что гринев отдал пугачеву
Петр Гринев и заячий тулуп
В литературе нередко можно встретить приём характеристики героя через вещи, предметы быта. Вещь, становясь художественной деталью, приобретает часто роль символа, знака судьбы.
В повести “Капитанская дочка” такой знаковой вещью в судьбе Петра Гринёва является заячий тулуп. Через этот предмет-символ утверждается неписаная мудрость о том, что сделанное человеком добро возвратится ему стократно.
Выведенный к постоялому двору из бурана Петя Гринёв хотел отблагодарить своего спасителя (Пугачёва-вожатого), дав деньги, которые, тот, конечно, быстро бы потратил и забыл. Но, проиграв накануне в биллиард большую сумму, герой не мог потребовать у Савельича повторно деньги, чтобы дать их отважному проводнику. Он сказал, чтобы Савельич отдал заячий тулуп, потому что видел, что вожатый плохо, не по зимней погоде, одет. Тулуп – это знак не только благодарности, но человеческого участия, проявленной заботы. Такое не забывается.
В занятой бунтовщиками крепости память Пугачёва о согревшем его заячьем тулупе спасла Гринёву жизнь. И вдогонку отпущенному герою Пугачёв послал тоже тулуп – из овчины. Надо понимать, в оренбургской зимней степи это самая нужная вещь. Благодарная забота друг о друге на уровне простого человеческого желания согреть, не дать замёрзнуть – это один из моментов положительной характеристики Пугачёва, которого официальная литература представляла только злодеем, не имеющем искры добра.
Капитанская дочка момент с заячьим тулупом
кто подарил Петруше заячий тулуп (капитанская дочка)
Гринев, ехавший со своим дядькой Савельичем к месту службы, в оренбургской степи попадает в буран. Их выводит к жилью случайно встретившийся им мужик, ставший их вожатым, то есть проводником. В знак благодарности Гринев отдает мужику свой заячий тулуп.
Очень уж не хотелось Савельичу расставаться с заячьим тулупом. Но Гринев не послушал старого слугу. И оказался прав.
Пугачев захватил Белогорскую крепость. Расправа с защитниками крепости была скорой – офицеров, отказавшихся присягать самозванцу «царю», вздергивали на виселицу. Такая же судьба была уготовлена и Гриневу – ему уже накинули петлю на шею. Но Пугачев его неожиданно милует, несмотря на то, что Гринев отказался целовать у него руку. Почему?
Пугачев узнал сначала Савельича, когда тот бросился ему в ноги, умоляя не губить «барского дитяти», а потом и самого Гринева. «Я помиловал тебя за твою добродетель, — говорит Пугачев приведенному к нему Гриневу, — за то, что ты оказал мне услугу, когда принужден я был скрываться от своих недругов».
Мотив заячьего тулупа играет очень важную роль в движении сюжета повести – можно сказать ключевую. Не будь его, автору нужно было бы придумывать что-нибудь другое для «чудесного спасения» героя и приближения его к Пугачеву – с тем, чтобы он смог увидеть крестьянскую войну «изнутри», из ставки ее вождя, и потом описать увиденное.
Этот заячий тулуп, как мне кажется, недаром попадается. Александр Пушкин взял его из исторической книги «Ложный Петр III». В ней во втором томе, среди документов о пропавших вещах, один дворянин жалуется, что у него пропал заячий тулуп.
Такие детали сами по себе не выполняют сюжетообразующую функцию – они заменимы. Тулуп мог быть волчьим или даже не тулупом вовсе, а шапкой, рукавицами. Важен сюжетный ход: Гринев оказывает услугу вожатому, а тот, уже в качестве «царя», платит ему ответной услугой – дарует жизнь. Этот сюжетный мотив – «услуга за услугу» — рожден коллективной мудростью народа и стар как мир.
Итак, заячий тулуп в «Капитанской дочке» выполнил функцию сюжетной пружины, «заведенной» в тот момент, когда Петруша Гринев, уезжая из дома, надел его в дорогу. «Капитанскую дочку» Пушкин задумал до поездки в Казань. В первоначальных набросках плана повести не было положительного героя – в них фигурировал только прототип Швабрина.
«Капитанская дочка». Заячий тулуп
Кто не помнит заячьего тулупа из «Капитанской дочки»? На всякий случай давайте освежим в памяти два эпизода романа Пушкина, связанные с этим предметом одежды.
Гринев, ехавший со своим дядькой Савельичем к месту службы, в оренбургской степи попадает в буран. Их выводит к жилью случайно встретившийся им мужик, ставший их вожатым, то есть проводником. В знак благодарности Гринев отдает мужику свой заячий тулуп.
Очень уж не хотелось Савельичу расставаться с заячьим тулупом. Но Гринев не послушал старого слугу. И оказался прав.
Пугачев захватил Белогорскую крепость. Расправа с защитниками крепости была скорой – офицеров, отказавшихся присягать самозванцу «царю», вздергивали на виселицу. Такая же судьба была уготовлена и Гриневу – ему уже накинули петлю на шею. Но Пугачев его неожиданно милует, несмотря на то, что Гринев отказался целовать у него руку. Почему?
Пугачев узнал сначала Савельича, когда тот бросился ему в ноги, умоляя не губить «барского дитяти», а потом и самого Гринева. «Я помиловал тебя за твою добродетель,- говорит Пугачев приведенному к нему Гриневу,- за то, что ты оказал мне услугу, когда принужден я был скрываться от своих недругов».
Мотив заячьего тулупа играет очень важную роль в движении сюжета повести – можно сказать ключевую. Не будь его, автору нужно было бы придумывать что-нибудь другое для «чудесного спасения» героя и приближения его к Пугачеву – с тем, чтобы он смог увидеть крестьянскую войну «изнутри», из ставки ее вождя, и потом описать увиденное.
Этот заячий тулуп, как мне кажется, недаром попадается. Александр Пушкин взял его из исторической книги «Ложный Петр III ». В ней во втором томе, среди документов о пропавших вещах, один дворянин жалуется, что у него пропал заячий тулуп.
Такие детали сами по себе не выполняют сюжетообразующую функцию – они заменимы. Тулуп мог быть волчьим или даже не тулупом вовсе, а шапкой, рукавицами. Важен сюжетный ход: Гринев оказывает услугу вожатому, а тот, уже в качестве «царя», платит ему ответной услугой – дарует жизнь. Этот сюжетный мотив – «услуга за услугу» — рожден коллективной мудростью народа и стар как мир.
Итак, заячий тулуп в «Капитанской дочке» выполнил функцию сюжетной пружины, «заведенной» в тот момент, когда Петруша Гринев, уезжая из дома, надел его в дорогу. «Капитанскую дочку» Пушкин задумал до поездки в Казань. В первоначальных набросках плана повести не было положительного героя – в них фигурировал только прототип Швабрина.
Капитанская дочка (страница 24)
Признаюсь, я перепугался за бедного моего дядьку. Он хотел было пуститься опять в объяснения, но Пугачев его прервал: «Как ты смел лезть ко мне с такими пустяками? — вскричал он, выхвати бумагу из рук секретаря и бросив ее в лицо Савельичу. Глупый старик! Их обобрали: экая беда! Да ты должен, старый хрыч, вечно Бога молить за меня да за моих ребят за то, что ты и с барином-то своим не висите здесь вместе с моими ослушниками… Заячий тулуп! Я-те дам заячий тулуп! Да знаешь ли ты, что я с тебя живого кожу велю содрать на тулупы?»
— Как изволишь. — отвечал Савельич, — а я человек подневольный и за барское добро должен отвечать.
Пугачев был, видно, в припадке великодушия. Он отворотился и отъехал, не сказав более ни слова. Швабрин и старшины последовали за ним. Шайка выступила из крепости в порядке. Парод пошел провожать Пугачева. Я остался на площади один с Савельичем. Дядька мой держал в руках свой реестр и рассматривал его с видом глубокого сожаления.
Видя мое доброе согласие с Пугачевым, он думал употребить оное в пользу; но мудрое намерение ему не удалось. Я стал было его бранить за неуместное усердие и не мог удержаться от смеха.
— Смейся, сударь, — отвечал Сявельич, — смейся; а как придется нам сызнова заводиться всем хозяйством, так посмотрим, смешно ли будет.
Я спешил в дом священника увидеться с Марьей Ивановной. Попадья встретила меня с печальным известием. Ночью у Марьи Ивановны открылась сильная горячка. Она лежала без памяти и в бреду. Попадья ввела меня в ее комнату. Я тихо подошел к ее кровати. Перемена в ее лице поразила меня. Больная меня не узнала. Долго стоял я перед нею, не слушая ни отца Герасима, ни доброй жены его, которые, кажется, меня утешали. Мрачные мысли волновали меня. Состояние бедной, беззащитной сироты, оставленной посреди злобных мятежников, собственное мое бессилие устрашали меня. Швабрин, Швабрин пуще всего терзал мое воображение. Облеченный властию от самозванца, предводительствуя в крепости, где оставалась несчастная девушка — невинный предмет его ненависти, он мог решиться на все. Что мне было делать? Как подать ей помощь? Как освободить из рук злодея? Оставалось одно средство: я решился тот же час отправиться в Оренбург, дабы торопить освобождение Белогорской крепости и по возможности тому содействовать. Я простился с священником и с Акулиной Памфиловной, с жаром поручая ей ту, которую почитал уже своею женою. Я взял руку бедной девушки и поцеловал ее, орошая слезами. «Прощайте, — говорила мне попадья, провожая меня, — прощайте, Петр Андреич. Авось увидимся в лучшее время. Не забывайте нас и пишите к нам почаще. Бедная Марья Ивановна, кроме вас, не имеет теперь ни утешения, ни покровителя».
Вышед нa площадь, я остановился на минуту, взглянул на виселицу, поклонился ей, вышел из крепости и пошел по Оренбургской дороге, сопровождаемый Савельичем, который от меня не отставал… Я шел, занятый своими размышлениями, как вдруг услышал за собою конский топот. Огянулся; вижу: из крепости скачет казак, держа башкирскуго лошадь в поводья и делая издали мне знаки. Я остановился и вскоре узнал нашего урядника. Он, подскакав, слез с своей лошади и сказал, отдавая мне поводья другой:
— Ваше благородие! Отец наш вам жалует лошадь и шубу с своего плеча (к седлу привязан был овчиный тулуп). Да еще, — прибавил, запинаясь, урядник, — жалует он вам… полтину денег… да я растерял ее дорогою: простите великодушно.
Савельич посмотрел на него косо и проворчал:
— Растерял дорогою! А что же у тебя побрякивает за пазухой? Бессовестный!
— Что у меня за пазухой-то побрякивает? возразил урядник, нимало не смутясь. Бог с тобою, старинушка! Это бренчит уздечка, а не полтина.
— Добро. — сказал я, прерывая спор. — Благодари от меня того, кто тебя прислал; а растерянную полтину постарайся подобрать на возвратном пути и возьми себе на водку.
— Очень благодарен, ваше благородие, — отвечал он, поворачивая свою лошадь, — вечно за вас буду Бога молить.
При сих словах он поскакал назад, держась одной руно за пазуху, и через минуту скрылся из виду.
Я надел тулуп и сел верхом, посадив за собою Савельича.
— Вот видишь ли, сударь, — сказал старик, — что я недаром подал мошеннику челобитье6: вору-то стало совестно, хоть башкирская долговязая кляча да овчиный тулуп не стоят и половины того, что они, мошейники, у нас украли, и того, что ты сам изволил пожаловайть; да все же пригодится, а с лихой собаки хоть шерсти клок.
- 6 Челоби́тье (устар.) — прошение (от бить чело́м — кланяться до земли).
Тема подарка в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
Я не ставлю перед собой задачу собрать и проанализировать все встречающиеся в пушкинском наследии подарки. Этот труд под силу разве что целому коллективу филологов-пушкинистов. В данном эссе я коснусь только одного пушкинского произведения, повести «Капитанская дочка». Этот выбор не случаен. Именно здесь тема подарка является одной из центральных. Подарки в данной повести являются не просто штрихами к психологическим портретам героев, или милыми деталями, над которыми автор умиляется вместе с читателем. Дары в «Капитанской дочке» — одни из главных двигателей сюжета. Без подарков бы и повести не случилось бы. Болтался бы Пётр Гринёв на виселице рядом с другими офицерами. Маша досталась бы Швабрину. И закончилась бы вся история на пятнадцатой странице.
Капитанская дочка
Тулупчик заячий
Много ли песен, ставших шлягерами на российской эстраде, написаны на темы литературных произведений отечественной классики? Может их и больше, но мне на ум приходят только две: «Олеся», из репертуара белорусских «Сябров», которая имеет отсылки к купринской повести, и «Тулупчик заячий», который пели парни из люберецкого «Любэ». «Тулупчик» явился на эстраду со страниц пушкинского романа «Капитанская дочка».
Этот тулупчик запомнился всякому, кто на школьной скамье изучал роман Пушкина. Он стал своеобразным символом честности, благородства, сочувствия и сострадания, присущего русскому человеку. По большому счёту тулупчик решил судьбу главных героев. Через тулупчик Пушкин показывает страшного и ненавистного дворянством Пугачева в неожиданном для того времени свете, разбойник и «вор» предстает не лишенным человеческих чувств, знающим, что такое справедливость и благодарность.
Фигура Пугачева вышла у Пушкина настолько мощной и колоритной, что, например, Марина Цветаева видела в нем «единственное действующее лицо», полностью заслоняющее более блеклых Гринева и Швабрина. А Чайковский, думавший над возможностью написания оперы по «Капитанской дочке», считал его «удивительно симпатичным злодеем».
Рискну предположить, что на Пушкина большую роль оказало влияние Вальтера Скотта, чьи исторические романы на тот момент были невероятно популярны в Европе, и в России. Пушкин, вдохновленный примером шотландца, задумывает роман из отечественной истории. Одна из черт вальтерскотовских произведений — тесное переплетение истории страны, в которой происходят события, с историей рода главных героев. Так появляется тема — история пушкинского предка — Абрама Ганнибала. Пушкин начинает работать над романом «Арап Петра Великого».
Сам император присылает ему материалы по времени правления Петра, так, кстати, появляется пушкинская «История Петра». Но поэт-романист обращает внимание на затесавшийся среди петровских документов лист, касающийся пугачевских событий, и оказывается очарован новой темой, материалы собираются в «Историю Пугачёва», а следом рождается роман, в котором принцип переплетения историй страны и рода сохранился, это род Гриневых.
Что же касаемо Пугачева, тут сплелись воедино два фактора: подражая Вальтеру Скотту, Пушкин пытается даже в самом злодейском злодее найти какие-то положительные черты, а другое — знакомясь с документами по восстанию, он проникся идеей о том, что все же была у сурового казака какая-то своя, мужицкая правда, не совсем понятная дворянам, но от этого не перестающая быть правдой. И он решается на смелый ход, показав мятежника более благородным типом, чем дворянин Швабрин, и более мудрым и опытным, чем дворянин Гринев.
Быть опытнее Гринева не трудно, но сколько их — романтических героев дворянского происхождения, у которых молоко на губах не обсохло, разделывались лихо на сказочных страницах книг других авторов со всеми злодеями подряд без разбора. Пушкин же, оставаясь в традициях романтизма, пытается вносить в свои произведения штрихи реализма, становясь в этом деле пионером в отечественной литературе.
Хотя, все же, главный ход, позволивший оклеветанному Гриневу получить прощение решен в романтическом ключе — случайная встреча Маши и не узнанной ею императрицы.
Напоследок хочу сказать пару слов о брендовой теме романа — «русском бунте», том самом, который «бессмысленный и беспощадный», и который видеть «не приведи бог». В принципе, говоря о бунте, как выражении любой революции, Пушкин абсолютно прав, указывая на его беспощадность. Про бессмысленность — вопрос спорный, если с философской точки зрения, то, возможно, и так — на место одних придут другие, и все снова вернется на круги своя, но с точки зрения бунтующих смысл есть всегда, хоть в екатериненской Руси, хоть в трамповской Америке. Я неспроста помянул Америку, потому что в пушкинском определении слово «русский» совершенно лишнее — бунты везде одинаковые, русский ничем не лучше и не хуже любого другого. И, кстати, про беспощадность, ведь автор опроверг сам себя, когда привел сцену пощады Пугачевым Гринева. Круг замыкается и мы снова возвращаемся к тому, с чего начинали — к тулупчику заячьему.
19 октября 1811 года считается днем основания Царскосельского лицея — Пушкинская дата
. Почти каждый год к этому событию Александр Сергеевич писал новые стихи…
Что гринев отдал пугачеву
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
«Капитанская дочка». Заячий тулуп
Кто не помнит заячьего тулупа из «Капитанской дочки»? На всякий случай давайте освежим в памяти два эпизода романа Пушкина, связанные с этим предметом одежды.
Гринев, ехавший со своим дядькой Савельичем к месту службы, в оренбургской степи попадает в буран. Их выводит к жилью случайно встретившийся им мужик, ставший их вожатым, то есть проводником. В знак благодарности Гринев отдает мужику свой заячий тулуп.
Очень уж не хотелось Савельичу расставаться с заячьим тулупом. Но Гринев не послушал старого слугу. И оказался прав.
Пугачев захватил Белогорскую крепость. Расправа с защитниками крепости была скорой – офицеров, отказавшихся присягать самозванцу «царю», вздергивали на виселицу. Такая же судьба была уготовлена и Гриневу – ему уже накинули петлю на шею. Но Пугачев его неожиданно милует, несмотря на то, что Гринев отказался целовать у него руку. Почему?
Пугачев узнал сначала Савельича, когда тот бросился ему в ноги, умоляя не губить «барского дитяти», а потом и самого Гринева. «Я помиловал тебя за твою добродетель,- говорит Пугачев приведенному к нему Гриневу,- за то, что ты оказал мне услугу, когда принужден я был скрываться от своих недругов».
Мотив заячьего тулупа играет очень важную роль в движении сюжета повести – можно сказать ключевую. Не будь его, автору нужно было бы придумывать что-нибудь другое для «чудесного спасения» героя и приближения его к Пугачеву – с тем, чтобы он смог увидеть крестьянскую войну «изнутри», из ставки ее вождя, и потом описать увиденное.
Этот заячий тулуп, как мне кажется, недаром попадается. Александр Пушкин взял его из исторической книги «Ложный Петр III ». В ней во втором томе, среди документов о пропавших вещах, один дворянин жалуется, что у него пропал заячий тулуп.
Такие детали сами по себе не выполняют сюжетообразующую функцию – они заменимы. Тулуп мог быть волчьим или даже не тулупом вовсе, а шапкой, рукавицами. Важен сюжетный ход: Гринев оказывает услугу вожатому, а тот, уже в качестве «царя», платит ему ответной услугой – дарует жизнь. Этот сюжетный мотив – «услуга за услугу» — рожден коллективной мудростью народа и стар как мир.
Итак, заячий тулуп в «Капитанской дочке» выполнил функцию сюжетной пружины, «заведенной» в тот момент, когда Петруша Гринев, уезжая из дома, надел его в дорогу. «Капитанскую дочку» Пушкин задумал до поездки в Казань. В первоначальных набросках плана повести не было положительного героя – в них фигурировал только прототип Швабрина.
Отношения Гринева и Пугачева
Петр Андреевич Гринев – главный герой повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Емельян Пугачев – исторически реальная личность, сыгравшая определенную роль в истории России второй половины XVIII века.
Первая встреча Гринева с Пугачевым определила их дальнейшие отношения. Молодой дворянин Петр Андреевич Гринев вместе с крепостным своего отца Савельичем ехал к месту службы в Оренбургскую губернию, и в пути их застал ураган. Стемнело, и лошади, не видя дороги, сбились с пути и стали. В этот момент они увидели местного мужика. Тот по направлению ветра и запаху дыма сумел определить местонахождение жилья и привел путников к постоялому двору. Гринев обратил внимание на черную бороду мужика и острые пронзительные глаза.
Молодой человек хотел отблагодарить мужика за то, что тот привел их в тепло и уют, пригласил выпить вместе с ним чаю, на что мужик попросил поставить ему стакан вина. Уезжая на следующий день с постоялого двора, Гринев хотел дать мужику полтинник на водку, но верный Савельич отказался выдать деньги. Тогда Петр распорядился выдать провожатому заячий тулуп, и проявил в своем требовании настойчивость. Никто из присутствующих даже не подозревал, что подаренный тулупчик, оказавшийся не по размеру широкоплечему казаку, вскоре спасет Гриневу жизнь.
Вторая встреча состоялась в Белогорской крепости год спустя, когда бунтовщики, возглавляемые Емелькой Пугачевым, захватили крепость. Гринев отказался присягать самозванцу, и мужики уже накинули ему на шею петлю, как верный Савельич бухнулся в ноги лже-императору с мольбой пощадить барское дитя. Он готов был отдать жизнь за молодого барина. Но Пугачев узнал стремянного и распорядился отпустить Гринева. Молодого человека подвели к Пугачеву. Тот потребовал, чтобы дворянин поцеловал у него руку. Гринев признался, что скорее был готов подвергнуться самой лютой казни, чем терпеть подобное унижение. И вероятно, атаман это почувствовал. Но из благодарности за тулуп не хотел предавать казни Петра Андреевича. «И делу чтоб придать разумный вид и толк», объявил, что «его благородие, знать, одурел от радости».
Надо заметить, что Пугачев был далеко не дурак. Он ложь и фальшь чувствовал за версту, как охотничья собака – добычу. И конечно, в молодом Гриневе ему импонировали его прямодушие и честность. Пугачев на следующий день попытался склонить Гринева на свою сторону, и то, как Гринев отказался, насколько искренним был ответ молодого человека, породили в душе Пугачева уважение к нему.
Когда Гринев обратился к Пугачеву с просьбой защитить от Швабрина бедную сироту Машу Миронову, Швабрин заявил, что она уже его жена. Простодушный Петр Андреевич поверил ему на слово, но не Пугачев. Он заставил Швабрина открыть комнату, чтобы от самой девушки услышать, что она вышла замуж, Но Маша ответила: «Он мне не муж. Я никогда не буду его женою! Я лучше решилась умереть, и умру, если меня не избавят».
В свое время Пушкин ездил в Оренбургскую губернию, чтобы своими глазами увидеть места, где развивались события, он разговаривал со стариками, помнившими его. Для простых людей Пугачев не был злодеем. И эту мысль Пушкин хотел передать в своей повести отношениями Гринева с Пугачевым.
Гринев искренне сочувствовал человеку, которого все считали злодеем, видел в Пугачеве человека, способного на добросердечие и благодарность.
Последняя встреча Гринева с предводителем народного бунта произошла при весьма печальных обстоятельствах — во время казни Пугачева. Увидев молодого человека в толпе, Пугачев кивнул ему головой.
Пример сочинения 1
Петр Гринев – главный герой романа и рассказчик своей жизни. Таким образом, по моему мнению, Пушкин хотел детально показать, как происходит становление личности человека. Сам Петр сообщает, что своими мемуарами он хочет показать, как надо поступать, чтобы в любых ситуациях быть человеком.
Пугачев хочет, чтобы жители крепости поклялись ему в верности. Но никто не пошел на это и их жестоко убили. Только Швабрин перешел на сторону врага. Главный герой же был готов к смерти, но Пугачев оказывается тем, кому он отдал заячий тулуп. Петр не перешел на сторону бунтовщиков, чем и поразил Пугачева, который отпустил Петра. Но герою вновь предстоит встретиться со злодеем, когда Гриневу придется вызволять любимую из плена Швабрина. И снова открытость Петра повлияет на Пугачева – он освободит Машу и Петра.
Даже попав по несправедливому донесению в тюрьму, герой не теряет достоинства. Он готов принять наказание. Но благодаря Маше, обратившейся к императрице, Петра милуют.
Следует отметить, что Петр Гринев преодолел много испытаний и стал достойным человеком. Пройдя через трудности, герой усвоил важный урок: только сохраняя свое человеческое достоинство, можно одержать верх над любыми трудностями.
Пример сочинения 2
Петр Андреевич Гринев — главный герой романа А.С.Пушкина “Капитанская дочка», от лица которого ведется повествование. В течение всего романа происходит процесс становления личности Гринева.
Петр с детства был окружен любовью и заботой со стороны всех членов семьи. Его отец был военным, поэтому Гринева сразу призвали на службу в Семеновский полк. Однако, несмотря на строгость своего отца, мальчик жил “недорослем». Также ему с детства прививали искренность, добросердечность и уважение к
другим людям. Воспитывал Петрушу Савельич, который и занимался его образованием. В шестнадцать лет отец Гринева решает отправить его на службу в Оренбург, где и начинается взрослая жизнь молодого Петра.
По дороге в Оренбург они остановились на ночлег в Симбирске, где наш главный герой проиграл деньги в трактире. И он приказывает Савельичу отдать деньги, хотя тот ругал Гринева за это. Позднее Петр показал способность признавать свои ошибки, когда извинился перед Савельичем. Попав в сильную бурю, юноша со слугой встречают одного вожатого, который помог им добраться до ближайшей гостиницы и не потеряться во время бурана. Взамен за помощь Гринев подарил ему заячий тулуп, показывая свое милосердие и щедрость по отношению к вожатому. Также, почувствовав уход и любовь со стороны своего слуги Савельича, Петр начинает ценить его.
Прибыв в Белгородскую крепость, Петр Гринев встречается с семьей Миронова. В его семье юноша видит доброту и душевность, которые он считает ценными качествами. В отношении со Швабриным наш главный герой испытывает неприятные чувства злобы и отвращения.
Одним из ключевых моментов развития личности Гринева становится его любовь к Маше Мироновой. Ради любви Петр совершает безумные поступки, чувствуя ответственность и причастность к жизни другого человека.
В отношении с Пугачевым юноша проявляет честь, храбрость и решительность. Также, смотря на плохое положение Пугачева, Гриневу становится его жалко, что показывает в нем человечность по отношению к другим.
Во время всего произведения мы наблюдали за развитием личности главного героя. Из избалованного ребенка, каким был Петр Гринев, он перерос в настоящего мужчину, который способен постоять и за себя, и за своих близких.
Пример сочинения 3
Эпиграф к роману А. С. Пушкина «Береги честь смолоду» готовит читателя к тому, что речь пойдет о молодом герое, которому жизнь готовит серьезные испытания. Так и есть. Произведение рассказывает о первых самостоятельных шагах главного персонажа Петра Гринева.
Петруша до шестнадцати лет жил в родительском имении. Его учил и воспитывал дядька Савельич. Потом ему наняли французского учителя, как было принято у дворян того времени. Мосье Бопре надолго не задержался, так как ничему не учил Петрушу и был не воздержан в отношении вина и слабого пола. Так и рос Петр недорослем, играя с дворовыми мальчишками.
Когда герою минуло шестнадцать лет, отец решил, что пора ему идти на военную службу. В полк он был записан еще до рождения. Гринев уезжает из отчего дома на службу в армию. Прощаясь с ним, отец дает ему наказ: служи верно, за лаской начальства не гоняйся, «на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся». Отец просит сына помнить пословицу «Береги платье снову, а честь смолоду».
Становление личности Гринева проходит в несколько этапов. Первый эпизод случается в Симбирске вскоре после отъезда из дома. Петруша в трактире познакомился с ротмистром Зуриным, который сразу взялся готовить юношу к воинской службе. Для начала он напоил его вином, затем обыграл в биллиард. День они закончили у Аринушки. В полночь, когда Гринев едва держался на ногах, Зурин доставил его в трактир. Проспавшись, Гринев испытывает угрызения совести. Этот случай стал ему уроком на всю жизнь. Он больше не пил вина и не играл на деньги.
Приехав в Белогорскую крепость, герой обнаружил там добрых, отзывчивых людей. Он был принят семьей коменданта Миронова как родной. Между Петром и дочерью коменданта Машей сразу возникла симпатия, которая со временем перешла в серьезное чувство. Первому испытанию оно подверглось, когда Швабрин, сослуживец Гринева, оскорбил Машу. Петр вызвал офицера на дуэль, не побоявшись, что может быть убит. Отец ему говорил беречь честь, поэтому Гринев не мог поступить иначе.
Следующим этапом становления личности Гринева стало взятие крепости пугачевцами. Ему пришлось делать чуть ли не главный выбор в своей жизни. Присягнуть Пугачеву и сохранить жизнь, или лишиться жизни и сохранить верность уже данной присяге. Гринев выбрал второе, он не мог стать предателем. Так воспитал его отец, сын не хотел его подвести. Спас Петрушу Савельич, который чувствовал ответственность за его жизнь. Для него легче было потерять собственную, чем не уберечь Петрушу, которого он воспитывал с детских лет как своего ребенка.
Разговор с Пугачевым подчеркивает, что Гринев из недоросля, гоняющего голубей, превратился во взрослого человека, который знает цену словам, поступкам. Когда самозванец спросил, будет ли Гринев ему служить, признает ли его государем, Гринев смутился, но лгать не стал. Он видел, что Пугачев не глуп и сразу разгадает обман. Молодой человек ответил, что присягал императрице, поэтому служить другому человеку, кем бы он ни был, не может. Он напомнил Пугачеву, как тот относится к предателям. Пугачев проявил благородство и оценил честность Гринева.
Заслуживает внимания фрагмент, в котором рассказывается о спасении Маши из крепости, захваченной врагом. С одной стороны этот поступок героя можно назвать безрассудным. Но разве может идти речь о рассудке, когда дело касается жизни любимого человека? Дальнейшее поведение героя показывает его мужество, верность долгу, преданность любви.
Отдельно нужно остановиться на его взаимоотношениях с Пугачевым. Гринев ведет себя с ним на равных. Общаясь с предводителем крестьянского восстания, он забывает о сословных различиях. Я думаю, что герой осуждает Пугачева за посягательство на власть монарха. В то же время Гринев уважает его за его ум, любовь к свободе, умение вести за собой людей, за смелость. Наверное, признавая его величие, он идет на казнь Пугачева.
Говоря о становлении личности Петра, нужно упомянуть и том факте, что он, оказавшись под судом, не пытался оправдать своих поступков спасением Маши Мироновой. Он, вообще, не упоминал ее имени, не хотел, чтобы она оказалась замешана в эту историю. Это говорит о его благородстве и мужестве.
Этот факт знаменует завершение формирования личности героя. Он стал взрослым человеком, умеющим принимать решения и отвечать за свои поступки. Характер Петра Гринева прошел закалку с сложных условиях, но именно это позволило ему стать настоящим человеком.
Пример сочинения 4
Петр Гринев является главным героем произведения «Капитанская дочка». А.С. Пушкин ставит Гринева в трудные жизненные ситуации, в результате которых рождается настоящий человек чести.
Петр Гринев растет в небогатой дворянской семье, не сталкиваясь с трудностями, его воспитывают Савельич и учитель Бопре. Однако основательного образования Гринев так и не получает. Когда герою исполняется 16 лет, он отправляется на службу в Белогорскую крепость, в которой, как хочет отец, сын сможет познать настоящую службу, а не разгульную жизнь как в Петербурге. Первое испытание, с которым сталкивается Гринев, происходит по пути на службу. Поддавшись азарту, он проигрывает все деньги Зурину в карты и требует у Савельича отдать их, говоря при этом: «Я твой господин, а ты мой слуга». Впоследствии Гринев осознает то, что совершил. Он искренне раскаивается и просит прощения у Савельича. Гринев получает очень важный урок – умение признавать свою вину. Также, попав в буран, он дарит проводнику в благодарность заячий тулуп. Гринев извлекает еще одно качество – быть милосердным.
Находясь уже на службе, Петр Гринев знакомится со Швабриным, его полной противоположностью, и с Мироновыми. Вскоре Гринев проходит испытание любовью. В отношениях с Машей Мироновой он проявляет свои лучшие качества – честность, самоотверженность и бескорыстие. Гринев готов даже пожертвовать собой ради любви. Он вызывает на дуэль Швабрина, который оклеветал Машу и унизил ее. Петр Гринев рискует своей жизнью, чтобы защитить честное имя своей любимой.
Следующее, но не менее важное испытание – захват крепости Пугачевым. Гринев встает перед выбором: присягнуть самозванцу или лишиться головы. Не боясь смерти, Гринев отказывается дать присягу Пугачеву, тем самым сохраняя свою честь. Он остается верен своему долгу. Однако самозванец узнает его, ведь это Петр Гринев подарил ему заячий тулуп в ту злосчастную бурю. Пугачев не оставляет это без внимания и отпускает его.
Последним трудным испытанием становится тюрьма, куда Гринев попадает по доносу. Он сохраняет свое достоинство и принимает свою участь. Никакие обстоятельства не способны превратить его в подлого человека. Благодаря силе духа Маши, дошедшей до самой императрицы, Петра Гринева освобождают и снимают с него все обвинения.
Петр Гринев проходит настоящий жизненный путь, раскрывая в себе свои лучшие качества. Он учится самоотверженности, доброте, умению любить, а самое главное – сохранению чести. Ведь не зря в самом начале повести дан эпиграф в виде русской пословицы: «Береги честь смолоду».