что такое говение в православии
Что такое говение, как говеть детям, больным и престарелым людям
Что такое говение
Слово «говение» происходит от индоевропейского корня «хава», имеющего значение «благоговейное принесение жертвы»; этим словом в практике Русской Православной Церкви издавна называется приготовление к Святому Таинству Причащения.
Говение продолжается несколько дней и касается как телесной, так и духовной жизни человека. Христианин должен приготовить себя к достойному принятию Святых Тайн. Ведь в Таинстве Святой Евхаристии под видом хлеба и вина мы вкушаем самое Пречистое Тело Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и Его Святую Кровь. Верующий и соучаствующий в Таинстве Божественной Евхаристии причащается Тела и Крови Богочеловека Иисуса Христа и через это таинственно соединяется с Ним. Это Таинство любви Божией есть общение, союз Бога с человеком, через который человек достигает своего обожения. В Таинстве Причащения осуществляются слова Христа Спасителя: Идущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем (Ин. 6, 56).
Во время говения телу предписывается воздержание, то есть телесная чистота и ограничение в пище — пост. Христос Спаситель постился в течение сорока дней, прежде чем начать Свое земное служение. Памятуя слова Господа к Своим ученикам, что они будут поститься, когда отнимется у них жених (Лк. 5, 35), постились все апостолы. Все праведники и подвижники христианской Церкви несли подвиг поста. «В пениих, бдениих же и пощениих образ быв твоим учеником. » — поется в тропаре преподобному Сергию, игумену Радонежскому. «Яко постников удобрение (украшение) и отцев красото. » — славит Святая Церковь преподобного Иосифа, Волоцкого чудотворца.
Пост очищает духовную сущность человека, способствуя живому восприятию мира духовного. Поэтому христианин неукоснительно соблюдает все посты, установленные Православной Церковью. А если приобщение в Таинстве Святой Евхаристии происходит вне установленных постов, то христианин должен говеть хотя бы три дня. Для тех, кто не может нести подвиг поста по причине болезни или слабости сил, пост может быть ослаблен или заменен другим послушанием — это решает священник.
Во время поста исключается пища животного происхождения, скоромная (от древнерусского «скором» — жир, масло): мясо, молоко, масло, яйца, а при строгом посте и рыба. Хлеб, овощи и фрукты употребляются в умеренном количестве. Ум не должен рассеиваться и отвлекаться на суетные, житейские обстоятельства. Апостол учит нас: Непрестанно молитесь (1Фес. 5, 17). А в дни приготовления к Причащению христианин должен усугубить свое молитвенное правило — кроме утренних и вечерних правил вычитывать еще и каноны.
Кроме этого, надлежит посещать все храмовые Богослужения, если позволяют обстоятельства.
В канун Причащения, послушав вечернее Богослужение в храме, нужно прочитать дома кроме молитв на сон грядущий (вечерних) каноны Спасителю (Иисусу Сладчайшему с акафистом или Покаянный канон), Пресвятой Богородице (Молебный Одигитрии — Путеводительнице или канон Ей по гласу Октоиха на повечерии), Ангелу-хранителю и канон дня седмицы (в воскресенье вечером, под понедельник,— Бесплотным Силам, в понедельник вечером, под вторник,—Предтече Господню Иоанну, под среду — Честному Кресту, под четверг — святителю Николаю с акафистом и святым Апостолам, под пятницу — Святому Кресту, под субботу — Акафист Богородице и каноны всем святым и заупокойный).
Читается также канон ко Святому Причащению.
После полуночи не разрешается есть, а также пить, ибо древнейшая благочестивая традиция, согласно с Церковным уставом, предписывает приступать к Таинству Причащения после совершенного поста.
Утром в день Причащения прочитываются утренние молитвы и Последование ко Святому Причащению, кроме канона, прочитанного накануне.
Все указанные каноны и молитвословия находятся в Молитвослове, а также в Правильниках и Канонниках.
Перед Причащением, согласно древней церковной традиции, необходима Исповедь, так как «пред принятием Святых Таин надобно войти в себя, осмотреть свою душу, нет ли в ней грехов, и если есть, то надобно очистить себя исповеданием и получить разрешение в грехах своих от имени Церкви» (святитель Иннокентий Московский).
Как говеть детям, больным и престарелым людям
Правила говения имеют обязательную силу преимущественно на здоровых членов Церкви. Дети, больные и престарелые, которые не могут говеть по уставу, не лишаются матернего благосердия Церкви, действующей в любвеобильном духе своего Владыки и Господа.
Дети до семи лет не говеют и не исповедаются. Пожилые, больные люди, дети (до 14 лет), а также беременные женщины освобождаются от строгого поста во время говения. Однако обо всем этом следует посоветоваться со священником, но не решать ничего самостоятельно.
Понятие о говении
Да искушает человек себе, и так от хлеба да ест, и от чаши да пьёт ( 1Кор. 11:29 ).
«Памятование о своих грехах такое благо, что блаженный Павел всегда выставлял наружу даже те вины свои, которые были уже заглажены». Златоуст к Стелехию о сокрушении в слове втором, 14.
Говение, по уставу Православной Церкви, для нас, принадлежащих и послушных ей, есть время священнейшее и спасительнейшее. Говеть значит ввести себя в подвиг особенного высшего благоговения или благоугождения Богу и обновления нашего благодатного и спасительного для нас служения Ему. Благоугождать Богу есть всегдашняя наша обязанность, которую мы можем и должны исполнять и тщательным, безкорыстным послушанием закону и совершением дел своего звания. Ибо Слово Божие повелевает нам – все творить во славу Божию ( 1Кор.10:31 ). Но это служение и благоугождение Богу не есть особенное и исключительное для Бога, а есть общее с угождением и служением нашим временным и видимым нуждам, и, сколь бы ни было полезно и важно, не есть еще говение. Можем и должны служить и благоугождать Богу и обыкновенными делами благочестия, например: быванием во храме Божием при Богослужении, хождением на поклонение святыне, чтением священным и духовным, постом, молитвою и вообще поведением благочестивым и христианским. Это служение Богу хотя более особенно и прямо для Него, но и оно приличествует обыкновенному поведению Православного христианина, и не есть еще говение. Говение не есть ни праздник обыкновенный, хотя оно в сущности своей есть истинное торжество веры и благочестия, не есть ни пост обыкновенный, хотя и не бывает без поста. Говеть, значит сколько можно исключительнее поставить себя пред лицем Божиим, единственно зреть пред собою Бога, пребывать в Боге, чтобы себя, яко образ и подобие Его, безпрепятственнее и безпристрастнее сличить, поверить с первообразом, открытым нам в Боге и Господе нашем Иисусе Христе, исправить и освятить для Его славы и своего блаженства в Нём.
Говение собственно ведет нас к обновлению и освящению нашего благодатного служения Богу во Иисусе Христе, но истинным освящением этого служения высоко и благотворно обновляется и утверждается союз наш и с ближними. Ибо наши неправды пред Богом, подвигом говении открываемые нам и изглаждаемые, суть неправды и против наших ближних, против всей природы, среди коей каждый из нас есть звено, не отдельное от прочих существ.
Духовное исключительное поставление себя пред лицем Божиим и зрение пред собою единственно Бога необходимо требует особенного времени для говения и в это время – строжайшего изъятия себя из круга обыкновенной жизни, или уединения. Из этого строжайшего изъятия и удаления себя от развлечений жизни обычной, для безпрепятственного пребывания в Боге, должны образоваться в нас чувствования и упражнения во время говения. Сии упражнения, по руководству Православной Церкви, состоят в посте, молитве, самоиспытании, покаянии, причащении и сообразном сим упражнениям последующем поведении.
Источник: О говении. Санкт-Петербург, печатано во Французской типографии, 1850 г. 92 с.
Говение
Фото: Saint-Petersburg Theological Academy
Источник: flickr.com
В современном русском языке слово «говение» почти не используется. Его фактически заменило собой слово «пост». Хотя в смысловом плане «пост» значительно «говению» уступает. Потому что пост или иначе пощение это воздержание от еды. А вот говение. Об этом мы с вами и поговорим.
Впервые с тем, что такое настоящее «говение», я столкнулся, читая книгу «Лето Господне» Ивана Шмелёва. Главный герой, юный Шмелев, общается со своим воспитателем плотником Горкиным. И вместе с ним решает в Великий пост говеть. Заметьте — не поститься, а именно говеть. Для этого он не только ограничивает себя в еде, но еще и начинает часто посещать богослужения. Карманные деньги юный Шмелев жертвует нищим. Таким образом, «говение» в традиционном церковном понимании совмещало в себе несколько вещей — пищевой пост, молитву и дела милосердия. Слово «говение» попало в церковнославянский язык из санскрита. Там «го» означало «духовное исправление», а «гу» — глагол, в переводе значащий «жертвовать». Говеющий человек, жертвует чем-то (например, житейским комфортом) из любви к Богу и так исправляет свои духовные недостатки. Говение дало жизнь и другим словам, забытым в наши дни. Например, наши предки в речи использовали глагол «говенствовати» — в переводе «почитать, чтить». «Говейным» называли достойного уважения человека. В современном русском языке мы используем филологических родственников говения — слова «благоговение» и «благоговеть».
Итак, запомним, что в переводе на русский язык церковнославянское слово «говение» означает «пищевой пост, сопровождаемый молитвой и делами милосердия».
Смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.
Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.
Значение слова «говение»
Говение близко по смыслу со словом пост, однако акцентирует своё внимание не на самом неядении, а на трепетной, почтительной, внимательной подготовке к началу праздника (Рождества или Пасхи). Говение является однокоренным слову благогове́ние (лат. reverentia) (Пс. 21:24; Еккл. 8:12; Ис. 29:13; Евр. 5:7; Евр. 11:7; Евр. 12:28), что означает страх, уважение и почтение.
При этом из Священного Писания, сочинений Отцов Церкви и церковных канонов не следует обязательное соблюдение поста перед причастием. Для регулярно участвующих в этом таинстве достаточно соблюдения регулярных постов, установленных церковью (среда, пятница, Великий, Рождественский, Апостольский (Петровский) и Успенский посты и прочие постные дни года).
Феофан Затворник в 10-м письме о духовной жизни описывает 3 шага говения: удаление от мира (одиночество для рассмотрения самого себя), раскаяние и причастие. К проявлениям («подвигам») говения Феофан относит «хождение в церковь», «домоседство» (молитва, чтение (духовной литературы), размышление).
Производными от слова говение в литургической практике встречаются слова «за́говение на мясо», или на какой-либо многодневный пост и «ро́зговение» — выход из многодневного поста. В эти дни бывает «ве́лие утешение» (обильная трапеза).
гове́ние
1. действие по значению гл. говеть
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова бюрократизировать (глагол), бюрократизировал:
Постное письмо № 3. Говеть или поститься?
Архимандрит Савва (Мажуко)
Разговор о посте надо бы начинать с терминов, с «постной лексики». Здесь три самых известных корня: существительное «пост», глаголы «поститься», «говеть», прилагательные «постный» и «скоромный».
Сначала о приятном. «Скоромный» — последнее в списке. Наше слово, славянское, родственное к слову «корм». Скором – «жир, жирная пища, масло». От него кокетливое «оскоромиться», «скоромная пища», просто «скоромное». Уже не первый век проникает в светскую лексику церковная: «скоромный взгляд», то есть нескромный, животный, похотливый; «скоромная книжонка», «скоромные мечты». Кажется, ничего дурного в жирной пище нет, а без сливочного масла вообще тускнеют краски жизни. Но наши предки заимствовали эту кулинарную образность, чтобы подчеркнуть липкость греха, постыдных наклонностей, нужду в обуздании всего этого скоромного буйства.
Наше родное слово «пост», оказывается, вовсе и не родное. По одной из версий заимствовано из древневерхненемецкого fasto. Люди, «испорченные» английским языком, сразу припоминают fast или fasting, в значении «пост», «поститься». В слегка изменённом виде это слово с тем же значением есть и в других германских языках. Особо продвинутые даже вспомнят обнадёживающее to break fast – «разговеться». А вот глагол «говеть» исконно славянский – проявлять уважение, воздавать честь. Этот корень мы слышим в глаголе «благоговеть», то есть относиться с глубочайшим почтением. Хочется помянуть еще и забытое прилагательное «говейный». Было такое выражение «говейный отрок» — так называли юношу до вступления в брак, и значило это – чистый, нетронутый, незапятнанный.
Скажете «поститься» и «говеть» — синонимы? Не совсем. Если глагол «поститься» ставит акцент на воздержании от пищи, то слово «говеть» выдает некий внутренний трепет, эмоциональную взволнованность святыней, чувство глубокого уважения.
Поститься — это снаружи, внешнее действие, некоторая форма, ритуальность, поза.
Говеть — это глубоко внутри, очень лично, предельно волнительно.
Пост — бледное лицо, тихий голос, сухой ответ, сдержанная речь, сознательное эмоциональное самоумерщвление.
Говеть — горящий взгляд, готовность к действию, живая сосредоточенность, решительная бодрость – «отверзлись вещие зеницы, как у испуганной орлицы».
Поститься – пепел. Говеть – пламя.
Можно говеть, но не поститься.
Можно поститься, но не говеть.
Воздержание от пищи еще не свидетель того внутреннего горения и чистой взволнованности, которая и является стержнем религиозного чувства. Но этот внутренний «страх и трепет» не может долго оставаться без воплощения в поступке или ритуале. Он просится об-наружиться. Чем сильнее чувство, тем большей оно требует означенности. Ему неодолимо хочется разродиться в действие и знак, обозначить себя. Как влюбленного юношу тянет к подвигу и невероятным поступкам, так и человека, по-настоящему взволнованного Истиной, влечёт к чрезвычайному проявлению этого чувства. Из этой внутренней взволнованности и родились все наши обряды, ритуалы и духовные практики.
В самом по себе воздержании от пищи нет ничего оригинального. Это некий культурный знак, универсальный, всечеловеческий, не являющийся принадлежностью или изобретением какой-то одной религии или народности. От пищи отказывались и индусские аскеты, и иудейские пророки, и сицилийские пифагорейцы, а сегодня еще и политические деятели, и мнительные актрисы. Каждый вносит своё значение в эту универсальную форму.
Всем хорошо понятно, почему держал голодовку Махатма Ганди или зачем предается диете фотомодель. Зачем христиане воздерживаются от пищи в период Великого поста? Почистить организм? Не смейтесь, именно так часто толкуют наши посты светские люди. Слышал неоднократно. Самый простой ответ на вопрос «зачем верующие постятся», вы найдёте в Евангелии: «От избытка сердца говорят уста» (Лк 6:45). Избыток сердца требует подвига, поступка, знаковой оформленности. Избыток сердца естественно просится в нечто важное, но формально бесполезное. Христиане постятся не ради здоровья.
Пост – бесполезен, как бесполезны цветы. Но любящий может перевернуть весь город, потратить последние деньги, чтобы у его девушки был лучший в мире букет.
Говение – причина поста, то есть воздержания от пищи. Говение – горение, внутренний огонь веры, трепет благоговения. Чтобы поддержать жизнь этого огня, надо погасить все другие пожары, устранить все окрестные задымления. Этого трепета ищут в опыте поста. Внешние усилия, то есть постное воздержание, формальная, сухая дисциплина помогают это внутреннее горение усилить.
А если нет горения? Не смущайтесь. Всё есть. И именно простая постная дисциплина помогает этот заброшенный и едва теплящийся огонёк обнаружить и оживить.