что такое горнее место в православном храме
Глава V. О горнем месте и сопрестолии
§1. Горнее место в алтаре
В алтаре к востоку от престола, или под средним полукружием около стен, по обеим сторонам ставятся другие престолы, т.е. стулья или скамьи. Они назначаются для сидения священников, служащих вместе с архиереем. В самой же средине находится возвышенное место для архиерея: это место Златоуст в своей литургии назвал горним местом и горним престолом. О горнем месте и стульях или скамьях, поставленных по обеим сторонам престола, Евсевий говорит так (кн. 10, гл. 4): «Константин Великий, устроивши храм, украсил его возвышенными престолами в честь председательствующих и сверх того сделал седалища, которые в порядке расположены были вокруг всего алтаря; после этого он среди алтаря поставил святая святых, т.е. святилище (св. престол)». Горнее место, седалища и седящих на них Григорий Назианзин, в своем сновидении о храме святой Анастасии, описывает следующим образом: «казалось мне», говорит он, «что я сижу высоко на св. престоле, но сижу не с гордостию, ибо и в сновидении ничем не возношусь: по сторонам же у меня сидели престарелые мужи, предводители паствы, знаменитые мужеством; служители же и диаконы стояли в блестящих одеждах и изображали собою ангельское благолепие».
§2. Горнее место означает кафедру Иисуса и седение Его одесную Бога
Горнее место, на котором один только архиерей восседает, важнее, и значение имеет высшее, нежели поставленные для сослужащих стулья или скамьи, на которых, впрочем, диаконы не имеют права сидеть. Симеон Солунский (в гл. 135) пишет: «Горняя кафедра означает пренебесную кафедру Иисусову: ступени, которые от ней идут (стулья и скамьи), показывают чин и превосходство иерархов и иереев; на этих стульях не имеет права никто сидеть, кроме их, ниже самые диаконы»; и (в гл. 11, о храме): «степенями алтаря, стульями и скамьями, стоящими ниже горнего места, обозначается чин и превосходство всякого из посвященных людей и ангелов». Горнее место, знаменующее кафедру Иисусову, означает еще вознесение Господа Иисуса и то, что Он вместе с плотию взошел выше всякого начала и власти ангельской, воссел одесную Бога Отца. Яснее об этом будет изложено во 2 части, гл. 7, §14.
§3. Сопрестолие на горнем месте
Горний престол со всеми стульями и скамьями вообще называется сопрестолием. Отсюда иереи, служащие вместе с архиереем и седящие на седалищах, образуют апостолов, по отношенью к Христу. Симеон Солунский (в гл. 63, о храме) говорит: «Архиерей, седящий на сопрестолии, образует Христа, епископы же и священники, седящие с ним вместе, образуют апостолов». А так как сослужащие архиерею суть его как бы сопрестольники, его собеседники и соучастники той же чести, то окрестности горнего места и называются сопрестолием.
§4. Иконы над горним местом
Над горним местом всегда пишется Христос, или преподающий Тайную вечерю Своим ученикам, или благословляющий людей, молящихся Ему; над прочими же седалищами ставятся иконы апостолов, которых образ носят седящие; но если случится, что над этими седалищами будут написаны изображения восточных иерархов, которые некогда сидели здесь, облеченные в священные одежды и приносящие себя в жертву Самому Христу, тогда и седящие здесь иереи образуют Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого и других св. священноначальников, или кого-либо из св. священников. Так как в алтаре не позволено никому сидеть, ниже самим диаконам, то и изображений св. диаконов не бывает не только над седалищами, где сидят священники, но и вблизи их. Лики же св. диаконов, как то: Стефана, Лаврентия и других, им подобных, помещаются вне этого полукружия, в сосудохранительнице или в диаконике; а иногда они пишутся на северных или южных дверях, или где-либо в другом месте на стенах, и всегда с орарями в руках, означая этим готовность их к священным службам.
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Алтарь. Инфографика
Приблизительное время чтения: 2 мин.
Алтарь (лат. «высокий») — священное место для принесения жертвы Богу. В храмовом пространстве алтарь символизирует Рай. Главное в алтаре —Святой престол, на нем совершается главное Таинство Церкви — Евхаристия.
Горнее место
— самая дальняя, восточная часть алтаря. На седалище, устроенной на Горнем месте, восседает архиерей в определенные моменты архиерейского богослужения, а сослужащее ему духовенство располагается по сторонам. В обычных приходских храмах на Горнем месте символически располагается трон Архиерея или стоит лампада или высокая свеча, а по сторонам — скамьи для священников.
Горнее место символизирует видение Иоанна Богослова: Сидящего на престоле Господа, а возле него восседавших царей и священников (Откр 4:4).
Святой престол
— стол, стоящий в центре алтаря напротив Царских врат. На престоле совершается Таинство Евхаристии, а также располагаются священные предметы: антиминс (четырехугольный плат с изображением положения Христа во Гроб и вшитой в него частицей мощей) с подписью правящего архиерея, Евангелие, напрестольные кресты и дарохранительница. В дарохранительнице хранятся запасные Святые Дары. Таким образом в храме постоянно объективным образом присутствует Сам Господь.
Семисвечник
— особый светильник с семью лампадами. Семисвечник стоит на престоле напротив Царских врат, либо отдельно, сразу за престолом. Изначально семисвечник был в Скинии Собрания, а затем в Иерусалимском храме. Семисвечник символизирует семь духов Божиих из видения апостола Иоанна Богослова (Откр 4:5), полноту даров Святого Духа и семь Таинств Церкви.
Запрестольный крест
— большой переносной крест с изображением Распятия. Во время крестного хода запрестольный крест выносится из алтаря. Симметрично с запрестольным крестом расположена выносная икона Богородицы. Запрестольный крест располагается за престолом напротив Царских врат у Горнего места — у правого угла престола, икона Богородицы — у левого.
Жертвенник
— стол у северной стены алтаря, слева от престола. На жертвеннике совершается проскомидия, т. е. готовятся хлеб и вино для Евхаристии. На жертвеннике или рядом с ним хранятся священные сосуды для совершения Евхаристии.
Иконостас – стена из нескольких рядов икон во всю ширину храма, отделяющая алтарь. Для прохода в алтарь в иконостасе имеются три двери – Царские врата, северные и южные дьяконские врата.
Царские врата — символизируют двери Рая.
Завеса — занавес за иконостасом, разделяющий Царские врата и престол. Во время богослужений она то открывается, то закрывается. Завеса может быть разного цвета в зависимости от праздника. В ветхозаветном храме завеса отделяла Святое Святых от храма. Во время крестной смерти Спасителя завеса Иерусалимского храма разорвалась надвое в знак того, что рай теперь открыт для всех, кто последует за Христом.
Амвон (древнегреч. «возвышение») — полукруглое возвышение перед иконостасом напротив Царских врат.
На амвоне читается Евангелие, произносятся ектении и проповеди.
Солея (греч. «ровное место») — возвышение перед иконостасом во всю ширину храма.
Часть речи. Горнее место
Горнее место – пространство у восточной стены алтаря православного храма, прямо напротив Престола. В некоторых храмах здесь устанавливают на возвышении трон для епископа, а по бокам от него, чуть ниже – скамьи или сиденья для священников. Во время богослужения восседающий на Горнем месте епископ символизирует собой Христа, а священники вокруг него – апостолов. Но и во всякое другое время это пространство обозначает таинственное присутствие Бога и особо почитается. Если в храме Горнее место не оформлено возвышением с троном для архиерея, то здесь обязательно помешают светильник – лампаду или высокий подсвечник.
Митрополит Вениамин (Федченков). Отрывок из книги «Всемирный светильник. Преподобный Серафим Саровский»
В день открытия мощей святого Тихона Задонского Мотовилов стоял в алтаре, молился и горько плакал о том, что Господь не посылает ему исцеления, которого по обещанию преподобного Серафима Саровского ждала его измученная душа. Во время пения Херувимской песни он взглянул на Горнее место.
Смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.
Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.
Горнее место
Другое название: сопрестолие, синтрон
Что такое горнее место?
Горним местом называют возвышение у восточной стены алтаря, в центре алтарной апсиды. Слово «горнее» означает «возвышенное». И действительно, в этом месте традиционно устраивают помост. На нем стоит трон для архиерея. Даже если архиерей редко посещает данный храм – кресло на Горнем месте указывает на духовное единство Церкви и на послушание главе епархии. По сторонам от архиерейского трона располагаются сиденья для священнослужителей.
В древности Горнее место называли сопрестолием, то есть местом, где располагается архиерейский престол и смежные с ним места для священников.
Над горним местом на стене помещают образ Христа. Образ этот именуется запрестольным. Как правило, он изображает Воскресшего Спасителя. Нередко запрестольную икону на горнем месте помещают в окне и выполняют в технике витража, то есть создают из цветного стекла. Лучи солнца, проникающие через стекло, «оживляют» икону и делают ее светоносной, украшая храмовый интерьер.
Из истории
В древности горнее место могло иметь несколько рядов, наподобие амфитеатра. Это сооружение именовалось синтроном. Архиерейский трон располагался в центре, вверху, так что сидящий на нем оказывался выше всех, и его было хорошо видно всем в храме. Это символически напоминает об описании из Апокалипсиса: «…и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий. И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы» (Откр. 4, 2–4).
Во IV веке по Р.Х. архиерей произносил проповедь прямо со своей кафедры на горнем месте, то есть из глубины алтаря. Святитель Иоанн Златоуст приблизил проповедника к народу, начав произносить проповеди с амвона, что вначале вызвало непонимание: в те времена амвон был предназначен для чтеца.
Духовно-символическое значение
Считается, что название «горнее место» ввел в обращение святитель Иоанн Златоуст, назвавший это место в храме «горним престолом». Само именование горнего места указывает на его богословское значение: как архиерей или возглавляющий Литургию священник становится образом Христа, так и горнее место знаменует собой духовное Небо, а стоящий на нем трон является указанием на трон Небесного Царя.
Горнее место
На фотографии — кафедральный собор города Иераполя (VI в.), разрушенный турками тысячу лет назад.
Хорошо видна граница алтаря, и очень хорошо сохранилось древнее Горнее место.
Оно представляет из себя полукруглые ряды ступенек. Сразу за престолом, на центральном троне, сидел епископ, по обе стороны от него, на разной высоте, — священники.
Откуда пошел обычай устраивать Горнее место?
Прообразом для устройства христианского храма и алтаря послужил… небесный храм, в который был однажды вознесен Апостол Иоанн Богослов. Об этом читаем мы в книге Апокалипсис (Откровение Иоанна Богослова). Святой Иоанн увидел «дверь отверсту на небе» ( Откр. 4, 1 ) и, войдя в нее, попал в небесный алтарь.
Там он узрел Сидящего на престоле Господа Христа, в окружении двадцати четырех старцев с золотыми венцами на головах, – вот он, прообраз Горнего места.
Пред престолом Господа — горящие семь светильников, прообраз нашего семисвечника, горящего у престола.
Далее комментировать не будем, просто приведем то описание небесного алтаря и небесного богослужения, которое оставил в бессмертной книге Апостол Иоанн: Посреди и вокруг престола — четыре животных, подобных льву, тельцу, человеку и летящему орлу. Иоанн Богослов слышит, как животные воздают хвалу Богу: «Свят, Свят, Свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет». Старцы падают пред Сидящим и поклоняются Живущему во веки веков, полагают венцы свои пред престолом и приносят славословие. Дабы раскрыть в деснице Сидящего на Престоле запечатленную семью печатями книгу, на престол восходит «Агнец как бы закланный», приемлет книгу, и тогда все находящиеся у престола воспевают новую песнь, прославляя Агнца за то, что Он «Кровию Своею искупил нас Богу», и множество ангелов, и всякое создание Божие «на небе и на земле, и под землею, и на море, и все, что в них… говорило: Сидящему на престоле и Агнцу благословение, и честь, и слава, и держава во веки веков» ( Откр. 5, 6 — 13 ). Это славословие Агнцу от всего небесного и земного сопровождается курением фимиама в золотых чашах ( Откр. 5, 8 ), возгласами «аминь», поклонами ( Откр. 5, 14 ).
Апостол Иоанн Богослов видит перед престолом золотой жертвенник ( Откр. 8, 3 ), под жертвенником — души убиенных за слово Божие ( Откр. 6, 9 ), Ангела, подходящего к жертвеннику с золотой кадильницей со множеством фимиама и с молитвами всех святых, возлагающего его на золотой жертвенник. «И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога» ( Откр. 8, 3, 4 ).
По подобию небесного алтаря были устроены и земные. Там также есть престол – трон Божий, жертвенник и Горнее место, на котором восседает епископ – символизирующий Христа, а на сопрестолии сидят старцы – священники, сослужащие ему.