что такое графика в дизайне
Чем занимаются графические дизайнеры: самые востребованные специализации
Рисовать логотипы, делать сторис для Instagram, верстать презентации или оформлять бумажные книги? Разбираемся в направлениях графического дизайна.
Зачастую в небольших фирмах графический дизайнер — это человек-оркестр, который может заниматься и наружной рекламой, и соцсетями, и презентациями, а по совместительству иногда выполнять функции фотографа, веб-дизайнера и иллюстратора. Но в крупных компаниях, где над дизайном работают большие команды, приняты более узкие специализации.
Единого регламента нет: каждый работодатель волен по-своему сформулировать название должности и обязанности сотрудника на ней. Мы рассмотрим только основные направления и попробуем разобраться, в чём суть каждой работы и где требуются такие специалисты.
Истории успешных графических дизайнеров и их советы, как стать
арт-директором студии за полгода и найти свой уникальный стиль, — в этом материале.
Пишет о дизайне в Skillbox, а в перерывах и сама орудует графическим планшетом. Влюблена в советские шрифты, японскую рекламу и русский язык.
Создание фирменных стилей
Айдентика — огромный пласт графического дизайна. Новые бренды появляются каждый день, всем им нужны логотипы, фирменные шрифты, цвета и паттерны. Это серьёзная работа, которая идёт в тандеме с маркетологами и может растянуться на недели или даже месяцы.
В разработку фирменного стиля входит:
После утверждения фирменного стиля создаётся брендбук — буклет, в котором будут детально описаны визуальные решения, указаны допустимые и недопустимые варианты использования логотипа, цветов, шрифтов и других элементов. Это нужно, чтобы дизайнеры в штате или в сторонних студиях, к которым будет обращаться компания, не нарушали корпоративную символику, работая над маркетинговыми коммуникациями, упаковками или веб-ресурсами.
В небольших студиях фирменным стилем может заниматься один человек, в более крупных над этим трудится целая команда. В частности, для отдельных задач могут привлекать дизайнеров из смежных областей: например, моушн-дизайнера для анимации логотипа или иллюстратора для создания сложного паттерна.
Хотите заниматься разработкой фирменных стилей? Записывайтесь на наш курс!
Работа с полиграфией
Несмотря на то что всё больше времени люди проводят онлайн, полиграфию не стоит сбрасывать со счетов. Наверняка вы каждый месяц достаёте из почтового ящика охапку рекламных листовок, а по пути от работы до дома видите десятки рекламных баннеров. И продукты вы покупаете не в прозрачных пакетах, а в коробках с яркими картинками. Наконец, есть бумажные книги — в частности, подарочные издания и детская литература, над которыми тоже трудятся графические дизайнеры.
Иногда возникают нестандартные ситуации, которые требуют от дизайнера дополнительной работы. Например, при печати на тонкой бумаге у макета может быть превышена предельно допустимая сумма краски: чтобы не порвать бумагу, нужно вручную уменьшать количество составных цветов, стараясь максимально сохранить исходный оттенок. Есть целый ряд подобных форс-мажоров, к которым полиграфист должен быть готов. Если речь идёт о работе в крупной компании, которая заказывает офсетную печать большим тиражом, ошибка дизайнера может повлечь огромные убытки.
Наружная реклама, флаеры, брошюры и сувениры
Проекты преимущественно краткосрочные. В задачи может входить коррекция фотографий, создание коллажей и иллюстраций, оформление текста.
Что такое графический дизайн и зачем он нужен
Английский — глобальный язык? Пф-ф! А вот с помощью графики даже трёхлетний японский карапуз легко поймёт немецкую бабушку.
Упаковки продуктов в вашем холодильнике, вывески и указатели на улицах, плакаты, флаеры и оформление ваших любимых пабликов в VK — всё это сделали графические дизайнеры. Каждый день нам на глаза попадаются сотни рекламных объявлений, брендированных продуктов и элементов визуальной коммуникации.
Графический дизайн — широкое понятие, затрагивающее почти все сферы нашей жизни и в реальном, и в цифровом мире. Давайте разберёмся, где он используется и какие функции выполняет.
Пишущий дизайнер. Пришла в профессию, получив второе образование, ранее занималась когнитивными исследованиями, SMM и копирайтингом. Пишет о визуальных трендах, делится наблюдениями из отрасли и техническими лайфхаками.
Способ донести информацию
Мы по максимуму используем визуальное восприятие, чтобы ориентироваться в мире и выполнять рутинные дела.
Хотите дойти до супермаркета? Вам необходимы указатели на домах, стрелочки в Яндекс.Навигаторе или хотя бы вывеска с названием магазина, заметная издалека. Хотите почитать книжку? Нужно, чтобы графический дизайнер позаботился о подходящем шрифте и единообразии страниц. Собираетесь выступать перед аудиторией? Визуальное сопровождение поможет резюмировать всё самое важное.
Важная миссия графического дизайнера — упорядочивать хаос вокруг и раскладывать информацию по полочкам.
Вывески и указатели
Эти инструменты коммуникации нужны, чтобы человек сориентировался на незнакомой территории или понял, каких действий от него ожидают в конкретной ситуации. Иногда слова содержат всю необходимую информацию, тогда задача дизайнера — сделать надпись легко читаемой и приятной глазу.
Часто слова сопровождаются картинками: это нужно для структурирования разных сообщений, когда в них трудно ориентироваться. Человек гораздо быстрее охватит взглядом картинку, чем прочтёт несколько предложений. А иногда визуальный язык становится единственно возможным способом коммуникации: вывески в аэропортах, на международных конференциях и в туристических местах всегда дополняются изображениями.
Бывает, что слова вовсе не нужны. Например, в дорожных знаках. Все водители знают их значение и быстро ориентируются по картинкам: читать текст во время движения просто нет времени. В разных странах знаки могут незначительно различаться: дизайнеры трудятся над тем, чтобы сделать их максимально лаконичными, понятными, узнаваемыми. Это особенно важно, когда от участников дорожного движения требуется быстрая реакция.
Вывески, таблички и короткие инструкции окружают нас повсюду и помогают нам спокойно жить. Мы воспринимаем массу информации бессознательно — это работа графических дизайнеров, которая часто остаётся незамеченной.
Дизайн презентаций и инфографика
Перейдём к продуктам визуальной коммуникации, с которыми мы взаимодействуем осознанно. Таблицы, схемы, инфографика и презентации нужны, чтобы структурировать большой объём информации. Слушая выступление интересного спикера или читая инструкцию к стиральной машине, мы концентрируемся. Поэтому дизайн этих материалов может быть более детализированным, чем уличный знак.
Задача дизайнера при разработке инфографики или презентации — сделать язык картинок простым и понятным. Хорошие иллюстрации бывают эффективнее длинных текстов и понятны носителям любых языков.
Вёрстка книг, журналов и веб-страниц
Дизайн бывает и без картинок. Читая хорошую бумажную книгу, вы можете даже не догадываться, сколько часов дизайнер провёл за вёрсткой. Правильно подобранные шрифты, межстрочные интервалы, поля и переносы слов позволяют глазам меньше уставать.
Если вы думаете, что значение типографики преувеличено, полистайте дешёвые книги из девяностых годов: тогда процветала некачественная печать, строки на двух страницах одного листа не совпадали и просвечивали через тонкую бумагу. Читая такую книгу, вы быстро устанете.
В «цифре» есть свои нюансы: дизайнер заботится, чтобы вам не приходилось бегать глазами по большому экрану, чтобы абзацы отличались от межстрочных интервалов, а переход на новую строку не осложнял чтение.
Инструмент маркетинга
При упоминании Apple перед глазами всплывает надкушенное яблоко, а вспоминая Сбербанк, мы представляем себе зелёный логотип. Графический дизайн служит для узнаваемости брендов и их продвижения на рынке.
Фирменный стиль
У каждой серьёзной компании есть логотип. Однако понятие фирменного стиля гораздо шире: это набор цветов, шрифтов, паттернов и правил их сочетания между собой. Целый комплекс графических элементов позволяет поддерживать образ бренда.
Хороший фирменный стиль разрабатывается как минимум на пять лет, если компания планирует долго жить. Поэтому такая графика в меньшей степени подвержена влиянию трендов, чем реклама или веб-дизайн.
Дизайн фирменного стиля обычно представляют в формате брендбука. Это краткое руководство, в котором показаны допустимые и недопустимые варианты использования логотипа, гармоничные сочетания цветов, шрифтовые пары и другие рекомендации. Также в брендбуках представляют дизайн основных носителей — он может иметь специфические особенности в зависимости от необходимой формы или размера.
Что дают логотип и фирменный стиль? Во-первых, они создают позитивный образ бренда в головах потребителей, сотрудников и партнёров. Во-вторых, они позволяют привести к единообразию все брендированные продукты и упростить текущие дизайнерские задачи.
Наружная реклама и полиграфия
Разработка рекламы — это более креативная область графического дизайна. Рекламные кампании меняются быстро, так что строгая лаконичность и планирование на годы вперёд здесь не требуются.
Цель рекламы — продать конкретный товар определённому сегменту целевой аудитории в заданные сроки. И первая задача на пути к этой цели — привлечь внимание зрителя, удивить его чем-то ярким и необычным, заставить задержать взгляд.
Дизайн рекламы — это маркер нашего времени, потому что он очень быстро меняется в зависимости от моды. Если вы посмотрите на фотографии двадцатилетней давности, архитектура или даже одежда людей могут выглядеть вполне современно, а плакаты и баннеры будут старомодными.
В рекламе используют модные графические приёмы и декоративные шрифты, чтобы выделить сообщение на фоне других. Но за счёт эксплуатации трендов реклама недолговечна, и каждый раз дизайнерам приходится искать новые способы удивить публику.
Продвижение в интернете
Среднестатистический городской житель не расстаётся с гаджетами. Если лет двадцать назад почти любой графический дизайн готовили под печать в типографии, сейчас это далеко не так. Рекламные баннеры на сайтах, оформление сообществ в соцсетях, лендинги и продающие сайты пользуются огромным спросом.
Не нужно быть гуру в технологиях, чтобы создавать красивые посты или рекламу для интернета. А вот при разработке целого сайта (этим занимаются веб-дизайнеры) пригодятся даже знания в программировании.
С одной стороны, интернет упростил работу дизайнерам: не нужно заниматься предпечатной подготовкой. С другой стороны, на первый план выходят другие важные критерии — например, размер файла и лёгкая читаемость картинки с любого экрана. Также интернет открыл для рекламы возможности анимации: моушн-графику активно используют и в соцсетях, и на сайтах.
Элемент цифровых и печатных продуктов
Графический дизайн помогает доносить до людей информацию и продвигать продукты. Но иногда он может являться непосредственно частью продукта. Посмотрите, что изображено на ваших обоях, любимой футболке или чехле смартфона. Технологии печати позволяют работать с любыми материалами, поэтому печатные принты заменили нам вышивку и роспись.
Теперь вспомните заставку с титрами к вашему любимому сериалу или меню приложения на телефоне, которым вы ежедневно пользуетесь. К этим продуктам графические дизайнеры тоже приложили руку.
Чем сложнее задача, тем больше компетенций требуется для работы. В широком смысле к графическому дизайну можно отнести и иллюстрацию, и 3D-моделирование, и анимацию, и веб-разработку. Все эти сферы связаны с созданием графики.
Многие дизайнеры обладают компетенциями в смежных областях, но объять всё невозможно. В узком смысле под графическим дизайном принято понимать создание статичной графики для печати или размещения в сети. Некоторые сужают свою специализацию ещё больше и занимаются тем, чем душе угодно, — например, исключительно логотипами или вёрсткой.
Хотите овладеть навыками для создания фирменного стиля, рекламных креативов и визуальных коммуникаций? Записывайтесь на наш курс по графическому дизайну.
Истории успешных графических дизайнеров и их советы, как стать
арт-директором студии за полгода и найти свой уникальный стиль, — в этом материале.
Что такое графический дизайн
Когда один человек или компания хотят донести свою идею до общества, им нужен визуальный язык, который называют графическим дизайном. Простыми словами это процесс визуального общения с людьми. С помощью графического дизайна объясняют новое, пропагандируют, вызывают эмоции, делают из простого сложное, а из абстрактного — конкретное и понятное для восприятия. В статье мы расскажем об основах графдизайна: как он появился, что представляет собой сейчас, какими терминами оперирует, и как дизайнер создает продукт.
Основное из истории графического дизайна
Пещерные времена. Наскальные рисунки — первый графический дизайн в мире. Когда люди не умели писать, они общались друг с другом с помощью картинок. Древние люди визуализировали ситуации, эмоции и истории — то есть, были интуитивными графическими дизайнерами, сами того не подозревая.
Язык и алфавит. В 3300—3000 году до н.э. шумеры решили общаться с помощью пиктограмм. Они схематично изображали объекты в виде картинок. С годами картинки превратились в алфавит.
Первые книги. В VI в. китайцы научились запечатывать шелк узорами и сюжетными рисунками — они стали прообразами современных паттернов. В 1040 году в Китае появилась примитивная печатная машинка с подвижными литерами, а в 1439 году Иоганн Гутенберг изобрел похожую машинку в Европе и сделал книги и отпечатанные на бумаге изображения доступными для всех. Технологию книгопечатания считают самым важным событием в истории рекламы, так как она коммерциализировала дизайн.
Промышленная революция и первая студия дизайна. В период с 1760 по 1840 гг. появилась литография — перенос цветных чернил с печатной формы на бумагу. В 1903 г. венский банкир, художник и архитектор объединились и открыли мастерские, где художники и дизайнеры создавали на заказ посуду, мебель, украшения и рекламу.
Интернет и гипертекст. В 1984 году появились первые персональные компьютеры, которые быстро вытеснили аналоговые процедуры, связанные с коммерческим рисованием и печатью. С появлением интернета работа дизайнера стала тесно связана с созданием цифровых изображений, оформлением сайтов и компьютерных программ.
Современный графический дизайн
Современный графический дизайн нужен для продажи продуктов через визуальные образы и для создания комфортной окружающей среды. Примеры работ современного графдизайнера — рекламная вывеска, иллюстрации для книги, пользовательский интерфейс программы, упаковка для товара, фирменный стиль для компании.
Задача графического дизайнера — сделать продукт одновременно:
коммерчески успешным — люди должны узнавать товар и предпочитать его продуктам конкурентов;
вызывающим у потребителей нужные заказчику эмоции;
удобным для целевой аудитории.
Еще графическому дизайнеру нужно знать, как сделать коммерческий продукт необычным модным, чтобы помочь заказчику опередить конкурентов и задать новый тренд.
Термины графического дизайна
Графический дизайн — это сравнительно молодая профессия, полная терминов и сленга. Чтобы общаться друг с другом и с заказчиками, графдизайнеры пользуются такими терминами:
Фирменный стиль или айдентика — набор графических элементов, которые делают компанию узнаваемой и формируют отношение к ней со стороны социума. Фирстиль — совокупность сайта, сувенирной продукции, рекламных вывесок и полиграфии, корпоративной культуры, униформы и других элементов, которая редко меняется в течение жизни компании. Фирменный стиль включает логотип, шрифты, цвета, бланки корпоративных документов, визитки сотрудников, баннеры, листовки, сувениры и прочее.
Брендбук — каталог элементов фирменного стиля. Брендбуком пользуются при изготовлении рекламной, сувенирной и другой продукции, при оформлении помещений. В этом каталоге подробно описывают элементы фирстиля, стиль написания писем, ведения блогов и соцсетей.
Логотип — основной элемент фирменного стиля. Например, это название компании, набранное оригинальным шрифтом, который разработал графический дизайнер. Логотип транслирует людям «корпоративный дух», по нему компанию узнают с первого взгляда. От качества разработки логотипа зависит эффективность айдентики и успех компании.
Паттерн — фирменный орнамент из повторяющихся элементов. Паттерны делают фоном для текста или их используют отдельно. Например, печатают на униформе сотрудников или на упаковке продукции, используют в видеорекламе.
Растровые и векторные изображения. Растровые картинки состоят из тысяч точек, которые складываются в цвета и формы. Типичный пример растровой картинки — фотография, самый популярный графический редактор для работы с этим форматом — Adobe Photoshop. Векторные картинки — это набор точек, у каждой из этих точек есть координаты. Точки соединяются линиями, образуя формы. Формы оставляют пустыми или заливают цветом. Благодаря такому принципу рисования изображения можно увеличивать и уменьшать любое количество раз. Популярные программы для создания и редактирования векторных изображений — Corel Draw и Adobe Illustrator.
CMYK и RGB. Это цветовые режимы. CMYK — палитра с ограниченной цветовой гаммой, ее используют для печати полиграфии. RGB — все цвета, которые различает наш глаз. Не каждый принтер обладает достаточной цветопередачей для корректного переноса всех существующих в природе цветов на физический носитель.
Типографика. Простое определение типографики — это правила организации текста. Если текст организован красиво и сбалансировано, он запоминается людям, и на него приятно смотреть.
Чем отличается графический дизайн от дизайна в вебе?
Суть веб-дизайна — это оформление сайтов. Графический дизайн — общее название нескольких направлений: создание фирменного стиля и рекламы, разработка пользовательских интерфейсов, рисование иллюстраций, оформление издательской продукции, моушн-дизайн, создание комфортной среды.
Есть ли у дизайнеров профессиональный праздник?
С 1995 года всемирный День графического дизайна отмечают 27 апреля. Цель праздника — показать дизайнерам важность их работы в деле создания комфортной атмосферы для людей и побудить к поискам инновационных способов удовлетворения их нужд.
Праздник учредил Международный совет ассоциаций графического дизайна (Icograda). Каждый год эта организация объявляет тему для размышления. Графдизайнеры включаются в обсуждение и вместе решают, как справляться с проблемами индустрии.
Этапы разработки графического дизайна
Дизайнеры работают над продуктом так:
Определяют цель продукта. Они расспрашивают заказчика о том, каким он хочет видеть проект, заполняют бриф — опросник о целевой аудитории, ценностях и целях компании, конкурентных преимуществах, сильных и слабых сторонах продукта и других особенностях.
Создают идею. На этом этапе графический дизайнер разрабатывает концепт — зарисовывает идею будущего продукта без детализации, чтобы показать ее заказчику и обществу.
Выбор удачного направления. Заказчик и дизайнер решают, какую идею будут детализировать и использовать в дальнейшем.
Реализуют решение. Дизайнер открывает графический редактор и другие программы, прорисовывает идею и согласует правки.
Продукты графического дизайна
Графдизайнер создает полиграфическую и издательскую продукцию, сувениры, иллюстрации, анимацию, упаковки и этикетки, логотипы, визитки, сайты. Он же может проектировать интерфейсы приложений для ПК и мобильных устройств, создавать окружающую среду и товарные знаки.
Навыки графического дизайнера
Чтобы создавать успешные коммерческие продукты, графический дизайнер должен уметь:
находить интересные и экономически оправданные способы решения проблем;
расспрашивать заказчика до тех пор, пока не выяснится, что ему действительно нужно для решения задачи;
интерпретировать словесные описания заказчика в визуальные образы;
находить общий язык со смежными специалистами: фотографами, иллюстраторами, архитекторами, программистами;
рисовать от руки и фотографировать хотя бы на любительском уровне;
применять принципы теории цвета;
работать со шрифтами;
реализовывать идеи в цифровых графических редакторах из пакета Adobe Creative Cloud (Photoshop, Illustrator, InDesign) и в векторном редакторе CorelDRAW Graphics Suite.
Выводы
Графический дизайн — визуальный язык, с помощью которого идеи переходят из области мыслеформ в сферу реальных объектов, изображенных на цифровом или аналоговом носителе.
Цель графического дизайна — сделать продукт или информацию запоминающимися для потребителя.
Основные инструменты графдизайна — шрифт, цвет, форма.
Востребованный графический дизайнер должен уметь визуализировать идеи и находить оригинальные решения окружающих проблем.
Печатная графика в дизайне: техники, которые помогут найти свой уникальный стиль
Офсетные машины и принтеры — это, по историческим меркам, совсем недавние изобретения. Люди занимались печатью уже с IV века и вплоть до XX столетия делали это вручную. А многие дизайнеры и сейчас экспериментируют со старыми техниками — чтобы добиться уникальных графических эффектов.
Оттиски продают ограниченными тиражами, сканируют для интернета или для дальнейшей офсетной печати — эта ниша не такая узкая, как может показаться. Предлагаем познакомиться с основными техниками, которые применяют в коммерческих проектах.
Из статьи вы узнаете:
Пишет о дизайне в Skillbox, а в перерывах и сама орудует графическим планшетом. Влюблена в советские шрифты, японскую рекламу и русский язык.
Высокая, глубокая и плоская печать
Есть три способа получения оттиска: можно наносить краску на ровную плоскость печатной формы, в углубления на поверхности или на выступающие части. Соответственно, печать будет называться плоской, глубокой и высокой.
Высокая
Это самый популярный способ. Высокая печать наиболее простая в исполнении и позволяет создавать графику с чёткими очертаниями и предсказуемым результатом. На печатной форме делают углубления в тех местах, где нужны пробелы, на оставшиеся выпуклые элементы наносят краску — и прижимают форму к бумаге или ткани.
В качестве печатной формы современные иллюстраторы часто используют линолеум. Эта техника называется линогравюра. Материал мягкий, поэтому вырезание рисунка на нём не требует больших физических усилий. А ещё линолеум гладкий и позволяет избежать нежелательных искажений оттиска.
Альтернативный вариант — ксилография, это печать с деревянных форм. Обычно в работе используют твёрдые породы древесины: грушу, вишню, яблоню, дуб. Мягкие породы тоже подходят для печати, но у них низкая тиражестойкость: после нескольких нанесений краски форма начнёт размокать и разваливаться.
Для печати могут брать спилы дерева вдоль или поперёк ствола — это разные техники. Продольная ксилография технически проще. Торцовая — сложнее, но позволяет передавать более мелкие детали: в ней легче варьировать направления штрихов.
Для цветных иллюстраций берут несколько печатных форм — отдельную для каждого цвета — и оттиски с них делают последовательно.
Глубокая
Способ прямо противоположный высокой печати. На поверхности делают углубления и заливают в них краску, а выступающие части создают пробелы в изображении. Обычно в качестве печатных форм используют металлические пластины. Делать рельеф на них — крайне трудоёмкое дело. Поэтому в наши дни, при всём изобилии художественных техник, глубокой печатью занимаются только отдельные ценители.
Разновидностей глубокой печати много: углубления в металле могут процарапывать резцом, иглой или другими инструментами для получения разных эффектов. А одна из самых известных техник — это офорт, создание рельефа путём травления кислотами.