что такое городская проза
Урок литературы на тему «Городская » проза в современной литературе»
Технологическая карта урока № 76
«Городская проза» в современной литературе. Ю.В. Трифонов. «Вечные» темы и нравственные проблемы в повести «Обмен»
Урок открытия новых знаний.
сформировать представление о «городской прозе» в современной литературе; познакомить с творчеством Ю.В. Трифонова;
Воспитывать осознанное отношение к изучению предмета;
Развивать речь, творческое воображение учащихся.
Уметь строить развернутый ответ на поставленный вопрос, работать в группах
Познавательные : Планировать необходимые действия в сотрудничестве учителем, сверстниками
Коммуникативные: Понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме
История, русский язык.
Беседа по вопросам, выразительное чтение, работа в группах
Учебник, печатные карточки, презентация
Подготовка учащихся к усвоению материала
мотивировка учащихся на освоение нового материала с учетом изученного ранее
2. Реализация домашнего задания: мини-сочинение «Какие нравственные проблемы поднимает В.Г. Распутин в своей повести»?
3.Сообщение темы, целей урока.
Городская проза в русской литературе связана с творчеством Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, М.А. Булгакова, А.П. Чехова.
Первооткрывателем данного направления в русской литературе стал Ю.В. Трифонов. В его повестях не происходит никаких крупных общественных потрясений, душераздирающих трагедий. Однако нравственность человека проходит через медные трубы на будничном уровне. Оказывается, выдержать такое испытание ничуть не легче, чем экстремальную ситуацию. Это и устанавливает ценность персонажей.
Работа по теме урока
Постановка учебной задачи и открытие новых знаний
6. Анализ повести «Обмен»
— Какова нравственная проблематика повести «Обмен»?
— Охарактеризуйте главного героя Дмитриева. Как происходит его превращение в приспособленца?
— Как Трифонов показывает семью Дмитриевых?
— В чем проявляется их непрактичность и оторванность от жизни?
— Что кроется за стремлением Лукьяновых помогать другим людям?
— Как состоялся обмен?
— Что явилось плодом усилий Ксении Федоровны?
— Когда главный герой идет на компромисс с собственной совестью?
— Каков результат этих сделок?
— Какие черты советской интеллигенции показывает писатель?
— Какие чеховские традиции присутствуют в повести?
— Какой смысл заложен в название произведения?
Городская проза в литературе 20 века
Автор: Guru · Опубликовано 06.11.2016 · Обновлено 09.06.2017
Городская тема в русской литературе имеет давние традиции и связана с именами Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова, М. Горького, М. Булгакова и многих других известных писателей. Городская проза — это литература, в которой город в качестве условного фона, специфического историко-литературного колорита, существующих условий жизни занимает важнейшее место и определяет сюжет, тематику и проблематику произведения. Трагический переход от родовых уз к законам античных городов-полисов, городская средневековая литература, петербургско-московская традиция в русской литературе, западноевропейский городской роман — вот лишь некоторые вехи, обозначившие этапы «городского текста» в мировой литературе. Исследователи не могли пройти мимо данного факта: сложилось целое научное направление, анализирующее особенности изображения города в творчестве мастеров слова.
Когда появилась «городская проза»?
Только в 1970-1980-е годы XX в. произведения на эту тему стали объединяться под рубрикой «городская проза». Стоит напомнить, что в современной литературе определения типа «деревенская», «городская», «военная» не являются научными терминами, носят условный характер.
Они используются в критике и позволяют установить самую общую классификацию литературного процесса. Филологический анализ, который ставит целью изучение особенностей стилей и жанров, своеобразия психологизма, типов повествования, отличительных признаков в использовании художественного времени и пространства и, конечно же, языка прозы, предусматривает иную, более точную терминологию.
Причины возникновения «городской прозы»
Что стало причиной возникновения городской прозы в ее новом качестве? В 1960-1970-е годы в России активизировались миграционные процессы: городское население стало быстро увеличиваться. Соответственно изменялись состав и интересы читательской аудитории. Следует помнить, что в те годы роль литературы в общественном сознании была важнее, чем теперь. Естественно, что привычки, манера поведения, образ мыслей и вообще психология городских аборигенов привлекали к себе повышенное внимание. С другой стороны, жизнь новых горожан-переселенцев, в частности так называемых «лимитчиков», предоставляла писателям новые возможности для художественного исследования областей человеческого бытия.
«Городская проза»: примеры, представители
Первооткрывателем городской прозы стал Ю. Трифонов. Его повести «Обмен» (1969), «Предварительные итоги» (1970), «Долгое прощание» (1971), «Другая жизнь» (1975) изображают каждодневную жизнь московской интеллигенции. У читателя складывается впечатление, что писатель сосредоточен исключительно на бытовой стороне жизни, но оно обманчиво. В его повестях действительно не происходит никаких крупных общественных событий, потрясений, душераздирающих трагедий. Однако нравственность человека проходит медные трубы именно здесь, на будничном семейном уровне. Оказывается, что выдержать такое испытание ничуть не легче, чем экстремальные ситуации. На пути к идеалу, о чем мечтают все герои Трифонова, возникают всевозможные мелочи жизни, загромождая дорогу и уводя путника в сторону. Они-то и устанавливают истинную ценность персонажей. Выразительны в этом плане названия повестей.
Психологический реализм Ю. Трифонова заставляет вспомнить рассказы и повести А. Чехова. Связь этих художников несомненна. Во всем своем богатстве, многогранности городская тема раскрывается в произведениях С. Довлатова, С. Каледина, М. Кураева, В. Маканина, Л. Петрушевской, Ю. Полякова, Вяч. Пьецуха и др.
Анализ творчества Трифонова
В повести «Обмен» инженер Дмитриев решил обменять жилплощадь, чтобы съехаться с больной матерью. Но при ближайшем рассмотрении оказалось, что мать он предал. Обмен произошел, прежде всего, в плане духовном — герой «обменял» порядочность на подлость. В «Предварительных итогах» исследуется распространенная психологическая ситуация, когда человек, неудовлетворенный прожитой жизнью, собирается подвести черту под прошлым и с завтрашнего дня начать все заново. Но у переводчика Геннадия Сергеевича предварительные итоги, как это часто бывает, становятся окончательными. Он сломлен, воля его парализована, бороться за себя, за свои идеалы он больше не может.
Не удается начать «другую жизнь» и Ольге Васильевне, героине одноименной повести, похоронившей мужа. В этих произведениях Трифонова особенно удачно использован прием несобственно-прямой речи, помогающий создать внутренний монолог персонажа, показать его духовные искания. Только через преодоление мелкой житейской суеты, «наивного» эгоизма во имя какой-то высокой цели может быть реализована мечта о другой жизни.
Тесно примыкает к этому циклу повестей и роман «Время и место» (1981). Здесь двум главным действующим лицам — писателю Антипову и повествователю — удается прожить жизнь достойно, несмотря на то, что мрачное, трудное время способствовало скорее деградации личности.
Возникновение женской прозы: представители, примеры
Возникновение «городской прозы» предоставило наилучшие возможности для реализации творческих принципов «другой» прозы. В рамках городской темы обнаружил себя феномен женской прозы. Никогда еще не являлось читателю сразу столько талантливых писательниц. В 1990 г. вышел очередной сборник «Не помнящая зла», представивший творчество Т.Толстой, Л. Ванеевой, В. Нарбиковой, В.Токаревой, Н. Садур и др. Со временем к ним прибавляются все новые и новые имена, и женская проза выходит далеко за рамки городской темы. Издательство «Вагриус» с середины 1990-х годов осуществляет выпуск серии книг под общим названием «Женский почерк».
Городская проза, как и деревенская, принадлежит главным образом 1970- 1980-м годам.
Презентация к уроку «городская проза»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Презентация на тему «Городская проза» Презентацию составила: преподаватель русского языка и литературы Самаркандского академического лицея МВД Файзуллина Н.Д.
Городская проза это литература, в которой город в качестве условного фона, специфического историко-литературного колорита, существующих условий жизни занимает важнейшее место и определяет сюжет, тематику и проблематику произведения. Трагический переход от родовых уз к законам античных городов-полисов, городская средневековая литература, петербургско-московская традиция в русской литературе, западноевропейский городской роман — вот лишь некоторые вехи, обозначившие этапы «городского текста» в мировой литературе.
Когда появилась «городская проза»? Городская тема в русской литературе имеет давние традиции и связана с именами Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова, М. Горького, М. Булгакова и многих других известных писателей. Только в 1970-1980-е годы XX в. произведения на эту тему стали объединяться под рубрикой «городская проза». Стоит напомнить, что в современной литературе определения типа «деревенская», «городская», «военная» не являются научными терминами, носят условный характер.
Причины возникновения «городской прозы» В 1960-1970-е годы в России активизировались миграционные процессы: городское население стало быстро увеличиваться. Соответственно изменялись состав и интересы читательской аудитории. Естественно, что привычки, манера поведения, образ мыслей и вообще психология городских аборигенов привлекали к себе повышенное внимание. С другой стороны, жизнь новых горожан-переселенцев, в частности так называемых «лимитчиков», предоставляла писателям новые возможности для художественного исследования областей человеческого бытия.
Первооткрывателем городской прозы стал Ю. Трифонов. Его повести «Обмен» (1969), «Предварительные итоги» (1970), «Долгое прощание» (1971), «Другая жизнь» (1975) изображают каждодневную жизнь московской интеллигенции. У читателя складывается впечатление, что писатель сосредоточен исключительно на бытовой стороне жизни, но оно обманчиво. В его повестях действительно не происходит никаких крупных общественных событий, потрясений, душераздирающих трагедий. Однако нравственность человека проходит медные трубы именно здесь, на будничном семейном уровне. Оказывается, что выдержать такое испытание ничуть не легче, чем экстремальные ситуации. На пути к идеалу, о чем мечтают все герои Трифонова, возникают всевозможные мелочи жизни, загромождая дорогу и уводя путника в сторону. Они-то и устанавливают истинную ценность персонажей. Выразительны в этом плане названия повестей.
Юрий Валентинович Трифонов Юрий Валентинович родился в 1925 году в Москве. Практически все родственники Юрия Трифонова имели склонность к литераторству: мама публиковала произведения для детей под псевдонимом Е. Таюрина, а папа в 1936 году написал книгу «Контуры грядущей войны», в которой предсказал нападение Германии на Советский Союз.
В 1937 году Юриного отца арестовали, а через год расстреляли. Репрессировали и маму будущего литератора (аресту матери мальчик посвятил неумелое, но пронзительное стихотворение). Бабушка через старые связи добилась смягчения участи дочери, но из дома на набережной семью выселили. С началом войны Юрий с бабушкой и сестрой эвакуировался в Ташкент, но вскоре вернулся в Москву и работал на оборонном заводе. В 1966-1969 годах он написал ряд рассказов – «Вера и Зойка», «В грибную осень» и другие. В 1969 году выходит первая повесть из цикла «городских» «Обмен», за нею следуют (1970- 1976) «Предварительные итоги», «Долгое прощание», «Другая жизнь», «Дом на набережной». В 1973 году был издан роман о народовольцах – «Нетерпение», исследующий в человеке «неистребимый генетический код истории», связывающий воедино прошлое, настоящее и будущее. В последние годы жизни были написаны: роман «Старик» и цикл рассказов «Опрокинутый дом».
Герои городской прозы Ю. Трифонова — представители творческой или технической интеллигенции: Виктор Дмитриев («Обмен») — инженер, Геннадий Сергеевич («Предварительные итоги») — переводчик, Григорий Ребров («Долгое прощание») — драматург, Сергей Троицкий («Другая жизнь») — историк-архивист, Вадим Глебов («Дом на набережной») — филолог, Александр Антипов («Время и место») — писатель. Профессиональная нереализоваиность героев, усиленная семейными наурядицами, заставляет видеть в каждом из них «вечно рвущегося куда-то неудачника», «колесо, вертевшееся впустую», но, согласно трифоновской диалектике, неудачник может быть счастлив своим внутренним успехом, не имеющим социального и профессионального измерения. Трифонов придумывает для своих персонажей определение — «счастливый неудачник», подчеркивая, что в страданиях и поражениях его героев зачастую скрыто больше смысла, чем в радостях и победах.
«Обмен» Основной конфликт в городской прозе Трифонова — это противостояние представителей интеллигенции героям-дельцам, «умеющим жить». Главный герой повести «Обмен» (1969) Виктор Дмитриев стоит перед нравственной дилеммой: съезжаться со смертельно больной матерью ради улучшения жилищных условий или отказаться от обмена. Нравственный конфликт переведен в систему пространственных координат: создана своеобразная оппозиция «хорошей двадцатиметровой квартиры на Профсоюзной улице», в которой мать Дмитриева, Ксения Федоровна, проживает одиноко, и комнаты Дмитриевых, служащей местом проживания трех человек. Успешное решение «квартирного вопроса» (увеличение жилплощади) сопряжено с нравственными потерями для всех участников обмена (отдалением от родных, утратой самоуважения, болью от потери близкого человека). Семейный обмен состоялся, когда главный герой предпочел принципы семьи Лукьяновых, «умеющих жить», принципам-ценностям семьи Дмитриевых, «не умеющих жить». Основанием кажущегося всесилия Лукьяновых являются «связи, многолетние знакомства», привычка «быть начеку», умение завоевывать пространство.
Владимир Семенович Маканин Владимир Семенович Маканин (р. 1937) — самый последовательный и «творчески-полемический» продолжатель традиций городской прозы Ю. Трифонова В 1965 г. состоялась публикации первого романа Маканина «Прямая линия», затем последовали годы поиска своей темы, манеры письма, освоение жанрового диапазона. Своеобразным итогом этих исканий явилась «Повесть о Старом Поселке» (1974),
Советский и российский писатель Владимир Семенович Маканин родился 13 марта 1937 года в Орске (Оренбургская область). В 1960 году окончил математический факультет Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, в 1967 году — Высшие курсы сценаристов и режиссеров. Первый роман Маканина «Прямая линия» был опубликован в 1965 году. В 1971 году увидела свет повесть «Безотцовщина», затем рассказ «Ключарев и Алимушкин» (1974), повесть «Голубое и красное» (1975), роман «Портрет и вокруг» (1978). Затем вышли его роман «Предтеча» (1982) и повесть «Утрата» (1987), в которых автор использовал фольклорные и мистические мотивы. Среди наиболее популярных произведений Маканина — «Голоса» (1982), «Стол, покрытый сукном и с графином посередине» (1993), романы «Андеграунд, или Герой нашего времени» (1998) и «Испуг» (2006).
Герои произведений Маканина, бывшие провинциалы, пытаются вписаться в столичный социум, но у Маканина «Москва — не трифоновская обжитая, облюбованная и элегически освещенная “малая родина” природного москвича, а “большой город”, своими законами жестко противостоящий житейскому и этическому опыту посланца поселковой и барачной России». Городская «самотечность» подавляет героев, подчиняет их ускоренному темпу жизни. Способом обнаружения истинного лица героя, а также выходом из «самотечности жизни» становятся в прозе Маканина конфузные ситуации — ситуации обнажения человеческой сущности.
Вопросы и задания для самоконтроля 1. Каковы особенности поэтики городской прозы Ю. Трифонова? 2. В чем состоит своеобразие трифоновской художественной концепции связи быта и бытия? 3. Назовите типологические особенности «серединного человека» В. Маканина.
Городская проза. Что такое городская проза 5-6 писателей особенность суть
Он создал тысячи диковин
И может не бояться стуж.
Он с ног до головы духовен
Мильоном в нем живущих душ.
(«Город»)
Термин «городская проза» нашел распространение с
появлением в печати повестей и романов Ю. Трифонова.
Новое явление связывалось также с именами Г. Семенова,
М. Чулаки, В. Семина, С. Есина, Ю. Крелина, Н. Баранской,
И. Штемлера, И. Грековой, В. Токаревой и других.
Оно было решительно противопоставлено деревенской
прозе, хотя для этого не всегда были основания в силу
размытости границ жанровых, стилистических
образований и некоторого стирания граней между
городом и деревней.
черты произведений, объединенных общим
понятием городская проза:
Во-первых, в них просматривается определенная
прикрепленность героев к городу, в котором они живут
и трудятся и в котором складываются их сложные
взаимоотношения друг с другом.
Во-вторых, в них заметно усиливается наполненность
бытом, обволакивающим человека, обступающим его,
нередко цепко держащим его в своих объятиях.
Отсюда в романах и повестях названных авторов
загроможденные вещами интерьеры, описание мелочей
и подробностей.
В-третьих, городская проза особенно чутка к проблемам
общественной морали и сопряжена с целым
комплексом нравственных проблем, порожденных
особой средой обитания героев.
В частности, произведения этих авторов нередко затрагивают
цепкость мещанства, получающего в городском быту
уникальную возможность для обновления.
В-четвертых, для такой литературы характерен
углубленный психологизм (исследование сложной
духовной жизни человека), опирающийся на
традиции русской классики, в особенности городских
романов Ф. Достоевского.
Проза названных авторов часто обращается к важным
интеллектуальным, идейно-философским проблемам
времени и стремится подняться от быта к бытию,
хотя на этом пути восхождения немало препятствий,
ошибок и просчетов.
Наиболее интересными книгами в этом плане стали
произведения А. Битова, В. Дудинцева, М. Кураева,
братьев Стругацких.
Естественным становится обращение к проблемам,
волнующим городскую молодежь, и в недрах жанра выделилась
даже повесть о молодом герое (В. Маканин, В. Попов, Р. Киреев).
Одной из особенностей городской прозы является осмысление
ею проблем демографических, миграции сельских жителей
в большие города, сложностей урбанизации.
Правда, эти вопросы живо волнуют и художников деревенской
прозы, и на этой основе намечается тесный контакт
двух ветвей повествовательной литературы.
Специфика городской прозы определяется и частой
обращенностью к научной и производственной тематике
(Д. Гранин), несмотря на то что последняя в свое время
себя достаточно скомпрометировала.
Наконец, для данной художественной сферы характерна
и проблематика, связанная, с одной стороны,
с приобщением к культурному наследию, а с другой-
с увлечением массовой культурой, получившей интенсивное,
ничем не сдерживаемое развитие по преимуществу
в современных городах.
Городская проза довольно часто исследует
интеллигентский слой населения города, но,
как правило, ее внимание приковывает не
Исключительный, а средний, обычный персонаж этого
круга, и изображается он в обстановке будничности,
обыденности, а иногда-тонущим в
«трясине повседневности».
Сочинения
Городская проза в русской литературе
Городская тема имеет давние традиции в русской литературе и связана с именами Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова, М. Горького, М. Булгакова и многих других известных писателей. Но, пожалуй, только в 1970-1980-е годы XX в. произведения на эту тему стали объединяться под рубрикой «городская проза». Стоит напомнить, что в современной литературе определения типа «деревенская», «городская», «военная» не являются научными терминами, носят условный характер. Они используются в критике и позволяют установить самую общую классификацию литературного процесса. Филологический анализ, ставящий целью изучение особенностей стилей и жанров, своеобразия психологизма, типов повествования, отличительных признаков в использовании художественного времени и пространства и, конечно же, языка прозы, предусматривает иную терминологию.
Что стало причиной возникновения городской прозы в ее новом качестве? В 1960-1970-е годы по причинам, о которых речь шла выше, в России активизировались миграционные процессы. Городское население стало быстро увеличиваться. Соответственно изменялись состав и интересы читательской аудитории. Следует помнить, что
в те годы роль литературы в общественном сознании была значительно активнее, чем теперь. Естественно, что привычки, манера поведения, образ мыслей, вообще психология городских аборигенов привлекали к себе повышенное внимание. С другой стороны, жизнь новых горожан-переселенцев, в частности так называемых лимитчиков, предоставляла писателям широкие возможности для художественного исследования новых областей человеческого бытия.
Колумбом городской прозы стал Ю. Трифонов. Его повести «Обмен» (1969), «Предварительные итоги» (1970), «Долгое прощание» (1971), «Другая жизнь» (1975) изображают каждодневную жизнь московской интеллигенции. Впечатление, что писатель сосредоточен исключительно на бытовой стороне жизни, обманчиво. В его повестях действительно не происходит никаких крупных общественных событий, потрясений, душераздирающих трагедий. Нравственность человека испытывается здесь на будничном семейном уровне, но оказывается, что выдержать такое испытание ничуть не легче, чем экстремальные ситуации. На пути к идеалу, о чем мечтают все герои Трифонова, оказываются мелочи жизни. Они-то и устанавливают истинную ценность персонажей. Выразительны в этом плане названия повестей.
В повести «Обмен» инженер Дмитриев решил обменять жилплощадь, чтобы съехаться с больной матерью. Но при ближайшем рассмотрении оказалось, что мать он предал. Обмен произошел прежде всего в плане духовном — герой «обменял» порядочность на подлость.
В «Предварительных итогах» исследуется распространенная психологическая ситуация, когда человек, неудовлетворенный прожитой жизнью, собирается подвести черту под прошлым и с завтрашнего дня начать все сызнова. Но у переводчика Геннадия Сергеевича предварительные итоги, как это часто бывает, оказываются окончательными. Он сломлен жизнью, воля его парализована, бороться за себя, за свои идеалы он больше не может.
Не удается сразу начать «другую жизнь» и Ольге Васильевне, героине одноименной повести, похоронившей мужа. В этих произведениях Трифонова особенно удачно использован прием несобственно-прямой речи, помогающий создать внутренний монолог персонажа, показать его духовные искания. Только через преодоление мелкой житейской суеты, «наивного» эгоизма во имя какой-то высокой цели может быть реализована мечта о другой жизни.
Тесно примыкает к этому циклу повестей и роман «Время и место» (1981). Здесь двум главным действующим лицам — писателю Антипову и повествователю — удается прожить жизнь достойно, несмотря на то что мрачное, трудное время способствовало скорее деградации личности.
Психологический реализм Ю. Трифонова заставляет вспомнить рассказы и повести А. Чехова. Связь этих художников несомненна.
Во всем своем богатстве, многогранности городская тема раскрывается в произведениях С. Довлатова, С. Каледина, М. Кураева, В. Маканина, Л. Петрушевской, Ю. Полякова, Вяч. Пьецуха и др. Она предоставила наилучшие возможности для реализации творческих принципов «другой» прозы.
В рамках городской темы обнаружил себя феномен женской прозы. Никогда еще не являлось читателю сразу столько талантливых писательниц. В 1990 г. вышел очередной сборник «Не помнящая зла», представивший творчество Т.Толстой, Л. Ванеевой, В. Нарбиковой, В.Токаревой, Н. Садур и др.
Со временем к ним прибавляются все новые и новые имена, и женская проза выходит далеко за рамки городской темы. Издательство «Вагриус» с середины 1990-х годов осуществляет выпуск серии книг под общим названием «Женский почерк».
Городская проза, как и деревенская, принадлежит главным образом 1970- 1980-м годам. Скажем, произведения о новых русских, упомянутые выше, в эту рубрику уже не вписываются. Это — явление нового порядка.