что горит на мещере сегодня
Мастер яркого пиара и нарушений: чем известен владелец кафе в Нижнем Новгороде, которое разнёс взрыв
Следователи Нижнего Новгорода продолжают разбираться в причинах мощного взрыва, прогремевшего сегодня в кафе «Самурай» в районе Мещеры. Три человека пострадали, один из них доставлен в больницу с обширными ожогами. Источник взрыва до сих пор устанавливается. По одной из версий, он мог находиться в подвале жилого дома. Хозяину «Самурая» принадлежат и другие кафе в городе. Как выяснилось, надзорные органы регулярно находили в его заведениях нарушения.
Прибывшие на место взрыва медики оказали первую помощь двум пострадавшим: женщине и 42-летнему мужчине, который в тот момент находился в стоматологической клинике по соседству. Обоих с различными травмами отправили в больницу.
Уже днём из-под обломков достали 22-летнюю сотрудницу кафе Наталью. В момент взрыва она готовила помещение к открытию. У неё диагностировали ожоги 35 процентов тела. Девушку доставили в местный Институт травматологии и ортопедии.
На месте взрыва работают сотрудники городского Следственного комитета и эксперты. Следователи отрабатывают несколько версий взрыва, в том числе не сбрасывают со счетов и криминальную.
В региональном МЧС пока склоняются к версии взрыва газа.
— Предварительная версия случившегося — хлопок воздушно-газовой смеси, который вызвал пожар, — сообщили Лайфу в пресс-службе Нижегородского управления. — Работы по ликвидации продолжаются, по их итогам сможем сделать итоговое заявление.
Вскоре выяснилось, что жилой дом и пристройка по этому адресу не газифицированы. Хозяин кафе Александр Ильин в своём инстаграме сообщил, что на кухне «Самурая» не использовались газовые баллоны. По его версии, что-то взорвалось в подвале дома, который снимают другие арендаторы. И кафе к ним не имеет никакого отношения. Следователи выясняют, кто арендовал помещения в подвале дома на Мещерском бульваре и что там хранил.
Фото © ТАСС / Пресс-служба ГУ МЧС России по Нижегородской области
— Возбуждено уголовное дело по первой части статьи 238 УК РФ («Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности»), — заявила Лайфу старший помощник руководителя СК по взаимодействию со СМИ Юлия Склярова.
Александр Ильин. Фото © Instagram
Кафе сети «Самурай» принадлежит известному в Нижнем Новгороде 39-летнему ресторатору Александру Ильину. У него 18 заведений, расположенных как в самой области, так и в соседних. Все они объединены маркой Ilyingroup, которая, как пишут о себе сами представители команды, существует и развивается с 2010 года. В 2019 году численность штата превысила 700 человек.
Лайф не обнаружил в базах ЕГРЮЛ такого юридического лица. По данным СПАРК, бизнесмен контролирует ресторанный бизнес как индивидуальный предприниматель.
До 2018 года бизнесмен активно продвигал «Самурая» в соцсетях, вкладывал деньги в рекламу и промоушен. Например, в сентябре 2015 года он купил в кредит премиальный паркетник BMW X6, который выкрасил в ярко-жёлтый цвет и нанёс символику сети на двери машины. Ещё один подобный внедорожник он купил в июле прошлого года.
Заведения Ильина хорошо известны инспекторам МЧС: только в 2019 году они восемь раз находили нарушения противопожарной безопасности в одном из кафе, расположенном в Моторном переулке. К кафе на Мещерском бульваре были претензии и у других надзорных органов. В 2018 году Роспотребнадзор несколько раз отмечал, что продукты и отходы на кухне находились, по сути, в одном месте. Кроме того, не хватало моечных ванн, раковин для мытья рук для сотрудников заведения.
Таким было кафе «Самурай» на Мещерском бульваре. Фото © Samurai.ru
Кроме ресторанного бизнеса Ильин владеет торговой компанией «Арктика», которая в 2019 году выручила чуть более двух миллионов рублей. При этом чистая прибыль фирмы составила всего 22 тысячи. На её балансе находится ещё один автомобиль с фирменной символикой «Самурая» — зелёная Toyota Camry. Помимо упомянутых BMW и Camry у бизнесмена ещё есть Toyota Land Cruiser. На эти машины в ГИБДД выписывались десятки штрафов за превышение скорости.
Запах гари распространился утром по Нижнему Новгороду
Местные жители жалуются на смог
Запах гари появился рано утром
Фото: Наталья Бурухина
Запах гари заметили в Нижнем Новгороде. Первые сообщения очевидцев были опубликованы в социальных сетях. На данный момент его происхождение неизвестно.
Так, горожане жаловались на появление данной проблемы в Верхних Печерах, на улице Белинского, на Мещерском озере, на Бору, в Ленинском районе. По сообщениям очевидцев, смог распространился ранним утром.
Некоторые жители города считают, что причиной появления проблемы в городе являются пожары в Мордовском заповеднике.
— Теперь и до Нижнего запах гари дошел, — делится в соцсетях житель региона.
Мы запросили у Главного управления МЧС по Нижегородской области информацию. На данный момент ведомство выясняет причины появления запаха гари.
Спасатели ответили нашему корреспонденту, что пожар в Мордовии нижегородцев не затронет. Сегодня в заповеднике, по данным МЧС, площадь открытого огня составляет 50 гектаров. Более тысячи пожарных задействованы в борьбе с пламенем.
— На территории Нижегородской области нет горения. Угрозы нашим населенным пунктам нет. Все очаги, которые были зафиксированы в нашем регионе, ликвидированы, — передает пресс-служба ведомства.
Напомним, ранее мы писали о пожарах в Мордовии.
В администрации Нижнего Новгорода рассказали о состоянии дома после взрыва
Как уточняется, жители пяти из шести подъездов дома могут вернуться в свои квартиры.
«По предварительным выводам экспертов, несущие конструкции дома не пострадали. Поэтому жители подъездов первого и третьего корпусов, а также второго подъезда второго корпуса могут возвращаться домой», — отмечается на сайте администрации.
Добавляется, что жителей первого подъезда могут разместить в гостинице, если у них нет места для ночлега. Также им обеспечат трехразовое питание.
Как подчеркнули власти города, жильцы дома будут возвращаться в квартиры по группам в сопровождении полицейских и спасателей.
Сообщение о взрыве на Мещерском бульваре Канавинского района города поступило в экстренные службы 26 февраля в 09:13 мск. ЧП произошло в пристройке к многоэтажному кирпичному жилому дому, где находился суши-бар. Затем возник пожар на площади 30 кв. м, пристройка обрушилась.
Пострадали три человека. В пунктах временного размещения (ПВР) находятся 106 человек, в том числе 18 детей.
Предварительно, причиной взрыва стала неисправность газового оборудования. Следователи возбудили уголовное дело. Как сообщил глава Нижегородской области Глеб Никитин, врачи оказывают необходимую помощь пострадавшим.
Что горит на мещере сегодня
Литовский путешественник, автогонщик и исследователь сталинских репрессий Антон Пустовалов нашел в рязанской Мещере место, где стояла Курша-2 — лесной поселок, который сгорел вместе с жителями в 1936 году.
Неподалеку от Спас-Клепиков в рязанской Мещере есть небольшой городок Тума: красивая ампирная церковь, музей узкоколейки, которая не действует уже больше десяти лет, и своя история, за пределами района почти никому не известная. В 1936 году на тумском лесопроизводстве в поселке Курша произошел страшный пожар, в котором погибли больше тысячи человек. Я попытался разыскать все, что писали про этот пожар; выяснилось, что писали не так уж много. Собственное расследование проводила рязанская редакция «Комсомольской правды», несколько раз пожар упоминали путешественники, переписывая статью из «Википедии». Я попробовал разобраться в этой истории самостоятельно, и вот что получилось.
История села Курша связана с выходцами из Великого княжества Литовского. В качестве погоста Курша упоминается в 1620-1630 годах, но люди поселились здесь куда раньше — их называли куршаками, «литвой головастой» и «литвой некрещеной».
Рязанский историк Борис Горбунов писал, что это были потомки пленных воинов, захваченных во время одной из литовско-московских войн. Ему вторила Ирина Красногорская в статье «Тайна куршацкого народа», опубликованной в газете «Новая Мещера» в 1991 году.
Литовские историки предполагают, что куршаки — это свита, в конце XIV века отправленная в Рязанское княжество с Евфросиньей, дочерью великого князя Литовского Ольгерда, которая вышла замуж за князя Рязанского Олега. Так или иначе, все исследователи, включая этнографа Наталью Лебедеву, связывают жителей средневековой Курши с одноименной балтийской народностью. Отголоски ее названия слышны в таких топонимах, как Куршская коса, Курляндия и Курземе.
Рабочий поселок Курша-2 основали на лесозаготовках в нескольких километрах от старого села Курша в 1924 году. В 1927 сюда протянули ветку узкоколейки — чтобы вывозить лес. К началу 1936 года в Курше-2 жили больше тысячи человек. В поселке была железнодорожная станция, электрическая лесопилка, деревообрабатывающее предприятие, школа, магазин, медпункт и только что построенный Дом культуры, который планировали открыть 7 ноября.
Лето 1936 года выдалось рекордно жарким. К концу июля температура воздуха достигала 37°. Из райцентра поступали распоряжения проверить пожарное оборудование, пахло дымом от горящих торфяников, горел лес в районе поселка Лесомашинный.
Непосредственной причиной пожара считается искра от паровоза, упавшая в поселке Чарус. Возгорание возникло 1 августа, огонь сразу локализовать не удалось, и к вечеру 2 августа горело уже около 1 000 гектаров леса. Справиться с пожаром самостоятельно в Курше-2 не могли. В тот же день в поселок пришел очередной грузовой состав из Тумы — вывозить заготовленную древесину. Поездная бригада предлагала забрать из Курши женщин и детей, но диспетчер распорядился отогнать вагоны в тупик и начать погрузку леса.
Иллюстрация: Варвара Недеогло / Медиазона
Лидия Смирнова, одна из выживших в катастрофе, в интервью «Новой Мещере» вспоминала: «Утром 3 августа из Тумы поступила телефонограмма — принять меры по эвакуации нетрудоспособного населения. Однако с эвакуацией произошла задержка, поезд стоял на погрузке и на станцию прибыл только к обеду. Вагоны были загружены кругляком так, что были прогалы, в которые и усаживали людей. Несмотря на попытки остановить состав, понимая, что дороги уже может не быть, поезд все же тронулся. В тот момент, когда состав отходил от станции, огонь уже вплотную подобрался к поселку. В тот день было ветрено, и низовой пожар перешел в верховой. Скорость пожара 30 км/ч (около километра за две минуты). Прошло всего несколько минут, как поезд добрался до одного из мостков через реку Кадь. Мост к тому моменту уже горел и, не выдержав веса груженого состава, рухнул под паровозом, после чего состав сошел с путей. Часть людей оказались зажатыми бревнами и погибли на месте, многие кинулись убегать от огня или пытались укрыться в придорожной канаве — их огонь настиг буквально в 200 метрах от места аварии. Выжить удалось лишь тем, кто побежал навстречу огню и, несмотря на ожоги, сумел проскочить через огненную стену. Остальные же задохнулись и сгорели заживо». Из тех, кто отправился на поезде в Туму, уцелели 29 человек.
В поселке тем временем люди искали спасения от огня. Согласно воспоминаниям Ираиды Руновой, кто-то закапывался в песок, обернувшись мокрым полотенцем, кто-то нырял в пруд и пережидал на небольшом островке посередине, другие укрывались во рвах и выгребных ямах. Те, кто прыгал в колодцы, погибли — их засыпало обвалившимися срубами. После пожара в поселке уцелел только магазин. К вечеру полоса огня растянулась на 40 километров в длину и на 20 в ширину. В Курше-2 выжили 78 человек, 75 из которых получили ожоги. Уцелевших собрали в деревне Верея.
Пожар закончился так же быстро, как и начался. В ночь на 4 августа пошли сильные дожди, стих ветер, а пожар достиг полей. К 6 августа горело лишь несколько торфяников, на тушение которых прислали красноармейцев. Некоторые очаги тлели до весеннего половодья.
Но руководитель рязанского «Мемориала» Андрей Блинушов подсказал, что в архиве правозащитной организации есть справки ОГПУ и ВКП(б) по Тумскому району. Согласно этим документам, на лесозаготовках здесь широко использовался принудительный труд священнослужителей и верующих.
Вот что писал в оперсводке начальник Рязокротдела ОГПУ Извеков : «Ввиду переполнения пересылок (пересылочных тюрем) в Рязани, было принято решение оставлять кулаков и священнослужителей на местах для проведения работ на торфяниках и лесозаготвках». Слова Извекова подтверждает и записка секретаря Тумского райкома партии Бегишева: «Для нашего района характерным является выступление религиозного порядка; во всем остальном мы схожи с другими районами. События, о которых я расскажу, разыгрались вокруг Тумской церкви, причем величайшая ошибка была допущена и с нашей стороны. На торжественном заседании, посвященном 12-й годовщине Красной Армии , было вынесено постановление закрыть Тумскую церковь. (Меня там не было). Много выносилось на этот счет разных постановлений, но церковь оставалась открытой. Рабочие на собрании решили закрыть церковь. Нам, говорят, нечего ждать, мы сами закроем ее и поставим верующих перед совершившимся фактом. А церковь эта обслуживает 14 деревень, и из них только четыре вынесли решение о закрытии и вызвали другие деревни. Дополнительно совершена еще глупость; было на собрании объявлено — «завтра в 9 час. утра будем закрывать церковь, все приходите на закрытие». И «все» пришли: и кто хочет закрывать, и кто не хочет. Собралась толпа. Те, кто не хотели закрытия, остались около церкви шуметь, а те, кто были за закрытие, пошли в народный дом выбирать комиссию принять церковь. Последних в самой Туме было больше, но дело в том, что много недовольных стеклось из окрестных деревень. Верующие стали просить, чтобы в этот день дали служить попу. Поп вышел и сказал, что он служить не может. Публика разошлась. На следующий день договорились попа послать на лесозаготовки. (У него есть трудгужповинность, и в первую очередь она ложится на кулацкие элементы)».
Почему на лесозаготовках трудились не только священники, но и бывшие крестьяне из соседних деревень, объясняет циркуляр №612 от 30 января 1930 года, подписанный руководителями Рязанского округа Тимофеевым, Штродахом и Волковым: «Цифры и темпы коллективизации округа за последние 10 дней «ни в коей мере» не достаточны, так как к 20 января коллективизировано только 21% хозяйств. Местным органам было «категорически предложено»: «максимально развить темп работы», отбросить разговоры «еще успеем», «принять все меры и мобилизовать все силы», чтобы к первому марта 1930 г. вовлечь в колхозы не менее 75% хозяйств».
К 16 февраля 1930 года процент коллективизации по Тумскому району достиг 95% — в первую очередь за счет массового выселения «кулаков». По инструкции Рязанского окружкома, у зажиточных крестьян следовало изымать наделы, лошадей, дома и исправный инвентарь.
Но вернемся к истории пожара.
Вот как вспоминал его житель деревни Колтуки Григорий Ефимович Клейменов: «Он несся по лесу со страшным ревом. И скорость его была такая, что убежать из леса в тот день мало кому удалось. Огонь накрыл косарей, грибников, лесорубов. Возчики леса, как потом оказалось, распрягли лошадей и пытались вскачь уйти от огня. Все живое погибло: коровы, лошади, лоси, мелкие звери и птицы. Караси сварились в лесных бочагах. Стена огня шла по борам с ревом и бешеной скоростью. Казалось, лес не горел, а взрывался. Вихри огня и черного дыма поднимались высоко вверх. Пожары от падавших сверху огненных «шапок» начинались в разных местах. Мне казалось тогда: весь мир занят огнем. Деревня наша, отделенная от леса болотцем и полосой поля, задыхалась в дыму. Из всех домов барахлишко повыносили, ждали, вот-вот где-нибудь вспыхнет. Горела рожь, дымились сухие луга. Деревню пожар миновал — поле остановило огонь, он пошел лесом, влево от нас. И тут мы опомнились: а Курша? Она в трех километрах в лесу. Как раз через Куршу прошел огонь. Кинулись… Курши нет! Поселок лесорубов Куршу-2 огонь снес подчистую. А люди? Ведь каждый день по узкоколейке ходили поезда, сотнями кубов таскали к центральной магистрали лес. И в тот день на станции стоял очередной паровичок, ждал, когда его загрузят древесиной. Неужели нельзя было вместо сосновых стволов посадить на платформы людей, хотя бы женщин и детей, вывезти их подальше, пока опасность не минует? Оказалось, что нельзя! План должен быть выполнен. Оказывается, народное добро, это не люди, это — уже спиленные древесные стволы, и их надо спасать в первую очередь. Так сказал диспетчер станции — официальный представитель советской власти в поселке, и люди подчинились, и стали грузить платформы лесом. Когда даже до диспетчера дошло, что огонь идет прямо на поселок и его не остановить, было уже поздно. Женщины с малыми ребятами гроздьями полезли прямо на платформы с бревнами, поезд дал гудок, пошел, неторопливо набирая скорость, но по узкоколейке сильно не разгонишься, и огонь оказался быстрее. Когда паровик дошел до моста через реку, там уже все пылало. Машинист пытался проскочить мост, паровоз загорелся, пламя перекинулось на платформы с лесом…».
Иллюстрация: Варвара Недеогло / Медиазона
А вот воспоминания Ивана Алексеевича Кудряшева: «Мы тогда в Иванково жили. По деревне сундуки свои в землю закапывали, боялись, что сюда пожар придет. Тетка — отцова сестра ходила с огнем бороться. Выбрались они уже из леса на култуковское поле, а навстречу начальство, говорят: «Что это все на пожар, а вы с пожара?». Вернулись они и сгорели».
Пострадавшие получили бесплатно по 35 кубометров древесины на восстановление жилья, однако вскоре власти одумались, и Тумский райисполком постановил «обязать Тумский райлесхоз и райфо взыскать с колхозов и колхозников корневую стоимость бесплатно отпущенного леса в конце 1937 года».
Нельзя сказать, чтобы пожар, погубивший сотни человек, стал неожиданностью. Еще за шесть лет до катастрофы областному начальству докладывали о постоянных возгораниях вдоль узкоколейки. Причина — пренебрежение к требованиям противопожарной безопасности при обслуживании паровозов. В информационной сводке №10 административного отдела Рязанского окрисполкома от 18 июня 1930 года говорилось: «Секретно. Председателю Рязокрисполкома. С наступлением весеннего периода наблюдаются частые случаи пожаров около лесовозной ветки КУРША-ЧАРУС. Пожарами уничтожается пило-лесоматериал и дрова, принадлежащие Москвотопу Тумского района, а также и горит лесоматериал. (Экспорт.) Причина возникновения пожаров та, что паровозы ветки не предохранены в противопожарном отношении, как полагается, и отапливаются дровами, почему от искр проходящих паровозов и возникают пожары, которые за последнее время принесли убытки на 20 000 р. Горят и госфондовские леса. Администрация лесовозной ветки и ее хозяйственники мер никаких не принимают и о случившемся никого не ставят в известность. По данному случаю УРО было возбуждено уголовное дело по обвинению должностных лиц лесовозной ветки по ст. 111 УК , но Райком в лице секретаря Бегишева предложил дело в уголовном порядке прекратить, и положение на ветке остается прежнее, отчего получаются убытки».
После войны поселок восстановили, правда, таких размеров, как прежде, он уже не имел. Железнодорожную ветку до Курши-2 разобрали в 1956 году. Здесь еще работали лесозаготовители, была пилорама, но после пожаров 1972 года поселок расформировали, а людей расселили — кого в соседние Колтуки, а кого в Ветчаны. Последние дома Курши-2 уничтожили лесные пожары 2010 года; тогда же погиб мемориал у въезда в поселок, сегодня от него сохранился лишь металлический остов.
3 августа 2011 года, в день 75-летия трагедии, в присутствии последней из живых свидетелей пожара Лидии Даниловны Смирновой (Абловой) на месте, где когда-то находилась Курша-2, был установлен памятный крест и мемориальная табличка.
Хотя обстоятельства пожара никогда не были засекречены, власти вспоминали катастрофу в Курше крайне неохотно. В центральной прессе о мещерской трагедии впервые написала «Комсомольская правда» — в 1970 году газета выпустила статью Василия Пескова «Лето было сухое».
В паре километров от Колтуков становятся заметны следы пожара 2010 года. Проходим еще немного и видим обугленные стволы деревьев.
Первое, что встречает нас у погоста — остов старого памятника погибшим, разрушенная железобетонная пирамидка. Еще есть дорожный знак с перечеркнутым названием «Курша», его заказали рязанские активисты и внуки тех, кто помнил пожар 1936-го. Рядом — безымянная могила с яркими искуственными цветами: одна из последних жительниц Курши завещала похоронить ее на родине.
Это все, что осталось от бывшего поселка.
Артур Берзин, Владимир Миронов, «Мещерская магистраль». Издательство «Посад», Владимир, 2005
Владимир Буракшаев, «Мещерская узкоколейка». Альманах «Железнодорожное дело». Издательство «Железнодорожное дело», 2007
Борис Горбунов, «Куришки («Литва», «Литва головастая», «Литва некрещеная»)». «Рязанская энциклопедия», том 1, стр. 546-547. Издательство «Пресса», 2000
Ирина Красногорская, «Тайна куршацкого народа». «Новая Мещера», 1991
Наталья Лебедева, «Изучение Рязанской области в этнографическом отношении после Октябрьской революции». «Краеведческие записки», Рязань, 1959
Соколов Д., «Туман над Мещерой». «Рязанские ведомости», 26 июля 2002
Немченко В.А, «Лесные пожары и схема выбора решений по отношению к пожарам на территории национального парка «Мещера»». «Мониторинг сообществ на гарях и управление пожарами в заповедниках». Издательство ВНИИ Природы, 2002
Мельник А.Н., Пономаренко Н.В., «Из истории противопожарной службы Рязанской области. Сборник документов и статей». Издательство ИЦИОМП «М-Пресс», Рязань, 1999
Государственный архив Рязанской области, фонд Р-5, опись 2, дело 5
Василий Песков, «Лето было сухое». «Комсомольская правда», 11 мая 1970
Василий Песков, «Окно в природу: мещерская драма». «Комсомольская правда», 7 августа 2008
Евгений Баранцев, Александр Ефанов, «Трагедия на Курше-2». «Комсомольская правда» (Рязань), 7 августа 2015
Лидия Смирнова-Аблова, «Куршинская трагедия». «Новая Мещера», 28 июля 2009
Лада Петрова, «Уроки скорбной даты». «Рязанские ведомости», 29 августа 2016
«По огненному следу». «Рязанские ведомости», 8 августа 2014
Редактор: Дмитрий Ткачев
Оформите регулярное пожертвование Медиазоне!
Мы работаем благодаря вашей поддержке
Раз в неделю наши авторы делятся своими впечатлениями от главных событий и текстов
Что за дым со стороны Мещеры?
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.
Т.к. тема является архивной.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.
Т.к. тема является архивной.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.
Т.к. тема является архивной.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.
Т.к. тема является архивной.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.
Т.к. тема является архивной.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.
Т.к. тема является архивной.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.
Т.к. тема является архивной.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.
Т.к. тема является архивной.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.
Т.к. тема является архивной.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.
Т.к. тема является архивной.
Гаражный массив горит на Казанском шоссе в Нижнем Новгороде
Высота пламени достигает десяти метров.
Нижний Новгород. 02 июня.Гаражный массив горит на Казанском шоссе. Высота пламени достигает десяти метров. На место пожара уже приехали два пожарных расчета. Ожидается прибытие еще нескольких пожарных машин.
В то же время движение транспорта по Казанскому шоссе сейчас затруднено из-за массовой автомобильной аварии, что может повлиять на скорость прибытия пожарных. (с) ньюсрум
+ три легковушки засмотрелись и устроили ДТП, на остановке «Школа»