что такое гос платформа
Что такое гос платформа
Гостех – платформа, на которой можно быстро и эффективно создавать государственные цифровые сервисы и информационные системы
О Гостех
Платформа Гостех – это набор сквозных технологических решений, развернутых на облачной инфраструктуре. Создание единой цифровой платформы государства позволит не только увеличить скорость разработки цифровых сервисов государства, а также вывести сервисы на принципиально новый уровень клиентского опыта.
Благодаря платформе государство и разработчики могут сфокусироваться на дизайне качественных сервисов для граждан, не беспокоясь о выборе инструментов для разработки или поддержании инфраструктуры.
Из чего состоит платформа?
Каналы
Приложения, реализующие
продукты и услуги для клиентов:
например, Единый портал
госуслуг
Прикладные сервисы
Прикладные сервисы общего назначения,
используемые сразу несколькими ведомствами:
например, единый профиль клиента,
нормативно-справочная информация
Технологические сервисы: например,
аудит, журналирование, поддержка
выполнения моделей, интеграция
Данные
Инфраструктура
Управление вычислительной инфраструктурой
в облаке: например, сервисы облачных провайдеров
Прикладные сервисы
Прикладные сервисы общего назначения,
используемые сразу несколькими ведомствами:
например, единый профиль клиента,
нормативно-справочная информация
Данные
Цикл создания сервиса
ведомства на Платформе Гостех
Платформа ГосТех станет основным инструментом цифровой трансформации, внедрение которой будет также сопровождаться трансформацией процессов, стандартов, нормативно-правовых актов, а также культуры и компетенций в ГосИТ.
Текущее законодательство не позволяет в полной мере использовать преимущества гибких методологий – например, Постановление Правительства Российской Федерации №676 закрепляет «водопадный» подход в разработке государственных информационных систем, а приказ ФСТЭК №17 обязывает проводить аттестацию перед выходом в ПРОМ для каждого сервиса.
Об эксперименте
Эксперимент по созданию, переводу и развитию государственных информационных систем и их компонентов на единой цифровой платформе ГосТех был запущен Постановлением Правительства Российской Федерации №1674 в октябре 2020 года. Данный цифровой эксперимент продлится с 1 ноября 2020 года по 31 мая 2022 года, а первыми пилотными ведомствами стали Фонд обязательного медицинского страхования, Росимущество и Минспорт России.
Решение об участии в эксперименте принимается Правительством Российской Федерации.
Создание Гособлака предусмотрено указом президента России Владимира Путина от 7 мая 2018 года: создание к 2024 году устойчивой и безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры высокоскоростной передачи, обработки и хранения больших объемов данных, доступной для всех организаций и домохозяйств.
В то же время по постановлению правительства с 30 августа 2019 года проводится эксперимент по переводу информационных систем и информационных ресурсов федеральных органов исполнительной власти, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и государственных внебюджетных фондов в ГосОблако, а также по обеспечению федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов автоматизированными рабочими местами и программным обеспечением.
В эксперименте участвуют Минтруд, Минюст, ГФС, Росархив, Ростехнадзор, Росимущество, Росгвардия, ФТС, Фонд социального страхования, Росстат, Минэкономразвития, Минстрой, Минздрав, Роструд, Росреестр, Россельхознадзор, Рослесхоз, Пенсионный фонд, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Центральная избирательная комиссия.
Учитывая продление эксперимента до конца 2022 года, а также заинтересованность со стороны ведомств, президиум правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий и условий ведения предпринимательской деятельности принял решение привлечь к участию в эксперименте Минспорт, МЧС, Минпросвещения, ФАС, ФМБА и Росгидромет.
Эксперимент, по мнению Минцифры, уже показал положительное влияние использования ГосОблака в деятельности федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов.
Так, повысилась надежность, отказоустойчивость и катастрофоустойчивость в работе государственных информационных систем, появилась возможность долгосрочного планирования и оптимизации бюджетных эксплуатационных затрат, следует из пояснительной записки к документу.
Государство как платформа: люди и технологии
Данный доклад Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС) его авторы предлагают рассматривать как практическое пособие, развивающее идеи доклада Центра стратегических разработок «Государство как платформа». Исследование подготовлено с учетом опыта, полученного от реализации на базе РАНХиГС программы переобучения «Руководитель цифровой трансформации». Вкладывая в роль государства как цифровой платформы несколько пониманий, РАНХиГС уделяют ключевую роль вопросу о том, к чему в будущем приведут новые технологии и какие новые вызовы они принесут российскому обществу и государству. А сама цифровая трансформация представляется уже третьей волной цифровизация, которая спровоцирует появление новых моделей деятельности и новых продуктов и процессов.
Продолжая свои рассуждения, эксперты РАНХиГС перечисляют мировые тренды в цифровой трансформации государства, такие, как открытые данные, машиночитаемые законы, «гособлака» и т.д. Кроме этого в качестве основных технологий, наиболее актуальных для системы государственного управления, называются и подробно раскрываются большие данные, нейросети, интернет вещей, системы блокчейн и цифровой прослеживаемости.
Авторы доклада представляют основной набор инструментов, необходимых для реализации задачи по внедрению цифровых и платформенных решений, признавая, что время, когда можно было решать трансформационные задачи, не затрагивая саму государственную службу закончилось. Анализ жизненной ситуации, описание процессов и потребностей людей, реинжиниринг процессов всё это будет необходимо реализовывать для управления процессами при цифровизации государственного управления.
РАНХиГС формирует перечень конкретных решений в области цифровой трансформации государственного управления, включающий запуск механизмов отбора, мотивации, обучения, создание прототипов будущих суперсервисов в пилотных регионах, построение единой государственной архитектуры данных и масштабируемой облачной инфраструктуры и т.д. В заключение своего исследования эксперты РАНХиГС выдвигают предположения того, что может происходить в мире после осуществления цифровой трансформации и господства новых технологий, и сообщают, что в будущем будут только расти индивидуальные издержки людей от «ошибок» и важность обладания знаниями, почему и для чего работают цифровые технологии.
Что такое гос платформа
Почтовый адрес:
НИУ ВШЭ: Россия, 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20
Фактический адрес:
109074, Москва, Славянская пл., д.4, стр. 2, офис 307, НИУ ВШЭ
Тел.: (495) 772-95-90 доб. 12631
Эл. почта: vgmu@hse.ru
Рейтинг
Science Index
В общем рейтинге
SCIENCE INDEX
за 2019 г.
(более 4000 журналов)
32 место
2 место — в рубрике «Организация и управление»
Двухлетний импакт-фактор РИНЦ 2019: 2,631 (с учетом цитирования из всех источников)
Пятилетний импакт-фактор РИНЦ 2019: 1,725
Десятилетний индекс Хирша 2019: 31
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЦИФРОВЫЕ ПЛАТФОРМЫ: ОТ КОНЦЕПТА К РЕАЛИЗАЦИИ
Предметом научного анализа в статье являются государственные цифровые платформы (ГЦП). Начиная с истории возникновения самого термина «государственная цифровая платформа», авторы рассматривают особенности применения платформенного подхода для государственных информационных систем, в том числе в сравнении с коммерческими платформами. Цель исследования – доказать, что государственные цифровые платформы могут стать «прорывной» инновацией (innovation disruption), трансформирующей отношения органов власти, бизнеса и общества, прежде всего – в части сокращения издержек взаимодействия, повышения прозрачности и общественного контроля над принимаемыми государственными решениями, предоставлением услуг. В статье на основе анализа академической литературы, экспертного сравнения созданных зарубежных и российских платформ рассмотрен феномен цифровой платформы и предложено авторское определение государственной цифровой платформы; классифицированы и описаны различные подходы к типологизации цифровых платформ, проведено сравнение государственных цифровых платформ с государственными информационными системами (далее – ГИС) и с коммерческими платформами. В итоге проведенного анализа сформулированы возможные направления дальнейшего внедрения цифровых платформ в государственное управление в России.
Что такое ГосТех и как он развивается в России
Об эксперте: Алексей Соловьев, венчурный инвестор, основатель инвестиционной компании A.Partners, венчурный партнер Skolkovo Ventures.
С точки зрения цифровизации государственных услуг Россия точно не является отстающей — сейчас наша страна занимает 32 место по показателю индекса электронных государств EGDI от ООН и входит в число стран-лидеров. Однако вызовы случившейся пандемии показали необходимость массовой цифровизации взаимодействия государства и граждан, оцифровки сфер здравоохранения, государственной безопасности, транспорта, логистики, налогообложения, отношений с бизнесом.
ГосТех на Западе
ГосТех подразумевает разработку технологических решений для разных направлений: такие проекты могут взять на себя модернизацию оказания государственных услуг, сделать госуправление более эффективным, сократить технологическое отставание государства от других сфер жизни.
Решения классического определения ГосТех разделяются на два направления:
Правительства многих стран активизировались как заказчики подобных технологий, сделав сферу ГосТех одной из самых прибыльных на горизонте трех-пяти лет.
На зарубежных рынках ГосТех-стартапы появляются ежегодно, и уже есть ряд кейсов, когда частные компании успешно развиваются на венчурные деньги и становятся поставщиками технологических решений для государства.
Сегменты ГосТех аналитики объединяют в условные четыре группы:
Драйверы рынка ГосТех в России
В России стоит определять этот рынок через призму заказчиков, формирующих спрос на ГосТех+ решения. Категорий заказчиков можно выделить три:
Что касается первых двух групп заказчиков, вопросы цифровизации государства призван решить национальный проект «Цифровая экономика» до 2024 года, на который был выделен бюджет в ₽1,8 трлн.
Cпрос на решения ГосТех в России подтверждается и планами на цифровизацию различных ведомств: МВД попросило ₽55 млрд, ФСИН — ₽25 млрд, а Росгвардия — ₽10,8 млрд в 2021–2023 году. Например, ₽6,7 млрд Росгвардия планирует потратить на поддержку существующей инфраструктуры и запуск новых сервисов (например, на перевод государственных услуг в электронный вид, подключение 50% росгвардейцев к электронному документообороту).
В случае с государственными корпорациями и компаниями с госучастием почвой развития ГосТеха+ является курс на импортозамещение. Государственные компании уже переходят на отечественное ПО. Например, «Росатом» готов потратить на российские ОС и их поддержку ₽820,2 млн. Корпорация планирует перейти на ОС Astra Linux. Пенсионный фонд тоже решил адаптировать модуль, связанный с электронными подписями и шифрованием, под работу с отечественными ОС Astra Linux.
В начале 2021 года Минцифры опубликовало новый проект указа о переходе объектов критической информационной инфраструктуры (КИИ) на преимущественное использование отечественного программного обеспечения и оборудования. Внедрить российское ПО необходимо до 1 января 2023 года, оборудование — до 1 января 2024-го.
Необходимость создания отечественных платформ в разных сегментах может быть обоснована ростом санкций (например, Microsoft не продлил лицензии на закупку ПО для МГТУ им. Баумана) и требованиями обработки данных на серверах, находящихся на территории РФ. Из-за этих требований, например, такие сервисы для видеоконференцсвязи как Zoom и Google, могут стать недоступны для использования российскими госкомпаниями, что толкает государство стать заказчиком собственных систем ВКС. Ростелеком и Mail.ru уже объявили о запуске сервиса видеосвязи для школьников для внедрения его в российских школах.
Государство все чаще выступает заказчиком ИТ-решений. Так, компания «КСОР» внедрила автоматизированную систему бесконтактного мониторинга состояния водителя на основе компьютерного зрения для ГУП «Мосгортранс», что помогло снизить аварийность на общественном транспорте города Москвы на 26%.
РЖД, в которой работает около 500 информационных систем, внедрила роботизированные решения платформы RPA ROBIN. По итогам 2020 года в компании было внедрено в эксплуатацию более 1000 таких решений, с их помощью автоматизировано свыше 980 операций. По итогам 2020 года роботы обработали 500 тыс. обращений пользователей информационных систем РЖД.
Для кого открыты двери
В России отрасль ГосТех скорее развивается по «закрытому сценарию», когда необходимые технологические решения по заказу государства и органов самоуправления разрабатывают крупные ИТ-компании, вендоры внутри правительства на эксклюзивных условиях.
На данный момент рынок основан на коллаборации властей с крупными технологическими компаниями, такими как «Яндекс», Mail.ru Group, «Лаборатория Касперского». Рынок будет расти, но большую часть бюджетов, выделенных на цифровизацию, освоят крупнейшие ИТ-вендоры: производители отечественного ПО уже увеличили свои продажи вчетверо в 2020 году.
Стартапам пока что не на что рассчитывать, потому что зайти в большой государственный заказ по разработке той или иной платформы практически невозможно.
Например, «Сбербанк» выиграл тендер Минцифры на создание единой государственной цифровой платформы «ГосТех» (компания была единственным участником конкурса, «Ростелеком» и «Почта России» отказались). Платформа должна стать единой средой для всех ИС от разных вендоров.
Если небольшой компании и удастся прикоснуться к такому заказу, то только если она будет частью какой-то большой системы такого проекта. Каждый такой комплексный проект по заказу большой государственной кросс-платформы состоит из многих компонентов, которые могут быть реализованы стартапами, имеющими на текущий момент самое продвинутое решение.
Условия роста рынка в России
Рынок ГосТех+ в России раскроет свой потенциал при соблюдении нескольких условий:
Разработку частей больших проектов могут точечно реализовать частные технологические компании и команды стартапов, но их продуктом должна быть новая сильная технология. Оплата штрафов, запись в МФЦ, создание приложений — это не самые сложные части таких проектов. Не решены еще такие масштабные задачи как идентификация пользователей, безопасность личных данных, синхронизация информационных баз, хранение данных и их резервное копирование. Стартапам стоит ориентироваться на разработку технологических решений, встраиваемых в большие системы, учитывая необходимость обработки, анализа данных, прогнозирования в масштабе страны, чтобы получить возможность стать лидером национального рынка и получить самых больших заказчиков в России.
Рынок ГосТех+ всегда характеризуется небольшим числом клиентов и очень долгим циклом продаж. Сложно внедрить передовое решение, если только на процесс согласования уходят месяцы работы бюрократической машины.
Позитивный сценарий развития рынка для государственных заказчиков и поставщиков в лице ИТ-гигантов, а также для отечественных стартапов и их инвесторов — это поиск точки пересечения интересов. Ответом на этот вызов является использование M&A — покупки крупными компаниями технологических стартапов. «Сбербанк», Mail.ru и другие корпорации уже несколько лет реализуют стратегию слияний и поглощений, что положительно сказывается на развитии рынка инновационного предпринимательства в России. Через работу с вендорами технологические стартапы смогут получить клиентов в лице государственных заказчиков и предложить лучшие решения для цифровизации всех услуг, которыми мы пользуемся ежедневно.
Переход к такой политике — это, с одной стороны, возможность для отечественных компаний предложить свои решения для государственных и корпоративных задач большого масштаба. С другой стороны, это риск, что курс в дальнейшем может смениться. Я бы рассматривал текущую ситуацию как шанс не стать отстающими и догоняющими, а выйти на передовую и сделать решения лучше существующих.