что движет человеком в жизни

Типология мотивов : что движет людьми.

Деятельность людей побуждается не одним, а несколькими мотивами. Многое зависит от побуждающей силы каждого мотива. Иногда сила одного какого-либо мотива преобладает над влиянием нескольких мотивов. В большинстве случаев чем больше мотивов актуализируется, тем сильнее мотивация. Если удается задействовать дополнительные мотивы, то повышается общий уровень мотивации. Рассмотрим главные виды мотивов.

Разнообразие потребностей человека обуславливает и разнообразие мотивов поведения и деятельности, однако одни мотивы довольно часто актуализируются и оказывают существенное влияние на поведение человека, другие действуют только в определенных обстоятельствах. Рассмотрим главные виды мотивов.

1. Мотив самоутверждения

Стремление утвердить себя в социуме; связан с чувством собственного достоинства, честолюбием, самолюбием. Человек пытается доказать окружающим, что он чего-то стоит, стремится получить определенный статус в обществе, хочет, чтобы его уважали и ценили. Иногда стремление к самоутверждению относят к мотивации престижа (стремление получить или поддержать высокий социальный статус).

Таким образом, стремление к самоутверждению, к повышению своего формального и неформального статуса, к позитивной оценке своей личности — существенный мотивационный фактор, который побуждает человека интенсивно работать и развиваться.

2. Мотив идентификации с другим человеком

Стремление быть похожим на героя, кумира, авторитетную личность (отца, учителя и т. п.) Этот мотив побуждает работать и развиваться. Он является особенно актуальным для подростков, которые пытаются копировать поведение других людей.

Стремление походить на кумира — существенный мотив поведения, под влиянием которого человек развивается и совершенствуется.

Идентификация с другим человеком приводит к повышению энергетического потенциала индивида за счет символического «заимствования» энергии у кумира (объекта идентификации): появляются силы, вдохновение, желание работать и действовать так, как делал это герой (кумир, отец и др.) Идентифицируясь с героем, подросток становится смелее.

Наличие образца, кумира, с которым стремились бы отождествлять себя молодые люди и кого пытались бы копировать, у кого бы учились жить и работать, — важное условие эффективного процесса социализации.

3. Мотив власти

Стремление индивида влиять на людей. Мотивация власти (потребность во власти) является одной из самых главных движущих сил человеческих действий. Это стремление занять руководящую позицию в группе (коллективе), попытка руководить людьми, определять и регламентировать их деятельность.

Мотив власти занимает важное место в иерархии мотивов. Действия многих людей (например руководителей различных рангов) побуждаются мотивом власти. Стремление господствовать над другими людьми и руководить ими — это мотив, который побуждает их в процессе деятельности преодолевать значительные трудности и прилагать огромные усилия. Человек много работает не ради саморазвития или удовлетворения своих познавательных потребностей, а ради того, чтобы получить влияние на отдельных людей или коллектив.

Менеджера к деятельности может побуждать не стремление принести пользу обществу в целом или отдельному коллективу, не чувство ответственности, т. е. не социальные мотивы, а мотив власти. В таком случае все его действия направлены на завоевание или удержание власти и составляют угрозу как для дела, так и для структуры, которую он возглавляет.

4. Процессуально-содержательные мотивы

Побуждение к активности процессом и содержанием деятельности, а не внешними факторами. Человеку нравится выполнять эту деятельность, проявлять свою интеллектуальную или физическую активность. Его интересует содержание того, чем он занимается.

Действие других социальных и личностных мотивов (власти, самоутверждения и др.) может усиливать мотивацию, но они не имеют непосредственного отношения к содержанию и процессу деятельности, а являются лишь внешними по отношению к ней, поэтому часто эти мотивы называют внешними, или экстринсизными. В случае же действия процессуально-содержательных мотивов человеку нравятся и побуждают к активности процесс и содержание определенной деятельности.

Например, человек занимается спортом, потому что ему просто нравится проявлять свою физическую и интеллектуальную активность (смекалка и нестандартность действий в спорте также являются существенными факторами успеха).

Индивида побуждают заниматься спортом процессуально-содержательные мотивы в том случае, когда вызывают удовлетворение процесс и содержание игры, а не факторы, которые не связаны со спортивной деятельностью (деньги, самоутверждение, власть и т. п.)

Смысл деятельности во время актуализации процессуально-содержательных мотивов заключается в самой деятельности (процесс и содержание деятельности являются тем фактором, который побуждает человека проявлять физическую и интеллектуальную активность).

5. Экстринсивные (внешние) мотивы

Такая группа мотивов, когда побуждающие факторы лежат вне деятельности. В случае действия зкстринсивных мотивов к деятельности побуждают не содержание, не процесс деятельности, а факторы, которые непосредственно с ней не связаны (например престиж или материальные факторы). Рассмотрим некоторые виды зкстринсивных мотивов:

Если в процессе деятельности экстринсивные мотивы не будут подкреплены процессуально-содержательными, т. е. интересом к содержанию и процессу деятельности, то они не обеспечат максимального эффекта. В случае действия зкстринсивных мотивов привлекательна не деятельность сама по себе, а только то, что связано с ней (например, престиж, слава, материальное благополучие), а этого часто недостаточно для побуждения к деятельности.

6. Мотив саморазвития

Стремление к саморазвитию, самоусовершенствованию. Это важный мотив, который побуждает индивида много работать и развиваться. По мнению А. Маслоу, это стремление к полной реализации своих способностей и желание ощущать свою компетентность.

Как правило, для движения вперед всегда необходима определенная смелость. Человек часто держится за прошлое, за свои достижения, покой и стабильность. Страх риска и угроза потерять все сдерживают его на пути саморазвития.

Таким образом, человек часто как будто «разрывается между стремлением к движению вперед и стремлением к самосохранению и безопасности». С одной стороны, он стремится к чему-то новому, а с другой — страх перед опасностью и чем-то неизвестным, желание избежать риска сдерживают его движение вперед.

Маслоу утверждал, что развитие происходит тогда, когда следующий шаг вперед объективно приносит больше радостей, больше внутреннего удовлетворения, чем предыдущие приобретения и победы, которые стали чем-то обычным и даже надоели.

Когда удается актуализировать у человека мотив саморазвития, увеличивается сила его мотивации к деятельности. Талантливые тренеры, учителя, менеджеры умеют задействовать мотив саморазвития, указывая своим ученикам (спортсменам, подчиненным) на возможность развиваться и совершенствоваться.

7. Мотив достижения

Стремление достичь высоких результатов и мастерства в деятельности; оно проявляется в выборе сложных заданий и стремлении их выполнить. Успехи в любой деятельности зависят не только от способностей, навыков, знаний, но и от мотивации достижения. Человек с высоким уровнем мотивации достижения, стремясь получить весомые результаты, настойчиво работает ради достижения поставленных целей.

Мотивация достижения (и поведение, которое направлено на высокие результаты) даже у одного и того же человека не всегда одинакова и зависит от ситуации и предмета деятельности. Кто-то выбирает сложные задачи по математике, а кто-то, наоборот, ограничиваясь скромными целями в точных науках, выбирает сложные темы по литературе, стремясь достичь именно в данной области высоких результатов.

Что же определяет уровень мотивации в каждой конкретной деятельности? Ученые выделяют четыре фактора:

8. Просоциальные (общественно значимые) мотивы

Мотивы, связанные с осознанием общественного значения деятельности, с чувством долга, ответственностью перед группой или обществом. В случае действия просоциальных (общественно значимых) мотивов происходит идентификация индивида с группой. Человек не только считает себя членом определенной социальной группы, не только отождествляется с ней, но и живет ее проблемами, интересами и целями.

Личности, которая побуждается к деятельности просоциальными мотивами, присущи нормативность, лояльность к групповым стандартам, признание и защита групповых ценностей, стремление реализовать групповые цели. Ответственные люди, как правило, являются более активными, чаще и добросовестнее выполняют профессиональные обязанности. Они считают, что от их труда и усилий зависит общее дело.

Менеджеру довольно важно актуализировать корпоративный дух среди своих подчиненных, поскольку без идентификации с группой (фирмой), а именно — с ее ценностями, интересами, целями достичь успеха невозможно.

Общественный деятель (политик), который больше других идентифицируется со своей страной и живет ее проблемами и интересами, будет более активным в своей деятельности, будет делать все возможное ради процветания государства.

Таким образом, просоциальные мотивы, связанные с идентификацией с группой, чувством долга и ответственностью, являются важными в побуждении человека к деятельности. Актуализация у субъекта деятельности этих мотивов способна вызывать его активность в достижении общественно значимых целей.

9. Мотив аффилиации

Стремление к установлению или поддерживанию отношений с другими людьми, стремление к контакту и общению с ними. Сущность аффилиации состоит в самоценности общения. Аффилиативное общение — это такое общение, которое приносит удовлетворение, захватывает, нравится человеку.

Индивид, однако, может общаться и потому, что пытается уладить свои дела, установить полезные контакты с необходимыми людьми. В таком случае общение побуждается другими мотивами, является средством удовлетворения других потребностей личности и с аффилиативной мотивацией ничего общего не имеет.

Целью аффилиативного общения может быть поиск любви (или, во всяком случае, симпатии) со стороны партнера по общению.

10. Негативная мотивация

Побуждения, вызванные осознанием возможных неприятностей, неудобств, наказаний, которые могут последовать в случае невыполнения деятельности. Например, школьника к учебе могут побуждать требования и угрозы родителей, боязнь получить неудовлетворительные оценки. Учеба под влиянием такого мотива приобретает характер защитного действия и является принудительной.

В случае действия негативной мотивации человека побуждают к деятельности страх перед возможными неприятностями или наказанием и стремление их избежать. Он рассуждает так: «Если я этого не сделаю, то меня ожидают неприятности». Вот что побуждает к деятельности под влиянием негативной мотивации.

Формы негативных санкций, которые можно применять и которые способны актуализировать негативную мотивацию, разнообразны:

Основным недостатком негативных санкций является кратковременность их влияния: они стимулируют к деятельности (или сдерживают от нежелательных поступков) только на период их действия.

Негативная мотивация тем сильнее влияет на человека, чем больше его уверенность в неизбежности наказания.

Таким образом, негативная мотивация, в том числе и наказание — достаточно сильный мотивационный фактор, который способен побуждать человека к деятельности, однако не лишенный многих недостатков и нежелательных последствий.

Действующие и потенциальные мотивы

Мотивы, которые занимают ведущее место, постоянно актуализируются и обладают существенным мотивационным влиянием на деятельность человека, называются действующими. Мотивы, находящиеся внизу мотивационной иерархии, незначительно влияющие на активность человека и часто вообще не проявляющиеся, называются потенциальными, поскольку в данный конкретный промежуток времени они не совершают побуждающего влияния, но могут актуализироваться при определенных обстоятельствах.

Под влиянием некоторых факторов потенциальные мотивы приобретают побуждающее значение (становятся действующими мотивами). Например, после разговора с менеджером у подчиненного социальный мотив (ответственность), который был пассивным (не побуждал к деятельности), приобретает большее побуждающее значение и становится действующим.

Динамичность иерархии мотивов

Иерархия мотивов не является абсолютно стабильным мотивационным комплексом, она меняется со временем и возрастом (в зависимости от обстоятельств и влияния людей). Например, подчиненного побуждают к труду требования менеджера и стремление избежать неприятностей. Позже этот мотив имеет меньшее влияние на его деятельность, а ведущее значение может приобрести познавательный мотив.

Мотивационная сфера является достаточно динамичной: значение и влияние отдельных мотивов меняются (соответственно, меняется и иерархия мотивов). Различные факторы могут изменять эту иерархию, однако, невзирая на динамичность мотивационной сферы, каждому человеку присуща относительная стабильность иерархии мотивов.

Можно утверждать, что мотивы, которые побуждают нас к деятельности, являются относительно устойчивыми, неизменными в течение определенного промежутка времени. Относительная стабильность иерархии мотивов предопределяется тем, что личность в целом и мотивы в частности (но не мотивация, которая зависит и от ситуативных факторов) не так уж легко подвергаются изменению. Если изменить или развить мотивационную сферу ребенка относительно легко, то сделать это со взрослым человеком значительно сложнее.

Таким образом, несмотря на влияние различных факторов, которые способны изменить иерархию мотивов, есть основания считать ее относительно стабильной.

Деятельность побуждается не одним, а несколькими мотивами. Чем больше мотивов детерминируют деятельность, тем выше общий уровень мотивации. Например, когда деятельность побуждается пятью мотивами, то общий уровень мотивации обычно выше, чем в случае, когда активность человека детерминируют только два мотива.

Многое зависит от побуждающей силы каждого мотива. Иногда сила одного какого-либо мотива преобладает над влиянием нескольких мотивов. В большинстве случаев, однако, чем больше мотивов актуализируется, тем сильнее мотивация. Если удается задействовать дополнительные мотивы, то повышается общий уровень мотивации.

Следовательно, общий уровень мотивации зависит:

Опираясь на указанную закономерность, менеджер, стремясь усилить мотивацию своих подчиненных, должен выполнить три условия:

Такая закономерность касается также мотивационной саморегуляции. Когда необходимо выполнить определенную деятельность, но не хватает мотивации, следует активизировать (задействовать) дополнительные мотивы, которые способны повысить общий уровень мотивации.

Автор: Юрий Петрович Плaтoнoв, доктор психологических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета, ректор Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы, заслуженный работник высшей школы РФ.

Источник

Что движет тобой в жизни: 5 шагов, чтобы узнать

что движет человеком в жизни. Смотреть фото что движет человеком в жизни. Смотреть картинку что движет человеком в жизни. Картинка про что движет человеком в жизни. Фото что движет человеком в жизни

Поскольку большинство людей занято непосредственным достижением поставленных целей, о мотивации и ее причинах они задумываются редко. Ты просто знаешь, что тебе нужно сделать, и стараешься выложиться на все 100 %. Хотя такой подход может и сработать, он считается далеко не самым эффективным. Когда ты не знаешь, что тобой движет, ты, по сути, используешь для достижения целей только силу воли, а она является исчерпаемым ресурсом. Поэтому так много людей терпит поражение. Если ты не хочешь оказаться в их числе, тебе нужно научиться извлекать как можно больше пользы из своих сильных сторон.

Для того, кто хочет узнать, что движет им в жизни, предлагаем пять шагов, которые помогут осознать истинные причины твоей мотивации.

1. Выпиши занятия, которые будут приносить тебе удовольствие и без денежного вознаграждения

Если тебе повезет, ты получишь много денег, для того чтобы заниматься тем, что мотивирует тебя жить. Только не всем нам дано войти в число таких везунчиков. Есть множество людей, вынужденных делать то, что они любят больше всего, не зарабатывая на этом. В пример можно привести Винсента Ван Гога. Сегодня он величайший художник в истории, но при жизни ему удалось продать всего лишь одну свою картину.

Твоя мотивация может быть завязана на занятии, которое кажется тебе совершенно безнадежным из-за отсутствия финансового вознаграждения. Но мотивация Ван Гога не была связана с тем, уважают ли люди его работу, и не зависела от его способности зарабатывать себе на жизнь. Ван Гог писал картину, потому что любил рисовать. Быть может, сам процесс приносит тебе удовольствие, и если это действительно так, то глупо отказываться от любимого дела.

2. Выпиши сферы деятельности, о которых ты постоянно думаешь

О чём ты думаешь, когда ложишься спать и просыпаешься? Иногда ты движешься в жизни так быстро, что не слушаешь свой внутренний голос. Когда ты проснешься, возьми блокнот и запиши первые пришедшие в голову мысли. Это может быть ключ к пониманию того, что движет тобой в жизни.

Записывай также любые идеи, которые у тебя получится сгенерировать в течение дня. Это поможет понять, чем заняты твои мысли.

К слову, то, что мотивирует тебя в жизни, будет включать в себя деятельность, о которой ты всегда говоришь. Когда ты находишься рядом со своими друзьями и семьей, какие темы ты всегда поднимаешь? Ты оказался в продуктовом магазине, разговаривая с кассиром или охранником на эту же тему? Если это так, то, скорее всего, ты нашел что-то, чем увлечен и мотивирован.

3. Выпиши свои поступки, которыми ты гордишься больше всего

Саморефлексия — это отличный способ узнать, что мотивирует тебя в жизни. Подумай о тех моментах, когда ты больше всего гордился собой. Какими бы ни были эти моменты, запиши каждый из них на листе бумаги. Просмотри свой список и постарайся найти какие-либо общие черты.

Ты был с семьей, выступал перед другими людьми или помогал тем, кому повезло меньше? Как только ты признаешь общность того, что мотивирует тебя, прими меры для подтверждения. Если тебе нравится выражать свое творчество, найди способ сделать это. Мотивирован на помощь нуждающимся? Попробуй себя в волонтерстве и посмотри, как ты будешь себя чувствовать.

что движет человеком в жизни. Смотреть фото что движет человеком в жизни. Смотреть картинку что движет человеком в жизни. Картинка про что движет человеком в жизни. Фото что движет человеком в жизни

4. Выпиши виды деятельности, изучая которые ты теряешь счет времени

Есть ли виды деятельности, изучая которые ты теряешь счет времени? Это верные признаки того, что ты, возможно, нашел что-то, что будет мотивировать тебя в жизни. Если ты читаешь материал, который мотивирует тебя, ты будешь читать и помнить больше, чем было бы в случае с тем, который тебя не мотивирует.

Ключ к мотивации заключается в том, что подталкивает тебя к действию. Всякий раз, когда ты почувствуешь необходимость действовать, обращай внимание на то, что тебя подвигло к этому.

5. Выпиши занятия, которыми ты продолжил бы заниматься, даже не получая одобрения окружающих

Есть вещи, которые ты делаешь в жизни, потому что общество говорит тебе, что это хорошая идея. Общество говорит нам, в какую школу пойти, какую специальность и карьеру выбрать и даже в каком городе мы должны жить. Есть определенные варианты, которые считаются престижными и будут хорошо приняты большинством людей. Кроме всего этого, есть менее «престижный» путь, который выбирает меньшее количество людей. За этот выбор тебя вряд ли похлопают по спине родители и друзья, и окружающие люди вряд ли поймут и оценят твои стремления.

Только ты можешь ответить на вопрос: «Почему я нахожусь на этом пути?» Скорее всего, ты просто видишь в нём возможность реализовать себя в том направлении, в котором тебе бы хотелось.

Источник

Что движет человечеством: как люди построили цивилизацию, чтобы убежать от естественного отбора

Историческая тенденция к снижению насилия эмпирически наблюдаема и логически объяснима: борьба человека против насилия и смерти — это смысл истории. Только первым драйвером его был не сам человек, а его куда более жестокая предшественница — природа. Из пищевой цепи человек сбежал в дома и за заборы, спасаясь от естественного отбора — начал земледелие, построил города, государства. Борьба за выживание на стероидах, по сути, и есть прямое функциональное назначение цивилизации. То, что в цивилизации человека встретила другая угроза — другие люди — это типичный побочный эффект прогресса. Начав строить цивилизацию, чтобы в ней спасаться от безжалостной природы вокруг, человек ещё не знал, что природа у него, в первую очередь, внутри, и все те мотивы, которые двигали животными, пытавшимися съесть его или кого-нибудь из его детей — двигали и им самим, когда он охотился, чтобы съесть какое-нибудь животное, и двигали других людей тоже — и работали в отношениях между людьми на очень похожих инстинктивных основаниях, что и со зверьми.

что движет человеком в жизни. Смотреть фото что движет человеком в жизни. Смотреть картинку что движет человеком в жизни. Картинка про что движет человеком в жизни. Фото что движет человеком в жизни

Чтобы двигаться быстро — идите в одиночку, чтобы пройти далеко — идите вместе

С той лишь разницей, что с животным в себе и других у человека есть язык (речь), чтобы договориться. И человек в составе коллективного человечества этим языком на протяжении всей истории и учится, постепенно прогрессируя, пользоваться to make talk, not war.

Таким образом, путь цивилизации превратился из простого побега из леса за забор, с борьбой, с лесом в себе — чтобы победить звериные правила естественного отбора, человеку надо победить зверя в себе — зверя по отношению к себе и другим людям. Так борьба за выживание человека, из побега мира животных, превратилась в борьбу человека с животным внутри — борьбу гуманизма с инстинктами.

Борьба гуманизма с дарвинизмом стала вторым течением цивилизации: основное, которое на поверхности — материально-технический прогресс.

Второе, даже более важное с точки зрения сверхзадачи освобождения от борьбы за выживание — то есть, освобождения себя и людей вокруг, от контроля животными инстинктами, человеческих отношений — от звериных черт.

Это культурный прогресс, который начался как религиозный. Не убий — первая заповедь хоть и кажется очевидной, но совершенно неочевидна была в те времена, когда она была сформулирована. Это были времена куда ближе к царству зверя, когда проблемой, с которой нужно было бороться прогрессивному человечеству, было не рабство, а убийство пленных вместо обращения в рабство или убийство рабов вместо первого предупреждения. И Библия, буквально, агитирует за этот ветхозаветный гуманизм: зачем убивать раба, когда его можно просто избить. Безусловное «Не убий», три-четыре тысячи лет спустя выглядящее трюизмом, тогда было относительно радикальной идеей, потому что людям ещё требовались дополнительные пояснения, что это распространяется не только на маму, папу, друга, но и раба и даже врага в невоенной обстановке.

Однако это была радикальность точной моральной интуиции: Моисей, как и другие великие пророки, запомнился людям таковым, думаю, именно потому, что он чутко ощущал базовые, фундаментальные, невысказанные и неосознанные приоритеты людей, ради которых они и сколотились в человечество, но ещё нуждались в ком-то, кто бы для них это проговорил. «Не убий». Что-то в этом есть. It feels right.

Ну а впечатление его очевидности сегодня — это просто показатель пройденного культурного пути с момента, когда люди открывали нравственный закон внутри себя и нуждались в переводчике, который бы первый смог догадаться, что он гласит (глас божий, практически).

Затем была эволюция религий, возникновение и развитие философии, пока, наконец, она не дала один из венцов творения — гуманизм. Религия первой, пусть и образно, описала с чем боролся человек — со зверем внутри себя. За что он боролся — это религии концептуализировать удалось намного хуже, христианской, по крайней мере, которая фиксировалась на мотиве возвращения куда-то — то ли возвращение в райский сад, то ли к Богу отцу — то есть, куда-то и на что-то себя употребить, а на что именно — непонятно. Идея служения в христианстве очень мудрая и полезная, но с конечной целью, предметом и смыслом служения было непонятно.

Эволюция которой началась с разрыва людьми оков пищевой цепи (принудительного в ней участия) и движется за горизонт победы над самим естественным отбором — и освобождением от индивидуальной необходимости борьбы за выживание.

▍ Эквивалент человеческой жизни

Мне кажется, здесь большая ошибка. Есть интересная концептуализация известного канадского антрополога Майкла Ламбека. Он говорит о «несоизмеримости» двух этических категорий: рациональных «выборов» (choices) и ценностных суждений. Выбор — обменная категория: вы можете обменять экономический рост на реформы, усиление армии — на сокращение расходов на образование, хорошую книжку — на ужин в ресторане. Но суждение о ценности человеческой жизни необменно, это не один из «выборов», а абсолютная ценность, она не имеет эквивалента.

В государственном измерении есть. Индивидуальная человеческая жизнь бесценна. Но государство не оперирует индивидами, оно оперирует статистикой. И любые эффекты можно сравнить в колебаниях человеколет жизни.

У понятия «коммунизм» минимум основных значений — пять этажей исторических наслоений.

Упрощённо логика Маркса видится таковой: а что, если эволюция социума идёт по пути лучшей организации в, внезапно, интересах человека, в соответствии с этическими ценностями гуманизма? Не ради самой большой империи. Не ради самых больших колоний. Не ради царства одной религии на всей земле — и прочих других популярных видений максималистского будущего в разных идеологиях в XIX веке. То есть, не ради идеи, как человека навечно запереть в окончательном миропорядке, а ради человека (среднего, обычного, стандартного), среда для которого спроектирована не по идее, а под обитателя.

Потом Маркс взглянул на это под историческим углом, и, в рамках своей теории формации пришёл к доказательству, что туда всё и движется. Теория формаций Маркса — это плохая теория, и даже не теория. Это была бы гипотеза, но и завершённой гипотезой я бы её не назвал — больше похож на кусок заготовки под гипотезу, из которой могло что-то путное выйти, а могло и не выйти, но Маркс её не успел закончить. А как есть она просто недоделанная и нерабочая. Так что не могу сказать, то ли Маркс вывел неизбежность коммунизма, как финальной формации в его череде, либо вывел формации из существующих и коммунизма. Я согласен, что ход истории и прогресса ведёт именно в ту сторону: деидеологизации и гуманизации общества. У меня для своя аргументация. С аргументацией, как и историческим методом Маркса я не согласен совершенно. Но философско-этическую идею коммунизма это не портит.

Потом Маркс взглянул экономически, и получился перл с запретом частной собственности (на средства производства — частного бизнеса, в общем). Который, во-первых, вошёл в коллективное сознательное мемом «отобрать и обобществить всё — от зубной щётки до женщин». Во-вторых, подозреваю, вообще не нужен. Но свелось всё, в итоге, то ли к коммунам, то ли к колхозам, то ли к запрету бизнеса и всем ужасам в ассоциативном ряде.

Они, во-первых, необязательны для идеи коммунизма, во-вторых, никак не следуют из её философско-этического фундамента. Все этажи выше — это трактовки, Маркса и не Маркса. Их можно и нужно игнорировать, они неактуальны. Но вот идея общества, построенного не по канону идеологии (имперской, религиозной, политической, национальной etc), а по человеческой мерке — актуальна как была при Марксе, до Маркса и будет дальше. На этом уровне это даже не развитие идей Маркса, а общий с ним фундамент. На его основе можно строить вертикаль, как он пытался, а можно провести горизонталь — от первых гуманистов XV–XVI века до XXI века, стоящих на одном уровне, разделяющих общие ценности сквозь пять столетий. С нулевого этажа общего этического фундамента гуманизма каждый волен в любое время начать строить свою вертикаль: то есть, свою трактовку и проект человеконцентричного дизайна общества.

Если вынести за скобки заряженные идеологические ассоциации, то движение в этом направлении идёт, идёт стихийно, неизбежно, и со временем будет только нарастать, потому что идея нащупать баланс человекоцентричного общества, в котором не человек вписывается в существующие структуры традиций или природных условий, а перекраивает их с нуля под себя (и всех других человеков — один за всех и все за одного) — она будет только более востребовано, пока не будет, наконец, в конкретном виде воплощена. Можно сказать, это будет финальная стадия формирования среды: человечество за тысячелетия очень основательно подстроило среду под свои физиологические нужды, но ещё в процессе проектирования среды, удовлетворяющей потребности человеческих эмоций и разума. Когда эта среда будет спроектирована — можно сказать, что в одном из смыслов наступил коммунизм.

А всё остальное, что со словом «коммунизм» ассоциируется настолько от этого далеко, что проще, возможно, сменить термин, чем объяснять 4 из 5 ассоциаций, которые ты не имел в виду и пятую трактовку, о которой никто не знает.

Убрать слово «коммунизм» из поста — и получится концепция «социальной урбанистики».
Впрочем, объяснять мне никому, к счастью, ничего не надо, а более удачный термин, возможно, в голову со временем и придёт.

▍ Проект общества гуманизма

Человечество не то чтобы даже нащупывает путь к этой цели — оно бездумно ломится в ту сторону, начиная с пещерного периода, толкаемое самым базовым инстинктом. Просто эволюционный джекпот в виде сознания сделал побег от смерти более продуктивным. Но это именно он: человечество бежит от смерти. От угрозы смерти в дикой природе от зверей убежало, теперь пробегает угрозы смерти в социуме друг от друга. И бежит, в результате, в самом правильном направлении: гуманизма, потому что это направление максимальной (среди этических систем) ценности человеческой жизни. Не одна другая этическая система, религиозная или секулярная, с ним несопоставима: сравнять ценность человеческой жизни с гуманистической для любой идеологии и означает стать гуманизмом, потому что это, буквально, начала отсчёта всей системы этических координат гуманизма. Все остальные идеологии в ней всегда будут чуть, но в стороне от центра координат. С презумпцией ценности человеческой жизни идёт минимизация угроз для неё. И именно от угроз жизни человечество с момента пробуждения и несётся куда-то в будущее. В этом смысле, встреча цивилизации с гуманизмом и трансформация в цивилизацию гуманизма начертана на небесах и, в перспективе, кажется неизбежной. Сложно представить, как побег от смерти к продлению жизни может разминуться с идеей, которая и является концептуализацией этого мотива в его чистейшей форме.

Скорее, происходит осознание их связности. Мотивы и идеи идут в паре. Мотив толкает от чего-то — идея проясняет куда. Гуманизм, как идея, начал оформляться 500 лет назад, параллельно Реформации, что, в общем, было сторонами одного процесса. Но не до конца, думаю, осознанного таковым. Потому что мотив, который лежит в основе гуманистической философии — вульгарный страх смерти, инстинкт самосохранения. Однако понятие инстинктов в науке оформилось гораздо позже, уже после Дарвина. Таким образом, первые (и не первые, а почти все гуманисты до XIX века) не смогли бы дать биологически точное определение своему мотиву за порывом к гуманизму. И ощущали его, думаю, с обратной стороны — не как страх смерти, а как стремление к жизни. И те философы, которые отрефлексировали и выделили именно это чувство, положив его в основу этики гуманизма, и попали в точку, вряд ли, осознавая доминантность этого инстинкта, как, возможно, главной движущей силы за всей человеческой цивилизацией.

Соответственно, взяв её за точку отсчёта этической системы координат гуманизма, они, фактически, и создали машину для будущей утилизации этой силы природы. За 300–400 лет до того, как биологическая природа этой силы стала понятна. И сейчас, думаю, они будут неизбежно сближаться в сознании людей — чем раньше они поймут страх смерти как движущую силу цивилизации, с одной стороны, и распознают гуманизм как навигационный инструмент для её осознания, тем быстрее они схлопнутся в неразрывную уже сингулярность. То есть, всё будет идти медленно-медленно, пока однажды не произойдёт быстро: то, чего хотят все больше всего инстинктивно, но многие этого стесняются, будет легитимизировано как конструктивная сила за созданием человеческой цивилизации, сила к добру (больше жизни всем и каждому) и очищено от сопутствующей необязательной вины, то осознание конструктивности этого мотива, незапятнанной репутации гуманизма и привлекательных перспектив общества, спроектированного в его системе координат, картинка — пазл в конце туннеля — должна сложиться у многих.

Проект общества гуманизма должен быть и проектом эффективного общества по совместительству, потому что гуманизм — это система координат. Координаты эти рассчитываются от источника энергии и указывают направление её движения — от страха смерти к продлению жизни. Она уже была достаточно сильна, чтобы запустить колёса человеческой цивилизации, практически ни одна из идеологий которой не сумела подобраться к главному неосознанному мотиву своего возникновения — выживанию, максимуму жизни для максимума людей. Поразительно, насколько многие идеологии, включая самые мощные, в той или иной степени были несовместимы или противоречили ему. Впрочем, верно и обратное: постепенная, пусть и трудно заметная гуманизация религий, где даже Ветхий завет со всеми его архаизмами (знаменитыми больше благодаря их абсурдной критике с точки зрения ценностей XXI века) был шагом в сторону гуманизации от языческих нравов, Новый завет, естественно, был почти цивилизационным переходом на 2000 лет позже и, ещё 1500 лет спустя, транзит от умягчения язычества суровым, но только не на фоне своих религиозных предшественников, Ветхим заветом, через очень прогрессивный Новый завет к философии точно в точку и завершился.

Гипотеза заключается в том, что общество, спроектированное в системе координат гуманизма, скрытой движущей силой процессов которого, потоком воды на его лопасти, должно стать стремление №1, которое и без такого уровня осознанности провело настолько далеко, что это стало предметом разговора, будет невероятно эффективно:

В обеспечении цели №1 — максимума для максимума людей;
В развитии побочных направлений цивилизации, в первую очередь, науки, ради её продвижения.

Сворачивание бед человечества, которые давно хотелось бы свернуть, но на них был спрос, и как ни забавно, даже моральные аргументы за: войн и бедности. Это слабые аргументы, но сам их существования без однозначного метода проверки их этической состоятельности (что само по себе нетипичная постановка задачи) создавало достаточный уровень сомнений, чтобы просто не дать оформиться единогласному мнению, что война и бедность — это беспримесное зло. Не в серой или чёрно-белой, а чёрной зоне морали. Осознанный гуманизм должен стать такой мерой морального суда. И, естественно, причиной, по которой в проекте гуманистического коммунизма бедности и войнам не будет допущений, закрытых глаз и свободы для манёвра, красный свет по всем фронтам. Строгий красный чистому чёрному.

Высвобождению белого человеческого потенциала с непредставимыми, но, хочется верить, захватывающими последствиями. Это может быть связано с пунктом 2 — побочным развитием науки, культуры и образования, что уже содержит в себе вселенную возможностей, но, возможно, будет что-то ещё. Совсем новое или неожиданное развитие известного. Возможно, человеческая коммуникация сможет перейти на новый уровень эффективности благодаря природе эволюции человека социального при коммунизме — усилению разума над бессознательным, особенно деструктивными, асоциальными его инстинктами.

Вторая стадия развития цивилизации, на которой индивид освобождается от необходимости борьбы за выживание создаёт нового человека: человека-человека. Новый уровень развития человеческой индивидуальности: от оборотня человек-животное к человеку с критическим мышлением.

Однако дозревание, если не случится коллапса цивилизации, произойдёт, в какой форме это всё будет выражено — можно только гадать, но с философски-этической точки зрения, это будет что-то окончательного социального контракта, в котором определяется, что человечество решает, что может и должно обеспечивать друг другу коллективно минимальный уровень благ, которые позволят каждому человеку прожить жизнь вне принуждения бороться за выживание. То есть, не бояться оказаться голодным, бездомным, больным или в другой ситуации, где возникнет дополнительное условие выживания (деньги, в первую очередь). Это, разумеется, подразумевает, что под условиями такого социального контракта, человек не будет работать обязан работать ни дня, чтобы иметь жильё, питание, необходимый уровень других благ, включая неочевидные из 2020 (как в 1920 могла бы быть неочевидна идея включить интернет в список базовых потребностей на уровне с водой и канализацией).

Естественно, забота о выживании как таковая никуда не исчезает. Просто завершится процесс её делегирования обществу. Или перераспределения ответственности. Потому что ответственность за условный набор благ для жизни без необходимости выживания человека в среднем эффективнее полностью передать социуму, чем все существующие смешанные модели, где социум берёт на себя заботу о части рисков, но с другими должен иметь дело индивид. Эффективнее будет вопросы выживания каждого индивида взять в ответственность общества, как часть благ жизни в обществе. На индивидуальном уровне это будет означать смещение ответственности — каждый несёт долю ответственности за других, а все остальные — за каждого. По многим критерием это будет более эффективная модель социальной заботы, чем смешение ответственности социальной с индивидуальными, особенно самыми фундаментальными нуждами. В некотором смысле, это конфликт интересов с точки зрения ответственности перед обществом. И если выбирать одну из двух фундаментальных ответственностей человека — личную, за себя, и социальную, за свою роль в обществе, то проще освободить человека от одной из них — по крайней мере, на самом стрессовом уровне, обеспечивающем максимум помех функции человека социального, полностью обеспечив нужды индивида через коллективные институты.

С точки зрения общества, это можно считать обменом, причём выгодным: освобождая человека от груза заботы за своё личное выживание, общество получает взамен полноценного человека социального, в большей степени ориентированного приносить пользу обществу, которая является одним из базовых социальных инстинктов человека в любом случае, освобождённую от необходимости «заботиться о своих интересах» попутно, которая управляется ещё фундаментальными инстинктами. Иными словами, позаботиться о человеческом эгоизме, чтобы высвободить человеческий альтруизм. Это тоже чисто этический аспект гуманистического подхода к организации общества. Регулировать и поощрять не действия, свойства, черты, убеждения, а создавать условия, позволяющие самим людям быть лучше. Это освобождает человека. Любые попытки определить «правильность» и «моральность» по оценке поведения, по сути, диктатура до определённой степени, потому что создаёт внешние рамки там, где человек может себя контролировать. То есть, не в области неконтролируемых реакций, а в области воли, в области выбора. И нынешний, негуманистический, скорее, идеологический подход пытается направлять волю, сужая рамки для нежелательного выбора.

Гуманистический подход — помочь человеку сделать моральный выбор, иными словами, помочь ему в борьбе с собственными демонами. Включая эгоизм, включая жадность, включая страх, обеспечив условия, в которых у негативных мотивов не будет прежней силы убедительности, подкреплённой обстоятельствами (надо быть жадным и копить, иначе обманут, надо быть эгоистичным, иначе переступят, надо поберечься и позаботиться о себе, а не о другом итд). Если всё это будет не так уж и необходимо, то человек получит больше свободы делать сознательный выбор в пользу морального мотива, выбирая альтруизм над эгоизмом, щедрость над жадностью, риск в чужих интересах вместо страха за свои etc. Соответственно, рамки законов, регулирующих неприемлемое поведение — а точнее, угадывающих неприемлемое поведение по внешним признакам — снять, убрать или ослабить, позволив себя больше доверия — и ответственности — делегировать выбору самого человека.

Это ещё один уровень редистрибуции ответственности. Коммунизм — это не идея общества, где человеку ничего не надо, а всё ему готовенькое (или, наоборот, ничего не решает, а деиндивидуализирован обществом). На деле, передача ответственности за физиологические нужды, биологические потребности — в общем, заботу о звере — обществу, высвобождает — человека. Если человеку не нужно больше «с волками жить — по-волчьи выть», то ему легче, проще, свободнее и радостнее будет делать выбор — свой выбор — в пользу человечности. Если человек разгружен от давления страха, жадности и эгоизма, то он более вероятно и не сделает выбор, который общество пыталось ему запретить законами. При этом у человека будет свобода принятия собственных решениях в пограничных областях, которые неизбежны в законодательной практике, когда следование букве закона может противоречить его духу. Человек, чьи демоны ослаблены, скорее сделает морально точный выбор сам, следуя лучшим ангелам своей натуры — и это будет его свободный выбор. Разумеется, с этой свободой смещается и ответственность. Коммунизм — это не идея ответственности или безответственности сторон. Это балансировки ответственности в пользу человека.

Общество берёт на себя заботу о животных потребностях человека — человек получает свободу и ответственность за свой человеческий выбор.

Одно из освобождающих последствий такого подхода — деидеологизация человеческой среды. Один из важных аспектов любой идеологии, религии или секулярной — регулирование поведения людей по внешним признакам. Это создаёт много различных конфликтных рамок — ожидания человека от других, ожидания других в адрес человека. Смещение «центра тяжести» в область воли человека, обесценивает многие из этих рамок.

Социальный контракт общества гуманизма предлагает пост-идеологическую альтернативу им всем: общество ослабляет максимум негативных стимулов, подстёгивающих антиобщественные мотивы, создаёт максимум позитивных стимулов, открывающих перспективы социальному поведению — и, вместе с тем, делегирует решение, чем руководствоваться в поведении — моральным выбором, принятыми внешними признаками морального выбора или совмещать. Вполне вероятно, что это также ослабит тенденцию регулировать чужое поведение собственными моральными критериями. Каждый будет в большей степени отвечать за свой моральный выбор и поведение и в большей степени уделять им внимание. Больше ответственности индивиду, доверия свободе воли человека подразумевает уменьшение, ослабление диктата не только закона, но и общества в целом, и окружения в частности.

▍ Новый индивидуализм

Смещение сфер ответственности — за животную сторону человеческой морали и поведения на общество, за человеческую — на индивида — создаёт новую идею индивидуализма. Старый индивидуализм — это требование расширения свободы действовать вопреки интересам общества. Не в личных (что тоже подразумевается, но самом по себе не требовало бы декларации индивидуализма), выбора своего интереса вперёд общественного. По сути, это требование дать больше свободы или проявлять меньше неодобрения поведению, диктуемому эгоизмом, страхом или жадностью в тех ситуациях, когда у этого выбора есть социальные последствия.

В условиях большей свободы, силы и ответственности альтруистского начала, человек находится в иной диспозиции. Ему больше не нужно так сильно следить за своими демонами, и, соответственно, чужими, так как они все стали менее опасны. При этом у человека вырос выбор и ответственность за моральные решения в условиях меньших границ и формальных требований к проявлениям такого поведения. Соответственно, у человека меньше мотива следить за чужими демонами и больше внимания отнимает свой выбор, при этом он сам более свободен от чужого внимания, каждого занятого своими действиями. Это значит, что, вместо перекрёстного контроля за недопустимым поведением друг друга, перед людьми встанет более сложная задача организации собственного социального поведения. Вместо рамок, в которые достаточно укладываться — широкая сценарная свобода. И одиночество в её пределах. Как себя не вести могут подсказать другие, но не как себя вести. При этом другие заняты аналогичными проблемами, прокладывая мысленные карты позитивного поведения. Каждый человек оказывается чуть более в своей голове, потому что он будет решать проблему, требующую его участия, при этом куда свободнее от внешнего вмешательства. Это — пространство нового индивидуализма.

Разница в том, что старый индивидуализм был где-то напополам между антисоциальной и социальной мотивацией, часто движимый скорее первой. Соответственно, пространство личного выбора в голове было примерно поровну поделено на чёрное и белое, как пол круглой комнаты по диаметру. Это было пространство свободы выбора эгоизма вопреки альтруизму.

Гуманистический (коммунистический) индивидуализм — это та же круглая комната, в которой совершается выбор, но её пол уже на ¾, к примеру, белый. То есть, это пространство выбора не между альтруизмом и эгоизмом, что уже давало преимущество эгоизму (потому что эгоизм более сильная эмоция, не зря моральные традиции «принижают» эгоизм перед альтруизмом — сам факт выравнивания их в значимости, как факторов принятия решения даёт преимущество эгоизмом); это пространство выбора альтруистического поведения. Это индивидуализм человека, протестующего против общества, отбивающегося от общества, а человека, настроенного и альтруистично и критически.

В парадигме за/против группового интереса и выбор получается чёрно-белым. И коллективная перспектива может выглядеть слишком униформистской — не потому, что так и должно быть, а потому, что в любой ситуации выбор делается между двумя вариантами. И если один из вариантов — антиобщественный, то прообщественный, как бы с ним не обстояло дело, в голове выбирающего получит некое единое представление.

Смещение морального ландшафта в комнате принятий решений может выглядеть как ограничение свободы воли, но это не так. Свободу воли невозможно ограничить: она либо есть, либо нет. Если у человека есть свобода принятия решения — он выбирает одно из двух. Если нет — не выбирает ничего. Между ними более-менее свободы воли нет. Меняется, скорее, набор доступных извне решений. Однако смещение морального ландшафта внутри центра принятия решений на это не влияет. Только на моральный окрас решения. На любую необходимость сделать выбор и принять решение, волеизъявление будет совершаться между двумя вариантами. В пространстве старого индивидуализма — в пользу или вопреки общему интересу, между чёрным и белым выбором.

В пространстве гуманистического индивидуализма — между двумя идеями общего интереса. Между двумя белыми выборами. И это делает выбор более нюансированным, ставит вопросы о разных подходах к общему интересу, их оценку. То есть, критический анализ и оценка, которые при старом индивидуализме были за или против общества, в гуманистическом индивидуалисте направлены на само общество, что, в итоге, будет его только совершенствовать, потому что социальный дискурс будет доминироваться не людьми за общество и агентами другой стороны, а людьми альтруистски настроенными, чьи намерения будут отвлекать меньше внимания от их аргументов. Коллективное взаимодействие людей, этически сонаправленных, как ни парадоксально может показаться догуманистической интуиции, не приводит к единообразию, униформации и деиндивидуализации, а делает диалог богаче, разнообразнее и заведомо конструктивнее. Люди, оставившие за порогом презумпции сомнения в намерениях других участников дискуссии, оценивают и делают выбор между путями движения в желаемом направлении, вариантами целеполагания в одном направлении и так далее. Это не собрание альтруистов-унитаристов, а форум альтруистов-индивидуалистов.

▍ Выбор не между общественным и частным, а животным и человеческим

Ещё одно последствие разведения ответственностей за животное и человеческое начало: моральный выбор между личным и общественным перестаёт быть фоновым выбором. Выбор между животным и человеком сделан. Это новый дефолтный уровень выбора — не «человеку или зверю?», а «людям или людям?». На этаж выше. Выбор между человеческим и животным всегда возможен, но теперь он будет не открывающим, а требовать отступить на шаг назад в чёрное поле. Потому что сама по себе постановка вопроса за или против общества в этом случае будет иметь уже однозначно антиобщественный мотив.

При этом ситуация «личное против общественного» не исчезает, а возрождается уже в белом поле. Индивидуализм, субъектность, право выбора, свобода воли, а значит — неизбежная возможность оказаться в меньшинстве, в оппозиции большинству не исчезает и не меняется фактом, что в большинстве и меньшинстве будут альтруисты. Антагонизм «я/мы» сохранится. Произойдёт диалектический переход: субъектность индивида в противопоставлении группы сохранится, индивидуализм сохранится, свобода воли увеличится, потому что теперь свободе воли будет доверен выбор не между животным и человеческим началом (что всегда риск, что свобода воли обернётся позорным слабоволием), а двумя человеческими взглядами. И конфликт с группой тоже сохранится, он не будет за или против группы, но это будет конфликт с другими взглядами в группе.

Освобождённый от диктата животной натуры, сдача воли которой не столько освобождала от диктата социума, сколько от конфликта с собственной человечностью, освобождённый от диктата запретов и негативного контроля от законов до взглядов и мнений окружающих, освобождённый от каждый раз заново делаемого выбора, утверждающего, что общество, всё же, предпочтительно его отсутствию, освобождённый от принципиального конфликта целеполагания и моральных приоритетов, освобождённый проактивно действовать, определяя своё поведение без перекрытых альтернатив и поворотов, альтруист-индивидуалист выходит на уровень индивидуализма и субъектности эгоисту-индивидуалисту просто недоступный. Принципиальный выбор в пользу общества, комьюнити, других людей оказывается не выбором против собственной личности и индивидуальности, а выбором между человечностью и животным началом. Сделав его, человек при коммунизме, сохраняет индивидуализм, меняя его характер: с 50% животного/50% человека на 100% человека. Выбор между коллективизмом и индивидуализмом оказывается ложным. Это был выбор между животным и человеческим началом. Не в пользу отказа от одного, что невозможно хотя бы биологически, а окончательным определением приоритетов и разделением уровней.

▍ Выбор между моделями индивидуализма

Можно сказать, это был выбор между индивидуализмом, двумя моделями индивидуализма: белой и чёрно-белой. Потому что вопрос отказа от общества всерьёз не мог ставиться и решаться в обществе. Сама способность постановки вопроса указывает на принадлежность к обществу, потому что человечность — язык и личность — производная общества.

Одно из важных осознаний на пути перехода к коммунизму, Новой трансформации — ложности противопоставления индивидуальных и общественных интересов. Этот выбор может существовать в индивидуальных головах, но является иллюзией, сам факт возможности которой — подтверждение безальтернативности общества для человека.

Реальная борьба идёт между формой участия человека в общества — как человека или полузверя. Полузверь что волк, как его ни корми — всё в лес смотрит, подальше от общества. Что взять с животного. Проблема — это сдающиеся животному порыву люди, принимающие его за индивидуализм и вообще что-то благородное. Под правильной точкой зрения становится очевидной абсурдность этой идеи: животный порыв — это не порыв к индивидуализму, он не против общества во имя свободы, он античеловечен, и его антисоциальность — это сбросить общество не только с законами и налогами, а всеми сопутствующими обязательствами, в первую очередь моральными, и далее по списку, вплоть до: забыть язык и речь (а зачем они «индивидуалисту» в лесу? А если он не один, то что же это за протест против общества такой?) — вплоть до провала в блаженное небытие бессознательности. Естественно, этот путь только гипотетический, его нельзя целиком пройти даже за целую жизнь, скорее, череду поколений, что невозможно без коллапса цивилизации и даже в случае такового стремление к выживанию вытолкнет людей на ту же магистральную дорогу цивилизации опять. Это просто демонстрация направления, в котором указывает животный индивидуализм. Не индивидуализма, а потери личности, не свободы от общества, а протеста против человечности.

Этический и политический выбор в пользу человечности — а значит, неотъемлемой социальности (быть человеком — подразумевается быть продуктом общества, но требует формализации — осознания и принятия) освободит индивидуальность человека от примата-социопата мистера Хайда, что, по сути, будет означать 1) перерождение человеческой индивидуальности; 2) рождения Человеческой индивидуальности. По крайней мере, на уровне идей, взглядов, ценностей, поведения и культуры. Это не биологический переворот, не эволюционный, даже не в эволюционной психологии. Это, скорее, гармонизация всего, что есть в человеке культурного и биологического, в оптимальной комбинации. Доказав, что хорошее кажется хорошим, потому что оно и есть благо, что плохое несёт вред, что человек — часть человечества, сейчас наполовину захваченная животным из прошлого, что денонсация животного создаст полного человека, не повредит индивидуальности, а сделает её подлинной, огромное количество вопросов, от морали до политической идеологии, перестанут быть актуальны. Они получат понятные ответы, будут закрыты и оставлены в архивах переходного периода.

Человек не изменится, но станет другим: человек станет собой. Это должно быть что-то разительно иное от современного человека, и тем не менее, нельзя сказать, что человек социальный при коммунизме изменится. Это будет моментов, как при начале отсчёта времён, когда всё, что было до, пойдёт считаться в обратную сторону. А точкой отсчёта (условной) станет момент, когда Человек родится. Появится в его чистой, лучшей возможной форме. А всё, что было прежде — это этапы очистки, преистория. История государства и цивилизации, но не история человечества, ведёт к оформлению нового социального договора: «от каждого по способностям, каждому по потребностям».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *