что такое голос совести
Голос совести: Если твоя совесть советует тебе уйти, не оставайся!
Когда мы закрываем глаза на свою собственную совесть, внутренняя гармония нашей личности разрушается.
Голос совести…
Возможно, знакомое утверждение, что самой лучшей подушкой является спокойная совесть.
Это простое утверждение не является голословным. Именно от того, как чувствует себя наша совесть, зависит адекватность нашего самовосприятия и наше видение мира. Ни для кого не является секретом, что для благополучия каждого из нас необходимо, чтобы наше видение мира было наполнено гармонией и равновесием.
В чем заключается эта гармония? Пожалуй, она основывается на том, чтобы каждый наш поступок и решение, каждое наше слово и действие находились в согласии с нашими ценностями и мировоззрением. Только в этом случае наша совесть остаётся спокойной, и мы встречаем каждый новый день счастливыми.
Безусловно, каждому из нас порой приходится платить достаточно высокую цену за это спокойствие. Случается, что нам приходится принимать непростые решения, менять круг общения и отдаляться от некоторых людей. Каждый человек проходит несколько этапов в своей жизни, в результате чего появляется понимание того, что нам по-настоящему важно, какие ценности являются приоритетными, а какие — вторичными.
Голос совести — почему так важно её спокойствие
К сожалению, не каждому из нас посчастливилось наслаждаться штилем этого бескрайнего таинственного океана. Кто-то из нас не может уснуть, потому что его совесть неспокойна.
Этот незримый шторм может быть вызван многими причинами. Неспособность простить обидчика, обвинение себя в неправильных поступках, трусости, слабости. Возможно, в жизни человека был момент, когда близкие люди ожидали от него определённого поступка или решения, на которые он так и не осмелился. Неспокойный океан совести — целый мир, который невозможно познать до конца, как глубоко бы мы в него не погружались.
Это сложное и интересное понятие — совесть
Одним из главных знатоков человеческой совести можно назвать Уильяма Джеймса. По мнению этого известного философа и психолога конца 19 века (и брата известного Генри Джеймса), совесть человека включает 3 аспекта:
Эта часть нашей совести является наиболее скрытой и интимной, она затрагивает наиболее глубокие слои нашего я. Очень часто мы сами не отдаём себе отчёта в том, какие процессы происходят в этом далеком уголке нашего сознания.
Именно эта часть нашей совести порой рождает хорошо знакомый каждому из нас внутренний голос, который предупреждает нас о том, что что-то в нашей жизни идёт не так.
Жизненный цикл каждого человека подразумевает неожиданные повороты и новые горизонты, которые дополняют и делают богаче нашу личность. Совесть — живой организм, а все живое характеризуется изменчивостью и развитием.
Каждый человек обладает определённой системой жизненных ценностей, которая с течением времени может претерпевать некоторые изменения. Этот внутренний компас никогда не обманывает, он подсказывает нам пути выхода из сложных и порой несправедливых ситуаций с наименьшими потерями для нас.
Почему не стоит игнорировать голос совести
Благодаря Уильяму Джеймсу мы понимаем, что наша совесть составляет неотъемлемую часть нашего «я». Она ведёт и направляет нас по жизни, благодаря ей мы учимся и меняемся в лучшую сторону. Благодаря нашей совести мы способны различать хорошее и плохое.
Возможно, тебе захочется спросить, почему же в таком случае некоторые люди предпочитают игнорировать внутренний голос совести?
Причин на это может быть несколько:
Научись слушать голос совести
Ежедневно прислушивайся к голосу своей совести — это очень полезная и здоровая привычка, которая облагораживает наш внутренний мир.
Что бы ни происходило в твоей жизни, не забывай об этих простых рекомендациях:
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:
Внутренний голос, который некоторые называют «совестью»
Как правило, мы называем совестью ту часть нас самих, которая является своего рода «моральным стражем», следящим за тем, что делаем, как думаем и чувствуем. Это наше «второе я», диалог с которым не прекращается ни на минуту — до конца жизни. И этого стража не так легко провести или обмануть: он предупреждает, критикует и даже наказывает. Как результат — чувство вины и дискомфорта.
Голос совести — это тот моральный авторитет, который живёт внутри нас. Хотя его источником может быть и родитель, и наставник, и Бог, и религия. В любом случае этот голос всегда с нами и обладает неограниченной властью, определяя поступки и решения.
«Совесть заставляет нас открывать, осуждать или обвинять себя. Из-за отсутствия других свидетелей — она также свидетельствует против нас», — Майкл де Монтень.
Наш «голос совести» постоянно напоминает о нравственности и порядочности. Это похоже на то, словно бы к нам приставили офицера, который не спускает глаз ни днём, ни ночью. И в этом — таится определённое коварство.
Дело в том, что не все люди могут с лёгкостью отмахнуться от этого голоса — они просто физически слышат его, как бы не закрывали уши и не старались отвлечься. Некоторые рассказывают, что им будто кто-то шепчет в ухо: «Как же ты можешь… подлый, мерзкий человек… наказание будет жестоким…»
Нравственность и предрассудки
Цивилизованное общество основывается на общественном договоре, как можно себя вести, а как — нет. В противном случае наше «общежитие» уже давно взлетело бы в воздух. То есть чётко регламентируется, «где петь, а где — замолчать и даже не открывать рот». Для того чтобы вписаться в социум, хочешь не хочешь, но придётся отказаться от поступков, основанных на собственных желаниях и прихотях. Даже когда в них нет ничего предосудительного и криминального — приходится «наступать на горло собственной песне», ибо таковы правила, царящие в нашем мире.
Ребёнок лишь рождается на свет, начинает произносить первые слова и делать первые шаги, как его уже учат нравственности — моральным «законам». И они более чем суровые: толстой красной линией все вещи и поступки разделены на то, что правильно, а что — нет.
Наши первые учителя — родители. Именно они учат различать хорошее и плохое в соответствие с религией, культурными и другими принципами, установленными моральными авторитетами задолго до нашего появления на свет. Таким образом, правила «игры» в мире сначала объясняют самые дорогие и родные люди, потому — принимаем всё на веру и даже не секунду не сомневаемся.
Многие из этих принципов и ценностей, действительно очень важны, но — не все. К сожалению, немалая часть — лишена всякого смысла и рационального зерна. Но они настолько незыблемы и непоколебимы, что вбиваются в голову, словно столпы. К тому же, как правило, основаны на самых нелепых предубеждениях, первобытных страхах и искусственно навязанном чувстве стыда.
Нравственность и жестокость
Моральные установки дети усваивают произвольно — по мере взросления. Сначала родители и весь мир считают своим долгом помочь им хорошенько усвоить все правила и своды общества. При этом вовсе не взывают к совести и даже не объясняют, что это такое. Поэтому малыши просто следуют уже установленным моральным правилам. Так для них «воспитание» превращается, по сути, в то, чтобы подчиняться — «ходить строем».
Нравственность и морализаторство
Все моральные системы так или иначе грешат иррациональностью. Но некоторые — уж чересчур. Например, те, что связаны с сексуальным поведением и отношением к власти. Детство при этом превращается в период «идеологической обработки», когда общество стремится во что бы то ни стало сломить волю человека, сделать его послушным и удобным. Его цель: не допустить поведения, «отклоняющегося» от нормы. Другой вопрос, что такое норма и кто её устанавливает?
В итоге дети вырастают и становятся взрослыми, которые постоянно чувствуют себя виноватыми. Причём иногда они даже не задумываются и не анализируют, почему.
Ведь им объяснили, что плохо, а что хорошо, что приемлемо, а что категорически воспрещено, но они — «опять провинились». Доходит до того, что их гложет чувство вины даже за сомнения в том, что навязанные обществом правила — рациональны!
А ведь это в корне не верно, ведь одна из первостепенных задач здорового взрослого человека — изучить все ценности или антиценности, на которых он вырос. В отличие от морализаторстсва, этика развивается путём исследования мира и себя в нём. А это невозможно без критического мышления и самопознания.
Естественно, что в социуме этому никто не учит, ведь его цель — послушные и не задающие вопросов граждане. Так что спасение утопающих в данном случае — это дело рук самих утопающих. Не хотите быть послушной и аморфной массой — думайте, анализируйте, читайте, учитесь.
Этика рассматривает действия и поступки через призму логических доказательств и соображений комфорта человека и социума. Морализаторство же основано на предрассудках, то есть на аргументах самых разных людей, которые в массе своей образуют лишь хаос.
Характерная особенность морализаторства — это «подкрепляющие» фразы, как: «иначе вы будете наказаны в загробной жизни», «потому что так принято», «так жили люди испокон веков».
Так что больше этики и меньше морализаторства — вот что нам всем нужно для более здорового сосуществования в обществе. И самое подлое, что оно с нами делает — это взывает к голосу совести, чтобы сделать более удобными.
Удобные люди счастливыми не бывают, запомните. Жить по совести — это также свобода, в первую очередь, внутренняя. Но не позволяйте, чтобы, нажимая на эту «кнопку», вами управляли и помыкали. И тем более — навязывали фальшивые «правила игры».
Новое видео:
Вы это слышите?
Приблизительное время чтения: 2 мин.
Пушкинский скупой рыцарь называл ее «когтистым зверем, скребущим сердце». А еще люди верующие говорят о ней как о голосе Бога в человеке. Какой контраст в определениях! Хотя ничего удивительного: о том, сколь многое зависит от глаз смотрящего, мы знаем давно.
Совесть. В том смысле, в котором мы понимаем ее сегодня, она вошла в человеческую культуру только вместе с христианством. Античность — по крайней мере, у греков — такой категории не знала. И дело даже не в самой совести, а в представлениях человека о самом себе, о должном и недолжном, правильном и неправильном. Кто-то из ученых сказал, что нравственность древних греков прошла путь от доблести к добродетели — герои Гомера мучились не тем, что совершили что-то плохое, а тем, не совершили ли они чего-то позорного, не обесславили ли они себя.
Взгляд христианства на нравственность принципиально другой. Для него разговор о совести — это разговор о тайне творения человека по образу и подобию Бога. А совесть — отголосок того райского состояния, которое мы потеряли. То, что скребет наше сердце или не умолкает у нас в душе, когда надо напомнить: мы были задуманы не такими и сделали еще один шаг в сторону от себя настоящих.
Сегодня, в эпоху глобальной секуляризации, то есть расцерковления человеческих представлений, объяснить, откуда взялась совесть, человеку неверующему очень сложно. Да и представления о добре и зле у одного одни, у другого другие, одного тревожит голос совести, другого — нет. И здесь возникает вопрос: как в этом хаосе личного опыта найти что-то объективно верное, как не дать голосу совести смешаться с шумом субъективных мнений, раствориться в этом шуме до неузнаваемости?
У Достоевского в «Записках из Мертвого дома» есть такая фраза: «…человеческое обращение может очеловечить даже такого, на котором давно уже потускнел образ Божий». Это очень важная фраза. Конечно, ее пафос в другом, но я ее вспомнил, потому что вместе с потускнением образа Божьего и голос совести может ослабнуть. И тогда главное — не спутать этот голос с чем-то другим.
Хотя, бесспорно, куда более острая проблема — это вообще услышать его.
Старец Илий о совести
В эфире телеканала «Союз» была показана программа со схиархимандритом Илием (Ноздриным) о совести. Предлагаем читателям видео и полный текст беседы.
— Мы продолжаем цикл бесед со схиархимандритом Илием о жизни, о вечности, о человеческой душе. Сегодня мы поговорим о совести.
Батюшка, часто пишут и говорят «совестливый человек» или, наоборот «бессовестный». В характеристиках пишут «человек добросовестно относится к работе». Почему люди придают такое большое значение наличию или отсутствию совести?
— Господь дал нам закон, Священное Писание, Божественное откровение, но прежде этого Господь вложил в человека свой Божественный голос, который называется совесть. Совесть – это функция души нашей, и она, конечно, много говорит человеку.
Когда человек поступает по нравственным законам, которые от Бога, то совесть одобряет. Напротив, когда человек нарушает Закон Божий, поступает против Закона, естественно, совесть обличает его. Но у человека есть еще воля. Волей человек иногда преступает этот голос совести и поступает против нее.
— Батюшка, скажите, а можно ли воспитать совесть? Или это врожденное свойство?
— Совесть дана нам от Бога. Она у человека врожденная, как и разум. Человеку дается интеллект, дается воля и дается совесть.
Есть еще одна функция – это религиозное чувство в человеке. Оно сочетается, входит в связь с душой нашей, совестью, разумом. Человек ищет смысла жизни своего. И, конечно, человеку дано от рождения его воспитание, которое должны вложить родители его. Дальше его воспитывает школа.
Но человек постоянно соприкасается с жизнью обычной, улицей, и человек набирает, впитывает в себя все то, что его окружает, и воспитывает. И, конечно, совесть здесь есть руководитель, полицейский, который указывает, что хорошо, а что плохо.
— Бывает так, что, имея такой неписаный закон внутри себя, голос Божий, совесть, человек все-таки поступает против совести. Как происходит этот выбор между добром и злом?
— Опять-таки здесь много зависит от воспитания человека. Много здесь может зависеть и от его предков, генов, в какой среде человек вырос. И поступки его, конечно, будут зависеть от его природных задатков также. Если вырос он в благочестивой семье, достаточно хорошо школа его подготовила, ясно, что он не приступает, старается прислушаться к голосу совести.
— Батюшка, когда совесть молчит в человеке, совсем не откликается?
— Здесь человек заглушил совесть свою страстями. Это плоды нарушения нашего нравственного поведения. Если человек систематически живет аморально, то когда страсть входит в обычай, человек не слышит голоса совести. Тогда человек поступает извращенно. Тогда человек доходит до уголовных нарушений. Его поправляет только внешнее наказание.
— А с другой стороны часто можно слышать такое выражение – «жить со спокойной совестью» или человек говорит: моя совесть чиста. Почему так важно вот это необличение?
— Если человек добрые поступки делает, совесть, наоборот, одобряет. А если он делает моральное нарушение, то, конечно, совесть его обличает. Но его образ воспитания, конечно, влияет на то, совершает ли он положительные или отрицательные свои действия.
— На ваш взгляд, какой должна быть совесть в человеке?
— Здесь, конечно, надо непременно учитывать духовную жизнь, моральную жизнь. Жизнь человека складывается из промысла Божьего и действий самого человека. Если человек живет молитвой, значит, он живет с помощью Божьей, действует благодать Божья.
Здесь есть участие Ангела-хранителя. У каждого крещеного человека есть Ангел-хранитель. Он наставляет в святости. Ангел-хранитель старается к человеку достаточно приблизиться, внушить ему добрые дела, добрые поступки, поведение. Если человек не слышит Ангела, то его состояние души таково, что он не слышит Ангела, не видит его.
Зачастую на человека влияют темные силы. Когда человек не слышит Ангела-хранителя, здесь подступает злая сила, нас неизбежно окружают бесы. Но чем человек ближе к Богу, чище морально, тем злые духи дальше. Они не могут, если человек честно живет, молится. Но когда человек теряет связь с Богом, теряет молитву, то дьявол внушает ему всякие злые мысли, злые намерения и поступки.
— Батюшка, хотелось бы услышать Ваши пожелания всем тем, кто стремится жить по совести.
— Дай Бог, чтобы человек действительно жил так, как требует и хочет от нас Господь. Господь хочет нам добра. Человек создан для благости и блаженства праведников. Поэтому мы должны стараться жить так, как требует от нас Господь. Господь любит человека и дал нам возможность жить благочестиво, жить во славу Божью.
Если мы сами хотим этого и стараемся, направляем свои усилия, то, конечно, мы получаем от Бога милость и избегаем страшных последствий. Например, здоровье для нас – драгоценный дар Божий. Он в нас живет, когда мы держимся как требует Господь, для нашей благочестивой жизни и спасения нашей души. Помоги, Господи, всем укрепиться в добре, быть довольными жизнью с Богом.
Ахилла
Главное Меню
Голос совести тише комариного шепота
13 августа 2021 Владимир Старковский
Из цикла «Теория бытия». Продолжение, предыдущие части тут.
Совесть — это нравственное чувство, позволяющее различать в своих чувствах, мыслях, словах и поступках проявления зла, непорядочности, несправедливости во всей их глубине и тонкости. Говорят, что голос совести — это голос Бога. И это очень похоже на правду, потому что совесть всегда требует поступать по-евангельски. Во многих европейских языках слово «совесть» происходит от словосочетания «совместное знание». Со-весть, совместное ведение, общее знание. А какое еще знание должно быть органично присуще человеку, если Господь ничего не требует от человека кроме соблюдения нравственного закона?
Но Господь Он такой, что ни тростиночки надломленной не преломит, ни былиночки тлеющей не угасит, вот и голос совести тише комариного шепота. А потому и подменить этот голос проще простого или примитивными условностями мирской морали, или фарисейскими приличиями церковного благочестия, или «справедливостью» личных интересов.
Стыд нравственный — это раскаяние «проснувшейся» совести. Стыд же общественной морали — это реакция на нелестное мнение окружающих. Такая двойственность понятия стыда свидетельствует о кардинальном различии между нравственным и моральным.
Испытывать сопутствующие голосу совести чувства стыда, вины, неправоты унизительно для человеческой гордости, а потому человек избегает замечать зло в проявлениях своей воли, легко находит себе оправдания, а как следствие, утрачивает и зоркость нравственного чувства, и способность к нравственному развитию.
Несовестливый может быть столь виртуозен в самооправдании, что может считать себя человеком порядочным, даже если у него руки будут по локоть в крови. Нравственная безнадежность человека несовестливого в том, что его нравственное самодовольство чистосердечно, он честен в своей нравственной слепоте.
У человека нет более доступного объекта для изучения тонких человеческих проявлений, чем он сам. Насколько глубоко человек понимает себя, настолько глубоко он понимает всех. Но человек несовестливый не способен различать в своем поведении все те демагогические уловки, которыми он оправдывает свое зло, свой эгоизм, свою несправедливость и беспринципность. Несовестливый или не замечает зла в проявлениях своей воли, или воспринимает его искаженно оправдательно, таким образом человек утрачивает способность объективно понимать огромное количество тонких человеческих мотиваций и проявлений.
Человек же совестливый замечает в себе все более сокровенные уровни лукавства, нравственного самообмана и беспринципности, то есть замечает именно то, что человеку и не хочется замечать в себе. Глубокое самопонимание, обусловленное утонченной совестью, дает человеку проницательность и в понимании других людей. Человек, тонко и верно понимающий человеческие проявления, отличается проницательностью, глубиной и объективностью мышления, то есть тем, что часто определяется как ум. Можно легко заметить, что люди, отличающиеся рассудительностью, тонкостью и объективностью мышления, — это люди глубоко порядочные. Тогда как люди беспринципные, эгоистичные, недобрые традиционно отличаются поверхностностью и субъективностью суждений. Таким образом, можно утверждать, что природа человеческой мудрости заключена в утонченной совестливости, или как сказал Фазиль Искандер: «Мудрость — это ум, настоянный на совести».
Но проницательность совести не ведет к осуждению окружающих, ибо чужая неправедность обязательно напоминает совестливому о своей собственной. Несовестливый же напротив — всегда старается осудить других для того, чтобы выглядеть в своих глазах еще лучше. Злословящий других всегда неосознанно стремится доказать одну и ту же мысль: «А вот я хороший!»
В подтверждение сказанного можно привести следующие слова Иисуса: «И что ты смотришь на сучек в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или, как скажешь брату твоему: „дай, я выну сучек из глаза твоего“; а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! Вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучек из глаза брата твоего». (Мф.7:3-5) Иначе говоря, только человек, обретший мудрость в нравственном самоанализе, способен достоверно судить о том, где, как и кому будет полезно сказать о «сучке в его глазу». Видите, как скучно и невнятно я «перевел» слово божие, тогда как образное слово Христа попадает в голову как разрывная пуля.
«Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам себе так: Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! Будь милостив ко мне грешнику!
Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий себя, унижен, будет, а унижающий себя возвысится». (Лк.18:10-14)
Того, кто «унижает» свою гордость раскаянием, возвышает даже не сам процесс раскаяния, но те качества, которые формируются в человеке под действием совести. Совестливость — это единственно возможный способ становиться добрей, честней, дружественней, великодушней, а вот обладатель таких качеств уже достоин возвышения. Но дело даже и не в нравственных качествах самих по себе, а в том, что характер человека совестливого становится социально дружественным. Проявления воли человека совестливого наносят все меньший ущерб социальному согласию. Совесть — это единственный ориентир, следуя которому личность человека может исправляться сообразно законам мира, любви и согласия.
Для тех, у кого возникло недоумение «а при чем тут совесть, если речь в евангельской притче идет о покаянии», замечу, что истинное покаяние никакого отношения ни к страху перед наказанием, ни к пустым причитаниям «ой грешный я, грешный», ни к ритуальному очищению от греха не имеет. Истинное раскаяние — это действие совести, действие чувства вины и стыда за свою бесчеловечность, беспринципность, несправедливость, непорядочность и криводушие.
«Покайтесь!» — это первый призыв первой проповеди Христа, а не только Иоанна Крестителя в известном евангельском сюжете. И это не удивительно, ибо человек может преодолеть свое зло лишь в той мере, в которой сможет его увидеть и устыдиться. Нравственный уровень человека может определяться только тонкостью видения им своего зла, и мерой стыда за его осуществление.
А к совести своих соплеменников Иисус не мог взывать, потому что не было в арамейском слова «совесть». Но как здесь уже отмечалось, совесть — это та же любовь (сочувствие, сопереживание, сострадание), но отягощенная чувством своей собственной вины в чужом страдании. Действие совести всегда сопряжено с отвержением своих собственных интересов и гордыни, а потому это гораздо более трудная и высокая форма нравственного поведения, нежели обычная доброта.
А по каким причинам человек идет наперекор совести и нравственному закону?
Эта, казалось бы, простейшая структура пороков, душащая совесть человеческую, включает в себя весь спектр недружественного, социально деструктивного, греховного поведения. Эти базовые причины зла определяют все невероятное многообразие греховных проявлений человека.
Соответственно и вся праведность определяется тремя базовыми добродетелями:
Удивительно, но все остальные (без)нравственные проявления являются производными от этих трех базовых пороков-добродетелей, даже такие, казалось бы, фундаментальные как совесть и кротость (великодушие, снисходительность, уступчивость, прощение, терпимость)
Кротость в нравоучительном богословии часто путают со смирением, но кротость порождается и смирением, и любовью, и бесстрастием, а потому она и вторична, равно как и совесть, определяемая, как мы видим, теми же качествами.