Основы теории парусных яхт, особые условия плавания, устройство и вооружение яхты, такелажные работы, управление яхтой
Известно, что водоизмещающее судно может увеличивать скорость только в результате увеличения мощности своего двигателя, причем возрастание мощности примерно пропорционально кубу скорости. Это значит, что если катер водоизмещающего типа имеет скорость хода 6 узлов при мощности мотора 10 л. е., то для достижения скорости 12 узлов надо поставить мотор в восемь раз мощнее- 80 л. е., а для достижения скорости до 18 узлов (если все еще сохраняется водоизмещающий режим) понадобится мотор уже в 270 л. с. Поэтому до появления глиссирующих судов скорости на воде были ограничены. Так как сопротивление при глиссировании растет значительно медленнее, чем при плавании, то с появлением глиссеров стало возможно достигать скорости на воде 350-400 км/ч и более.
Рис. 87. Давление воды на движущуюся плоскую пластинку
Еще 15-20 лет назад считали, что яхта не может глиссировать. Во-первых, она является типичным водоизмещающим судном; а во-вторых, парус развивает недостаточную мощность, чтобы заставить ее глиссировать. Однако в последние годы термины «глиссирующий швертбот», «глиссирующая яхта», «глиссирование» стали обычными. Более того, неглиссирующие швертботы сохранились только в крейсерско-гоночных классах, а современные гоночные швертботы почти все глиссирующие.
Изучение движения судов на воде показало, что при движении с малыми скоростями гидродинамические силы поддержания очень малы и практически не оказывают влияния на судно. С ростом скорости гидродинамические силы увеличиваются и начинают понемногу выталкивать судно из воды, оно как бы всплывает. Если скорость еще
больше возрастет, то в конце концов судно совершенно выйдет из воды и будет держаться на ее поверхности только благодаря действию гидродинамических сил поддержания.
С увеличением этих сил осадка корпуса уменьшается, уменьшается и смоченная поверхность; следовательно, величина сопротивления движению возрастает в значительно меньшей степени, чем при режиме плавания. Поэтому при больших скоростях глиссирующее судно оказывает сопротивление движению меньше, чем водоизмещающее.
Мы знаем, что скорость 5-6 узлов обычна для малых парусных судов, однако в подавляющем большинстве случаев они очень далеки от глиссирования, и мы почти не замечаем действия гидродинамических сил поддержания.
Каким же образом заставить парусное судно глиссировать?
Рассмотрим те условия, которые способствуют глиссированию моторных судов. Их три:
— наличие достаточной мощности на единицу веса судна, то есть высокое отношение мощности двигателя к весу судна;
— особые формы корпуса с большими плоскими поверхностями, создающими достаточно! большую гидродинамическую силу поддержания;
Мощность парусов зависит
. Парусная доска глиссирует весьма неплохо, имея нагрузку парусами более 50 м2 на тонну.
Но даже если поставить очень большую парусность на маленький швертбот, он не обязательно будет глиссировать. Надо еще, чтобы глиссирующий швертбот был очень остойчив благодаря форме корпуса и открениванию.
Специальные формы корпуса способствуют глиссированию. Типичный глиссирующий швертбот или килевая яхта должны иметь острые носовые и плоские кормовые обводы с длинной и сравнительно широкой кормовой частью (см. рис. 85).
Глиссирование возможно главным образом на полных курсах, ибо на лавировке трудно удержать судно от сильного крена из-за большого давления на паруса. Кроме того, нужен достаточно сильный ветер, ибо мощность, развиваемая парусами, пропорциональна кубу скорости ветра. Глиссирование возможно при силе ветра не Менее 4 баллов. Волнение способствует переходу на глиссирование, так как при скольжении по склону волны скорость яхты увеличивается.
Глиссирующие суда должны иметь минимальную смоченную поверхность, чтобы сопротивление трения было меньше. В итоге легче достигаются скорости, при которых начинается движение на переходном от плавания к глиссированию режиме.
Кратко подытожим сказанное. Для того чтобы парусная яхта глиссировала, необходимо, чтобы она:
— была достаточно легкой и несла достаточную парусность, не меньше 40-50 м2 на каждую тонну веса судна в гоночном состоянии, то есть вместе с экипажем;
— имела достаточную остойчивость, обеспеченную формой и шириной корпуса или применением «летучей трапеции»;
— имела специальные обводы с плоскими поверхностями в кормовой части, которые при глиссировании обладают хорошей несущей способностью;
— имела минимальную смоченную поверхность корпуса.
Кроме того, необходимы сильный ветер и правильное управление судном. Глиссирующие швертботы с парусностью 12-20 м2 достигают скорости 12-15 узлов при обычной скорости глиссирования 10-11 узлов, в то время как для водоизмещающих яхт и швертботов подобного размера такие скорости совершенно нереальны.
форсунок в ультразвуковых ваннах и на стендах
Дезинфицирующие средства
широкого применения для дезинфекции на объектах железнодорожного транспорта, пищевой промышленности, ЛПУ, ветеринарного надзора
Моющие средства
для железнодорожного транспорта, сертифицированные ВНИИЖТ- «Фаворит К» и «Фаворит Щ», внутренняя и наружная замывка вагонов.
Если вы планируете приобрести моторную яхту для путешествий по Средиземному и Балтийскому морю или по рекам и озерам Средней полосы, следует знать, каковы основные отличия глиссирующих яхт от водоизмещающих. Только в этом случае вы сможете сделать правильный выбор и не пожалеть о потраченных средствах. Дело в том, что от типа яхты зависит не только продолжительность и комфорт морских прогулок, но и стоимость топлива для заправки моторов, расходы на обслуживание и даже выбор маршрута для путешествий.
Рассмотрим для начала, что такое глиссирующая яхта. В последнее время именно они стали наиболее популярны, так как способны развивать высокую скорость. Именно их выбирают люди, мечтающие промчаться с ветерком по лазурному морю в приятной компании, а потом сделать остановку для пикника или искупаться в прозрачных водах лагуны.
Водоизмещающие яхты – это настоящие корабли, их вес равен весу вытесненной воды, поэтому они весьма массивны и довольно тихоходны. Они не могут выходить на глиссер, но зато более устойчивы в шторм и экономичны по расходу топлива. Они могут совершать далекие переходы, выходить в море в любую погоду и переносить качку.
Итак, глиссирующая яхта – это моторное судно, корпус которого изготовлен из современных композитных материалов, чаще всего пластика. Она обладает сравнительно небольшим весом и оснащена мощным мотором, иногда двумя, навесными или встроенными. При движении глиссирующая яхта быстро набирает скорость и начинает скользить по поверхности воды, приподнимаясь над ней, что значительно снижает сопротивление.
Скоростные яхты способны развивать скорость до 50 узлов при наличии мощных моторов, но глиссирование начинается уже при разгоне до 15-17 узлов и более. Скольжение по глади воды рождает непередаваемое ощущение полета, свободы, но за это приходится платить. Да, к сожалению, глиссирование лодки с мотором обходится в круглую сумму, и чем больше яхта, тем больше нужно запасти топлива для беспрерывного движения на большой скорости. К тому же не везде возможно пополнить запас горючего, особенно в России. Длительные автономные путешествия практически недоступны, так как яхту нельзя перегружать, поэтому запас топлива на борту также ограничен. Как правило, его хватает на несколько часов хода, так что продолжительные переходы на такой лодке лучше не планировать.
Еще одно разочарование ждет владельцев – глиссирующая яхта в шторм не может легко скользить по поверхности воды. Собственно, ей лучше не покидать гавани в шторм во избежание неприятностей: потери остойчивости, проблем с управлением. Поэтому, собираясь в путь, необходимо четко планировать маршрут и знать, в какой марине вы остановитесь вечером, и вдобавок следить за прогнозом погоды. Так же опасно глиссирование лодки ночной порой, когда видимость ограничена.
И все же, несмотря на некоторые недостатки, армия поклонников глиссирующих яхт растет год от года. Возможность промчаться с ветерком, разнообразные варианты досуга и водных видов спорта, а также свобода перемещения говорят сами за себя. Уже только поэтому стоит купить лодку для глиссирования. Благодаря современным композитным материалам корпус лодки весит совсем немного, но при этом обладает высокой прочностью. Ведущие производители дают на него «пожизненную гарантию», вам не придется его ремонтировать и беспокоиться о пробоинах.
Кроме того, существует такой вариант, как глиссирующий швертбот. Этот тип лодки располагает подъемным килем, что позволяет изменять устойчивость лодки. На мелководье и в прибрежной зоне его можно поднять для облегчения скольжения, а на большой глубине опустить, чтобы яхта стала более устойчивой. Именно этот тип глиссирующих лодок наиболее приспособлен для путешествий по рекам и озерам Средней полосы.
Современные яхты обладают элегантными обводами и великолепно смотрятся в движении и на стоянке. За счастье обладать подобной красавицей многие, не сомневаясь, готовы выложить круглую сумму. К тому же они весьма комфортабельны и предоставляют удобное размещение в каютах и на открытых площадках на борту. Дизайн можно выбрать на свой вкус, а также внести некоторые изменения в конструкцию и оснащение лодки. Благодаря новым технологиям изготовление яхты по вашему заказу займет не больше года.
Обратившись к нашим услугам, вы сможете купить новую глиссирующую яхту серийного производства еще быстрее. Мы предлагаем большой выбор яхти катеров от ведущих европейских производителей. За дополнительной информацией обращайтесь к сотрудникам.
Вопрос о глиссировании надувных моторных лодок находится в состоянии постоянного обсуждения и интересует всех владельцев этого типа маломерных судов. Но ситуация именно с надувными лодками осложняется тем, что до сих пор большинство специализированных гидродинамических исследований их обводов и поведения на воде в большинстве своём носят не теоретический, а, скорее, экспериментальный характер. Также в специализированной прессе и интернет-обсуждениях очень часто можно видеть, как вопрос о глиссировании надувных лодок рассматривается через призму судов с жёстким корпусом, что в результате даёт либо просто ошибочную и искажённую информацию либо откровенную ересь.
Если попытаться перевести что значит глиссер на простой и понятный язык, то получится примерно следующее.
Глиссирование — это движение по воде, при котором судно поднимается и удерживается над поверхностью за счёт встречного скоростного напора воды, то есть оно как бы скользит по водной глади. Но это определение опять будет верным для судов с жёстким корпусом, а не для надувных лодок, для которых самым точным определением будет следующее.
Глиссирование – это режим движения лодки, при котором наблюдается минимальная площадь смоченной поверхности днища.
Режимы движения лодки
Надувные моторные лодки имеют три основных режима движения:
Водоизмещающий режим наблюдается при остановке лодки, ходе на вёслах, а также при начальном режиме движения под мотором со скоростью до 15-16 км/час.
Переходный режим возникает при достижении надувной лодкой скорости 17- 18 км/час. При этом корма лодки может сильно проседать вниз на столько, что транец лодки с установленным на нём двигателем может оказаться на уровне воды, а нос – высоко задирается вверх. Многие начинающие водномоторники и владельцы надувных лодок именно этот режим ошибочно принимают за выход лодки на глиссирование.
Глиссирующий режим
Когда вы вышли на глиссер, происходит резкое уменьшение сопротивления движению и увеличение скорости движения лодки.
Особенность надувных моторных лодок и их отличие от судов с жёстким корпусом при выводе их в режим глиссирования заключаются в том, что они весьма чувствительны к развесовке внутри кокпита. Так, для уменьшения времени нахождения в переходном режиме рекомендуется максимально загрузить нос лодки. Некоторые владельцы надувных лодок решают это путем переноса и креплением бензобака в носовой части кокпита. Опытные водители надувных лодок при наборе скорости уменьшают время нахождения лодки в переходном режиме путем переноса массы собственного тела с кормы на середину кокпита лодки, как бы дополнительно придавливая её к поверхности воды своим весом. Эта тактика выхода на глиссер хорошо зарекомендовала себя для лодок длиной до 4 метров включительно, оборудованных ПЛМ соответствующей мощности и ручным управлением.
Что касается минимальной мощности двигателя, которой будет достаточно для вывода надувной лодки в режим глиссирования, то в отличие от хорошо изученных судов с жёстким корпусом здесь пока не существует единого подхода и мнения, а все данные носят экспериментальный характер.
Так, в водномоторной среде хорошо известен следующий постулат, который гласит, что «для того, чтобы судно вывести на глиссер, требуется мощность не менее 40-50 л.с. на тонну в зависимости от обводов корпуса».
Говоря простым языком, выход судна на глиссирование происходит, когда на каждые 20-25 кг. его водоизмещения имеется не менее одной лошадиной силы. Причём в этот расчёт берётся всё – вес лодки, мотора, пассажиров и груза. Но, как показывает практика – эта схема расчёта абсолютно не подходит для надувных лодок, показатель удельной массы для которых должен быть меньше.
Что показали наши тесты?
Комплект: килевая лодка «Ривьера 3400 КОМПАКТ» (вес по-паспорту 48 кг.) + ПЛМ Mercury 5 М (сухой вес 20 кг.) + топливо (4 кг.) + водитель (вес 115 кг). Итого общий вес 187 кг. – показал уверенный выход на глиссер и максимальную скорость 25 км/час. Хотя следуя вышеприведённым расчетам для судов с жёстким корпусом минимальная мощность двигателя для выхода этого комплекта в режим глиссирования должна составлять от 7.48 до 9.35 л.с.
Или вот другой пример: плоскодонная лодка АКВА 2800 ( 23 кг.) + /catalog/motors/lodochnyj-motor-mercury/2-taktnyje-motory-mercury/mercury_outboard_motor_5_m/ (20 кг.) + водитель (115 кг.). Итого общий вес 158 кг. Результат – выход на глиссирование и максимальная скорость 26.8 км/час. Хотя опять-таки следуя расчётам, мощность двигателя для этого комплекта должна находится в диапазоне от 6.32 до 7.9 л.с.
Экспериментальным путём был выявлен следующий алгоритм выхода классических надувных лодок (исключая надувные катамараны и лодки с НДНД) в режим глиссирования в зависимости от их длины, загрузки и мощности ПЛМ.
Расчет глиссирования
Длина лодки от 340 до 360 см. Для выхода в режим глиссирования с 1 человеком на борту достаточно мощности 8 л.с. Каждый следующий человек + 5 л.с. Пример: для лодки длиной 350 см. с загрузкой 2 человека – минимальная мощность двигателя для выхода на глиссер составит 10 л.с. для 3-х человек на борту – 15 л.с.
Длина лодки от 380 до 400 см. – 10 л.с. для одного человека и + 5 л.с. на каждого следующего пассажира.
При длине надувной лодки свыше 400 см. рекомендуется установка поста дистанционного управления и двигатели мощностью от 25 л.с.
Судно поддерживается на воде силами плавучести. Когда оно неподвижно, силы плавучести равны его весу. При движении частицы воды оказывают давление на днище. Наиболее заметным проявлением этого давления является гидродинамическое сопротивление, при котором появляется сила, направленная в сторону, противоположную направлению движения судна. Есть и другие силы. Одна из них — гидродинамическая сила поддержания — появляется вследствие давления воды на поверхность днища.
Возникает она следующим образом (рис. 87). Представим себе пластинку, движущуюся по воде под некоторым углом к ее поверхности. Очевидно, вода будет оказывать давление на поверхность пластинки вследствие ударов частиц воды о нее. Сила давления R примерно перпендикулярна плоскости пластинки. Силу R можно разложить на две: силу X, направленную горизонтально, и силу У, направленную вертикально. Сила Х — это сопротивление движению пластинки, а сила У-гидродинамическая сила поддержания.
Вот почему водные лыжи, плавучесть которых ничтожна, превосходно удержат человека. Если сравнить два способа передвижения человека по воде — например, на гребной лодке и на водных лыжах, — то они принципиальны различны. В одном случае поддержание на поверхности воды происходит исключительно за счет архимедовой силы плавучести (лодка), во втором-только за счет гидродинамической силы поддержания (водные лыжи).
В теории корабля первый способ поддержания на воде называют плаванием, второй — скольжением, или глиссированием. Поэтому суда, которые при движении по воде поддерживаются главным образом силами плавучести, называются водоизмещающими, а суда, которые держатся на воде за счет гидродинамической силы, — скользящими или глиссирующими.
Известно, что водоизмещающее судно может увеличивать скорость только в результате увеличения мощности своего двигателя, причем возрастание мощности примерно пропорционально кубу скорости. Это значит, что если катер водоизмещающего типа имеет скорость хода 6 узлов при мощности мотора 10 л. с., то для достижения скорости 12 узлов надо поставить мотор в восемь раз мощнее — 80 л. с., а для достижения скорости до 18 узлов (если все еще сохраняется водоизмещающий режим) понадобится мотор уже в 270 л. с. Поэтому до появления глиссирующих судов скорости на воде были ограничены. Так как сопротивление при глиссировании растет значительно медленнее, чем при плавании, то с появлением глиссеров стало возможно достигать скорости на воде 350–400 км/час и более.
Еще несколько лет назад считали, что яхта не может глиссировать. Во-первых, она является типичным водоизмещающим судном; а во-вторых, парус развивает недостаточную мощность, чтобы заставить ее глиссировать. Однако в последние годы термины «глиссирующий швертбот», «глиссирующая яхта», «глиссирование» стали обычными. Более того, неглиссирующие швертботы сохранились только в крейсерско-гоночных классах, а современные гоночные швертботы почти все глиссирующие.
Изучение движения судов на воде показало, что при движении с малыми скоростями гидродинамические силы поддержания очень малы и практически не оказывают влияния на судно. С ростом скорости гидродинамические силы увеличиваются и начинают понемногу выталкивать судно из воды, оно как бы всплывает. Если скорость еще больше возрастет, то в конце концов судно совершенно выйдет из воды и будет держаться на ее поверхности только благодаря действию гидродинамических сил поддержания.
С увеличением этих сил осадка корпуса уменьшается, уменьшается и смоченная поверхность; следовательно, величина сопротивления движению возрастает в значительно меньшей степени, чем при режиме плавания. Поэтому при больших скоростях глиссирующее судно оказывает сопротивление движению меньше, чем водоизмещающее.
Мы знаем, что скорость 5–6 узлов обычна для малых парусных судов, однако в подавляющем большинстве случаев они очень далеки от глиссирования, и мы почти не замечаем действия гидродинамических сил поддержания.
Каким же образом заставить парусное судно глиссировать?
Рассмотрим те условия, которые способствуют глиссированию моторных судов. Их три:
— наличие достаточной мощности на единицу веса судна, то есть высокое отношение мощности двигателя к весу судна;
— особые формы корпуса с большими плоскими поверхностями, создающими достаточно большую гидродинамическую силу поддержания;
Мощность парусов зависит от трех факторов: скорости ветра, площади парусности и курса яхты относительно ветра. Не затрагивая влияния скорости ветра и курса яхты, остановимся на влиянии площади парусности. Поскольку мощность парусов пропорциональна их площади, то отношению мощности двигателя к весу моторного судна будет соответствовать отношение площади парусности к весу яхты. Существует мнение, что глиссирование парусного судна возможно при условии, если его парусность не менее 40 м 2 на каждую тонну водоизмещения. Уверенное глиссирование требует несколько большей нагруженности парусами — 45–50 м 2 на тонну: «Летучий голландец» отлично глиссирует при нагрузке 50 м 2 на тонну, а «Финн», имея около 45 м 2 на тонну, глиссирует несколько хуже.
Но даже если поставить очень большую парусность на маленький швертбот, он не обязательно будет глиссировать. Надо еще, чтобы глиссирующий швертбот был очень остойчив благодаря форме корпуса и открениванию.
Специальные формы корпуса способствуют глиссированию. Типичный глиссирующий швертбот или килевая яхта должны иметь острые носовые и плоские кормовые обводы с длинной и сравнительно широкой кормовой частью (рис. 85).
Глиссирование возможно главным образом на полных курсах, ибо на лавировке трудно удержать судно от сильного крена из-за большого давления на паруса. Кроме того, нужен достаточно сильный ветер, ибо мощность, развиваемая парусами, пропорциональна кубу скорости ветра. Глиссирование возможно при силе ветра не менее 4 баллов. Волнение способствует переходу на глиссирование, так как при скольжении по склону волны скорость яхты увеличивается.
Глиссирующие суда должны иметь минимальную смоченную поверхность, чтобы сопротивление трения было меньше. В итоге легче достигаются скорости, при которых начинается движение на переходном от плавания к глиссированию режиме.
Кратко подытожим сказанное. Для того чтобы парусная яхта глиссировала, необходимо, чтобы она:
— на полном курсе при ветре около 4 баллов легко достигала скорости 5–5,5 узлов, при которой небольшой швертбот переходит от плавания к глиссированию;
— была достаточно легкой и несла достаточную парусность, не меньше 40–50 м 2 на каждую тонну веса судна в гоночном состоянии, то есть с экипажем;
— имела достаточную остойчивость, обеспеченную формой и шириной корпуса или применением «летучей трапеции»;
— имела специальные обводы с плоч скими поверхностями в кормовой части, которые при глиссировании обладают хорошей несущей способностью;
— имела минимальную смоченную поверхность корпуса.
Кроме того, необходим сильный ветер и правильное управление судном. Глиссирующие швертботы с парусностью 12–20 м 2 достигают скорости 12–15 узлов при обычной скорости глиссирования 10–11 узлов, в то время как для водоизмещающих яхт и швертботов подобного размера такие скорости совершенно нереальны.
Четыре вопроса, которые нужно задать себе перед покупкой яхты
Перед тем, как приступать к поиску «той самой лодки», стоит потратить немного времени на подготовку.
Начать будущему владельцу яхты следует с анализа собственного стиля жизни: хобби, предпочтения в одежде, машинах. Ведь яхта, как и другие предметы роскоши, являются своеобразным «продолжением» личности владельца. Интроверту, который превыше всего ценит уединенный отдых в кругу семьи, увлечённому рыбаку, любителю спорткаров и завсегдатаю шумных вечеринок подойдут четыре разные лодки.
В деталях представьте свой яхтенный круиз мечты и ответить самому себе на несколько вопросов.
Что мне ближе — парусная яхта или моторная?
Моторные яхты и парусники — это две параллельные вселенные и впечатления от отдыха на них кардинально отличаются.
Парусник требует большей вовлечённости во время переходов. Вы зависите от переменчивого ветра и должны постоянно подстраивать под него паруса. Сделать это не так просто и, вероятно, вам на борту почти всегда будет требоваться ещё хотя бы один человек (а лучше несколько). Моторки же гораздо больше похожи на привычные автомобили.
Так что ещё «на берегу» нужно решить для себя, готовы ли вы сильно заморачиваться, или лодка вам нужна скорее для беззаботного отдыха?
Обучение искусству управления парусником будет более долгим и сложным, чем получение права на управление моторной яхтой. Практическое и теоретическое обучение занимает от двух недель до месяца. И на первых порах вы сможете ходить только вдоль береговой линии. Чтобы расширить свои горизонты, придётся проходить дополнительные курсы, чтобы наработать опыт и морские мили в логбуке.
Скоростные качества парусников и моторок тоже значительно отличаются. А от этого зависит возможность «сбежать» от надвигающегося шторма. В то время, как на моторной яхте только вы решаете, с какой скоростью двигаться, парусник без использования вспомогательного мотора никогда не пойдет быстрее, чем позволяет ветер в данный момент. Штиль? Придётся оставаться на одном месте, либо запустить маломощный двигатель. Такая зависимость от капризов природы далеко не всем будет по душе.
Зато парусники более экологичны и вы сможете существенно экономить на топливе.
Правда, по уровню бытового комфорта парусники, в среднем, проигрывают моторным яхтам. Не зря последние часто сравнивают с «плавучими отелями».
В какой акватории я собираюсь использовать яхту?
От ответа на этот вопрос будет зависеть выбор сразу нескольких характеристик будущей яхты: дальность хода, осадка, тип корпуса и надстройки (закрытая или открытая палуба, у парусников — средиземноморский или защищённый кокпит), сертификация.
Дальность хода
Так как этот параметр связан с запасом топлива и мощностью двигателя, он имеет значение только для моторных яхт. Соответствующая цифра в технических характеристиках модели обозначает, какое максимальное расстояние яхта может пройти без дозаправки.
Если вы собираетесь пересечь Атлантику, нужно, чтобы дальность хода превышала 1,5 тысячи морских миль.
Если хотите ходить вдоль побережья с хорошей инфраструктурой от марины к марине, то даже скромного запаса хода в сотню миль будет достаточно. Считается, что комфортное расстояние между маринами для дневного перехода — 30 миль. В соответствии с этими представлениями, например, в балтийском Финском заливе (по крайней мере, в Финляндии и Эстонии) создана целая сеть небольших марин. На средиземноморском побережье ситуация не хуже.
Но для путешествия по рекам России, учитывая недоразвитую инфраструктуру, лучше иметь запас хода 300–400 миль.
Следует учитывать, что максимальную дальность хода яхта покажет в том случае, если вы будете идти с оптимальной (круизной) скоростью.
Тип корпуса
О дальности хода яхты косвенно можно судить по типу корпуса лодки. Глиссирующие яхты всегда имеют меньшую дальность хода и больший расход топлива, чем сравнимые по длине водоизмещающие. Зато глиссирующие яхты гораздо более скоростные.
Как правило, чем экономичнее яхта, тем она медленнее.
Все парусники, в основном, имеют водоизмещающий корпус. Исключение составляют только спортивные яхты на подводных крыльях Это довольно узкий сегмент, который интересен для яхтсменов с большим опытом.
Тип надстройки
По степени открытости палубы моторные яхты можно разделить на открытые, полузакрытые и закрытые. Чем более закрытая палуба, тем более всепогодна лодка.
Для использования в тёплом климате: в Средиземном море, на Карибах или в Юго-Восточной Азии — подойдут полностью открытые яхты или яхты с флайбриджем.
Крыша на них призвана защищать гостей от палящего полуденного солнца, а не от проливного дождя.
Для северных акваторий нужно искать закрытые лодки, в которых будет уютно даже в пасмурную и прохладную погоду, иначе яхтенный сезон окажется очень ограничен.
У парусников тип надстройки зависит от расположения кокпита. Средиземноморский кокпит сдвинут к корме и открыт. Такая концепция отлично подходит для хорошей погоды, но в дождь и сильный ветер на палубе совершенно негде спрятаться.
Центральный и защищённый кокпит находится ближе к миделю. Обычно утоплен вглубь палубы и более защищен от непогоды. Парусники такого типа подойдут для более холодных акваторий, вродеСеверной Европы.
Осадка
Чтобы комфортно ходить в некоторых акваториях, например, на Багамах, осадка лодки должна быть небольшой — слишком уж мелко возле прекрасных коралловых рифов.
У моторных яхт осадка зависит от водоизмещения и типа привода. У парусников — от типа киля. Они бывают как стационарные, так и подвижные (качающиеся и выдвижные). Самые длинные кили обычно встречаются на спортивных оффшорных яхтах. У швертботов же за счёт возможности полностью «втянуть» киль в корпус, осадка минимальна.
Сертификация
Все европейские лодки сертифицируются по классификации CE (от французского «Conformité Européenne» — «Европейское соответствие»). Всего существует 4 класса:
В России сертификацию проводит Морской регистр судоходства (РМРС).
Он выдаёт так называемые «Свидетельства о типовом одобрении», которые подтверждают, что изделия, оборудование или типовые технологические процессы «действительно соответствуют всем нормативам Морского регистра, качественны и безопасны для жизни, здоровья и имущества как экипажа, так и пассажиров».
В таком свидетельстве указываются технические данные лодки и её «область применения и ограничения», в том числе максимальное удаление от берега и высота волны.
В США аналогичные сертификаты выдаёт американское бюро судоходства (ABS).
Подготовить к пересечению океана парусник значительно проще. Практически все парусники в массовом сегменте, включая модели от Beneteau или Bavaria, имеют сертификацию СЕ А.
Стоит учитывать, что парусники, предназначенные для длительных переходов (включая путешествия через океан), как правило, дешевле, чем моторные яхты такого же класса. Это объясняется тем, что моторной яхте в этом случае потребуется массивный водоизмещающий или полуводоизмещающий корпус, а на борту необходимо установить объемные топливные баки и мощные дорогостоящие моторы.
Поэтому, если вам нужна лодка для длинных путешествий, а бюджет ограничен, парусник будет лучшим решением.
Он позволит вам путешествовать буквально по всему свету без зависимости от топлива.
Если вы ищете лодку-эксплорер для исследования диких, удалённых от центров цивилизации уголков Земли, отдельно обратите внимание, чтобы она была «ледового класса». Такая пометка не означает, что яхта будет полноценным ледоколом. Но встреча как с отдельными небольшими айсбергами, так и с их скоплениями, ей будет не страшна.
С кем я собираюсь путешествовать?
Будущему владельцу важно с самого начала определиться, в какой компании он собирается выходить на воду. С семьёй? С друзьями? А может быть, в одиночку? Потребуются ли услуги профессионального экипажа (по крайней мере капитана-судоводителя)? Будут ли на борту дети? От ответов на эти вопросы будет зависеть желаемый уровень комфорта яхты, её размер и количество кают, без которых путешествовать на ней будет неудобно.
Количество кают
Даже на самых больших яхтах редко бывает больше шести гостевых кают. То есть в круиз на них отправляются до 12 гостей.
Большинство серийных бюджетных моделей длиной 10–18 метров рассчитаны на ночёвку шести, самое большее восьми гостей.
Пассажировместимость
В зависимости от сертификации CE на одной и той же лодке с одним и тем же количеством кают на борту можно перевозить разное количество людей.
Обычно в технических характеристиках модели это показано списком такого вида: CE category A — 8 / B — 12 /C — 14
Простота управления
Парусники разделяют на те, которыми можно управлять в одиночку (singlehanded) или вдвоём (doublehanded), с неполным экипажем (shorthanded) и только с полным экипажем.
В первую очередь модели, которые подходят для управления сокращённой командой, отличаются тем, как расположены в кокпите лебёдки и утки, на которые заводятся шкоты, фалы, топенанты и прочие элементы бегучего такелажа для настройки парусов. Благодаря этому к работе с парусами безболезненно может подключаться даже рулевой — для этого ему не придётся далеко отходить от штурвала.
У яхт «попроще» обычно менее богатый парусный гардероб.
У моторных яхт управляемость зависит не только от габаритов корпуса, но и от количества двигателей и типа их привода.
Как правило, яхты более 25 метров проектируются с учетом наличия профессионального экипажа.
Существуют современные технологии, позволяющие облегчить управление даже лодкой 20+: носовые и кормовые подруливающие устройства, стабилизаторы качки, джойстики и даже система умной швартовки.
Яхту какого размера я могу позволить себе с моим бюджетом?
Перед тем, как призрачный образ вашей лодки мечты окончательно обретёт плоть и кровь и вы сможете приступить к поиску конкретной модели, стоит оценить свои финансовые возможности и, исходя из них, определиться с размером яхты.
Во-первых, может просто оказаться, что некоторые самые смелые пожелания вы сейчас не можете оплатить. Или что на лодках подходящего вам размера вообще не бывает таких опций.
А во-вторых, ещё на этапе планирования покупки необходимо тщательно продумать не только то, сколько вы готовы заплатить за приобретение яхты, но и то, сколько потом ежегодно будет стоить её содержание. И чем больше яхта, тем больше будут обе суммы.
Стоит помнить: «больше» не всегда значит «лучше».
Хотя специалисты всё же рекомендуют покупать лодку «на вырост». Тогда её не придётся экстренно продавать через пару лет из-за того, что вам захочется чего-то покруче. Если бюджет позволяет купить 18-метровую яхту, вполне вероятно, что стоит поступить именно так, а не ограничиваться 9-метровой.
И уж точно не стоит руководствоваться принципом «маленькой лодкой легче управлять». Навыки управления яхтсмен-новичок в любом случае быстро разовьёт. А вот нехватку пространства на лодке можно компенсировать, только купив другую, побольше.
О том, как формируется конечная стоимость новой яхты, мы уже рассказывали ранее в отдельной статье.
Существуют способы сэкономить на покупке яхты : взять б/у или оформить лодку в долевое владение (когда вы владеете и эксплуатируете яхту вместе с несколькими своими друзьями). Есть также практика выкупа яхты у чартерной компании, когда покупатель соглашается в течение 4-5 лет сдавать яхту в аренду в той же фирме. Если покупатель полностью выкупает яхту, то весь доход от чартера идет ему в карман, если частично (30-40% от стоимости), то чартерная компания забирает прибыль от чартера себе. Оставшуюся сумму покупатель выплачивает после завершения 4-5-летнего контракта на чартер, то есть это такая форма покупки яхты в рассрочку. Об этих способах мы подробно поговорим в другом материале.
В любом случае, при расчете бюджета следует закладывать расходы на содержание яхты. В среднем они составляют от 5 до 15% от стоимости в зависимости от размера и типа.
Ответы на четыре важнейших вопроса найдены. Что дальше?
Когда образ «лодки мечты» сложился более-менее отчётливо и бюджет на неё определён, можно начинать её поиски в реальном мире — исследовать рынок.
Начните с интернета
Просмотрите обзоры в яхтенных журналах и на тематических онлайн-порталах и видео-обзоров от множества владельцев лодок и блогеров (включая Youtube itBoat).
Более прицельно выбирать конкретные лодки лучше всего на больших сайтах-агрегаторах. Они предоставляют большую базу разных моделей и удобный функционал для их сортировки по нужным критериям и сравнения яхт между собой.
Присмотрев какую-то модель, можно также зайти на сайт верфи-производителя или её местного дистрибьютора. Это стоит сделать не только ради того, чтобы найти дополнительную информацию об интересующей лодке, но и для знакомства с другими яхтами из той же линейки.
На какие верфи обращать внимание?
Всегда помните, что в отличие от недвижимости, вина, предметов антиквариата, яхта не финансовая инвестиция.
Со временем её стоимость будет только падать. Каждый год — минус 10%.Так что впоследствии продать лодку дороже, чем вы её купили, не выйдет.
Единственное, что можно сделать — выбрать верфь с хорошей репутацией, чьи модели высоко ценятся даже на вторичном рынке.
Как я могу протестировать лодку перед покупкой?
Когда вы определили несколько наиболее интересных моделей, ищите брокера или пишите на верфь, чтобы договориться о просмотре лодок вживую.
В условиях пандемии COVID-19 второй вариант даже более вероятен. Из-за ограничений на проведение массовых мероприятий большие выставки часто отменяют, а вот «домашние боут-шоу» верфей в этих условиях получили развитие. Впрочем, некоторые компании сделали выбор в пользу виртуальных выставок и пока что проводят по своим моделям только видео-экскурсии.
Осмотр лодок, вероятно, сократит список интересных вам яхт ещё на несколько позиций.
Такие «полевые испытания» наверняка помогут вам принять окончательное решение.
Самое главное правило
Не торопиться — пожалуй, лучший совет, который можно дать тем, кто думает о покупке яхты. «Лучшие» и «горящие» предложения редко свидетельствуют о действительно стоящем товаре. Когда подобным эпитетом снабжают объявление о продаже подержанной лодки, нередко оказывается, что цена её рефита намного превышает сумму, которую якобы удастся сэкономить при покупке.
Более того, тщательно всё взвесив, покупатель может прийти к выводу, что яхта ему на самом деле вообще не нужна.
Это, впрочем, не означает, что такой человек совсем откажется от отдыха на воде. Он просто ограничится чартером чужих лодок, не беря на себя расходы на содержание яхты в те месяцы, когда нет возможности быть на борту.