что готовят на азербайджанские поминки
Женский форум об Азербайджане, Востоке и обо всем на свете
Похоронные и поминальные обряды у азербайджанцев
Похоронные и поминальные обряды у азербайджанцев
Сообщение Renata » 18 июл 2011, 02:02
ПОХОРОННЫЕ И ПОМИНАЛЬНЫЕ ОБРЯДЫ У АЗЕРБАЙДЖАНЦЕВ
Наргиз КУЛИЕВА,
доктор исторических наук
Daglar dagimdi manim, Qam ovlagimdi manim. Dindirma qan aglaram, Yaman gagimdi manim.
Galdiyin yas yeridir, Gal aylaş yas yeridir. Ag urayim başini, Tammam şikast yeridir.
О dag bu daga baxar, Arasinnan gay axar. Cixsm manim gdzlarim Sansiz dunyaya baxar.
Горы в траур облачу, Горя я не облегчу. Стану я осенним садом, Листопадом облегчу.
Вы пришли в дом, где траур, Усаживайтесь в доме, где траур, Согрейте мое скорбящее сердце, В этом доме неизлечимые раны.
Гора смотрит на гору, Между ними река течет. Ослепнут мои глаза без тебя, Нет сил смотреть на мир.
В отличие от других районов Азербайджана, в селениях Абшеронского полуострова тело усопшего кладут в доме, где собираются мужчины. По поверью, усопший не должен услышать посторон¬ний голос. В соседней комнате тихо плачут женщины, которым разрешают проститься с усопшим. Они могут сопровождать усопшего при выносе до ворот, произнося при этом слова «şaxsey-vaxsey». Существует и такое правило: на место, где лежало тело, кладут камень, который после похорон выбрасывают. На месте, где выполнено ритуальное обмывание умершего («yuyat yeri»), три ночи подряд зажигают свечку или плошку.
Умершего принято хоронить в день смерти или спустя сутки. Покойного обязательно обмывают в мечети. Если дело происходит в сельской местности, для обмывания тело отвозят в мечеть, или в специально отведенное место, где соответствующую процедуру осуществляют родственники. Затем покойника облачают в специально выкроенную для этой цели рубаху, подвязывают косынкой или платком голову, заворачивают в саван, мажут камфорным маслом, предварительно заложив ему в уши вату, и подкладывают под каждую руку ивовый прут (до 20 см длиной). Ритуал подкладывания ивовых прутьев связан с верой в то, что покойнику в потустороннем мире придется встать, дабы ответить на задаваемые каждому вопросы. Прутья делают из ивового дерева потому, что ива произрастает практически повсюду. На месте обмывания покойника в ряде регионов в течение 3 дней горит свеча или лампа, которая отгоняет от него силы зла. После завершения указанных ритуалов гроб выносят во двор, вокруг него выстраиваются люди в ожидании погребального намаза. Мулла приступает к чтению соответствующих сур Корана, гроб трижды поднимают и опускают, затем траурная процессия, сопровождаемая молитвами муллы или траурной мелодией, направляется на кладбище. Во многих регионах вслед покойнику из дома со словами «отправляйся в свое новое жилище, да пробудешь в покое» бросают камень, который заранее кладется на место, где покоится тело.
В похоронах на кладбище, как правило, принимают участие мужчины, иногда по желанию и женщины. На месте покойника извлекают из гроба и опускают в могилу, предварительно осыпав его лицо землей. Тело покойника в могиле располагается головой в сторону Мекки. Могила закладывается плитами или деревянным настилом, засыпается землей и окропляется водой. Последний ритуал связан с верой в будущее воскресение умершего. По завершении ритуала захоронения его участники возвращаются на место кончины, войдя в дом, совершают «тазийат», т.е. выражают соболезнование семье покойника.
Поминки продолжаются 3 дня подряд, и за это время в доме усопшего дают поминальное угощeние. Оплакивают покойного соответствующими его
Galmi§am gorum sani Yixmi§am, horum sani, Na qapin var, na bacan, Bas hardan gorum sani
Пришла навестить тебя Вижу, замурован ты, Ни дверей, ни дымохода нет в жилище твоем Как же увидеть смогу я тебя?
Поминки у мусульман
Смерть («хазимуль-ляззат») — это окончание земного пути и переход в вечность. В Коране написано, что к смерти нужно готовиться всю жизнь и выполнять все предписания Шариата. Поэтому мусульмане большое значение придают соблюдению таких обрядов, как омовение и погребение.
Мусульманские поминки по шариату
В мусульманских странах они проводятся на третий, седьмой, сороковой день после кончины. Затем ушедшего из жизни вспоминают молитвой и милостыней, ежегодно на исламские праздники, например, Курбан-Байрам или Рамазан-Байрам.
По шариату, делается это согласно следующим правилам:
На поминки зовут всю родню
Мусульмане ценят родственные связи, поэтому на похороны созываются все родственники. Те, в свою очередь, должны выразить соболезнования. Отсутствие разрешено только в случае тяжелой болезни приглашенного.
Более радикально настроенные мусульмане считают, что поминальной трапезе наоборот, должно предшествовать радостное событие, а не трагичное. Присутствующие родственники на поминках, негромко беседуют, вспоминают хорошее.
Нельзя ругаться, шутить, спорить, шуметь, пить спиртное. Родственников, которые приехали из другого города необходимо разместить у себя.
Поминальный стол по шариату, скромно и обыденно
Главная особенность мусульманской кухни — это полное отсутствие свинины и алкоголя. Вначале подается суп с домашней лапшой, плов и национальные десерты.
Основным напитком традиционно является чай, который наливают в небольшие стаканы без ручек.
Чаще всего на стол подают:
Поминальные чаепития по четвергам до 40-го дня
Поминки устраивают каждую неделю, пока не наступит 40 день смерти. Основной целью является молитва и чтение Корана о душе усопшего. На стол не ставят деликатесы или какие-то специфические блюда.
Поминальный стол в исламе
В разных странах он будет отличаться, но некоторые блюда есть везде. Считается, что пар от бульона с домашней лапшой, помогает вознестись душе на небеса, а десерты делают жизнь в раю покойного слаще. Блюда из мяса должны быть разрешены по канону. Как уже говорилось ранее, запрещена свинина.
Поминальная трапеза
Она проводится на 3 день после похорон. Это священные дни у мусульман. Согласно Корану, душа человека в этот момент все еще находится на земле. Далее их устраивают на 7 и 40 день. У некоторых народов на 3, 36 и 51 сутки. Блюда подаются традиционные, в основном действуют те же правила, что и при проведении поминок.
Согласно традициям, трапеза после похорон проводится в доме усопшего. Если места, чтобы разместить приглашенных не хватает, обращаются в кафе. Здесь действуют следующие правила:
Мусульманские поминки в разных странах
Как и в других религиях, законы шариата в разных странах отличаются, поэтому и проводы умершего в загробную жизнь будут разными.
Поминки в Турции
Тело покойного в Турции не кремируют. Его отвозят в морг, омывают, закутывают в саван. В исламе особое отношение к омовению. Если очищающий обряд не был проведен, то человек не будет готов к встрече с Аллахом. Тело омывают близкие родственники. Далее идут в мечеть, чтобы пригласить имама, где он прочитает Джаназу, за иноверцев и неверующих молитва не читается. Тело покойного кладут на правый бок, так, чтобы лицо смотрело в сторону священной Каабы. Она расположена в Мекке и считается главной святыней всех мусульман.
Согласно исламским обычаям правоверного мусульманина хоронят до захода солнца в день смерти. Поминальный обед в Турции проводится на 7 и 40 день, все родственники выражают соболезнования семье умершего в течение 3 дней. Проигнорировать скорбное событие считается оскорблением. На могиле ставят памятник без фото, где выгравировано только имя. В Турции принято подавать следующие блюда:
Поминки в Азербайджане
По завершению похорон устраивают трапезу по покойному, если она проходит в доме умершего, то в подготовке участвуют все соседи. В селах устанавливают специальные навесные палатки, где размещают еду и стулья. Они напоминают армейские навесы, натянутые на железный трубчатый каркас, и стоят 3 дня с окончания похорон.
В Азербайджане подают только чай со сладостями, чаще всего халву. На 40 день или в праздник Нарвуз, завернутую в тонкий лаваш халву, раздают родственникам и соседям, несут на кладбище, угощают бедняков. Трапеза по усопшему проходит на 7 и 52 день, должен присутствовать мулла.
По прошествии трех дней принято подавать плов и мясные блюда. Стол накрывают в соответствии с материальным положением семьи, проходит обряд очищения. Согласно старым традициям, постельные принадлежности, матрас, на котором лежат покойный, стирают в реке. Сегодня стирка проходит традиционным способом.
Еще одна любопытная традиция справлять поминки каждый четверг, вплоть до 40 дня. Любой человек может прийти в семью покойного и выразить соболезнования.
В отличие от Турции, женщинам разрешено надевать черные одежды. Также вплоть до 40 дня нельзя устраивать свадьбы и другие торжественные мероприятия. Если молодые помолвлены, то они обязаны ждать год, чтобы пожениться, пока не закончится траур.
Официальных наставлений как организовывать трапезу по усопшему в Коране нет, это скорее христианская традиция, которая перекочевала в исламские страны. В каждой стране она проводится по-разному, в соответствии с традициями и обычаями страны. Одно остается неизменным, необходимо пригласить имама, муллу и читать молитвы о душе покойного.
Поминки у мусульман
Все религии мира считают, что после смерти душа покидает тело для дальнейшего существования вне физического мира. Послепохоронные обряды и обычаи, к числу которых относятся и поминки, призваны помочь душе двигаться в правильном направлении в своем внеземном путешествии. Поминки у мусульман имеют свои особенности, речь о которых пойдет ниже.
Значение поминок у мусульман
В Коране нет требования устраивать поминки, как нет и их запрета. Строго говоря, обычай проводить мусульманские поминки во многом сформировался под влиянием христианской традиции. Ортодоксальные мусульмане до сих пор считают, что ритуальная трапеза допустима только по радостным поводам, к которым уход близкого человека не относится.
Тем не менее обычай поминок широко распространен в исламском мире и регламентируется современными толкованиями Шариата – правил поведения мусульманина на основе Корана и сунны пророка Мухаммеда.
На какие дни проходят поминки у мусульман
Из вышесказанного очевидно, что в исламе не может быть рекомендованных Кораном конкретных поминальных дат. Пророк Мухаммед говорил, что поминать усопших можно в любое время, не выделяя для этого особых дней. Согласно Шариату, первые три дня после похорон следует отвести для поминальных молитв за душу усопшего, отложив хозяйственные дела. По Корану, она еще находится на земле. Эти же дни отведены для однократных визитов знавших покойного с выражением соболезнований (тазии). На третий день уже можно приглашать людей на поминки.
Как правило, поминальные трапезы организуются на третий, седьмой или девятый и 40-й день после погребения, а также в его годовщину. Нетрудно видеть, что поминальные дни у мусульман совпадают с таковыми у христиан. Каждая из этих дат считается рубежной в посмертном странствии души. Как правило, наиболее многолюдны первые поминки на третий день. В остальные дни собирается узкий круг близких родственников покойного.
Срок траура, как правило, составляет 40 дней для близких родственников, и 7 дней – для дальних. Многие мужчины в этот период не бреются в знак скорби. Специфически мусульманским днем поминания можно считать четверги вплоть до 40-го дня, а также 52-й день. Последний день толкуется как время окончательного телесного разложения. В четверги вплоть до 40-го дня проходят поминальные чаепития с минимальным угощением. При этом двери дома покойника держат открытыми весь день.
После 40-го в доме покойного снова может звучать музыка, разрешаются также отложенные свадьбы. Однако помолвленные пары могут заключить брак через 1 год после смерти своего родственника.
Мусульманка выдерживает траур по мужу четыре месяца и 10 дней, во время которых нельзя посещать не только светские мероприятия, но и мечеть: исключение составляют работа и учеба. Траурным может быть не только черный цвет: допустимы также лиловый и темно-зеленый.
В мусульманские праздники Навруз, Ураза-Байрам и Курбан-Байрам поминают умерших молитвами за упокой их душ.
Правила проведения поминок у мусульман
Поминальный стол должен быть скромным. Считается, что поминки не должны пробивать брешь в финансовом состоянии семьи усопшего и заставлять залезать ее в долги. Запрещено устраивать поминки на средства умершего даже при оставлении их в качестве наследства. Для исключения чрезмерных трат семьи покойного духовные лица советуют их родственникам приносить часть блюд с собой. Вместо неуместных затрат на обильный поминальный стол рекомендуется направить деньги на раздачу милостыни.
Собравшиеся за поминальным столом в молчании (знак скорби) периодически слушают отрывки из Корана. Первой прочитывается сура «Ясин», помогающая в горе. Только встав из-за стола, можно заговорить о богоугодных делах покойного. Его фотографию и прибор на стол не ставят.
Участвующие гости должны вести себя сдержанно и тихо. Смирение и терпение – важные добродетели мусульманина. Громкие причитания и плач считаются неуважением к свершившейся воле Аллаха. Совершенно неуместны шумные разговоры и тем более споры. Приглашенные не должны подолгу засиживаться. Приехавших на похороны и поминки должны разместить у себя соседи-мусульмане. При отсутствии таковых приглашенные иногородние останавливаются в гостиницах.
Соответствующие наставления хозяевам и приглашенным дает имам, как правило, присутствующий на поминках. До его прихода Коран, по мусульманским обычаям, читает старший по возрасту мужчина.
Мужчины и женщины поминают усопшего за разными столами, а иногда и в разных помещениях. В маленькой комнате с единственным столом за ним сидят только мужчины. В неконсервативных общинах допускается размещение лиц противоположного пола в разных концах стола. Детей к поминальному столу не допускают. Поминальное застолье не должно длиться долго.
В реальности богатые люди часто используют поминки для демонстрации своего жизненного успеха окружающим и закатывают целый пир. В семьях со средним достатком за поминальным столом сидят только ближайшие родственники. Бедные люди ограничиваются раздачей садаки – милостыни в виде денег или какого-либо богоугодного дела.
Кого приглашают
На поминки, как правило, приглашают всех родственников покойного. В зависимости от региона и финансового положения семьи усопшего это общее правило может трактоваться в сторону расширения (сослуживцы, соседи и знакомые) или ужесточения (только ближайшие родственники).
Что готовят на мусульманские поминки
Естественно, что во время любой мусульманской трапезы нельзя есть свинину и употреблять спиртные напитки. Отличительная особенность именно поминок – обязательное наличие сладостей как символа радости души усопшего в раю. В остальном поминальная трапеза совпадает с обычной. В ее меню обычно входят:
Что можно раздавать
Во время и после поминок можно раздавать небольшие дары (садаку, хаер) соседям по столу как вариант поминовения. Это способствует избавлению души умершего от последствий прижизненных грехов. Кроме денег, у некоторых мусульманских народов (см. ниже) принято раздавать также нетронутые во время поминальной трапезы блюда. Пришедшим можно дарить также носовые платки, полотенца, продукты, одежду. Часть садаки позже раздается отсутствующим по уважительной причине родственникам и знакомым.
Мусульманские поминки у разных народов
В мусульманском мире у разных народов сложились свои поминальные традиции.
Поминки в Азербайджане, Казахстане и Киргизии очень расточительны. Ломящийся от яств поминальный стол считается показателем любви родственников к покойному. На поминки приглашают всех, имевших хоть малейшее отношение к усопшему. В обязательном порядке режут собственный или купленный скот. В Азербайджане на поминальном столе присутствуют мясные супы бозбаш и пити. Около дома разбиваются шатры для гостей, где те могут переночевать.
В Казахстане непомерные затраты на поминальный стол даже стали предметом дискуссий в среде духовенства. Имамы рекомендовали верующим ограничиться малозатратными национальными блюдами – кашей талкан, молочным продуктом каймак, лепешками жети нан, пончиками баурсаки и другими.
В других исламских странах поминки проходят скромнее. Турецкий поминальный стол накрывается только на 40-й день и в годовщину. Его обязательный, а иногда и единственный атрибут – ореховая халва. Часто готовят также плов.
Основной акцент татарских поминок – постоянное чтение молитв при весьма скромном угощении. Часто поминки проводятся не дома, а в кафе. На столе присутствуют бараний суп шурпа и несколько вариантов лапши – тукмас и бешбармак. По окончании поминок присутствовавшим раздаются нетронутые блюда и небольшие деньги (до 100 руб.) с просьбой молиться за душу усопшего.
Что готовят на азербайджанские поминки
Похоронные обряды азербайджанцев
Похоры в Азербайджане проходят по законам Ислама:
Накрывали умершего черной материей, обозначающий траур и клали ему на грудь зеркало, обращеное к лицу покойника.
Отсюда обычай завешивать на ночь зеркала материей. Это действие объясняется следующим образом. Ближе к ночи на земле начинают властвовать демоны зла, могущие принести вред человеку. Их отражение, душа могут оставаться в зеркале, и тогда человек, взглянувший в него, увидет злого духа и от его ужасного вида может сойти с ума.
В юго-западных районах республики ритуал положения зеркала на грудь покойного объясняют по-другому: будто зеркало охраняет покойного, потому дух уже покинул его тело.
С наступлением смерти мулла читал над покойным молитву «кялма-йи-шящадят» (исповедание веры).
Если больной умер ночью, его до утра оставляли в доме и называли эту ночь «гонаг» (гость). Около покойника ставили зажженный светильник и близжайшие родственники (ни в коем случае не допускалось, чтобы это были одни женщины) сидели всю ночь подле него, так как покойника нельзя было оставлять одного в помещении.
После оплакивания приступали к обмыванию покойника. В городах и селах, где имеется мечеть, покойника несут для обмывания в мечеть. Затем омытого покойника приносят обратно в дом, откуда и хоронят.
В городах и селах, где имелась мечеть, положенного на табут покойника везли туда; там ахунд или мулла читал по нему намаз.
Обычно носилки поднимали сыновья или братья умершего, а если таковых нет, то другие близжайшие родственники. Носилки с телом покойного приподнимали три раза, затем опускали на землю. Старлись держать покойного высоко. Похоронная процессия двигалась медленно, впереди похоронной процессии шел мулла, читающий молитву «Эзан», «Ар-рахман», за ним несли носилки с телом покойного.
Женщины в похоронной процессии не участвовали, оставались дома.
Могила обычно имела глубину по пояс взрослого человека. Могилу для женщин рыли глубже, чем для мужчин.
При приближении к готовой могиле постепенно замедляли шаг и три раза клали носилки с покойным на землю и лишь после этого опускали в могилу.
На кладбище ритуал оплакивания продолжался. Носилки с телом усопшего ставились у края могилы. Мулла в этот момент читал молитву, которую за ним повторяли все присуствующие. Два человека спускались в могилу, двое других стояли у края могилы. При опускании тела в могилу тот, кто спускался туда, чтобы уложить труп, должен был быть без головного убора и без обуви. Спускались в могилу близкие родственники, чаще всего это были сыновья умершего.
Уложив покойника в могилу, сначала закрывали его досками или каменными плитами, а затем на них настилали немного сена для того, чтобы земля не сыпалась сквозь щели на тело. После могилу засыпали землей, причем первый ком земли на доски бросал старший сын, а если такового не было, то брат.
Тот, кто первый бросает в могилу горсть земли, говорит на арабском языке: «Все мы принадлежим богу и возвратимся к нему».
Те, кто хоронили сына или дочь, а также брата, бросали на могилу покойного семь лопат земли. Затем мулла семь раз читал молитву, которую адресовал непосредственно покойнику. Затем могилу начинали засыпать.
По народному обычаю в момент, когда могилу засыпали землей, сын или брат покойного все время должен был стоять лицом к ней, якобы для того, чтобы умерший не чувствовал себя одиноким.
Затем могила полностью засыпалась, и после этого все присуствующие по знаку муллы произносили «фатихя», сам же мулла читал суру из Корана под названием «алейхим».
Засыпанную могилу окропляли водой, и у изголовья клали ивовые прутики.
Образованный от насыпанной земли могильный холмик закрывали плоскими каменьями. В головной части могилы ставили вертикально один камень.
По шариату, могила должна на четыре паьца возвышаться над уровнем земли.
Как только умершего похоронят, люди, касавшиеся его, должны были вымыться, иначе они считались нечистыми.
Сразу же после похорон участники похоронной процессии возвращались в дом усопшего, где по нему справлялись поминки. В Азербайджане поминальные обряды совершаются в 3, 7, 40 (иногда 52) дни после смерти и в день ее годовщины.
Особенности поминального обряда
Поминальный стол у мусульман
Поминальный стол у мусульман
Поминальный стол у мусульман
Мусульмане поминают своих усопших в день похорон, на 7-й и 40-й день после смерти и на годовщину.
ТРАДИЦИИ
Мужчины и женщины на поминках сидят в разных помещениях, а если невозможно организовать разные помещения, то за разными столами
Одевать следует в соответствии с событием. Женщины должны быть одеты в закрытые платья или кофты и длинные юбки. На голове обязателен платок. Одежда должна быть белой, либо светлых тонов. мужчины надевают костюмы сдержанных цветов, либо рубашки и брюки в светлых тонах, на голову — тюбетейку.
Во время поминок принято раздавать хаер (подаяние). Его раздает каждый, кто сидит за столом, всем остальным. После каждого подаяния, которое совершается по кругу, мулла читает молитву. Хаером служат деньги (сумма всегда остается на усмотрение раздающего), платки, мыло или чай.
Обед проходит в полном молчании. Никакие речи и воспоминания об усопшем не приветствуются. Не приветствуется (равно как и на похоронах) плач по усопшему, поскольку, согласно словам Пророка, когда по умершему плачут близкие, он мучается.
Алкогольные напитки на поминальном обеде строго запрещены.
После окончания обеда гости не задерживаются и быстро расходятся. Нетронутые блюда и сладости хозяева дома раздают всем собравшимся в виде гостинцев.
На поминки на седьмой, сороковой день и на годовщину приглашают муллу, родственников и людей, близко знавших усопшего.Как правило — это скромные чаепития со сладостями, которые символизируют сладкую загробную жизнь умершего. Во имя покойного раздают милостыню нуждающимся и совершают молитвы в мечети. Во время вторых и следующих поминок собравшиеся, в том числе и женщины, могут по желанию посещать могилу усопшего, тогда как на похоронах, по мусульманским традициям, присутствуют только мужчины.
НАБОР БЛЮД
Особенность мусульманской кухни — абсолютное отсутствие свинины (запрещено Кораном).
На первое на мусульманском поминальном обеде принято подавать суп с домашней лапшой.
Также принято подавать плов и различные национальные сладости. Из напитков — традиционен чай.
Приводим рецепты поминальных блюд из расчета на 50 гостей
Суп-лапша домашняя
Мясо курицы, говядина или баранина – 2,5 кг
Масло растительное – 150 г
Соль – 2 ст. ложки с верхом
Молотый черный перец, лавровый лист
1,2 кг муки высшего сорта
Сварить мясо в подсоленной воде. Оделить мясо от костей и порезать небольшими кусочками. Морковь очистить, нарезать брусочками. Лук очистить, мелко нарезать. Спассеровать морковь и лук на растительном масле. Добавить в бульон мясо, пассерованные овощи и довести до кипения.
Заранее приготовить лапшу:
Замесить крутое тесто из муки, яиц и соли. Разделить на 12 частей. Каждую раскатать скалкой очень тонко и слегка подсушить. Нарезать из теста тонкую лапшу.
Непосредственно перед приходом гостей опустить лапшу в бульон с мясом и пассероваными овощами. Довести до кипения и сразу же снять с плиты. Добавить перец и лавровый лист.
Плов мясной
Баранина или говядина — 6 кг
Растительное масло — 2,5 л
Репчатый лук — 4 кг
Барбарис — 5 ст. ложек
Перец красный — 3 ст. ложки
Перец черный — 4 ст. ложки
Паприка — 5 ст. ложек
Чеснок — 7 больших головок
Мясо нарезать крупными кусками, морковь — соломкой (вдоль корнеплода), лук — полукольцами.
Разогреть в казане растительное масло и обжарить мясо до образования румяной корочки. Добавить лук, морковь и обжаривать еще минут 5-7. Добавить специи соль, воду, чтобы не покрывала зирвак (мясо-овощная смесь) и тушить минут 10. Выложить предварительно замоченный рис, залить водой, чтобы она покрывала рис примерно на 3 см. Довести до кипения на сильном огне и убавить огонь до минимального, закрыть крышкой и варить до готовности. Когда рис полностью впитает воду, аккуратно воткнуть в него головки неочищенного чеснока по периметру, накрыть крышкой, и потомить еще минут 5. Дать слегка остыть.
Плов Фруктовый
Сушеные яблоки 500 г
Яблочный или виноградный сок
Растительное масло — 1 л
Корица — 2 ст. ложки
Барбарис — 3 столовые ложки
Шафран — 3 ст. ложки
Имбирь — 1 ст. ложка
Сухофрукты тщательно промыть и замочить на 1,5-2 часа. Рис замочить.
Разогреть в казане растительное масло, обжарить морковь. Добавить соль и специи. Рис смешать с сухофруктами, добавить к моркови, залить соком так, чтобы он покрывал рис примерно на 3 см. Довести до кипения на сильном огне и убавить огонь до минимального, закрыть крышкой и варить до готовности. Можно подавать горячим и холодным.
Халва с миндалем
Семечки подсолнечника очищенные — 6 кг
Масло подсолнечное — 2 литра
Семечки подсушить в духовке. Размолоть в кофемолке. Муку подрумянить на сковороде без масла. Соединить семечки и муку. Сахар высыпать в сотейник, воду. Довести сироп до кипения и варить 10-15 минут до полного растворения сахара. Охладить. Смесь из семечек и муки залить маслом и приготовленным сиропом. Добавить миндаль. Тщательно вымесить. Выложить в форму, накрыть пленкой. Поставить в холодильник под пресс на полтора-два часа.
Лимонные корки- 250 г
Сок апельсиновый 2,5 литра
Чай зелёный — 200 г
Кардамон — 50 зерен
Листовой зеленый чай залить кипяток, накрыть крышкой и оставить на 5 минут. Добавить лимонные корки, специи, сок. Настоять еще 5 минут. Процедить. Разлить по чашкам. К чаю подать листики мяты.