что такое голем у евреев

Голем: самое страшное существо в еврейской мифологии

что такое голем у евреев. Смотреть фото что такое голем у евреев. Смотреть картинку что такое голем у евреев. Картинка про что такое голем у евреев. Фото что такое голем у евреев

В мифологии каждого народа Земли существует собственное предание об искусственно созданном существе, управляемом с помощью магии извне. В еврейской мифологии-ашкенази- это голем – гигантское существо из глины, камня или металла. Как правило, он помогает своим создателям, но стоит только недоглядеть и голем становится жутким разрушителем.

Ночной страж

Согласно еврейским преданиям голем – это мифическое существо, в которое с помощью оккультных практик каббалисты вдохнули жизнь. В то же время в еврейской литературе нередко можно встретить сравнение голема с Адамом. Различие состояло лишь в том, что сотворенный богом человек обладал душой. В отличие от него существо, создаваемое каббалистами, не имело органов чувств, не могло думать и говорить. При этом голем обладал высоким ростом и нечеловеческой силой, что делало его бесстрашным воином, ночным стражником либо разрушителем. Интересно отметить, что согласно древнееврейским текстам голема не сразу создают большого роста. На начальном этапе каббалисты лепят из глины тело десятилетнего ребенка, после чего проводят оккультный ритуал, оживляя его. В этот момент существо начинает расти, пока не достигнет внушительных размеров. При этом голем физически непобедим и подчиняется исключительно своему создателю. В древнееврейских текстах нередко описываются случаи, когда голем вырвавшись на свободу, ослепленный ненавистью ко всему живому, убивал всякого, кто встречался ему на пути.

Пражский монстр

Наиболее популярной у народов средневековой Европы являлось предание о Пражском големе. Его создал раввин по имени Лев для охраны еврейского квартала в ночное время. Создание искусственного существа в три локтя ростом проходило на реке в предрассветном тумане. После того, как фигура голема была готова, раввин провел каббалистический ритуал. После его окончания он вложил в рот существа тайное имя бога для управления големом. Внешне пражский голем напоминал уродливого мужчину лет тридцати. При этом существо обладало страшной физической силой, справиться с которой было невозможно. С тех пор днем голем выполнял тяжелую работу в доме раввина, а ночью охранял еврейский квартал. Это был идеальный стражник, который никогда не уставал, не нуждался в еде и питье. Но со временем пражский голем приобрел человеческие качества: стал требовать пищу, научился говорить и потянулся к людям. Однако жители квартала в страхе бежали от него, вызывая у искусственного существа чувство одиночества и неприязни к людям.

Месть жителям квартала

Каждую пятницу перед вечерней молитвой раввин вынимал изо рта голема тайное имя бога, чтобы на время субботы обездвижить его. В воскресенье утром заклинание возвращалось на свое место, и голем снова оживал. Но однажды произошло несчастье: раввин забыл вынуть тайное имя бога изо рта галема, после чего монстр взбунтовался. Искусственное существо, наделенное невероятной силой, без устали громило дома жителей еврейского квартала, убивая всех, кто попадался ему на пути. К счастью раввин хитростью смог изъять заклинание изо рта голема, после чего бездыханный монстр свалился к ногам священнослужителя. По преданию, в страхе перед искусственным существом, его тело отнесли на чердак синагоги и спрятали под ветошью, оградив доступ к телу оккультными заклинаниями. Тем не менее, легенда о пражском големе оказалась настолько популярна у жителей города, что в 1920-м году чешский писатель взобрался на крышу синагоги, чтобы проверить, древнее предание. Никакого голема он там, разумеется, не обнаружил. Тем не менее, жители Праги до сих пор верят, что раз в 33 года ужасный монстр оживает под крышей синагоги и бродит по улицам еврейского квартала. В этот момент лучше не попадаться на его пути.

Источник

Легенда о «ГОЛЕМЕ»

О многих городах в прошлом слагались легенды, ставшие неотъемлемой частью их образов. О Праге, «магической», «мистической», «королевской», таких легенд сложено бесчисленное множество. При этом в создании «пражской мифологии» участвовали не только чехи. Следует учесть, что Прага долгое время была «городом трех народов» – немцев, чехов и евреев. В Праге жила большая еврейская община. Она была одной из самых старых в Центральной Европе. Упоминание о купцах-иудеях, торговавших на местных рынках, мы находим в документах, относящихся к середине X века. Как и в большинстве других средневековых христианских городов, евреям в Праге нельзя было селиться за пределами гетто. Легенды о пражском гетто складывались как внутри самого гетто, так и среди чешского населения, а впоследствии легендой стало и само гетто. Оно возникло в XII столетии на правом берегу Влтавы, на месте района, который сейчас называется Йозефов.

Хотя от прежнего гетто в Йозефове мало что осталось, все, кто приезжает в Прагу, непременно посещают этот район. Ведь здесь разворачивалось действие знаменитого романа Густава Майринка «Голем» – литературная обработка древней мистической еврейской легенды. Новая мифология Европы оказалась способной возродить исчезнувшие сюжеты. Так, в античной мифологии упоминаются золотые андроиды (человекообразные автоматы), которые были созданы Гефестом и использовались как слуги. Античность знала также медного великана Тала, который охранял остров Крит (в некоторых вариантах мифа он тоже был созданием Гефеста). В Средние века конструирование андроидов приписывалось Альберту Великому, знаменитому ученому и философу (он был учителем Фомы Аквинского). Одной из таких легенд стала и история о пражском Големе, глиняном слуге раввина, который стал одним из символов Праги (прежде всего благодаря роману «Голем» Густава Майринка, но отнюдь не только ему). Эта легенда, с одной стороны, изображает дерзкую имитацию сотворения Богом Адама (тоже из глины); с другой – прославляет могущество и магические возможности каббалистов. О возможности создания Голема, то есть созданного человеком монстра, у которого имеется нечто вроде души, но отсутствует свобода выбора и принятия решений, рассказывается в ряде религиозных иудаистских текстов, в первую очередь в каббалистических.

Слово «голем» происходит от слова «гелем» (ивр.), обозначающее «необработанный сырой материал» либо просто «глина». Корень этот встречается в Танахе (Ветхом Завете). Упоминается слово «голем» и в значении «зародыш», «эмбрион», «бесформенное», «необработанное». Возможно, это производное от слова «гулголет» – «череп» (слово, однокоренное со словом «Голгофа»). В современном иврите слово «голем» имеет значение «глупый и неповоротливый человек», «истукан», «болван». Чешский исследователь О. Элиаш дает понятию «шлем» такое определение: «Фигура человека или животного, как двухмерная, так и трехмерная, сделанная из любого плотного вещества, или же глиняная фигура человеческого образа, оживляемая мощью Слова в соответствии с традициями еврейской каббалистики». В магических текстах более позднего периода (начиная с XII века, когда в Вормсе вышла книга комментариев к Книге Бытия на иврите) големами стали называть особую группу существ, которых способен сотворить – обычно силой черной магии – человек. Всего существует пять групп этих существ, способных служить человеку: оживленные мертвецы, «адские курицы» (создания из яиц), мандрагоры, гомункулы и големы, которые составляют «высший класс» подобных монстров. Големы могут быть созданы из любой нерастительной материи (глина, вода, кровь), но для их создания необходимо следовать определенному магическому ритуалу, который может определить только ученый, морально чистый и незапятнанный человек, т. е. раввин. Не случайно поэтому в Средневековье появляется ряд еврейских городских легенд об ученых раввинах из разных городов, создавших големов. В XVI веке считалось, что голема создал польский раввин из Хелма Элайя бен Иудп (Баал Шем). В это же время польским хасидом Юделем Розенбергом была разработана технология создания големов. Создание пражского Голема приписывается верховному раввину Праги Леви бен Бецалелю. Он – фигура вполне историческая. Раввин Иегуда Лейб (Леви) бен Бецалель, Магараль из Праш – оригинальный еврейский мыслитель – знаменит и интересен по многим причинам.

Помимо религиозных исследований (он автор 14 книг) бен Бецалель занимался математикой, астрономией, философией и даже педагогикой. Причем в этом качестве Магараль был известен не только в еврейском мире. При этом он не принадлежал ни к какой определенной школе, и хотя не оставил после себя учеников, оставил легенду о сотворении Голема. В этом отношении светлый образ каббалиста Магараля перекликается с темным образом его современника, чернокнижника Фауста (годы деятельности 1507–1540), согласно преданию, также долгое время жившего в Праге, а по одной версии, даже и погибшего в одном из предместий Праги, на Скалках. Рабби Леви родился в 1512 году в Познани. По другим сведениям, это произошло в 1515 или 1520, а может быть, в 1525 году. В Праге он появился в 1573 году и вскоре стал верховным раввином. Это было время расцвета еврейского гетто Праш, совпавшее со временем царствования императора Рудольфа II. Главное место в городе, связанное с легендой о глиняном человеке, – Старонова синагога. Она самая старая из сохранившихся в Европе – XIII век. Вот в этой синагоге и жил рабби Леви со своей супругой, потому что своего дома у них не было. Обитатели Йозефова не раз укрывались в Староновой синагоге от погромов. Все места в синагоге пронумерованы. Почетные места вдоль стен (и сегодня) предназначены для наиболее уважаемых членов, а место номер один принадлежит самому известному раввину Иегуде Леви бен Бецалелю, создателю пражского Голема. После его смерти это место не имеет права занимать больше никто. Умер рабби бен Бецалель 22 августа 1609 года, эта дата известна. С именем рабби Леви связана еще одна легенда. Она рассказывает о том, как ему удалось победить эпидемию чумы. Чтобы понять, почему это происходит, он отправился ночью на кладбище. Когда выбравшиеся из могил покойники в полночь стали кружить вокруг него в белых саванах, рабби, схватив одного из них, отобрал покрывало и не отдавал до тех пор, пока тот не сказал о причине эпидемии. Оказалось, что это плата за грехи двух женщин, ведущих себя непотребным образом. После того, как распутницы были наказаны, болезнь отступила. То, что пражский раввин был уважаемым и мудрым человеком, не подлежит сомнению. Однако примечательно, что ни во время его служения, ни после его смерти никаких легенд о Големе, связанных с его именем, сложено не было.

В 1709 году фигура раввина бен Бецалеля была мифологизирована его правнуком Нафтали Коэном, издавшим книгу о его чудесах. Однако и в этой книге не было упоминания о Големе. В 1718 году вышла биография рабби Леви, там тоже нет ничего о Големе. На протяжении XVIII века легенда о пражском Големе, однако, появилась в еврейском фольклоре по всей Германии и оттуда попала в один из сборников сказок и сказаний братьев Гримм. Однако по-прежнему возникновение Голема в Праге никак не было связано с фигурой Леви. Первое упоминание о пражском Големе относится, как ни странно, только к 1841 году. И уже в сборнике «Пражские тайны» Сватека (1868) мы находим довольно подробный рассказ о пражском Големе, канонизированный окончательно в сознании чешского населения Праш с появлением в 1894 году книги А. Ирасека «Старинные чешские сказания». Существует несколько вариантов легенды о создании, служении и уничтожении пражского Голема, а также о бедах, которые он успел (или не успел) натворить. Наиболее подробно сама легенда рассказана в книге «Удивительные истории», изданной во Львове в 1910–1911 годах. Канонический вариант легенды о Големе таков. Раввину бен Бецалелю понадобилось по ряду причин создать Голема. О причинах этого шага существует три версии: Голем был создан для помощи Леви по хозяйству – помогать по дому в субботу, когда евреям запрещен ряд работ (так пишет А. Ирасек), для проверки колдовского искусства (версия И. Карасека из Львовиц) и для защиты гетто от погромов (этой версии придерживается X. Блох). Для соблюдения магического ритуала необходимо было дождаться определенного положения звезд, после чего выждать семь дней, найти подходящую глину. Также в создании должны участвовать четыре стихии и четыре темперамента. Одну стихию и один темперамент представляла сама глина, еще три – раввин (воздух, сангвиник) и два его помощника – Якоб Соссон и Ицхак Кац-Коэн.

Создание Голема происходило перед рассветом. Эл наш приводит точные временно-пространственные характеристики: Голем был создан в марте 1580 года, в 4 часа пополуночи, в 20-й день месяца адара 5340 года по еврейскому календарю. Впрочем, в других источниках и художественных текстах указываются и другие даты. Дата, указанная Элиашем, соответствует версии, согласно с которой Голем был создан для защиты от погромов – в 1590–1591 годах ситуация в Праге действительно была неспокойной, но после встречи раввина бен Бецалеля с императором на Граде в 1592 году, еврейское население получило защиту и покровительство от самого императора и даже дополнительные льготы. Происходило создание Голема в районах Хухле, Браник или Коширже, т. е. на берегу Влтавы, в границах современного города, но за пределами (хотя и неподалеку от ворот) тогдашней Праш. После того, как тело Голема вылепили из глины, Кац семь раз обошел вокруг него против часовой стрелки и произнес магические слова. Затем то же самое, но в обратном направлении, проделал Соссон. С началом рассвета рабби Леви прочитал формулу из второго стиха седьмой главы Книги Бытия, где говорится о сотворении человека, и вложил в рот (или, по другой версии, прилепил на лоб) Голема пергамент с так называемым Шем Гамфораш (Имя Неназываемого), то есть тайным именем Бога (которое нигде в священных книгах не названо и которое можно только вычислить, обладая высокой мудростью), способным вдохнуть жизнь в мертвую материю. Источники расходятся во мнении, сколько символов должен был в себе содержать Шем Гамфораш – от 12–14 букв до 72 слов.

Во всяком случае, в послесловии к книге Элиаша была предпринята серьезная попытка вычислить тайное имя Бога, опираясь на мнение о том, что оно должно было состоять ровно из 72 слов. После этого Голем ожил, в сопровождении своих создателей отправился в город и приступил к исполнению возложенных на него обязанностей. Голем представлял собой уродливого мужчину плотного телосложения, ростом примерно 150 см, на вид лет тридцати, очень сильного но неповоротливого, с коричневым цветом кожи. Ему дали имя Йозеф, или Йоселе. Силы Голема были очень велики, он управлялся со всей хозяйственной работой в доме раввина, помогал ему при богослужениях и, если взять за основу сюжет с обороной от погромов, отпугнул всех, кто посягал на безопасность еврейского гетто. Относительно конца существования Голема также существует две версии. По одной из них, Голем взбунтовался против своего создателя. Этот вариант присутствует во львовском издании, а также в большинстве художественных обработок легенды. Каждый вечер бен Бецалель вынимал пергамент с Шем Гамфораш изо рта своего глиняного слуги, но однажды, в ночь на субботу, забыл это сделать, и Голем начал действовать не по приказам раввина, а по собственной инициативе. Именно этот момент и стал определяющим, центральным для легенды о Големе вообще и для ее трактовки в литературе. Почему Голем вдруг взбунтовался, начал громить еврейский квартал и убивать его жителей? По одной из версий, Голем якобы влюбился в дочь раввина Леви и начал мстить жителям гетто из-за своего неразделенного чувства (или препятствий, которые стали ему чинить люди).

Подобная трактовка стала преобладающей в художественных текстах начала 1900-х годов, написанных по-немецки (пьесы Антонина Фенцла, Артура Голитшера, один из ранних романов Макса Брода, посвященный астроному Тихо Браге). Мотив несчастной любви Голема попал и в известный фильм «Голем» немецкого режиссера Пауля Вегенера, снятый по мотивам романа Густава Майринка. Но основным вариантом причины «бунта» Голема, конечно, остается не несчастная любовь. Голем представляет собою воплощенную материю, бездуховную плоть, которая вышла из-под контроля человека, некие первобытные, мистические силы, разбуженные человеком на свою погибель. Именно такая трактовка образа Голема впоследствии стала центральной для разработки этой темы в художественных текстах. Раввин Леви хотел утихомирить своего слугу, но это никак не удавалось сделать. Голем продолжал расти и превратился в настоящего монстра, угрожавшего самому существованию гетто. Кое-как раввину удалось вынуть изо рта Голема пергамент с оживляющим текстом, лишив глиняного колосса жизни. После чего, прочитав формулу, употреблявшуюся при создании монстра, в обратном порядке, бен Бецалель и его приближенные отнесли глиняное тело на чердак Староновой пражской синагоги, где завалили его талесами (еврейскими молитвенными накидками) и книгами и строжайше запретили кому бы то ни было туда входить. В конце XVIII века на чердак якобы поднялся тогдашний пражский раввин Эзехиль Ландау. Он испугался того, что там увидел, но никому об этом не рассказал и подтвердил запрет раввина Леви, так что даже ученый львовский раввин Натансон, который очень хотел туда попасть, не смог этого сделать.

Источник

Голем

что такое голем у евреев. Смотреть фото что такое голем у евреев. Смотреть картинку что такое голем у евреев. Картинка про что такое голем у евреев. Фото что такое голем у евреев

Голем – это мифическое человекоподобное существо, создание которого приписывают еврейскому священнослужителю. Чаще всего это неживое существо, которое полностью повинуется своему создателю, но иногда его изображают и живым. Словом «голем» обозначают что-то бесформенное или неоформленное, то что требует доработки. Еврейский священнослужитель обладая древними знаниями каббалы, решил повторить акт создания первого человека – Адама. Подобно богу, раввин создал существо из глины, не без магии конечно.

Создание первого голема приписывают Рабби Леву, который узнал о готовящихся гонениях на евреев. Священнослужитель нашел древний текст, который позволял создать из глины настоящего защитника. Согласно рецепту, необходимо было вылепить небольшую человеческую фигуру (с ребенка), которая должна была ожить и превратиться в огромное, сильное существо. Голем подчинялся своему творцу, поэтому выполнил возложенную на него миссию защитника евреев. После того как опасность миновала, существо снова превратилось в прах, из которого оно и пришло.

Данная легенда как не странно возникла в Праге, где существует большая еврейская община. Помимо функции защитника, голем также выполнял ряд других обязанностей и поручений: «черные работы», особо трудные задания, предотвращение кровавого навета (обвинения в убийствах людей других конфессий) и т.д. Данное существо трудилось во благо еврейской общины, как незаменимый помощник и охранник спокойствия.

Древний рецепт создания голема

Голем – это образ сильного противостояния добра и зла, когда раввин даже переступает границу религиозного закона, лишь бы защитить людей и одолеть злые силы. Рабби Лев во сне задал творцу вопрос – как победить врага и ответ не заставил себя ждать. Той же ночью он получил решение всех бед еврейского народа: «Сотвори Голема из глины и уничтожь пошлую чернь, пожирающую евреев». Полученный набор букв позволил раввину создать неживое существо, которое сможет восстановить справедливость. Для создания голема необходимы были четыре стихии – вода, земля, воздух и огонь. Лев был воздухом, роль огня и воды взял на себя его зять со своим учеником. Ученик с учителем должны были пройти перед ритуалом специальный обряд очищения, иначе бы глина не превратилась в живого голема.

Для определенного дня месяца необходимо было приготовить небольшую человеческую фигуру из глины. Существо должно было лежать лицом к верху, а люди стоять у его ног. Далее каждый из участников обряда должен был обойти глиняную фигуру семь раз, читая при этом особый ритуальный текст. По легенде, когда было произнесено последнее слово, из глиняного тела потекла вода, начали расти волосы и ногти, а кожа приобрела настоящий румянец. Потом в рот существа положили написанный на пергаменте шем (заклинание) и оно ожило, благодаря четырем стихиям. Голем не мог говорить, однако этого и не требовалось. Когда существо одели в обычную одежду, его нельзя было отличить от обычного человека. В конце, Лев напомнил существу, что его создали из глины, и оно должно защищать евреев от любой опасности.

Уничтожение голема

Когда опасность миновала, священнослужитель должен был уничтожить существо. Для этого необходимо было провести обряд в полностью в противоположной последовательности. Голем жил на чердаке синагоги, где обычно хранились старые книги и одеяла. Именно в этом месте и решили проводить обряд превращения существа снова в прах. Когда голем снова стал глиной, его останки накрыли старыми одеялами и книгами, а его вещи тайком сожгли.

Источник

Голем

Слово голем встречается в Библии лишь один раз (Пс. 139:16) и обозначает бесформенный зародыш человека. В Талмуде термином голем определяются незавершенные предметы и существа, не готовые или не приступившие к выполнению своих функций. Так, Адам до того, как Бог вдохнул в него душу, назван в аггаде голем (Сан х. 38б, Быт. Р. 24:2). Големом называется женщина до замужества (Сан х. 22б). В одном месте (Авот 5:7) Талмуд употребляет понятие голем и в смысле «болван», «глупец». Первым термин голем применительно к человеческому существу, созданному посредством магического акта, употребил Эл‘азар бен Ие худа из Вормса в труде «Содей разая» («Тайны таинств», приблизительно начало 13 в.), где привел необходимые для совершения этого акта словесные и буквенные формулы и подробно описал соответствующий мистический ритуал. Идея о возможности создания голема, навеянная талмудическим преданием о чудесном сотворении человека Равой (Сан х. 65б) и отраженная во многих легендах раннего средневековья, оформилась главным образом в среде Хасидей Ашкеназ, видным представителем которых и был Эл‘азар.

Всем легендам о големе присущи представления о том, что это существо создается из девственно чистой материи и что оно лишено дара речи. В легенде 14 в. сотворение голема приписано даже пророку Иеремии и Сире. Популярна была легенда 17 в. о рабби Элия ху из Хелма (середина 16 в.), который создал голема из глины, но вскоре превратил его в прах, испугавшись исполинских размеров, которые тот быстро принял, и опасаясь, что его огромная все возрастающая сила будет способна разрушить мир. Наибольшую известность приобрела легенда о големе, созданном якобы Ие худой Лива бен Бецалелем (Ма харал) из Праги. Чтобы голем, исполнявший обязанности слуги, не работал в субботу, рабби Ие худа Лива на исходе пятницы извлекал из-под его языка записку с тетраграмматоном, этим лишая его способности двигаться. Забыв однажды сделать это вовремя, рабби Ие худа Лива догнал голема в самый момент наступления субботы, но когда он вырвал у него изо рта магическую записку, тот превратился в бесформенную массу глины.

Несмотря на явно легендарный характер преданий о големе, его существование допускалось, по-видимому, и поздними авторитетами Галахи. Так, Цви Хирш Ашкенази и его сын Я. Эмден (потомки рабби Элия ху из Хелма) в своих респонсах рассматривают вопрос о том, допустимо ли включение голема в миньян. Некоторые авторитеты даже утверждали, что голема можно безнаказанно лишить жизни, поскольку он не наделен душой, а мясо животных, созданных путем магических таинств, можно употреблять в пищу и не соблюдая правил ритуального убоя.

Легенды о големе (особенно о пражском) легли в основу многих литературных, музыкальных и сценических произведений 20 в. Среди них — известный роман Густава Майринка (1868–1932) «Голем» (1915; переведен на русский язык в 1922 г.), одноименный спектакль « Хабимы» (первая постановка: Москва, 1925) по драматической поэме Х. Лейвика «Дер гойлем» (1921; перевод на иврит Б. Каспи, музыка М. М. Мильнера, 1886–1953) и две композиции И. Ахрона под тем же названием. В 1926 г. во Франкфурте была поставлена опера «Голем» Э. Ф. Д’Альбера (1864–1932), а в 1962 г. в Вене — одноименный балет по хореографическому плану Эрики Ханка (1905–58), на музыку Ф. Бёрта (1926–2012). Тема голема включена в чешский фильм «Пекарь императора» (1951) по сценарию Арношта Лустига и послужила основой для нескольких других кинолент.

Источник

Голем — миф или реальность?

от Существует известное предание о том, что Маараль из Праги создал голема. Согласно преданию, Маараль создал голема для того, чтобы он оберегал евреев от погромов. Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *