что государство делает для социализации
Что государство делает для социализации
В социализации индивидов любого возраста определённую роль играет государство. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, укажите любые три задачи, которые может решать демократическое государство как агент социализации, и соответствующие средства, которые оно использует.
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Социализация проходит этапы, совпадающие с так называемыми жизненными циклами. Они отмечают важнейшие вехи в биографии человека, которые вполне могут служить качественными этапами становления социального «Я»: поступление в вуз (цикл студенческой жизни), женитьба (цикл семейной жизни), выбор профессии и трудоустройство (трудовой цикл), служба в армии (армейский цикл), выход на пенсию (пенсионный цикл).
Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, с приобретением нового статуса, отказом от прежних привычек, окружения, дружеских контактов, изменением привычного образа жизни.
Каждый раз, переходя на новую ступеньку, вступая в новый цикл, человеку приходится многому переобучаться. Этот процесс распадается на два этапа, получившие в социологии особые названия.
Отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения называется десоциализацией.
Принцип, согласно которому развитие личности в течение всей жизни идёт по восходящей и строится на основе закрепления пройденного, является непреложным. Но свойства личности, сформировавшиеся ранее, не являются незыблемыми. Ресоциализацией называется усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших. Ресоциализация охватывает многие виды деятельности — от занятий по исправлению навыков чтения до профессиональной переподготовки рабочих. Психотерапия также является одной из форм ресоциализации. Под её воздействием люди пытаются разобраться в своих конфликтах и изменить своё поведение на основе этого понимания.
Десоциализация и ресоциализация — две стороны одного процесса, а именно взрослой, или продолженной, социализации.
Хотя процесс социализации продолжается и в этом возрасте, он существенно меняется. Теперь на первый план выходят десоциализация и ресоциализация. Иногда человек попадает в такие экстремальные условия, где десоциализация заходит столь глубоко, что превращается в разрушение нравственных основ личности, а ресоциализация является поверхностной. Она не способна восстановить всё богатство утраченных ценностей, норм и ролей.
Влияние государства на социализацию
Вы будете перенаправлены на Автор24
Онтологические трансформации всех аспектов социальной жизни российского общества, с которыми столкнулось государство в конце прошлого – начале настоящего столетия, привели к существенному снижению роли государства в качестве регулятора процессов социализации личности. Длительное время социализация граждан РФ находилась под доминирующим влиянием стихийных факторов (глобальная сеть, неформальные группы и пр.), в результате чего в общественном сознании реанимировались процессы, характерные для традиционного общества, что существенно затрудняет переход России к социальному государству.
В последние десятилетия в российском обществе произошли сложные процессы, которые существенно трансформировали базовые социальные институты, привели к переоценке ценностей предыдущих поколений, нарушили преемственность в процессах передачи социального опыта, что приводит к актуализации повышения роли государства в процессах социализации.
Роль государства в процессах социализации
Государство выступает агентом социализации, обладающим большими ресурсными возможностями оказания влияния на процессы приобщения личности к требованиям общества. Кроме того, государство обладает огромным инструментарием, обеспечивающим возможности регуляции процессов социализации. В качестве основных государственных механизмов регулирования социализации можно назвать следующие:
Роль идеологических государственных механизмов в процессах социализации
Главным компонентом идеологического государственного механизма управления процессами социализации выступает идеология, в рамках которой:
Причем, сформированная система ценностей является обязательной для всех членов социума, что ориентирует деятельность базовых социальных институтов (семьи, образования, религии, СМИ и пр.) таким образом, чтобы обеспечить приобщение личности к данным ценностям, принятие их как своих.
Готовые работы на аналогичную тему
Используя идеологические механизмы, государство устанавливает взаимосвязи между базовыми социальными институтами, социальными практиками, между государством и личностью, создает образцы одобряемого социального поведения, предписывая своим гражданам минимум поведенческих норм.
Роль институциональных государственных механизмов в процессах социализации
На институциональном уровне государство регулирует деятельность базовых социальных институтов:
Особую роль государственное регулирование функционирования базовых социальных институтов приобретает при переходе от традиционного общества к современному, при формировании социального государства. Усиление интенсивности протекания социальных процессов делает недостаточным для успешной адаптации простое усвоение личностью опыта предыдущих поколений, социальные институты традиционного общества (церковь, семейно-классовая, родоплеменная организация и пр.) оказываются неспособными справиться с процессами социализации, что приводит к необходимости модернизации старых и формированию новых социальных институтов.
Таким образом, государство играет приоритетную роль в процессах управления социализацией, что проявляется как на идеологическом, так и на институциональном уровнях. Под влиянием государства формируется система общественных ценностей, направляющих развитие базовых социальных институтов, которые, в свою очередь, обеспечивают усвоение данных ценностей каждой отдельной личностью.
Что государство делает для социализации
19. Государство как фактор социализации
Государство – понятие политолого-юридическое.
Государство – звено политической системы общества, которое обладает властными функциями. Оно представляет собой совокупность взаимосвязанных учреждений и организаций (правительственный аппарат, административные и финансовые органы, суд и др.), осуществляющих управление обществом. Государство можно рассматривать как фактор стихийной социализации постольку, поскольку характерные для него политика, идеология (экономическая и социальная) и стихийная практика создают определенные условия для социализации жизни его граждан, их развития и самореализации. Дети, подростки, юноши, взрослые, более или менее успешно функционируя в этих условиях, вольно или невольно усваивают нормы и ценности, как постановляемые государством, так и (еще чаще) получаемые в социальной практике. Все это определенным образом может влиять и на самоизменение человека в процессе социализации. Государство осуществляет относительно направляемую социализацию своих граждан, принадлежащих к тем или иным половозрастным, социально-профессиональным, национально-культурным группам. Относительно направляемая социализация тех или иных групп населения объективно осуществляется государством в процессе решения им задач, необходимых для реализации своих функций.
Так, государство определяет возрасты: начала обязательного обучения, совершеннолетия, вступления в брак, получения прав на вождение автомобилей, призыва на службу в армию (и ее продолжительность), начала трудовой деятельности, выхода на пенсию. Государство законодательно стимулирует и порой финансирует (или, наоборот, сдерживает, ограничивает и даже запрещает) развитие и функционирование этнических и религиозных культур. Ограничимся лишь этими примерами.
Таким образом, относительно направляемая социализация, осуществляемая государством, адресованная большим группам населения, создает определенные условия конкретным людям для выбора жизненного пути, для их развития и самореализации. Государство способствует воспитанию своих граждан, для этого создаются организации, осуществляющие, кроме своих основных функций, также воспитание различных возрастных групп. Государство взяло на себя воспитательную организацию с середины XIX в. Оно очень заинтересовано в воспитании граждан, добиваясь с его помощью формирования человека, который соответствовал бы социальному заказу. Для достижения своих целей государство разрабатывает некоторую политику в сфере воспитания и образовывает государственную систему воспитания.
Социализация государства
Вы будете перенаправлены на Автор24
Государство как один из факторов социализации
Государство в современной науке выступает как понятие исключительно политолого-юридическое. Но даже с этим условием оно играет важную роль в повседневной жизни человека, в процессах его социализации и воспитания. Сегодня государство – это одно из влиятельных звеньев политической системы общества. оно обладает всеми властными полномочиями, но вместе с этими возможностями на нем лежит еще и значимая ответственность за каждое действие. В рамках государства сосуществуют следующие органы, учреждения и организации:
Государство многими авторами рассматривается в качестве фактора так называемой стихийной социализации. Это происходит постольку, поскольку характерные для него политические течения и идеология, а также стихийная практика принятия решений могут создавать определенные условия для последующей социализации жизни граждан. Они развиваются и самореализуются, опираясь на те блага и возможности, которые предоставляют им государственные органы власти.
Человек на каждом этапе своего развития (ребенок, подросток, юноша, взрослый человек) функционируя в созданных государством условиях, вольно или неумышленно воспринимают нормы и ценности, постановленные государством, а также получаемые в результате активной социальной практики. Все это может прямо или косвенно оказывать влияние на изменения в мировоззрении и взглядах человека в процессе его естественной социализации.
Государство способно осуществлять относительно направляемую, но все же в большей степени стихийную социализацию своих граждан, которые принадлежат к различным группам:
Что касается относительно управляемой и направляемой социализации тех или иных обществ, то государство справляется с данной задачей в рамках принятия определенных, особо значимых для населения решений, которые необходимы для поддержания стабильного развития государства и для исполнения им непосредственных функций.
Готовые работы на аналогичную тему
Государство берет на себя ответственность за определение возраста по обязательному обучению человека, его совершеннолетия, вступления в брак, получения прав на вождение транспортных средств, призыва на службу в вооруженные силы, начало трудовой деятельности и наконец выхода на пенсию.
Все эти критерии характеризуют различные этапы социализации личности, и государство осуществляет поддержку человека, принимая участие в его повседневной, образовательной и профессиональной жизни.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что государство – это один из факторов социализации, а также один из исполнителей некоторых функций социализации, который берет на себя ответственность за контроль данных процессов.
Направляемая социализация государства
Как мы уже отметили ранее, социализация со стороны государства – это направляемый процесс, поскольку он осуществляется в соответствии с соблюдением правил и норм поведения, а также формальных и предписанных законодательных актов.
Относительно направляемая социализация, которая осуществляется государственными органами власти, адресуется большим группам населения. Она способна создавать наиболее подходящие и благоприятные условия для выбора дальнейшего жизненного пути, для развития социальных и профессиональных групп, а также для самореализации отдельных личностей. Государство принимает активное участие в воспитании своих граждан. Для этого создаются организации и учреждения, которые осуществляют не только свои основные функции, но также и функции воспитания различных половых и возрастных групп.
Воспитательную функцию государство взяло на себя еще с середины 19 века. Оно было заинтересовано в том, чтобы достичь наибольших успехов в воспитании граждан, добиваться с помощью своих возможностей формирования такого человека, который мог соответствовать требованиям социального заказа. Такой человек должен быть образованным, обладать рядом личностных качеств – ответственность, желание развиваться и самосовершенствоваться, передавай опыт и знания из поколения в поколение. К тому же, этот человек должен осознавать непрерывность своего образовательного процесса, не бояться пробовать себя в новых профессиональных ролях.
Для того, чтобы достичь эти цели, государство разрабатывает особую стратегию и некоторую политику в сфере воспитания. Оно образовывает государственную систему воспитания, которая предусматривает учет особенностей различных категорий населения. Воспитание – это важный процесс. Мы изначально подразумеваем, что в воспитании заключается смысл социализации личности, поскольку она вбирает в себя общепринятые нормы и ценности, опирается на общественные идеалы и формирует свое особое мировоззрение. Государство стремится не просто контролировать эти процессы, но также и принимает непосредственное участие в создании тех самых норм и ценностей, которые лежат в основе личности человека.
Без государства сегодня невозможно представить ни одну сферу жизни человека. Он в любом случае ориентируется на государственные решения, учитывает их в разработке собственных стратегий. В данном случае образуется система дисциплины, когда люди не хотят отклоняться от государственных норм, чтобы не получить за это соответствующее наказание. Тем не менее, если отклонения происходят, то такие люди или группы считаются асоциальными, их стремятся как можно быстрее изолировать от всех остальных участников социума, чтобы не произошел дисбаланс, перерастающий в социальный конфликт. Асоциальное поведение карается в соответствии с его тяжестью, меры пресечения предусмотрены государственными, а также исполнительными органами государственной власти.
Что государство делает для социализации
В социализации индивидов любого возраста определённую роль играет государство. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, укажите любые три задачи, которые может решать демократическое государство как агент социализации, и соответствующие средства, которые оно использует.
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Социализация проходит этапы, совпадающие с так называемыми жизненными циклами. Они отмечают важнейшие вехи в биографии человека, которые вполне могут служить качественными этапами становления социального «Я»: поступление в вуз (цикл студенческой жизни), женитьба (цикл семейной жизни), выбор профессии и трудоустройство (трудовой цикл), служба в армии (армейский цикл), выход на пенсию (пенсионный цикл).
Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, с приобретением нового статуса, отказом от прежних привычек, окружения, дружеских контактов, изменением привычного образа жизни.
Каждый раз, переходя на новую ступеньку, вступая в новый цикл, человеку приходится многому переобучаться. Этот процесс распадается на два этапа, получившие в социологии особые названия.
Отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения называется десоциализацией.
Принцип, согласно которому развитие личности в течение всей жизни идёт по восходящей и строится на основе закрепления пройденного, является непреложным. Но свойства личности, сформировавшиеся ранее, не являются незыблемыми. Ресоциализацией называется усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших. Ресоциализация охватывает многие виды деятельности — от занятий по исправлению навыков чтения до профессиональной переподготовки рабочих. Психотерапия также является одной из форм ресоциализации. Под её воздействием люди пытаются разобраться в своих конфликтах и изменить своё поведение на основе этого понимания.
Десоциализация и ресоциализация — две стороны одного процесса, а именно взрослой, или продолженной, социализации.
Хотя процесс социализации продолжается и в этом возрасте, он существенно меняется. Теперь на первый план выходят десоциализация и ресоциализация. Иногда человек попадает в такие экстремальные условия, где десоциализация заходит столь глубоко, что превращается в разрушение нравственных основ личности, а ресоциализация является поверхностной. Она не способна восстановить всё богатство утраченных ценностей, норм и ролей.