что такое голова бентама
Вечно живой Джереми Бентам
Уж не знаю почему, но мумии обладают особой привлекательностью для людей. Если не верите мне на слово, загляните в египетские залы Эрмитажа. А помните очереди к усыпальнице вождя мирового пролетариата длиной в Великую китайскую стену? Лондону тоже есть чем похвастаться, причем его «мавзолей», пожалуй, интереснее московского будет.
Впрочем, «мавзолей» — это слишком громко сказано. Мумия, о которой наш сегодняшний рассказ, сидит – я не оговорилась, именно сидит — себе скромно в деревянном шкафу в главном здании Университетского Колледжа Лондона и принимает посетителей с понедельника по пятницу, как если бы бывший владелец тела и заказчик мумификации был по-прежнему жив и ходил на службу.
Впереди планеты всей
Правды ради надо, однако, сказать, что на службу он как раз не ходил, ибо, хотя и получил юридическое образование, сия стезя была ему не по нраву, и он подался в философы. Звали его Джереми Бентам.
Это был выдающийся человек. Во времена, когда люди только-только перестали насаживать головы казненных преступников на колья в назидание прочим, он критиковал телесные наказания как воспитательное средство, выступал за права и свободы человека, лишение церкви политического влияния, отмену смертной казни, права животных и признание гомосексуализма.
Однако главным образом он прославился благодаря своему учению об утилитаризме, в основе которого идея о том, что человечеству следует стремиться к возможно большему счастью для как можно большего числа людей. И это в эпоху – а родился Бентам в 1748 году, — когда бал правили религия и естественное право и представление о том, что каждый должен покоряться судьбе и что нужда и страдания даются нам по воле божьей.
Тело — в дело!
И вот за неделю до смерти в среду 30 мая 1832 года наш вольнодумец наносит последнюю и решительную пощечину общественному мнению и пишет совершенно немыслимое завещание, в котором дает обстоятельные распоряжения относительно своего тела. А именно: согласно воле Бентама, после его кончины его голова должна быть мумифицирована, — говорят, незадолго до смерти он носил в кармане пару стеклянных глаз, которые хотел видеть на месте настоящих, — тело — набито соломой, одето в один из носимых им при жизни черных костюмов, посажено в кресло, как сиживал покойный за работой, а затем помещено в «подходящий ящик или шкаф» с табличкой с выгравированными на ней именем и датой смерти.
Но сначала — опять же, как было завещано, — тело отправили в медицинский колледж, где его публично вскрыли в рамках лекции по анатомии. Вход был только по пригласительным билетам, гласившим:
Сэр, покойный Джереми Бентам горячо желал, чтобы его тело послужило иллюстрацией устройства и жизнедеятельности человеческого организма. В соответствии с этим пожеланием доктор Саутвуд Смит прочитает над телом лекцию о полезности такого рода знания для общественности. Лекция, кою мы просим вас и двух ваших друзей, коли таковые пожелают составить вам компанию, почтить своим присутствием состоится в Школе анатомии и медицины на Уэбб Стрит, Боро, завтра в три часа».
Пикантности ситуации придавало и то, что анатомировать Бентама собирался его лучший друг. Взяв в руки скальпель, он попытался оправдаться перед собравшимися: дескать, раз покойный посчитал, что тем самым я послужу на благо человечества, то мой долг – покориться его воле, пускай бы мне того и очень не хотелось.
После вскрытия голову пришили обратно к телу, набили последнее соломой, одели и поместили в стеклянную витрину – все по завещанию. Время от времени экспонат вывозили на посиделки друзей Бентама, исполняя последнюю волю чудака.
Долгие годы доктор Смит хранил чучело друга у себя дома, а в 1850 году экспонат был передан Университетскому колледжу Лондона, духовным отцом которого считался Бентам и в гимне которого теперь есть и краткое изложение истории его главной реликвии. Здесь, как и было завещано, на него могут взглянуть все желающие, а дважды – по случаю 100- и 150-летнего юбилея учебного заведения он участвовал в заседании комитета колледжа: Бентам на одном конце стола, ректор на другом, но не голосовал.
Голова профессора Бентама
Вот только с головой вышла неприятность. Процесс мумификации пошел наперекосяк, так что пришлось обратиться к французскому художнику Жаку Тальришу за новой – из воска. Впрочем, оригинал сохранили; его держат в деревянном ящичке, запирающимся аж на 4 замка.Предосторожность отнюдь не излишняя: в 70-х годах прошлого века студенты Кингз Колледж не устояли перед искушением и украли мумифицированную голову Бентама, потребовав за нее выкуп в 100 фунтов. Впрочем, голова вернулась в родные стены, когда колледж пообещал перечислить на благотворительность сумму в 10 раз меньшую.
В 1939-м Бентама почистили и поменяли набивку, а когда разразилась война, спрятали как большую ценность: сначала в стенах колледжа под кипой книг, а потом и вовсе увезли из города от греха подальше.
Трудно сказать, что стояло за столь эксцентричной идеей; в завещании Бентама нет даже намека на это. Возможно, адвокат-философ просто хотел сказать обществу, с излишней религиозной серьезностью относившемуся к вопросам жизни и смерти, что это глупо и потому немного легкомыслия не помешает. Как знать! Но эксперимент и правда получился занятный.
Как самостоятельно забальзамироваться и еще 4 истории о мумиях
Исторически мумии — важный элемент культуры: от одноименного фильма до мумий в «Героях меча и магии 2» и той, что лежит в мавзолее — сушеные человеческие тела всегда где-то неподалеку, даже если вы о них не думаете. Мы тут любим мумий, но еще больше нас захватывают интересные и неизвестные истории, которые с ними связаны. Никаких Рамзесов и Лениных здесь вы не увидите, только то, о чем вы, скорее всего, не знали.
К примеру, мы уже рассказывали об Эци из каменного века, анализ ДНК которого позволил выяснить, что его дальние родственники живут в тех местах и поныне. Или о голове Джа-ламы, который был князем Монголии и провозгласил себя тибетским богом войны, но был обезглавлен и мумифицирован советской контрразведкой. Похожих историй множество, и вот лучшие из них.
Иеремия Бентам. Самая философская мумия
Мой персональный случай номер один в списке. Иеремия Бентам был классическим, но чудаковатым философом-гуманистом и либералом рубежа XVIII — XIX веков. Он был основоположником утилитаризма, учения о том, что все в человеческом социуме, в том числе и мораль и духовность, должно проходить проверку на прочность, показывая свою полезность для отдельного человека и общества в целом.
Согласно Бентаму, ритуалы погребения тоже должны быть пересмотрены и радикально изменены; закапывать или сжигать людей — пустая трата времени, а потому лучшим и самым удачным видом утилизации трупов он считал эстетическую.
В идеале усопший должен был стать мумифицированной статуей, которая радовала бы потомков как своеобразное напутствие — и потом, это красиво. Все было исполнено согласно завещанию самого Иеремии: даже после смерти он присутствует на собраниях научного сообщества, а некоторые студенческие байки гласят, что его добродушный призрак постоянно бродит по округе и что-то изучает.
Единственная деталь: на теле мы видим восковую маску, в действительности его голова сейчас выглядит вот так.
Мумии псевдо-тохаров
Здесь мумии выступают в качестве улики в настоящей детективной и запутанной истории. Вкратце, ситуация такова: в китайских источниках существовали записи о неких жителях сопредельных стран, которые были похожи на типичных европейцев. Высокие, с русыми, светлыми или рыжими волосами, большеносые и грубоватые.
В целом, звучит загадочно, но, во-первых, все мы знаем, насколько можно верить описаниям тех лет (здесь у нас на карте рыжие великаны, а тут — собакоголовые циклопы).
А во-вторых, относительно рядом действительно жили индоарийские кочевые тохары, родственники иранцев и европеоиды.
Красавица из Сяохе.
Поэтому, когда в Синцзян-уйгурском округе Китая нашлись мумии высоких и европеоидных людей, археологи не так уж сильно удивились и назвали их мумиями тохар. Но когда тела были изучены более внимательно, оказалось, что это не тохары, а, скорее, реальные рыжеволосые европейцы или близкие им люди. Генетический анализ показал, что они состоят в сравнительно близких связях с кельтами и даже германцами, и теперь их для удобства называют псевдо-тохарами. Хотя, если честно, от этого все стало только более запутанно.
Есть подозрения, что эти племена — осколок тех времен, когда предки современных европейцев еще были кочевыми и могли позволить себе наскоком захватить пару провинций вдоль Шелкового пути. В конце концов, те же кельты, родственники ирландцев и галлов, уже в исторические времена жили на территории нынешней Турции, просто потому что хватило духу и военной мощи вломиться в эти земли.
«Болотные люди»
«Болотными людьми» называют множество мумий, которые были найдены в торфяниках Северной Европы. Они постоянно попадаются местным жителям во время добычи торфа, и накопилось их уже больше тысячи; в совокупности — целый город бронзового века.
Жижа заболоченной местности неплохо консервирует останки и даже фрагменты одежды попавших в нее, так что теперь мы знаем довольно многое о древнем населении тех мест. Большая часть мумий сохранилась со времен начала нашей эры, но есть и очень древние находки, вроде «женщины из Кельбьерга», которой около 10 тысяч лет.
Мумии «болотных людей» ценны тем, что подтверждают многие сведения, которые сохранились от древнеримских авторов. Одежда, рацион и даже прически из античных записей оказываются достоверными.
Самые известные из «болотных людей» — уже упомянутая «женщина из Кельбьерга» (скорее скелет, чем мумия), «толлундский человек» и «человек из Гроббола».
Последние два персонажа умерли явно не своей смертью. Сейчас уже трудно сказать наверняка, были ли они казнены, принесены в жертву или погибли в результате нападения разбойников. Кроме них много шума наделала мумия «клоникаванского человека» из Ирландии, про которого уже точно можно сказать, что он происходил из знатного рода и был принесен в жертву богам.
Эва Перон
Эвита Перон при жизни.
Эва Перон — самая известная женщина Южной Америки. Если объединить поклонников Маргарет Тэтчер, Че Гевары и принцессы Дианы, то можно примерно понять, как к ней относятся аргентинцы. Она была женой диктатора Хуана Перона, и вокруг нее сложился своеобразный иконический образ: Эва участвовала в популяризации образа мужа едва ли не лучше, чем все пропагандистские органы вместе взятые.
Поднявшись из самых народных низов, эта незаконнорожденная дочь землевладельца стала первой леди Аргентины и, фактически, его правой рукой в том, что касается работы с населением. Эву и Перона обожали и пророчили им великое будущее, особенно небогатые слои населения. На деле же все вышло совсем не так: Эва умерла от рака, а ее тело было забальзамировано и стало символом всенародной скорби.
После потери жены жизнь Перона как диктатора пошла вкривь и вкось, он растерял свою популярность из-за начавшегося экономического кризиса, был свергнут и вынужден спасаться за океаном.
Эвита Перон после смерти.
После падения Перона в 1955 образ Эвы привлек столько же ненависти, сколько почитания получал при ее жизни. Спецслужбы, рассудив здраво, вывезли тело за границу, и что с ним происходило с тех пор, ясно не до конца. Мы знаем, с чего все началось и знаем, чем все кончилось: тело было захоронено в Аргентине в 70-х, но где оно было эти двадцать лет?
По одной версии, тело Эвы Перон вывезли в Италию, а затем просто вернули. Причем под именем Эвы из Аргентины вывозили четыре разных мумии, чтобы сбить преследователей.
Буддистские монахи и самомумификация
Мощи святых и поклонение им — это не только христианская тема, она сравнительно широко распространена и уходит корнями в невероятную древность. У буддистов, к примеру, тоже есть подобные традиции. Само собой, тут есть своя специфика и оригинальные черты — куда уж без них, тем более в Японии.
В различных буддистских направлениях и школах, в основном в ветви Ваджраяны, существует практика, которую сейчас принято называть японским словом сокушинбуцу. Она заключается в своеобразной мумификации собственного тела своими же силами. Сами буддисты утверждают, что самомумификация является результатом невероятно продвинутых медитаций и верным признаком того, что субъект постиг нирвану.
Посмотрите на его очки, он как будто материализовал их прямо из нирваны!
Самая известная мумия, получившаяся в результате практики сокушинбуцу — это останки Даши-Дорджо Итигэлова. Этот человек прошел непростой путь от заурядного бурятского паренька до духовного лидера сибирских буддистов. Во времена революции и гражданской войны и уйти он решил тоже весьма непросто. Как видите, у него получилось. Другие известные монахи, чьи тела сохранились — Луанг Пор Даенг из Таиланда и неизвестный монах, чье тело было обнаружено внутри статуи бодхисаттвы.
Мумии — это не только стремные фото мертвецов, но и действительно уникальные артефакты истории, хотя египетские всем, конечно, набили оскомину. Кстати, лучший образ мумии в литературе создал Эдгар По, и этот персонаж — человек, которого все достало, так что он решил сделать то, что японцы назвали бы сокушинбуцу:
«Моя жена — мегера. Да и вообще, по совести сказать, мне давно поперек горла встала эта жизнь и наш XIX век. Убежден, что все идет как-то не так. К тому же, мне очень хочется узнать, кто будет президентом в 2025 году… — пусть меня забальзамируют лет на двести!»
ПРИКЛЮЧЕНИЯ МУМИИ ФИЛОСОФА ДЖЕРЕМИ БЕНТАМА | Музей Мировой Погребальной Культуры
Ваш вклад в экспозицию
Музей с благодарностью примет в дар или приобретет старинные предметы, имеющие отношение к культуре погребения, памятования разных времен и народов. Телефон для справок: +7 953-868-8803.
Наш адрес
Присоединяйтесь
Часы работы
Магазин уникальных сувениров музея
Не забудь приобрести необычный подарок
Борис Акунин пару лет назад написал в своем фейсбуке:
“Наконец побывал в лондонском University College и повстречался с моим любимым Джереми Бентамом. Давно хотел это сделать, но робел. Бентам был прототипом моего Митридата Карпова («Внеклассное чтение» и «Квест»). Маленький вундеркинд, большой ученый, борец за все доброе и умное. Завещал университету, который сам и основал, сделать из себя мумию и выставить в стеклянном ящике – чтобы смотреть на студентов. Так все и происходит уже 185 лет. Бентам сидит, студенты ходят мимо, покойника не пугаются – он хороший. По особенно торжественным случаям профессора доставляют на заседания Ученого Совета и пишут в протоколе: «Мистер Бентам присутствовал, но не голосовал». Кланяюсь сэнсею японским поклоном.”
***
Тело английского философа Джереми Бентама (1748 – 1832) хранится в Университетском колледже Лондона, усаженное в положении, в котором любил сидеть ученый. Но никакого кощунства нет — именно этого хотел при жизни мыслитель, шокировавший современников своими взглядами на мир.
Бентам скончался 6 июня 1832 года в возрасте 84 лет в своей резиденции на Квин-сквер-плейс в Вестминстере, Лондон, Англия. Он продолжал писать за месяц до своей смерти и тщательно готовился к вскрытию тела после смерти и сохранению. Еще в 1769 году, когда Бентаму исполнился 21 год, он завещал публичное вскрытие его тела руками друга семьи, врача и химика Джорджа Фордиса, чья дочь Мария София (1765–1858) вышла замуж за брата Джереми, Сэмюэля Бентама. К завещанию был приложен документ от 30 мая 1830 года, в котором другу Томасу Саутвуду Смиту было поручено создать авто-икону.
8 июня 1832 года, через два дня после его смерти, приглашения были разосланы избранной группе друзей, а на следующий день в 3 часа дня Томас Смит произнес длинную речь над останками Бентама в Школе анатомии и медицины Уэбба-стрит в Саутуорке, Лондон.
Бентам хотел, чтобы его тело было публично вскрыто; скелет обмыт, обтянут набитой соломой одеждой, а его голова забальзамирована традиционными методами маори, коренного народа Новой Зеландии (используя “обвяливание останков” в дыму). К сожалению, что-то в процессе бальзамирования пошло неправильно. Голова покрылась пятнами, щеки ввалились, сухая кожа нелепо смотрелась на фоне ярко-голубых стеклянных глаз (в течение десяти лет до своей смерти философ носил в кармане пару стеклянных глаз, чтобы бальзамировщики могли быстро вставить их в глазницы после его смерти) и не совсем подходила для вечеринок (Бентам попросил доставить свое мумифицированное тело на вечеринку, чтобы помочь своим друзьям оплакать его кончину).
Чтобы придать покойному достойный облик, бальзамировщики создали восковую копию головы и «надели» ее на скелет ученого. Настоящую голову Бентама они положили у его ног. В течение 18 лет после смерти мумия хранилась у Томаса Смита (вот это дружба!), в 1850 году её выкупил Университетский колледж Лондона, основанный в том числе и Бентамом.
Так и сидел основатель университета, никем не тревожимый, до 1975 г., когда группа озорных студентов украла его голову и потребовала от университета выкуп в 100 фунтов на благотворительность. Университет выступил со встречным предложением: 10 фунтов. Студенты согласились и вернули голову Бентама на обычное место. Говорят, после этого философу пришлось участвовать ещё в нескольких студенческих проделках (однажды головой ученого поиграли в футбол). В конце концов, университетские власти решили убрать настоящую голову из открытой экспозиции и поместили её в деревянный ящик, демонстрируя публике по особым случаям.
В 2017 году, впервые за несколько десятилетий, голова Джереми Бентама вновь предстала перед глазами публики. Она была выставлена в университетской Octagon Gallery. Согласно свидетелям с Buzzfeed, голова мыслителя пахнет чем-то вроде «уксуса, ног, вяленой кожи и влажной пыли».
Кстати, тема выставки была посвящена ДНК и на ней можно было лицезреть много других увлекательных экспонатов, например, мумифицированную голову другого выдающегося англичанина – археолога Сэра Флиндерса Петри, кости мамонта, древние волосы и зубы.
Тогда же группа исследователей взяла образцы ДНК из полости рта философа, чтобы проверить гипотезу 2006 года. Ученые Филипп Лукас и Энн Шеран предположили, что его уникальный характер был обусловлен аутизмом или синдромом Аспергера. Такой вывод они сделали после изучения биографии философа. В молодости у Бентама было мало «друзей его собственного возраста», а кроме того, он отличался «болезненной чувствительностью». Теперь ученые хотят получить научные доказательства этой теории. Недавние исследования показали, что аутизм на 82% обусловлен генетикой.
Бентам действительно отличался эксцентричным поведением и вел затворническую жизнь. Философ давал имена своим вещам. Своей трости дал имя Дапл, чайнику — Дики, а своего пожилого кота величал не иначе как «преподобный сэр Джон Лангборн».
При жизни философ-моралист концептуально обобщил и основал движение утилитаризма в классической английской философии. Суть этого направления хорошо выражается как “морально то, что приносит пользу и счастье”.
Бентам вывел тем самым способ моральной арифметики. Может ли человек рассчитать количество удовольствия и количество страдания? Несомненно, также может принять на основе этого расчета рациональное решение. Например, принимая определенное решение, человек должен составить таблицу, в один столбец которой выписать все его плюсы, а во второй – минусы. Каждой позиции должно быть приписано цифровое значение. Вполне популярный совет современных психологов, не так ли?
Бентамизм был хитом своего времени, а Бентам обрел международное признание. Дарвин, например, составил расчет по схеме моральной арифметики для вопроса о собственной женитьбе. И в его архиве хранится забавная бумага, в которой он расписывает плюсы от наличия жены типа вкусной готовки и семейного уюта и минусы вроде необходимости дружить с тещей и терпеть в своем доме женщину. Александр I приглашал Иеремию Бентама ко двору, вел с ним переписку и пользовался его советами. Бентам придумал тайное голосование в Парламент, но Карамзин сказал, что в России это не приживется, и хорошую идею зарубили.
***
А что же с мумией гения? Говорят, Бентам просил, чтобы его тело председательствовало на собраниях последователей утилитаризма. Что ж, в 2013 году его пригласили для участия в заключительном заседании совета по поводу отставки сэра Малкольма Гранта в качестве проректора Колледжа. Больше эксперимент не проводили, руководство боится, что мумия может подцепить насекомых, которые разрушат символ колледжа.
Но бывает, что доктор Бентам отправляется на прогулку. И тогда по коридорам разносится гулкое эхо от ударов его трости по паркету. И в этих случаях его стеклянная витрина оказывается пустой, а в библиотеке появляется легкий беспорядок: некая невидимая сила перекладывает книга с места на место. Это объясняют большой прижизненной любовью Бентама к книгам вообще и в особенности — к библиотеке основанного им учебного заведения.
Однако существует и другая версия: мистер Бентам покидает место своего постоянного пребывания в поисках… своей настоящей головы. Как видно, ухмыляются сторонники этой версии, за прошедшие 170 лет достопочтенный сэр Бентам так и не смог привыкнуть к своей новой голове… Но англичане не были бы англичанами, если бы в почтенном университете не было ни одного приведения.
***
Сейчас исследователи заняты ещё одной насущной проблемой: поиском пропавших 22 мемориальных колец Бентама.
В завещании философа перечислены 26 человек, которые должны были получить особое кольцо (на каждом кольце изображен силуэт головы Бентама, его выгравированная подпись и на обратной стороне застекленный отсек с прядью его волос).
Свой портрет Бентам заказал Джона Филду, художнику, который также работал на короля Уильяма IV и королеву Аделаиду. Считается, что Филд закончил силуэт Бентама всего за 5 минут, благодаря его невероятному мастерству в портретной живописи.
«Траурные кольца, вероятно, были заказаны Бентамом в 1822 году, когда его силуэт был нарисован Филдом», – заявил Тим Каузер, старший научный сотрудник проекта UCL Bentham. «Мы также знаем, что 2 ноября 1822 года секретарь Бентама отдал часть волос Филду и его партнеру Джону Майерсу для колец».
Среди удостоившихся 26 человек: военный командир маркиз де Лафайет (1757–1834), французский аристократ, который участвовал в войне за независимость; философ-утилитарист Джон Стюарт Милль (1806–1873); гватемальский философ и политик Хосе дель Валье (1780–1834); редактор и лингвист Сара Остин (1793–1867), чей муж, Джон Остин, был первым профессором юриспруденции в Лондонском университете.
В самом университете хранится 4 найденных кольца, включая одно без подписи, поэтому неясно, кто был получателем. Одно кольцо, принадлежавшее Джону Стюарту Миллу, было обнаружено двумя выпускниками Лондонского университета в ювелирном магазине Нового Орлеана.
Известно также местонахождение двух других колец: одно принадлежит потомкам Уильяма Стоквелла, слуги Бентама, а другое кольцо, оставленное французскому экономисту Жан-Батисту Саю, недавно было продано с аукциона на Christie’s.
Самая жуткая достопримечательность Великобритании — мумия Джереми Бентама
Биг-Бен, Лондонский глаз, Тауэрский мост — эти места Великобритании стали ее визитными карточками. Но есть в Лондоне экспонат, который и привлекает, и пугает одновременно. Глубоко в недрах одного из самых старых британских университетов хранится уникальный экспонат. Мумифицированное тело чудаковатого философа 19 века Джереми Бентама, одетое в перчатки и шляпу, с тростью в руке, в течение двух веков восхищает и удивляет любителей науки и острых ощущений.
Джереми Бентам умер почти 200 лет назад, и с тех пор останки хранятся в соответствии с его завещанием. Философ хотел, чтобы его тело сохранили, и он мог присоединяться к своим товарищам на собраниях.
Социальный реформатор сейчас восседает в студенческом центре Университетского колледжа Лондона в перчатках и с тростью в руках. По сути, это просто кости Бентама, одетые в старую одежду. Голова мыслителя покоится отдельно и выглядит намного хуже остальных частей тела.
Постепенно мумия начала разлагаться, и голова стала полностью обезображенной. Чтобы не пугать посетителей жутким зрелищем, работники университета заменили череп восковой копией головы, установив ее на скелет.
Мумия хранилась в деревянном ящике в одном из дальних уголков университета в течение нескольких десятилетий. И лишь недавно останки перенесли в студенческий центр и поместили в новый контейнер, представив на всеобщее обозрение.
Джереми Бентам считал, что человек должен быть так же полезен обществу после смерти, как и при жизни. Он завещал свое тело другу-хирургу, чтобы его законсервировали и демонстрировали людям.
Философ родился в Лондоне в 1748 году. Он был настоящим вундеркиндом: поступил в Оксфорд на юридический факультет, когда ему было всего 12 лет. Джереми Бентам был радикальным мыслителем своего времени, который посвятил жизнь обсуждению реформ в области системы правосудия, социального устройства и прав животных.
Великий мыслитель скончался в возрасте 84‑х лет. После смерти в течение десятилетий он восхищал и шокировал студентов и посетителей Университетского колледжа Лондона.
В завещании Бентам указал, чтобы его скелет посадили в кресло, как будто бы он жив. Он хотел, чтобы его тело привозили на собрания товарищей для облегчения их скорби. Поговаривают, что мертвого философа действительно привозили на несколько встреч его единомышленников.
В университет останки ученого попали в 1850 году и хранились там в течение 170 лет. Отсюда тело дважды вывозили на общие собрания, последний раз — в 2013 году. Недавно скелет Бентама переместили в новый герметичный контейнер и перевезли в студенческий центр университета.
В отличие от древних египетских мумий, останки философа — это скелет без кожи и плоти, кости которого скреплены с помощью проволоки. Тело обмотано специальным волокном и одето в настоящую одежду Джереми Бентама, включая нижнее белье.
Обезображенная голова мыслителя, которую неправильно обрабатывали, держа над чаном с кипящей серной кислотой, хранится под охраной в секретной лаборатории университета.
Секретность — это не прихоть университетских работников, а необходимость. В 1975 году голову философа украла группа студентов-шутников. Ребята потребовали выкуп в размере 100 фунтов (около 9300 рублей) за возвращение экспоната в целости и сохранности. Университет заплатил 10 фунтов (около 930 рублей) в благотворительную организацию, после чего голову вернули на место.
В феврале 2020 года эксперты решили извлечь мумию философа на всеобщее обозрение. Специалистам пришлось потратить немало времени и сил, чтобы привести экспонат в надлежащее состояние. Они поместили останки в суперсовременный контейнер, где созданы наилучшие условия для их хранения.
Тем не менее, не все довольны переездом Джереми Бентама в новое место. Некоторые его поклонники говорят, что стеклянный контейнер не подходит для хранения скелета знаменитого мыслителя, а размещение его в студенческом центре не соответствует завещанию. Специалисты же утверждают, что такое решение — единственный шанс сохранить останки философа.
А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!