что такое гордость для детей

Об искоренении гордости у детей

Каждый год мы являемся свидетелями возрастания от силы в силу педагогического движения, у истоков которого стоит глинский старец схиархимандрит Иоанн Маслов и его духовные чада, являющие нам сегодня образцы плодотворного и самоотверженного служения людям. Это служение выражается прежде всего в развитии святоотеческого учительного наследия, разработке целой системы методов и подходов, заключающих в себе возможность качественного преображения современной отечественной педагогики.

Очередным важным шагом в указанном направлении является книга «Духовно-нравственные основы образования и воспитания»( Маслов Н.В. Духовные и нравственные основы образования и воспитания. /В двух томах – М.: «Самшит-издат», 2013). Особенностью этой книги является стремление воздействовать на сложившуюся педагогическую ситуацию в нашем обществе не силой абстрактных теорий и схем, но внутренней силой живой традиции великих отечественных просветителей. Ни один из советов святых отцов не носит отвлеченного характера, все они проистекают из реального знания человеческой души. На своем опыте они выработали своеобразную диагностику страстей и недугов, скрывающихся в людском сердце, определили методы борьбы с ними, восстановления внутренней целостности, гармонии, творческих сил человека.

Анализ трудов великих просветителей, последовательная систематизация их наблюдений и советов помогает авторам книги «Духовно-нравственные основы образования и воспитания» определить мотивы поведения детей, закономерности развития добрых сторон их характера и преодоления дурных наклонностей. На этой основе выстраивается методика работы по воспитанию положительных качеств и борьбы с пороками детей. Один из центральных разделов книги посвящен искоренению такой страсти, как гордость. Надо сказать, что в современном употреблении слово «гордость» в значительной степени утратило тот негативный оценочный ореол, который был присущ ему в прошлом. В Малом толковом словаре русского языка издания 1993 года находим такое определение: «Гордость – 1.Чувство собственного достоинства, самоуважения. Приводятся примеры: «Профессиональная гордость», «Просить не позволяет гордость»2. Чувство удовлетворения от чего-нибудь: «Гордость за своих детей» 3. О том, кем, чем гордятся: «Он – гордость нашей школы». Для сравнения приведу отрывки из статьи о гордости в словаре Владимира Даля: «Гордость, гордыня, горделивость – качество свойство гордого, надменность, высокомерие. При этом гордый определяется также как «кичливый, надутый, спесивый спесивый, зазнающийся, кто ставит себя самого выше прочих». Приводятся примеры речений, бытовавших в русском народе: «Гордым быть, глупым слыть. Во всякой гордости черту много радости. Сатана гордился и с неба свалился.»

У сыновей Ноя было много детей, и от них опять произошло много людей на земле. Но вскоре обнаружилось, что люди после потопа были не лучше, чем до потопа. Тогда на всей земле был один язык и одно наречие. Однажды люди собрались вместе и сказали друг другу: «Построим себе город и башню. высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли». Возгордившись и желая прославить себя, люди ревностно занялись постройкой. Но Господу не угодно было это. Он посмотрел на город и башню, которые они строили и сказал: «Вот, один народ и один у всех язык… и не отстанут они от того, что задумали делать. Сойдем же и смешаем там язык их так, чтобы один не понимал речи другого». (Помните, Бог также некогда сказал во множественном числе: «Сотворим человека. «) Господь смешал язык людей, так что они не понимали друг друга и не могли продолжать строительства башни. Поэтому то место стало называться «Вавилон», то есть «смешение». Затем Бог рассеял людей оттуда по всей земле. (Быт. 11:1–9).

Строительство Вавилонской башни, дерзкое соревнование с Богом продолжается и в дальнейшей истории человечества, принимая различные формы – в государственной и социальной жизни, искусстве, науке и технике.

Для борьбы с гордостью необходимо хорошо знать признаки этого порока. В книге «Духовно-нравственные основы образования и воспитания» дается развернутое описание данных признаков. В частности, указывается, что находясь в плену гордости, человек свои мнения и рассуждения, хотя они часто являются ложными, всегда считает верными и неоспоримыми. На критику, замечания гордец отвечает враждой и ненавистью. Он не ценит достоинства других людей; все, что делает, делает напоказ всем, ради похвалы и славы человеческой. Горделивый человек спорит, ссорится и гневается, стремится угнетать других.

Все это в разных формах проявляется в детях, начиная с младенческого возраста. Они с трудом переносят порицания и даже самые легкие наказания. Начинают грозить кулачком: «Ты плохой, я с тобой не играю». Очень ревнивы к похвалам других детей, считая только себя достойными добрых слов и поощрения. Часто можно слышать от них: «Я лучше других, я не такой плохой как другие». С возрастом ростки гордости укрепляются, становятся трудноискоренимыми. И первую очередь данное обстоятельство таит в себе угрозу для самого гордеца. Человек, одержимый страстью гордости, не видит себя самого, не может принимать правильных решений, все оценивает неверно. Это становится причиной цепи неверных действий, ошибочных поступков. Гордый человек склонен к нерассудительному, крайнему перенапряжению сил, что приводит, в конечном счете, к срывам и падениям, может стать источником тяжелых болезней и даже гибели человека.

На нас педагогах лежит большая ответственность за будущее наших воспитанников. Важно не дать развиться гордости, и как можно раньше начать бороться с ее проявлением в ребенке. Как указывается в книге «Духовно-нравственные основы образования и воспитания», одним из начальных проявлений гордости в ребенке является тщеславие в одежде.

Дети не должны слишком сильно радоваться красивой одежде. Сама радость эта естественна и понятна, но необходимо следить, чтобы она не была чрезмерной. Тем более нельзя допускать того, чтобы ребенок тщеславился одеждой и с пренебрежением относился к тем, кто одет хуже.

Другим характерным проявлением гордости в детях является хвастовство своими родителями, их богатством, должностью, социальным положением. При этом ребенок часто с пренебрежением смотрит на других детей, чьи родители в чем-то уступают его собственным. Поэтому нельзя разрешать ребенку грубо и дерзко обращаться с людьми; нельзя позволять плохо отзываться о ком-либо. Необходимо внушать детям, что Бог смотрит не на богатство и положение, а на добродетель и честность: Младенец Иисус выбрал Себе не богатых и знатных родителей, а плотника – воспитателем и бедную Деву – Матерью.

Третьим видом гордости, характерным для детей, является гордость своими действительными или мнимыми качествами и преимуществами. Нет ничего предосудительного в том, что ребенок радуется тому, что он хорошо учится, отличается прекрасным поведением и т.п. Но подобное честолюбие должно иметь разумные пределы и не превращаться в тщеславие.

Обобщая все сказанное, можно выделить следующие методы преодоления гордости в детях:
— метод примеров: родители, воспитатели должны сами подавать пример, не осуждать никого, не превозноситься ни перед кем, быть со всеми окружающими в мире;
— метод наставления: объяснять происхождение гордости, говорить о том, что гордый человек всегда бывает наказан;
— метод объяснения: доводить до сознания ребенка нравственные представления и понятия, раскрывать их насущную необходимость для жизни человека;
— метод запрещения: запрещать детям рассуждать и судить о вещах, которых они не понимает; не допускать, чтобы ребенок сам себя хвалил, много говорил о себе, вмешивался в разговор взрослых.
— метод контроля и анализа поступков: обучать ребенка смотреть на себя глазами другого, преодолевать стремление осудить окружающих; яркий пример: когда при отце Иоанне Маслове осуждали другого, он говорил: «Да и я сам так делаю» (в этих словах надо видеть не только проявление смирения, но и форму обличения, способ обратить внимание собеседника на себя самого).
— метод поощрения: хвалить за скромность, послушание, но в меру; ребенок должен быть прилежным, послушным, скромным и благочестивым не потому, что за это хвалят, а потому, что этого ждет от него Бог.

Важным средством избавления от гордости является молитва. Но молитва должна идти от смиренного сердца, сочетаться с осознанием своей немощи, невозможности справиться с собою без помощи Божьей. Иначе она может стать проявлением высокоумия – духовной гордости, о которой много написано в трудах святителя Тихона Задонского. Сама молитва при высокоумии выступает как проявление гордости. Устами человек говорит «Господи, помилуй», а в сердце своем, подобно евангельскому фарисею, пребывает в уверенности, что не нуждается в помиловании и спасении, так как правильно и регулярно молится, соблюдает посты, посещает церковь и прочее. Спаситель нужен только тем, кто на самом деле осознает и чувствует себя погибающим. Путь к спасению святитель Тихон видит в признании своего окаянства, своей болезни и слепоты, того, что мы погибли и не можем ожить без Христа. Это признание и осознание составляет основу смирения – главного лекарства от гордости.

Имея духовное происхождение, порок гордости побеждается духовными благодатными средствами, среди которых в первую очередь надо отметить исповедь и причастие.
Ценность книги «Духовно-нравственные основы образования и воспитания» заключается прежде всего в том, что в ней осуществляется педагогическая адаптация святоотеческого наследия, которая сопровождается ясным изложением методологических принципов, сформулированных в трудно доступных сегодня массовому читателю книгах отечественных просветителей, выдающихся духовных писателей России. В числе этих писателей следует особо отметить епископа Иринея (Орды), последние годы жизни которого были связаны с нашей Орловской кафедрой. Приведу в конце своего выступления слова из проповеди владыки, посвященной искоренению гордости из душ детей:

Источник

Как важно говорить ребенку «Я горжусь тобой!»

Поделиться с друзьями

Если вам приходилось бывать на утреннике в детском саду не в роли или а в роли Мамы или Папы, то вы наверняка отмечали улыбки умиления на лицах других родителей. Умиления, ведь их малыши так стараются!

А часто ли вам приходилось видеть счастливые лица родителей, исполненных гордости за своих повзрослевших чад, получающих знаки отличия, красные дипломы и медали? Реже, конечно.

когда к эмоции прибавить слова: «Я горжусь тобой!», то память неминуемо адресует нас к кадрам американского фильма. Почему не российского? В и вопрос! «Там» это происходит куда чаще. Почему? Причин несколько. Если коротко, это не принято в нашей культуре. Это для нас слишком. «Ну, почему?!» — воскликнет каждый ребенок. Ведь, начиная с детского сада и доживая до седых волос, он так хочет порадовать своих родителей. Удивить, обрадовать, показать себя Чтобы гордились!

Но в ответ звучит ответ нескольких поколений: «Меня тоже не хвалили. Старайся, делай. Стремись».

Насколько важно, чтобы родители гордились своими детьми? И говорили им об этом вслух?

Об эмоциональной сдержанности — почти скудости в выражении эмоций, привычной замкнутости наших людей, мы не станем подробно говорить. Такой психотип вполне привычен и хорошо знаком. Нас даже комплименты надо учить говорить.

Да, стоит признаться, поколения нынешних пятидесятилетних бабушек и дедушек могут оглянуться в свое детство и поделиться воспоминаниями, как их родители не показывали своей положительной реакции на достигнутые детьми успехи. С отрицательными реакциями дело обстояло куда лучше. Успехи — это как бы само собою разумеющееся. Вот так и получалось, что дети, стараясь добиться успеха (читай, любви и признания самых близких людей), лишь наращивали комплексы и первые опыты непринятия или непонимания, внешнего холода или внешнего напускного равнодушия.

Помню, как на фоне троечников в классе мне хотелось испытать триумф и услышать похвалы от мамы по итогам годового родительского собрания. Но на семейном совете обсуждалась лишь рядовая четверка. Почему?! Ответ запомнился мне на всю жизнь: «Уровень образования снизился, поэтому твои пятерки равны нашим с папой тройкам». Понять я этого не смогла, но на пятерки училась.

Времена были сдержанные и прохладные в эмоциональном проживании успеха детей. И понятно, когда детей готовили к лишениям, преодолению трудностей, к труду тяжелому. Тут не до телячьих нежностей. Сказалось и влияние христианских традиций в православии, которые сильны в нашем общем подсознательном: гордость противоположна скромности и смирению. Это об ощущении высоты своего положения. Она — родная сестра гордыни, а это один их смертных грехов. Вопрос еще и в том, чем гордиться. Тем, что от тебя не зависит?! Материальным положением семьи, достатком?! Сколько угодно, скажете вы и будете правы. И машиной папы, и связями, и благородством предков, и должностью папы. И новым платьем, и новой машинкой. Потребность выделиться, подчеркнуть свою доминантность, пережили давление многих общественных институтов.

Но мы — о достижениях

Но вернемся к тому детскому утреннику. Внимательный взгляд заметит иногда слетающую улыбку гордости и умиления с лица мамы, в уголках ее глаз промелькнет тревога. Что это?

Природное чувство почти боли за своего детеныша роднит и в переживаниях: стоит в сторонке, мой растерялся, снова не знает ответа»! Боль, что чадо слабое и стыд, что в этом ТВОЕ проявление, ТВОЙ ребенок и твоя ВИНА. Так появляется разделение: гордость или стыд. Сильный и доминантный или слабый, пребывающий в тени?

Чувства сродни наблюдениям природных схваток за первое место, в конкуренции за блага и признание. Многим родителям свойственно скрывать эти чувства, не проявляя их открыто.

Но традиции, пришедшие к нам извне, иллюстрируют примеры, когда дети, родители которых открыто говорят им о своих чувствах гордости и признания, растут более уверенными в себе и активными, более открытыми. У них формируется самооценка.

А как ребенок сформирует знание о своих достоинствах, когда родители молчат? Когда достижения чада — в порядке вещей, дело житейское и не стоят слов признания, радости? Встречали ли вы по жизни людей вполне достойных, но как бы стесняющихся любого проявления признания их поступков и достижений? Они живут, как бы извиняясь, явно недооценивая свой вклад, свой труд и результат.

Гордость и признание = гордость и радость?

В этой точке предлагаю разделить гордость и признание, гордость и радость. И это принципиально важный момент. В откровенном и кристальном чувстве гордости есть частичка «ощущения себя», нас распирает яркое чувство переживания собственных достоинств. Это чувство торжествующей самости.

И если в раннем возрасте детей это распирающее родительское чувство как бы побеждает вину и стыд с криком «Это мой ребенок, мой, моя, мое!». То в более взрослом возрасте, когда, собственно, и наступает пора первых настоящих достижений ребенка, подростка, юноши и девушки, такое отождествление может аукнуться чаду давлением родителя, активностью в его достижениях. «Ты реализуешь то, чего я не смог. Ты — мое продолжение». Для личности ребенка эта дорога может повести в ад.

Потребность в гордости сильна у родителей, которые хотят испытать радость достижений в своих детях, когда у самих этого не случилось в детстве, в юности. Это тема отдельного разговора, насколько правомерна реализация своей программы посредством жизни своего ребенка. В этом есть место и удачным примерам, и проклятью для ребенка — отказом от его жизни, его реализации.

Но именно такой родитель будет вкладывать время, деньги и силы в достижения ребенка, что уже само по себе становится как бы гарантией успеха. И ребенок из любви и преданности будет царапаться и карабкаться. Но в случае неудачного выбора пути «за папу и за маму» может ожидать печальный финал вплоть до суицида, травмы, опустошения. И потери времени жизни.

Да, гордость — это сильное переживание чувства собственного достоинства, самоуважения. Чувство удовлетворения от но когда речь идет о самом дорогом существе, тогда так важно позволить ему самому это пережить. Что же взамен? Признание родителями успехов детей в их же глазах и особое умение раскрыть свое родительского понимание и сопереживание, чтобы сказать об этом ребенку в минуту триумфа с чувством и расстановкой. Вы заметили, что в чувстве гордости царит «Я», а в признании — «ОН» или «ОНА»?

Что здоровее: гордость или радость? В радости больше эмоционального сопереживания, чуть меньше слов. Поверьте, это важное разделение после привычного «мой». Значит, внутренне в эту секунду мы переживаем взросление чада, а главное — рождение ЛИЧНОСТИ. В признании достижения есть место уважению к успеху, упорству и результату. И, конечно, умение это разглядеть, оценить и искренне сказать пятилетнему человеку, например. Важно ценить достижения не вообще, а то, что является достижением для вашего ребенка. Оплачено его усилиями. Уж лучше знаете своих детей?

Можно ли помочь тому, чтобы родители, имеющие поводы гордиться, проявляли свои чувства? Чтобы их дети, переживающие эйфорическое состояние сопереживания своих побед, учились жить с чувством гордости. Да, вполне.

Отметим, что для родителей мальчиков это особенно важно, ведь речь идет о будущих достижениях мужчины во внешнем мире.

Участвуйте в жизни своего сына или дочери. Соревнования или праздничные концерты, спектакли или экзамены, командные игры или личная победа над тем, что не удавалось.

Присутствуйте, а если это по причине невозможно — поговорите об этом. Будьте искренни и открыты в том, что заметили в ребенке, важное и ценное. И разговор этот останется в душе ребенка. Он почувствует на тонком уровне, что папа или мама здесь и сейчас с ним, они признали самое стоящее и истинное в его достижении.

В этом и есть счастье — разделить с ребенком важные моменты его жизни. Ожидаемые победы могут оборачиваться и поражениями. Тогда разделение не может превратиться в критику, обвинения и разбор полетов по горячим следам. Позже, когда переживания утихнут — тогда и придет время итогов.

Мне хочется надеяться, что в каждой произнесенной фразе «Я тобой горжусь!» будет чуть больше радости и признания, нежели родительского эгоизма. Но даже в таком звучании мне становится радостно.

И как хорошо, что мы пока не говорим о рождении самонадеянности, когда высокие слова разменяны по мелочам, затерты. До этого нам еще далеко. В признании достижений, даже в комплиментах есть место ЛЮБВИ. А это указывает на то, что верной идем дорогой. Ура!

Источник

Страсть гордости в детях и приемы борьбы с ней

Мы с вами уже гово­рили о само­лю­бии, и назвали его кор­ней всех страстей.

— гнев и раз­дра­жи­тель­ность, из кото­рых — непри­язнь, зло­па­мят­ность, вспыль­чи­вость, гру­бость, дер­зость, мни­тель­ность, драч­ли­вость. Отсюда же обиды, ссоры, споры;

— тще­сла­вие, вла­сто­лю­бие, высо­ко­ме­рие, зависть, а от нее злоба, нена­висть, зло­рад­ство, осуж­де­ние, злые насмешки;

— Ребе­нок не слу­ша­ется, упря­мится, хочет во всем насто­ять на своем, его невоз­можно заста­вить попро­сить прощения.

— Он не ува­жает стар­ших, дер­зит им, груб и непо­чти­те­лен с младшими.

— Он не любит настав­ле­ний, счи­тает себя пра­вым, не созна­ется в проступках.

— Он обид­чи­вый, зади­ри­стый и раздражительный

— Он все делает напо­каз, чтобы видели дру­гие и хва­лили его.

— Он страшно пере­жи­вает свои неудачи в уче­нии, роп­щет, винит во всем дру­гих, зави­дует успе­ва­ю­щим, во всем стре­мится к первенству;

Немало роди­те­лей, даже в ущерб сво­ему домаш­нему бюд­жету, зада­ри­вают детей, поку­пают им доро­гие игрушки, что тоже может быть пово­дом хва­статься перед дру­гими детьми, у кото­рых таких доро­гих вещей нет.

Здесь можно посо­ве­то­вать при­учать детей не к кра­си­вым и доро­гим одеж­дам, а только к чистым и опрятным.

Роди­те­лям надо осте­ре­гаться, чтобы самим не насаж­дать в своих детях често­лю­бие и хва­стов­ство. Это слу­ча­ется тогда, когда детям раз­ре­шают в при­сут­ствии стар­ших вме­ши­ваться в раз­го­воры взрос­лых и их дела, или когда папа и мама хва­лят в лицо детей за их при­ле­жа­ние, успехи и хоро­шее поведение.

Кроме того, очень важно при­учать детей с самого ран­него воз­раста к послу­ша­нию и испол­не­нию роди­тель­ской воли. Уже сам этот про­цесс при­вьет детям скром­ность, дис­ци­пли­ни­ро­ван­ность сдер­жан­ность и сми­ре­ние, кото­рое им затем очень при­го­дится в жизни.

Так выгля­дит эта опас­ная страсть гор­до­сти, и такие спо­собы борьбы с ней в вос­пи­та­тель­ном про­цессе пред­ла­гает хри­сти­ан­ская педа­го­гика. Мы видим, что и здесь роль роди­те­лей и здо­ро­вой семей­ной атмо­сферы играет пер­во­сте­пен­ную роль. Я пони­маю, что с мето­дами педа­го­гов- хри­стиан согла­сятся далеко не все, но сама жизнь пока­зы­вает, что для пре­одо­ле­ния духов­ных поро­ков чело­ве­че­ской лич­но­сти дру­гих средств, кроме обра­ще­ния к Богу нет. И в этом мы убе­димся еще не раз, когда будем гово­рить о дру­гих опас­ных стра­стях, также как и гор­дость зарож­да­ю­щихся в ран­нем детстве

1. Инте­рес­ная эти­мо­ло­гия этого слова. В нем видят парал­лель с латин­ским «gurdus» — «тупой», «глу­пый», «бес­тол­ко­вый» — зна­че­ния, кото­рые хорошо пере­дают бес­смыс­лен­ность и неле­пость этой стра­сти (Фасмер М. Эти­мо­ло­ги­че­ский сло­варь рус­ского языка. Т. 1. М., 1986. С. 440; Пре­об­ра­жен­ский А. Эти­мо­ло­ги­че­ский сло­варь рус­ского языка. Т. 1. М., 1910–1914. Репринт. С. 146).

Это каче­ство гор­до­сти осо­бенно под­чер­ки­вает свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст (†407):
«Доколе мы будем над­ме­ваться гор­до­стию, достой­ной посме­я­ния. Мы сме­емся, когда видим, как дети вытя­ги­ва­ются и посту­пают вели­чаво; сме­емся, когда они то берут камень, то опять бро­сают. Так и глу­пая гор­дость чело­ве­че­ская есть плод дет­ского раз­мыш­ле­ния и несо­вер­шен­ного ума» (Иоанн Зла­то­уст, свя­ти­тель. Беседы на посла­ние к Филип­пий­цам. Беседа 5 (№2). Тво­ре­ния. Т. 11. Книга пер­вая. С П б., 1905. Репринт. С. 261).

«Быть глу­пым по при­роде не состав­ляет вины, а сде­латься глу­пым, имея разум, неиз­ви­ни­тельно и вле­чет за собою боль­шое нака­за­ние. Таковы те, кото­рые по при­чине своей муд­ро­сти много о себе думают и впа­дают в край­нее высо­ко­ме­рие. Ничто ведь так не делает глу­пым, как кичливость…И если начало пре­муд­ро­сти есть страх Гос­по­день, то начало глу­по­сти есть неве­де­ние Гос­пода. Итак, если веде­ние Бога есть муд­рость, а неве­де­ние — глу­пость, неве­де­ние же про­ис­хо­дит от гор­до­сти ( а начало гор­до­сти есть неве­де­ние Гос­пода), то сле­дует, что гор­дость есть край­няя глу­пость» (Иоанн Зла­то­уст, свя­ти­тель. Беседы на посла­ние к Рим­ля­нам. Беседа 20 (№24). Тво­ре­ния. Т. 9. Книга вто­рая. С П б., 1903. Репринт. С. 755).

2. Заме­ча­тельно опи­сы­вает гор­дость св. Фео­фан Затвор­ник (†1894):

«Гор­дость есть нена­сы­ти­мое жела­ние воз­вы­ше­ния или уси­лен­ное иска­ние пред­ме­тов, через кото­рые можно было бы стать выше всех дру­гих. Само­лю­бие здесь оче­вид­нее всего. Оно тут как бы своим лицом, ибо тут вся забота о своем «я» Пер­вое порож­де­ние гор­до­сти внут­рен­ней­шее — есть само­мне­ние, по кото­рому все дру­гие счи­та­ются ниже нас; даже те, кото­рые высоко пре­вос­хо­дят нас, по срав­не­нию с нами не слиш­ком важны. Про­тор­га­ясь наружу, она ищет уже и пред­ме­тов воз­вы­ша­ю­щих, и, судя по ним, сама изме­ня­ется. Оста­нав­ли­ва­ясь на пред­ме­тах ничтож­ных, напри­мер, на силе тела, кра­соте, одежде, род­стве и дру­гом чем, она есть тще­сла­вие, обра­ща­ясь к сте­пе­ням чести и славы, она есть вла­сто­лю­бие; услаж­да­ясь мол­вою, гово­ром и вни­ма­нием людей, она есть сла­во­лю­бие. Во всех, впро­чем, этих видах, кроме, может быть, само­мне­ния, гор­дость сопро­вож­да­ется еще свое­во­лием, непо­ко­ри­во­стию, само­уве­рен­но­стию, само­на­де­ян­но­стию, при­тя­за­тель­но­стию, пре­зре­нием дру­гих, небла­го­дар­но­стию, зави­стию, гнев­ли­во­стию, до мести и зло­па­мят­ства. Глав­ней­шими, впро­чем, её отрас­лями можно почесть зависть с нена­ви­стию и гнев с зло­па­мят­ством» (Фео­фан Затвор­ник, свя­ти­тель. Начер­та­ние хри­сти­ан­ского нра­во­уче­ния. Т. 1. М., 1998. С. 286–287).

Не слу­чайно, свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст гово­рит о гор­до­сти, как о корне и источ­нике всех зол:
«Гор­дость… корень зол, источ­ник неправды, из кото­рой про­изо­шел конец и начало поги­бели мира: она была нача­лом всех зол, она низ­вергла с неба сатану и про­чих с ним…» (Иоанн Зла­то­уст, свя­ти­тель. Тол­ко­ва­ние на про­рока Исаию. Глава 12 (№12). Тво­ре­ния. Т. 6. Книга пер­вая. С П б., 1900. Репринт. С. 138).

«Что в телах вос­па­ле­ние, то в душах гор­дость» (Иоанн Зла­то­уст, свя­ти­тель. Беседы на слова про­рока Исаии. Беседа 3. (№ 4). Тво­ре­ния. Т. 6. Книга пер­вая. С П б., 1900. Репринт. С. 403).

«…Озия был царь доб­рый, муж пра­вед­ный и укра­шав­шийся мно­гими доб­рыми делами; но потом впал в гор­дость, мать поро­ков, в над­мен­ность, испол­нен­ную смя­те­ний, в высо­ко­ме­рие, погу­бив­шее диа­вола. Под­линно, нет ничего хуже гор­до­сти» (Иоанн Зла­то­уст, свя­ти­тель. Беседы на слова про­рока Исаии. Беседа 4. (№3). Указ. соч. С. 410).

«Таково зло — гор­дость. Она в каж­дом про­из­во­дит то, что он не знает самого себя, и после мно­гих тру­дов уни­что­жает всё сокро­вище доб­ро­де­тели. Про­чие грехи обычно про­ис­хо­дят от нашей бес­печ­но­сти; а она зарож­да­ется в нас, когда мы посту­пает пра­вильно. Обык­но­венно ничто так не про­из­во­дит гор­до­сти, как доб­рая совесть, если мы не будем вни­ма­тельны» (Иоанн Зла­то­уст, свя­ти­тель. Беседы на слова про­рока Исаии. Беседа 3 (№1). Указ. соч. С. 397).

«Все вели­чай­шие бед­ствия, удру­ча­ю­щие всю все­лен­ную, про­изо­шли от гор­до­сти. Так и диа­вол, не быв­ший прежде тако­вым, сде­лался диа­во­лом от гор­до­сти, на что ука­зы­вая, и Павел ска­зал: «…Епископ…не дол­жен быть из ново­об­ра­щен­ных, чтобы не воз­гор­дился и не под­пал осуж­де­нию с диа­во­лом» ( 1 Тим. 3, 2, 6 ). Так и пер­вый чело­век, обо­льщен­ный от диа­вола пагуб­ною надеж­дою, пал и сде­лался смерт­ным; он наде­ялся стать богом, но поте­рял и то, что имел. За то и Бог, пори­цая его и как бы сме­ясь над его нера­зу­мием, ска­зал: «Вот, Адам стал как один из нас» ( Быт. 3, 22 ).

Так и каж­дый после Адама, меч­тая о своем равен­стве с Богом, впа­дал в нече­стие…. Сле­до­ва­тельно, гор­дость есть верх зол, корень и источ­ник вся­кого нече­стия…» (Иоанн Зла­то­уст, свя­ти­тель. Тол­ко­ва­ние на свя­того Мат­фея Еван­ге­ли­ста. Беседа 15. (№2). Тво­ре­ния. Т. 7. Часть пер­вая. СПб., 1901. С. 150).

3. Кратко, ход про­яв­ле­ния стра­стей опи­сал пре­по­доб­ный Фео­дор Эдес­ский (9 век):

«Есть три глав­ней­шие стра­сти: сла­сто­лю­бие, среб­ро­лю­бие и сла­во­лю­бие. За ними сле­дуют дру­гие пять духов злобы; а от этих, нако­нец, порож­да­ется мно­гое мно­же­ство стра­стей и все виды раз­но­об­раз­ных склон­но­стей гре­хов­ных. Почему побе­див­ший трех пер­вых началь­ни­ков стра­стей и вождей, вме­сте с тем низ­ла­гает и сле­ду­ю­щие за ним пять стра­стей, а затем поко­ряет и все страсти.

Что по стра­сти сде­лано нами, о том и вос­по­ми­на­ния страстьми воз­му­щают душу. Но когда страст­ные вос­по­ми­на­ния совсем изгла­дятся из сердца, до того, что и не при­бли­жа­ются к нему; тогда это слу­жит при­зна­ком отпу­ще­ния преж­них гре­хов. Ибо пока душа страстно к чему — либо гре­хов­ному отно­сится, дотоле надо при­зна­вать име­ю­ще­еся в ней вла­ды­че­ство греха»

«Некиим из древ­них очень верно и с делом сооб­разно ска­зано, что из про­ти­во­бор­ству­ю­щих нам демо­нов пер­выми всту­пают в брань те, кото­рым вве­рены чре­во­угод­ли­вые жела­ния, кото­рые вну­шают среб­ро­лю­бие и скло­няют к тще­сла­вию; дру­гие же, идя позади их, соби­рают пора­нен­ных ими» (Фео­дор, епи­скоп Эдес­ский, пре­по­доб­ный. Сто душе­по­лез­ней­ших глав (10, 11, 61). Доб­ро­то­лю­бие. Т. 3. М., 1900. Репринт. С. 321, 332–333)

Тон­кую харак­те­ри­стику стра­стей и их видов дает свя­той Гри­го­рий Синаит (†1360) и ука­зы­вает среди них место гордости:

«Одни стра­сти суть телес­ные, а дру­гие душев­ные; иные суть стра­сти похоти, иные стра­сти раз­дра­же­ния, и иные — мыс­ли­тель­ные; и из них — иные стра­сти ума, и иные — рас­суж­де­ния. Все они раз­но­со­че­та­ва­ются между собою, и друг на друга дей­ствуют, и от того изменяются.

Стра­сти раз­дра­же­ния суть: гнев, горечь, бран­ли­вость, вспыль­чи­вость, дер­зость, над­мен­ность, киче­ние и дру­гие подобные.

Стра­сти вожде­ле­ния суть: лихо­има­ние, раз­врат, невоз­дер­жа­ние, нена­сыт­ность, сла­сто­лю­бие, среб­ро­лю­бие, само­лю­бие, всех лютей­шая страсть.

Стра­сти плоти суть: блуд, пре­лю­бо­де­я­ние, нечи­стота, непо­треб­ство, чре­во­уго­дие, леность, рас­се­ян­ность, любовь к мир­скому, жиз­не­лю­бие и подоб­ные им.

Стра­сти слова и языка суть: неве­рие, хула, лукав­ство, любо­пыт­ство, двое­ду­шие, поно­ше­ние, кле­вета, осуж­де­ние, уни­чи­же­ние, болт­ли­вость, при­твор­ство, ложь, сра­мо­сло­вие, лесть, насмеш­ли­вость, себя выстав­ле­ние, чело­ве­ко­уго­дие, наду­тость, клят­во­пре­ступ­ле­ние, празд­но­сло­вие и прочие.

Стра­сти ума суть: само­мне­ние, пре­воз­но­ше­ние, веле­х­ва­ле­ние, спор­ли­вость, рети­вость, само­до­воль­ство, про­ти­во­ре­чие, непо­слу­ша­ние, меч­та­тель­ность, при­ду­мы­ва­ние, любо­по­каз­ность, сла­во­лю­бие, гор­дость — пер­вое и послед­нее из всех зол.

Стра­сти мысли суть: паре­ние, лег­ко­мыс­лие, пле­не­ние и раб­ство, омра­че­ние, ослеп­ле­ние, укло­не­ние от дела, при­логи, сосло­же­ния, скло­не­ния, пре­вра­ще­ния, отвер­же­ния и пдоб­ные им.

Одним сло­вом, все худые мысли, чув­ства и рас­по­ло­же­ния, несо­об­раз­ные с при­ро­дою нашею, раз­ме­ща­ются по трем силам души, равно как и все доб­рые, сооб­раз­ные с есте­ством нашим, в них же сопре­бы­вают» (Гри­го­рий Синаит, свя­той. Главы о запо­ве­дях и дог­ма­тах, угро­зах и обе­то­ва­ниях, — еще же — о помыс­лах, стра­стях и добродетелях,…(№78, 79). Доб­ро­то­лю­бие. Т. 5. М., 1900. Репринт. С. 193–194).

4. На самом деле, опре­де­лить гор­дость трудно не только у ребенка, но и у взрос­лого. Свя­ти­тель Тихон Задон­ский (†1783) гово­рит об этом, как об одной из важ­ней­ших осо­бен­но­стей гордости:

«Нет ничего опас­нее, сокро­вен­нее и труд­нее гор­до­сти. Опасна гор­дость, ибо гор­дым заклю­ча­ется небо, и вме­сто неба ад опре­де­ля­ется. «Гор­дым про­ти­вится Бог», — гово­рит Писа­ние. Сокро­венна гор­дость, ибо так глу­боко в сердце нашем кро­ется, что и усмот­реть её не можем без помощи крот­кого серд­цем Иисуса Хри­ста, Сына Божия, и лучше её узнаём на ближ­них наших, чем на себе. Про­чие пороки, как ‑то: пьян­ство, блуд, воров­ство, хище­ние и про­чие, видим, ибо часто ради них жалеем и сты­димся, но гор­до­сти не видим.

Кто когда при­зна­вал себя от сердца гор­дым? Еще не слу­ча­лось видеть. Мно­гие себя назы­вают греш­ни­ками, но от дру­гих так назы­ваться не тер­пят, и хотя мно­гие из них язы­ком и не отзы­ва­ются, однако же не без него­до­ва­ния и огор­че­ния сер­деч­ного при­ни­мают это. А отсюда ста­но­вится ясным, что язы­ком только назы­вают себя греш­ни­ками, а не серд­цем, на устах пока­зы­вают сми­ре­ние, а на сердце не имеют.

Ибо истинно сми­рен­ный огор­чаться и гне­ваться от уко­ре­ния не может, ибо счи­тает себя достой­ным вся­кого унижения.

Нет ничего труд­нее гор­до­сти, ибо с вели­ким тру­дом и не без помощи Божией побеж­даем её, потому что носим это зло внутри себя. В бла­го­по­лу­чии ли нахо­димся? Она с вели­ча­нием и пыш­но­стию, пре­зре­нием и уни­чи­же­нием ближ­них наших сопут­ствует нам. В зло­по­лу­чие ли попа­демся? Через него­до­ва­ние, роп­та­ние и хуле­ние обна­ру­жи­вает себя. Тер­пе­нию ли, кро­то­сти и про­чим доб­ро­де­те­лям ста­ра­емся научиться? Она киче­нием фари­сей­ским вос­стает на нас. И так нигде и никак от неё изба­виться не мжем, все­гда она с нами ходит, все­гда хочет гос­под­ство­вать над нами и вла­деть нами» (Тихон Задон­ский, свя­ти­тель. О истин­ном хри­сти­ан­стве. Книга пер­вая. Часть пер­вая. Ста­тья чет­вер­тая. Глава пер­вая. О гор­до­сти (70). Тво­ре­ния. Т. 2. М., 1889. Репринт. С. 157).

5. Здесь и далее см. подроб­нее: Ири­ней, епи­скоп Ека­те­рин­бург­ский и Ирбит­ский. Поуче­ние об иско­ре­не­нии в детях гор­до­сти. // Поуче­ния. Ека­те­рин­бург, 1901. Репринт. Оро­пос Атти­нис-Гре­ция, 1991. С. 47–52).

При­знаки гор­до­сти у детей мало чем отли­ча­ются от тако­вых у взрос­лых. В этом легко убе­диться, читая главы о гор­до­сти пре­по­доб­ного Иоанна Кас­си­ана Рим­ля­нина (†435):

«…Из дей­ствий внеш­него человека…познается состо­я­ние внут­рен­него (чело­века): Итак, …плот­ская гордость…отличается сле­ду­ю­щими при­зна­ками: сперва бывает в раз­го­воре её крик­ли­вость, в мол­ча­нии- досада, в весе­лии — гром­кий, раз­ли­ва­ю­щийся смех, в печаль­ном слу­чае — нера­зум­ная скорбь, в ответе — строп­ти­вость, в речи — лег­ко­мыс­лен­ность, слова выры­ва­ются без вся­кого уча­стия сердца, безрассудно.

Она не имеет тер­пе­ния, чужда любви, дерзка для нане­се­ния оскорб­ле­ний, а к пере­не­се­нию их мало­душна, к пови­но­ве­нию — неудо­бо­по­движна, разве в чем пред­ва­рило её жела­ние и воля.

К при­ня­тию уве­ща­ния непре­клонна, для отсе­че­ния своей воли слаба, для под­чи­не­ния дру­гим весьма упорна, все­гда уси­ли­ва­ется насто­ять на своем мне­нии, а дру­гому усту­пить никак не хочет; и таким обра­зом, сде­лав­шись неспо­соб­ною при­ни­мать спа­си­тель­ный совет, во всем дове­ряет больше сво­ему мне­нию, нежели суж­де­нию стар­цев» (Иоанн Кас­сиан Рим­ля­нин, пре­по­доб­ный. Книга 12. О духе гор­до­сти. Глава 29. При­знаки, по кото­рым узна­ется, что плот­ская гор­дость есть в душе. Писа­ния. Свято-Тро­иц­кая Сер­ги­ева Лавра, 1993. С. 161).

6. Уже пре­по­доб­ный Симеон Новый Бого­слов (†1022) сове­то­вал с самого дет­ства учить, что чело­век есть на самом деле и что от себя он ничего не имеет:

«Надобно знать, что гор­дость рож­да­ется в душе чело­века от неве­де­ния себя самого, порож­да­ю­щего само­мне­ние, по коему думают, что они имеют нечто, тогда как ничего не имеют; и она (гор­дость) рас­тет вме­сте с воз­рас­том человека.

Поэтому нужно вся­кого чело­века, сыз­маль­ства, прежде чем познает он что-либо дру­гое, научать позна­нию себя самого, — из чего он есть, что есть и чем кон­чит жизнь, — т.е. что засе­ме­ня­ется он тлен­ным нечем и невзрач­ным, обра­зу­ется среди нечи­стот, рас­тет подобно поле­вой траве, состав­ля­ется из мно­гих сме­ше­ний, удо­бо­раз­ла­га­е­мых, — что вся жизнь его есть борьба со смер­тию, а во внут­рен­но­стях своих еще прежде смерти носит он то, что есть смрад и зловоние.

Ибо кто не знает себя, что такое он есть, мало ‑по малу впа­дает в гор­дость и дела­ется дерз­ким и несмыс­лен­ным. И что может быть несмыс­лен­нее чело­века, кото­рый будучи весь покрыт про­ка­зою, гор­дится потому только, что носит свет­лые и позла­щен­ные одежды, хотя сам в себе сра­мен и полон без­об­ра­зия. А когда вый­дет он из ума по при­чине своей гор­до­сти, тогда дела­ется ору­дием диа­вола во всех своих сло­вах и делах и ста­но­вится вра­гом Богу…

Таким обра­зом, когда уви­дишь, что какой-либо чело­век гор­дится, знай, что по мере гор­дыни его он стра­дает и нечув­ствием душев­ным, и пожа­лей о нем; ибо кто болеет и не чув­ствует, что болен, тот бли­зок к смерти. Таков этот грех, ввер­га­ю­щий душу в смерть; ибо гор­дый есть боль­ной бес­чув­ствен­ный, — который…не осо­знает и не чув­ствует своей болезни, а это и есть смерть» (Симеон Новый Бого­слов, пре­по­доб­ный. Слово 31 (№2). Слова. М., 1892. Репринт. С. 268–269).

7. Инте­рес детей к одежде не слу­чаен. Они инту­и­тивно чув­ствуют её зна­че­ние, ведь одежда, и в самом деле, все­гда была тесно свя­зана с внут­рен­ним миром чело­века и его поло­же­нием в обществе:

«Появ­ле­ние одежды свя­зано с потреб­но­стью чело­века защи­тить себя от погоды и ран, закрыть голое тело и укра­сить его. Но одежда отра­жает также и лич­ност­ные каче­ства чело­века, его образ жизни и чув­ства. Поэтому одежда может меняться по раз­лич­ным пово­дам (вечер­нее пла­тье, тра­ур­ная и пока­ян­ная одежда) и озна­чать начало нового пери­ода в жизни чело­века: кре­щаль­ные одежды, сва­деб­ные наряды, мона­ше­ское облачение…Во все вре­мена одежда слу­жила для обо­зна­че­ния соци­аль­ного ста­туса людей: чинов­ни­ков и санов­ни­ков, лиц раз­ных профессий…Тесная вза­и­мо­связь между одеж­дой и лич­но­стью её вла­дельца хорошо видна на при­мере костюма или рели­ги­оз­ных оде­я­ний» (Pauly Stephan. Kleidung. Kulturgeschichtlich. //Lexikon fuer Theologie und Kirche. 6. Band. Freiburg-Basel — Rom — Wien, 1997. S. 121).

«Для сред­не­ве­ко­вого чело­века одежда наряду с защи­той от погод­ных усло­вий слу­жила также и при­зна­ком при­над­леж­но­сти к сосло­вию, опре­де­лен­ной соци­аль­ной группе, месту в иерар­хии в обще­ства, и потому доста­точно рано появ­ля­ется зафик­си­ро­ван­ный на письме регла­мент раз­лич­ных типов одежды. Соци­аль­ная диф­фе­рен­ци­а­ция моды имела место уже в эпоху ран­него Сред­не­ве­ко­вья» (Vavra E. Kleidung. Lexikon fuer Mittelalter. Band 5. Stuttgart — Weimar, 1999. S. 1198).

В тал­му­ди­че­ское время у евреев « каж­дое сосло­вие и каж­дая про­фес­сия имели отли­чие в одежде. Само собой разу­ме­ется, что в стрем­ле­нии оде­ваться кра­сиво жен­щи­нам при­ад­ле­жала пальма первенства…Большой сла­вой поль­зо­ва­лись пелу­зий­ские и индий­ские пла­тья…, дороже всего цени­лась про­зрач­ная мате­рия из тон­ких нитей, и в этом отно­ше­нии дошли до такого совер­шен­ства, что целые полот­нища в свер­ну­том виде были вели­чи­ною не более ореха. Цена одежды дости­гала бас­но­слов­ных раз­ме­ров: рас­ска­зы­ва­ется о костюме в 300 тысяч дина­риев…, о пла­тье, про­пи­тан­ном бла­го­во­ни­ями, про­дан­ном за 12.000 динариев…Богачи меняли одежду еже­дневно, имея для каж­дого дня недели дру­гое платье…Поражает нужда в одежде у бед­ных клас­сов народа. Слиш­ком часто гово­рится о неудоб­стве иметь одну рубаху…Не редко, по-види­мому, вынуж­дены были двое спать в одном плаще и попе­ре­менно поль­зо­ваться им днем, при­чем и этот плащ при­над­ле­жал тре­тьему. И всё это чаще всего черты из жизни уче­ных и кори­феев Тал­муда…» (Гес­сен Ю. Одежда. Еврей­ская Энцик­ло­пе­дия. Т. 12. Терра, 1991. С. 26, 27)

«Одежда пред­став­ляет у раз­лич­ных наро­дов раз­лич­ные сте­пени раз­ви­тия, в зави­си­мо­сти от общего уровня куль­туры, от кли­ма­ти­че­ских усло­вий, от обы­чая или моды. При оди­на­ко­вых кли­ма­ти­че­ских дикари бывают одеты скуд­нее куль­тур­ных наро­дов; под тро­пи­ками одежда умень­ша­ется до мини­мума, тогда как в поляр­ных стра­нах и дикари вынуж­дены с ног до головы заку­ты­ваться в зве­ри­ные шкуры…(Некоторые уче­ные) появ­ле­ние одежды свя­зы­вают с чув­ством стыда, как необ­хо­ди­мым след­ствием соци­аль­ного раз­ви­тия человечества…Одежда воз­ни­кает парал­лельно утвер­жде­нию прав извест­ного муж­чины на извест­ную жен­щину; отсюда и изме­не­ние костюма с выхо­дом замуж и вообще его соот­но­ше­ние с раз­лич­ными собы­ти­ями и эпо­хами поло­вой жизни…

Однако…чувство стыда должно было воз­ник­нуть ранее одежды…Нельзя ска­зать, чтобы более оде­тые пле­мена отли­ча­лись и более раз­ви­тым чув­ством стыда, и наобо­рот, нередко у дика­рей муж­чины ока­зы­ва­ются более оде­тыми, чем жен­щины и замуж­ние — более, чем юноши и девушки…Нельзя, однако, отри­цать, что на извест­ном уровне куль­туры стыд играет замет­ную роль по отно­ше­нию к одежде, при­чем… про­яв­ле­ние этого стыда в зна­чи­тель­ной сте­пени условно. У иных наро­дов закры­тие лица, волос, ног имеет для жен­щины боль­шее зна­че­ние, чем, напри­мер, закры­тие груди или даже поло­вых частей…» (Брок­гауз Ф. А., Ефрон И. А. Энцик­ло­пе­ди­че­ский сло­варь. Т. 42. Терра, 1992. С. 715).

«Никто не знает, когда появи­лась одежда…В конце камен­ного века — около 25. 000лет тому назад люди изоб­рели иглу, кото­рая поз­во­лила им сши­вать шкуры и делать из них одежды. Они научи­лись также про­из­во­дить пряжу из воло­кон неко­то­рых рас­те­ний и шерсть из волос неко­то­рых животных…

Еще 200 лет тому назад у людей не было машин для про­из­вод­ства одежды, и мно­гие семьи делали её сами для себя…Когда между 1700 и 1800 гг. была изоб­ре­тена швей­ная машина, появи­лась воз­мож­ность фаб­рич­ного про­из­вод­ства одежды…

У одежды все­гда было три функ­ции: а) защит­ная, б) ком­му­ни­ка­тив­ная, в) декоративная….

а) Одежда помо­гает чело­веку сохра­нить физи­че­ское и пси­хи­че­ское здоровье.

б) При помощи одежды людям проще общаться: Из одежда может много ска­зать о том, кто они, что они из себя пред­став­ляют, и что они хотят из себя представлять…

в) мно­гие люди носят одежду для того, чтобы она сде­лала их при­вле­ка­тель­нее. Так, неко­то­рые жен­щины носят меха не для того, чтобы защи­титься от холода, а для того, чтобы понравиться…

Трудно ска­зать, как выгля­дела одежда в древ­ние времена…однако известно следующее:

Егип­тяне пред­по­чи­тали белую одежду…, по боль­шей части из льна…Шумеры, асси­рийцы и вави­ло­няне носили изде­лия из шер­сти, кото­рую в изоби­лии имели от стад сво­его скота…

Персы пер­выми начали кро­ить одежду, в то время как дру­гие про­сто раз­ры­вали ткань на части…

Греки любили лег­кие, сво­бод­ные хитоны, сде­лан­ные из пря­мо­уголь­ных кус­ков мате­рии. Жен­щины и муж­чины носили оди­на­ко­вую по фасону одежду…

Одежда рим­лян мало отли­ча­лась от одежды греков…У муж­чин она назы­ва­лась туника, у жен­щин — стола и палла…

Визан­тийцы, осо­бенно зажи­точ­ные, носили богато укра­шен­ные плащи и туники, часто из шелка…

В эпоху Ренес­санса одежда ста­но­вится изыс­кан­ной и изящ­ной, как нико­гда ранее…У жен­щин её стали соче­тать с при­чес­кой, кото­рая в 15‑м веке была похожа на конус, дости­гала метра в высоту и покры­ва­лась вуалью…Мужчины носили узкие брюки и баш­маки, концы кото­рых могли быть до 15 сантиметров…

В 19 веке раз­ра­ба­ты­ва­ются пер­вые образцы костю­мов для жен­щин, а к концу века мод­ными ста­но­вятся блузки с юбками…

В 20 веке и доныне одежда ста­но­вится раз­но­об­раз­ной и яркой…в моду вхо­дит спор­тив­ного типа одежда для муж­чин и брюч­ные костюмы для женщин…»

Самым боль­шим про­из­во­ди­те­лем одежды явля­ются С Ш А, где суще­ствует около 24. 000 швей­ных фаб­рик, с общим коли­че­ством пер­со­нала около 1. 400. 000 чело­век, из них более 10. 500 фаб­рик шьют жен­скую одежду…» (Сlothing. The World Book Encyclopedia. Volume 3. London-Sydney- TunbridgeWells-Chicago, 1994. P. 88, 90,91,98,99,100,102,104,105).

Ино­гда в пра­во­слав­ных хра­мах жен­щи­нам не раз­ре­шают быть на бого­слу­же­нии в брю­ках, ссы­ла­ясь на книгу Вто­ро­за­ко­ние, 22, 5: «На жен­щине не должно быть муж­ской одежды, и муж­чина не дол­жен оде­ваться в жен­ское пла­тье, ибо мер­зок перед Гос­по­дом Богом твоим вся­кий дела­ю­щий сие».

На самом деле у этого стиха совер­шенно иной смысл:

«Цель зако­но­да­теля — предо­хра­нить народ от вся­кого рода вред­ных про­ти­во­есте­ствен­ных сме­ше­ний (ср. Лев. 18, 22–24 ). Обы­чай пере­оде­ваться в одежды иного пола в видах насла­жде­ния про­ти­во­есте­ствен­ными фор­мами раз­врата прак­ти­ко­вался у мно­гих язы­че­ских наро­дов древ­него мира» (Тол­ко­вая Биб­лия. Под редак­цией А. П. Лопу­хина.//Второзаконие. Глава 22, 5.// Пято­кни­жие Мои­се­ево. Пет­ро­град, 1904. С. 639).

В дру­гих ком­мен­та­риях пред­по­ла­га­ется три при­чины уста­нов­ле­ния столь стро­гого закона:

«Это пред­пи­са­ние про­дик­то­вано, воз­можно, мыс­лью о том, что Бог сотво­рил чело­века с раз­де­ле­нием на полы…, и потому нельзя нару­шать уста­нов­лен­ным Богом поря­док тво­ре­ния. Неко­то­рые ком­мен­та­торы пола­гают, кроме того, что это пра­вило запре­щает обряды язы­че­ских куль­тов, в кото­рых пере­оде­ва­ние было свя­зано с без­нрав­ствен­ными поло­выми извра­ще­ни­ями. Пред­по­ла­гают также, что при­чи­ной пере­оде­ва­ния мог быть суе­вер­ный страх перед злыми богами или демо­нами и стрем­ле­ние сде­лать себя неви­ди­мым для них» (Echter — Bibel. Altes Testament, heraugegeben von Dr. Friedrich Noetscher. Erster Band. Deuteronomium. Wuerzburg, 1965. S. 515).

8. Опас­ность такого снис­хож­де­ния к ребенку в том, что, выро­стая, он, по сло­вам извест­ного бого­слова про­фес­сора Н. Брон­зова (†1919), начи­нает «себя…созерцать через уве­ли­чи­тель­ное стекло, а дру­гих — через умень­ши­тель­ное, …в нем воз­ни­кает высо­ко­мер­ное, кич­ли­вое отно­ше­ние к послед­ним, по срав­не­нию с кото­рыми, как сво­его рода пиг­ме­ями, он осо­знает себя, так ска­зать, вели­ка­ном…» (Брон­зов А. Гор­дость. Пра­во­слав­ная Бого­слов­ская Энцик­ло­пе­дия. Изда­ние под редак­цией про­фес­сора А. П. Лопу­хина. Т. 4. Пет­ро­град, 1903. С. 531).

В нем уже с дет­ства раз­ви­ва­ется само­мне­ние, об пагуб­ных послед­ствиях кото­рого пре­ду­пре­ждал свя­ти­тель Гри­го­рий Бого­слов (†389):

«…Мне кажется при­лично ска­зать о них (таких людях- В. Б.) Соло­мо­ново слово: «Есть лукав­ство, еже видех под солн­цем, мужа непще­вавша себе мудра быти» ( Еккл. 10, 5 )(Есть зло, кото­рое видел я под солн­цем, мужа, счи­тав­шего себя муд­рым)… Если какой недуг, то сей именно, достоин слез и рыда­ния. И я неод­но­кратно жалел о сем очень зная, что само­мне­ние отни­мает у чело­века боль­шую часть того, чем он есть и что тще­сла­вие бывает для людей вели­чай­шим пре­пят­ствием к доб­ро­де­тели» (Гри­го­рий Бого­слов, свя­ти­тель. Слово 3. Тво­ре­ния. Т. 1. С П б., без года изд. С. 43).

9. В хри­сти­ан­ской среде с дав­них пор важ­ней­шим и испы­тан­ным сред­ством вос­пи­та­ния доб­рых нра­вов явля­ется Свя­щен­ное Писание:

«Чтобы вну­шить детям отвра­ще­ние ко вся­кого рода тще­сла­вию, само­мне­нию, сует­но­сти, ука­зы­вайте им на то, какой вели­кий грех перед Богом гор­дость, что она, по сло­вам Свя­щен­ного Писа­ния, начало вся­кого греха…и мер­зость перед Богом ( Сир. 10, 15 ). Пока­зы­вайте им это на при­мере злых духов (они, известно, за гор­дость свер­жены с неба), на при­мере наших пра­ро­ди­те­лей в раю ( по вну­ше­нию диа­во­лом гор­до­сти они захо­тели быть как боги); учите их, к чему при­во­дит гор­дость, как страшно Гос­подь нака­зы­вает за неё и как высо­ко­ме­рие пред­ше­ствует падению.

При этом не забы­вайте учить их, как бого­угодна доб­ро­де­тель, сми­ре­ние и скром­ность, как Бог воз­вы­шает сми­рен­ного, как это мы видим на при­мере Матери Божией и свя­тых. Но высо­чай­шим образ­цом, как всех про­чих доб­ро­де­те­лей, так и сми­ре­ния, дол­жен быть для них Сам Спа­си­тель, Кото­рый ска­зал о Себе Самом: «Научи­тесь от Меня, так как Я сми­рен и кро­ток серд­цем ( Мф. 11, 29 )» (Ири­ней, епи­скоп Ека­те­рин­бург­ский и Ирбит­ский. Указ. соч. С. 51–52).

10. Пре­одо­леть эти и дру­гие труд­но­сти в вос­пи­та­нии несо­мненно помог бы при­зыв свя­ти­теля Иоанна Зла­то­уста, если бы роди­тели сде­лали его прин­ци­пом обще­ния со сво­ими детьми:
«Все роди­тели должны вос­пи­ты­вать своих детей для Бога! … Деньги дать легко могут и люди, а испра­вить природу…и обод­рить душу гото­вую пасть, — воз­можно только для Вла­дыки при­роды, а ни для кого из людей» (Иоанн Зла­то­уст, свя­ти­тель. Пять слов об Анне. Слово 3 (№1). Тво­ре­ния. Т. 4. Книга вто­рая. С П б., 1898. Репринт. С. 802).

Про­то­и­е­рей Вла­ди­мир Баш­ки­ров, магистр богословия

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *