что такое гран торино
Реликт, наполненный чувствами: Ford Gran Torino из одноименного фильма
Каждая эпоха оставляет после себя памятники. Реликты, свидетельствующие об ушедших временах. Штуки вроде скелетов динозавров или менгиров пещерных людей давным-давно утратили свою актуальность, и если бы не археологи, уже безвозвратно скрылись бы в земных недрах. Но есть вещи, которые не спешат покидать этот мир. Более того, всячески о себе напоминают. И я говорю не о коллекции марок, собранной в детстве, или об одежде, вышедшей из моды, которую можно запрятать подальше в шкаф. Речь пойдет совсем о другом. Об автомобиле, конечно. О Ford Gran Torino.
Короткая, но искрометная роль в комедии «Большой Лебовски» олицетворяла судьбу этого купе, незавидный финал пути, который оказался не так уж славен и долог. Но и Ford Torino досталась своя удача, о которой машина при любом удобном случае норовит рассказать. Вот и Клинт Иствуд не устоял, сняв в 2008 году фильм Gran Torino – историю грустную, но поучительную… Давайте почитаем?
Подоплека
Детройт 1968 года являл собой мекку автомобильной промышленности. В центре города находилась штаб-квартира General Motors, а в его пригородах располагались головные офисы Ford Motor Company и Chrysler. Обилие заводов крупных компаний, таких как Cadillac или Packard, давало работу и социальные гарантии тысячам людей. Детройтский автосалон тех лет был не просто очередной демонстрацией технологических достижений США – он имел для страны стратегическую важность. Должность топ-менеджера в одной из компаний Большой Тройки являлась пределом мечтаний для любого служащего, ведь упомянутый флагман автомобилестроения являлся истинным воплощением американской мечты. Словом, элитное войско «белых воротничков» имело над городом безграничную власть…
И все же, признаки упадка ощущались: в 50-ых население Детройта превышало 1 млн 800 тыс. человек, а в конце 60-ых количество граждан едва достигало 1,5 млн. Многие рабочие, добившись успеха, перевозили семьи в респектабельный пригород. Недвижимость «индустриальной столицы» обесценивалась, районы превращались в гетто для «цветных». На улицах процветал бандитизм. Недовольство граждан росло, то и дело выливаясь в стихийные беспорядки. И над всем этим возвышалась тройка башен-небоскребов GM, Ford и Chrysler, с вершин которых вице-президенты компаний рассеянно взирали на город. Каждый из них мог попытаться изменить установившийся ход вещей. Но никто ничего не сделал. Через 35 лет крупнейший промышленный центр Америки превратится в город-призрак…
Рождение легенды
Однако, в 1968 году автомобильные компании США еще могли себе позволить радоваться жизни. К примеру, Ford Motor Company обновил свой модельный ряд, представив публике «люксовую» версию полноразмерного авто Fairlane по имени Torino. Это название будущая модель получила в честь итальянского города Турина, считавшегося «вторым Детройтом».
В авто изначально были заложены все атрибуты, сформировавшие его агрессивный динамичный характер. На Ford Torino ставился более мощный двигатель «Cobra-Jet» объемом 7,0 литров. Автомобиль имел стильный кузов хардтоп и яркую расцветку. Такие машины в скором времени охарактеризовали как «muscle car». Они сочетали в себе спортивные ходовые качества и броский внешний вид, характеризовавший владельца как «плохого парня».
Ни для кого не секрет, что у FMC в большом почете было использование одних и тех же платформ для многих поколений различных автомобилей. Случай с Torino не стал исключением: модельный ряд Falcon-Mustang-Fairlane имел ту же колесную базу, что и новый задира с итальянским именем. Однако версия кузова «Sports Roof» («спортивная крыша»), любимая самим Генри Фордом младшим, вкупе с новым мотором показывали впечатляющие скоростные и аэродинамические результаты. А если учесть, что в новый автомобиль устанавливалась пружинная подвеска со стабилизаторами и полуэллиптическая задняя рессора, то вполне можно было понять мальчишек, готовых землю есть за ключи от Ford Torino… В 1968 году с конвейера сошли 172 тыс. единиц этой модели.
В начале 70-ых Torino стал флагманом в модельном ряду Ford среднего класса, и теперь уже Fairlane сделалась одной из его модификаций. В автомобиле были воплощены все передовые технологии своего времени, как-то: системы Detroit Locker и Traction Lock для включения и блокировки дифференциала ведущего моста (в «топовой» версии); важнейшая для гонщиков опция Ram Air была скорректирована под новую конструкцию капота. Так же модель имела восемь вариантов двигателя и стандартную трехступенчатую коробку передач, которая заменялась Cruise-O-Matic, или четырехступенчатым «автоматом». Кроме того, в список оснащения входили аккумулятор увеличенной мощности, новый гидроусилитель руля, дополнительное охлаждение и усилитель передних дисковых тормозов.
Интерьер Torino был не просто обновлен, а получил самобытную стилистику. По негласным законам среди автомобильных промышленников того времени, богатое, даже претенциозное оформление салона было обязательным пунктом. Тут и самый невзрачный «тарантас» получал виниловую обивку сидений да какие-нибудь фирменные побрякушки. Суть была не в престиже (хотя и не без того), а в простой арифметике: кто купит машину, которая плохо выглядит? И в этом вопросе Ford был на высоте (не то, что сейчас). Кстати, Torino – редкий для компании случай, когда в авто было все в порядке как с внешностью, так и с содержанием.
Даже дизайн кузова новой модели был нехарактерным для машин FMC: вместо формы квадратных «дредноутов» была взята концепция, вскоре получившая название «стиль бутылки Колы». Его разработал дизайнер Билл Шенк, вдохновленный актуальными на тот момент сверхзвуковыми самолетами. Узкая «талия», выпуклые фюзеляжи – все это нашло отражение в его работе.
Статус Клинта Иствуда в современном киномире таков, что он мог бы два часа экранного времени сидеть, курить и смотреть вдаль с фирменным прищуром — и зрители все равно будут толпами идти в кинотеатры. К счастью, актер-легенда с годами не только не утратил фактуру, но и превратился в незаурядного режиссера: Иствуду есть, что показать, и есть, что сказать.
Лучшим свидетельством этого является «Гран Торино» — необычайно сильный и глубокий фильм, который можно назвать шедевром и который не получил ни одной крупной премии в США и был совершенно не понят критиками.
Ускользающий смысл шедевра
Существует как минимум три распространенных трактовки «Гран Торино». Согласно первой, перед нами очередная версия «Ворошиловского стрелка»: там старик — и тут старик; там изнасиловали девушку отморозки, тут тоже изнасиловали; там старик мстит — и тут тоже. Подобный подход позволяет включить «Гран Торино» в длинный ряд фильмов о мстителях, но совершенно не приближает к разгадке его смысла, особенно если учесть, что Уолт Ковальски, в отличие от «ворошиловского стрелка» Ивана Афонина, никому не наносит тяжелых ранений.
Вторая версия основывается на богатом «ковбойском» прошлом Иствуда и предлагает рассматривать кинорассказ о последних неделях жизни старика Ковальски как сагу о ковбое, случайно дотянувшем до 21 века: он стар, он одинок, он архаичен, но верен себе и своим представлениям о том, как должно жить. Сам Ковальски — бесстрашный, немногословный, грубоватый, знающий как свои пять пальцев любую «мужскую работу» от убийства до ремонта машины, готовый вопреки своим расовым предрассудкам заступиться за слабого — предстает идеальным воплощением патриархального идеала, «настоящего мужика», вытесненного из культурного пространства идеологией политкорректности.
Однако, хотя ковбойские аллюзии считываются в образе главного героя вполне отчетливо, идеалом его назвать сложно. Возможно, из всех образов, созданных Иствудом, Ковальски — самый неоднозначный и сложный.
Третья трактовка предлагает сосредоточиться на социальной проблематике картины: ведь Детройт, в котором происходит действие — это не просто город, а своеобразный символ уходящей Америки. В этой Америке строили мощные автомобили, в пригородах царили благолепие и порядок, а не уличные банды, и все — или почти все — были белыми.
Ковальски — осколок былого, «обломок погибшей империи», и сложность его образа намекает, что в той великой Америке прошлого все было не так однозначно, как хотелось бы верить ее апологетам. Представители этой версии считают одной из главных проблем фильма проблему мирного сосуществования разных этнических групп, а в истории старика Ковальски видят оптимистичную историю преодоления ксенофобии и торжества гуманизма.
Из всех трактовок последняя больше всего соответствует замыслу режиссера, но социальной проблематикой «Гран Торино» не исчерпывается. Это фильм не о том, как плохо жить в детройтских пригородах, а о спирали насилия и о том, что иногда старость приходит одна.
Герой или антигерой?
Ответ на вопрос, герой старик Ковальски или не очень, на первый взгляд очевиден: ведь он так мужественно преодолевает свои предрассудки и спасает ценой жизни чужого, в сущности, юношу. Он сам справляется со своими проблемами, не требует ничьей помощи, никого и ничего не боится. Но все это черты, лежащие на поверхности образа. Если же копнуть глубже, то появляется нечто иное.
Прежде всего, Ковальски — плохой отец. Он сам это признает на исповеди, но и без исповеди очевидно: его сыновья такие, какими он их воспитал. Можно лишь догадываться, что в семье Ковальски не были приняты ни задушевные разговоры, ни забота о духовном развитии. С духовностью у Ковальски туговато: не случайно его главным сокровищем является автомобиль, то есть груда железа. Да, конечно, это не обычная машина, это символ, память о молодости, творение его рук, но тем не менее.
Однако Бог с ним, с воспитанием и «Гран Торино»: у всех свои недостатки, как говорится в финале одного знаменитого фильма. Куда важнее другое: трагический финал Ковальски не просто обусловлен его действиями: он не обязателен. «Гран Торино» — не древнегреческая трагедия, где над героями довлеет рок. Если бы бывший ветеран Корейской войны обладал чуть более гибким мышлением, он бы увидел, что у полюбившегося ему Тао есть очень простой способ изменить жизнь: парню достаточно перебраться в другой квартал, поприличнее.
Ничто не мешало Ковальски продать дом (все равно он считает своих детей недостойными наследства), а на вырученные деньги снять квартиру для себя и для Тао. Впрочем, и ценную машину не обязательно было держать в неблагополучном квартале, раззадоривая местных отморозков: каким бы ни был нынешний Детройт, в нем явно есть хорошо охраняемые стоянки.
Однако Ковальски предпочитает не думать (едва ли не впервые в жизни он задумывается перед осуществлением своего плана возмездия), а размахивать пистолетом.
Разорвать спираль насилия
Поведение героя Иствуда и вся его судьба являются прекрасной иллюстрацией классической спирали насилия. Когда-то его страна сломала его судьбу, превратив в машину для убийства и запустив эту спираль. Агрессия — как внешняя, направленная против других этнических групп, так и внутренняя, направленная против себя — становится частью его картины мира.
Разумеется, ни к чему хорошему это привести не может: результатом поведения Ковальски, уверенного до поры до времени, что «против лома нет приема», становятся чужие страдания. При этом очевидно, что ни обожженного лица Тао, ни изнасилования его сестры не было бы, если бы не ковбойские (или донкихотские) поступки Ковальски.
Времена, когда одинокий ковбой мог вершить справедливость силой, прошли: в современном мире попытки самосуда ведут лишь к увеличению энтропии. Постиг ли эту истину бывший ветеран перед смертью?
Иствуд не дает однозначного ответа (он был бы при условии отменного здоровья Ковальски), но зато нет сомнений в главной идее фильма: победа добра возможна только при условии разрыва спирали насилия. Не случайно в финале Тао уезжает на сияющей машине в сияющую даль — подальше от мира, где властвует право сильного.
Почему Тао и его семья — хмонги?
Национальность соседей Ковальски звучит экзотически не только для заслуженного работника автомобилестроения: хмонги — не самая известная этническая община в США. Очевидно, что выбор именно этого народа не случаен. В фильме дается объяснение: хмонги поддерживали американцев во время войны во Вьетнаме, и потому после войны им пришлось бежать из родных мест.
Однако подлинный смысл несколько иной: спираль насилия имеет место не только на личном уровне, но и на уровне государства. Если бы американская армия не вторглась на чужую территорию, чужаки не пришли бы к ней. Этнические банды не упали с неба, они результат недалекой внешней и внутренней политики.
В чем смысл сцены исповеди?
Делясь своими грехами с молодым отцом Яновичем, Ковальски говорит о холодности по отношению к детям и прочих относительно мелких прегрешениях, но не упоминает ни слова о совершенных им на войне убийствах. Неужели он не считает это грехом? Наоборот: это тот грех, который не в силах отпустить ни один священник.
Внешняя причина понятна: став жертвой отморозков, он дал полиции возможность отправить их в тюрьму и спас Тао и его семью, но что руководило ветераном? Хотел ли он разорвать спираль насилия? Или, зная о близкой мучительной смерти, просто решил уйти красиво и быстро? А может, перед нами самоказнь, искупление давнишних военных преступлений? Зритель волен выбирать любой ответ: Иствуд сумел создать столь сложный, сильный и запоминающийся образ, что, возможно, все три версии будут одновременно правдивы.
Так почему же Гран Торино?
Сюжет:
Вышедший на пенсию автомеханик Уолт Ковальски проводит дни, починяя что-то по дому, попивая пиво и раз в месяц заходя к парикмахеру.
Мое мнение о фильме:
Фильм мне понравился, смотрелся на одном дыхании.
Его близкие от него отвернулись, хотя и создают иллюзию благополучия и заботы. У его сыновей свои семьи, и их мало заботит жизнь отца.
Это одно из тех произведений искусства, которое показывает нам саму личность, взгляды которой меняются под воздействием различных внешних стимулов. Что становится с расистом, который дружит с девочкой-азиаткой и ест с ее многочисленными родственниками за одним столом? Что происходит с мальчиком-китайцем, который работает на этого расиста? Ничего плохого, только наоборот.
Но как бы там не казалось, этот фильм не о добре и не о волшебном изменении в лучшую сторону. Этот фильм о человеке, который не отказывается от своих принципов, хотя и меняет свои взгляды на мир. Это фильм о сильной личности, которая уже ничего не боится.
Что касается актерской игры, то она была на высшем уровне как у невероятного Клинта Иствуда, так и у других актеров этой картины.
Как услышишь шум да гром – не пугайся: опыт владения Ford Gran Torino Sport
Несколько лет назад в пригороде Питера поселилось чудище. Большое, красное, прожорливое и громкое. Несмотря на грозный вид, зверь оказался мирным и дружелюбным, народ попусту не пугает, а большую часть времени спит в своей норе, откуда выбирается только в теплое время года. Зовут монстра Ford Gran Torino Sport.
Снаружи
П ривычка приезжать на любую встречу пораньше в очередной раз сыграла со мной злую шутку. Человек опаздывает на стандартные десять минут, а я уже весь на нервах, поскольку жду почти полчаса. Устав глазеть по сторонам, решаю, что настоящий масл-кар я узнаю по звуку. И вот оно – наконец-то!
Утробное ворчание карбюраторного V 8 я услышал за пару кварталов. Спустя минуту появился и сам возмутитель спокойствия. В глубоком заносе, под грохот тяжелого рока – все в лучших традициях жанра. Для такой езды и создавались эти четырёхколёсные бунтари больше пятидесяти лет назад.
Его полное имя – Ford Gran Torino Sport SportsRoof. Спорта много не бывает! Такое наименование появилось после судьбоносного для модели рестайлинга 1972 года. Ранее спортивная комплектация носила имя Torino GT. А вот приставка SportsRoof – почти ровесница всего семейства Torino : так фордовцы именовали динамичный фастбек, снятый с производства в 1974 году.
Внутри
Архитектура развернутой в сторону водителя массивной передней панели напомнила другого знакомого мне «семидесятника» – Lincoln Continental Mark IV. Но настроение в Gran Torino кардинально другое, и дело не в бедноте комплектации, обошедшейся без комфортных опций вроде электрических стеклоподъемников. Лишенный традиционных и таких милых многим американизмов вроде кочерги «автомата» и трехместного переднего дивана, Ford легко сойдет за олдскульного европейца.
Колодцев приборов я насчитал аж восемь штук. Забавно, что часы создатели посчитали важнее вольтметра, давления масла и температуры воды. Передние сиденья удобны, хотя чисто автомобильная эргономика в современном понимании им неведома. Регулировки – сама простота: только вперед-назад. Ремней безопасности нет, они вошли в стандартную комплектацию только с 1974 года.
Оглядывая просторы салона, сразу вспоминаешь байку про то, что каждый второй американец был зачат на заднем диване Форда. Длиной далеко за пять метров и, что самое главное, почти трехметровой базой американцы распорядились с умом – на любом ряду сидений Gran Torino можно смело закатывать групповые оргии.
В движении
Запуск старого «янки» – всегда драма, и Gran Torino не разочаровал. Секундные пропуски зажигания – и карбюраторная «восьмерка», наконец, просыпается с кашлем чахоточного каторжника. Салон мгновенно наполняется громкими раскатами выпуска. Соседи точно обожают этого парня и мечтают подарить ему цветочный горшок на крышу. Шума могло быть и меньше, но Форд временно лишен задней части выхлопа.
Под такой аккомпанемент стыдно трогаться плавно. Рывок с места впечатляет даже не силой – прости старик, видали и покруче. Подмигнувший мне буквой D повторитель выбранной передачи на рулевой колонке, известивший меня о том, что я не промахнулся – последнее, что я помню, прежде чем оглох окончательно. Рев, грохот, дым из-под колес, шлифующих асфальт – полный набор мускулистых спецэффектов. Не успев выехать с парковки, я уже мню себя Домиником Торетто, уходящим от погони.
Ха! Далеко не уйдешь. Подвеска Gran Torino Sport – действительно независимая. И не только она. Рулевое управление и тормоза тоже независимые. В том смысле, что от тебя тут мало что зависит. Куда летим мы с Фордом – большой-большой секрет. Когда громадная туша с креном подлетает к повороту, а ты судорожно пытаешься нащупать траекторию малоинформативным большим рулем, лихорадочно топча ватную педаль тормоза, крутая маска Вина Дизеля уже валяется на заднем сиденье.
По прямой, если с ветерком – тоже не вариант. К постоянному подруливанию на высокой скорости в поисках траектории добавляется назойливый шум. Неважная аэродинамика плюс неотрегулированные стекла и уплотнители делают свое черное дело. Последнее – особенность конкретного экземпляра, с которой хозяин активно борется.
Перечислять минусы можно еще долго. Обзорность назад никакая. Где кончается бескрайний багажник? А черт его знает. В боковые зеркала удобно любоваться рельефными боками, но реальной помощи от них мало. На десерт – ответ на самый популярный вопрос: «в смешанном режиме расход почти 30 литров на сотню».
Городской цикл, л | Загородный цикл, л | Смешанный цикл, л |
---|---|---|
35 | 18 | 27 |
История покупки
В 2013 году Никита решил, что скопленные за несколько лет деньги пора куда-то вложить. Покупка недвижимости отпадала – не та сумма. Перебирая варианты, Никита решил вложиться в движимое четырехколесное имущество. Почему бы не купить масл-кар?
К покупке рассматривались только варианты, продававшиеся в России. С этой целью было решено обратиться в одну из питерских фирм, давно и успешно занимающейся ввозом, реставрацией и продажей старых «американцев». Количество четырехколесных раритетов, представших перед Никитой во время первого визита, поражало воображение. На продажу было выставлено не меньше пятнадцати машин, но большая часть была уже зарезервирована.
Никите предложили на выбор три Форда семидесятых годов: Thunderbird, хардтоп Gran Torino, исполненный в стиле сериала «Старски и Хатч», и фастбек Gran Torino с трехступенчатым «автоматом». Первые два авто были в идеальном состоянии, полностью отреставрированы. Фастбек же успели лишь перекрасить в неродной красный цвет, и в него еще нужно было вкладываться, но более мощный двигатель и самое главное, агрессивный внешний вид сделали свое дело.
Ремонт
Приключения начались уже в день покупки. Не успев доехать до родного теперь Пушкина, Ford закипел. Пока Никита ждал, когда остынет мотор – сел аккумулятор. Для устранения проблем с охлаждением поставили новый радиатор, дополнительный воздухозаборник и заменили вентиляторы. Однако новый аккумулятор не решил проблему с электрикой. Стоило поставить Форд в гараж, не скинув клемму с АКБ – и спустя неделю «янки» отказывался заводиться. В итоге Никита поставил генератор увеличенной мощности и самостоятельно заменил всю проводку.
По кузову был сделан антикор, но это лишь малая часть из необходимого перечня работ. Не выставленные зазоры, неотрегулированные стекла, «уставшие» резинки – все это привело к тому, что две недели, проведенные на улице в дождливый период, привели к затоплению салона. Обошлось без серьезных последствий, но устранение всех причин потопа пока в процессе.
Салон в Gran Torino родной, Никита только обновил покрытие пола и заменил шифтер КПП. По технике заменены все тормоза по кругу, а заодно поставлен делитель, отсекающий задний контур тормозов. Подвеска и двигатель вложений не потребовали.
Доработки
В процессе установки музыки кузов Форда был полностью зашумоизолирован, а заодно удалось побороть коррозию в полу. Акустическая система построена на компонентах фирмы PowerBass. На доработки потрачено 175 000 рублей.
Эксплуатация
На сегодняшний момент Никита оценивает вложения в Gran Torino примерно в 300 000 рублей.
Планы
Основное на следующий сезон – привести в порядок кузов, включая полную перекраску, выполненную по всем правилам. Сейчас авто просто «облито» сверху.
История модели
Имя Torino дебютировало в 1968 году как наименование модификации среднеразмерного Ford Fairlane. Спустя два года руководство концерна решает провести ребрендинг. Получив новый обтекаемый дизайн, Torino становится основной моделью в фордовском среднем классе, ежегодно подвергаясь обновлениям согласно тогдашней моде.
На фото: Ford Fairlane Torino GT Fastback 1968
В 1972 году модель пережила значительный рестайлинг, коснувшийся не только внешнего вида. Снизилась мощность двигателей – Torino теперь позиционировался как люксовый автомобиль. Моторная гамма состояла из рядной «шестерки» 4,1 и пяти вариантов V8 с рабочим диапазоном от 4,9 до 7 литров. Коробки передач – трех- и четырехступенчатая «механика» и трехскоростная АКПП. Решено было отказаться от кабриолета. В строю остались только двухдверки (купе и фастбек), седаны и универсалы.
На фото: Ford Gran Torino SportsRoof 1972
Через год сняли с производства фастбек, заменив его новой вариацией, купе-хардтоп. Подвергаясь регулярным обновлениям, Torino производился до 1976 года, уступив место на конвейере Ford LTD.