что такое государственная работа
Государственная услуга и государственная работа: что делать?
«Руководитель бюджетной организации», 2013, N 1
В статье использованы материалы буклета «Федеральный закон N 83-ФЗ: основные положения, механизмы и инструменты», разработанного Минфином совместно с НИУ «Высшая школа экономики».
Предусмотренный Законом N 83-ФЗ порядок финансирования услуг (работ) бюджетных учреждений ставит во главу финансовых взаимоотношений учреждения с учредителем государственные (муниципальные) услуги (работы). Эти услуги (работы) заказываются у учреждения на нерыночной основе посредством установления государственного (муниципального) задания и оплачиваются по рассчитанной и утвержденной полной стоимости.
Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».
Согласно Закону N 83-ФЗ государственные (муниципальные) учреждения, помимо государственных (муниципальных) услуг (работ), оказываемых (выполняемых) за счет бюджетных ассигнований из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ, вправе осуществлять приносящую доход деятельность.
Дав больше самостоятельности новым государственным (муниципальным) учреждениям, Закон N 83-ФЗ наложил на них большую ответственность по своим обязательствам, регламентировав на законодательном уровне условия оказания государственными (муниципальными) упреждениями платных и бесплатных услуг (работ).
Какие услуги (работы) можно оказывать (выполнять)?
Учреждение может оказывать (выполнять) широкий спектр услуг (работ). Например, реализовывать образовательные программы, оказывать первичную медицинскую помощь, хранить архивные документы и т.д. Но все эти услуги (работы) должны соответствовать целям деятельности учреждения. Потребителями таких услуг являются физические или юридические лица, а также органы власти.
Услуги (работы), оказываемые (выполняемые) учреждениями в соответствии с Законом N 83-ФЗ, должны быть включены в перечень услуг.
В соответствии с п. 4 Постановления Правительства РФ от 02.09.2010 N 671 «О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания».
Примеры базовых (отраслевых) перечней:
Постановление Правительства РФ от 02.09.2010 N 671 «О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания» (вместе с Положением о формировании государственного задания в отношении федеральных бюджетных и казенных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания).
При этом показатели и положения ведомственных перечней не должны противоречить показателям базовых (отраслевых) перечней, но они могут быть дополнены и детализированы.
Вот как отражена работа «Проведение санитарно-эпидемиологических обследований, исследований, испытаний, экспертиз, токсикологических, гигиенических и иных видов оценок» в Базовом (отраслевом) перечне государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) федеральными государственными учреждениями в сфере здравоохранения, обращения лекарственных средств для медицинского применения, социального развития, труда и защиты прав потребителей.
Раздел II «Работы»
Ведомственные перечни услуг (работ) включают показатели качества, единицы измерения объема, категории потребителей, группы учреждений, оказывающих данные услуги (выполняющих работы).
Вот как расписана одна из вышеприведенных услуг в Ведомственном перечне Роспотребнадзора:
Минфин подготовил и направил в Правительство РФ поправки в БК РФ, в соответствии с которыми перечень государственных (муниципальных) услуг (работ) для государственных (муниципальных) учреждений формируется на основании базового (отраслевого) перечня государственных (муниципальных) услуг (работ), утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности.
Письмо Минфина России от 16.05.2011 N 12-08-22/1959 «Комплексные рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления по реализации Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».
И базовый, и ведомственный перечни имеют свои важные функции.
Базовые (отраслевые) перечни должны обеспечить единообразие предоставления аналогичных услуг во всех ведомственных перечнях.
Ведомственный перечень является основой формирования государственных (муниципальных) заданий на оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ подведомственным учреждениям.
Исходя из этого разработка указанных перечней осуществляется также в субъектах РФ и муниципальных образованиях, например Перечня муниципальных услуг (работ), предоставляемых муниципальными учреждениями г. Юбилейного Московской области, утвержденного Постановлением главы городского округа Юбилейный МО от 28.09.2011 N 456. Причем с учетом масштабов сети на уровне муниципалитетов разработчики зачастую ограничиваются формированием ведомственных перечней.
О различии понятий: услуга услуге рознь
Письмо Минфина России от 16.05.2011 N 12-08-22/1959 «Комплексные рекомендации органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления по реализации Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».
Закон N 210-ФЗ регламентирует предоставление государственных (муниципальных) услуг органами власти в ходе реализации ими своих функций при осуществлении возложенных на них или переданных с другого уровня полномочий (например, выдача разрешения на строительство, предоставление выписки из реестра недвижимого имущества).
Потребителями этих услуг являются только физические или юридические лица (за исключением государственных органов и их территориальных органов, органов государственных внебюджетных фондов и их территориальных органов, органов местного самоуправления).
Данные услуги предоставляются по запросам указанных лиц (заявителей) в соответствии с административными регламентами.
Кроме того, Закон N 210-ФЗ регулирует правоотношения при оказании услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных (муниципальных) услуг в контексте данного Закона (например, выдача справки о состоянии здоровья, которая необходима для получения государственной услуги «выдача водительского удостоверения»). Такие услуги могут оказываться заявителю в том числе на платной основе в соответствии с требованиями ст. 9 Закона N 210-ФЗ.
Статьей 10 Закона N 210-ФЗ предусмотрены требования к организации предоставления государственных (муниципальных) услуг в электронной форме.
Услуги, предоставляемые в соответствии с Законом N 210-ФЗ, подлежат включению в реестр государственных (муниципальных) услуг.
Положения Закона N 83-ФЗ применяются к услугам, которые оказывают не органы власти, а подведомственные им учреждения в рамках определенных для них заданий (например, реализация образовательных программ, оказание первичной медицинской помощи, хранение архивных документов). Потребителями таких услуг являются физические или юридические лица, а также органы власти.
Услуги, оказываемые учреждениями в соответствии с Законом N 83-ФЗ, включаются в перечень услуг. В этот перечень могут быть также включены государственные (муниципальные) услуги, содержащиеся в указанном выше реестре государственных (муниципальных) услуг и оказываемые учреждениями как необходимые и обязательные для предоставления государственных (муниципальных) услуг, а также услуги в электронной форме.
О платных и бесплатных услугах
Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
Статья 6 Закона N 83-ФЗ.
Правда, законодательство не содержит определения понятия «сверх задания». Это могут быть услуги (работы), не входящие в задание либо превышающие объем, установленный заданием. Последние скорее, поскольку только они могут предоставляться на условиях, одинаковых для бесплатных услуг.
Пункт 1 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях.
Более подробно тема раскрыта в статье К.Г. Чагина «Отдельные практические аспекты предоставления платных услуг и выполнения платных работ в бюджетных учреждениях», N 11, 2012.
Порядок определения платы за услуги бюджетного учреждения устанавливает орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения, если иное не предусмотрено федеральным законом (п. 4 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях).
Для автономных учреждений предусмотрено установление федеральными законами порядка оказания таких услуг (п. 6 ст. 4 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» ).
Так, п. 2 ст. 29 Федерального закона от 22.08.1996 N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» предусмотрено, что вуз согласует с учредителем объем таких услуг. При этом вуз самостоятельно решает вопросы по заключению договоров на оказание услуг, определению обязательств и иных условий.
Пункт 3 ст. 161 БК РФ, п. 4 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях, п. 7 ст. 4 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».
Пункт 1 ст. 24 и п. 3 ст. 14 Закона о некоммерческих организациях.
Следует заметить, что в федеральной нормативной правовой базе не существует определения, отвечающего на вопрос, какие виды деятельности следует считать основными. Большинство экспертов при определении основных видов деятельности предлагают ориентироваться на цели создания бюджетного учреждения (как уже говорилось, эти услуги должны содержаться в уставе бюджетного учреждения), а остальные услуги относить к неосновным видам деятельности.
«Я не понимаю, для чего нужна эта работа»: сколько зарабатывает госслужащая
Во Владивостоке
Каждый месяц мы находим среди читателей Т—Ж героев, готовых честно поговорить о своей профессии и доходах.
Юлия из Владивостока дослужилась до чина референта госслужбы Приморского края второго класса, но так и не смогла понять, в чем смысл ее работы. Она рассказала, чем занимаются работники госструктур, так ли хороши там зарплаты и почему чиновники не любят увольняться.
Выбор профессии
Мне всегда нравилось разговаривать с людьми, помогать им советом или просто выслушивать их проблемы, поэтому я выучилась на психолога. После университета пыталась работать по специальности, но, испробовав несколько вариантов, поняла, что пока слишком молода для этой профессии: она требует хороших психологических защит и житейской мудрости.
Недостаток и того и другого мне показала работа в брачном агентстве. Я консультировала мужчину преклонного возраста, и он своим тяжелым характером выжал из меня все соки. Тогда я поняла, что с консультированием стоит подождать.
После брачного агентства полтора месяца сидела без работы и прошла более 20 собеседований. Я искала что-то близкое моей специальности, поэтому многие заинтересовавшие меня вакансии были связаны с подбором персонала, но рекрутеры в один голос говорили, что это не мое. С другими местами тоже что-то не срасталось.
Моя мама когда-то за нищенскую зарплату работала в территориальном отделе социальной защиты. Она решила узнать о вакансиях в краевом департаменте труда и соцразвития. Оказалось, что одна женщина уходит в декрет с должности специалиста-эксперта.
Это было одно из самых быстрых собеседований в моей жизни. Мы немного пообщались с начальницей отдела, которую больше всего интересовал мой письменный русский язык, и мне сказали собирать документы.
Слабо верю в то, что на такие низкие должности кого-то берут по блату.
Разве что по знакомству могут рассказать о ставке и предложить пройти конкурс. Но никаких мифических очередей претендентов куда бы то ни было нет.
Сбор документов и их проверка заняли полтора месяца. Моя должность была самой маленькой в отделе, а зарплата первые шесть месяцев составляла 20 тысяч рублей. К тому моменту индексации не проводились уже три года.
Конечно, на других собеседованиях мне предлагали больше, но часто это была серая зарплата. К тому же мой папа давно хотел, чтобы я стала госслужащей, и очень обрадовался, когда у меня появилась такая возможность. Наверное, я несколько поддалась его влиянию.
была зарплата первые полгода
Суть профессии
Госслужащие в органах исполнительной власти в основном занимаются отчетной работой, контролируют подведомственные учреждения. У моего департамента это центр занятости населения и отделы соцзащиты.
За два года на госслужбе я так и не смогла четко сформулировать, чем же занимаюсь.
Моя работа — это постоянная бумажная волокита, однообразные отчеты, которые мы отправляем в Минтруд, Роструд и другие ведомства, а также ответы на обращения граждан. Это, кстати, самое интересное: люди пишут президенту, депутатам, губернатору и мэру, и, если в письме есть вопрос, связанный с работой, такое обращение попадает ко мне.
Был гражданин, который каждый месяц слал письма президенту, а ответ ему писала я: по закону ответы должен давать компетентный орган. Он был ужасно недоволен тем, что ему отвечает не президент, но ничего не поделать.
Конечно, люди часто жалуются на безработицу и низкую зарплату, тогда рассказываю им про центр занятости, рекомендую поискать работу на государственном портале «Работа в России». К сожалению, качество вакансий и там и там очень низкое, поэтому в последнее время я советовала смотреть предложения на коммерческих сайтах.
На госслужбе я смогла хорошо подтянуть юридические знания: часто приходилось обращаться к законодательству. Но я не понимаю, для чего нужна эта работа, какая от нее польза.
Я старалась применять свои психологические навыки, никогда не отвечала на обращения формально, пробовала созвониться с заявителем, уточнить его запрос, подсказать альтернативные пути решения проблем, хотя бы немного поддержать. Я пыталась предлагать что-то новое, чтобы облегчить жизнь людям. Но, к сожалению, за каждым нововведением следует гора отчетов, поэтому начальники такую инициативность не жалуют.
Если задаться целью, то на госслужбе можно быстро пойти на повышение, получать более конкурентную зарплату. Есть возможность дорасти до начальника своего отдела, перейти в другой, стать руководителем департамента или уйти в другой орган исполнительной власти. Для этого нужно участвовать в конкурсах на замещение должностей или на постановку в резерв.
Раз в три года все госслужащие проходят аттестацию, по результатам которой тебя также могут поставить в резерв. Это своего рода экзамен, на котором ты рассказываешь о своей работе, показываешь знания. Я проходила аттестацию всего один раз, и мне она показалась очень легкой, хотя многие ее почему-то боятся. Конкурс на постановку в резерв посложнее: тебе нужно знать весь закон о госслужбе, отвечать на вопросы по специфике должности, на которую претендуешь, — это трудно, ведь ты еще не занимался этой работой.
Рабочий день
Рабочий день — с 9 утра до 18 вечера, в пятницу — до 17. К опозданиям относятся по-разному: я работала в двух отделах, и в одном из них все было не слишком строго, начальница другого относилась к этому более требовательно. Никаких возможностей отследить время твоего прихода на работу нет, но всегда есть риск попасться на глаза руководству. При этом в течение дня мы всегда могли отвлечься на чай или болтовню с коллегами.
Вообще, у госслужащих ненормированный рабочий день: в случае острой необходимости ты обязан остаться дольше положенного времени, за это дают три дополнительных дня отпуска. Я редко задерживалась, но замечала, что старшее поколение приходит очень рано и остается допоздна. Мне кажется, им просто привычнее работать в более медленном темпе.
Первым делом нужно проверить почту и систему документооборота: туда приходят обращения граждан, запросы от других органов власти и сообщения от коллег. Редко бывает такое, что пришел какой-то документ и нужно все бросить и сегодня же им заняться: обычно времени достаточно. Например, на обращение нужно ответить в течение 30 дней, и иногда это действительно занимает целый месяц: бывает, гражданин задает много разных вопросов, тогда в подготовке ответа участвует несколько департаментов — или мы сразу привлекаем центр занятости, который начинает работу с человеком.
Бывают мероприятия с высшими чиновниками края, например обсуждение итогов года. Периодически нас собирает губернатор, чтобы обсудить, что делается, какие планы. Иногда нужно бежать в другое здание, чтобы срочно получить подпись губернатора или вице-губернатора. Но в основном все циклично: отчеты ежемесячные, ежеквартальные, годовые…
Место работы
Средний возраст госслужащих превышает 40 лет, многие из них уже на пенсии. В моем департаменте особенно высоко ценят молодых специалистов, потому что их мало. Когда я пришла на госслужбу, я была самым молодым сотрудником, позже появилась пара человек моложе меня. Мне ни разу не резали премию, с легкостью давали отпуск, всегда разрешали отойти на пару часов, если есть какие-то личные дела, и за два года я задержалась на работе всего раз пять. Такое отношение держало меня даже сильнее, чем зарплата. Я боялась, что в другом месте такого не будет.
Случай
Чтобы людям с инвалидностью проще было найти работу, государство компенсирует работодателям часть их зарплаты. Для этого компаниям нужно соответствовать определенным требованиям и собрать много документов. Я должна была проверять трудоустройство людей с инвалидностью: выезжать на места и фиксировать, что они действительно там работают. До сих пор сомневаюсь в эффективности таких проверок: можно ведь просто на пару часов посадить подставного человека на рабочее место. Но один случай доказал мне, что толк от такой инициативы есть.
В первый мой выезд мы проверяли трудоустройство парня с аутизмом. Он тогда почти не говорил, был сгорбленный и очень худой. Но когда мы приехали через год, я его не узнала: он поправился, выпрямился и стал разговорчивее. Вот так трудотерапия, общение с коллегами и клиентами пошли человеку на пользу.
Доходы
Моя месячная зарплата на руки составляла 35 000 рублей. Ежеквартально я получала столько же. Также к отпуску помимо отпускных раз в год дают материальную поддержку, она тоже примерно равна месячной зарплате. Я считаю, что для объема работы, который я выполняла, этого достаточно.
Со взятками на работе я никогда не сталкивалась.
Если их и дают, то на более высоких уровнях. Зато именно таким «низам» постоянно проводят лекции для «антикоррупционной профилактики». А еще мы все ежегодно сдавали декларации о доходах, на заполнение которых тратится много времени.
Наши подведомственные учреждения получают меньше, но пользы от них больше. Оба отдела, в которых я работала, курировали деятельность центра занятости населения. Он не только помогает людям найти работу или оформляет пособие по безработице, но и делает много других полезных штук. Например, там предлагают программы профессионального обучения, могут выдать около 70 тысяч рублей на открытие своего маленького дела, оказывают психологическую поддержку.
Подработки
Я пишу дипломы по психологии, госуправлению, менеджменту. Для меня это не только дополнительный доход, но и отдушина, ведь, когда работаешь над дипломом, нужно погрузиться в новую для тебя тему. Я пишу не от балды, трачу на это много времени. В худшем случае ко мне обращаются за пару месяцев до сдачи.
Начинала я с того, что просто дала объявление во Вконтакте. Занимаюсь этим уже два года, меня рекомендуют мои бывшие дипломники, поэтому с клиентами проблем нет.
На написании дипломов я заработала 100 000 рублей за четыре месяца. Правда, сейчас задумываюсь о том, чтобы поискать другие способы подработки.
удалось заработать за четыре месяца на написании дипломов
Расходы
Я живу с женихом в своей квартире. ЖКХ оплачивает он, все расходы на машину тоже лежат на нем.
Основные траты — это, конечно, еда. Я часто готовлю, люблю всякие интересные блюда — азиатскую кухню, пасты, куда нужен хороший сыр и морепродукты, — поэтому порой тратимся на всякие дорогие и качественные ингредиенты. На продукты в среднем уходит 10 000 рублей в месяц, плюс иногда я покупаю готовые обеды на работу, это еще 2000. Раз-два в месяц мы едим вне дома или заезжаем за пиццей, на это тратим около 2500. По 2000 нужно на медикаменты и на всякую бытовую приблуду. Одежда и косметика обходятся где-то в 5 тысяч, но тут все зависит от сезона: расходы могут быть и сильно больше.
С премии делаю большие покупки. Например, я купила кондиционер, хорошую обувь, подарки на юбилеи близких, занялась зубами.
В накопления идет то, что я заработала на дипломах. Изначально у меня не было какой-то финансовой цели, но скоро я выхожу замуж — все деньги уйдут на организацию свадьбы.
Экономия
Мне не приходится экономить. Если мои деньги заканчиваются — такое случалось всего пару раз, — то помогает жених. Раньше, когда он зарабатывал меньше, были и обратные ситуации, когда я его поддерживала.
Я никогда не покупала себе что-то, что было бы не по карману.
Всегда ждала либо премий, либо своего дня рождения. Да и в принципе не вижу большого смысла в дорогостоящих вещах: они не особо меня радуют, всегда можно купить более дешевый аналог.
Будущее
После новогодних каникул я окончательно поняла, что нужно менять работу. Даже ходила к психологу. Она помогла мне разобраться, показала, что у меня есть потребность в интеллектуальном развитии, а на госслужбе мне этого не хватает.
Я стала думать, какая работа может мне подойти. Вспомнила, что одна моя преподавательница делала судебные психолого-психиатрические экспертизы. И я загорелась этой идеей. Так удачно сложилось, что в бюджетную лабораторию судебных экспертиз нужен был эксперт-психолог. На вакансию я наткнулась на том самом сайте «Работа в России», про который узнала на госслужбе.
На собеседовании мне предложили зарплату в полтора раза меньше той, что у меня была, и сказали, что необходимо пройти годовое дистанционное обучение за их счет, только после этого я получу право подписи. Я подала заявление на увольнение и уже несколько месяцев работаю на новом месте, чему очень рада. Небольшая зарплата меня не смущает, потому что мой жених встал на ноги и я могу не так сильно переживать насчет денег, меньше тратить на продукты и больше — на себя.
На новом месте мой мозг начал работать, я изучаю кучу всего нового, раньше мне этого очень не хватало. Экспертное заключение — это всегда такая маленькая научная работа. Мне очень нравится мое новое занятие: есть ощущение, что мои знания и навыки здесь нужны и что я делаю что-то значимое.
Надеюсь, в будущем я стану классным экспертом и окончу магистратуру. Еще, конечно, грежу аспирантурой, поскольку мне нравится наука. Думаю, было бы здорово также заняться преподаванием. И, может, когда-нибудь мне хватит знаний и уверенности в себе, чтобы начать консультировать.
Профессии. Читатели делятся профессиональным опытом.
Государственный гражданский служащий – кто это?
Кто такой гражданский государственный служащий и кого мы можем называть таковым? В общем понимании – это работник, которому поручено исполнение обязательств и функций вышестоящими органами государственной власти. Служащие такого типа обладают высокой ответственностью, так как от выполнения тех или иных задач зависит эффективность работы соответствующей отрасли. Гражданским служащим предоставляется множество гарантий и прав, однако обязательства и требования также высоки. В представленной статье рассмотрим основные позиции по текущему вопросу, разберемся какими принципами руководствуются специалисты, какие имеются ограничения и многое другое.
Государственный гражданский служащий – кто это?
Нормативная документация и законодательные акты
На текущий момент в РФ существует целый перечень документов, которые определяют деятельность служащих. Рассмотрим 2 основных закона:
Важно! В отдельных статьях представлена информация, что основным документом, который регламентирует деятельность, остается Конституция Российской Федерации.
Статья 13 Федерального закона №79
Определения
Ранее, в советские времена, не было разграничений на государственных служащих и просто служащих. Представленные понятия обладали схожим правовым статусом – этому свидетельствовали и специализированные документы, в которых указывалось место работы и социальное положение в качестве рабочего, крестьянина или служащего. Следовательно, в представленную категорию включали всех, кто не подходил в прочие категории. Сюда попадали не только работники госучреждений, но и учителя, военные, врачи и даже некоторые работники других отраслей негосударственных структур.
Важно! Все общественные организации, профсоюзы и партийные люди относились к служащим.
В отдельные периоды отдельные представители науки пытались дать определение государственным служащим. Особо часто это возникало на фоне реформ конца 50-х годов прошлого столетия. Многочисленные попытки зачастую сводились к необходимости разделения понятия на узкую и широкую трактовку. В общем смысле в представленную категорию служащих относятся работники умственного труда, которые относятся к государственному управлению. Сюда относятся управленческие органы, армия, учреждения образования, медицина и так далее.
Важно! В узком профиле под представленным понятием необходимо определить профессионального управленца, который работает в органах властных структур.
В общем смысле государственными служащими ранее считались работники умственного труда, которые находятся на гособеспечении
На текущий момент такого разграничения нет – понятие приобрело четкую трактовку в соответствующем документе 1995 году. Здесь имеется полное определение направления деятельности, содержание функций.
Важно! Представленное понятие тесно переплетается с узким смыслом понятийного аппарата.
Что касается деления государственной службы, то она делится на три разновидности. В ФЗ No58, статье 13 представлена следующая трактовка: под ГС следует понимать гражданина РФ, который осуществляет узконаправленную деятельность на должности, соответствующей направлению службы. Его значение осуществляется посредством специального акта и сопровождается служебным контрактом. За выполнение обязательств служащему выплачивается заработная плата за счет бюджета. На основании этого можно выделить следующие основные признаки ГС:
С гражданскими служащими заключается служебный контракт
В ряде статей ФЗ перечисляются и другие признаки служащего. Если последние обобщить и представить на рассмотрение, то получится следующее определение: это гражданин РФ, который имеет возраст 18-65 лет, владеет государственным языком, имеет соответствующее образование и выполняет гражданский долг за денежное вознаграждение. В представленном понятии раскрыто 6 признаков, но основным из них считается исполнение обязательств, которые вверены должностью. Все остальные считаются вытекающими факторами.
На основании этого можно сделать вывод, что ГС занимает должность в аппарате власти. Важно отметить, что деятельность полит. руководителей, а также депутатов, министров и губернаторов не являются госслужащим.
Важно! К таковым также не относятся судьи, президент РФ, а также иные лица, которые занимают должности в гос. аппарате, но работают на нанимателя.
Ныне гражданский служащий занимает должность в аппарате власти
Какие существуют классификации и возможные градации гражданских служащих по различным признакам? Представленный вопрос не имеет четкого представления в законодательных актах, что необходимо связывать с невозможностью представить четкой градации по представленному вопросу. Тем не менее имеются негласное деление по отдельным признакам. Самым старым считается по уровню государственного подчинения и управления.
Это деление возникло с момента существования госслужбы. На территории России появилось еще до советского времени. В период становления СССР градация сохранилась и использовалась.
Важно! На текущий момент деление осуществляется на 2 уровня: первый – федеральный и второй – региональный. Это связывается и с государственной службой, которые бывает также двух типов.
В середине 19 века появилась другая структура, которая сохранилась до сих пор и позволяет делить служащих. ГС, как и власть, делится на исполнительную, законодательную и судебную. Обратите внимание, что после Октябрьской революции такое деление прекратилось, тогда законодательная была объединена с исполнительной. С 1993 года в России опять возникло деление на три составных элемента. От законодательной отделилась исполнительная.
Важно! Среди прочих особенностей необходимо выделить дополнительную ветвь государственного менеджмента, куда попадают прочие органы: Счетная палата, Центральный избирком и так далее.
Выделяют несколько видов гражданских служащих
Следует отметить, что государственное управление выполняется последовательно, в полном соответствии с нормами права. Тем не менее, имеются некоторые перекосы, которые связываются с доминированием той или иной ветви. Это считается неотъемлемой частью властных отношений, и полного баланса не существует. Кроме различий по ветвям власти, существует деление по внутренним и организационным формам.
Важно! Ярким примером считается работа в министерстве, агентствах или в департаменте.
Основные требования, которые предъявляются ГС
Существует целый ряд квалификационных требований, которые предъявляются служащему. Здесь выделяется профессиональное образование, соответствующий стаж службы, опыт работы по специальности и специализации, личные навыки и знания в определенных областях. Основным документом, который задает обязанности, считаются должностные инструкции.
Требования к квалификации предъявляются ко всем должностям и зависят от категорий и групп гражданской службы. В представленной сфере существует деление на руководителей, советников, специалистов различного типа.
Важно! В большинстве случаев требуется высшее специальное образование. Исключением считаются обеспечивающие специалисты, который могут обладать средним-специальным в узкой направленности.
Чтобы стать гражданским служащим, нужно иметь соответствующее образование
С течением времени многое меняется в структуре и особенностях государственной службы. Это связывается с развитием общества, культурных и прочих особенностей гражданского окружения. Сейчас в представленных сферах работают активные, амбициозные люди, которые готовы решать сложнейшие задачи управленческого характера. Это все делает нашу жизнь более оптимальной и комфортной.
Существуют и значительные ужесточения требований, которые повышают уровень ответственности за профессионализм и исполнение обязательств. Отдельного рассмотрения при назначении государственного служащего требуют личные качества.
Важно! Сегодня попасть в категорию ГС непросто – для этого необходимо пройти конкурсный отбор. Повышаются и льготы, уровень оплаты труда и социальные гарантии, чтобы повысить престиж профессии.
Среди базовых личных качеств следует выделить уверенность в собственных силах и в принимаемых управленческих решениях, наличие целеполагания и понимания общей картины, тактичность ведения работы с другими людьми, в том числе гражданами отечественного государства, обладает интуиции и даже чувство юмора. Каждое качество считается важным.
Важны, конечно, и личные качества
Среди прочих важных позиций необходимо выделить высокий уровень работоспособности, устойчивость к нервным и иным перегрузкам, контроль за происходящим, обеспечение исполнения прямолинейной задачи. Отдельного рассмотрения заслуживает система «локус контроля», куда направлена деятельность человека. Это определяет достижения и выделяет деятелей среди прочих.
Важно! Последним важным фактором идеального служащего – это умение нести ответственность за собственные действия. Конечно, отмечаются и такие особенности, как признание ошибок и выполнение необходимой работы в полной мере.
Направления государственной службы
Деление государственной службы в общем осуществляется на основании ФЗ-58, в котором имеется три составных элемента.
Вид службы | Описание |
---|---|
Гражданская служба | Разделена на федеральную или по отдельным субъектам. |
Служба военнообязанных | Осуществляется только на федеральном уровне. Основной задачей считается сохранение достаточного уровня безопасности, оборона государства. |
Прочие виды служб | — |
Выделяют несколько отраслей государственной службы
Как отмечалось ранее, в законодательных актах имеется деление на федеральный уровень и по субъектам. Что касается денежного вознаграждения, то выплаты осуществляются из местного или федерального бюджета.
Важно! На территории страны имеется около 85 субъектов хозяйствования, к ним также относятся области, края, а также 3 города – Москва, Санкт-Петербург и Севастополь.
У каждого предприятия имеются собственные органы законодательного и исполнительного плана. Сюда попадают ведомства, министерства, комитеты и органы административного аппарата. Также во всех регионах имеется учреждения судебной власти.
Статья 3 Федерального закона №79
Принципы гражданского служащего
Существует несколько основополагающих принципов, которыми должен руководствовать ГС. Каждый из них описан в ФЗ-79.
Существуют определенные принципы государственной гражданской службы
Служащие должны взаимодействовать с гражданами
Основные права
Современный служащий наделен целым рядом прав, которые регламентируются трудовым законодательством. ГС могут требовать соответствующих условий работы для исполнения поставленных перед ними задачами. Чтобы выполнять обязательства и полностью соответствовать правовому регламенту, последних должны ознакомиться с документацией, где внесены критерии работы.
Важно! Все работники государственной службы обладают правами на отдых, который регламентирован законодательством. Это перерыв в виде отпуска, а также выходные дни. В некоторых случаях предусматриваются каникулы в соответствии с праздничными датами.
Зарплата рассчитывается на основании ФЗ-79, а также других нормативных актов. Все позиции относительно начисления прописываются в контрактных отношениях. В некоторых случаях служба связывается с работой с секретными данными. При взаимодействии с государственной тайной необходимо подписать соответствующий документ о неразглашении. Это гарант получения доступа к важной документации для проработки и принятия к работе.
Работники госслужбы имеют право на отдых
Как и в прочих сферах деятельности, работник может знать и должен получать информацию об успехах его деятельности. Для получения должности ГС проводится конкурсный отбор, который предопределяет кандидатуру в соответствии с определенными требованиями. Для повышения в должности также проводится специальный конкурсный отбор, учитываются заслуги прошлых лет.
Важно! Среди прочих прав необходимо выделить возможность повышать навыки и знаний в области. Если что-то из представленных правовых обязательств нарушено, служащий может обжаловать все через судебную инстанцию.
Если какие-либо условия были нарушены, госслужащий может обратиться в суд
Обязанности ГС
Наличие прав предполагает и исполнение обязанностей. Вот основные требования.
У государственных гражданских служащих есть определенные обязанности
Госслужащие должны сохранять информацию, которая имеет статус засекреченной
Ограничения и запреты
Существуют запреты, которые ограничивают деятельность гражданских служащих. К примеру, последние не могут осуществлять предпринимательскую деятельность, выполнять обязательства по управлению компаниями коммерческого типа.
Важно! Также ГС не могут приобретать ценные бумаги, которые предполагают получение прибыли. Запрещается принимать подарки от физических или юридических лиц.
Кого нельзя принимать на службу в государственном аппарате?
Устроиться на работу в государственное управление смогут далеко не каждые служащие. Существуют серьезные ограничения.
Не каждый человек может стать госслужащим
Важно! Представленные ограничения прописаны во все том же ФЗ-79. Некоторые моменты указаны в других законодательных актах.
Госслужащим может стать только гражданин РФ
Квалификация
Чины ГС присваиваются на основании ФЗ-58 для следующих сфер деятельности.
Все чины разделены на 5 категорий. Высшая, главная, ведущая, старшая и младшая. Каждая группа имеет чин 1, 2 и 3-го класса. К наивысшей группе следует отнести государственных советников, к низшей – секретарей.
Выдержка из статьи 11 Федерального закона №79
Зарплата
Оплата труда ГС считается основным стимулом работы в представленной отрасли. Эта сумма достаточная для осуществления поставленных задач, ведь имеются ограничения на осуществление деятельности, которая приносит доход. В оплату труда включается оклад, который сформирован на основании чина, а также дополнительные начисления. Важно отметить, что оклады устанавливается на основании указа президента РФ.
Важно! Этим же документом регламентируются надбавки, которые причисляются к дополнительному доходу.
Пенсия
На современном этапе становления системы государственного аппарата выделяется 2 типа пенсий, который выплачиваются ГС:
По выслуге лет предоставляется возможность уйти на пенсию при достижении соответствующего стажа или при достижении соответствующего возраста. Все моменты регламентируются на основании законодательных актов. Что касается обязательного требования, то здесь имеется возрастные ограничения: для мужчин – 60 и женщин 55 лет.
Госслужащие могут уйти на пенсию по выслуге лет
Если служащий работал на отдельной должности в соответствующей службе на протяжении 16 лет, ему полагается 45% от среднемесячного заработка. На основании пенсионной реформы к 2026 году представленный уровень, вероятно, поднимется до 20 лет непрерывной службы.
Заключение
На основании описанной выше информации можно сделать вывод, что государственный служащий – это профессиональный работник, который относится к аппарату госуправления на муниципальном, региональном или федеральном уровне. Через специалистов решаются вопросы по обеспечению жизнедеятельности основных ветвей власти. К работникам предъявляются требования и ограничения, но также у них имеются и определенные права, закрепленные законом.