что такое гис мт в честном знаке
Работа с документами с маркированными товарами
ГИС МТ “Честный ЗНАК” — это государственная информационная система мониторинга товаров. Создана на базе “Центра развития перспективных технологий” (ЦРПТ). Предназначена для маркировки и прослеживания товаров.
Процесс работы с маркированными товарами
Производитель или импортер при отгрузке товара формирует документ с маркированными товарами, подписывает его и отправляет Покупателю через Диадок.
Магазин принимает товар и подписывает полученный УПД.
После подписания документа с двух сторон Оператор ЭДО (Диадок) автоматически передает его в ГИС МТ “Честный ЗНАК”.
В случае успешной обработки документа в ГИС МТ “Честный ЗНАК” Магазин становится владельцем кодов и может реализовывать маркированный товар дальше — выставлять в торговый зал и продавать конечному покупателю. В противном случае дальнейшие действия с маркированным товаров не возможны.
Передача данных в ГИС МТ “Честный ЗНАК”
Данные передаются в ГИС МТ автоматически после
Аннулирования документа. В этом случае право собственности возвращается обратно отправителю документа.
Передать данные в ГИС МТ из Диадока вручную (например, по нажатию на специальную кнопку) нельзя.
В ГИС МТ передается информация только по формализованным документам, в которых есть данные по маркированным товарам. Понять есть ли в документе коды маркировки можно только по содержимому xml-документа. Посмотреть коды маркировки в веб-интерфейсе нельзя.
Данные по маркированным товарам в xml-файле
Универсальный передаточный документ (УПД) с функцией СЧФДОП или ДОП
префикс в ИдФайл равен ON_NSCHFDOPPRMARK в 1 титуле и ON_NSCHFDOPOKMARK во 2 титуле,
внутри элемента Документ/ТаблСчФакт/СведТов/ДопСведТов/НомСредИдентТов указаны коды маркировки
Исправление УПД с функцией СЧФДОП или ДОП
префикс в ИдФайл равен ON_NSCHFDOPPRMARK в 1 титуле и ON_NSCHFDOPOKMARK во 2 титуле,
внутри элемента Документ/ТаблСчФакт/СведТов/ДопСведТов/НомСредИдент Тов указаны коды маркировки
Универсальный передаточный документ (УПД) с функцией СЧФДОП или ДОП
(формат действовал до 31.12.2019г.)
в Документ/ТаблСчФакт/СведТов/ИнфПолФХЖ2 указаны коды маркировки в формате или
Исправление УПД с функцией СЧФДОП или ДОП
(формат действовал до 31.12.2019г.)
в Документ/ТаблСчФакт/СведТов/ИнфПолФХЖ2 указаны коды маркировки в формате или
префикс в ИдФайл равен ON_NSCHFDOPPRMARK в 1 титуле и ON_NSCHFDOPOKMARK во 2 титуле,
внутри элемента Документ/ТаблСчФакт/СведТов/ДопСведТов/НомСредИдентТов указаны коды маркировки
Универсальный корректировочный документ (УКД)
в Документ/ТаблСчФакт/СведТов/ИнфПолФХЖ2 указаны коды маркировки в формате или или или sscc_до ” Значен=”…”>
в Документ/ТаблСчФакт/СведТов/ИнфПолФХЖ2 указаны коды маркировки в формате или или или
Как узнать статус обработки документов с маркированными товарами
Статус обработки документов в ГИС МТ “Честный ЗНАК” можно увидеть в списках документов и на странице документа.
В списках документов используется цветовая маркировка статуса:
серый — документ еще не обработан в ГИС МТ,
зеленый — документ успешно обработан, собственник кодов маркировки изменен
красный — получена ошибка обработки документа в ГИС МТ
На странице документа информацию можно увидеть в истории по документу:
статус обработки документа в “Честном ЗНАКе”,
дополнительную информацию о статусе, например, данные об ошибке,
ссылку на скачивание файла детализации — квитанции из ГИС МТ.
Какие статусы могут быть
Обрабатывается в ГИС МТ “Честный ЗНАК”
После успешной передачи документа в ГИС МТ “Честный ЗНАК”.
Ожидать результата обработки документа в ГИС МТ. Статус не предполагает никаких дополнительных действий от участников документооборота.
Обработан в ГИС МТ “Честный ЗНАК”
После успешной обработки документа в ГИС МТ “Честный ЗНАК”.
Товары из документа можно реализовывать дальше. Данный статус означает, что произошел переход прав собственности на маркированные товары.
Ошибка в ГИС МТ “Честный ЗНАК”
Если в процессе обработки документа в ГИС МТ “Честный ЗНАК” возникли ошибки.
В большинстве случаев потребуется исправить ошибки, аннулировать текущий документ и перевыставить новый..
Анализ ошибок и необходимых действий приведен ниже.
Передается в ГИС МТ “Честный ЗНАК”
Если ГИС МТ “Честный ЗНАК” недоступен, документ передать не удалось, но попытки передачи продолжаются.
Ожидать результата обработки документа в ГИС МТ. Статус не предполагает никаких дополнительных действий от участников документооборота.
Ошибка передачи в ГИС МТ “Честный ЗНАК”
Если при передаче документа в ГИС МТ возникла ошибка, документ передать не удалось, повторные попытки передачи не выполняются.
Ожидать результата обработки документа в ГИС МТ. Статус не предполагает никаких дополнительных действий от участников документооборота. После устранения проблем документы будут автоматически переданы в ГИС МТ.
Что делать при получении ошибки от ГИС МТ “Честный ЗНАК”
Ошибки могут возникать:
При отправке документа в ГИС МТ.
После обработки документа в ГИС МТ.
Ошибка при отправке
Может быть как на стороне Оператора ЭДО, так и на стороне ГИС МТ. Как правило, такие ошибки исправляются, после чего автоматически выполняется повторная отправка документа. После успешной отправки у документа изменится статус ГИС МТ на “Обрабатывается в ГИС МТ “Честный ЗНАК”.
Если исправление затягивается, вы можете обратиться в техподдержку и уточнить сроки.
Ошибки после обработки
Означают, что переход права собственности на маркированные товары не произошел. Нужно аннулировать текущий документ, самостоятельно исправить ошибки и перевыставить новый документ.
В таблице приведены ошибки, которые могут быть получены от ГИС МТ
Документ с таким номером уже зарегистрирован в ГИС МТ.
Проверить, есть ли среди ваших документов документ с таким же номером. Если документ есть, он абсолютно такой же (дубль) и по нему получен успешный статус ЦРПТ, то делать ничего не нужно.
Если есть документ с таким же номером, но сам документ по содержанию другой, то:
Продавцу:
Аннулировать текущий документ. Переотправить документ с другим номером.
Покупателю:
Аннулировать документ, попросить продавца перевыставить новый.
Важно. Такая ошибка может возникать для роуминговых документов, если роуминговый оператор раньше передал документы в ГИС МТ. На стороне ГИС МТ пока не реализована обработка таких документов, будет сделана до конца года. Статус обработки документа можно посмотреть в личном кабинете «Честного ЗНАКа» либо обратиться к своему контрагенту.
Продавец не зарегистрирован в ГИС МТ.
Продавцу:
Зарегистрироваться в ГИС МТ “Честный ЗНАК”. Аннулировать текущий документ, перевыставить новый
Покупателю:
Аннулировать документ, попросить продавца зарегистрироваться в ГИС МТ “Честный ЗНАК”
Покупатель не зарегистрирован в ГИС МТ.
Продавцу:
Аннулировать текущий документ. Попросить покупателя зарегистрироваться в ГИС МТ “Честный ЗНАК”
Покупателю:
Зарегистрироваться в ГИС МТ “Честный ЗНАК”. Аннулировать текущий документ, попросить продавца перевыставить новый документ.
Участник(и) (ИНН: <ИНН>) не зарегистрирован(ы) в ГИС МТ.
Участнику с указанным ИНН зарегистрироваться в ГИС МТ “Честный ЗНАК”.
Продавцу:
Аннулировать текущий документ. Переотправить новый документ.
Покупателю:
Аннулировать текущий документ, попросить продавца перевыставить новый.
УПД/УКД № <номер>от <дата>зарегистрирован в ГИС МТ ранее.
Проверить, есть ли среди ваших документов документ с такими же номером и датой. Если документ есть, он абсолютно такой же (дубль) и по нему получен успешный статус ЦРПТ, то делать ничего не нужно.
Если есть документ с такими же номером и датой, но сам документ по содержанию другой, то:
Продавцу:
Аннулировать текущий документ. Переотправить документ с другими номером и датой.
Покупателю:
Аннулировать документ, попросить продавца перевыставить новый.
УКД № <номер>от <дата>не обработан. Не найден исходный УПД в ГИС МТ.
Проверить статус у исходного УПД.
Если исходный УПД не передавался в ГИС МТ, то можно его зарегистрировать через личный кабинет ГИС МТ. После этого перевыставить УКД
Если по исходному УПД были получены ошибки, то нужно исправить ошибки в УПД, перевыставить его, затем перевыставить УКД.
Коды маркировки <КМ>не найдены в ГИС МТ.
Продавцу:
Проверить указанные в документе коды маркировки. Аннулировать текущий документ. Перевыставить новый документ с верными кодами маркировки. При необходимости запросить новые коды маркировки в ГИС МТ.
Покупателю:
Аннулировать документ, попросить продавца проверить указанные в документе коды маркировки и перевыставить документ с верными кодами.
У участника оборота (ИНН: <ИНН>) товаров нет полномочий на выполнение операции с кодом(ами) маркировки <КМ>.
Участнику с указанным ИНН:
Проверить, что он является собственником тех кодов, которые пытается реализовать.При необходимости завершить предыдущие операции по кодам маркировки, чтобы получить полномочия выполнять операции с кодами.Это может быть ввод в оборот кодов маркировки, завершение предыдущих сделок купли-продажи маркированных товаров и получение подтверждения по ним о переходе прав собственности.
Продавцу
Аннулировать текущий документ. После исправления ошибок переотправить новый документ.
Покупателю:
Аннулировать документ, попросить продавца перевыставить новый.
Статус кода маркировки <КМ>не соответствует выполняемой операции.
Продавцу:
Проверить, в каком статусе находятся коды маркировки. Это можно сделать в личном кабинете “Честного ЗНАКа”. При необходимости завершить предыдущие операции по кодам маркировки, чтобы их статус соответствовал выполняемой операции. Аннулировать текущий документ. Переотправить новый документ.
Покупателю:
Аннулировать документ, попросить продавца перевыставить новый.
Состав или имя документа некорректно.
Продавцу:
Аннулировать текущий документ. Переотправить новый документ с верным именем и корректным содержимым
Покупателю:
Аннулировать документ, попросить продавца перевыставить новый.
Не заполнена дата исправления.
Продавцу:
Аннулировать текущий документ. Переотправить новый документ с заполненной датой исправления.
Покупателю:
Аннулировать документ, попросить продавца перевыставить новый.
УПД № <номер>от <дата>не обработан. Данный документ зарегистрирован в ГИС МТ ранее, либо был проведен УПДи.
Проверить, есть ли среди ваших документов документ с таким же номером и датой. Если документ есть, он абсолютно такой же (дубль) и по нему получен успешный статус ЦРПТ, то делать ничего не нужно.
Если есть документ с такими же номером и датой, но сам документ по содержанию другой, то:
Продавцу:
Аннулировать текущий документ. Переотправить документ с другими номером и датой.
Покупателю:
Аннулировать документ, попросить продавца перевыставить новый.
УПДи № <номер>от <дата>не обработан. Был проведен УПДи с более поздними номером или датой исправления.
Продавцу:
Аннулировать текущий документ. Переотправить документ с другими номером и датой исправления.
Покупателю:
Аннулировать документ, попросить продавца перевыставить новый.
Коды маркировки <КМ>некорректные.
Продавцу:
Проверить указанные в документе коды маркировки, исправить на верные. Аннулировать текущий документ. Переотправить новый документ с верными кодами. При необходимости запросить новые коды маркировки в ГИС МТ.
Покупателю:
Аннулировать документ, попросить продавца проверить указанные в документе коды маркировки и перевыставить документ с верными кодами
УПДи № <номер>от <дата>не обработан. Данный документ (№ исправления: <номер>, дата исправления: <дата>) зарегистрирован в ГИС МТ ранее.
Проверить, есть ли среди ваших документов исправление УПД с таким же номером. Если документ есть, он абсолютно такой же (дубль) и по нему получен успешный статус ЦРПТ, то делать ничего не нужно.
Если есть документ с таким же номером, но сам документ по содержанию другой, то:
Продавцу:
Аннулировать текущий документ. Переотправить документ с другим номером.
Покупателю:
Аннулировать документ, попросить продавца перевыставить новый.
УПД\УКД № <номер>от <дата>не обработан. Содержит коды маркировки разных товарных групп.
Продавцу:
Аннулировать текущий документ. Переотправить несколько новых документов для разных товарных групп.
Покупателю:
Аннулировать документ, попросить продавца перевыставить несколько новых документов для разных товарных групп.
УПД\УКД № <номер>от <дата>не обработан. Не содержит кодов маркировки.
Проверить документ и поставку. Если кодов маркировки не должно быть в документе, то ничего не делать. Если коды должны быть, но их нет, то:
Продавцу:
Аннулировать текущий документ. Переотправить документ с кодами маркировки
Покупателю:
Аннулировать документ, попросить продавца перевыставить новый с кодами маркировки.
Также может быть получена необработанная ошибка. В этом случае детали ошибки можно посмотреть в файле детализации
Файл детализации
Представляет собой файл квитанции, которая была получена от ГИС МТ. Выводится в том виде, в котором файл был получен из Честного ЗНАКа.
Файл детализации может быть полезен в 2 случаях:
Если участник ДО по каким-то вопросам обращается в ГИС МТ “Честный ЗНАК” и ему нужно предоставить в ГИС МТ какую-нибудь из квитанций.
Предоставление информации в ГИС МТ «Честный ЗНАК»
Операторы системы маркировки товаров в России
Цифровизация экономики открыла широкие возможности для регистрации и отслеживания движения продукции рынке. Начав с проведения экспериментов, Правительство РФ планомерно расширяет перечень товарных групп, подлежащих маркировке и прослеживанию.
Для контроля движения продукции от места производства до места продажи запущены специальные информационные системы. На товарах, подлежащих отслеживанию появились цифровые метки, призванные снизить объем контрафакта и повысить прозрачность торгового рынка. Обеление оборота, рост собираемости налогов и безопасность продукции для граждан — такие бонусы ждет от внедрения маркировки государство.
Управлять процессами в каждой такой системе должен оператор маркировки товаров, назначенный Правительством РФ. Оператором маркировки в России является не одна организация, далее расскажем об этом подробнее.
ЦРПТ — оператор маркировки Честный ЗНАК
Концепцию будущей системы цифровых меток для потребительских товаров Правительство РФ утвердило в 2018 году (распоряжение N 2963-р). Предполагалось, что каждая единица получит свою метку — индивидуальный код, который будет храниться в государственной информационной системе (ГИС). В ней фиксируется весь жизненный цикл продукта: от производства или пересечения границы до продажи конечному потребителю.
Управлять ГИС обязан оператор: государственный орган или частная компания в рамках государственно-частного партнерства (ГЧП). Для создания ГИС цифровой маркировки был запущен ГЧП-проект с ЦРПТ.
Что такое ЦРПТ
Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ) создан в 2017 году. В число акционеров вошли ИТ-компания Александра Галицкого, корпорация «Ростех» и холдинг Алишера Усманова. Такой формат взаимодействия государственной корпорации и частного бизнеса позволил сконцентрировать в одном месте инвестиции и IT-разработки, ставшие базой для создания государственной информационной системы мониторинга товаров (ГИС МТ). Именно дочерняя организация ЦРПТ была назначена Правительством Дмитрия Медведева 3 апреля 2019 года оператором обязательной маркировки (Распоряжение N 620-р).
ЦРПТ не является регулятором. Все решения принимает Правительство. Координирует проект со стороны государства Минпромторг. Оператор маркировки создает и развивает процессы, обеспечивает безопасность данных. Кроме того, ЦРПТ занимает активную публичную позицию: взаимодействует с участниками рынка и потребителями.
Несмотря на то, что проект имеет стратегическое значение, в структуре бюджета средства на него не предусмотрены, в развитие инвестируют акционеры ЦРПТ. Часть финансирования взяли на себя ВЭБ.РФ и банки-партнеры в рамках программы по кредитованию «Фабрика проектного финансирования». Окупить вложения планируется за семь лет. Доход оператора маркировки формируется за счет выпуска средств идентификации: с каждого маркируемого товара ЦРПТ получает 60 копеек с НДС.
Что такое ГИС МТ «Честный ЗНАК»
Для работы с маркировкой ЦРПТ создал единую онлайн-платформу — ГИС МТ Честный ЗНАК. Был разработан сайт, веб-интерфейс личного кабинета участника оборота и мобильные приложения для бизнеса и потребителей.
Сайт честныйзнак.рф
Поскольку система цифровой маркировки в России находится в стадии разработки и внедрения, в ней происходит много изменений: выходят новые законодательные акты, добавляются товарные группы, меняются сроки запуска, запускаются эксперименты. Всю актуальную информацию ЦРПТ размещает на официальном сайте ГИС МТ — честныйзнак.рф.
Веб-ресурс содержит данные о самой госсистеме, о внедрении маркировки в каждой товарной группе, возможностях бизнеса и потребителя. На вовлечение в процесс потребителей ЦРПТ делает большую ставку: по замыслу оператора участие граждан в отслеживании кодов маркировки станет отличным инструментом для выявления недобросовестных предпринимателей.
Приложение «Честный ЗНАК»
Установив мобильное приложение на IOS или Android телефон, покупатель может распознать дата матрикс на товаре прямо в магазине. Честный ЗНАК покажет информацию о продукте и предложит отправить жалобу о подделке, если код не считался или отсутствует.
В развитие приложения ЦРПТ вкладывает большие усилия. За счет геймификации, проведения конкурсов и активности в соцсетях увеличивает количество активных пользователей.
Мобильное приложение «Честный ЗНАК.Бизнес»
Для малого и среднего бизнеса оператором ГИС МТ создано отдельное бесплатное приложение. В нем можно работать с маркировкой, сканировать штрихкод, отправлять документы через ЭДО.Лайт. Есть встроенный чат для общения с техподдержкой Честного ЗНАКа. По замыслу ЦРПТ приложение позволит предпринимателям отказаться от покупки дополнительного оборудования (2d-сканера и ТСД) и ускорит работу с маркированным товаром.
Личный кабинет ГИС МТ
Для работы с маркировкой каждая компания должна зарегистрироваться в Честном ЗНАКе. Производители, импортеры, оптовики, розничные магазины — все участники взаимодействуют с ГИС МТ через свой личный кабинет. В нем заказываются коды идентификации, подаются сведения о смене собственника маркированной продукции, регистрируется вывод продукции из оборота.
Ссылка для перехода в кабинет находится на странице товарной категории портала честныйзнак.рф. Для основной части товарных категорий она одинакова и ведет в Единый личный кабинет — https://markirovka.crpt.ru/register. Однако есть исключения. Вход в ГИС МТ для работы с маркировкой продукции из меха происходит по ссылке https://furs.mark.crpt.ru/. А участники оборота лекарственных средств регистрируются в отдельной подсистеме — ИС МДЛП.
Что такое ИС МДЛП
Оборот лекарственных препаратов отслеживается в отдельной информационной системе — МДЛП, что означает мониторинг движения лекарственных препаратов. Сообщать об операциях с лекарствами в МДЛП должны фармпроизводители, логистические компании, аптеки, дистрибьюторы и медицинские организации. Подача сведений происходит через личный кабинет Честного ЗНАКа по ссылке: https://mdlp.crpt.ru.
Маркировка лекарств в России стартовала в виде эксперимента в 2017 году и первоначально оператором ГИС была назначена Федеральная налоговая служба (ФНС). Однако в ноябре 2018 года ИС МДЛП мигрировала в Честный ЗНАК. Распоряжением Правительства оператором маркировки лекарств был назначен ЦРПТ (N 2828-р от 18.12.2018).
В ИС МДЛП отражается не только информация о производстве и продаже лекарственных средств. Клиники должны отчитываться и передавать данные в Честный ЗНАК о применении препарата и его перемещении между складами и отделениями. Если в базе нет сведений о лекарстве — закупать и использовать его нельзя. Для тестирования и отработки операций в МДЛП создана копия рабочей программы, названная «Песочница».
Роль Национального каталога
«Национальный каталог» — единое хранилище данных о потребительских товарах и часть экосистемы маркировки, созданной ЦРПТ. Его появление закреплено в Распоряжение Правительства N 791-р. Энциклопедия товаров организована по принципу классификатора. Информация распределена по категориям, для каждого записан уникальный код, внесено описание и данные о производителе, прикреплена разрешительная документация.
Структуру каталога и правила заполнения карточек создает ЦРПТ. Он же выступает оператором и инвестором. Информацию вносят производители и импортеры. В частности, на правах партнера каталог наполняет X5 Retail Group и его поставщики. Доступ в единый онлайн-каталог бесплатный. Производители, оптовики и розница могут свободно использовать базу данных и собранную по товарам статистику. Для потребителя ресурс служит онлайн-витриной: можно изучать информацию, знакомиться с отзывами, рейтингами и комментариями экспертов рынка.
Зачем нужен GetMark
Система маркировки состоит из нескольких структур. Участнику рынка, работающему с маркированным товаром, приходится взаимодействовать с каждой из них: ГИС МТ Честный ЗНАК, Национальным каталогом, GS1 RUS. Кроме этого, нужно как-то вести учет, взаимодействовать с контрагентами, анализировать информацию о складах.
Для автоматизации работы с маркировкой и учета товаров создано программное решение GetMark. Уникальный сервис поможет бизнесу любого размера и оргструктуры внедрить обязательную маркировку в короткие сроки без кардинальной перестройки налаженных бизнес-процессов.
✓ Создаст единое окно для работы с маркировкой;
✓ Позволит сэкономить на технике и ЭДО.
Saas-сервис для российского бизнеса с помощью современных технологий помогает сделать внедрение цифровой маркировки конкурентным преимуществом: увеличить скорость работы с клиентами, снизить количество ошибок, принимать решения на основе оцифрованных данных. Внедрение GetMark экономит до 50% времени за счет оптимизации процесса работы с маркированным товаром на каждом этапе. Любой размер бизнеса и тип участника оборота при внедрении сервиса автоматизации маркировки получит выгоду.
Роль ГС1 рус в маркировке
Международная ассоциация GS1 разрабатывает системы автоматической идентификации. Единые стандарты штрихкодов ГС1 используют компании по всему миру: маркируют упаковки товаров и логистические единицы. Российское подразделение этой организации является партнером ЦРПТ. На стандартах штрихкодирования GS1 построена идентификация товаров в Честном ЗНАКе и Национальном каталоге.
В состав кода дата матрикс, выбранного в качестве идентификатора маркировки, зашит GTIN — уникальный номер продукции в международной системе. Для внесения своего товара в ГИС МТ производители и импортеры в обязательном порядке должны получить этот номер. Генерировать GTIN могут только члены ассоциации. Для участников маркировки по соглашению между ГС1 и ЦРПТ действуют специальные условия членства: сумма вступительного и ежегодного взноса значительно снижены.
С появлением Национального каталога вносить описание товаров стало возможно прямо в электронном каталоге вместо ГС1 РУС, но регистрация в ассоциации по-прежнему необходима. Никакие другие организации, кроме GS1, не имеют права присваивать GTIN товару. Получение кода товара через Нацкаталог возможно благодаря электронному обмену. Аналогично организовано описание подлежащих маркировке товаров через сервис GetMark: благодаря встроенной интеграции с Честным ЗНАКом, ГС1 РУС и Национальным каталогом получение кода товара на вновь изготовленные и на остатки происходит автоматически.
Гознак — оператор маркировки ювелирных изделий и драгметаллов
Работа над созданием системы прослеживаемости драгоценных металлов и камней обсуждалась в правительстве с 2017 года. Помимо пломб и клейма, на ювелирные изделия было решено наносить нанометки с кодом дата матрикс. Цифровая маркировка позволит не только проверить оригинальность изделия, но и зафиксирует движение сырья и товара от места добычи до прилавка. Запустить государственную информационную программу маркировки ювелирных изделий и драгметаллов Правительство РФ поручило компании Гознак.
Что такое Гознак и какие функции
АО «Гознак» занимается производством защищенной продукции: банкноты, монеты, паспорта, бланки ценных бумаг, почтовые и акцизные марки. Выпуск полиграфических изделий с защитой и контроль защитных признаков — вот специализация компании. Также Гознак выполняет секретные заказы Банка России. Один из товаров Гознака — КИЗ или контрольные идентификационные знаки.
Формально Гознак подчиняется Министерству Финансов и является стратегическим объектом. Однако само предприятие акционировано. Весь пакет акций принадлежит государству, а именно Росимуществу. В совет, управляющий компанией, входят госчиновники МинФина, Росимущества и Банка России. Распоряжаться акциями компании можно только с разрешения президента. Гознак оказывает услуги и государству, и частным компаниям.
Гознак участвует и в маркировке. С 2016 года приказом Федеральной налоговой службы компания назначена ответственной за выпуск КИЗ для изделий из меха. Кроме того, с 1 марта 2021 года Гознак открыл доступ к системе учета драгоценных металлов и камней. Оператором он назначен Правительством (Постановление N 321).
Что такое ГИИС ДМДК и её роль в маркировке
В 2021 году Гознак запустил государственную информационную систему по маркировке драгоценных металлов и ювелирных изделий — ГИИС ДМДК. Такой аббревиатурой обозначается Государственная интегрированная информационная система в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них.
ГИИС ДМДК будет прослеживать движение сырья и материалов от момента добычи до момента продажи. Условия маркировки и прослеживания меток драгметаллов сформулированы в Постановлении Правительства N 270. АО «Гознак» является разработчиком и оператором маркировки в данной отрасли. Цифровизация даст доступ к сведениям о происхождении ювелирного изделия и характеристиках сырья надзорным органам и потребителю (с помощью специального мобильного приложения).
Цифровая платформа маркировки ювелирных изделий заработала с 1 марта 2021. На металлическую часть украшения в Федеральной пробирной палате наносится нанокод дата матрикс. Операции с опломбированным и маркированным товаром участники оборота регистрируют в ГИИС ДМДК, обеспечивая прослеживаемость на каждом этапе оборота. Таким образом, государство получит контроль за оборотом драгметаллов и снизит объем контрафакта на ювелирном рынке.
Остальные операторы, связанные с маркировкой или прослеживаемостью
В последние несколько лет список товарных групп, подлежащих контролю увеличивается. ГИС МТ Честный ЗНАК является одной из наиболее крупных систем, но не единственной. В России работает несколько структур маркировки и прослеживаемости. Расскажем вкратце об остальных операторах, действующих на российском рынке сегодня.
Росалкогольрегулирование
Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка работает с 2009 года. Подчиняется ведомство Министерству финансов. Росалкогольрегулирование интересуется всем, что связано с алкоголем: контролирует производство и оборот, проводит проверки, вносит предложения о законодательных актах. Этот государственный орган выдает лицензии на спиртное, а с конца 2009 года является оператором ЕГАИС — Единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Через неё государство контролирует оборот алкогольной продукции: производство, импорт, продажу, а также работу общепита. В момент создания в 2006 году прослеживание затрагивало только производителей и импортеров алкоголя. Теперь в ЕГАИС вносят сведения все участники оборота крепких спиртосодержащих напитков. Для маркировки на продукцию наклеивается акцизная марка с двумерным штрихкодом. При приемке и отгрузке происходит обработка сопроводительных документов через ЕГАИС. Так государство получает информацию о каждом этапе жизненного цикла спиртосодержащего товара и контролирует оборот алкоголя в стране.
Рослесхоз
Федеральное агентство лесного хозяйства с 2004 года управляет лесным фондом РФ. Задача ведомства защищать, управлять, восстанавливать леса, планировать их использование и следить за воспроизведением. Рослесхоз является оператором Лес ЕГАИС — государственной системы по учету древесины и сделок с ней.
ЕГАИС Лес контролирует любые операции с деревом: производство, экспорт, импорт и продажу внутри страны. С помощью электронных деклараций участники сделки отчитываются перед государством на сайте. Портал был запущен в соответствии с изменениями в лесном кодексе (415-ФЗ). С 1 июля 2021 года прослеживаемость древесины охватила территорию всей страны. Информацию вносят склады, деревообрабатывающие производства и организации, продающие и покупающие пиломатериалы.
Рослесхоз фиксирует координаты делянки, породы деревьев, объем заготовки и перемещение древесины от места рубки до перерабатывающего предприятия или складов. Сведения о владельцах предприятия-лесопользователя тоже попадают в сервис. Информация о сделке передается в оцифрованном виде — в ГИС вносится электронный сопроводительный документ.
Лес ЕГАИС предоставит ведомствам информацию о производстве и продаже древесины, позволит контролировать лесопользователей и усилит возможности лесного надзора.
Россельхознадзор
Россельхознадзор создан в 2004 году и входит в Министерство сельского хозяйства. Ведомство контролирует оборот продукции животного и растительного происхождения, например, кормов для животных. Кроме того, надзорный орган защищает страну от ввоза и распространения возбудителей болезней животных и вредных растений. Эта федеральная служба создала электронную систему ВетИС и является ее оператором. Проследить «от поля до прилавка» — такую задачу ставит себе Россельхознадзор.
ФГИС «ВетИС» состоит из нескольких разных компонентов, распределенных исходя из схожести отслеживаемых бизнес-процессов. Например, в «Аргусе» оформляются электронные разрешения на ввоз подлежащих ветеринарному контролю товаров, а интерфейс «Хорриот» позволяет внести сведения об идентификации и учесть поголовье животных. Наиболее известной электронной системой в рамках ВетИС является ФГИС «Меркурий». Она используется для получения электронных ветсвидетельств и организует прослеживаемость на их основе.
Продукция, подлежащая ветконтролю, фиксируются при производстве, перемещении на территории страны и смене собственника. Каждый груз сопровождают электронные ветеринарно-сопроводительные документы (ВСД), информация о которых вносится в «Меркурий». При приемке продукции в месте получения ВСД гасится — компания подтверждает, что приняла на баланс отслеживаемый ветеринарным контролем продукт. Так весь процесс работы с продукцией животного происхождения фиксируется государством.
ФНС и прослеживаемость на территории ЕАЭС
Осенью 2020 года начал действовать Федеральный закон N 371-ФЗ, который внес изменения в Налоговый кодекс и запустил систему прослеживаемости импортных товаров. Это не тоже самое, что маркировка, но также касается только определенного перечня продукции, например, холодильников и детских колясок. Отслеживаются товары на всей территории ЕАЭС для контроля оборота: сбор, учет и хранение данных о ввезенных товарах и операциях с ними.
Цепочку фиксирует ФНС — оператор прослеживаемости. Сведения о каждой еденице государство не интересуют, учет ведется партионный. Каждой партии присваивается отдельный номер — РНПТ. В налоговую информация о РНПТ поступает из переданных организациями документов и отчетов. Для этого введены новые формы счетов-фактур, УПД, отчета об операциях и декларации по НДС. Никакие дополнительные идентификаторы в рамках данной системы на ТМЦ не наносятся.
Система прослеживаемости действует для организаций и ИП на всех типах налогообложения. Отличается только форма, в которой предоставляются сведения. Например, предприниматели на УСН сдают квартальный отчет с РНПТ, а организации на ОСНО отражают операции с РНПТ в декларации по НДС. Все организации, участвующие в обороте такого товара, подают в ФНС документы, содержащие реквизиты прослеживаемости.
До конца 2020 года меры действовали в виде эксперимента. Запуск был запланирован на 1 июля 2021 года, но 30 июня Федеральная налоговая служба разослала письмо № ЕА-4-15/ [email protected] о переносе на неопределенный срок.
Белорусские операторы маркировки
Система маркировки в Республике Беларусь запущена по заказу Министерства по налогам и сборам в 2005 году. Первые товары, которые подлежали маркировке — пиво и моторное масло. Сейчас маркируется более двадцати товарных групп. Средства идентификации производят два белорусских предприятия, подконтрольных Минфину.
Сведения о контрольных идентификационных знаках участники рынка загружают в АС БДБ. «Автоматизированная система ведения электронного банка данных бланков документов» собирает и хранит данные обо всех бланках строгой отчетности. Оператором является Белорусский межбанковский расчетный центр — ОАО «БМРЦ».
Знаки маркировки выдаются только производителям и импортерам. Эти компании регулярно отчитываются об использовании средств идентификации перед белорусской налоговой. Также налоговая получает данные об объемах изготовления, импорта и продажах маркированных товаров. За нарушения правил маркировки предусмотрен штраф.
Еще одной системой маркировки, функционирующей в Республике Беларусь, является Банк ePASS или Банк электронных паспортов товаров. Это единый национальный ресурс с их описаниями. Вносят данные производители и импортеры. В дальнейшем загруженное описание используют все участники цепи поставки. Один из компонентов ePASS учитывает сделки с подлежащими маркировке товарами. Называется автоматизированная система — «Контроль легальности товаров».
Заключение — зачем нужны операторы маркировки
Маркировка и прослеживаемость товаров — способы контроля, вводимые государством через операторов для противостояния серому рынку и нелегальному обороту. У проектов три группы выгодоприобретателей.
Потребители получают защиту здоровья и жизни — система допускает в продажу только товары, качество которых подтверждено. Покупатель может сам проверить приобретаемый продукт на страницах сайтов операторов маркировки и в специальных приложениях. В будущем цифровая маркировка открывает возможности для прямого взаимодействия компаний-производителей и потребителей.
Самый очевидный эффект, ожидаемый государством – фискальный. Сокращение незаконного оборота, снижение затрат на администрирование товарной группы, повышение прозрачности рынка – все это положительно сказывается на доходности бюджета и собираемости налогов. Кроме того госорганы получают в свое распоряжение массив данных об участниках оборота, товарах и операциях с ними.
Бизнес также получает от маркировки выгоду. Легальные игроки выигрывают от обеления рынка и оздоровления конкурентной среды — маркировка и прослеживаемость в первую очередь влияют на сокращение нелегального оборота. Компании могут использовать цифровые данные: отслеживать движение своей продукции, снижать объем пересорта и ошибок в отгрузке, ускорять и автоматизировать процессы.
Операторы маркировки — те организации, которые делают работу маркировки и прослеживаемости возможной: создают и развивают каждую из них. Организации администрируют саму систему, взаимодействуют с участниками рынка и государственными органами, хранят и передают накопленные массивы данных.