Текст – это набор предложений, связанных общей темой и смыслом. Тема текста – это мотив, который прослеживается на протяжении всего повествования. Основная идея текста – это главная мысль, которую автор хочет донести до читателя.
Определение главной информации текста – это важный навык, который необходимо иметь и развивать. Данный навык напрямую связан с определением смысла текста, пониманием его структуры и выявлением ключевых понятий.
Практически каждый текст построен по определённым схемам:
Причина и следствие
– в начале автор говорит о причинах явления и только потом называет сами явления.
Часть и целое
– в начале присутствует перечисление составных частей явления, а потом называется само явление.
Факт и вывод
– сначала даётся предыстория, а в конце говорится о выводах.
Существуют сотни тысяч текстов, каждый из которых относится к разным жанрам и стилям, а также содержит дополнительную информацию, не влияющую на основное содержание. Придумать для такого количества заданий единый алгоритм бывает очень трудно, но всё же при работе с выявлением главной информации текста следует, в первую очередь, знать, что она из себя представляет.
Основная информация текста:
Имея представление о том, что такое главная информация текста, можно с легкостью найти её.
ЕГЭ по русскому языку «Задание 1. Теория. Определение главной информации текста»
Задание 1 ЕГЭ по русскому языку 2019.
Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.
Формулировка задания: Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
Задание оценивается 1 баллом.
ТЕОРИЯ. Определение главной информации текста
Смысловую целостность обеспечивает тема текста и его основная мысль. Именно благодаря единству этих понятий автор создает текст, понятный читателю.
Любой текст построен по следующим логическим схемам:
Как решить первое задание правильно:
1. Прочитайте текст и подчеркните ключевые слова.
2. Обратите внимание на 2-3 предложение – это смысловой центр текста.
3. Произведите сжатие текста путем компрессии: объедините информацию 2 и 3 предложения.
4. Соотнесите свой вариант с ответами.
5. Исключите из ответов предложения:
б) Цитату из теста с мелкими деталями ненужными подробностями;
в) Предложение с половиной главной информации.
6. Выберите те 2 варианта ответа, которые передают одно и то же содержание, но разным речевым оформлением. Оба эти варианта ответа очень похожи, т.е. в них используются практически одинаковые или синонимичные фрагменты предложения. Разница лишь в их расположении.
Например: Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
Выбираем правильные ответы. Ответ: 3,4
Содержание обоих ответов одинаковое.
— информацию, которой нет в тексте; — недостоверную информацию; — неполную информацию; — два разных по содержанию ответа.
Таким образом, если вы внимательно прочитаете текст, поймете его логику, запомните хитрости этого задания, то оно не будет представлять для вас сложности.
Для начала необходимо познакомиться с тем, что такое изложение и для чего оно необходимо. Разберем теорию более подробно
Способы изложения
Изложение по русскому языку распространенное задание для учеников. Много не нужно думать над смыслом этого понятия, ведь итак можно ответить, что это повествование какой-то мысли. Но мы все-таки обратимся к известным толковым словарям и посмотрим, какое определение дают авторы. Ожегов характеризует это понятие следующим образом:
«Изложение – это письменное упражнение, перелагающее содержание прочитанного или услышанного».
А Ушаков дает немного сокращенное определение:
«Письменный короткий или полный пересказ какой-либо информации».
Иными словами, изложением называется любое перенесение информации на бумагу в сжатом или полном виде после услышанного или прочитанного текста. Чаще всего встречается сжатое изложение, то есть такое, в котором необходимо передать только самую главную информацию, а второстепенную отбросить.
Разделяют следующие способы изложения материала:
Краткое изложение также может быть представлено одним из этих способов изложения информации.
Особенности изложения. Основные функции
Суть изложения заключается в передаче ключевой информации большого текста. Главное – уметь ее выделить и правильно преподнести. Все части изложения взаимосвязаны между собой и играют особую роль.
Данный вид работы выполняет несколько значимых функций:
Также различают и основные виды изложений:
Особенности сжатого изложения заключаются в том, что исходный текст должен быть сокращен минимум в два раза. Он должен сохранять свою главную мысль и уникальность, но при этом необходимо избавиться от ненужной и второстепенной информации.
А особенности подробного изложения в том, что в нем мысль должна быть передана максимально полностью и точно. В таком тексте вся информация важна и нуждается в детальном анализе.
Главная и второстепенная информация в тексте
Эти два вида информации имеют свои характеристики и особенности, о которых необходимо знать перед тем, как приступить к изложению текста. Рассмотрим каждый из них более подробно.
Главная информация. Особенности и роль в тексте
Этот вид материала передает основную мысль автора, то есть то, что он хотел донести до нас большим объемом информации. Чаще всего главная информация передана в тексте в нескольких предложениях, которые важно уметь видеть и находить.
Этот вид информации обладает следующими отличительными свойствами:
Именно главную информацию мы берем за основу написания сжатого изложения. Она обязательно должна быть в работе, ведь от нее исходит вся остальная структура.
Пример главной информации:
Второстепенная информация. Отличительная роль
Данный вид текстового материала отражает сведения, которые дополняют основное содержание текста. Такую информацию очень важно уметь отбрасывать при написании изложения, поскольку она сильно увеличивает текст, из-за чего данная единица речи может потерять свою уникальность и главную мысль.
Отличительные детали, которые помогут определить второстепенную информацию:
Все эти детали необходимо отбросить при написании сжатого изложения. Именно они символизируют второстепенную информацию. Но нельзя говорить о том, что этот материал может помешать восприятию всего произведения в целом. Он дополняет и детализирует единицу речи, распространяет сухую информацию. Однако в изложении данные факты будут явно лишними.
Пример второстепенного материала:
Жирным выделено то, что нужно отбросить.
Как отличить главную информацию от второстепенной
Не трудно справиться с этим заданием перед написанием изложения. Но все-таки иногда допускают ошибки, из-за чего и изложение текста является в корне неверным. Рассмотрим, как же отличить главный материал от второстепенного.
Алгоритм выделения главной информации:
Если руководствоваться этим планом, то можно написать отличное сжатое изложение.
Правила сокращения текста
Очень важно сокращать эту единицу информации правильно, не упуская ничего важного. Познакомимся с основными методами и способами сокращения текста.
Сокращение текста. Формулировка и особенности
Этот вид работы необходимо проделывать перед каждым изложением. Он нужен для избавления от лишней информации и передачи самой основной. Чтобы это сделать правильно, необходимо знать особенности сокращения текста.
Основы сжатия изложения:
Исходя из этого, и происходит сжатие представленной в исходном тексте информации. После этого необходимо провести сокращение самого произведения и написать краткое изложение.
Способы сокращения текста. Основные приемы
Чтобы правильно убирать ненужную информацию требуются знания определенных правил и методов сокращения. Их всего несколько, но каждый из этих способов можно применять на практике во время написания сжатого изложения.
Эти приемы сокращения текста помогут сохранить в нем главную информацию и убрать второстепенную, тем самым хорошо передать главную смысл произведения. Текст без сокращений будет с трудом читаться и терять свою уникальность и индивидуальность. Ведь среди распространенных и сложных предложений будет сложно выявить основные мысли автора.
Различают и другие языковые методы сокращения текста:
Все эти способы можно смело использовать при сокращении текста для краткого изложения. Они помогут избавиться от второстепенной информации и значительно уменьшить размер текста.
Правила сокращения текста. Алгоритм действий
Чтобы правильно сократить текст и корректно составить изложение, необходимо руководствоваться некоторым алгоритмом. Он поможет не допустить ошибок и верно преподнести главную информацию исходного источника.
Основы сокращение текста:
Если все сделано правильно и ключевая мысль осталась прежней, то сжатое изложение было составлено абсолютно верно. Самопроверка – важная составляющая часть любой письменной работы.
Как написать изложение правильно
Обобщим все полученные знания об изложении материала на письме. Это часто встречаемое задание, поэтому его нужно уметь выполнять корректно и на высокие баллы. Рассмотрим, как грамотно писать текстовое изложение и аудирование.
Сжатое аудио-изложение
Данный вид работы включает в себя прослушивание текста несколько раз, а потом его воспроизведение на бумаге. Сложность заключается в том, что не всегда можно записать и запомнить все то, что говорит диктор. Поэтому нужно максимально сосредоточить свое внимание на речи и уже по ходу прочтения выявлять для себя основные аспекты фрагмента произведения.
Правила написания грамотного аудио-изложения
Если все выполнено правильно, то изложение написано верно, и все правила были усвоены и применены на практике.
Текстовое сжатое изложение
Эту работу выполнять намного проще, поскольку исходный текст можно прочитать самостоятельно. Он уже поделен на смысловые части, достаточно просто запомнить основную информацию и выбросить второстепенную.
Алгоритм написания текстового сжатого изложения:
Пробное изложение
В задании 1 ОГЭ по русскому языку 2020 необходимо написать сжатое изложение по услышанному тексту. Для этого нужно обобщить все знания, которые были получены в этом уроке.
(1) Если вы посмотрите на карту, то убедитесь, что Сибирь — это более половины территории Российской Федерации, она примерно равна Европе, составляет почти четверть всей Азии и одну пятнадцатую всей суши Земли. (2)Но Сибирь удивляет нас не только своими размерами, но и тем, что это крупнейшая в мире сокровищница лесных массивов, запасов нефти и газа. (3)Именно в планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание.
В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
1) Сибири, занимающей две пятых пространства Азии, в планах экономического развития России уделяется большое внимание.
2) Сибирь удивляет нас не только своими размерами и уникальностью, но и тем, что это крупнейшая в мире сокровищница полезных ископаемых.
3) В планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание внимание, поскольку в этом регионе сосредоточены огромные природные богатства.
4) В развитии мировой экономики Сибирь занимает особое место, так как этот регион занимает одну пятнадцатую всей суши Земли и здесь сосредоточены огромные природные богатства.
5) Сибири, обладающей огромными природными богатствами, в планах экономического развития России уделяется большое внимание.
Задание 1 не требует специальных знаний, но умение вдумчиво читать текст пригодится. Это задание проверяет, умеете ли вы работать с информацией.
Тексты различны: некоторые, кроме основной информации, содержат дополнительную, в некоторых есть как явно выраженная, так и скрытая информация. Понять текст, это значит уловить логику его построения, понять связи между частями, всесторонне проанализировать содержание.
предложения, из которых нужно выбрать правильный ответ, могут
противоречить содержанию текста,
включать информацию, которой в тексте нет,
передавать лишь часть информации,
подробно передавать дополнительную информацию, являющуюся для понимания основной идеи второстепенной,
дословно цитировать какую-либо часть текста, содержащую передачу подробностей и мелких деталей.
Такие предложения для ответа не подходят.
Чаще всего правильным ответом будут предложения, которые
в кратком виде передают все основные компоненты содержания,
чётко формулируют доминирующую мысль.
Значит, чтобы проверить правильность своего выбора, а в трудных случаях сделать его верно, нужно самим определить, какая информация является в тексте главной. Для этого нужно отсечь второстепенную информацию: детали, примеры, комментарии, пояснения, описания. Задайте себе простые вопросы:
О чём этот текст или фрагмент текста?
Что в нём сообщается?
Какова главная информация?
Если в тексте выражены причинно-следственные связи, то, естественно, нужно разобраться, что является причиной, а что — следствием. Если информация касается цели, условий и других возможных компонентов содержания, то важно понять, являются ли данные компоненты в тексте доминирующими.
Совет Переходите к анализу ответов только после того, как внимательно проанализируете и хорошо поймёте текст.
У большинства родителей и подростков сложилось достаточно позитивное представление о собственной цифровой компетентности: практически 80% школьников и каждый второй родитель считают себя уверенными пользователями Интернета. Оценка уровня цифровой компетентности на основе специального индекса показывает, что это завышенное и неадекватное мнение: на самом деле этот уровень как у родителей, так и у подростков, составляет треть от максимально возможного.
Что касается мотивации, то ни родители, ни подростки не проявили устойчивую установку на самосовершенствование в цифровом мире. Их мотивация составляет лишь 20% от максимально возможной. (Галина Солдатова, член-корреспондент РАО, профессор психологического факультета МГУ, директор Фонда развития Интернет)
В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
1) Мнение о собственном уровне цифровой компетентности завышено у взрослых.
2) Собственная оценка уровня цифровой компетентности у большинства родителей и подростков оказывается завышенной.
3) Большинство родителей и подростков не осознают, что сложившиеся у них представления о своей цифровой компетентности завышены, и поэтому не имеют установки на самосовершенствование.
4) Мнение о своём уровне цифровой компетентности завышено у подростков.
5) Ни родители, ни подростки не имеют устойчивой мотивации к совершенствованию в цифровом мире, потому что их самооценка завышена.
Книга Этторе Ло Гатто представляет собой непринуждённое, спонтанное повествование о жизни и работе не только переводчика, критика и учёного, но и редкого энтузиаста, упорного, возможно, упрямого, который всегда был другом России и русских, где бы он их ни встречал — в Ленинграде, Москве или Париже. Все, о ком пишет Ло Гатто, — известные личности: одни стали знамениты ещё до того, как он с ними познакомился, другие — впоследствии. Имена многих героев книги открылись российскому читателю лишь недавно, так как речь идёт как о деятелях литературы и искусства, остававшихся после революции в СССР, так и эмигрировавших. Ло Гатто всегда считал русскую литературу неделимой, связанной единством языка и единством любви к России, только любовь эта выражалась в разных формах и была пережита по-разному. (Этторе Ло Гатте «Мои встречи с Россией», предисловие Анны Ло Гатто Мавер)
В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
1) Книга переводчика, критика и учёного Этторе Ло Гатто рассказывает об известных деятелях российской культуры и литературы, многие из которых эмигрировали из СССР после революции.
2) Этторе Ло Гатто, известный переводчик, критик и учёный, встречался со многими русскими деятелями культуры и в России, и за рубежом.
3) Этторе Ло Гатто рассказал в своей книге об известных деятелях русской культуры, с которыми он был знаком и которые представляют единую культуру, независимо от того, остались ли они после революции в России или уехали в эмиграцию.
4) Этторе Ло Гатте, ведущий исследователь русской литературы в Италии, мечтал о том времени, когда произведения русских писателей и поэтов, эмигрировавших за рубеж после революции, разрешат издавать на родине.
5) Этторе Ло Гатто — переводчик, критик и учёный, редкий энтузиаст и друг России.
Конспект урока по русскому языку «Подготовка к изложению. Главная и второстепенная информация»
Описание разработки
Цель:
Познакомить с приемами сжатия текста.
Продолжить работу по выделению главной информации в тексте научно-популярного характера и представлению ее в виде тезисов.
Ход урока.
1. Оргмомент. Сообщение цели урока.
Ребята, есть уроки, на которых вы пишете изложения. Назовите виды изложений (подробные, сжатые). Какие умения помогают вам при написании этих изложений?
При написании подробного изложения (запомнить информацию, последовательно ее изложить),
При написании сжатого (умение передать главную информацию, исключив лишнюю; перестроить некоторые предложения).
Какие из них написать сложнее? (сжатые, т. к. нужны определенные умения; при написании подробных – хорошая память)
Существуют определенные приемы сжатия текста: исключение, обобщение, упрощение. (слайд) Сегодня мы будем сжимать текст, используя прием исключения. Сформулируйте цель нашего урока (Учащиеся формулируют цель урока: научиться сжимать текст, используя прием исключения или научиться отделять главную информацию от второстепенной).
2. Изучение нового материала.
Главная и второстепенная информация (слайд)
повторы, подробности, детали, примеры, отсутствие которых не помешает восприятию главной информации исходного текста.
3. Закрепление. Выполнение практической работы №1 «Отделение главной информации от второстепенной», оценивание работы с помощью критериев.
После выполнения первой части работы спрашиваем, какую информацию текста учащиеся выделили как второстепенную. Заслушиваем 2-3 учащихся, которые читают главную информацию. Затем учащиеся оценивают проделанную работу по критериям.
Выполнение практической работы № 2. («Оформление главной информации в виде тезисов», ее оценивание.
— При работе с текстом (подготовке сообщений) необходимо написать тезисы. Что такое тезис? (см. слайд) (Тезис – кратко сформулированные основные положения доклада, лекции, сообщения). Как вы считаете, что нужно учитывать при написании тезисов? Попытайтесь определить критерии написания тезисов (последовательность, точная формулировка, связность предложений). Напишите тезисы на основе главной информации текста. (учащиеся записывают тезисы, затем читают их).
4. Рефлексия, подведение итогов урока.
5. Домашнее задание: передать главную информацию текста упражнения в виде тезисов.
Приложение (раздаточный материал)
Главная и второстепенная информация в тексте.
Вы получили задание – подготовить краткое сообщение о том, что такое зоопарк, какова его главная цель и основные направления деятельности.
Что такое зоопарк? Уникальное место, которое создал человек и где собрал огромное количество самых разных животных. Только в зверинцах можно встретить одновременно зверей, птиц, пресмыкающихся и даже насекомых.
Посетители зоопарка разных возрастов могут наблюдать жизнь представителей животного царства разных климатических зон. Кроме того, в зверинцах идет не только просветительская работа, но и работа по охране природы и окружающей среды.
Содержимое разработки
Конспект урока в 8 классе по теме:
«Подготовка к изложению. Главная и второстепенная информация»
Познакомить с приемами сжатия текста
Продолжить работу по выделению главной информации в тексте научно-популярного характера и представлению ее в виде тезисов.
Оргмомент. Сообщение цели урока.
Изучение нового материала.
Рефлексия, подведение итогов урока.
1. Оргмомент. Сообщение цели урока
Ребята, есть уроки, на которых вы пишете изложения. Назовите виды изложений (подробные, сжатые). Какие умения помогают вам при написании этих изложений?
При написании подробного изложения (запомнить информацию, последовательно ее изложить),
При написании сжатого (умение передать главную информацию, исключив лишнюю; перестроить некоторые предложения).
Какие из них написать сложнее? (сжатые, т.к. нужны определенные умения; при написании подробных – хорошая память)
Существуют определенные приемы сжатия текста: исключение, обобщение, упрощение. (слайд) Сегодня мы будем сжимать текст, используя прием исключения. Сформулируйте цель нашего урока (Учащиеся формулируют цель урока: научиться сжимать текст, используя прием исключения или научиться отделять главную информацию от второстепенной).
2. Изучение нового материала
Главная и второстепенная информация (слайд)
та, без которой не понятен авторский замысел исходного текста, то есть ключевые слова в нем
повторы, подробности, детали, примеры, отсутствие которых не помешает восприятию главной информации исходного текста
3. Закрепление. Выполнение практической работы №1 «Отделение главной информации от второстепенной», оценивание работы с помощью критериев.
После выполнения первой части работы спрашиваем, какую информацию текста учащиеся выделили как второстепенную. Заслушиваем 2-3 учащихся, которые читают главную информацию. Затем учащиеся оценивают проделанную работу по критериям.
Критерии для оценивания невыделенного текста
Наличие в тексте всех значимых смысловых элементов
В невыделенном тексте присутствуют все значимые смысловые элементы
В невыделенном тексте отсутствует один значимый смысловой элемент
В невыделенном тексте отсутствует 2 и более значимых смысловых элемента
Соответствие заданному количеству слов
Невыделенный текст состоит из 100-110 слов
Объем невыделенного текста больше или меньше заданного объема на 10 слов
Объем невыделенного текста больше или меньше заданного объема на 20 слов
Объем невыделенного текста больше или меньше заданного объема на 30 слов
Выполнение практической работы № 2. («Оформление главной информации в виде тезисов», ее оценивание.
— При работе с текстом (подготовке сообщений) необходимо написать тезисы. Что такое тезис? (см.слайд) (Тезис – кратко сформулированные основные положения доклада, лекции, сообщения). Как вы считаете, что нужно учитывать при написании тезисов? Попытайтесь определить критерии написания тезисов (последовательность, точная формулировка, связность предложений). Напишите тезисы на основе главной информации текста. (учащиеся записывают тезисы, затем читают их).
4. Рефлексия, подведение итогов урока.
5. Домашнее задание : передать главную информацию текста упражнения в виде тезисов.
Приложение (раздаточный материал)
Главная и второстепенная информация в тексте
та, без которой не понятен авторский замысел исходного текста, то есть ключевые слова в нем
повторы, подробности, детали, примеры, отсутствие которых не помешает восприятию главной информации исходного текста
Вы получили задание – подготовить краткое сообщение о том, что такое зоопарк, какова его главная цель и основные направления деятельности.
Что такое зоопарк? Уникальное место, которое создал человек и где собрал огромное количество самых разных животных. Только в зверинцах можно встретить одновременно зверей, птиц, пресмыкающихся и даже насекомых.
В экспозиции Пермского зоопарка представлены 425 видов животных, 13 из них занесены в Красную книгу России. Общая численность обитателей зоопарка – 2760 экземпляров.
Специалисты зоопарка проводят обзорные и тематические экскурсии, используя традиционную и игровую формы. В летнее время ежедневно функционирует контактный зоопарк «Детский дворик». В нем дети могут пообщаться с ягнятами, козами, кроликами, курами. Имеется детская площадка, на которой дети могут покачаться на качелях или прокатиться на карусели.
В зоопарке ежедневно проводятся разнообразные праздники: День смеха, День защиты детей, День защиты окружающей среды. Зоопарк работает круглый год без выходных дней.
Критерии для оценивания невыделенного текста
Наличие в тексте всех значимых смысловых элементов
В невыделенном тексте присутствуют все значимые смысловые элементы
В невыделенном тексте отсутствует один значимый смысловой элемент
В невыделенном тексте отсутствует 2 и более значимых смысловых элемента
Соответствие заданному количеству слов
Невыделенный текст состоит из 100-110 слов
Объем невыделенного текста больше или меньше заданного объема на 10 слов
Объем невыделенного текста больше или меньше заданного объема на 20 слов
Объем невыделенного текста больше или меньше заданного объема на 30 слов