что такое готовый арендный бизнес
Аренда бизнеса
Аренда бизнеса. Что это? Этапы сделки. На что обратить внимание в договоре. Особенности.
Аренда бизнеса может вызывать интерес по разным причинам: это и экономия на старте за счет отсутствия необходимости выполнения бюрократических формальностей и поиска клиентов, и возможность попробовать свои силы в новом деле без риска больших потерь.
Вопросы терминологии: что понимается под арендой бизнеса
Такого понятия как «аренда бизнеса» в российском законодательстве нет. Ближе всего по смыслу «аренда предприятия». Этот договор регулируется подразделом 5 главы 34 Гражданского кодекса РФ. Под предприятием понимается имущественный комплекс, включающий как активы, так и пассивы. Но лицензии в этот комплекс не входят.
Договор аренды предприятия заключается на практике крайне редко, так как это очень неудобная правовая конструкция. Законодатель императивно требует, чтобы этот договор был зарегистрирован в регистрирующих государственных органах, кроме того, необходимо известить кредиторов компании. Также помимо активов к арендатору переходят и долги, обязательства (кроме обязательств перед бюджетом).
Однако, предложения об аренде действующего, готового бизнеса можно встретить в информационном пространстве достаточно часто и они востребованы. На рынке особенно популярны следующие варианты:
Как же заключается в этом случае договор аренды бизнеса на практике? Нетрудно заметить, что все представленные варианты предполагают объекты недвижимости с определенным оборудованием.
Поэтому заключается просто договор аренды помещения и оборудования. С сотрудниками перезаключаются трудовые договоры. Клиентская база, как правило, привязана к определенному месту или к определенному мастеру, и также арендодатель предлагает сформированную базу поставщиков, которым также выгодно сохранить партнера. И с ними также оформляются новые договоры.
Этапы сделки
Чтобы аренда бизнеса была выгодной, нужно правильно подготовить и провести сделку, грамотно составить договор аренды, включить в него подходящие условия. Хотя предпринимательские риски остаются и в этом случае, но юридические и финансовые значительно снижаются.
Основные этапы сделки:
Если помещение в аренду сдает организация, стоит проверить полномочия подписанта (достоверное руководителя компании можно установить по выписке из ЕГРЮЛ). При этом всегда лучше работать только с оригиналами документов.
На что обратить внимание в договоре
При разработке и подписании договора стоит учесть, что законодатель многие вопросы позволяет сторонам регулировать самостоятельно. Особое внимание следует обратить на следующие пункты договора аренды помещения:
— размер арендной платы. По умолчанию в него не входят коммунальные затраты, но можно договориться и об обратном. Поэтому вопрос оплаты этих услуг (включая уборку и охрану) стоит урегулировать отдельно;
— возможность увеличения арендной платы. Законом арендодателю предоставлена возможность повышать ее раз в год, если договором не предусмотрено иное. Не стоит соглашаться на более частый пересмотр арендной платы, а также подписывать дополнительные соглашения к договору чаще раза в год, также можно попытаться обговорить процент повышения;
— согласование и оплата неотделимых улучшений. Неотделимые улучшения (ремонт и т.д.) подлежат компенсации только в случае их согласования с арендодателем. Также не стоит начинать ремонт заранее, до подписания договора;
— вопросы расторжения договора. По закону арендодатель вправе выселить арендатора через суд при наличии серьезных нарушений договора, если иное не согласовано сторонами. Поэтому не стоит соглашаться на включение условия о возможности расторжения договора без обоснования причин в любое время. В то же время арендатору выгоднее, чтобы у него было право съехать без объяснения причин, если бизнес «не пошел»;
— преимущественное право на продление договора. Выгоднее заключать договор на 11 месяцев, без госрегистрации. Но стоит подстраховаться и включить условие о преимущественном праве арендатора;
Отдельно стоит упомянуть о том, что все арендуемое имущество нужно тщательно проверить перед подписанием договора. Конечно, скрытые недостатки закон позволяет предъявить и позже, но может возникнуть спор, являются ли они скрытыми. Стоит также рассмотреть вопрос сопровождения сделки, проверки документации и объекта специалистами.
Давид Гликштейн, менеджер. Пишу статьи, ищу интересную информацию и предлагаю способы ее практического использования. Верю, что благодаря качественной юридической аналитике клиенты приходят к юридической фирме, а не наоборот. Согласны? Тогда давайте дружить на Facebook.
В случае, если Ваш судебный спор или иной спор, договорная работа или любая другая форма деятельности касается вопросов, рассмотренных в данном или ином нашем материале, рекомендуем проверить и убедиться, что Ваша правовая позиция соответствует последним изменениям практики и законодательству.
Мы будем рады оказать Вам юридическую помощь по поводу минимизации юридических рисков и имеющимся возможностям. Мы постараемся найти решение, подходящее именно для Вас.
Звоните по телефону +7 (383) 310-38-76 или пишите на адрес info@vitvet.com.
Наша юридическая компания оказывает различные юридические услуги в разных городах России (в т.ч. Новосибирск, Томск, Омск, Барнаул, Красноярск, Кемерово, Новокузнецк, Иркутск, Чита, Владивосток, Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Самара, Челябинск, Ростов-на-Дону, Уфа, Волгоград, Пермь, Воронеж, Саратов, Краснодар, Тольятти, Сочи).
Предлагаем своим клиентам наши юридические услуги по следующим направлениям:
Наша юридическая компания оказывает различные юридические услуги в разных городах России (в т.ч. Новосибирск, Томск, Омск, Барнаул, Красноярск, Кемерово, Новокузнецк, Иркутск, Чита, Владивосток, Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Самара, Челябинск, Ростов-на-Дону, Уфа, Волгоград, Пермь, Воронеж, Саратов, Краснодар, Тольятти, Сочи).
Будем рады увидеть вас среди наших клиентов!
Звоните или пишите прямо сейчас!
Телефон +7 (383) 310-38-76
Адрес электронной почты info@vitvet.com
Юридическая фирма «Ветров и партнеры»
больше, чем просто юридические услуги
Арендный бизнес сегодня, или приключения современных рантье
Арендный бизнес – что это такое? Это бизнес в сфере недвижимости, который хоть и не относится к числу самых доходных и быстро окупаемых, уступая по этим показателям, например, предприятиям быстрого питания или ломбардам, все же представляет собой довольно прибыльный вид деятельности. В настоящее время средняя годовая доходность арендного бизнеса в Москве составляет 11-15%, а срок окупаемости колеблется от 6 до 15 лет.
Плюсы арендного бизнеса
Арендный бизнес имеет три неоспоримых преимущества перед другими. Первое – стабильность. Какие бы кризисы не бушевали вокруг, спрос на коммерческую и жилую недвижимость будет всегда. Конечно, возможны его колебания, но, как показывает статистика изменений арендных ставок за последние 20 лет, периоды их падения в крупных городах всегда краткосрочные – максимум 2-3 года.
Второе преимущество арендного бизнеса – надежность. Покупка недвижимости – это вложение, которое в среднесрочной и долгосрочной перспективе не подвержено риску обесценивания.
И третье – это один из немногих видов предпринимательской деятельности, который позволяет получать пассивный доход. Это не значит, что вам совсем ничего не придется делать, но вы будете избавлены от ежедневной суеты, постоянного напряжения физических и эмоциональных сил.
Во что принято вкладываться?
Существует три вида арендного бизнеса – это сдача в аренду земли, жилья и коммерческих помещений. Первый вид у нас пока развит слабо и используется главным образом в сельском хозяйстве.
На рынке коммерческой недвижимости в Москве заканчивается кризис, который привел к падению арендных ставок на 10-30% в разных сегментах в сравнении с 2013 годом. Тем не менее массового «сброса» объектов коммерческой недвижимости не произошло. Уже по итогам 2017 года был отмечен небольшой рост арендных ставок, эксперты прогнозируют развитие этого тренда и в целом дальнейшую активизацию рынка. В совокупности перечисленные выше факты говорят о том, что начался довольно благоприятный период для инвесторов.
Уровень доходности арендного бизнеса
Если рассматривать сегменты этого рынка со стратегической точки зрения, то по мнению таких авторитетных на рынке коммерческой недвижимости компаний, как Knight Frank и JLL, доходность вложений в офисы и торговые помещения составляет в среднем 9-10,5%, в складские чуть выше – 11-12,5%. Но в любом случае надо рассматривать конкретный объект.
Скорее всего нет смысла вкладываться в офисное помещение в крупном бизнес-центре, в котором есть не только продажа, но и аренда от собственника или застройщика. В этом случае большинство потенциальных арендаторов предпочтут снимать помещение непосредственно от застройщика.
Но иногда случается так, что новый бизнес-центр привлекателен для арендатора со всех сторон: тут и отличная транспортная доступность, и шикарная отделка, и все самые современные инженерные системы, и богатейшая инфраструктура, но есть одна маленькая проблемка. здесь нет аренды. Застройщик просто-напросто предпочитает не связываться с арендой и все помещения продает. У того, кто хочет открыть свой офис именно в этом месте, только два пути: или самому купить помещение, вложив сразу приличную сумму денег, или найти рантье, купившего подходящее помещение, и арендовать уже у него. На таких «особо сладких» объектах доходность вложений в арендный бизнес может достигать 12, а в некоторых случаях и 14%.
Примером может служить Деловой центр Jazz от компании Sminex. Здесь есть все: это и идеальное расположение на первой линии Третьего транспортного кольца, и близость к метро, до которого всего 200 метров, и шикарная отделка с применением глазурованной терракоты, натуральной керамики, травертина, латуни и дерева. Одним словом, все, что нужно для солидного представительского офиса. все, кроме аренды. Вложение в такой объект с высокой долей вероятности оправдает ваши надежды.
Продажа представительских офисов в деловом центре Jazz, улица Сущёвский Вал © Фото с сайта jazzkvartal.ru
Готовый арендный бизнес – минимум проблем
Подыскивая коммерческую недвижимость, необходимо рассмотреть как «нулевые» варианты – только что построенные или пустующий объекты, так и объекты, которые уже имеют арендаторов.
В первом случае стоимость недвижимости будет ниже, и, кроме того, вы сможете отремонтировать и обустроить помещения по своему вкусу, различными способами придать им более высокий статус.
Во втором случае вы покупаете уже готовый арендный бизнес (ГАБ), который не требует дополнительных вложений в ремонт, мебель, оборудование, поиск арендаторов, рекламу. Этот вариант предпочтительнее для новичков в арендном бизнесе.
Готовый арендный бизнес в квартале «Парк Мира» – доходность от сдачи в аренду до 18% © Фото с сайта park-mira.ru
Минусы арендного бизнеса. А куда без них?
И последнее. При покупке коммерческой недвижимости, особенно если у вас нет подобного опыта, нужно быть очень внимательными и осторожными, поскольку в этой сфере все еще не редки случаи мошенничества. Наиболее часто встречаются предоставление поддельных документов, недостоверная оценка стоимости объекта. В случаях, когда приобретаются помещения с арендаторами, возможен ложный расчет экономической модели окупаемости, либо умалчивание, что арендатор требует снизить арендную ставку, или вообще собирается съехать.
Предположим, вы решили купить помещение свободного назначения в строящемся жилом квартале, чтобы сдавать его в аренду под магазин. Съездили на объект, посмотрели все корпуса и выбрали самое лучшее место (ну по крайней мере вам так казалось), мимо которого не пройдет и не проедет ни один житель. Казалось бы, это успех. Но прошло полгода, квартал продолжил строиться дальше, к нему проложили новую широкую дорогу, и шикарное расположение превращается во второстепенное, годное разве что для продуктового «магазина по соседству» на несколько домов.
Бизнес на первом этаже: как заработать на арендном бизнесе в 2021 году
Один из популярных у частных инвесторов способов заработка — сдача в аренду специально купленных квартир. Но в последнее время ставки аренды жилья в Москве не успевают за темпами роста цен на квартиры. Эксперты все чаще говорят, что покупка коммерческого помещения с точки зрения арендного дохода выгоднее покупки жилья — ставки аренды выше, а срок окупаемости вложений короче.
Как быть инвесторам в 2021 году? Эксперты рассказали, в чем особенности вложений в нежилые помещения на первых этажах многоквартирных домов, сколько стоят такие помещения в Москве и по каким ставкам их можно сдавать.
Сколько стоят помещения на первых этажах
Цены на нежилые помещения на первых этажах под размещение различного арендного бизнеса зависят от класса проекта, расположения, ликвидности помещения, метража и их возможного функционала. По оценке консалтинговой компании RRG, в Москве они начинаются от 200 тыс. руб. за 1 кв. м и могут превышать 500 тыс. руб. за «квадрат». Большие помещения будут стоить дешевле. Например, аренда площадей под фитнес-центр, частный детский сад или другое дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) обойдется от 100 тыс. до 160 тыс. руб. за 1 кв. м. Кроме того, стоимость нежилых помещений очень сильно зависит от самого ЖК и его местонахождения, цены могут начинаться от 90 тыс. руб. за 1 кв. м в отдаленных спальных районах столицы, говорит генеральный директор консалтинговой компании DNA Realty Антон Белых.
В отличие от квартир, цены на нежилые помещения почти не изменились за год, то есть они растут только по мере заселения конкретного комплекса: чем больше людей там живет и чем меньше в ЖК свободных помещений, тем выше цены на оставшиеся, пояснил Антон Белых.
Ставки аренды и доходность арендного бизнеса в новостройках
В помещениях торгового назначения арендные ставки выше, но и сроки окупаемости короче. Эксперты отмечают, что стрит-ретейл по уровню доходности на столичном рынке аренды занимает лидирующие позиции. Средний показатель по спальным районам достигает 10–12%, в центре — 8–10% со сроком окупаемости 10–12 лет, подсчитали аналитики. Но общей цифры для стрит-ретейла нет — каждое помещение уникально.
Несмотря на более высокую доходность помещений на первом этаже, это более сложный продукт, чем квартиры. Успех работы таких помещений на своего владельца зависит от совокупности факторов: назначения (офисы, торговля, услуги и т. п.), местоположения, планировки, транспортной доступности, окружения и других. Иногда неудачность даже одного из этих показателей делает покупку помещения невыгодной, поэтому покупателю стоит заранее все просчитать. Доход арендодателя зависит от ставки аренды, а не от вида бизнеса, размещенного на площадке, а размер ставки зависит от договоренностей сторон и работы консультанта, говорит Антон Белых.
Средние значения ставок аренды таких помещений сложно рассчитать, утверждают эксперты. Но в целом если говорить о новых жилых комплексах в столице, то, по оценке RRG, ставки варьируются в диапазоне от 25 тыс. до 60 тыс. руб. за 1 кв. м в год. Исключения составляют помещения в непосредственной близости от метро, для которых арендные ставки работают по законам классического стрит-ретейла и могут доходить до 100 тыс. руб. в год, и условно торговые помещения, которые, скорее, функционально ближе к офисным, где ставка аренды варьируется от 12 тыс. до 25 тыс. руб. за «квадрат» в год, пояснили аналитики компании RRG.
Наименьшие ставки аренды в столичных домах, которые расположены «в чистом поле» и реновационных пятиэтажках вдали от людских потоков, самые высокие — в ЖК около метро и в густонаселенных комплексах, отмечает Антон Белых. В среднем, по оценкам DNA Realty, речь идет о 1,5–3 тыс. руб. за 1 кв. м в месяц. Для сравнения: в ЖК «Новокосино-2» помещения сдаются по 0,8–1,2 тыс. руб. за 1 кв. м, а в ЖК ONLY — уже от 3,7 тыс. до 4,3 тыс. руб. за 1 кв. м. «Чем меньше площадь помещения, тем выше ставка — если в ЖК почти все помещения в среднем по 70–100 кв. м, то наиболее дорогим будет помещение 30–40 кв. м. Разница в цене за 1 кв. м может достигать 30%, так как такие помещения наиболее ликвидные и востребованные более широким числом арендаторов», — поясняет эксперт.
Наиболее востребованы сейчас помещения под алкомаркеты, аптеки, пекарни, продуктовые магазины или мини-маркеты, салоны красоты, маникюрные студии и барбершопы, говорит Антон Белых. По его словам, эти арендаторы всегда наиболее стабильные, платят самые высокие ставки аренды и арендуют площади на длительный срок, крайне редко съезжая, так как их бизнес востребован среди жителей ЖК.
«Часто на старте заселения помещения активно арендуют магазин стройматериалов и мебели. Но, как правило, через два года после заселения спрос на их товары падает — и они уходят, заработав и собрав все сливки с комплекса. Так что сдавать площади таким арендаторам можно, лишь понимая, что, скорее всего, через пару лет вам придется искать им замену, зато им можно накинуть надбавку к ставке за риск», — отмечает Антон Белых.
Читайте также
Кто покупает первые этажи для бизнеса
В основном покупатели площадей на первых этажах в новостройках Москвы — это частные инвесторы. Под свои нужды помещения также покупают супермаркеты, фитнесы, ДОУ, салоны, клиники, но они все равно расценивают покупку как инвестицию и прикидывают, за сколько можно сдать в аренду или перепродать помещение, если бизнес не пойдет, говорит руководитель департамента брокериджа коммерческой недвижимости компании RRG Светлана Ярова. С этим мнением согласен Антон Белых. По его оценке, более 80% помещений в новостройках покупается для сдачи в аренду, так как ведение бизнеса на собственных площадях актуально и экономически обоснованно лишь для небольшого числа бизнесов. Помещения для собственных нужд часто покупают стоматологии, медицинские центры, фитнес-центры, у которых очень большие сроки окупаемости и вложения в открытие, поэтому им очень опасно зависеть от договора аренды и прихотей арендодателя, поясняет гендиректор DNA Realty.
«Покупка помещений для собственного бизнеса актуальна лишь для тех, кто не планирует масштабировать сеть, а таких очень мало, так как на стоимость одного помещения в собственность можно открыть пять — десять точек по аренде и снизить сроки окупаемости вложений с семи — десяти до пары лет», — считает Антон Белых.
Читайте также
Какие помещения подходят для бизнеса
Инвесторам стоит обратить внимание на помещения в видовых, легко доступных зонах с красивой входной группой, рекомендует Светлана Ярова. Также, по ее словам, желательно, чтобы у помещения была удобная зона загрузки товара, достаточное количество кВт, которое позволит подключать различное электрооборудование, необходимое для бизнеса, высокие потолки, возможность выдержать достаточную нагрузку на пол (от 400 кг/кв. м) — такие помещение подойдут для широкого круга арендаторов, в том числе для размещения магазина. Важно также обратить внимание на перспективы развития района в целом, конкуренцию, сроки реализации, удобство планировки и возможность размещения востребованных бизнесов — магазина, кафе, клиники, аптеки и др., добавляет эксперт.
Наименее востребованы помещения с торца дома, с видом на лес, поле или свалку, магистраль без парковки и с шумовыми экранами, закрывающими обзор помещения, а также помещения со двора или с закрытой территории, считает Антон Белых. Также, по его словам, неинтересны помещения с подвалами, антресолями, на вторых этажах, менее интересны помещения без витрин, с множеством ступенек при входе или внутри помещения.
Антон Белых, генеральный директор консалтинговой компании DNA Realty:
— Никогда не стоит покупать помещения с кабинетной планировкой, это сразу ограничивает пул арендаторов и дает большой дисконт к ставке аренды. В панельных домах, увы, все помещения такие, поэтому я всегда рекомендую выбирать современные дома с зальной открытой планировкой и минимумом несущих стен. Идеально для сдачи подходят помещения с двумя входами, угловой витриной на две перпендикулярные улицы, только на открытой территории, без заборов и пропускного режима, с большим числом витринных окон и с местом под рекламу.
Также всегда интересны помещения напротив остановки транспорта, парковки, рядом с большим супермаркетом, поликлиникой, детским садом, въездом на паркинг, около выхода из метро или на самом въезде в ЖК, то есть около тех мест, где люди постоянно ходят или ездят. Для многих арендаторов важно наличие окон или второго входа со двора, но это уже опционально, как правило, в ЖК помещения небольшой площади вторым входом не оборудованы. Также выгодно покупать уникальные помещения с площадью меньше или больше остальных.
От редакции: настоящая статья не содержит предлагаемой стратегии инвестиций и имеет исключительно ознакомительный характер