что такое гнев грех
Что говорит православие о грехе гнева
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
Это один из семи смертных грехов
Согласно определения преподобного Иоанна Лествичника:
О том, что гнев является смертным грехом, в Нагорной проповеди сказал Сам Господь:
«Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной. Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта» (Мф.5: 21-26).
Если гневающийся человек подлежит такому сугубому суду Божию, вплоть до того, что по нему может быть определен на вечные мучения в геенне огненной, то сие со всей очевидностью свидетельствует, что гнев – это смертный грех!
Священное Писание всячески предостерегает нас от действия сей страсти
«Не будь духом твоим поспешен на гнев, потому что гнев гнездится в сердце глупых» (Еккл.7: 9).
«Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев, ибо гнев человека не творит правды Божией» (Иак.1: 19-20), — заповедует христианам апостол Иаков, брат Господень.
Причисляя неправедный гнев к греховным делам плоти (Гал.5: 20), ту же заповедь дает верным и апостол Павел:
«Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Еф.4: 31-32).
«А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его» (Кол.3: 8-10).
Полезные материалы
Что говорят святые отцы
Как бороться с гневными мыслям и словами
Из последнего совета святителя Феофана видно и первое средство для борьбы с гневом. Ведь эта страсть гнездится в нашем сердце (ср.Мф.15: 19), и оно первое разгорается под ее действием. Разгоревшись же, оно говорит языку: «Давай, начинай браниться, ругаться, сквернословить, проявляя свой гнев».
Большинство из нас, особенно живущие в миру, не могут приказать своему сердцу смириться и не испытывать страстей. Но все мы можем по совету святителя «стиснуть зубы и отойти», не дав языку простора для дальнейшей зловредной деятельности раздражения. Пусть сердце все горит от гнева, пусть оно говорит языку: «Давай, мотай, я уже разгорелось» … Но нам следует сказать ему: «Ты себе гори, а я буду молчать», — так мы сумеем хотя бы отчасти усмирить свою раздражительность.
Если будем постоянно упражняться в этом, говорят святые отцы, — то и сердце постепенно начнет утихать, все реже и реже, все менее и менее являя гнездящуюся в нем страсть гнева. Таким образом последняя удобно искореняется добродетелью молчания. А также смирения, особенно когда нас оскорбляют, унижают, но мы в ответ не гневаемся, не отвечаем обидчикам взаимными обидами, но молча терпим эти нападки.
Из вышеприведенных поучений святых отцов также видно, что главной добродетелью, угашающей пламя гнева, является христианская любовь. Ибо по слову апостола Павла:
Проблемой, однако, является то, что в наш век атеизма мы в значительной степени утратили дар христианской любви, называемой еще любовью Божией. Посему тому, кто хочет победить грех гнева, да и другие свои грехи, следует постараться стяжать этот драгоценный дар!
Обратим внимание также на слова преподобного аввы Исайи:
«Уму свойственен также гнев, не чуждый естеству; без гнева человек не может иметь чистоты, т. е. если не будет гневаться на все всеваемое в нас от врага… Этот гнев превратился в нас в такое состояние, что мы воспламеняемся им на ближних своих за какие-либо ничтожные и бесполезные вещи».
Что имеет в виду сей старец, а также другие святые? А то, что способность гневаться заложена Богом в нашу природу и составляет одну из трех основных сил души, которая так и называется – раздражительной. Но дана нам эта сила, чтобы раздражаться против диавола и его козней. Почему и написано: «Змий сей (т.е. диавол или сатана), егоже создал еси ругатися ему (т.е. раздражаться против него и его козней, бороться с ним)» (ср.Пс.103: 26). А мы, говорит преподобный Исайя, направляем эту раздражительную силу против наших ближних.
Впрочем, с большим сожалением, следует признать, что сей старец, да и другие святые, говорящие о том же, ныне выглядят, как бы это помягче сказать, — немного наивными. Тут к месту слово Господа, что «сыны века сего догадливее сынов света в своем роде» (Лк.16: 6). Дело в том, что в наше атеистическое время основной и самый зловредный заряд гнева направляется не против людей, а против Бога, ведь атеизм – это вражда против Него. А против людей это уже идет рикошетом.
Это подобно заповеди Спасителя: «Возлюби Господа Бога твоего… и ближнего твоего, как самого себя» (Мф.22: 37.39), — только полностью наоборот – шиворот-навыворот. В наше время многие гневаются на Бога, из-за чего ненавидят и своих ближних – дети родителей, родители детей; мужья жен, жены мужей; братья и сестры друг друга и т.д.
Обратим внимание и на совет аввы Евагрия:
«Когда по какому-нибудь поводу раздражительная часть души нашей приходит в тревогу, тогда демоны предлагают нам отшельничество, как вещь добрую, чтобы, устранив причины огорчения, не освободились мы от смущения».
Что это значит? Зачастую мы считаем, что гневаемся по причине тех или иных действий других людей, которые нас, якобы, раздражают. Поэтому стремимся убежать от всех, думая так спастись от этого греха. Однако забывая при этом, что, как выше было сказано, страсть гнева гнездится в нашем сердце, а не действует на нас извне. Посему такое бегство от людей всегда будем безуспешным в борьбе с этой страстью, или, как замечает авва Евагрий:
«Устранив причины огорчения, не освободились мы от смущения».
Поучительная история
По этому поводу в одном из древних патериков есть такой рассказ. Некий инок, пребывая в общежительном монастыре, никак не мог избавиться от гневливости. Считая, что его искушает братия сего монастыря, он покинул его и стал подвизаться в пустыне один.
Как-то ему захотелось выпить воды. Он поставил на стол сосуд, но… тот упал. Он снова поставил, тот снова упал, и так повторилось несколько раз. Наконец, после очередного такого падения раздраженный отшельник схватил этот сосуд и разбил его. И лишь затем понял, что так бес гнева надругался над ним. Тогда он оставил пустыню и снова вернулся в свой монастырь. Где уже терпеливо переносил все досаждения братии, и таким образом победил свою страсть.
Так и нам, дай Бог, победить ее, даже если мы находимся и не в монастыре, а в миру!
Гнев. Грехи и пороки, болезни души
Первый образ, что возникает при упоминании такого явления, как гнев – это образ волка. Именно так его изображают в православной аскетике. Гнев, как ни один другой грех погружает человека в тварное состояние, состояние зверя. Поэтому, именно этот грех порождает всевозможные зверства. При максимальном своем проявлении – у человека напрочь отключается разум, он находится, как говорят, в состоянии бешенства. Ярость, агрессия, жестокость, ненависть, злость – характерные его составляющие. Отношение гнева – это отношение враждебности, неприятия, отрицания и идущего следом желания силовым способом отстоять свое мнение.
Гнев является смертным грехом, потому что сводит на «нет» общение со своим духом, с Богом, отвергая человеческие качества. Проявление гнева – свидетельство духовного бессилия, того, что у человека недостает истинной опоры на Бога, любви, терпения, смирения, кротости, снисходительности, прощения и др. важных добродетелей. И потому, он избирает способом решения своих жизненных ситуаций силовое утверждение своей воли и своей правды.
Гнев называют агрессивной обидой, агрессивной завистью и ревностью, агрессивным осуждением, в общем – агрессивной самостью и гордыней. Одни из его проявлений – это мстительность и злопамятство, последнее из которых называют окаменевшим гневом. Также, в основе гнева лежит злость, которая противоположна доброте и любви. Самый распространенный вид гнева – это раздражительность, которую часто называют его начатком.
В нашей жизни происходит немало ситуаций, которые причиняют нам какой-то дискомфорт. Здесь каждый делает выбор – или менять себя, вырабатывая необходимые качества, которые дадут нам находить гармоничные решения, или утвердиться в собственной правоте, а все силы направить на изменение мира и людей в нем живущих, дабы они перестали приносить нам проблемы. Гнев – есть один из способов второго варианта реагирования.
Как и многие другие грехи, гнев – это порождение самости, где воля человека является приоритетной над всем, что происходит вокруг. Святитель Феофан Затворник Вышенский, пишет:
«Гнев и обидчивость – от самоцена (то есть самости – ред), по которому мы признаем и чувствуем себя стоящими немало; потому, когда кто дерзнет не воздать нам должного, кипятимся и замышляем отмщение».
Гнев – это агрессивная реакция самости на оказание сопротивления движению ее воли, на неисполнение ее намерений, на причинение ей какого-либо ущерба. Это требование немедленно получить желаемое, прямое воздействие на волю другого человека.
По сути, гнев – это энергетическое убийство, когда мощный заряд негативной энергии устремляется в структуры человека, на которого он был нацелен. Это прямое нарушение заповеди «Не убий». Сей огонь не только норовит сжечь обидчика, но сжигает и самого человека, искажает его душу. Множество преступлений, убийств было совершено по причине гнева.
Гнев – сильнейшее эмоциональное сотрясение, что при большом проценте может привести к расщеплению личности, ее разлому. Дух гнева постепенно разрастается в человеке, вырабатывая в нем привычку добиваться своего таким путем. Также поступают звери – они рычат, кидаются, скалят зубы, а бывает – набрасываются и пытаются укусить и даже загрызть. Выходит, в момент сильного проявления гнева человек будто отказывается быть человеком, отказывается от всего, что дано ему как человеку. В момент гнева его личные интересы настолько превышают все остальное, что он без сомнений жертвует другими людьми, их спокойствием, интересами, и, порой, даже – их жизнью.
В момент проявления гнева человек замыкается в своем «я». В зависимости от процента греха – это может быть частичное закрытие или полное. В это время он не слышит ничего – вся его психическая энергия направлена на бросок. Для него все законы собираются в один – закон своей правды и справедливости. Не обязательно гнев проявляется открыто – он может быть скрытым, когда у человека нет возможности заявить о своем мнении. Например, когда объектом гнева является начальник, или высказывание своего недовольства ограничено рамками приличия, которые до времени останавливают, потому что человеку важно не потерять свой статус среди людей. Но негативный посыл накапливается в душе – его могут изливать кому-то другому, или пытаться спрятать поглубже, но если с ним соглашаются и переосознания не происходит – он несет раскол в душу. Придет время и он все равно вырвется наружу, даже тщательно скрываемый. И человека уже не сдержат ни рамки приличия, ни страх быть уволенным. Многие же, имеющие гнев, делают перенос – вместо начальника, например, выливают его на тех, кто находится рядом. Это могут быть подчиненные, а чаще – семья, где всегда можно найти причину недовольства и вылить весь негатив сполна. Иногда гнев и возмущение так бурлят, что человек может изливать его, глядя телевизор и понося все и вся, чему хорошо сопутствуют направления информационных каналов, умело направляющие энергию масс на подходящих козлов отпущения. Вообще, информационные источники постоянно используют этот прием – это позволяет управлять волей людей, которые не имеют крепкого духовного стержня, но имеют пристрастие к осуждению, возмущению, гневу. Направляя энергию возмущения масс на какую-то проблему или какого-то человека – тем достигается резонанс – огромная ударная волна, которую направляют туда, куда необходимо, в то же время уводя людей от видения и решения настоящих проблем, и настоящих виновников.
Гнев – это орудие убийства, даже будучи скрыт внутри, он убивает и саму душу, и распространяет вокруг частицы смерти. Когда энергия злости, гнева, возмущения накапливается – она служит каналами для разжигания войн, революций, катаклизмов, несчастных случаев, эпидемий и проч.
Как уже говорилось, есть различные виды проявления гнева и разная его величина. Бывает человек вспылит, повозмущается, но сразу и остынет, и как такового разряда от него не идет. А бывает, другой и промолчит, но вокруг люди буквально согнуться как от пулеметной очереди. Не все эмоциональные всплески являются гневом, но только те, в которых идет волна злости и разрушения, направленная на других, в которых «заходит солнце».
Раздражение многие вообще не считают грехом, но в нем уже есть начатки гнева. Проявление раздражения говорит о том, что у машинки нашей личности плохие рессоры, раз ее так трясет на любых неровностях. Рессоры же в человеческом существе, это многие, перечисленные уже выше добродетели – любовь, терпение, кротость, смирение и т.д. Они позволяют сглаживать все неровности жизни, находя путь Мудрости, путь золотой середины. Раздражение же само по себе уже направляет стрелы на того, кто его вызвал. Если это проявление не обуздывать, то оно превращается в привычку, нарастает и переходит в хроническую болезнь, т.е. – гнев.
Конечно, в проявлении и гнева, и раздражения есть моменты, когда они направлены на что-то, что действительно происходит не правильно, несет вред и т.д. Никто не говорит, что надо все время улыбаться и все одобрять. Другой вопрос в том, что есть негодование, в котором нет злобы и желания личной мести, а есть проявления, когда это чувство захлестывает и отрезает помощь и разума, и нашего духа. Гнев становится грехом, когда ему позволяют кипеть без сопротивления.
«Глупый весь гнев свой изливает, а мудрый сдерживает его» (Притч 29:11).
Исполнение слов «если ударили в одну щеку – подставь другую» совсем не означает, что мы должны покорно молчать и сносить все удары от других. Так и Христос с возмущением выгнал торгующих из Храма. Но есть праведный гнев – это негодование духа – возмущение против серьезного нарушения Закона Бога, но он идет не от самости, не от личной выгоды и стяжания для себя, не от своей правды, он идет от Истины, от высшей справедливости. И такое возмущение духа способно сжечь нечистые помыслы и желания, изгнать бесов, очистить душу. Если греховный гнев, в котором есть злоба – наносит порчу живым структурам человека, то праведный гнев, который идет от Любви – наносит вред тому, что чуждо Богу.
«Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем; и не давайте места диаволу» (Еф 4:26-27).
В этой цитате говорится о том, чтобы мы в своем искании справедливости не обращали праведный гнев в неправедный, добавляя в него свое личностное, самостное включение. Так бывает, когда люди, возмущаясь против происходящего произвола, не замечают как впадают в осуждение, наполняются злостью и готовы лично наказать провинившегося. Кроме того, фразу «да не зайдет солнце» – отцы церкви часто растолковывают как то, что человек не должен в состоянии гнева лечь спать, иначе он войдет глубоко и разрастется. Также есть и иное пояснение – что солнце – это наше соединение с Богом, Свет Христа, Солнце Правды, и нельзя, чтобы гнев захлестывал настолько, чтобы связь с Богом была нарушена. Также «солнце» – это свет сознания. Когда проявляются страсти – сознание закрывается и не может регулировать происходящее.
«. Всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев, ибо гнев человека не творит правды Божией» (Иак. 1:19-20).
«Всякое раздражение, и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас» (Еф. 4: 31);
«. Вякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду» (Мф. 5: 22);
«. Желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения» (1Тим 2: 8);
«Гневаясь, не согрешайте: размыслите в сердцах ваших на ложах ваших, и утишитесь» (Пс. 4: 5).
Как уже говорилось, в основе гнева лежит агрессия, которая, в основном, нанизывается на обиду, осуждение, зависть, ревность, которые есть проявления самости и гордыни. В этом плане, гнев – это намерение добиться своей правды, образ которой дают эти грехи. Человеку эта правда кажется абсолютной истиной, потому что в этот момент он видит только ее, отсекая любое другое виденье. Вообще, все духи несовершенства сужают сознание человека, заставляя его воспринимать реальность через свою матрицу. Но человек должен отдавать себе отчет – что он все-таки отстаивает – Божью Истину или свою правду, действительно ли нет в этом своей выгоды, и против чего он воюет – против греха или против грешника. Можно ли агрессивно отстаивать Божью Истину? Когда здесь проявляется гнев, то это говорит о проявлении фанатизма. Не раз такая война за истину превращалась в страшные события – инквизиция, крестовые походы, насаждение веры огнем и мечом. Это грандиозный подлог, который делает тьма, затмевая разум многих, тех, кто свой грех, называемый гневом, одевает в одежды праведности. Вместо победы над собой, человек самоутверждается победами над другими людьми. Вообще, любое проявление гнева – это жажда иметь власть.
Гнев также, может проявляться в виде холодного равнодушия, в котором человек закрывает свое сердце и чувство сострадания, чтобы ничего не чувствовать, потому что в нем действуют обида и ненависть.
Проявление гнева может происходить по многим причинам. Одна из них соответствует известной приговорке «Лучшая защита – нападение». Иногда, чувствуя себя виновным, но не желая это признавать, человек будто взрывается в ответ на обвинения, и чем больше виновен – тем больше его агрессия.
Нас часто выводят из себя чьи-то обидные слова. Но здесь, кроме всего, нужно понимать, что любое слово может воздействовать на нас только тогда, когда ты в него поверил и с ним согласился. Если нас что-то выбивает из колеи, то значит не так уж хорошо мы держались на этой колее, или это не та колея. Тем не менее, словесные перепалки – самый распространенный способ выяснения отношений. В пылу гнева и обиды люди могут наговорить друг другу немало, забывая, что «слово – не воробей, вылетит – не поймаешь». Ключевое слово в основе проявления гнева – это враждебность. Если мы поменяем свое отношение к происходящему, не будем воспринимать все так личностно, то ситуации такого рода не заставят нас терять самоконтроль и впадать в гневное состояние.
Кого-то выводит из себя ситуация, когда он видит свою беспомощность в плане взаимодействия с другими людьми. Часто – это наши близкие, которые «достают» своим поведением, не хотят исполнять своих обязанностей и т.д. Раз попросил, два сказал – никакой реакции. Тут у каждого своя мера для кипения. Но все же сказано: «Солнце да не зайдет во гневе вашем»! Иногда необходимо и повысить голос, и хорошо встряхнуть, но при том не терять человеческих качеств и не звереть – сила духовная куда большее окажет воздействие, чем поток эмоций.
Кто-то свирепеет от того, что его заставляют долго ждать. Эти моменты часто встречаются в жизни, и иногда, действительно, тот, кто опаздывает – страдает безответственностью, заставляя остальных подстраиваться под себя. Но это не значит, что те, кого он таким образом обижает должны свирепеть. Многие спросят: «А как поступать тогда в случае, когда кто-то ведет себя неправильно, через что доставляет много проблем другим?» В любом случае, решение задачи не должно сводиться к какому-либо греху – ни к гневу, ни к обиде, ни раздражению. В такие узловые моменты нам необходимо обращаться к своему высшему «Я», чтобы включились те качества и то понимание, которые помогут нам все правильно расставить по местам – без разрушения гармонии и в своей душе, и в других. Когда ситуация сжимает тебя со всех сторон, то выбор должен быть вверх, а не вниз, к нашему духу, а не к тварному началу!
Как исцелиться от гнева, от огня злости, вспыхивающего в душе? Маленькая искра обиды, ненависти, порой, так разгорается, что человек уже не в состоянии собой управлять. Отцы церкви советуют как можно быстрее гасить это пламя, пока оно не обрело силу, не подбрасывать в него дров – т.е. не принимать помыслов обиды, настраивающих на раздражение и злость, обуздывать свое сердце, стараться смотреть на все со стороны, не входя так глубоко в ситуацию, и даже находить в ней комическую сторону, отвлекать себя на что-то другое, вспоминать что-то хорошее. И конечно же – молиться, славить Бога, стараться воззвать в себе чувство обратное гневу – т.е. любовь и все ее составляющие добродетели.
И, обобщая все вышесказанное, мы понимаем, что когда человек приступает к борьбе с гневом, он должен знать его главный корень и исток – это самость. То, что он себе позволил считать свою жизнь, свои намерения, свою волю – приоритетными над всеми другими людьми. И Божий Закон при этом он незаметно изменил под себя, под свою правду. Он уже этим искажает мир, потому и виденье им реальности будет не полным. Потому, первое, что мы должны менять – это менять свое понимание справедливости, устремив себя не на отстаивание перед другими своих представлений, а на утверждение Божьей Воли. Это чистота нашего сердца, его раскрытие для Бога, это самоотречение и обращение к своему высшему Истоку, это принятие других людей, как таких же полноправных перед Богом, имеющих свои цели и свои приоритеты.
«Кто уязвляется завистью и соперничеством, – говорит преподобный Ефрем Сирин, – тот жалок, потому что он – соучастник диавола, завистью коего “смерть вниде в мир” (Прем. 2: 24). Сердце его всегда изнемогает от печали, тело снедается бледностью, и силы его истощаются. Зависть и соперничество – страшная отрава: от них родятся оклеветание, ненависть и убийства».
Понимая все это, наша борьба с любым проявлением гнева должна стать крайне серьезной. Борьба с огнем низшим возможна только с помощью высшего Огня, т.е. Огня Духа. Борьба с гневом греховным возможна только с помощью праведного гнева – т.е. ненависти ко греху, категорического нежелания его проявлять.
Преподобный авва Дорофей приводит такую аналогию: «Кто разводит огонь, тот берет сначала малый уголек: это слово брата, нанесшего оскорбление (то есть внешний фактор, вызвавший гнев и раздражение. – свящ. П.Г.). Вот это пока еще только малый уголек, ибо что такое слово брата твоего? Если ты его перенесешь, то ты и погасил уголек. Если же будешь думать: “Зачем он мне это сказал, и я ему скажу то и то, и если бы он не хотел оскорбить меня, он не сказал бы этого, и я непременно оскорблю его”, вот ты и подложил лучинки или что-либо другое, подобно разводящему огонь».
Архимандрит Рафаил (Карелин) советует:
«Как бороться со страстью гнева? Прежде всего, молчанием. Если гнев подступил к твоему горлу, то останови его, запри как пойманного скорпиона в банке, не вступай в это время в разговор, хотя бы это было так трудно, как не вскрикнуть при ожоге. В страстном состоянии нельзя ни сказать, ни сделать ничего доброго, кроме одного: успокоить самого себя».
Св. Иоанн Лествичник указывает степени борьбы со страстью гнева: «Начало безгневия есть молчание уст при смущении сердца; средина – молчание помыслов при тонком смущении души; а конец – непоколебимая тишина при дыхании нечистых ветров».
Входя в вибрации гнева, человек входит в резонанс с духом злобы, который есть человекоубийца. И потому соединяется с миром тьмы. Принимая вибрации Любви, мы входим в резонанс с силами Света, с гармонией вышних миров и потому соединяемся с Богом.
«Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие» (Евр 12:15).
7 смертных грехов, или Сколько страстей могут нас погубить на самом деле
Приблизительное время чтения: 8 мин.
Вопреки распространенному мнению, выражение «семь смертных грехов» отнюдь не указывает на некие семь поступков, которые бы являлись самыми тяжелыми грехами. В действительности список таких поступков может быть намного длиннее. А число «семь» указывает здесь лишь на условное объединение этих грехов в семь основных групп.
У православных христиан идет Великий пост — время сугубого покаяния. Мы предлагаем нашим читателям пройти его с «Фомой». Покаяние — это путь человека к Богу. Но что Церковь понимает под покаянием? Можно ли ему научиться? Что говорится в Библия о покаянии? Для чего нужно таинство исповеди? Как к нему подготовиться? Мы собрали ответы на эти и многие другие вопросы. Добавили личные история покаяния святых и наших современников. Каждый день на foma.ru вас ждет очередной материал. Надеемся, наш проект поможет вам чаще вспоминать о главной цели Великого поста — подготовить свое сердце к встрече с Воскресшим Спасителем. Все материалы о покаянии вы можете посмотреть здесь.
Впервые такую классификацию предложил святитель Григорий Великий в 590 году. Хотя наряду с ней в Церкви всегда существовала и другая классификация, насчитывающая не семь, а восемь основных греховных страстей. Страстью называется навык души, который сформировался в ней от многократного повторения одних и тех же грехов и стал как бы природным ее качеством — так, что человек не может избавиться от страсти даже когда поймет, что она приносит ему уже не удовольствие, а мучение. Собственно, слово «страсть» в церковнославянском языке как раз и означает — страдание.
Св. Феофан Затворник пишет об отличии смертного греха от менее тяжкого: «Смертный грех есть тот, который отнимает у человека нравственно-христианскую жизнь его. Если нам известно, в чем нравственная жизнь, то определение смертного греха не трудно. Жизнь христианская есть ревность и сила пребывать в общении с Богом исполнением Его святого закона. Потому всякий грех, который погашает ревность, отнимает силу и расслабляет, отдаляет от Бога и лишает Его благодати, так что человек после него не может воззреть на Бога, а чувствует себя отделенным от Него; всякий такой грех есть грех смертный. …Такой грех лишает человека благодати, полученной в крещении, отнимает Царство Небесное и отдает суду. И это все утверждается в час греха, хотя не совершается видимо. Такого рода грехи изменяют все направление деятельности человека и самое его состояние и сердце, образуют как бы новый источник в нравственной жизни; почему иные определяют, что смертный грех есть тот, который изменяет центр деятельности человеческой».
И не так уж важно, на сколько категорий подразделяются эти грехи — на семь или на восемь. Гораздо важнее помнить о той страшной опасности, которую таит в себе любой такой грех, и всячески стараться избегать этих смертоносных ловушек. А еще — знать, что даже для согрешивших таким грехом остается возможность спасения. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит: «Впадший в смертный грех да не впадает в отчаяние! Да прибегает к врачевству покаяния, к которому призывается до последней минуты его жизни Спасителем, возвестившим во Святом Евангелии: верующий в Меня, если и умрет, оживет (Ин 11:25). Но бедственно пребывать в смертном грехе, бедственно — когда смертный грех обратится в навык!»
А преподобный Исаак Сирин сказал еще определеннее: «Нет греха непростительного, кроме греха нераскаянного».
Семь смертных грехов
1. Гордость
«Началом гордыни бывает обычно презрение. Тот, кто презирает и считает за ничто других — одних считает бедными, других людьми низкого происхождения, третьих невеждами, вследствие такого презрения доходит до того, что почитает себя одного мудрым, благоразумным, богатым, благородным и сильным.
…Как узнается гордый и чем исцеляется? Узнается потому, что домогается предпочтения. А исцеляется, если будет верить суду Сказавшего: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак 4:6). Впрочем, надо знать, что, хотя убоится суда, произнесенного за гордость, однако не может исцелиться от этой страсти, если не оставит всех помышлений о своей предпочтительности».
Свт. Василий Великий
Гордость — самодовольное упоение собственными достоинствами, подлинными или мнимыми. Овладев человеком, она отсекает его сначала от людей малознакомых, потом — от родных и друзей. И наконец — от самого Бога. Никто не нужен гордому, даже восторг окружающих его не интересует, и лишь в себе самом он видит источник собственного счастья. Но как любой грех, гордость не приносит подлинной радости. Внутреннее противостояние всему и вся иссушает душу гордого человека, самодовольство, словно короста, покрывает ее грубым панцирем, под которым она мертвеет и становится неспособной к любви, дружбе и даже к простому искреннему общению.
2. Зависть
«Зависть есть печаль из-за благополучия ближнего, которая ищет не добра для себя, а зла для ближнего. Завистливый хотел бы видеть славного бесчестным, богатого — убогим, счастливого — несчастным. Вот цель зависти — видеть, как завидуемый из счастья впадает в бедствие».
Святитель Илья Минятий
Такое расположение человеческого сердца становится стартовой площадкой для самых страшных преступлений. А также бесчисленного множества больших и мелких пакостей, которые люди творят только ради того, чтобы другому человеку стало плохо или хотя бы перестало быть хорошо.
3. Чревоугодие
«Чревоугодие разделяется на три вида: один вид побуждает принимать пищу раньше определенного часа; другой любит только пресыщаться, какой бы то ни было пищей; третий хочет лакомой пищи. Против этого христианин должен иметь троякую осторожность: ожидать определенного времени для принятия пищи; не пресыщаться; довольствоваться всякой самой скромной пищей».
Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин
Чревоугодие — рабство собственному желудку. Оно может проявлять себя не только в безумном обжорстве за праздничным столом, но и в кулинарной разборчивости, в тонком различении оттенков вкуса, в предпочтении изысканных блюд простой пище. С точки зрения культуры между грубым обжорой и утонченным гурманом — пропасть. Но оба они — рабы своего пищевого поведения. И для того, и для другого еда перестала быть средством поддержания жизни тела, превратившись в вожделенную цель жизни души.
4. Блуд
«…сознание все более и более наполняется картинами сладострастия, грязными, жгучими и соблазнительными.
Сила и ядовитый чад этих образов, чарующих и позорных, таковы, что вытесняют из души все возвышенные мысли и желания, которые увлекали (молодого человека) раньше. Нередко бывает, что человек не в состоянии думать более ни о чем другом: им всецело владеет демон страсти. На каждую женщину он не может смотреть иначе, как на самку. Мысли одна другой грязнее ползут в его отуманенном мозгу, а в сердце одно желание — удовлетворить свою похоть. Это уже состояние животного или, вернее, хуже животного, потому что животные не доходят до того разврата, до которого доходит человек».
Священномученик Василий Кинешемский
Грех блуда включает в себя все проявления половой активности человека вопреки естественному способу их осуществления в браке. Беспорядочная половая жизнь, супружеские измены, всевозможные извращения — все это различные виды проявления блудной страсти в человеке. Но хотя это и телесная страсть, истоки ее лежат в сфере ума и воображения. Поэтому к блуду Церковь относит и непристойные мечтания, просмотр порнографических и эротических материалов, рассказ и слушание похабных анекдотов и шуток — все то, что способно возбудить в человеке фантазии на сексуальную тему, из которых потом вырастают и телесные грехи блуда.
5. Гнев
Святитель Тихон Задонский
Человек в гневе страшен. А между тем гнев — естественное свойство человеческой души, вложенное в нее Богом для отвержения всего греховного и неподобающего. Этот полезный гнев был извращен в человеке грехом и превратился в гнев на ближних людей порой по самым ничтожным поводам. Обиды другим людям, ругань, оскорбления, крики, драки, убийства — все это дела неправедного гнева.
6. Алчность (корыстолюбие)
«Корысть есть ненасытимое желание иметь, или искание и стяжание вещей под видом пользы, затем только, чтобы сказать об них: мои. Предметов этой страсти множество: дом со всеми его частями, поля, слуги, а главное — деньги, потому что ими можно всё доставать».
Святитель Феофан Затворник
Иногда считают, что этим духовным недугом могут страдать исключительно богатые люди, уже обладающие богатством и стремящиеся его преумножить. Однако и человек среднего достатка, и малоимущий, и совершенно нищий — все подвержены этой страсти, поскольку заключается она не в обладании вещами, материальными благами и богатством, а — в болезненном, непреодолимом желании ими обладать.
7. Уныние (лень)
«Уныние — это продолжительное и одновременное движение яростной и вожделеющей части души. Первая неистовствует по поводу того, что находится в ее распоряжении, вторая, напротив, тоскует по тому, чего ей недостает».
Унынием принято считать общее расслабление душевных и телесных сил, соединенное с крайним пессимизмом. Но важно понимать, что уныние наступает у человека вследствие глубокой рассогласованности способностей его души, ревностности (эмоционально окрашенного стремления к действию) и воли.
В обычном состоянии воля определяет для человека цель его устремлений, а ревностность является «мотором», который позволяет двигаться к ней, преодолевая трудности. При унынии же человек направляет ревностность на свое нынешнее, далекое от поставленной цели состояние, а воля, оставшись без «двигателя», превращается в постоянный источник тоски о несбывшихся планах. Эти две силы унывающего человека вместо движения к цели как бы «тянут» его душу в разные стороны, доводя ее до полного изнеможения.
Такая рассогласованность — результат отпадения человека от Бога, трагическое следствие попытки устремить все силы своей души к земным вещам и радостям, в то время как даны они нам были для устремления к радостям небесным.
Читайте также:
В оформление использованы фрагменты мозаики алтарной части крипты базилики Нотр-Дам-де-Фурвьер, Лион, Франция, 1872-1884 г.