что такое графоманство в литературе
кто такое графоман?
Незадолго до своей смерти успешнейший американский писатель Сидни Шелдон, самый переводимый писатель в мире, тиражированный своими сочинениями в двухстах семидесяти пяти миллионах! экземплярах, на вопрос в одном из интервью «Почему вы решили стать писателем?» ответил: «А я и сейчас не уверен, что стал им».
Кокетство? Отнюдь. Дело мне кажется вот в чём: всякий серьёзно пишущий всегда подозревает в себе графомана, непрерывно преследует даже тень его и вечно сомневается. Теперь модно быть циником. И в литературе тоже. Масса сочинителей охотно признают: да я графоман! Неоригинальный и довольно наивный способ самозащиты. Мол, я и не претендую ни на что, с меня и взятки гладки.
А я претендую. И считаю слово графоман по отношению к себе оскорбительным. Хотя, увы, иногда заслуженным. И призываю всех пишущих к беспощадному истреблению, прежде всего в себе самих, графомании.
Попытаемся обозначить врага. Кто такое графоман? Сначала несколько цитат с моими краткими комментариями:
Милан Кундера в «Книге смеха и забвения» говорит, что графомания закономерно становится массовой эпидемией при наличии трех условий развития общества.
1. высокий уровень всеобщего благосостояния, дающий возможность отдаваться бесполезной деятельности;
2. высокая степень атомизации общественной жизни и вытекающая отсюда тотальная разобщенность индивидуумов;
3. радикальное отсутствие больших общественных изменений во внутренней жизни народа.
Если придерживаться утверждения Кундеры, у нас, на постсоветском пространстве, довольно любопытное положение: на мой взгляд, графомания процветает в значительной степени благодаря положению вещей, сформулированному в пункте втором. Люди они всегда люди и хотят общаться, но многие не знают, как это сделать напрямую. А тут Интернет очень кстати – можно нести всё подряд и получить соответствующую публику. Соответствующую всегда можно получить.
С другой стороны очень влияет мода, насаждаемая как водится американским кином. Там ведь каждый третий герой писатель, вот ОНИ, наверное, пишут в связи с высоким уровнем благосостояния, а мы уже им подражаем, возможно, и в связи со своим совецким менталитетом который включает в себя и привычку отдаваться бесполезной деятельности.
Теперь от себя немного добавлю:
1. Человек начинающий свой литературный путь сразу романом, в девяти случаях из десяти так и останется графоманом. Писательское ремесло принципиально ничем от любого другого не отличается. Здесь тоже идут «от простого к сложному». Немедленное покушение «юного» литератора на «крупные» формы свидетельствует только о его некомпетентности в вопросах литературы. О его решительном непонимании всех сложностей дела, за которое он берётся.
2. Графоман не обладает чувством юмора. ОСТРОумие и графомания две вещи несовместные. Я, во всяком случае, остроумных графоманов не встречал.
По опыту знаю: на сайтах склонных к графоманизации всегда образовывается костяк из графоманов. Очень активные, чрезмерно доброжелательные граждане самым серьёзным образом обмениваются мнениями о том, что вообще лежит за пределами литературы. Кукушка хвалит петуха…
3. Графоман искренне полагает, что его искренность окупит лит. недостатки. Он не понимает что литература это род искусства – подчинённый своим законам. И как хороший человек не профессия так же и искренний написатель – не литератор. Искренность не есть художественный приём, но только лишь личное качество. Похвальное, но для проникновения в область искусства недостаточное.
4.Графоман частенько полагает, что мысли его настолько грандиозны и глубоки, что бестолковый читатель просто их не догоняет.
Увы, вам, увы. Ежели ваш замысел остался непонятым, либо требует отдельного (за рамками сочинения) пояснения, значится вы просто не смогли донести его до читателя. Писатель пишет, не как он хочет, а как он может. И нечего на читателя пенять коли…
5. Графоман часто одержим патологической грамотностью. Он полагает, что литература это нечто схематическое: освоил основные правила и дело пойдёт.
Короленко, четверть века редактировавший толстый питерский журнал и соответственно многажды сталкивавшийся с начинающими авторами, одного из них характеризовал так: «Детски наивная, ХОТЯ ГРАМОТНО НАПИСАННАЯ чушь». Другой раз пишет: «Если бы дать ему образование – тогда стал бы писать БЕЗДАРНЫЕ, НО ГРАМОТНЫЕ рассказы». (крупный шрифт мой)
Я к тому, что грамотность сама по себе вещь хорошая, литературным достоинством, однако не является.
Художник – это тот, кто остро и ежечасно, ежеминутно, ежесекундно ощущает трагичность жизни. Но! как сказал Бабель: «У каждого глупца достанет глупости для уныния, и лишь мудрец раздирает смехом завесу бытия». Жизнь трагична, но удивительна! И помня о первом, художник тщательно всматривается в каждый миг и именно потому обнаруживает второе. О котором и сообщает людям. А те поражаются: Ну надо же?! Кто бы мог подумать?! И как это он подглядел?! И как это я сам не заметил?!
Да всё несложно: большая часть людей «походя» преодолевает свой жизненный путь. Пропуская детали и тонкости, не имея упорства углубиться. И это нормально! Тяжко вникать так дотошно. Трудно нести непростой, да притом добровольно взваленный на себя груз. И не жди вознаграждения (в материальном виде во всяком случае)! Потому что не всякий желающий стать художником станет им.
Вот так я себе представляю художника. А словоблудие хоть и самое изощрённое – это не литература. Это, в лучшем случае, бестселлеристика. Что уже в другую дверь.
Я пока не готов дать исчерпывающий ответ на вопрос вынесенный в заглавие, но попытаться это сделать как мне кажется надо. Для того чтобы удаляясь от графомании постараться приблизиться к литературе.
С уважением ко всем, вне зависимости от литературных способностей
а.м.
p/s разумеется эта статья написана отнюдь не для поучения, но единственно с целью попытки разобраться в вопросе. В надежде на помощь коллег, для которых эта тема так же является животрепещущей.
«Болезненное пристрастие к сочинительству»: кто такой графоман?
Наталия Киеня
Прозвище «графоман» — это всегда обидно. Создателей некачественных текстов терпеть не могут редакторы и читатели, журналисты и коллеги по писательскому делу. Что же такое графомания? Что делать, если вам приписывают этот недостаток? T&P попытались выяснить, как из графомана превратиться в автора книги.
Для человека книга всегда несла в себе сакральный смысл: ее хранили бережно и долго, читали аккуратно, — и гордились своим авторством, если что-нибудь удавалось написать самостоятельно. Вот почему стремление излагать свои мысли на бумаге присуще множеству, если не большинству людей. Тех, кто пишет обильно и плохо, сегодня называют графоманами.
Словари определяют графоманию как «болезненное пристрастие к сочинительству у бездарного в литературном отношении человека». Однако в современной культуре этот термин давно стал намного шире и превратился в своего рода клеймо, обидное слово, которое то и дело бросают пользователи в социальных сетях, авторы на различных библиотечных ресурсах, редакторы в СМИ, издатели и другие люди, так или иначе соприкасающиеся с текстом.
Простое желание писать у человека, который не занимается этим профессионально, конечно, еще не означает графоманию. Такая оценка применима, только если он пишет по-настоящему дурно, — и все же, даже она может стать толчком к развитию способности создавать хорошие тексты вместо плохих. Проще говоря, если у вас есть привычка учиться и адекватная самооценка, вы можете постепенно перестать быть графоманом и, в конце концов, издать свою книгу, которая многим понравится.
© Burnt Toast Creative
В современном мире писатель — это уже не элитарная роль, которой недостоин простой смертный. Между двумя полюсами: «графоман» и «хороший писатель» — сегодня существует третья точка: «хороший автор». Это человек, который не зарабатывает на жизнь писательским трудом, но при этом успел «издаться». Зачастую его работы — это не романы и не проза, а произведения в жанре non-fiction. Для создания таких текстов нужно хорошо разбираться в своей профессии, быть способным рассказать что-то новое и сделать это хорошо. Иногда самостоятельно, иногда — с помощью редактора.
Чтобы обнаружить у себя графоманию, необходимо прислушиваться к словам других людей, в особенности профессионалов. Если вам отказали четвертый раз подряд, вероятно, что-то не так с главой, которую вы присылали издателям. В такой ситуации имеет смысл попросить редактора объяснить причину отказа и попытаться (хотя бы просто ради эксперимента) исправить в тексте все, что он посчитает неправильным.
Важно понимать и то, что если, получив обидное прозвище графомана, вы всерьез задумались, хорошо ли написан ваш текст, вы уже имеете шансы перестать им быть. В таком случае можно обнаружить, что вы слишком многословный, чересчур зацикленный на себе или не очень умелый, но при этом готовый учиться автор. А это повод просто поработать над собой и сделать все как следует.
«Человек словно пишет для себя, а не для других»
Юлия Потемкина
ведущий редактор издательства «Манн, Иванов и Фербер»
На практике графомания в «МИФе» отсеивается по очень простому критерию (рецепт Анастасии Креневой, руководителя направления развивающих книг для детей; тот же принцип работает и со взрослыми книгами): при ознакомлении с рукописью читается выборочно несколько абзацев или страниц. Если читать дальше не хочется, если нет ни свежих идей, ни оригинального взгляда на привычные вещи, ни даже хорошего образного языка, никакой изюминки, то рукопись к изданию не принимается. А таких рукописей 90%.
Что до меня лично, то я в отборе книг «МИФа» не участвую, но, как всякий редактор, нередко сталкиваюсь с просьбами «оценить книжку». Обычные ощущения от графоманских текстов таковы:
— человек пишет словно для себя, а не для других: не оставляет чувство, что он любуется собой в роли писателя;
— в тексте нет внутреннего стержня, это просто нагромождение слов и мыслей;
— все написанное как-то безлико и вторично;
— попытки «написать красиво» выглядят натужными, потому что в лучшем случае совсем не затрагивают читательских эмоций, а в худшем просто не читаются;
— наконец, бывают вещи, написанные просто психически нездоровыми людьми.
Писательство — это разновидность коммуникации, причем в идеале коммуникации между целыми поколениями. Но чтобы вас издавали и читали, нужно писать интересно.
«Главный критерий — способность рефлексировать»
Ольга Соломатина
журналист и автор учебных программ по писательскому мастерству
— Я думаю, что графоманы читать этот материал не будут. Ведь если брать классическое определение графомании — это получение удовольствия от самого процесса писанины, вне зависимости от результата. Графоману даже все равно, опубликуют его или не опубликуют. Бывают, конечно, случаи, когда человек претендует на то, чтобы его публиковали разные издательства, но это клинические проявления.
Еще одно важное различие — если графоман получает удовольствие от письма, то профессиональные авторы или те, кто может ими стать, обычно мучаются над текстами. Кроме того, графоман не воспринимает критику, никогда не спросит, что можно улучшить.
Люди, склонные рефлексировать, могут себя постоянно спрашивать: «А могу ли я, а есть ли у меня талант, а не графоман ли я?». Но если человек задает себе такой вопрос, он уже не графоман. Для меня главные критерии — адекватность человека и его обучаемость, способность развиваться.
Графоман всегда пишет только про себя, весь сюжет книги или поста фокусируется только на нем. Есть еще такая примета, как незаконченная логика. Каждое последующее предложение опровергает предыдущее, например. Но для меня вообще писательство начинается с того момента, когда человек снимает фокус внимания с себя, и обращает его на окружающих.
Над материалом работали: Дарья Варламова, Наталия Киеня
14 способов отличить графомана от наст. писателя
1. Графоман очень болезненно переносит критику и как правило принимает ее в штыки. Он ассоциирует критику с личным унижением и оскорблением, а не с возможностью исправить ошибки и извлечь уроки. Собственно критика ему не нужна, это пустая трата сил и времени. Зачастую такие люди не находя контраргументов, переходят на личность критикуемого, таким образом пытаясь заставить его замолчать и оставить последнее слово за собой.
3. Истинный писатель подвержен сомнениям, он склонен самым тщательным образом переписывать и обновлять свое творение, графоман же уверен, что шедевр создастся его гением, без особого труда. Для этого ему достаточно лишь взять в руки ручку или сесть за компьютер.
5. Графоман зачастую заносчив, крикливо одет, любит употреблять словосочетание «мое творчество» и называть себя при случае и без случая, писателем. Ему нравится похвалиться знакомствами с «Великими мира сего», «вхожестью» в тусовки. В обществе такого, необходимо слушать только его.
7. Истинный труженик слова ставит на первое место качество написанного, и он в этом беспощаден, вплоть до того, что сжигает или уничтожает уже полностью написанную вещь. (Гоголь). Для графомана важно количество в ущерб качеству.
8. В талантливом произведении вы обязательно найдете интересные мысли; графоман же склонен сыпать цитатами известных людей или литературными штампами, самобытность в его творчестве отсутствует или представлена в ничтожных количествах.
9. Инженеры человеческих душ стремятся сделать мир чище, лучше посредством своего творчества, главная же задача графомана – собственное тщеславие, красочные обложки, хлесткие названия, тиражи, появление в СМИ.
11. Писателю не столько важны слава и деньги, как возможность быть понятым, услышанным, а денег лишь бы хватало на самое необходимое, на то, что бы не отвлекаться от главной цели – творчества.
12. Настоящих литераторов отличает всемерная помощь молодым талантам, чего не скажешь про графоманов, которые видят в них конкурентов, которые могут их обойти, отодвинуть на периферию.
13. Писателя отличает обостренное чувство справедливости, нежелание сотрудничать с властями. денежными мешками и зашторенными редакторами, они не хотят развивать модные темы, смаковать жареные факты и копаться в чужом нижнем белье. Графоман ради тиража, призрачной славы перешагнет через все.
14. Писателями не рождаются, у многих людей есть задатки, генетическая предрасположенность к творчеству. Только упорный каждодневный и многолетний труд, оттачивание мастерства, беспощадная критика к себе, рождают поистине великих мастеров слова и знатоков человеческих душ.
Здесь выделив и вставив в адресную строку, вы можете найти полный текст книги «Графоманы и писатели»: https://ridero.ru/books/grafomany_i_pisateli/
Вот информация по справочникам. Кое что интересное на мой взгляд по теме.
Что такое графомания и кто такой графоман
Вспомните, как Цветик учил Незнайку стихи сочинять: «Сочиняй так, чтобы был смысл и рифма, вот тебе и стихи». При этом он ругал Незнайку за то, что тот в качестве рифмы подбирает несуществующие слова. В итоге Незнайка все-таки придумал стихи: «Торопыжка был голодный, проглотил утюг холодный». Но стихи ли это? Скорее, графомания во всей своей красе. Давайте разберемся, почему возникает графомания, что это такое и как с этим бороться.
Что такое графомания
Каково значение слова «графомания»? Название образовано от греческих слов grapho – пишу и mania – сумасшествие, безумие, страсть, влечение. Это одержимость сочинительством. В наше время понятие «графомания» имеет негативный оттенок, но так было не всегда. Раньше так называли всех писателей, ведь творец не может создавать без маниакальной тяги к написанию. Лев Толстой сам называл себя графоманом. Современное значение слова несколько иное, так называют бездарных писателей с сумасшедшей тягой к сочинительству.
Графомания – это патологическая тяга к написанию, сочинению при отсутствии соответствующих способностей и знаний. Это многословное, но бессодержательное и бессмысленное написание текстов. Чаще всего графомания встречается в поэзии. Графоман пишет банальные или бессмысленные строки. Он пишет стихи, не обладая творческими и литературными способностями.
Графомания в психологии – это бесконтрольная тяга к сочинительству. Автор постоянно что-то пишет, но вместо ценных продуктов творчества получается бессмыслица. Его труды неинтересны ни читателям, ни критикам, ни редакторам.
Примеры графомании
Грань между талантом и графоманией настолько тонка, что даже некоторые из авторов прошлого удостоились звания графомана в настоящем. Один из них – И.А. Бродский. У него много поклонников, но и не меньше тех, кто не просто не признает его творчество, но и жестко критикует. В графоманстве обвиняли Пастернака, Маяковского, Есенина и много кого еще. Среди современных творцов в графоманстве обвиняют И. Губермана.
Восприятие графомании субъективно, однако можно назвать несколько популярных ошибок, которые допускают графоманы (примеры графомании):
Пример графоманского стиха одного из современных писателей Е. Грачева:
«Ты же замужем ни разу
Не была, я был женат.
На тебе б женился сразу –
Стал бы счастлив, но – не факт».
Графоманскими называют такие произведения, которые не представляют культурной, научной ценности. Они не помогают людям в интеллектуальном, духовном, художественном и ином развитии. Это словесный мусор.
Вспомните людей в караоке, которые не умеют, но любят петь, или тех, кто приходит на музыкальные конкурсы и поет так, что уши в трубочку сворачиваются. Это пример «графомании» в музыке. Примерно так же неприятно читать и слушать то, что написал графоман. Примеры графомании в современном мире преследуют нас на каждом шагу. Например, большинство блогеров, особенно инстаблогеров являются графоманами. Они пишут бессмысленный, бесполезный, неуникальный текст, но считают себя учителями, наставниками других. Некоторые копирайтеры тоже грешат графоманством.
Графомания в психиатрии
Психиатры рассматривают графоманию как психическое расстройство, болезнь души. Притом нередко она выступает симптомом других патологий, например, шизофрении, психопатии, паранойи, маниакального синдрома. Некоторые больные говорят, что их заставляют писать высшие силы, голоса. В психиатрии часто рассматривают еще одно похожее явление – эротографоманию. Это патологическая тяга к написанию любовных, эротических писем.
Кто такой графоман
Значение слова графоман: тот, кто страдает графоманией. Графоман – это человек, который пишет стихи, не имея соответствующих способностей. Он рифмует строки или пишет текст без смысла, структуры и логики, не заботится о содержании и правилах написания.
Графоман – кто это такой, как его называют в народе (не без доли иронии):
Маньяки пера встречаются не только в поэзии, в прозе тоже хватает патологических литераторов. Продукты их «творчества» называют мусором, вбросами, и это еще самые мягкие эпитеты из тех, что встречаются. Согласно словарю Д.Н. Ушакова, графоман – это бездарный, но плодовитый писатель. Не всегда графоманство относится к психиатрии, иногда речь идет исключительно об отсутствии литературных способностей и таланта.
Литературные способности – это свойства личности, позволяющие добиться успеха в литературе. К ним относится:
Отдельное внимание психологи уделяют критериям вербального интеллекта (он тесно связан с литературными способностями):
Признаки наличия творческих способностей:
Графоманы чаще всего не попадают ни под один из вышеназванных пунктов. Они наделены другими чертами:
Чаще всего писаки сочиняют про себя, потому что для другого у них не хватает знаний и опыта. Хотя некоторых графоманов это не останавливает, они пытаются выдать себя за специалиста, профессионала в каком-то деле. Они пишут “научные” труды в той сфере, где ничего не понимают. Если человек описывает себя, то отражает образ Я-идеального, а не Я-реального. Он описывает себя таким, каким хотел бы быть в глазах других людей.
Графоманы стараются издать свою книгу, чаще всего у них получается. В наше время в этом помогают интернет-издания и интернет-издательства. Можно самому выбрать дизайн, напечатать текст, заказать тираж. В интернете можно обойтись без услуг редакторов и корректоров. Такая возможность дала толчок к новому этапу активного развития графомании. Любой желающий может с легкостью, не выходя из дома, издать свое произведение. И никто не обратит внимания на содержание, научность, достоверность написанного. Книга окажется на прилавках магазинов и библиотек.
Признаки графомании
Как распознать графомана? Кто-то предлагает сравнивать количество и качество, якобы одержимые люди всегда пишут много и бессодержательно. Практика же опровергает это. Успешные писатели тоже могут писать много, быть активными и продуктивными. А у графоманов иногда проскальзывают содержательные стихи, написанные по всем правилам литературного жанра.
Как же отличить графомана от начинающего неопытного писателя? Было проведено немало исследований, наблюдений, которые позволили выявить истинные признаки графомании:
Графоманы обожают свое творчество. Если кто-то высказывает пожелания с целью помочь молодому творцу, то тот обвиняет окружающих в зависти, непонимании. Главный клинический признак графомании – очень серьезное отношение графомана к своему творчеству.
Причины графомании
Основная причина – комплекс неполноценности, который запускает защитный механизм реакцию гиперкомпенсации.
Другие причины развития графомании:
Написание строк – попытка человека избавиться от боли, освободить душу, заявить о себе, почувствовать себя активным и ценным членом общества. Бессмысленное сочинение – суррогат общения. Чем больше человек пишет, тем меньше он нуждается в реальных контактах, тем меньше ощущает одиночество.
Графомания не всегда используется как психотерапия. Иногда этим страдают здоровые, но чрезмерно темпераментные люди, лентяи и бездельники, индивиды с повышенной сексуальной активностью. Согласно теории З. Фрейда, нереализованная сексуальная энергия выходит через творчество (сублимация).
Лечение графомании
Программа коррекции подбирается индивидуально, зависит от особенностей проявления графомании. При расстройстве легкой степени тяжести можно использовать метод переключения внимания, то есть предложить клиенту новый вид творчества, новое увлечение. Неплохо перед этим выявить, к чему у него есть склонности.
Если мы имеем дело с графоманией как тяжелым психическим расстройством, то поможет только психотерапевт и медикаментозная терапия. Используется когнитивно-поведенческая психотерапия, семейная психотерапия. Психолог помогает клиенту избавиться от комплексов, душевных травм, неуверенности, робости, заниженной самооценки. Специалист помогает клиенту адаптироваться в социуме, научиться взаимодействовать с людьми, найти новые способы самореализации. В лечении графомании важна поддержка друзей и близких. Больному не хватает любви, внимания, тепла, принятия, ощущение ценности и значимости.
Если речь идет о графомании как результате отсутствие таланта, то нужно его развить. Талант – это следующая стадия развития способностей. Но сначала нужно определить, есть ли у вас литературные задатки. Для этого можно использовать любую психодиагностическую методику, например, диагностику В.П. Ягунковой «Сочинение по картине как одна из методик изучения литературных способностей». Если способности есть, то их нужно превращать в талант.
Схема развития таланта такая: задатки – способности – талант – гениальность. Талант на 99 % состоит из труда, на 1 % из задатков. Многие известные писатели и поэты прошли через стадию графомании. Они набирались мастерства и опыта, развивали свои способности, смогли преодолеть этот этап. В этом случае графоманию можно сравнить с переходным возрастом.
О графомании и графоманах
************************************
Предупреждение: текст не является авторским и уникальным. Практически весь материал взят и из книги Игоря Пащенко «Мании человеческие» (Ростов и/Д: Феникс, 2007.-205,[1] с. – (Х-файлы). – с.с.52-58) и слегка подсистематизирован.
Итак, признаки графомана:
1. Чрезмерно серьёзное отношение графомана к своему нетленному «творчеству»: даже намёк на юмор в его адрес категорически не приемлется. Впрочем, также, как и самоирония, которая всегда сопутствует только настоящему творцу.
2. Вечное стремление к опубликованию своих произведений. Графоман всегда требует публичности, во что б это ни стало.
3. Всегда стремится писать и пишет только о себе (или преимущественно о себе), т.к. ему не хватает знаний впечатлений, опыта. И они его и не интересуют. При этом, описывая себя, любимого, он бессознательно описывает себя так, как в его представлении он должен восприниматься (т.е. в его деятельности преобладают красивые и, как правило, ложные мотивы, вместо лояльной самооценки).
4. Графоман самый главный и преданный поклонник своего «творчества» (самопоклонение!). Он готов рекламировать своё его всегда и везде.
5. Он любит поучать. Сам учиться не любит. нравоучение и менторство заложены в природе графомании.
6. Графоман никогда не переделывает однажды написанное. Для него кощунство вносить изменения в собственный сакральный текст.
7. Над психологией графомана постоянно давлеет невозможность противостоять навязчивому стремлению к письму. При этом, графоман не усидчив и не трудолюбив.
8. У графомана не бывает творческого кризиса ввиду отсутствия творчества, как такового.
Говорят, что существуют и отличительные черты графоманского текста. Взглянем на эти черты и мы.
Отличительные черты графоманского текста:
1.Масса мелочных, ненужных подробностей, загромождающих текст.
2.Настойчивое употребление нескольких эпитетов к каждому слову.
3.Употребление только речевых штампов и стереотипных выражений без творческого
переосмысления.
4.Неумеренное использование различных способов выделения слов и предложений
(различные шрифты, курсивы, зажирнения, заглавные и прописные буквы), дабы
подчеркнуть сверхценность фразы, строки, слова.
5.Полное отсутствие логичности в сюжете и поступках героев, доминирование воли самого
графомана в ткани повествования.
Самовыражение в Интернете, и, в частности, в стихире, достигло таких масштабов, что мало кто и кого читает. Поэтому графоманов развелось – выше интернетовской крыши.
Куда я отношу себя? Не знаю, не мне судить. А этот материал подготовил и опубликовал для всех стихрцев. Читайте, сравнивайте, примеряйтесь, если, конечно, способны на самокритику и не боитесь краха. Кому-то боятся нечего, а кому-то и горе не беда! А я уже примерил к себе. Но это мнение о себе, любимом, возможно и неправильное!
Такие вот мысли, такие вот строки из книги, такие вот цитаты! Судите кого хотите: меня, других, себя. А не хотите судить, так и не судите никого. Но думаю, то, что я выставил на всеобщее ознакомление эту статью сослужит всем добрую службу. Буду признателен всем за самые различные отзывы, кроме хамских и просто некорректных.
С уважением,
Владимир Спасибенко,
рядовой участник сервера Стихи. ру.