что такое горизонтальное поле чтения
Клиновидные таблицы для скорочтения
К концу начальной школы большинство детей все еще читает по одному слову. Расширить периферийное зрение, чтобы взгляд «захватывал» еще и следующие слова и таким образом повысить скорость чтения позволят специальные упражнения. Одними из самых эффективных тренировок являются занятия с клиновидными таблицами.
Содержание:
Зачем учиться скорочтению?
Скорочтение позволяет ученику:
Обучиться этому можно различными способами. Например, популярна разминка «2-3-5», где числа обозначают количество строк, по которым должен одновременно скользить взгляд. Эффективны для развития навыков скорочтения прохождение головоломок-лабиринтов, чтение специальных зашифрованных текстов, рассматривание таблиц Шульте и работа с клиновидными таблицами.
Что такое клиновидные таблицы?
Клиновидные таблицы были изобретены еще в ХХ-м столетии. Суть тренировки заключается в вертикальном и горизонтальном расширении угла зрения от центра бланка. Таблицу нужно предварительно приобрести или распечатать с одного из специализированных сайтов в интернете. Кстати, работать с бумажным вариантом не обязательно: возможно, кому-то будет удобнее оперировать табличным бланком на экране компьютера.
Как пользоваться таблицей?
Сначала ваш взгляд сконцентрирован на центральном столбце (он может быть отмечен красной вертикальной линией, быть пустым или содержать некий знак). Теперь нужно медленно спускаться взглядом ниже, замечая цифры или буквы (слоги), которые расположены по бокам. Левый, центральный (при его наличии) и правый компонент нужно произносить вслух, соединяя в числа или слова. Цель – дойти так до самой последней строчки в таблице.
Такие таблицы могут быть вертикальными или горизонтальными. Последние напоминают вертикальный вариант, «лежащий» на боку. Горизонтальные упражнения можно выполнять со чтением элементов снизу вверх или сверху вниз. При использовании вертикальной таблицы глаз движется строго сверху вниз, сконцентрированный на центральной линии. Аналогично для горизонтальной таблицы вертикальные «скачущие» движения глаз запрещены – ведите взгляд строго горизонтально.
И еще несколько деталей
Для интереса можно провести предварительное тестирование. Для этого нужна специальная контрольная таблица, напротив каждой строчки которой указан угол разнесения крайних элементов относительно ваших глаз. Медленно двигайте взгляд по таблице от верхней точки вниз и остановитесь там, где глазам станет некомфортно, изображение расплывется, а сознание уже не будет воспринимать информацию. Число напротив этой точки даст информацию о характерном для вас поле зрения.
Как и с другим известным тренажером для расширения периферийного зрения, таблицами Шульте, пользуясь клиновидными таблицами, нужно придерживаться некоторых правил. Время тренировки нужно выбирать таким образом, чтобы не вызвать переутомления. Расстояние от глаз до таблички должно быть примерно таким, как если бы вы читали книгу или газету. Заниматься нужно ежедневно по 5-7 минут. Уже через пару недель вы заметите первые результаты – будете быстрее читать и лучше воспринимать прочитанное.
Поле зрения при скорочтении
Здравствуйте, уважаемые читатели блога «Технологии чтения»!
Два из трех основных физиологических ограничителя скорости чтения мы уже рассмотрели в предыдущих статьях – здесь и здесь.
Сегодня рассмотрим третье – поле зрения.
Посмотрим на движение глаза по строке при обычном чтении.
Движение – фиксация – движение.
Несколько важных моментов:
1. Мы можем видеть только тогда, когда глаза неподвижны. Когда они движутся, мы не воспринимаем входящую информацию. Это как фотоаппарат – фиксация информации только в момент нажатия.
2. Мы воспринимаем текст только в пределах поля зрения.
3. Глаза не отвечают за распознавание информации. Информацию мы воспринимаем исключительно благодаря нашей способности мыслить. Глаза здесь не при чем.
Физиологический процесс такой: глаз запечатлел, то, что попало в поле зрения — преобразовал в электрический импульс – передал импульс в мозг – мозг обработал сигнал.
Поэтому УВИДЕТЬ и ПРОЧИТАТЬ — это не одно и тоже. Рассчитывать на фотографическую память не стоит. Можно конечно «сфотографировать» целую страницу, но как выделить смысл.
Движения глаз при чтении
Информацию о характере движения глаз при чтении ученые получили после проведения экспериментов с аппаратом, записывающим движение глаз.
На следующем рисунке показано движения глаз при чтении 6 строк. Малые точки – это отметки времени 6,8 мс, большие точки – фиксации.
После осуществления скачка глаз переходит в состояние фиксации, в процессе которой происходит собственно восприятие предмета. В этом состоянии глаз находится 90 — 95% всего времени наблюдения.
Фиксация — неподвижное состояние глаз, во время которой происходит распознавание слов.
«Глаза делают остановки в самых разных частях текста. Точный механизм этого учеными до сих пор не выяснен. Глаза могут остановиться и не на конкретном слове, а между словами. Однако мы этого не осознаем. С нашей субъективной точки зрения мы воспринимаем непрерывный текст. На самом деле мозг получает информацию небольшими кусочками, но затем складывает ее воедино». И. Головлева. «Учимся читать быстро».
Эксперименты показали, что читатель совершает 10-15 фиксаций на строке, перемещая глаза скачками, а затем переходит на следующую строку. В среднем глаза останавливаются на фиксацию на ¼ секунды.
Вот как будет выглядеть движение глаза при чтении текста «садовник встретил дочку кухарки, которая пошла в школу».
С повышением наших читательских навыков сокращается число фиксаций и регрессий, что наглядно видно в следующей таблице.
Динамика количества фиксаций и регрессий (из книги О.А.Кузнецова и Л.Н. Хромова «Техника быстрого чтения»).
Длительность же фиксаций с некоторого момента обучения, держится на уровне 0,24 сек. Другие опыты показывают, что эта длительность слабо меняется вне зависимости от навыка чтения.
Микродвижения и фиксации – это природа нашего зрения, поэтому изменить этот механизм невозможно. Но. можно его оптимизировать, сократив число фиксаций.
Так может выглядеть в динамике процесс обучения навыкам скорочтения.
Важный вывод: чем меньше остановок – тем выше скорость чтения.
Области зрения при чтении
При движении взгляда по строкам текста наибольшая острота зрения и полнота восприятия возникает только в центральной зоне сетчатки глаза, так называемой зоне ясного видения. Все, что лежит за пределами этой зоны, на периферии, видится как бы в тумане.
При чтении мы можем распознавать в среднем 4-5 букв слева от точки фиксации и 8-11 справа при обычных размерах шрифта.
Различные физиологические зоны зрения показаны на рисунке ниже.
Физиологические зоны изменить мы не в состоянии (у каждого человека это постоянная величина), но более эффективно использовать периферическое зрение возможно.
Этим самым мы увеличим широту поля зрения.
Что это означает – расширится объем воспринимаемой информации за одну фиксацию, за счет периферического зрения и повысится способность угадывать содержание информации по расплывчатым формам.
Определимся с некоторыми понятиями.
Поле зрения — это широта охвата информации за одну фиксацию глаза.
Горизонтальное поле чтения – отрезок строки, воспринимаемый за одну фиксацию.
Вертикальное поле чтения – отрезок текста, воспринимаемый за одну фиксацию.
На практике поле зрения по вертикали составляет от половины до 2/3 расстояния по горизонтали. Определено, что за один взгляд мы можем увидеть от одной до пяти строк. Отсюда вертикальное чтение вполне возможно.
Овладевшие навыками быстрого чтения, почти не передвигают глаза по горизонтали слева направо. Их глаза двигаются в основном зигзагообразно по вертикали сверху вниз. О способах движения глаз мы поговорим в следующей статье.
Упражнения для расширения поля зрения
Тренировки, направленная на увеличение поля зрения включают упражнения с таблицами Шульте, с пирамидами цифр и др.
В этой статье я подробно не останавливаюсь на упражнениях, при желании их легко можно найти в любой литературе по скорочтению. Остановлюсь лучше на более важных моментах — принципах.
Упражнения принесут больше пользы, если понимаешь – на что они направлены. Ведь тренировка с таблицами и пирамидами – это не самоцель. Цель – помочь мозгу изменить программу восприятия текста, так чтобы в единицу времени принималось наибольшее количество именно смысловой информации.
Ведь само по себе расширение поля зрения может и не повлиять на скорость чтения, даже если мы и будем видеть намного больше слов за одну фиксацию. Здесь важна психологическая сторона.
Все эти тренировки носят чисто психологический характер. Поскольку при этом не меняется сама природа работы глаз, не повышается эффективность зрения, но обостряется и ускоряется умственная реакция на визуальное изображение.
Чтение, как синтез физической и умственной деятельности
Будем помнить, что чтение – это психофизиологический акт – синтез физической и умственной деятельности. Здесь важна работа и глаза, и мозга. Расширения поля зрения можно добиться только объединив усилия глаза и мозга. Именно мозг обязывает глаза видеть шире и больше.
Возможности мозга превышают возможности глаз при чтении, он может обработать 10 в 15 степени операций в секунду. Такое количество информации не поступает в мозг даже при самой высокой скорости чтения. Поэтому важно, чтобы глаз фиксировал только содержательную информацию.
Мы знаем, что многие тексты избыточны. Есть слова, передающие основной смысл, но есть и слова, использующиеся в конструктивно-стилистических целях – для организации текста.
Структурная лингвистика утверждает, что в общественно-политических, научно-популярных стилях, существенная информация содержится в небольшой части текста – 25-30 %.
Мозг очень избирательно относится к различной информации и может оперативно обнаруживать в тексте существенное. Встретив это существенное, он даст команду глазам пробежаться именно по этим строкам, этим словам. Т.е. мозг и осмысливает и одновременно направляет глаза на нужную информацию.
Не будем забывать и о способности мозга к антиципациям, т.е. предвидению. Мы уже говорили в одной из статей об этом качестве. Оно распространяется не только на слова, но и на большие отрывки. Мы предугадываем дальнейший ход и соответственно глаза уже готовы искать эту важную информацию, попутно исключая второстепенную.
Важное замечание: Широкое поле зрения существенно сокращает время поиска именно информативных фрагментов текста.
Думаю, что стало более понятно — зачем повышать поле зрения.
Не только для того чтобы больше увидеть на строке, а скорее для того чтобы помочь мозгу быстрее выделить важную информацию. Мы как бы закачиваем в него больше данных, в которых ему легче сориентироваться и выделив главное более эффективно управлять процессом зрения по дальнейшему поиску этого главного. Вот такой замкнутый цикл.
На этом закончим с физиологическими аспектами скорочтения и в следующих статьях рассмотрим стратегические и тактические приемы повышающие скорость, понимание и запоминание прочитанного.
Жду Ваших вопросов, пишите, пожалуйста, в комментариях.
Если статья понравилась нажмите, пожалуйста, на кнопку соц. сетей.
Что такое горизонтальное поле чтения
Потерянные ключи следует искать
в месте, где потерял,
а не там где светло.
Быстро читающий человек вводит себя в особое полу-медитативное состояние, которое позволяет ему налаживать связь сознательной части мозга с бессознательной частью мозга.
В этом режиме мозг как бы сам находит важные куски текста. Вернее куда взглянуть подсказывает подсознание, а читателю остается лишь согласиться с выбором второго Я или продолжить сканирование.
Методики быстрого чтения
Для того, чтобы освоить подобный вид чтения, как вы может догадаться, нужно иметь хорошо развитое периферическое зрение. Именно этот навык и тренирует этот тренинг.
Тренируйтесь по десять минут в день этой программой и ваши мысли станут более ясными, а процесс чтения более быстрым.
Таблицы Шульта — случайно расположенные числа (или другие объекты) для тренировки скоростного их нахождения их по определенному порядку. Таблицы Шульте применяются для, тренировки, исследования и развития темпа восприятия новой информации, а так же скорости зрительных ориентировочных движений. Таблицы Шульте позволяют расширить поле зрения читателя. Широкое поле зрения значительно уменьшает время обнаружения информативных фрагментов текстов.
Как сделать таблицу Шульте своими руками
При движении взгляда наибольшая острота зрения получается в центре сетчатки глаза, так называемой зоне ясного видения. Все, что находится за пределами этой зоны (на периферии), читателем видится не очень ясно. Поле, с которого происходит съем информации, можно расширить, постоянными тренировками.
Максимальная зона видения читателя равняется 30 градусов. Зона ясного видения занимает 15 градусов. Область наилучшего видения занимает 1.4 градуса.
Работа с таблицей Шультe тренирует внимание. Главное – не отыскать цифры, а главное – при взгляде в центр таблицы Шульте ясно видеть все цифры.
При регулярном использовании Таблицами Шульте, расширяется периферийное зрение и это позволяет повысить скорость чтения как за счет анализа большего пространства читаемого текста, так и за счет применения одномоментного режима анализа печатных символов.
Правила использования таблиц Шульте.
EduNeo
актуальные методики преподавания, новые технологии и тренды в образовании, практический педагогический опыт.
Как сформировать просмотровое чтение у учащихся
Долгое время в школе при проверке техники чтения у обучающихся большое внимание уделяли его технической стороне, акцентируя внимание на скорости.
Но главное в чтении не темп, а уровень осознанности того, что читает ребёнок или взрослый.
Учёные, исследовавшие чтение, пришли к выводу, что быстро и с толком читает тот, кто знает, зачем он читает, и правильно выбирает для этого нужный вид чтения.
Выделяют следующие основные виды чтения:
Просмотровое чтение
Целью просмотрового чтения является получение самого общего представления о теме и круге вопросов, рассматриваемых в тексте. На основе этой информации читающий решает, нужен ли ему этот текст.
Применение
Найти определённую информацию из источника (книги, журнала, газеты и т.д.) очень быстро, не затрачивая при этом много времени на чтение.
То есть, это беглое предварительное знакомство с книгой, например в книжном магазине или библиотеке.
Необходимо научить обращать внимание на:
Просмотровое чтение часто называют «сканирующим» чтением. При сканирующем чтении приходится просматривать весь материал, чтобы увидеть, есть ли в нём то, что нам нужно.
Формирование просмотрового чтения
Просмотровое чтение необходимо формировать у ученика точно так же, как и любое другое, поэтому это должна быть целенаправленная и систематическая работа на любых уроках, а не только на уроках литературного чтения.
Учителю необходимо самому чётко представлять технику формирования просмотрового чтения, умения, которые необходимо формировать у ученика и иметь копилку упражнений и заданий для работы.
Какие же умения нужно сформировать у ребёнка для просмотрового чтения?
Для формирования просмотрового чтения в практике можно и нужно использовать специальные таблицы.
Кроме подобных таблиц можно использовать таблицы Шульте. Начинать нужно с самых простых, постепенно усложняя.
Данное упражнение расширяет поле зрения, то есть широту охвата информации за одну фиксацию глаза. Различают горизонтальное и вертикальное поле чтения.
Горизонтальное поле чтения – отрезок строки, воспринимаемый за одну фиксацию.
Вертикальное поле чтения – отрезок текста, воспринимаемый за одну фиксацию.
Для отработки стратегии просмотрового чтения необходимо расширять вертикальное поле чтения текста, отрабатывать умение перемещать взгляд в быстром темпе с установкой на достаточно полное усвоение содержания текста. Для этого надо научиться воспринимать и обрабатывать информацию периферическим видением, а не центральным видением, на котором концентрируется внимание при обычном чтении.
Глядя на представленные таблицы, становится понятно, каким образом следует расширять поле зрения.
Для того чтобы достичь положительного результата по формированию просмотрового чтения, одним из важнейших условий является систематическая практика, которая обеспечивается системой заданий к текстам.
Упражнение 1
Учитель читает начало и ли конец предложения из текста, а ученики как можно быстрее должны найти все предложение и прочитать его.
Упражнение 2
Учитель говорит слово из текста, ученики должны посчитать, сколько раз повторяется это слово на странице.
Упражнение 3
Просмотреть текст и посчитать, сколько разных имён собственных употребляется в данном тексте? (за определённый промежуток времени, например, за 1 минуту).
Упражнение 4
Просмотрите текст и выберите иллюстрацию, которая подходит к тексту (иллюстрации должны быть на одну и ту же тему, одна из них наиболее точно отражает содержание просмотренного текста).
Упражнение 5
Перед вами фрагменты оглавлений четырёх книг. Отметь, в каких разделах каждой книги вы можете найти информацию о таком явлении как северное сияние.
Упражнение 6
Детям предлагается выставка книг. За 2 минуты выберите те книги, в которых вы найдёте нужную информацию о том, как животные приспосабливаются к условиям проживания в пустыне.
Кроме этого особое внимание уделяется работе с лексическим значением слов. Чем шире словарный запас ребёнка, тем легче находить нужную информацию, используя просмотровое чтение.
При отборе учебного материала для формирования просмотрового чтения учителю не обязательно подбирать дополнительные тексты для работы, нужно использовать материал учебно-методического комплекта. Главное чтобы обучающиеся овладели системой действий, приводящих их успешному освоению нужного вида чтения, и заложить основы самостоятельной читательской деятельности у каждого ученика в начальной школе.
«Учим…читать» (стр. 4 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 |
У учащихся колледжа по сравнению с учащимися первого класса скорость понимания читаемого в 4,5 раза выше, количество фиксаций на 100 слов в 3,2 раза меньше, средний объем узнавания и понимания за одну фиксацию в 3 раза выше, длительность фиксации отличается в незначительной степени. Что касается регрессии, то их у учащихся колледжа в 5 раз меньше.
Можно ли управлять движениями глаз? За счет чего и как это сделать?
ВВЕРХ ПО ЛЕСТНИЦЕ, ВЕДУЩЕЙ ВНИЗ
пропуск части текста из-за несоразмерного движения глаз;
необходимость в корректирующих движениях, которые компенсируют недостаточные или неправильные переходы со строки на строку (такие регрессии, как правило, происходят в начале строки);
нарушение бинокулярной координации у читателя (человек видит и читает сразу двумя глазами);
незнание значения некоторых слов;
неумение соотнести значение одних слов со значениями других, неспособность понять смысл слова, предложения, вследствие чего у читателя возникают затруднения в интерпретации отдельных частей текста;
наличие даты в строке или другой специфической информации;
мелкий или слепой шрифт;
Большое количество регрессий значительно снижает скорость чтения. Поэтому сокращение их числа является важной задачей. Однако некоторое количество регрессий может быть даже у квалифицированного читателя, что обусловлено психофизиологической природой их возникновения.
ПО ГОРИЗОНТАЛИ И ВЕРТИКАЛИ
Навыки движений глаз при чтении формируются в процессе обучения. Причем характер движений глаз в немалой степени зависит от методов обучения, особенностей письменности того или иного языка. Например, в арабских языках текст пишется и печатается справа налево, соответственно и навыки движения глаз по строке при чтении отрабатываются в таком же направлении.
Мы читаем, воспринимая слова в строке слева направо. Затем быстро перемещаем взгляд влево на следующую строку и снова движемся по строке слева направо. На каждой строке за одну фиксацию воспринимается определенный ее участок.
При чтении текста строка воспринимается таким образом,
Рис. 8. Схема восприятия участка строки за одну фиксацию.
что изображение фиксируемой части падает на желтое пятно сетчатки и центральную ямку-зону наиболее ясного видения. Однако не только непосредственно прилегающая к желтому пятну область сетчатки, но и ее периферия участвуют в процессе восприятия текста.
При чтении, например, букв высотой 1,76 миллиметра при расстоянии от глаз до текста 40 сантиметров максимально возможное удаление изображения букв, находящихся по краям от центральной ямки сетчатки, не превышает 4 градусов, что соответствует общему расстоянию 56 миллиметров. Но такое расстояние возможно при восприятии отдельных букв. В тексте же буквы в словах располагаются друг за другом без каких-либо промежутков. При чтении подобное расположение букв создает так называемый маскирующий эффект, в результате чего одни буквы ухудшают восприятие других. Поэтому в реальных условиях чтения это расстояние бывает значительно меньше.
Участок строки, воспринимаемый при чтении за одну фиксацию, называют углом зрения, полем зрения, фиксационным полем, промежутком узнавания, диапазоном восприятия и др. Мы будем придерживаться понятия «поле чтения». Под полем чтения понимается рабочая часть того поля зрения, в пределах которого в данный момент осуществляются определенные перцептивные действия, т. е. действия по восприятию в процессе чтения.
Фиксации являются
основной формой
глазодвигательной
активности.
Если предложение, напечатанное по горизонтали в одну строчку, читается за три-четыре фиксации, го это же предложение, напечатанное колонкой, можно прочитать за одну-две фиксации.
Некоторые люди читают абзацами, а не словами, мгновенно схватывая ключевые слова и улавливая основной смысл. Но такой вид чтения, безусловно, относится к выборочному, а не к сплошному. Умение выборочного чтения может быть выработано только на основе хорошо сформированных навыков сплошного чтения и достаточно развитой смысловой догадки.
В некоторых публикациях говорится о том, что можно расширить поле чтения до строки и читать вертикально, по вертикальной линии, т. е. путем вертикального движения глаз. Верно ли это?
В Тартуском университете проводились исследования факторов, влияющих на время чтения слов в связном тексте. В ходе исследований было установлено, что при скорости 192 слова в минуту на одно слово в среднем приходится 1,3 фиксации. Из этого следует, что горизонтальное поле чтения за одну фиксацию составляет 0,77 слова, или 4,9 знака. Эти данные согласуются с данными зарубежных исследований.
Многие ученые считают, что предел пропускной способности при чтении за одну фиксацию не превышает трех слов, или 18-20 знаков. Значит, даже быстрочи тающий человек при сплошном чтении строки из 60 знаков будет делать три фиксации.
Рис. 9. Схема движения глаз трех читателей.
Скорость чтения такого читателя достигнет почти 800 слов в минуту.
Рассмотрим схему движений глаз трех читателей (рис. 9). В верхней части рисунка показано движение глаз человека, читающего со скоростью 200 слов в минуту. Второй читатель более экономно воспринимает текст, но перекрытие фиксационных полей еще существует. Нижняя часть рисунка демонстрирует движение глаз быстрого читателя. Он воспринимает текст, не фиксируя взглядом некоторые его элементы, и тем не менее усваивает содержание читаемого текста не хуже первых двух читателей. Как видно из рисунка, увеличение скорости чтения и увеличение количества воспринимаемых знаков за одну фиксацию связаны пропорциональной зависимостью.
В КАЖДОЙ СТРОЧКЕ МНОГО ТОЧЕК
За счет чего же можно упорядочить движения глаз так, чтобы делать меньше фиксаций и при этом хорошо понимать текст?
Рис.10. Незавершенные рисунки.
Проведем небольшой эксперимент. Посмотрите, что изображено на рис. 10. Как правило, ответ не вызывает особых затруднений. Изображены бегущие мальчик и собачка, квадрат, круг, треугольник. А ведь рисунки незавершенные. Они составлены из совокупности штрихов, отрезков прямых линий, кружков.
Попробуйте прочитать следующие слова: к. пуста, морк. вь, маг. зин, цве. ы, уче. ик. Несмотря на то, что буквы пропущены, вы, очевидно, без напряжения читаете слово целиком, используя имеющийся у вас опыт опознания данных слов.
Можно читать половинчатые строки, у которых отсечена либо верхняя, либо нижняя части. Конечно, для точного и относительно беглого восприятия отсеченных частей строки или пропущенных букв имеет значение, какая часть (верхняя или нижняя) отсечена, а также, какие буквы (гласные или согласные) и в каком месте пропущены.
Попробуйте прочитать следующие два слова:
Хотя количество пропущенных букв в этих словах одинаково, скорость опознания слов разная, и зависит она от того, какие именно буквы и в каком месте пропущены.
Продолжим эксперимент. Прочтите следующие тексты.
Теперь прочтите эти четыре абзаца, напечатанные обычным способом.
Когда любой опытный читатель быстро пробегает глазами по строчкам печатного текста, правильно ли будет заключить, что все части букв и слов имеют равное значение или возможно, что некоторые из них оставляют больший след в сознании читающего, чем другие. Вероятно, большинство читателей склонно будет утверждать, что все элементы воспринимаемых ими очертаний имеют примерно равное значение.
Но существует эксперимент, который может доказать, что это не так. Обычно требуется больше времени, чтобы прочесть слова, когда видны только нижние половины букв, из которых они состоят, чем когда оставлены только верхние их половины. Верхние половины букв производят большее впечатление, т. е. несут в себе большее значение, чем нижние их половины.
Фактически наиболее существенными частями слов являются их начала и концы, а начала, в свою очередь, являются носителями большего значения, чем концы. Однако читать слова как по их первой, так и по последней части гораздо сложнее, чем по верхней или нижней половине, и читателю, вероятно, потребуется больше времени, чтобы прочесть каждый из этих двух последних абзацев, чем оба первых.
Умелые и опытные читатели могут прочесть список, состоящий из пятидесяти букв, расположенных вертикальными абзацами, примерно за пятнадцать с половиной секунд. Они также могут прочесть пятьдесят слов, состоящих из четырех букв каждое, за семнадцать секунд, а пятьдесят слов, из восьми букв каждое, примерно за девятнадцать с половиной секунд. Очевидно, нужно читать не все буквы и не каждое слово целиком.
Таким образом, исследования свидетельствуют о том, что читать можно и тогда, когда пропущены некоторые части текста. При этом восприятие зависит от того, какие именно части текста пропущены и где. В чем секрет такого чтения? Дело в том, что наше восприятие по своей природе не только избирательно, но целостно и обобщенно. Мы восстанавливаем текст, антиципируя, догадываясь, предвосхищая на основе нашего прежнего опыта. За счет этого свойства нашей психики и возможностей периферического поля зрения мы и читаем, пропуская части слов.
Очевидно, все быстрочитающие люди обладают высокой степенью развития смысловой догадки, большой эрудицией. Но, чтобы реализовать свои способности к смысловой догадке, необходимо еще иметь и хорошо развитое вертикальное поле чтения. Это требование справедливо для всех видов выборочного чтения: ознакомительного, просмотрового, поискового и др.
Представьте себе, вы взяли в руки книгу и открыли ее на любой странице. Еще не читая, лишь бросив взгляд на страницу, вы увидите сразу несколько элементов: рисунок, таблицу, набранный разным шрифтом текст. И все это за один взгляд. Способность за одну фиксацию видеть большое число элементов в тексте тесно связана как с объемом кратковременной памяти, так и с объемом внимания, о котором мы будем говорить в следующих разделах книги. Такую способность полезно постоянно в себе развивать. Упражнения, проводимые с целью развития внимания и памяти, оказывают влияние и на вертикальное поле чтения. Рекомендуются упражнения со словесным ромбом, буквенными и цифровыми таблицами и др. Необходимо подчеркнуть особую роль регламентированного чтения. Этот вид тренировок предусмотрен всеми методиками обучения динамическому чтению.
Движения глаз при регламентированном чтении представляют собой зигзагообразную ломаную линию (рис. 11). Такая линия характерна для всех чудо-читателей. Они способны за несколько фиксаций понять содержание целой страницы. Для рядовых читателей подобная траектория движений глаз рекомендуется лишь в целях тренировки при чтении в установленном временном режиме. В начале тренировки следует выбрать такую скорость чтения одной страницы, которая превышает скорость обычного сплошного чтения в 1,5-2 раза, затем, постепенно увеличивая ее, довести до 15 секунд на страницу.
Напоминаем, что речь идет о выборочном, а не сплошном чтении. Поэтому перед читателем не ставится задача усваивать содержание текста так же, как при сплошном чтении. Да это вряд ли и возможно.
В результате многократных тренировок в установленном ускоренном режиме чтения в коре головного мозга происходит перестройка условно рефлекторных связен. При этом вырабатывается более быстрый стереотип чтения. Однако нельзя не сказать и об определенной опасности, связанной с тем, что у человека может развиться привычка поверхностного чтения. Поэтому вполне обоснованна тревога специалистов по поводу высокой скорости, но плохого понимания. Для того чтобы не произошло нарушения баланса между количеством и качеством при чтении, необходимо помнить, что регламентированное чтение может быть продуктивным
Рис. 11. Схема движения глаз при регламентированном
лишь при условии правильной организации тренировок, соблюдении основного принципа обучения: постепенность и доступность. Нарушение этого принципа приводит к дезорганизации процесса чтения, непониманию прочитанного, а в дальнейшем вырабатывает дурную привычку поверхностного чтения. И наоборот, если человек соблюдает принцип доступности и постепенности, он понемногу перестраивает свое чтение, вырабатывает в себе привычку читать в зависимости от поставленной цели без ущерба для качества чтения.
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ
Увеличение скорости чтения за счет сокращения числа фиксаций и регрессий достигается в результате выполнения упражнений, развивающих антиципацию и периферическое поле зрения. Одно из таких упражнений связано с использованием пленки-маски. Как приготовить это нехитрое «пособие», описано в разделе «Делай с нами, делай, как мы, делай лучше нас» («Советы Самоделкина»).
Подготовленную прозрачную, желтых оттенков пленку-маску определенного размера накладывают на текст таким образом, чтобы слева и справа оставались открытыми части текста (от трех до десяти знаков). На пленку в шахматном порядке с определенной частотой наносят маленькие непрозрачные штрихи, закрывающие при чтении часть текста. Читают только ту часть текста, которая находится под пленкой, антиципируя части, оставшиеся вне пленки и закрытые штрихами.
Примечание. Психологически очень трудно иметь слева и справа незакрытые участки текста и не читать их. Желтоватого цвета пленка-маска создает контраст между различными частями текста, что несколько снижает это психологическое неудобство, облегчает тренировку. Кроме того, черный шрифт на желтоватом фоне способствует созданию наиболее оптимальных физиологических условий для восприятия текста, не утомляет зрение.
Для развития вертикального поля чтения выполняют и другие упражнения. Для этого применяют буквенные и цифровые таблицы, словесные ромбы.
В процессе зрения наш зрительный аппарат много трудится. Глазное яблоко, этот живой фотоаппарат, приводится в движение с помощью трех пар мышц, мускулатуру которых необходимо постоянно тренировать и развивать. С этой целью упражняются на «визуирование», отработку маршрута слежения, для чего используют, например, известный тест «перепутанные линии». Такая тренировка полезна и для выработки устойчивости внимания.
Способность двигаться по строке в разных режимах вырабатывается упражнением «гимнастика для глаз». Выполняется оно следующим образом. На каждой строке читается только первое и последнее слово. Остальная часть строки «пробегается», прослеживается глазами.
Исследователи проблем динамического чтения и предложили упражнение «разрезанные тексты». Выбранный для тренировки текст разрезается по вертикали на две или три части. Каждая часть сдвигается относительно другой на определенное расстояние по вертикали и горизонтали. Такой сдвинуто-раздвинутый текст читается как бы волнообразно, в результате чего тренируется мускулатура глаз, развивается способность визуирования. Необходимо быть очень внимательным, чтобы не теряя строку удерживать смысл читаемого. Таким образом, это упражнение тренирует также внимание и память.
Параметры чтения до и после обучения динамическому чтению