что грозит участникам несанкционированного митинга
Ответственность за участие в несанкционированном митинге.
Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19.06.2004 N 54-ФЗ (далее – ФЗ № 54) определен порядок организации митингов; правила определения мест для проведения мероприятий; субъектный состав участвующих (организаторы, участники); основания для приостановления и прекращения митинга.
Закон запрещает незапланированный массовый сбор людей. В силу статьи 7 ФЗ № 54 организатору необходимо предварительно подать заявку на проведение митинга в орган исполнительной власти того субъекта, где он проводится.
Далее производится согласование места его проведения. К территориям, на которых проведение митингов запрещено, относятся железнодорожные пути, площадки, примыкающие к зданиям органов власти, и т.д. Кроме того, нельзя проводить митинги там, где они могут нарушить работу инфраструктурных объектов, повлиять на движение транспорта.
Ответственность за любые нарушения, связанные с организацией и проведением массовых собраний людей установлена статьей 20.2 КоАП РФ.
В ч. 1 статьи 20.2 КоАП РФ закреплена ответственность для организаторов, которые не соблюдали порядок проведения мероприятия, предусмотренный законом, а также не выполняли обязанностей, которые должны выполнять организаторы митинга.
То, какой вид наказания понесет нарушитель, зависит от того, кем он является – простым гражданином, должностным, либо юридическим лицом. Если для граждан максимальный штраф – 20 тысяч рублей, то для юридических лиц его размер может доходить до 100 тысяч. Для граждан возможна замена штрафа обязательными работами (до 40 часов).
Кроме того, граждане могут быть арестованы (максимальный срок ареста – 10 суток), или привлечены к обязательным работам (до 50 часов).
Ответственность по указанной статье КоАП РФ наступает с 16 лет.
Также к административной ответственности при участии несовершеннолетнего ребенка в несанкционированном публичном мероприятии могут быть привлечены и его законные представители (родители), а именно по ст. 5.35 КоАП РФ, то есть за неисполнение, ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями обязанностей по содержанию, воспитанию несовершеннолетних, что в свою очередь влечет предупреждение или наложение административного штрафа.
Указанные дела об административных правонарушениях рассматриваются Комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав.
В случае недостижения несовершеннолетним возраста, с которого наступает административная ответственность, либо освобождения его от предусмотренной законом ответственности, членами КДН и ЗП может быть принято решение о проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним и его родителями (законными представителями).
· скрывать свое лицо, применять маскировку и предметы, которые затрудняют идентификацию личности человека по его внешним признакам;
· хранить, употреблять, распространять алкогольную и спиртосодержащую продукцию, включая пиво и пивные напитки;
· находиться в месте проведения публичного мероприятия в состоянии опьянения;
· совершать иные противоправные действия, нарушающие общественный порядок (нецензурная брань, непристойные жесты, неповиновение законным требованиям сотрудника полиции, призывы к насилию и прочее);
· причинять вред имуществу или личности.
Кроме того, участники массовых мероприятий могут понести более суровую ответственность, если в результате нарушения правил проведения митинга имуществу или здоровью граждан будет причинен вред. В этом размер штрафа может достигать 300 тысяч рублей, а срок обязательных работ – 200 часов. Кроме того, участника могут арестовать на 15 суток.
Законом предусмотрена уголовная ответственность для организаторов митинга.
В соответствии со ст. 212.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, если это деяние совершено неоднократно, наказывается штрафом в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.
Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Прокурор разъясняет
Законом установлен особый порядок организации и проведения публичных мероприятий.
Если органами власти отказано в согласовании проведения мероприятия, то оно является несанкционированным.
Проведение несанкционированных мероприятий влечет привлечение к различным видам ответственности.
Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования влечет административную ответственность, предусмотренную ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Частью 5 ст. 20.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение участником публичного мероприятия порядка его проведения, которое может быть выражено в невыполнении законных требований организатора публичного мероприятия, сотрудников органов внутренних дел, войск национальной гвардии Российской Федерации.
Лицу, совершившему данное правонарушение, может быть назначено наказание в виде административного штрафа в размере до 20 тыс. рублей или обязательных работ на срок до 40 часов.
Участие граждан в несанкционированных публичных мероприятиях собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании, повлекших создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной инфраструктуры, является административным правонарушением.
Ответственность за такие деяния наступает по ч. 6.1 ст. 20.2 КоАП РФ, и предусматривает наказание в виде штрафа до 20 тыс. рублей, обязательных работ или административного ареста сроком на 15 суток.
Призывы к участию и само участие в таких акциях предусматривает ответственность, начиная с 16 лет. Лицо, достигшее этого возраста, может быть задержано на срок до 48 часов. Впоследствии к нему может быть применено наказание в виде штрафа, обязательных работ или административного ареста.
За повторное подобное нарушение установлена уголовная ответственность и виновному лицу может быть назначено наказание вплоть до лишения свободы на срок до 5 лет.
Кроме того, с 10 января 2021 года вступили в силу изменения, внесенные в статью 267 УК РФ, предусматривающие уголовную ответственность за умышленное блокирование транспортных коммуникаций, объектов транспортной инфраструктуры либо воспрепятствование движению транспортных средств и пешеходов на путях сообщения, улично-дорожной сети, если эти деяния создали угрозу жизни, здоровью и безопасности граждан, либо угрозу уничтожения или повреждения имущества физических и (или) юридических лиц.
Кроме того, статьей 20.2.2 КоАП РФ за аналогичные правонарушения предусмотрена административная ответственность, если эти деяния не содержат уголовно-наказуемого деяния.
Отдельно стоить отметить, что участие подростков в несанкционированных митингах опасно для их жизни и здоровья.
Вовлечение несовершеннолетнего в участие в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет административную ответственность, предусмотренную ч. 1.1 ст. 20.2 КоАП РФ, и предусматривает наказание в виде штрафа в размере до 50 тысяч рублей, административный арест на срок до 15 суток.
К административной ответственности при участии несовершеннолетнего ребенка в несанкционированном митинге могут быть привлечены и его родители, а именно по ст. 5.35 КоАП РФ за неисполнение/ненадлежащее исполнение по воспитанию несовершеннолетних детей.
С целью недопущения участия несовершеннолетних в подобных мероприятиях, родителям необходимо проводить профилактическую беседу с детьми о недопустимости участия в несанкционированных публичных мероприятиях.
От ответственности за участие в несанкционированных акциях, митингах
Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19.06.2004 N 54-ФЗ (далее – ФЗ № 54) определен порядок организации митингов; правила определения мест для проведения мероприятий; субъектный состав участвующих (организаторы, участники); основания для приостановления и прекращения митинга.
Закон запрещает незапланированный массовый сбор людей. В силу статьи 7 ФЗ № 54 организатору необходимо предварительно подать заявку на проведение митинга в орган исполнительной власти того субъекта, где он проводится. Далее производится согласование места его проведения.
К территориям, на которых проведение митингов запрещено, относятся железнодорожные пути, площадки, примыкающие к зданиям органов власти, и т.д.
Кроме того, нельзя проводить митинги там, где они могут нарушить работу инфраструктурных объектов, повлиять на движение транспорта.
Ответственность за любые нарушения, связанные с организацией и проведением массовых собраний людей, установлена статьей 20.2 КоАП РФ и наступает с 16 лет.
Несанкционированный митинг отличается от санкционированного тем, что проводится без предварительного согласования с исполнительным органом власти. За проведение такого мероприятия и участие в нем предусмотрена различного рода ответственность.
Привлечение подростков в подобные мероприятия запрещено законодательством.
Совершение несовершеннолетними противоправных действий, в том числе участие в несанкционированных мероприятиях повлечет привлечение их родителей к установленной законом ответственности.
Родителям и законным представителям несовершеннолетних участников несанкционированных массовых мероприятий следует помнить об административной ответственности, предусмотренной ст. 5.35 КоАП РФ за ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних, что в свою очередь влечет предупреждение или наложение административного штрафа.
Указанные дела об административных правонарушениях рассматриваются Комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав.
В случае недостижения несовершеннолетним возраста, с которого наступает административная ответственность, либо освобождения его от предусмотренной законом ответственности, членами КДН и ЗП может быть принято решение о проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним и его родителями (законными представителями).
– скрывать свое лицо, применять маскировку и предметы, которые затрудняют идентификацию личности человека по его внешним признакам;
– хранить, употреблять, распространять алкогольную и спиртосодержащую продукцию, включая пиво и пивные напитки;
– находиться в месте проведения публичного мероприятия в состоянии опьянения;
– совершать иные противоправные действия, нарушающие общественный порядок (нецензурная брань, непристойные жесты, неповиновение законным требованиям сотрудника полиции, призывы к насилию и прочее);
– причинять вред имуществу или личности.
Частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность за участие в митинге с нарушением установленного законом порядка.
Кроме того, участники массовых мероприятий могут понести более суровую ответственность, если в результате нарушения правил проведения митинга имуществу или здоровью граждан будет причинен вред. В этом размер штрафа может достигать 300 тысяч рублей, а срок обязательных работ – 200 часов. Кроме того, участника могут арестовать на 15 суток.
Законом предусмотрена уголовная ответственность для организаторов митинга. В соответствии со ст. 212.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, если это деяние совершено неоднократно, наказывается штрафом в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.
Несанкционированные митинги и ответственность за них
Закон запрещает незапланированный массовый сбор людей. В силу статьи 7 ФЗ № 54 организатору необходимо предварительно подать заявку на проведение митинга в орган исполнительной власти того субъекта, где он проводится.
Далее производится согласование места его проведения. Далеко не во всех местах можно устраивать массовые собрания людей. Территории, где их проведение запрещено, перечислены в части 2 статьи 8 ФЗ № 54.
К местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, относятся:
1) территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности;
2) путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-газопроводов, высоковольтных линий электропередачи;
3) территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
4) пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на, то пограничных органов.
Административная ответственность. Что грозит нарушителю?
Административная ответственность за несанкционированные митинги наступает согласно ст. 20.2 КоАП «Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования».
На массовом мероприятии много опасностей, например: давка, противоборство с правоохранительными органами, и т.д.
Не только организаторов могут наказать за нарушения, связанные с организацией и проведением массовых мероприятий. Участники митингов также могут быть подвергнуты административным мерам наказания при наличии на то оснований.
Кроме того, участники массовых мероприятий могут понести более суровую ответственность, если в результате нарушения правил проведения митинга имуществу или здоровью граждан будет причинен вред. В этом случае меры наказания куда серьезнее. Размер штрафа может достигать 300 тысяч рублей, а срок обязательных работ – 200 часов. Кроме того, участника могут арестовать на 15 суток.
Уголовная ответственность по статье 212.1 УК РФ: наказание за неоднократные административные нарушения
Основанием для применения мер уголовной ответственности является неоднократное нарушение порядка организации или проведения мероприятия.
Меры ответственности суровые. Данное деяние наказывается штрафом в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода, осужденного за период от двух до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.
Уважаемые граждане!
Принимая решение участия в том или ином мероприятии, нужно задуматься о последствиях. Данные о привлечении лица к уголовной и административной ответственности хранятся в базах информационного центра МВД РФ даже после погашения судимости. Информация о привлечении вас к ответственности негативно скажется не только на вас, но и на детях и родственниках при трудоустройстве на работу либо поступлении высшие учебные заведения.
Незаконный митинг: права и последствия
Член Ассоциации юристов России Ольга Евстропова — о том, что грозит за участие в несогласованных митингах.
Фото © ТАСС / Евгений Разумный
Но митинги и шествия не должны ущемлять права и свободы третьих лиц, поэтому их проводят с учётом ряда законодательных ограничений, установленных в т.ч. в Федеральном законе «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19.06.2004 № 54-ФЗ.
Утверждение о том, что привлечение к административной ответственности является нарушением права граждан на участие в мирных собраниях, предусмотренного Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, не является обоснованным.
Европейский суд в многочисленных постановлениях неоднократно указывал на то, что право на свободу собраний является фундаментальным правом в демократическом обществе и, наряду с правом на свободу выражения мнения, одной из основ такого общества. Чтобы позволить национальным властям принять необходимые превентивные меры безопасности, объединения и иные лица, организующие демонстрации, как участники демократического процесса должны уважать нормы, регулирующие данный процесс, путём соблюдения действующих нормативных актов.
В этой связи уведомительный и даже разрешительный порядок для публичного мероприятия, как правило, не посягает на существо права, предусмотренного статьёй 11 Конвенции, поскольку цель данного порядка состоит в том, чтобы дать властям возможность принять разумные и целесообразные меры для обеспечения спокойного проведения любого собрания, митинга или иного мероприятия политического, культурного или другого характера.
Разрешительный порядок отвечает требованиям пункта 1 статьи 11 Конвенции, если его целью является предоставление властям возможности обеспечить мирный характер митинга. Так, требование о получении разрешения на демонстрацию не является несовместимым со статьёй 11 Конвенции. Поскольку государства имеют право требовать обращения за разрешением, они должны наделяться правом применять санкции к лицам, участвующим в демонстрациях, не отвечающих этому требованию.
В свою очередь организатор публичного мероприятия обязан не только осуществить необходимые процедуры по подаче уведомления, но и обеспечить соблюдение условий проведения публичного мероприятия, требовать от участников публичного мероприятия соблюдения общественного порядка и регламента его проведения, прекращения нарушения закона, обеспечивать в пределах своей компетенции общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, обеспечивать сохранность зелёных насаждений, помещений, зданий, строений, сооружений, оборудования, мебели, инвентаря и другого имущества в месте проведения публичного мероприятия. Организатор несёт гражданско-правовую ответственность за вред, причинённый участниками публичного мероприятия. Возмещение вреда осуществляется в порядке гражданского судопроизводства.
Не твоего посла дело
Рассылка сообщений в соцсетях с призывами к участию в несогласованных с властями мероприятиях однозначно является нарушением установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования и влечёт административную ответственность. Участие в несанкционированном митинге грозит административной или даже уголовной ответственностью.