что такое голосовой скринкаст
Скринкаст. Что же это такое?
Скринкаст – это по своей сути видеоурок, но не совсем обычный.
Основное отличие скринкаста от обычного видеоурока состоит в том, что он записан с помощью специальных программ для записи видео с экрана.
В таком видеоуроке-скринкасте, вы просто водите курсором мышки по экрану, записывая на видео те действия, которые необходимо совершить. И дополнительно сопровождаете их комментариями, которые записываете одновременно через микрофон.
Откуда взялось такое слово?
Скорее всего вы уже видели множество таких видеоуроков-скринкастов в сети интернет. Однако наверное даже и не задумывались о том, что они имеют такое интересное название.
“Скрин” – это с английского – экран, а “каст” – это сопровождающий голосовой комментарий к этому экрану. Вот откуда пошло это слово.
Описал этот термин своими словами, подробнее можете почитать здесь.
Где используются скринкасты?
Скринкасты используются в основном для обучения работе в различных компьютерных программах. Это один из самых эффективных способов донесения полезной информации до вашей аудитории.
Скринкасты имеют большую популярность среди обучающих онлайн-платформ и онлайн-школ. Их активно используют многие видео-блогеры на своих каналах в YouTube, Vimeo и других видео-площадках.
Это позволяет людям обучаться дистанционно в доступной и понятной форме, а вам обучать сразу большое количество людей удалённо.
Таким образом, благодаря скринкастам, вы можете обучаться и обучать сидя у себя дома. Понадобится только компьютер и интернет.
Так ли просто записать скринкаст?
Может показаться, что записать скринкаст очень просто: установил программу, включил запись, микрофон и всё записал. Однако, чтобы записать действительно качественный скринкаст – нужно ещё очень постараться!
Если вы в этом деле новичок, то у вас вряд ли получится записать хороший качественный скринкаст с первого раза. Тем более не получится сделать это с одного дубля и без последующего монтажа.
Что еще нужно знать о скринкастах?
В следующих статьях, мы рассмотрим с вами виды скринкастов и рассмотрим особенности записи скринкастов для самых различных случаев.
Вы узнаете, легко ли записать скринкаст, какие программы для этого использовать и какое оборудование вам понадобится для записи.
Я расскажу – почему нужно записывать качественные скринкасты и почему этим всем необходимо начинать заниматься в настоящее время.
Напоследок небольшой бонус 🙂
По кнопке ниже вы сможете перейти на специальную страницу, подписаться и получить бесплатную PDF книгу:
“12 важных советов для создания качественных видеоуроков (скринкастов)”.
Просто прочитайте эту книгу и примените советы при создании своих видеоуроков. Уверен, что после этого ваши видеоуроки станут на голову выше, на порядок качественнее и интереснее.
Смотрите и читайте другие материалы этого блога.
Смотрите статью в видеоформате:
Инструменты скринкастинга (Windows)
Итак, в последние дни меня очень сильно заинтересовал скринкастинг как жанр подкастинга. Если быть точнее, то я бы отнес скринкастинг к видеоподкастингу. Весьма своеобразному.
Что же такое скринкаст? (Дурацкое клише — задавать вопросы самому себе и отвечать! больше не буду. ) Скринкаст — от англ. screen — экран и cast как и в случае podcast — корень broadcast — вещать. То есть буквально — экрановещание. Скринкаст это видеозапись того, что происходит на экране со звуковыми или текстовыми комментариями. Как если бы вещающий сидел рядом с вами и показывал действие на реальном компьютере и при этом что-то объяснял.
Вот пример скринкаста — скринкаст «Просто добавь воды» про интернет-стартапы (2й выпуск):
(Я конечно не нашел другого примера скринкаста, кроме как собственного. )
Снимают скринкасты конечно не видео-камерами, а специальной программой. Теперь вы понимаете, что скринкастинг воистину уникален — это такой жанр видеоподкастинга, в котором для создания видео не требуется материальных затрат! Не нужна видео-камера, не нужна платная программа (хотя, есть и платные, о них — ниже).
Кроме таких лично-аналитических скринкастов существует огромное количество типов. Самые, наверное, популярные — это уроки. В мире огромное количество языков программирования, игр, программ и интерфейсов — и обо всем этом можно рассказать! Как пример (не самый хороший) могу снова показать свой скринкаст — на этот раз обучающий, про установку Windows XP c флешки. Почему не самый лучший? Потому что качество просто ужасное! С тех пор я выкладываю скринкасты только на vimeo.com, даже платный аккаунт купил для этого.
В общем, коротко говоря — скринкастинг это такой вещательный жанр, в котором очень широкие возможности применения и создания и при этом в нем — низкая активность. Скринкасты вещь довольно-таки специфичная, пока основная масса все еще — люди, связанные с IT.
Ну, думаю с теорией достаточно, давайте наконец перейдем к делу и рассмотрим несколько инструментов для записи и редактирования скринкастов.
TipCam 2.0 — Бесплатная
Вот таким маленьким миленьким окошком приветствует нас программа TipCam. Программа эта популярная по многим причинам, и один критичный момент является буквально краеугольном камнем. Кому-то он будет явным плюсом, кому-то — минусом 🙂 Вот такая загадка. Давайте теперь разбираться.
Интерфейс программы прост до безобразия, запустив ее, вам нужно лишь нажать на кнопку Record и начнется запись. Конечно, желательно сначала разобраться с настройками, для этого нажмем центральную кнопку в самом низу.
Вкладка Basic, настройки загрузки программы, рабочая папка, куда будут сохранятся видео, язык интерфейса и выбор микрофона для записи. Ну и тест громкости в придачу.
Вкладка Login — это то самое место, где открывается краеугольный камень программы. TipCam — это лишь часть комплекта для скринкастинга от компании uTIPu. Зарегистрировавшись на сайте, вы сможете бесплатно загружать свои скринкасты напрямую из программы TipCam на сайт uTIPu, где уже есть небольшое сообщество людей. В последней версии так же появилась возможность загружать видео на YouTube, но как я ни старался, получить пресловутое «высокое качество» не удалось. Но конечное видео, выложенное на сам utipu, довольное неплохое и смотреть его можно. Вот пример.
Сервис дает всего 250 мегабайт дискового пространства для ваших творений. Не очень-то много…
И вот, с одной стороны, конечно удобно, программа-сервис в одном, не нужно париться. Но с другой — вы привязаны к не самому популярному сайту, притом англоязычному.
Давайте досмотрим другие вкладки настроек, а потом посмотрим, что же с нашим «камнем» делать.
Один несомненный плюс этой программы — зум. Легко настроив горячие клавиши и размер зума (в следующей вкладке) мы получаем возможность прямо во время записи приближать или отдалять «камеру». Учитывая среднее качество видео, такая функция становится весьма полезной.
Так же, очень интересной особенностью является возможность рисовать на экране. В любом месте! (функция Annotation).
И наконец, последняя вкладка:
Frame rate, то есть количество кадров в секунду, нельзя поставить выше 15, что в принципе достаточно для скринкаста. Frame rate обычного видео в среднем около 30 fps.
Compression, если честно, не очень сильно влияет на качество, но higher quality все же заметно лучше. Можно поставить галочку на «Use alternate encoding (.avi)», но тогда вам нужно будет скачать специальный кодек, который будет позволять сохранять файлы в avi-формате. Сколько я не старался, следовал всем инструкциям, но фича эта у меня так и не заработала. В итоге — программа выдает только flv файл среднего качества, который не везде можно залить (на vimeo.com, к примеру, нельзя с недавнего времени). Youtube, конечно, примет такой файл, как родной.
Записывать видео с экрана можно как с локального компьютера, так и с удаленного, настройки доступа так же находятся здесь.
Самое важное для нас — это настройки видео справа. Recording resolution — это размер конечного файла. Выше 800х600 не поставить, именно поэтому я отказался от этой программы — HD-скринкаст сделать невозможно. Zoom level — это до какого разрешения будет приближаться «камера» при использовании функции зум. Это значение выставляется относительно разрешения вашего экрана, а не относительно размеров записи. Поэтому если у вас разрешение 1024х768, то зум в 640х480 будет приближать камеру почти в два раза.
Resize while recording (изменять разрешение экрана при записи) — именно этой галочкой мне приходилось пользоваться, потому что wide-screen экран эта программа записывает в «квадратном» разрешении и видео получается вытянутым. Приходилось менять разрешение на «квадратное» (1024х768), использовать такой страшный вид и записывать, после чего видео приходило в нормальный вид. Решения такой проблемы я тоже не нашел, программа ну никак не хочет по-правильному записывать широкоформатные экраны.
Если у вас Windows Vista, то Tipcam автоматически изменит тему на Windows Basic при записи. Зачем она эта делает — не совсем ясно, в документации просто констатируется этот факт без всяких объяснений. Так же, не зависимо от операционной системы, при записи пропадут обои с вашего рабочего стола и их заменит сплошной однотонный фон. Об этом так же нелепо сказано в документации и также бессмысленно это выглядит ввиду отсутствия какого-либо логического объяснения.
В остальном, программа приятная. Делает что должна, легка в управлении и понятна.
Camstudio — Бесплатная
Одна из самых популярных, Open source программа CamStudio встречает нас чуть менее минималистичным главным окном. Пройдемся быстенько по меню, чтобы получше узнать функциональность программы.
Меню файл имеен всего четыре пункта — запись, пауза, стоп и выхож. Меню Region позволяет выбрать регион записи. Можно выделить любую область экрана, можно — одно конкретное окно, и конечно же можно записать весь экран разом.
Меню Options хранит в себе все настройки, что, как я считаю, не очень удобно, особенно в самом начале, когда программа вообще не настроена под тебя, приходится по десять раз влезать и вылезать в дебри меню.
Настройки здесь самые обычные и самые логичные — звук, микрофон, можно также настроить синхронизацию звука и видео если вдруг так получилось, что одно отстает от другого. Это, кстати, случается с CamStudio… Любые действия программы, нужные вам при записи, можно присвоить горячим клавишам, как и в предыдущей программе от uTIPu. Я думаю, с этими настройками вы разберетесь сами, все предельно просто. Давайте теперь заглянем в Video Options.
Программа CamStudio без всяких вопросов и проблем сохраняет видео в любом видео-формате, был бы нужный кодек в системе. Дополнительные настройки видео для тех, кто понимает, что происходит. Так или иначе, все можно оставить по-умолчанию. Да, кстати, видите, в этой программе видео может иметь frame rate 30!
Отдельного разговора заслуживает окошко настройки курсора. Так как вашей рукой в скринкасте является курсор мыши и чаще всего именно им вы показывате, что и как делать, то его настройка должна вас интересовать.
Курсор в CamStudio можно выбрать любой из системных или даже сторонний из файла. Так же можно включить подсветку, чтобы указатель был окружен цветным полупрозрачным кругом, эллипсом, квадратом или прямоугольником. Размер такой области можно выбрать самому, так же можно выбрать мигание этой фигуры разным цветом в зависимости от нажатия левой или правой кнопки мыши, что повышает информативность для конечного зрителя.
Другая интересная особенность программы кроется за пунктом меню Tools: Screen Annotations!
Страшные, но все же полезные иногда стрелочки, облачка и другие обозначения.
Если у вас есть веб-камера, то можно так же записать видео-аннотации. В том же меню Tools есть пункт SWF Producer, это дополнительная утилитка, с помощью которой можно сконвертировать полученный avi-файл в формат swf, который можно вставлять на любую веб-страницу и просматривать.
В меню Effects можно добавить автоматическую вставку текущего времени, любой надписи (допустим, имя создателя скринкаста или ссылка на его сайт) и watermark — водяной знак, какой-нибудь логотип в формате bmp.
В общем, программа хорошая, не зря является одной из самых популярных. Имеет много интересных фич, но и минусы имеются. Как уже говорилось выше, CamStudio частенько по непонятным принам записывает звук с отставанием или с опережением видео. Так же наблюдались проблемы с сохраненим видео, но здесь я подозреваю скорее кодек, чем CamStudio.
Если вы хотите попробовать себя в скринкастинге, то начните с CamStudio. Вполне возможно, что вам не нужно будет пробовать ничего иного.
Эта программа мне понравилась куда больше остальных. Одного взгляда на скриншот достаточно, чтобы понять, что Camtasia — это чуточку больше, чем инструмент видео-захвата:
Это вполне функциональный видео-редактор, заточенный под нужды скринкастинга. Перед записью вы увидите такое окошко:
Здесь можно подключить и настроить микрофон и веб-камеру (чтобы запись с нее шла паралельно записи с экрана), выбрать область записи или использовать область, использованную в прошлый раз. В эффектах — уже знакомые пункты подписей, водяных знаков, настройки курсора и т.д.
Как только запись остановлена и файл сохранен, программа спросит, а что же вы хотите делать дальше? Можно перейти к редактированию видео, можно его сразу сохранить в конечном формате, или начать следующую запись.
Самое интересное, конечно же, это редактировать запись.
И самое первое, что нужно будет указать перед редактированием — это размеры вашего видео. Есть пресеты для всяких целей, но я использую тот размер, который был при записи, именно так я получаю HD-видео разрешением 1280х800 — это разрешение моего экрана!
В верхней левой части экрана — всевозможные действия над записью: можно добавить любой медиа-файл (аудио, видео, изображения), добавить заголовки (titles), записать голосовое сопровождение для уже готового видео или наконец записать видео с веб-камеры и вставить его в проект.
В меню Edit можно настроить звук (есть даже примитивненький «удалитель» шумов), приближение и отдаление камеры, видео-переходы, надписи. В этой программе очень легко добавлять субтитры на лету! Так же можно добавить вопросы для пользователя. Да да, вопросы, на которые зритель должен будет ответить во время просмотра скринкаста. Конечно же, чтобы такая функция была доступна, видео должно сохраняться в флеш-формат (swf).
Наконец, когда вы закончили редактирование видео, осталось его только сохранить. Produce Video As и поехали по настройкам!
Мы снова видим окно выбора пресета, можно создать свой шаблон, а можно вручную выбрать формат и параметры, я так и делаю. Форматов на выбор довольно много:
Как сделать крутой скринкаст: ошибки, проги, рекомендации
Это перепечатка статьи, которая вышла в нашей группе «ВКонтакте».
Я обожаю скринкасты. Это один из самых простых типов видеоконтента – здесь не требуется крутая камера, не нужно обладать харизмой видеоблогера. Достаточно разбираться в теме и внятно комментировать то, что ты делаешь (а иногда просто показывать). При этом скринкасты способны приносить большой трафик с поиска «Ютуба», если вы правильно выбрали тему и хорошо ее раскрыли.
Типы скринкастов
Показываем, как что-то сделать, под ненапряжную музыку. Обычно такие скринкасты делают, если нужно показать что-то простое. Где не нужны комментарии автора. Либо, если автор по каким-то причинам не хочет показывать свое лицо. Пример:
Стандартный формат. Показываем, как нужно делать, и комментируем свои действия. Пример:
Если вам необходимо продвигать себя, как эксперта и спикера, этот формат для вас. На мой взгляд, доверия к видео больше, когда видишь человека, который за ним стоит. Пример:
Странно, но этот формат скринкастов редко используют. Мы привыкли думать, что если есть презентация, по которой нужно что-то рассказывать, это обязательно должен быть вебинар или прямая трансляция. Но это не так. Вы можете в режиме офлайн сделать запись своего рассказа, потом подредактировать (что-то вырезать, что-то улучшить, если это необходимо) и выложить на «Ютуб». Пример:
Общие рекомендации
Пример скринкаста с приятным голосом
В скринкасте нужно было рассказать, как разделить видео- и аудиодорожку, но из него непонятно, на какую кнопку нажимать
Заставка длится 15 секунд. Это очень долго!
Небольшой лайфхак: для записи звука можно использовать родную гарнитуру от айфона. Она выдает довольно неплохой звук даже без обработки.
С помощью каких программ можно сделать скринкаст
Программ для создания скринкастов множество. Большинство из них бесплатные:
И еще миллион других 🙂 Но из всего, что есть на рынке, мне больше всего нравится OBS Studio. Эта программа позиционируется, как прога для записи стримов. Но скринкасты там тоже можно делать. Причем, возможности там гораздо шире, чем в тех программах, которые я перечислила выше. Очень рекомендую!
Вот, кстати, годный обзор на нее:
На этом на сегодня всё. Надеюсь, было полезно 🙂
P. S. Заказать ролик или продвижение на «Ютубе» можно здесь.
«Скринкасты как образовательное средство в современном уроке»
МАОУ лицей г.Бор Нижегородской области
Носова Светлана Валерьевна
«Скринкасты как образовательное средство в современном уроке»
предвосхитила даже самые смелые ожидания, на ней были показаны многие открытия, сделанные в последующие годы: веб-документы, экранные окна, компьютерная мышь, видеоконференция, коллективная работа над документами.
Каковы возможности скринкаста? Каково его назначение? Назначение скринкаста в том, чтобы доступно и наглядно донести определённую информацию до пользователя. Учитель может создавать обучающие ролики, видеопроводник по сайту или блогу, демонстрирующий их работу, особенности. Также учитель может добавить свои комментарии и объяснения в аудиоформате. Как выясняется, возможности скринкаста практически безграничны, так как учитель может визуализировать свой опыт использования программ и сервисов, очень подробно объяснить и показать любую тему.
В чём преимущества скринкастов? Не секрет, что современным детям интереснее получить визуализированную и озвученную информацию, чем прочитать текст. Поэтому при помощи звука и видео информация становится более доступной и понятной. Также скринкасты позволяют работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья или находящимися на домашнем обучении. Скринкаст можно остановить в любое время, перемотать, прослушать и просмотреть несколько раз, находясь дома или в школе. Создание скринкастов – это всегда творческий процесс, и если этой технологии обучить детей, то они, увлечённые этой работой, будут создавать качественные видеоуроки. Многие подумают, что некогда этим заниматься, не хватает времени на основную работу. Всё это так. Но на создание скринкаста уходит порой меньше времени, чем на создание подобной инструкции в виде алгоритма действий, иллюстрированного копиями с экрана монитора.
скринкаст – обзор, скринкаст-видео, анимированная доска педагога, концептуальный скринкаст.
Как использовать скринкасты в обучении? Скринкасты можно использовать при проведении и организации мастер-классов, для создания обучающих видеороликов, наглядных пособий как элементов урока, для создания «гидов» по сайтам или блогам с добавлением своих комментариев, также с помощью скринкаста можно записать ход выполнения компьютерного эксперимента.
Каковы этапы создания скринкаста? Сначала надо определить тему работы, затем составить план содержания, это облегчит процесс при записи. Затем нужно подготовить оборудование, в том числе микрофон для записи звука. После записи производится монтаж, удаляются лишние кадры, добавляются дополнительные титры. В конце готовый скринкаст сохраняется.
Скринкаст знакомит с методической копилкой сайта, с методическим материалом для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку и литературе. Здесь же представлены творческие работы обучающихся и внеклассная работа. В разделе интерактивные задания представлены тесты по русскому языку и литературе, диктанты по русскому языку.
Как показала практика, просмотр данного скринкаста является эффективным средством для начала самостоятельной подготовки к экзаменам, повышает мотивацию обучающихся к процессу обучения, задания решаются в индивидуальном темпе, всегда есть возможность увидеть свои ошибки и поработать над ними.
Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что дидактически правильное и корректное использование технологии скринкаста благотворно влияет на образовательный процесс в целом.
Применение скринкастинга при обучении ИТ-дисциплинам
Аннотация. В статье обсуждается дидактическая целесообразность использования технологий скринкастинга в преподавании учебных дисциплин, связанных с освоением программных систем, приложений, с настройкой компьютерного оборудования и пр. Предлагается комплексный подход к созданию и применению скринкастов на всех этапах учебного процесса — при изложении нового материала, в лабораторном практикуме, в качестве средства контроля результатов самостоятельной работы и проектной деятельности студентов. В качестве иллюстрации описывается опыт использования скринкастинга в преподавании дисциплины «Компьютерные сети».
Ключевые слова: скринкастинг в учебном процессе, активные методы обучения, контроль учебной деятельности.
Постановка проблемы Освоение информационных систем и технологий любого уровня — от работы с простыми приложениями до настройки сложных систем — в конечном счете сводится к пониманию и запоминанию обучаемым определенных последовательностей действий с экранными конфигурациями, обеспечивающих достижение результата. Из этого вытекает специфика преподавания ИТ-дисциплин:
Инструкции пользователю достаточно часто представляются в виде текстовых или статических экранных документов, однако гораздо более наглядными, понятными и удобными, с точки зрения обучаемого, оказываются указания, в которых последователь
ность действий визуализирована, т. е. в явном виде отражаются операции с экранными объектами.
В связи со сказанным выделяется следующая группа дидактических и методических проблем:
Дополнительными требованиями при решении перечисленных проблем должны быть простота используемых технологий, их доступность и кроссплатформенность созданных инструкций (в частности, для обеспечения возможности их воспроизведения на мобильных устройствах).
Выбор технологий
Технологии, обеспечивающие фиксацию последовательности экранных конфигураций, достаточно хорошо развиты — это технологии видеозахвата экрана (video screen capture), из которых в последние несколько лет выделилось самостоятельное направление — скринкастинг.
Скринкаст (screencast) — это запись видеоизображения экрана компьютера (или другого цифрового устройства) с сопровождающими звуковыми эффектами или текстовыми комментариями.
Скринкастинг — технологии создания, хранения и трансляции скринкастов заинтересованной аудитории [9]. Существует значительное количество программных систем для создания скринкастов — с их обзорами можно познакомиться в работах [4, 7, 10].
Среди них немало свободно распространяемых продуктов, в том числе облачных. Как правило, системы несложны в освоении и применении. Общая идея их работы состоит в предоставлении разработчику возможности записывать (сохранять) содержимое экрана (или его части) одновременно с голосовым комментарием или изображением с веб-камеры. При использовании простых систем (например, BandiCam) сразу формируется и сохраняется конечный файл с записью. При создании более качественных скринкастов первичная запись обрабатывается с помощью какого-либо редак- тора видео (например, можно рекомендовать VSDC Free Video Editor), что позволяет внести изменения в первичную запись, отдельно записать и наложить на нее звуковой или видеотрек, включить надписи, элементы управления и пр. Конечный файл может сохраняться в форматах avi, mp4 или swf, однако с точки зрения кроссплатформенности предпочтение следует отдать формату mp4.
Методы использования скринкастов в учебной деятельности
При описании методов авторы данной статьи опираются на собственный опыт преподавания дисциплины «Компьютерные сети» бакалаврам направления подготовки 09.03.02 «Информационные системы и технологии» Уральского государственного педагогического университета [3]. Вместе с тем следует отметить, что данные методы обладают большой общностью и, безусловно, допускают перенос на обучение любым информационным системам и технологиям, в которых необходимо осваивать в том числе сложные последовательности и алгоритмы действий.
Для размещения скринкастов в УрГПУ был создан подкаст-терминал [8]. Доступ к материалам имеют как преподаватели, так и студенты. Применяется также вариант размещения скринкастов в облаке дисциплины. Во всех случаях администрирование прав доступа осуществляется преподавателем, ведущим дисциплину. Если используются скринкасты, размещенные в свободном доступе в Интернете, студенту предоставляется ссылка на ресурс.
Скринкасты на лекциях. Это довольно очевидное направление использования скринкастов, однако помимо повышения наглядности представления материала следует отметить ряд дополнительных позитивных дидактических факторов:
В данном варианте преподаватель использует скринкасты, либо заранее подготовленные им самим, либо найденные в открытых информационных источниках, либо разработанные студентами в рамках индивидуального проектирования. Длительность предъявления, как правило, составляет 5–10 минут. Специфика использования состоит в том, что при предъявлении скринкастов отключается звуковое сопровождение — демонстрируемые действия комментирует преподаватель, и он же определяет порядок предъявления — остановка показа, повтор, акцентирование внимания слушателей на каких-то деталях и пр. В таблице приведены примеры тем лекционных скринкастов, использованных при чтении лекций «Компьютерные сети».
Скринкасты в лабораторном практикуме
В данном варианте к лабораторной работе, связанной с освоением программной системы или последовательности проведения экранных настроек, помимо указаний по порядку ее выполнения прилагается один или несколько инструктивных скринкастов, иллюстрирующих нужные действия. Скринкасты озвучены, управляет их предъявлением студент. Лабораторная работа выполняется студентом в основном самостоятельно; преподаватель при необходимости оказывает индивидуальную консультационную помощь. Содержательно скринкасты, безусловно, связаны с лабораторной работой и разрабатываются именно для нее (с ориентацией на конкретные программные и технологические системы, освоение которых предусматривается). Разработка производится преподавателем или обучаемыми в рамках индивидуальной проектной деятельности.
Отдельно следует остановиться на организации обращения студента к скринкасту в процессе выполнения лабораторной работы. В ходе работы студента на компьютере, естественно, оказывается загружено приложение, действия с которым он изучает. Инструктивный скринкаст студент вынужден открывать в другом окне и по ходу освоения операций постоянно переключаться между окнами. Это неудобно, поскольку заметно замедляет работу и ведет к появлению ошибок. Альтернативным вариантом является параллельное использование двух экранов, на один из которых и выводится инструкция. Таким вторым экраном может быть экран мобильного устройства — планшета, ноутбука, смартфона. Именно этим обстоятельством обусловливается требование кроссплатформенности форматов записи скринкастов при их подготовке.
Скринкасты в самостоятельной работе
На этапе выполнения заданий по самостоятельной работе, а также при подготовке к контрольным мероприятиям теоретического характера студент обращается к скринкастам как к справочно-учебным материалам. Можно указать следующие категории скринкастов, доступных для студента:
Как уже указывалось, все перечисленные скринкасты размещаются на подкаст-терминале или в облаке дисциплины.
Важным с дидактической точки зрения представляется направление, связанное с использованием скринкастов в отчетах студентов по самостоятельной работе. В данном случае студент записывает и комментирует шаги выполнения учебного задания в виде скринкаста и именно его представляет для проверки. Это позволяет преподавателю контролировать усвоение студентом процесса работы с программной системой — знание последовательности операций, корректное использование инструментария, понимание смысла устанавливаемых параметров и пр. Существенно, что свои действия студент сопровождает текстовым или словесным комментарием.
На основе опыта использования данного варианта скринкастинга представляется необходимым сделать ряд замечаний:
С примерами скринкастов-отчетов студентов УрГПУ по заданиям для самостоятельной работы при изучении дисциплины «Компьютерные сети» можно ознакомиться по ссылкам на YouTube:
Скринкасты в проектной деятельности
Специфика преподавания описываемой дисциплины — «Компьютерные сети» — состояла в том, что оно строилось на основе информационно-технологической модели обучения, предложенной Б. Е. Стариченко, которая, в частности, предусматривает обязательное выполнение всеми студентами индивидуальных профессионально ориентированных проектов на заключительном этапе изучения дисциплины [2, 5, 6]. Примеры тем подобных заданий: «Спроектировать компьютерную сеть для работы гостиницы (учесть wi-fi-точки, вход в номера при помощи магнитных карточек)», «Спроектировать компьютерную сеть для работы бухгалтерии (обеспечить меры безопасности сети, использовать не менее пяти кабинетов)». Безусловно, основной задачей являлось проектирование сети, подбор оборудования, экономические оценки. Скринкаст студент представляет как элемент отчета о выполненном проекте. При этом он самостоятельно определяет как содержание, так и технологии реализации скринкаста. В дальнейшем производится публичная защита проекта с демонстрацией скринкаста в качестве презентационного материала. В данном случае следует отметить заметно более высокий технический уровень созданных студентами скринкастов. С примером можно ознакомиться ниже:
Заключение
В описанном исследовании авторы постарались реализовать идею комплексного применения скринкастинга на всех этапах обучения ИТ-дисциплине. Полученный опыт позволяет акцентировать внимание на ряде моментов:
Полученный нами опыт свидетельствует о безусловной дидактической ценности и целесообразности комплексного применения скринкастинга при обучении дисциплинам, связанным с освоением программных или информационно-технологических систем. Скринкастинг, с точки зрения авторов, является наиболее удобной и простой в использовании технологией, позволяющей фиксировать и далее демонстрировать или при необходимости контролировать последовательность выполняемых экранных операций.