы республиканизма, свободы, равенства и справедливости, служения обществу и патриотизма, характерные для гражданского гуманизма, вырастали на почве флорентийской действительности — в условиях пополанской демократии, которую во второй половине XV в. сменила тирания Медичи.

Основоположником гражданского гуманизма был Леонардо Бруни (1370 или 1374—1444), ученик Салютати, так же, как и он, канцлер Флорентийской республики. Прекрасный знаток древних языков, он переводил с греческого на латинский сочинения Аристотеля, написал ряд работ на моральные и педагогические темы, а также обширную, построенную на документах «Историю флорентийского народа», заложившую основы ренессансной историографии. Выражая настроения пополанства, Бруни отстаивал идеалы республиканизма — гражданские свободы, в том числе право избирать и быть избранным в магистратуры, равенство всех перед законом (он решительно осуждал олигархические поползновения магнатов), справедливость как моральную норму, которой в первую очередь должны руководствоваться магистраты. Эти принципы зафиксированы в конституции Флорентийской республики, но гуманист ясно осознает разрыв между ними и реальной действительностью. Путь к их воплощению в жизнь он видит в воспитании граждан в духе патриотизма, высокой социальной активности, подчинения личной выгоды общим интересам. Эта светская этико-политическая концепция получает развитие в творчестве младшего современника Бруни — Пальмиери.
Маттео Пальмиери (1406—1475) родился в семье аптекарей, получил образование в университете Флоренции и гуманистическом кружке, многие годы занимался политической деятельностью. Как гуманист прославился обширным сочинением «О гражданской жизни», поэмой «Град жизни» (оба произведения написаны на вольгаре), историческими работами («История Флоренции» и др.), публичными речами. В духе идей гражданского гуманизма он выдвинул толкование понятия «справедливость». Считая подлинным ее носителем народ (полноправных граждан), он настаивал на том, чтобы законы соответствовали интересам большинства. Политический идеал Пальмиери — пополанская республика, где власть принадлежит не только верхушке, но и средним слоям общества. Главным в воспитании добродетели он полагал обязательный для всех труд, оправдывал стремление к богатству, но допускал лишь честные методы накопительства. Цель педагогики он видел в воспитании идеального гражданина — образованного, активного в хозяйственной и политической жизни, патриота, верного долгу перед отечеством. В поэме «Град жизни» (она была осуждена церковью как еретическая) высказал мысль о несправедливости частной собственности, порождающей социальное неравенство и пороки.

Аламанно Ринуччини (1426—1499), выходец из знатной купеческой семьи Флоренции, многие годы отдал государственной службе, но был отстранен от нее в 1475 г. после конфликта с Лоренцо Медичи, фактическим правителем республики. В своих сочинениях («Диалог о свободе», «Речь на похоронах Маттео Пальмиери», «Исторические записки») отстаивал принципы гражданского гуманизма в условиях тирании Медичи, сводившей на нет республиканские свободы Флоренции. Политическую свободу Ринуччини возводил в ранг высшей моральной категории — без нее невозможно подлинное счастье людей, их нравственное совершенство, гражданская активность. В качестве протеста против тирании он допускал уход от политической деятельности и даже вооруженный заговор, оправдывая неудавшийся заговор Пацци против Медичи 1478 г.
Социально-политические и этические идеи гражданского гуманизма были ориентированы на ре-шение актуальных задач времени и имели широкий отзвук у современников. Выдвинутое гуманистами понимание свободы, равенства, справедливости находило подчас прямое выражение в речах высших магистратов и оказывало воздействие на политическую атмосферу Флоренции.

Источник

ГРАЖДАНСКИЙ ГУМАНИЗМ

Смотреть что такое «ГРАЖДАНСКИЙ ГУМАНИЗМ» в других словарях:

Гражданский гуманизм — Гражданский гуманизм флорентийское направление ренессансного гуманизма рубежа XIV XV веков, в котором проблемы этики тесно переплелись с социально политической мыслью. Наметившись в трудах Салютати Колюччо, это направление обрело чёткие… … Википедия

Гражданский гуманизм — направление общественной мысли периода Раннего Возрождения, связанное с активной разработкой социально полит, проблематики в тесной связи с этикой, историей, педагогикой. Лит.: Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век) / Под… … Средневековый мир в терминах, именах и названиях

ГУМАНИЗМ — (лат. humanus человечный) система мировоззрения, основу которого составляет защита достоинства и самоценности личности, ее свободы и права на счастье. Истоки современного Г. восходят к эпохе Возрождения (15 16 вв.), когда в Италии, азатем в… … Философская энциклопедия

Гуманизм — (от лат. humanus человеческий, человечный) мировоззрение эпохи Возрождения, идейное содержание ренессансной культуры, выразившееся в научных, литературных, филос, педагогич. и др. взглядах, которые ставили в центр мира человека. Родина г. Италия … Средневековый мир в терминах, именах и названиях

Ренессансный гуманизм — Ренессансный гуманизм, классический гуманизм европейское интеллектуальное движение, являющееся важным компонентом Ренессанса. Возникло во Флоренции в середине XIV века, существовало до середины XVI века; с конца XV века перешло в Германию,… … Википедия

Классический гуманизм — Фреска Рафаэля «Афинская школа», где рядом с Пифагором и Аристотелем изображены Леонардо и Браманте. Ренессансный гуманизм, классический гуманизм европейское интеллектуальное движение, являющееся важным компонентом Ренессанса. Возникло во… … Википедия

Бруни, Леонардо — Леонардо Бруни Leonardo Bruni Дата рождения … Википедия

Пальмиери, Маттео — Маттео Пальмиери (итал. Matteo Palmieri; 1406 1475) итальянский гуманист, родился в семье флорентийских аптекарей. Закончил Флорентийский университет. Известен как политический деятель. С 1432 по 1475 г. занимал во Флоренции более пятидесяти … Википедия

Бруни Леонардо — Леонардо Бруни Leonardo Bruni Дата рождения: 1370 Место рождения: Ареццо Дата смерти: 8 марта 1444 Место смерти: Флоренция Научная сфера … Википедия

Бруни Л. — Леонардо Бруни Leonardo Bruni Дата рождения: 1370 Место рождения: Ареццо Дата смерти: 8 марта 1444 Место смерти: Флоренция Научная сфера … Википедия

Источник

Что такое гражданский гуманизм

что такое гражданский гуманизм. Смотреть фото что такое гражданский гуманизм. Смотреть картинку что такое гражданский гуманизм. Картинка про что такое гражданский гуманизм. Фото что такое гражданский гуманизм

Гражданский гуманизм.. Итальянский ренессанс.

что такое гражданский гуманизм. Смотреть фото что такое гражданский гуманизм. Смотреть картинку что такое гражданский гуманизм. Картинка про что такое гражданский гуманизм. Фото что такое гражданский гуманизм

Гражданский гуманизм — флорентийское направление ренессансного гуманизма рубежа XIV—XV веков, в котором проблемы этики тесно переплелись с социально-политической мыслью. Наметившись в трудах Салютати Колюччо, это направление обрело чёткие формы в творчестве Леонардо Бруни, Маттео Пальмиери, других гуманистов. Выдвинутые ими идеи получали широкий общественный резонанс не только во Флоренции, но и в Милане, Венеции, Риме.

Превосходство общественных интересов над личными
Леонардо Бруни

Леонардо Бруни Аретино (1374—1444) исходил из тезиса античной философии о человеке как существе общественном, наиболее полно раскрывающем себя во взаимодействии с другими людьми. Отсюда и особое внимание гуманиста к проблеме отношений индивида и общества. Бруни решает её однозначно: социальная гармония требует подчинения личного интереса общему благу. Наилучшим государственным устройством он считал республику, основанную на принципах свободы, равенства и справедливости. В повседневной политической практике они, по Бруни, утверждаются лишь тогда, когда все граждане уважают законы государства, а магистраты строго следят за их исполнением и пресекают своеволие отдельных могущественных лиц. Нравственное поведение индивида и различных социальных групп должно исходить из интересов общества в целом — таков лейтмотив этического учения Бруни, а позже и всего направления гражданского гуманизма.

Труд на благо общества

Идеи Бруни получили широкую разработку в творчестве Маттео Пальмиери (1406—1475), видного флорентийского гуманиста и политического деятеля. Основу этико-социальной доктрины Пальмьери составляют принципы служения общему благу и пользы для государства. Ради этого «каждый должен быть готов переносить трудности и подвергать себя опасности». Истинная добродетель, по мысли гуманиста, — труд во имя не только личного, но, что особенно важно, и общественного благосостояния. Всё способное к труду население должно быть занято полезной деятельностью, причём налоги не должны стать разорительными, ведь частные богатства, как считает Пальмиери, — залог благосостояния всего общества. Пальмиери, как и многие гуманисты того времени, не осуждает накопительство — лишь бы оно совершалось «чистыми руками». Богатство, на его взгляд, даёт возможность широкого проявления гражданских добродетелей — мужества, великодушия, щедрости, патриотизма. Отрицая принципы аскетической этики и связанную с ней апологетику уединённой жизни, сосредоточенной на религиозном созерцании, Пальмиери восторженно пишет о благах цивилизации, о ценностях материальной и духовной культуры, созидаемых совместными усилиями всех людей. Активная деятельность человека-гражданина, наполненная трудом, творчеством и заботой об общем благе, по Пальмиери, является долгом каждого живущего в обществе.

Концепция гражданского гуманизма с энтузиазмом разрабатывалась во Флоренции в первой половине XV в. В неё внесли свой вклад видные гуманисты — Джанноццо Манетти, Поджо Браччолини, Донато Аччайуоли и другие. Она переживала некоторую трансформацию позже, в 70-80-е годы, в условиях тиранического режима Медичи.

Новый шаг в осмыслении светской этики гражданского гуманизма сделал видный государственный деятель Флоренции Аламанно Ринуччини (1426—1499) в «Диалоге о свободе» (1479). Этот страстный приверженец гражданского гуманизма поставил светскую этику в ещё более тесную взаимосвязь с проблемами устройства политической системы. Одним из центральных понятий в его сочинении стала свобода гражданина. Убеждённый республиканец, ярый противник тирании Медичи (за что и поплатился своей карьерой[1]), Ринуччини рассматривал свободу как важнейшее и непременное условие нравственного совершенствования личности и общества. Равенство и справедливость, в трактовке которых он был близок к Бруни и Пальмиери, предстают в его этике как норма социальной жизни, невозможная в условиях нарушения демократической системы выборов в магистратуры и отсутствия гласности в обсуждении важных государственных дела. Отсюда и вывод Ринуччини, корректирующий нравственный идеал гражданского гуманизма: политическая несвобода резко сокращает возможность активной общественной жизни граждан, она ставит под сомнение сам принцип служения государству, если его олицетворяют тиран и его окружение. В таких условиях сохранить достоинство и порядочность можно лишь отстранившись от политической деятельности, уйдя в уединение творческого труда и именно им принося пользу обществу. Свобода в понимании гуманиста становится высшей моральной категорией, едва ли не главным благом, к которому должен стремиться каждый человек.

В гражданском гуманизме Флоренции сплелись воедино принципы светской этики и размышления о социально-политических порядках. Он утверждал не только ценность земной жизни, совершенствование которой зависело лишь от усилий самих людей, но и идеал волевой, энергичной, руководствующейся разумом личности, которая готова сознательно и ответственно участвовать в делах общества и государства.
История термина

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *