что такое гостиничный отель
Отель
Гости́ница, оте́ль — дом с меблированными комнатами («номерами») для временного проживания путешественников. В зависимости от уровня гостиницы, в них существуют дополнительные услуги: рестораны, дискотеки, казино, бассейны и др.
Содержание
История
Гостиницы возникли первоначально как постоялые дворы в пунктах на пути следования важнейших транспортных маршрутов, в крупных городах. Первые гостиницы существовали в странах древнего мира. Увеличение числа путешественников в Новое время (развитие торговых отношений, колонизация) способствовало расширению гостиничной индустрии. Современный тип крупных гостиниц сложился в XIX веке.
Классификация
Гостиницы можно разделить по виду собственности, ассортименту услуг, туристической привлекательности и дополнительной деятельности (отели-казино).
Несмотря на популярность брендов гостиничных сетей, преобладающее количество гостиниц никак не связаны с ними и действуют самостоятельно. Гостиничные бренды либо составляют единую сеть гостиниц, которые целиком принадлежат головной компании (напр., Hilton), либо передаются на основе франчайзинга частным владельцам, которые должны сами следить за соответствием своих гостиниц стандартам бренда (напр., Best Western). Несколько небольших брендов могут объединяться в общую систему для того, чтобы расширить перспективы бронирования и обобщить маркетинг (напр., ассоциация Choice Hotels).
Комментарии
/* Способ управления связан с классификацией опосредованно. Франчайзинг и управление собственником являются полярными состояниями способа управления с точки зрения объёма юридических прав и доли участия в прибыли. Пропущен способ управления на основе договора аренды */
/* У Hilton есть гостиницы, переданные им в управление сторонним УК по договору франчайзинга */
Помимо обычных гостиниц, расположенных вдоль наиболее оживлённых магистралей, а также рядом с туристическими достопримечательностями, существуют более специлиазированные: курортные (расположены на пляжах, близ природных аттракционов и т. п.), бизнес-отели (расположены в центре крупных деловых городов, с обязательным наличием многофункциональных конференц-залов, апартаментов класса люкс), спа, отели-казино и др. В России также есть так называемые ведомственные гостиницы, которые прикреплены к различным правительственным и муниципальным структурам, а также к крупным компаниям.
Звёздная система
Стоимость и качество услуг гостиницы зависит от типа гостиницы. Благодаря туристическому буму последних десятилетий XX века стандарты качества обслуживания повсеместно существенно возросли. Для того, чтобы легче определить уровень гостиницы, была введена звёздная система классификации (от одной до пяти звёзд). В обших чертах такая классификация выглядит следующим образом:
В России официальная система классификации гостиниц регламентируется Федеральным Агентством по туризму Российской Федерации (см. Система классификации).
Имеются также другие классификационные системы (в частности система классификации Американской автомобильной ассоциации, AAA). Многие гостиницы не могут достичь определённого уровня лишь вследствие некоторых архитектурных особенностей (отсутствие лифта, напр., в старинных замках-отелях, где сервис может равняться пяти звёздам).
Кроме обычных гостиниц-отелей, существуют и другие виды постоялых домов.
Полупансион
Полупансио́ном (bed & breakfast) является небольшой частный дом, хозяева которого сдают несколько спален, а также обеспечивают завтраком. В большинстве случаев такие дома являются маленькими особняками с индивидуальной планировкой и услугами. Как правило, постояльцы проводят в полупансионах лишь ночи, проводя день за пределами дома. Цены в полупансионах разнятся: они могут быть и достаточно высокие (на уровне 4-звёздочной гостиницы), могут быть и умеренные, особенно если они являются широкой повсеместной практикой в данной местности (напр. Германия).
Мотель
Моте́ль представляет собой небольшую гостиницу, вход в номера которой осуществляется с улицы (с места парковки автомобиля). Как правило, мотели имеют всего один или два этажа, количество дополнительных услуг и типов номеров минимально, что соответствует низкой стоимости проживания. Для многих людей, особенно постоянно находящихся в разъездах на своих автомобилях, мотели удобны отсутствием долгих регистрационных формальностей, возможностью иметь свою машину на виду; прямой доступ с улицы в номер также является преимуществом для инвалидов. К недостаткам мотелей относится их низкий уровень безопасности, а также минимальное обслуживание.
Хостел
Хо́стел это молодёжная гостиница, предоставляющая путешественникам на короткий срок жильё, — как правило, спальное место в общем номере без дополнительных удобств. В таких номерах одновременно проживают несколько посторонних людей, что сближает хостелы с общежитиями. Хостелы востребованы любителями недорогих путешествий, поэтому они ориентируются главным образом на материально стеснённую молодёжь. К недостаткам хостелов относятся необходимость совместного проживания с незнакомыми людьми, опасность краж.
Обстановка и услуги
Обстановка и удобства
Стандартная обстановка номера обычно включает в себя кровать, платяной шкаф, небольшой стол и отдельную туалетную комнату с душем и нередко джакузи). Большинство номеров среднего класса гостиниц комплектуются кондиционером, телефоном, телевизором, будильником, утюгом, гладильной доской, феном, кофеваркой. Всё более повсеместным становится наличие доступа к беспроводной скоростной линии Интернета (бесплатно или за отдельную плату). Некоторые номера включают в себя небольшие кухни с плитой.
Апартаменты, как правило, состоят из двух и более комнатных отделов. К апартаментам также относят одну крупную комнату, разделённую на спальню и гостиную. «Президентские апартаменты», пентхаусы и прочие подобные номера класса люкс обеспечиваются максимальным ассортиментом услуг, включая полный бар, личную прислугу, индивидуально приготовленный обед и т. п.
Услуги
Гостиницы среднего класса, как правило, имеют бассейны, бизнес-центры, конференц-залы, прачечные для гостей, тренажёрные залы. Кроме этого, предоставляется ряд внешних услуг: обеспечение шаттлом для гостей, прибывающих самолётом или поездом.
Экзотические гостиницы
В Японии существуют капсульные отели, площадь «номеров» в которых не превышает нескольких квадратных метров. В арктических регионах можно найти «ледовые гостиницы», построенные изо льда и снега. В Объединённых Арабских Эмиратах существует так называемый подводный отель.
Бронирование гостиничных номеров
Цены в гостиницах зависят множества факторов: её уровня, её месторасположения, сезона, дня недели, заполненности гостиницы, типа номера, этажа, вида из окна и др. Кроме того, надо обращать внимание, какие услуги включены в стоимость номера, а какие — предоставляются за дополнительную плату (напр., завтрак, пользование Интернетом, мини-баром и т. п.). Как следствие, гостиничные цены подвержены постоянным, ежедневным и даже почасовым изменениям. Гостиницы, как правило, участвуют в общепринятой в каждой стране системе скидок (скидки большим тур-группам, пенсионерам, бизнесменам, членам различных ассоциаций), однако не всегда привязаны к ней в обязательном порядке. Небольшие гостиницы публикуют в газетах и различных каталогах собственные купоны-скидки. В большинстве случаев публичный прейскурант на номера отсутствует. Тем не менее, с ценами можно приблизительно ознакомиться на веб-сайтах гостиниц и туристических порталов, где также указывается перечень услуг и даны подробные описания номеров.
Способы бронирования
Забронировать индивидуальный номер можно напрямую с гостиницей по телефону или через веб-сайт — её собственный, принадлежащий бренду данной гостиницы или подключенный к одной из систем, осуществляющей онлайн бронирование. Расценки на общих туристических сайтах-порталах могут быть более высокие, либо такие же, — если у таких порталов имеется договор с гостиницей. То же относится и к посредничеству турфирм.
При бронировании важно указывать некоторые особенности, такие как наличие домашних животных (некоторые отели категорически не принимают постояльцев с животными, некоторые — за отдельную плату), предпочтение номера для курящих / не курящих (современная тенденция крупных брендов ведёт к полной ликвидации номеров для курящих). В противном случае могут возникнуть сложности при регистрации в гостиницу, либо значительные штрафы (напр., за курение или за незадекларированное домашнее животное).
Способы оплаты
Помимо наличных, в большинстве цивилизованных стран, общепринятым способом оплаты являются пластиковые карты. При этом, следует иметь в виду, что некоторые отели, принимая оплату наличными, также требуют небольшого залога на время проживания или пластиковой карточки, стремясь, таким образом, подстраховать себя от возможного разгрома номера постояльцами или воровства.
Типичные проблемы гостиничного бизнеса
Известные сети гостиниц
Среди наиболее известных мировых гостиничных сетей: Four Seasons, Global Hyatt Corporation, Le Meridien, Swissotel и др. Среди российских — Heliopark Hotels & Resorts, «Азимут», «Катерина» и др.
Ниже приведены десять самых крупных компаний-операторов гостиничных сетей (по суммарному количеству номеров в гостиницах, находящихся в управлении).
Компания-оператор | Страна | Кол-во номеров | Кол-во гостиниц |
---|---|---|---|
InterContinental Hotels Group | Великобритания | 537 533 | 3 606 |
Wyndham Worldwide | США | 532 284 | 6 344 |
Marriott International | США | 499 165 | 2 741 |
Hilton Hotels Corp. | США | 485 356 | 2 817 |
Choice Hotels International | США | 481 131 | 5 897 |
Франция | 475 433 | 4 065 | |
Best Western International | США | 315 875 | 4 195 |
Starwood Hotels & Resorts Worldwide | США | 257 889 | 845 |
Carlson Hospitality Worldwide | США | 147 129 | 922 |
Global Hyatt Corp. | США | 134 296 | 731 |
См. также
Отели мира Google Maps KMZ (файл меток KMZ для Google Earth)
Гостиничная деятельность и понятие «гостиничного продукта»
Материалы подготовлены группой консультантов-методологов ЗАО
Гостиница представляет собой имущественный комплекс (здание, часть здания, оборудование и иное имущество), предназначенный для предоставления услуг.
Охарактеризовать гостиницу, как предприятие гостиничной индустрии можно с помощью следующих признаков:
· Количество номеров (превышает минимальное количество или нет);
· Виды предоставляемых гостиничных услуг;
· Категория и класс, в зависимости от вида предоставляемых услуг в соответствии с принятой в стране системой стандартов;
Гостиницы различаются по вместимости, числу номеров и числу мест, предназначенных для проживания;
Под номером понимается помещение, состоящее из одного или нескольких мест проживания, оборудованных в соответствии с требованиями, предъявляемыми к гостинице данной категории.
Койко-место – площадь со спальным местом, предназначенная для пользования одним человеком.
В международной практике принята стандартная классификация средств размещения, в соответствии, с которой средства размещения делятся на коллективные и индивидуальные.
Коллективные средства размещения, в свою очередь, делятся на предприятия гостиничного типа и специализированные предприятия.
В соответствии с ГОСТ Р 51185 –98 «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования» к коллективным средствам размещения относятся:
· клубы с проживанием;
Специализированные средства размещения представляют собой:
· туристские приюты, стоянки и другие;
· туристские, спортивные базы, базы отдыха;
· дома охотника (рыбака);
· общественные средства транспорта (поезда, круизные суда, яхты);
· наземный и водный транспорт, переоборудованный под средства размещения для ночлега;
· кемпинги (площадки для кемпинга, автофургонов);
К индивидуальным средствам размещения относятся:
· Квартиры, комнаты в квартирах, дома, коттеджи, сдаваемые внаем.
Гостиничная деятельность – деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, обладающих или наделенных в установленном порядке имущественными правами на какое-то коллективное средство размещения, по непосредственному распоряжению и управлению им для предоставления услуг по временному размещению (проживанию) и обслуживанию граждан.
С точки зрения бизнеса гостиница представляет собой предприятие по производству и предоставлению услуг (гостиничного продукта) коммерческого гостеприимства, которое предлагает свои удобства и сервис потребителю.
На развитие гостиничного бизнеса огромное влияние оказывает ряд факторов, а именно:
Место расположения гостиницы. От данного фактора зависит удобство доступа к отелю и привлекательность его окружения (развитая инфраструктура) для гостя, которая во многом зависит от цели посещения (отдых или деловая поездка).
Удобства обслуживания. К данному фактору относятся спальни, рестораны, бары и т.п. – доступные для клиентов и дифференцированные по типам, размерам и ценам.
Уровень сервиса. Сюда относится ассортимент предоставляемых услуг, наличие различных видов удобств, их стиль и качество.
Цена. Данный фактор отражает стоимость обслуживания.
Ассортимент услуг, предоставляемых гостиницами, очень разнообразен: это и услуги по временному размещению (проживанию), услуги общественного питания, парикмахерские услуги, услуги салонов красоты, сауна и т.д.
Сегодня, не выходя из гостиницы, можно постричься в парикмахерской, сходить в сауну или поиграть в бильярд. И хотя основную часть выручки гостиницы составляет плата за проживание, так называемые дополнительные услуги также приносят предприятию немалый доход.
При этом услуги размещения рассматриваются в качестве специфического гостиничного продукта, который покупается посредством обменных сделок, не подразумевающих владение, а только доступ к нему и его использование в определенное время и в определенном месте.
Гостиничные услуги можно охарактеризовать следующими качествами:
Оказание данных услуг требует активного участия, как потребителя, так и исполнителя, причем осуществление этой услуги происходит на территории последнего. Персонал, производящий услуги, имеет непосредственный контакт с потребителем, и он рассматривает его как неотделимую часть самой услуги. В практике мы и сами не раз оценивали качество гостиницы в значительной степени поведением персонала.
Иначе говоря, гостиничный продукт рассчитан на удовлетворение реальных потребностей, имеющихся в данный момент.
3. Гостиничный продукт (как и любая другая услуга) неосязаем. Его нельзя оценить, до того как такая услуга потреблена.
Гостиничные услуги подвержены сезонным колебаниям. Так, например, большинство туристов отдыхают в летние месяцы, следовательно, и спрос на услуги гостиниц в этот период значительно возрастает.
На реализацию гостиничного продукта значительное влияние оказывают действия туроператоров и турагентов, ведь гостиничный бизнес очень тесно связан именно с туристической деятельностью.
6. Высокий уровень фиксированных затрат при относительно низком уровне переменных затрат.
· расходы на коммунальные услуги;
· расходы на рекламу и административные затраты;
Как правило, данные затраты являются ежегодными, и не зависят от количества клиентов за год.
7. Услуга – процесс, протекающий во времени.
Специфика гостиниц состоит в том, что проблемные вопросы производства должны решаться максимально быстро. В современных условиях клиенты требуют быстрого обслуживания, время предоставления ряда услуг измеряется не продолжительным периодом, а часами и даже минутами.
Более подробно с учетом и налогообложением в сфере гостиничного бизнеса Вы можете познакомиться в разработке ЗАО «Интерком – Аудит» «Гостиничные услуги».
Классификация типов отелей
Человеку, далекому от мира туристической индустрии, сложно разобраться в разнообразии видов отелей. Необычные названия также мало о чем говорят. Предлагаем небольшой толковый словарь терминов, обозначающих типы гостиниц.
Гостиница
Самая распространенная разновидность отеля. Представляет собой имущественный комплекс для временного проживания гостей, путешествующих в личных, туристических или бизнес- целях. Располагаются гостиницы в черте города, предоставляют стандартный набор услуг, который отличается в зависимости от количества звезд, присужденных заведению. Самыми распространенными считаются отели 3*. Ждать от них высококлассного сервиса не приходится, но все необходимое для комфортного отдыха имеется – чистый просторный номер с отдельным санузлом, приличная мебель, питание.
Бизнес-отель
Эта разновидность отеля рассчитана на деловых людей. Находятся бизнес-отели в центрах деловой активности, в местах с развитой транспортной инфраструктурой и связью с аэропортами, морскими портами, вокзалами, в районе сосредоточения выставочных центров, галерей, бизнес-центров. Номер, кроме мебели и техники, обеспечивающей комфортный отдых и проживание, оснащен оргтехникой и связью. В отеле имеются конференц-залы, всевозможные специализированные помещения для ведения бизнеса. Бизнес-отели встречаются в крупных экономических центрах, компании используют их для проживания сотрудников или для проведения корпоративных мероприятий. Обычные туристы здесь встречаются не часто.
Resort-отель
Отель-курорт представляет собой замкнутую систему для спокойного отдыха. На территории курорт-отеля имеется все необходимое – спортивные площадки, бассейн, сеть ресторанов, СПА-салоны и фитнес-центры, собственный пляж, разнообразный выбор услуг. Преимущества отеля в защищенности и обособленности. На территории не бывает лишних людей, что обеспечивает собственная служба безопасности. Традиционное размещение резорт-отелей – острова и морские побережья. Недостатком считается чрезмерная изолированность, что мешает ознакомиться со страной, почувствовать ее колорит, оценить достопримечательности.
Бутик-отель
Относительно новый вид в классификации отелей. Предполагает высокий уровень сервиса, выдающийся стиль и дизайн. Впервые бутик-отели появились в США, на сегодня встречаются в Париже, Лондоне, Барселоне и других городах с богатой историей. Часто местом для отеля становится помещение, изначально не предназначенное для проживания – замок, заброшенная фабрика, старинная усадьба. Отели рассчитаны на гостей среднего класса и выше, поскольку номер стоит более 200 евро.
Апарт-отель
Следующий тип отелей, появившийся сравнительно недавно. Апарт-отели – это квартиры, небольшие домики, виллы, часть дома с отдельным входом, сдающиеся на определенный срок. В отличие от аренды квартир постояльцу не нужно заключать контракт, заказ номера и расчет производится как в обычной гостинице. Апарт-отели получили распространение благодаря семейному туризму, а также пользуются популярностью у людей, вынужденных долгое время жить вдали от дома. Номера оснащены всем необходимым для повседневной жизни. В обычной гостинице апартаменты напоминает номер сьют, но отличаются меньшей площадью и количеством комнат.
Bed and Breakfast
Дословно с английского языка название переводится как “кровать и завтрак». В эту категорию попадают бюджетные мини-гостиницы для экономных туристов, предпочитающих домашний уют, ценящих национальный колорит. В&В управляет одна семья. Если нанимается персонал со стороны, гостиница приобретает статус гостевого дома или мини-отеля. Основная отличительная особенность отелей В&В – душевное обслуживание, блюда домашней кухни, дополнительные услуги в виде экскурсий по городу, мастер-классов, обучения ремеслам. Отели могут вовсе не иметь звезд, но это не свидетельствует о низком уровне сервиса. В&В появились в Великобритании, на сегодня распространены в Европе и только появляются в России.
Горнолыжный отель и шале
Горнолыжные отели находятся в горах и ориентированы на любителей горнолыжного спорта. Если здание совмещает близость к горнолыжным трассам и выдающийся архитектурный вид, отель называется шале. Появились шале в Швейцарских Альпах, а сегодня представлены в Германии, Австрии, Италии, Франции, Чехии, Польше. Постояльцы могут арендовать здесь средства для занятия спортом, гостям предлагаются согревающие напитки (глинтвейн, горячий шоколад), обязательно есть камин, у которого можно быстро согреться. Комфорт определяется количеством звезд.
Хостел
Хостел – гостиницы для молодежи и непритязательных туристов, аналог студенческого общежития. Номер в хостеле рассчитан на большое количество людей (до 12-20 человек). Гостю предоставляется кровать и тумбочка с замком. В номере живут люди разного пола и возраста. Санузел на этаже. Также имеется общая кухня и гостиная. Хостел позволяет путешествовать с минимальными финансовыми вложениями, заводить новые знакомства, весело проводить время. Коммунальный дискомфорт с лихвой компенсируется положительными эмоциями и новыми впечатлениями.
Мини-отель
Мини-отели – это гостиницы с маленьким номерным фондом (6-20 номеров). Отличаются уютной атмосферой, тишиной, качественным сервисом без излишеств, невысокими ценами. Среди мини-отелей не встречаются гостиницы с уровнем сервиса, отвечающего 4* или 5*. Один из недостатков – маленькая площадь номеров.
СПА-отель
СПА-отель ориентирован на предоставление полноценного отдыха и заботу о здоровье. В перечне услуг СПА-отеля представлены омолаживающие, косметологические, оздоровительные процедуры, сауны, бассейны, массаж, диеты, лечение грязями и минеральными водами, ароматерапия, йога и множество других бьюти-процедур. Каждый может подобрать программу для релакса и здоровья. СПА-отели пользуются популярностью преимущественно у женщин.
Мотель
Мотелем называют придорожную гостиницу в несколько этажей. Двери комнат выходят на парковку. Номера оснащены самым необходимым, чтобы провести ночь и продолжить путешествие. Мотели встречаются повсеместно. Плюс – проживание стоит дешево, минус – низкий уровень безопасности.
Гестхаус
Гестхаусами называют небольшие мини-отели на пляжных курортах Азии (Таиланд, Гоа, Бали). Особенности – небольшой номерной фонд (20-30 комнат), минимальное количество удобств и обслуживающего персонала, низкие санитарно-эпидемиологические стандарты. Однако туристов, желающих отдохнуть пару месяцев на экзотических пляжах, такой формат устраивает.
Лоджи
Лоджии – экзотическое жилище, напоминающее жилье местных жителей Африки. Такой вид размещения предлагается на сафари. Это отдельно стоящие домики, отвечающие всем требованиям безопасности и комфорта. Стоимость размещения входит в стоимость сафари и относится к недешевым удовольствиям.
Перечень отелей можно продолжать. Экзотические виды есть в каждой стране, а с развитием туристической индустрии список их только расширяется. В статье перечислены главные, что позволит ориентироваться в терминологии в большинстве случаев.