что такое глубина скидки

Скидка для стимулирования сбыта

Скидка для стимулирования сбыта (discount for trade promotion) — ценовое стимулирование посредников в маркетинговом канале, один из инструментов трейд промоушн (торгового продвижения).

Цель предоставления скидок для стимулирования сбыта. Изготовители часто конкурируют друг с другом за внимание розничных торговцев, дистрибьюторов и других посредников. С этой целью они организуют мероприятия торгового маркетинга, проводят специальные выставки для своей продукции; изменяют ассортимент товаров, включая в них новые предложения, и стремятся привлечь внимание торгового персонала посредников. Еще одним действенным инструментом активизации сбыта товара по маркетинговому каналу является предоставление изготовителями товаров скидок торговым заказчикам. Порой, при небольших значениях прибыли посредников, скидки изготовителя предназначены для се увеличения.

Обычно скидки стимулирования сбыта (discount for trade promotion) не включают в себя стандартные базовые, например, на предварительную оплату или скидки на совместную рекламу производителя и розничного торговца (логистические и маркетинговые скидки). Важно понимать долю продаж по скидкам, нормы и размеры таких скидок, а также какая часть этих скидок доходят до клиентов этих посредников.

Скидка для стимулирования сбыта представляет собой общую стоимость ценовых скидок для стимулирования продаж по всему каналу сбыта.

Где:
Ссс — скидка для стимулирования сбыта;
ОПс — объем продаж с какими-либо временными скидками;
ГС — средняя глубина скидки как процентная доля прейскурантной цены.

Глубина скидки стимулирования сбыта — максимальный размер снижения цены в каждой ценовой точке.

Глубина скидки стимулирования сбыта как доля прейскурантной цены:

Доля продаж по скидкам стимулирования сбыта — определяет процентную долю от общего обьема сбыта компании, реализованную с временными торговыми скидками определенной формы, предоставляемыми дистрибьюции с целью стимулирования сбыта. Доля продаж по скидкам (доля продаж по временным скидкам) — показатель, в сравнении с общим объемом продаж, который может характеризовать устойчивость связей с дистрибьюцией, точность ценового позиционирования. Рост этого показателя может косвенно указывать на ошибки позиционирования, необходимость применения мер противодействия агрессивной маркетинговой политике конкуренции.

Доля продаж по скидкам стимулирования сбыта вычисляется как отношение объем пропаж с какими-либо временным скидками к общему объему продаж компании. Формула для расчета:

Где:
ДПс —доля продаж по скидкам;
ОПс — объем пропаж с какими-либо временным скидками;
ОП — общий обьем продаж.

Источник

Как делать скидки, чтобы остаться в плюсе?

Не делайте скидки просто потому, что «все так делают». У вас должна быть конкретная цель, от которой вы будете отталкиваться: формировать цену, измерять и анализировать итоги акции.

Например, цели могут быть такими.

Получение дополнительной прибыли
Предприниматель продает косметику. Ежегодно он устраивает двухнедельные акции перед 23 февраля и 8 марта. Скидка на каждую единицу товара составляет 20%, но товар продается исключительно наборами. То есть покупатель получает скидку в обмен на увеличение объема разовой закупки. Результат акции предприниматель оценивает по увеличению прибыли.

Привлечение новых покупателей
Интернет-магазин женской одежды собирается расширить клиентуру. Новым покупателям, которые зарегистрируются на сайте, дарят скидку на платья — 25%. Компания хочет увеличить продажи и готова к тому, что на время акции уменьшится доход с продажи платьев. Магазин прекратит акцию, как только потери прибыли достигнут отметки в 20%. Результат оценят по количеству новых клиентов.

Избавление от товарных остатков
Предприниматель продает товары для дачи и огорода. К концу сезона образовался остаток сезонных товаров. Так как хранение до следующего сезона съест 15% от цены этих товаров, предприниматель решает распродать остатки со скидкой 10%. Результат акции: снижение суммы денежных потерь за счет экономии на складском хранении.

Объясните скидку покупателям

Люди должны понимать, почему сегодня для них товар стоит дешевле. Истекает срок годности — это понятно. Сезонные скидки — тоже понятно. Просто акция или распродажа — непонятно. В чем дело: никто не берет или изначально цена была непомерно завышена?

В итоге скидки разоряют бизнес, а не повышают лояльность покупателей.

Как рассчитать размер скидки

Цена на товар должна быть выгодна обеим сторонам: и продавцу, и покупателю. Ваша задача — рассчитать скидку так, чтобы клиент остался доволен, а вы не ушли в минус.

1. Проверьте фактическую себестоимость товара

Перед снижением цены на товар или услугу нужно знать, сколько они стоят для вас. Помните, что фактическая себестоимость — это не только закупочная цена, но и издержки на доставку товара, погрузочно-разгрузочные работы, сортировку, фасовку. То есть затраты на действия, которые нужно произвести, чтобы полностью подготовить товары к продаже.

Например, торговая наценка в магазине составляет 50%. Магазин закупает товары А и B у разных поставщиков. Закупочная цена товара А у поставщика составляет 100 рублей за штуку. Доставка включена в закупочную цену. Товар поступает в магазин полностью готовый к реализации. Продажная цена рассчитывается по формуле:

что такое глубина скидки. Смотреть фото что такое глубина скидки. Смотреть картинку что такое глубина скидки. Картинка про что такое глубина скидки. Фото что такое глубина скидки

Таким образом, продажная цена товара А составит 150 рублей за штуку: (100 / 100) * (50 +100).

Закупочная цена товара B по прайсу составляет 100 рублей за штуку, но доставка в эту сумму не входит. Кроме того, данный товар в магазине нужно расфасовать в индивидуальную упаковку. Затраты на доставку и подготовку товара к продаже обходятся в 20 рублей на одну товарную единицу. То есть себестоимость составит 120 рублей, а продажная цена 180 рублей: (120 / 100) * (50 +100).

Но если магазин установит наценку на этот товар только на основании закупочной цены по прайсу поставщика в 100 рублей, то продажная цена будет занижена, а неучтенные издержки будут погашаться за счет валового дохода.

Будьте внимательны. Если вы не учтете часть издержек в себестоимости и не заложите в продажную цену, то решите, что зарабатываете больше, чем есть на самом деле. И будете удивлены, почему результат продаж не оправдывает ваши ожидания.

2. Рассчитайте свой доход

Важно понимать, что наценка и маржа — не одно и то же. Если товар вам обошелся в 100 рублей, а продаете вы его за 150 рублей — это значит, что ваша наценка составляет 50%.

что такое глубина скидки. Смотреть фото что такое глубина скидки. Смотреть картинку что такое глубина скидки. Картинка про что такое глубина скидки. Фото что такое глубина скидки

В нашем примере: (150 — 100) / 100 * 100% = 50%

Но дело в том, что наценку устанавливают на себестоимость товара, а скидку покупателю дают от цены. А в цене товара, который стоит 150 рублей, вашего дохода не 50%, а меньше.

что такое глубина скидки. Смотреть фото что такое глубина скидки. Смотреть картинку что такое глубина скидки. Картинка про что такое глубина скидки. Фото что такое глубина скидки

В нашем примере: (150 — 100) / 150 * 100% = 33%.

3. Определите, сколько дохода вы теряете на скидке

Если вы дадите покупателю скидку, то тем самым поделитесь с ним частью своего дохода. И сколько же вы потеряете?

Допустим, вы решили установить скидку на товар в 15%. Воспользуемся данными из нашего примера: 15% / 33% = 45%. Получается, что при скидке в 15% покупатель заберет 45% вашего дохода.

4. Подсчитайте, сколько товара нужно продать, чтобы отбить скидку

Чтобы компенсировать скидочные потери, продать товара придется больше. Продадите меньше — потеряете прибыль.

Давайте оценим потери на наглядном примере. Допустим, владелец магазина решил заработать на объеме продаж ходового товара и установил на него скидку в 15%. В результате объем продаж этого товара за месяц действия акции вырос на 30%. То есть за 1 месяц вместо 100 единиц товара магазину удалось продать 130.

Рассчитаем и проанализируем финансовый результат: что такое глубина скидки. Смотреть фото что такое глубина скидки. Смотреть картинку что такое глубина скидки. Картинка про что такое глубина скидки. Фото что такое глубина скидки

Что мы видим? Несмотря на рост выручки, прибыль упала. А значит, повышения объема продаж на 30% недостаточно, чтобы компенсировать потери на скидке. Тем более — чтобы получить дополнительный доход.

Рассчитаем, насколько нужно увеличить объем продаж, чтобы доход остался на прежнем уровне:

что такое глубина скидки. Смотреть фото что такое глубина скидки. Смотреть картинку что такое глубина скидки. Картинка про что такое глубина скидки. Фото что такое глубина скидки

В нашем примере: 45% / (100% — 45%) = 82%. Чтобы сохранить прибыль, которую магазин получал до акции, нужно увеличить продажи на 82%. По полной стоимости было продано 100 штук, а чтобы сохранить доход при скидке в 15%, нужно продать 182 штуки. Для получения дополнительной прибыли нужно продать еще больше.

В таблице наглядно показано, на сколько процентов нужно увеличить продажи, чтобы получить тот доход, который был до акции: что такое глубина скидки. Смотреть фото что такое глубина скидки. Смотреть картинку что такое глубина скидки. Картинка про что такое глубина скидки. Фото что такое глубина скидки

Можно создать такую таблицу под нужды своей компании и использовать как настольное пособие, чтобы не тратить время на расчеты.

Совет: прежде чем установить скидку, изучите историю продаж товара за прошедшие периоды. Убедитесь, что вы ставите перед собой реалистичные цели.

5. Подсчитайте, какую скидку можно дать покупателю за определенный объем закупки

Решим обратную задачу: объем продаж известен, но нужно установить оптимальный размер скидки.

Допустим, предприниматель продает уникальный товар, у него есть своя ниша на рынке и постоянные покупатели. Один из покупателей предлагает купить 120% от обычного объема закупки, если ему предложат выгодную цену. Как подсчитать максимальный размер скидки? Воспользуемся формулой:

что такое глубина скидки. Смотреть фото что такое глубина скидки. Смотреть картинку что такое глубина скидки. Картинка про что такое глубина скидки. Фото что такое глубина скидки

В нашем случае: (120% / 100% + 120%) * 33 = 18%. То есть чтобы не потерять доход, надо предлагать скидку не больше 18%.

Как делать скидки

Источник

Из акции в акцию: как управлять запасами при краткосрочных акциях

что такое глубина скидки. Смотреть фото что такое глубина скидки. Смотреть картинку что такое глубина скидки. Картинка про что такое глубина скидки. Фото что такое глубина скидки

Есть в Удмуртии сеть фирменных магазинов, торгующих мясом и мясными полуфабрикатами. Будем именовать её в дальнейшем просто «сеть мясных магазинов». Состоит она из 150 торговых точек, и предлагает продукцию двух местных производителей. Количество SKU — до 200, срок годности от 3 до 30 суток.

Каждый производитель периодически проводит акции: отгружает 1-2-20 SKU по льготной цене. Информация о глубине скидки приходит вечером в четверг, а утром пятницы уже должен быть сформирован общий заказ и его распределение по торговым точкам. Естественно, производители никак не согласовывают друг с другом состав акционных SKU и глубину скидки, поэтому товаровед работает в постоянном цейтноте.

В акционный период рост продаж отдельных позиций может достигать 700-800%. Сделать прогноз сложно, велика цена ошибки.

В этих условиях товаровед в качестве меньшего зла обычно выбирает первый вариант.

Усложняет прогнозы также график поставок. На одну точку товар привозят ежедневно, на другую — раз в 3-4 дня. Это нужно учитывать, так как производитель даёт скидку не на проданный в период акции товар, а на фактически отгруженный.

Анализ выявил следующие факторы, от которых зависит статистика продаж на точке:

1. Глубина скидки.
2. Зарплатные недели.
3. Праздничные периоды.
4. Состав группы аналогов в акции.

Вот так выглядит «плохая акция»:

что такое глубина скидки. Смотреть фото что такое глубина скидки. Смотреть картинку что такое глубина скидки. Картинка про что такое глубина скидки. Фото что такое глубина скидки

Чёрный график — динамика остатков
Красный цвет — продажи
Голубой — Заказы поставщикам

что такое глубина скидки. Смотреть фото что такое глубина скидки. Смотреть картинку что такое глубина скидки. Картинка про что такое глубина скидки. Фото что такое глубина скидки

Признаки плохо проведённой акции:

1. Остатки «разъехались» с продажами во второй половине акции.
2. На выходе из акции пришлось предоставить дополнительную скидку для распродажи акционного товара.

Стратегией «на победу» этот подход назвать сложно.

Простое решение

В сети мясных магазинов для управления запасами используется подсистема Оптимум-сток (DBM — Dynamic Buffer Management). Она же работает в другом нашем кейсе: Автоматическое управление остатками: реальность или фантастика? (кейс торгового дома «МИЛКОМ»). В этой статье приспособленность «Оптимум Стока» к акциям лишь упоминается. Сейчас покажем, как он работает в реальных условиях постоянных акционных предложений.

В терминах теории ограничений сложный алгоритм акций выглядит просто.

Основные понятия системы:

● Целевой остаток (ЦО) – остаток, к которому стремится система при формировании очередного заказа. ЦО также обозначается как буфер запаса. ЦО рассчитывается на основе продаж и Периода поставки.

● Период поставки (ПП) – количество дней, которое проходит от выбытия товара с полки до его восполнения на ней. Рекомендуется стремиться к минимальному периоду поставки.

Задача в терминах системы «Оптимум Сток» для конкретной акции выглядит так: рассчитать ЦО, достаточный для прохождения акции без падений в ноль (то есть отсутствия акционных товаров) и без списаний просрока по итогам акции. Отдельная подзадача — рассчитать даты увеличения ЦО и даты возврата к предыдущему ЦО на основе фактического графика поставки конкретной номенклатуры в конкретную торговую точку.

Эффективность акции оцениваем по двум критериям:

1. Рентабельность акции (ROI — Return Of Investments, показатель возврата инвестиций)

2. Надежность присутствия товара на полке

Так выглядит «хорошая акция»:

что такое глубина скидки. Смотреть фото что такое глубина скидки. Смотреть картинку что такое глубина скидки. Картинка про что такое глубина скидки. Фото что такое глубина скидки

Признаки хорошо проведённой акции:

1. Остатки синхронизированы с продажами
2. На выходе из акции скидки на распродажу акционного товара не потребовались.

Надежность присутствия товара на полке составила 100 %,

что такое глубина скидки. Смотреть фото что такое глубина скидки. Смотреть картинку что такое глубина скидки. Картинка про что такое глубина скидки. Фото что такое глубина скидки

Процесс расчёта акции выполняется в несколько простых этапов:

что такое глубина скидки. Смотреть фото что такое глубина скидки. Смотреть картинку что такое глубина скидки. Картинка про что такое глубина скидки. Фото что такое глубина скидки

1. Сотрудник сети мясных магазинов заносит в учётную систему акционный документ с указанием позиций номенклатуры, размера скидки и торговых точек, выбранных для проведения акции.

2. Система «Оптимум Сток» для каждого сочетания Торговая точка + Номенклатура подбирает «шаблон» акции — заказ для данной конкретной точки и данной конкретной номенклатуры, который делался ранее и назначенный типовым. Выбор шаблона осуществляется с учётом описанных ранее условий:

● Глубина скидки.
● Зарплатные недели.
● Праздничные периоды.
● Состав группы аналогов в акции.
● Другие условия.

Сопоставление текущих условий акции шаблонным осуществляется не простым сравнением «равно — не равно». Алгоритм использует методы кластеризации на основе евклидовых расстояний, но пользователю об этом знать не нужно. Для товароведа система — «чёрный ящик», на вход которого подаются условия акции, а на выходе получается заказ на конкретные акционные позиции для каждой участвующей торговой точки.

Простой пример: производитель объявил акцию на ряд SKU со скидкой 13%. В системе «Оптимум Сток» есть информация о проводимых ранее акциях на те же или аналогичные SKU со скидкой 15, 10, 20 % — это и есть набор шаблонов. При прочих равных, самым подходящим будет шаблон со скидкой 15 %. Можно бесконечно усложнять алгоритм подбора шаблона, пока сложность не превысит возможности пользователя. Но если критерии не будут понятны пользователю, не будут представлены наглядно, то товаровед алгоритму подбора доверять не будет.

● Система «Оптимум Сток» анализирует график поставки акционной продукции в конкретную торговую точку, и вычисляет две даты: дату увеличения ЦО и дату возврата к обычному ЦО.

Даты рассчитываются так, чтобы ближайший заказ с поставкой в период акции был рассчитан с увеличенным ЦО, а заказ во время акции, поставка которого не попадает в акционный период, должен быть рассчитан уже с обычным, сниженным ЦО.

● Система «Оптимум-сток» использует данные о прохождении акции-шаблона и устанавливает с определённого момента высокий ЦО.

Формально никакого расчёта не происходит — все параметры уже заданы в акции-шаблоне.

Система «Оптимум Сток» хранит максимальные продажи за период поставки в период акции (ЦО Акции) и процент эластичности спроса по каждой проведённой ранее акции.

● Во время акции работает штатный механизм адаптации к фактическому спросу. Если мы продаем больше, чем требуется по шаблону — ЦО пойдёт вверх, если прогноз не оправдался — ЦО будет снижаться.

● Выход из акции не требует расчёта. Просто в дату, определённую на этапе 3, кончается срок действия акционного ЦО и начинается срок обычного ЦО.

что такое глубина скидки. Смотреть фото что такое глубина скидки. Смотреть картинку что такое глубина скидки. Картинка про что такое глубина скидки. Фото что такое глубина скидки

Интуиция товароведа или как автоматизировать «чуйку»

Внедрение новых технологий всегда натыкается на некоторое противодействие со стороны «старичков». Опытные сотрудники поначалу считают, что никакой алгоритм не заменит их бесценного опыта. «Старички» соглашаются с тезисами логики принятия решений, утвердительно кивают при перечислении этапов расчёта, но критически относятся к результатам. Особенно, если прогноз не оправдывается — тогда ветераны сразу встают в позу «ну вот, я так и знал». То, что система рассчитала акционные заказы за час, а товароведы просидели бы сутки, не убеждает «старичков» в эффективности автоматизации.

Эти особенности учли при внедрении «Оптимум Сток» для расчёта акций. Для снятия противоречий приняли решение не бороться с товароведами, а возглавить их движение. Старички получили возможность проявлять свою экспертность, вклиниваясь в проектирование акции на любом этапе. Для этого организовали специальное рабочее место, на котором можно просмотреть все акционные SKU и рассчитанные ЦО для каждой позиции. Товаровед может по желанию изменить любой ЦО на любой торговой точке.

2-3 акционных цикла расставили все точки над «ё». Товароведы могли либо установить ЦО вручную, либо согласиться с расчётом, потеряв при этом право на позицию «ну вот, я так и знал». Изучив отчёты о падениях, товароведы отказались от вмешательства в расчёт ЦО в 98,4 % случаев.

Выводы и результаты

Главный эффект от внедрения «Оптимум Сток» на акциях — сокращение времени на формирование заказов до 1 часа вместо бессонной ночи. Товароведы получили возможность смотреть вещие сны: они как раз приходят в ночь с четверга на пятницу.

что такое глубина скидки. Смотреть фото что такое глубина скидки. Смотреть картинку что такое глубина скидки. Картинка про что такое глубина скидки. Фото что такое глубина скидки

Результаты для сети мясных магазинов в среднем выглядят так.

Валовая выручка за период акции увеличилась на 5 %
Вынужденные скидки после акции снизились на 30 %
Средние остатки в период акции снизились на 20 %

что такое глубина скидки. Смотреть фото что такое глубина скидки. Смотреть картинку что такое глубина скидки. Картинка про что такое глубина скидки. Фото что такое глубина скидки

2. Надежность присутствия увеличилась с 83 % до 95 %

По результатам внедрения сделали следующие выводы для себя, как системного интегратора.

1. Алгоритм применим, только если вы управляете запасами с помощью одной из систем, построенной на алгоритмах Теории ограничений.

2. Расчёт ЦО по нескольким десяткам SKU и 150 торговых точек занимает не более одного часа.

3. Алгоритм управления запасами на период акции несложно описать в терминах теории ограничений. В его основе лежит логика и немного математики для повышения точности.

4. Товароведы могут вклиниваться в процесс, но предпочитают этого не делать без особого зуда «чуйки».

1. Мы готовы встроить «Оптимум Сток» в любую систему на базе 1С в течение 3-4 недель и запустить её в эксплуатацию.

2. Мы готовы настроить ваши акции за 2-3 акционных цикла.

3. После внедрения мы готовы взять клиента на сопровождение и подстраивать «Оптимум Сток» по запросу настолько тонко, насколько это вообще возможно.

Источник

Nielsen: как правильно работать с промо

Константин Локтев, директор по работе с ритейлерами Nielsen Россия

что такое глубина скидки. Смотреть фото что такое глубина скидки. Смотреть картинку что такое глубина скидки. Картинка про что такое глубина скидки. Фото что такое глубина скидки

«Промогонка» на российском рынке FMCG продолжает набирать обороты: доля продаж по промоакциям в крупнейших категориях товаров уже давно перевалила за 50%. А в таких категориях как гели для душа, кофе, шоколадные плитки, средства для мытья посуды, порошки, отбеливатели — за 70%, и ситуация с течением времени только усугубляется.

Но является ли цена единственным фактором, который определяет успех продаж бренда? Конечно, нет, и в этом легко убедиться, сравнив вклад ценовых и неценовых факторов в динамику продаж.

По данным Nielsen на основе проектов оценки эффективности цены, промо и маркетинговых инструментов (МММ) в 2018 году, их соотношение находится на примерно одинаковом уровне — 54% и 46% соответственно. Однако размер инвестиций в каждый из них заметно отличается.

Рекламный рынок в России растет из года в год, и в 2018 году, по оценкам АКАР, его размер достиг 400 млрд рублей. Из них на FMCG-рынок приходится около 150–200 млрд рублей. При этом суммарный объем инвестиций индустрии в скидки на различные категории товаров, по данным Nielsen, составляет около 500 млрд рублей.

Промо стало новой нормой

Сегодня промо управляет рынком, и эта тенденция лишь усиливается. Товары со скидками можно найти практически в любой торговой точке — уже 86% магазинов могут «похвастаться» этим. В среднем 42% ассортимента в крупнейших категориях товаров постоянно находится на промо. Но увеличение его глубины и частоты не всегда ведет к повышению уровня продаж. Все чаще мы наблюдаем обратную ситуацию: доля промо растет, а продажи либо стагнируют, либо сокращаются.

Несмотря на огромные инвестиции, вся индустрия проигрывает, даже если кто-то оказался временно успешен. При проведении промо каждым отдельным игроком снижается совокупная выручка всех участников рынка, не говоря о прибыли.

Правила управления ценой

Существуют базовые правила работы с промо, соблюдая которые, можно повысить эффективность продаж. Несмотря на то, что они кажутся довольно тривиальными, мало кто соблюдает их в реальности:

Определить ценовое позиционирование бренда

Изучить внешнюю среду бренда

Определить место товара в вашем портфеле

Проанализировать ценовые барьеры бренда и товара

Определить регулярные цены в соответствии с позиционированием бренда

Дифференцировать цену по каналам продаж

Определить ключевые параметры промо, которые работают для вашего бренда: глубина скидки, частота, длительность промо.

Этих правил уже недостаточно. Анализ данных проектов Nielsen по цене и промо позволил сделать четыре основных наблюдения, которые легли в основу более продвинутых правил. Ими необходимо пользоваться, анализируя, какие из них эффективны в конкретной ситуации для конкретной категории товаров, а какие нет.

1. Проанализируйте ценовые пороги. При проведении промо существует определенный порог цены, при пересечении которого происходит прирост продаж. В других случаях этого не происходит, поэтому по каждой товарной позиции нужно точно знать, с какими ценовыми порогами мы имеем дело вне зависимости от того, используется ли промостратегия или политика everyday low price.

Преодоление ценовых порогов позволяет, с одной стороны, получить значительный прирост продаж, с другой стороны, минимизировать потери прибыльности продуктов.

Кейс: В одном из сегментов молочной категории ценовой порог составляет 45 рублей. Производитель установил регулярную цену на товар на уровне 49,99 рублей за упаковку. Продажи со скидкой до 47,99 рублей не давали желаемого эффекта, а как только цена по промо опустилась до 44,99 рублей, произошел десятикратный прирост продаж.

2. Применяйте промо, но только в тех случаях, когда это необходимо. В отдельных случаях производители и ритейлеры, пытаясь уйти от промо, начинают использовать стратегию everyday low price, устанавливая низкую цену на товар. Поначалу снижение цены может приводить к всплеску продаж, однако после этого они возвращаются на прежний уровень, но уже с новой, более низкой нормой прибыли. Последующая смена стратегии на high low вновь приводит к восстановлению и росту продаж. Это означает, что промостратегия может успешно работать, но только на товары с высокой промоэластичностью.

Кейс: Один из брендов снеков снизил регулярную цену до 29 рублей за штуку с целью минимизировать случаи использования промо. Поначалу это привело к увеличению продаж, однако эффект быстро сошел на нет. Продажи в начале и в конце периода снижения регулярной цены отличались не в лучшую сторону более чем в 2 раза. Краткосрочное повышение регулярной цены до 35 рублей и последующая скидка в 25% увеличили продажи более чем на 300%.

3. Глубина скидки имеет значение. Очень часто более высокую эффективность показывают те промо, где глубина скидки была больше (то есть скидка делается от более высокой цены), чем те промо, где абсолютная цена была ниже, но и процент скидки был ниже. Это связано с психологическим восприятием цены покупателем: во многих случаях наблюдается более сильная зависимость именно от глубины скидки, а не от абсолютного уровня цены.

Кейс: Цена упаковки жевательной резинки без скидки составляла 21,5 рубля, со скидкой — 18. Увеличение цены до 25 рублей наряду с увеличением глубины скидки до 19 рублей дало прирост продаж на почти 60%, хотя фактически цена оказалась на рубль выше.

4. Изучите ценовое окружение. Промо в разных магазинах работает по-разному. Причина часто кроется не в абсолютной цене конкретного товара, а в ценовом индексе по отношению к категории товаров и к соседним магазинам.

Если проводите промо на конкретный товар, нужно учитывать не только глубину скидки, но и понимать, как ведет себя уровень цен в категории в целом. То же самое касается магазинов. Проводя промо в одном магазине, нужно знать, что происходит в других.

Неценовые факторы как альтернатива промоакциям

С точки зрения макроэкономики рынок уже оттолкнулся от нижней границы, которой он достиг в 2017 году. Тогда покупатель меньше думал о качестве продукта, удобстве сервисов, социально ответственном потреблении и других «высоких материях». Но сейчас мы видим, что тренд постепенно начинает меняться в сторону более требовательного покупателя: низкая цена и привлекательные промо остаются «гигиеническими» факторами, а удобство и качество становятся факторами дифференциации.

В 2018 году количество людей, готовых переплачивать за удобство, выросло на 6 п. п. — до 45%.
В будущем тенденция роста их числа будет более заметна. А значит, важность неценовых факторов только усилится.

Применение базовых и продвинутых правил — только один из инструментов повышения продаж. Помимо них, существует большое количество эффективных неценовых инструментов: для рынка FMCG-товаров по-прежнему важными драйверами продаж остаются реклама на ТВ и онлайн, трейд-маркетинг активности, повышение эффективности дистрибуции, работа с ассортиментом — все они неоднократно доказывали свою результативность. Существуют и более точечные инструменты повышения продаж: качественная упаковка увеличивает заметность товара и способна повысить уровень продаж до 5,5%. 41% потребителей сегодня готовы платить за экологичность приобретаемых товаров, несмотря на то, что еще пару лет назад этот тренд был для России новым. Спортивное спонсорство, в том числе в киберспорт, в среднем обеспечивает 2,5–3,5 кратный возврат на инвестиции, что также делает его эффективным способом неценовой конкуренции (особенно заметно это проявилось в прошлом году в связи с проведением Чемпионата мира по футболу FIFA 2018).

Конечно, игнорировать такой мощный фактор, как промо, сложно, и переломить сложившийся тренд невозможно, просто переключившись на неценовые инструменты управления продажами. У вопроса о необходимости промо не два варианта ответа — делать или не делать. Ответ лежит в плоскости использования всех доступных инструментов — и ценовых, и неценовых. Но главное — необходимо пользоваться ими осознанно, постоянно анализируя результаты и вырабатывая собственные правила для бренда или торговой сети, не ограничиваясь работой только с одним инструментом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *