что такое голубой огонек
Голубой огонёк
от 40 до 120 минут
Первая программа ЦТ
Россия
«Голубо́й огонёк» — развлекательная программа, выходившая изначально еженедельно по выходным, а затем только по праздничным, нерабочим дням в СССР на Первой программе ЦТ с участием исполнителей оперы, балета, оперетты, цирка, народной и эстрадной музыки, а также почётных гостей (космонавтов, героев Советского Союза и социалистического труда и др.).
Новогодний Голубо́й огонёк — традиционная ежегодная новогодняя телепередача в начале советской Первой программы ЦТ (1962—1985), затем российского телеканала «Россия» (1997—2002).
Содержание
История
«Голубой огонёк» ведёт свою историю с 6 апреля 1962 года, когда советское телевидение начало показ программы «Телевизионное кафе». Передачу переименовали в «На огонёк», затем в «На голубой огонёк» (имелся в виду голубоватый свет от экранов наиболее распространённых тогда чёрно-белых телевизоров) и, наконец, в «Голубой огонёк». Одним из создателей и первых её ведущих был актёр Алексей Полевой.
В «Огоньках» выступали ведущие деятели культуры и искусства, а гостями были передовики производства, космонавты, видные военные, деятели науки и искусства, также гости из социалистических стран. Непременными атрибутами новогодних «Голубых огоньков» была довольно непринуждённая атмосфера, которую подчёркивал серпантин, летающий по студии, шампанское и угощения. В выпусках 1960-х и 1970-х годов за столиками в студии сидели все участники — и выступающие артисты, и приглашённые гости. Участники программы поочерёдно поздравляли телезрителей с событием, по поводу которого все собрались, после чего артисты поднимались на сцену для выступления. Позднее «Голубые огоньки» приобрели форму театрализованного представления.
С 1986 года, в Перестройку новогодние телеконцерты перестали называться «Голубыми огоньками».
В конце 1990-х годов телеканал «Россия» возродил традицию выпуска «Голубых огоньков»: первый выпуск воссозданной передачи в 1997 году был посвящён 35-летию первого «Голубого огонька» (готовился совместно с телекомпанией ВИД).
Преемником новогоднего «Голубого огонька» c 2002 года стал «Голубой огонёк на Шаболовке». Идейным преемником еженедельных «Голубых огоньков», выходивших в начале 1960-х, можно считать передачу «Субботний вечер» телеканала «Россия-1».
Голубой огонёк
Из Википедии — свободной энциклопедии
драма
мелодрама
комедия
приключения
семейный
Юрий Суренович Сааков, Виктор Андреевич Черкасов, Евгений Александрович Гинзбург, Игорь Иванович Нетребчук и др.
С 2008 года Сергей Сергеевич Широков.
Москва, Киностудия «Мосфильм», 1-й павильон;
Москва, телецентр «Останкино», АСБ-1 (с 1969)
«Голубо́й огонёк» — телевизионная музыкально-развлекательная программа, выходившая в эфир на Первой программе Центрального телевидения СССР с 6 апреля 1962 года по 1985 год. [1]
Изначально программа транслировалась еженедельно по выходным дням, а затем — только по праздничным и нерабочим. В выпусках «Огонька» принимали участие известные советские исполнители оперы, балета, оперетты, цирка, народной и эстрадной музыки, а также почётные гости — космонавты, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, видные военные деятели, передовики производства и многие другие представители науки и искусства. Почетный гость первого выпуска 1962 года — космонавт Юрий Гагарин.
«Голубой огонек»: 10 интересных фактов о главной новогодней передаче
Передача «Голубой огонек» впервые появилась в апреле 1962 года. Да, именно в апреле, потому что изначально транслировалась на всю страну каждую неделю по субботам. В первое время программа была своего рода «светской газетой», ее старались не пропускать, на неделе обсуждали на работе, на кухне и в общественном транспорте. Позднее «Голубой огонек» стал появляться лишь в праздничные дни.
В 60-е везде начали открываться новые кафе, и идея «голубого огонька» была проста и гениальна: создать телевизионное кафе, куда бы приходили интересные люди, не только артисты, певцы и композиторы, но и простые, интересные люди, у которых есть своя история и ей можно поделиться со всей страной. В студии на Шаболовке было довольно тесно, но обстановка была самая дружелюбная и семейная.
Название»Голубой огонек» появилось благодаря черно-белому телевизору «Рекорд». К началу 60-х Александровский радиозавод стал выпускать новое поколение телевизоров. Изображение новой модели телевизора было все еще черно-белым, зато у экрана появлиось голубое свечение. Отсюда и возникло название «Голубой огонек».
Первые «огоньки» выходили сразу в прямой эфир. Но новогодние всегда снимались заранее, потому что невозможно было собирать артистов, певцов, композиторов и актеров в новогодние праздники. Операторы перемещали по маленькой студии огромные камеры, а следом за ними ходили женщины или мужчины в перчатках, поддерживая провода.
Сюда приглашали самых ярких и разных людей, о которых можно было что-то рассказать обществу. Не только поэтов, композиторов и актеров, но и мастеров спорта, шахтеров, авиаторов, Героев Советского Союза и, конечно, космонавтов. Чиновников на «Голубом огоньке» не было.
Передача транслировалась с 22:00-24:00 часов вечера. До полуночи новогодняя программа была довольно официальной. Во времена Леонида Брежнева первый час «Огонька» составлялся по вкусу генсека. Брежнев очень любил Муслима Магомаева и Аркадия Райкина. Райкин мог выступать в «огоньке» по 5-6 раз. Затем шла классика, народные песни, эстрада и юмор.
«Голубой огонек»
Впервые жители Советского Союза увидели программу «Голубой огонёк» ещё в 1962 году. Программа стала настоящим долгожителем советского телевидения.
Программа «Голубой огонёк» появилась по указу чиновников, хотя придумали её, конечно, не они. Согласно самой распространенной версии, когда из ЦК КПСС пришло распоряжение создать музыкально-развлекательную программу, это поручили сделать молодому сценаристу Алексею Габриловичу. Его идея была очень проста — он предложил сделать что-то вроде телевизионного кафе, куда приходят звезды эстрады и знаменитые на всю страну люди и общаются в непринужденной обстановке.
Клара Лучко на съёмках «Голубого огонька», 1963 год. (moiarussia.ru)
Изначально программу, которую назвали «Телевизионное кафе», снимали в театрально концертном зале «Дворец на Яузе». Впрочем, сперва её сделали еженедельной — она выходила каждые выходные. Не справляясь с таким плотным графиком, создатели сперва решили делать каждый выпуск приуроченным к какой-то праздничной дате, а потом и вовсе пришли к своему основному формату — новогоднего шоу, которое транслируется вечером 31 декабря. Кстати, в начале 1960-х годов «Голубые огоньки» выходили сразу в прямой эфир.
Программа «Голубого огонька» традиционно составлялась с учетом предпочтений высокопоставленных партийных деятелей. Так, например, во времена Леонида Брежнева первый час программы традиционно состоял из любимчиков генсека: сатирик Аркадий Райкин, в частности, за вечер мог выступить 5−6 раз.
Иногда, по словам участников «Голубого огонька», уже после съёмок программы, при монтаже, из неё могли вырезать неугодных артистов или изменить что-то в их выступлении. К примеру, известный хореограф Владимир Кирсанов исполнил чечетку под одну музыку, а в эфире впоследствии оказалась совершенно другая. Все дело в том, что кому-то из важных чиновников не понравился человек, написавший мелодию. Бывали и такие случаи, когда партийное руководство не согласовывало некоторых ведущих — создателям «Голубого огонька» экстренно приходилось искать других.
В «Голубом огоньке» сочетались юмористические миниатюры и народные песни, там выступали звезды эстрады, а под их песни танцевали космонавты и герои СССР. Такой формат новогоднего праздника полюбился советскому телезрителю: вплоть до начала перестройки программа была символом праздника и новогоднего веселья.
Все о «Голубом огоньке». Часть 1.
Без чего россиянин не представляет Новый год? Без шампанского, мандаринов и телепередачи «Голубой огонек»! Праздничный новогодний ее выпуск всегда начинается сразу после поздравления Президента страны. Телевизоры включены в каждом доме, звучат песенные хиты, мелькают знакомые звездные лица, произносятся поздравления и пожелания, перемежающиеся шутками…
Новогодние ассоциации не одного поколения россиян стойко связаны именно с таким сценарием развития праздничных событий. «Голубой огонек» был и остается очень популярным. Феномен долгожительства этой телепрограммы достоин глубокого изучения. Сменялись генсеки, уходили в прошлое целые эпохи, а он – «Голубой огонек» — по-прежнему притягивал к телеэкранам миллионы россиян.
И мало, кто помнит, как все начиналось. Как появилась эта, побившая все рекорды телепопулярности, передача? Какой она была в начале? И что с ней происходит сегодня? Все о «Голубом огоньке», интересные факты и его исторические вехи обозначит ведущий российский поисковый интернет-портал www.4banket.ru.
История «Голубого огонька»
Первый выпуск «Голубого огонька» вышел в 1962 году. Идея организовать для советских граждан развлекательную телепередачу родилась в недрах ЦК КПСС. Прозвучал звонок главреду музыкальной редакции телерадиовещания с указанием придумать для социалистических тружеников телепрограмму музыкально-развлекательного формата.
Сказано – сделано! Сделано было молодым тогда сценаристом Алексеем Габриловичем. Это ему принадлежит идея придать передаче форму кабачка-кафе, где участники сидят за столиками, что-то пьют и едят, непринужденно общаются и шутят. Для советского телевидения это был огромный прорыв. Свежую идею советские труженики мгновенно оценили, не избалованные подобными развлечениями.
Популярность «Голубого огонька» зашкаливала. Пропустить его выпуск было немыслимо, ведь никаких телеповторов не было. Каждая передача превращалась в событие, которое потом активно обсуждали в семейных и дружеских кругах.
Интересные факты о «Голубом огоньке»
Но такой темп выдержать долго не представлялось возможным. Тем более, что стали появляться и другие развлекательные передачи на советском телевидении. Тогда «Голубой огонек» стал выходить только по крупным праздникам – Новый год, 8 Марта, 1 Мая и т.д.
В 1964 году было принято высокое решение сократить число выходов передачи до 1 раза в год и сделать «Голубой огонек» главной новогодней программой страны Советов. Именно «Голубому огоньку» отвели почетную миссию создания правильного настроения советских граждан на год вперед.
23 года «Голубой огонек» держал эту высокую планку – до 1985 года, пока его не закрыли.
Реанимация «Голубого огонька» произошла в 1998 году.
Путь к «Голубому огоньку» лежал через «Телевизионное кафе», затем – «На огонек», «На голубой огонек».
Несколько странное и непонятное современному телезрителю название – «Голубой огонек» — объясняется устройством тогдашних, черно-белых телевизоров, излучающих в темноте голубоватый свет.
Исторические вехи
История «Голубого огонька» столь богата и продолжительна, что счет идет на десятилетия.
Никто так и не смог сравниться по популярности с Юрием Гагариным. В 60- е годы это был сверхкумир. Не удивительно, что ни один праздничный выпуск «Голубого огонька» не обходился без его участия. И так было до тех пор, пока он не погиб. 1969 год новогодний «Голубой огонек» впервые прошел без участия космонавтов.
Влияние космонавтов на советскую общественность было феноменальным. Их слушали с открытыми ртами. Им отводился максимум драгоценного эфирного времени. Они не просто сидели за столиками. Они пели, шутили, оживленно обсуждали насущные советские темы и даже танцевали.
60-е годы по праву считаются золотыми в истории «Голубого огонька»: время оттепели, еще нет строгой цензуры, которая наступит в следующее десятилетие. Дамам разрешено наряжаться, носить яркие платья, высокие буржуазные прически – «бабетты». С Запада доносятся чужеземные ритмы, и их отголоски проникают на советскую эстраду.
Кумиры сцены тех лет – Людмила Зыкина, Эдита Пьеха, Марк Бернес, Леонид Утесов, Иосиф Кобзон. Юмором правит, практически, безраздельно Аркадий Райкин, вытеснивший изначально популярный дуэт юмористов Тарапуньки и Штепселя.
Телевидение развивалось. Появился цвет. Праздничный выпуск записывался по частям, в течение нескольких дней, что повлекло за собой появление искусственности в происходящем. Та живая непосредственность «Голубого огонька», что так привлекала к себе в начале своего существования, ушла в прошлое.
Ужесточилась и цензура. Председатель Гостелерадио тех лет Сергей Лапин строго настрого запрещал на «Огоньках» показывать мужчин в кожаных пиджаках и женщин в декольте и бриллиантах. Вето было наложено и на джинсы, дамские брючные костюмы, бороды и усы. Мужчинам – галстук, женщинам – платье! Только так!
Факт: исходя из моды, введенной Лапиным, вход на «Голубой огонек» Валерию Леонтьеву в его облегающих брюках был заказан.
Список звезд советской эстрады пополнился такими именами, как Алла Пугачева, Лев Лещенко, Эдуард Хиль и Геннадий Хазанов. Ветеранам сцены и признанным грандам – Иосифу Кобзону, Эдите Пьехе, Муслиму Магомаеву и Софии Ротару — позволялось исполнить на «Голубом огоньке» по две песни.
Появились первые клипы и саундтреки. Правда, так их тогда никто не называл.
Популярность праздничной телепрограммы по-прежнему феноменальна. Телезрители, лишенные услуг желтой прессы, вынуждены выуживать информацию о своих кумирах из того, что покажут по телевизору. В 1974 году в новогоднем «Огоньке» Муслим Магомаев спел дуэтом с Тамарой Синявской. Так поклонницы певца узнали, что он теперь женат.
В 80-е годы обозначилось засилье звезд кино и эстрады в «Голубом огоньке». Они полностью вытеснили рабочих и колхозниц, космонавтов и ученых. Теперь шутят и поют только профессионалы: Михаил Державин и Александр Ширвиндт, Андрей Миронов и Алла Пугачева, Лайма Вайкуле и София Ротару, Евгений Петросян и Михаил Жванецкий.
Телевизионная цензура пропускает шутки про дефицит и перестройку, песни «Машины времени». За столиками «Голубого огонька» можно увидеть участников популярных телепередач, например клуба «Что? Где? Когда?».
Не самые лучшие времена для новогоднего «Огонька». Но он старается, как может, чтобы идти в ногу со своей страной, которая кардинально изменилась. Нет больше строгих лапинских заветов-наветов, реклама и конкуренция с другими телеканалами требует зрелищности и шоу. «Голубой огонек» пересматривает свой формат, все более уходя от камерного, чинного концерта и прилизанного конферанса.
В новогодних выпусках появляются новые лица – Филипп Киркоров, Наташа Королева, Михаил Муромов, Лайма Вайкуле, Николай Басков, Валерий Меладзе, Игорь Николаев, Олег Газманов, Леонид Агутин. Кобзон и Пугачева по-прежнему тут. Времена не властны над их популярностью.
Узкие концертные костюмы Валерия Леонтьева уже более никого не смущают. Дамы соревнуются глубиной декольте. Стиль Маши Распутиной правит балом.
Списки эстрадных звезд становятся все шире, но «старая гвардия» не спешит покидать сцену новогоднего «Огонька». Здесь по-прежнему престижно.
Приживается ретро-формат. Телезрителю «Голубого огонька», а это, в большинстве своем, уже пожилые люди, встречающие Новый год на диване перед телевизором, нравятся шлягеры прошлых лет.
Все номера постановочные, делаются в глубокой записи – задолго до новогодней ночи. Зрители – нанятая массовка. Ведущие – постоянно меняющиеся дуэты: так интереснее телезрителю и проще уложить съемку в плотный гастрольный график звезд.
Также сценаристы «Огонька» стали активнее с формированием песенных дуэтов, а то и трио, квартетов. Результат, порой, получается неожиданным.
Эксперименты коснулись и песенного прочтения шлягеров.
К классическому серпантину добавили бенгальские огни и брызги шампанского.