что делать воспитателю если ребенок не спит в тихий час
Из опыта работы «Все детишки спать должны». Консультация для воспитателей и родителей
Мария Семенченко
Из опыта работы «Все детишки спать должны». Консультация для воспитателей и родителей
В детском саду я работаю уже давно. В свое время передо мной, как и перед молодой мамой и в то же время начинающим воспитателем,встал вопрос: «Как правильно укладывать детей спать, чтобы они спали здоровым, долгим сном?» Бенджамин Спок в книге «Ребенок и уход за ним»писал: «Отход ко сну должен доставлять ребенку радость». Главной задачей является не просто убедить ребенка, что нужно спать, а настроить его на сон. Воспитатели должны использовать не только педагогические методы, но и показать детям свою любовь и волнение за них.
При укладывании детей в разных возрастных группах использую разные методы. В младшей группе конечно подхожу к каждому ребенку. Разговариваю спокойным, убаюкивающим голосом, поглаживаю по голове, спине, плечам и бережно укрываю одеялом. Говорю, что ему сейчас приснится замечательный сон, который он потом расскажет мне и своей маме. А ещё он не один будет спать, а вместе с детьми и своей игрушкой. Хорошо, когда родители приносят ребенку его любимую игрушку, которую он укладывает с собой. Она постоянно находится на кроватке и предназначена только для сна. Игрушка напоминает малышу о маме, доме, и он чувствует себя с ней спокойнее.
Перед сном, в младшей группе, я предлагаю ребенку зайти в спальню, посмотреть на свою кроватку, говорю, что она целый день ждала встречи с ним. Из своего опыта могу сказать, что очень многим детям нравится этот процесс. Проснувшись, они с большим восторгом рассказывают маме о том, что видели во сне, и им было очень хорошо. Детям старших групп я говорю о том, что нашему организму нужен отдых.
Если мы не будем отдыхать, мы будем болеть. Привожу примеры, сравнивая организм ребенка с техникой, которая может сломаться, если будет постоянно включена (например, телевизор, а у нас живой организм и нам, тем более, нужно хорошо отдыхать, чтобы восстанавливать силы. При разговоре с детьми употребляю слово отдыхать, а не спать.
Процесс подготовки ко сну начинается после обеда. Настраиваю детей на сон сразу после выхода из-за обеденного стола. Задаю спокойный тон, говорю о том, что младшие дети уже спят. Иногда мы заходим в младшую группу, чтобы удостовериться, что малыши действительно уже спят и нужно вести себя тихо, не топать ногами, не двигать шумно стулья при раздевании. Потом отправляемся в умывальную комнату, где проводятся нужные процедуры. Раздевая детей, говорю им о том, что, когда они проснутся, их будет ждать что-то новое и интересное, желаю им приятных сновидений. Читаю или рассказываю детям сказки.
Особую роль в этом процессе играет музыка. Во время укладывания детей я пою им колыбельные песни.Ведь недаром в древние времена пели колыбельные песни: они оказывают успокаивающее действие на нервную систему. Но я, как правило, пою колыбельную песню, сочиняя её на ходу о прошедшем дне. В маленьких куплетах я пою о хороших и плохих делах детей, тем самым даю возможность спокойно оценить как свои поступки, так и других детей.Пою о том: чем сегодня занимались, что нового узнали, тем самым, закрепляя в памяти детей прошедшую деятельность. При этом замечаю, что даже те дети, которые никогда не спали днем дома, привыкают и начинают спокойно засыпать.
Очень нравится детям колыбельная песня, которую я сочинила сама. Она подходит для детей всех возрастных групп. Текст напечатаю в следующем посте.
Большое значение для привыкания детей старшей группы к режиму дня имеет работа с родителями. Ведь многие родители не укладывают детей спать, тем самым, сбивая их ритм жизни. Даже если ребенок наотрез отказывается спать, необходимо, чтобы он хотя бы просто полежал в кроватке. Этот немаловажный вопрос я часто затрагиваю на родительских собраниях.
Очень важно и то, как пробуждаются дети. У меня в группе существует правило «тишины». Дети не только просыпаются в тишине, но одеваясь и, приводя себя в порядок, стараются не шуметь, чтобы дать возможность проснуться в тишине остальным детям. Не открывая жалюзи, я тихим голосом говорю, что пора вставать. Когда проснувшиеся дети встают, открываю жалюзи на окнах и потихоньку начинаю будить тех,кто еще не проснулся: подхожу к ним, тихо разговариваю, ласково называя по имени, говоря, что пора просыпаться. Наверное, у вас возникнет вопрос (сколько детей в группе, детей в моей группе всегда за 30, а точнее 35-36. Поэтому учу своих деток помогать мне при пробуждении, они помогают с удовольствием!
Когда дети встают, потягиваются, улыбаются мне – по сердцу разливается необыкновенно теплое чувство благодарности за то, что они есть в моей жизни. И мне выпало счастье найти свою любимую профессию и ежедневно испытывать чувство радости от общения с детьми.
«Развивающая среда на участке и в теневике» Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Хочу представить вам развивающую среду на участке. Все воспитатели особо занимаются подготовкой.
Фотоотчёт «Подарки к пасхе» Уважаемые коллеги, к нам приближается светлый праздник Христово Воскресенье. День для меня особенный, очень люблю этот праздник и жду с.
Ребёнок не спит в детском саду: заставлять или нет
Отношение к детскому саду у всех малышей разное. Одни дошкольники любят туда ходить, в выходные с нетерпением ждут понедельника, чтобы встретиться с друзьями, другие же словно отбывают наказание, пока мама и папа на работе. Вне зависимости от этого у ребёнка могут быть проблемы с дневным сном в садике — он не может или не хочет засыпать в тихий час. Что делать в такой ситуации родителям?
Важность дневного сна для воспитанников детского сада
Послеобеденный сон в детском саду является не просто данью традиции, а несёт большую пользу для детского организма. Специалисты давно установили, что дошкольник, который спит в тихий час, гораздо менее возбудим и меньше устаёт к концу дня.
Дневной сон благотворно влияет на детскую психику (учит малыша справляться со своими эмоциями, поддерживает хорошее настроение) и интеллект (кроха лучше усваивает информацию).
Кроме того, сон в дневное время выводит из организма излишки гормона кортизола (в нормальном количестве он нужен для выработки дополнительной энергии). Если же после обеда дошкольник бодрствует, то вещество накапливается, и вечером родителям порой сложно уложить карапуза спать. Получается, что сон порождает сон.
Дневной сон благотворно влияет на психику дошкольнику, устраняет усталость, способствует усвоению информации
Нужно отметить, что потребность в дневном сне зависит от индивидуальных особенностей ребёнка, его темперамента, некоторых временных факторов (болезнь, прорезывание зубов, перемена погоды и пр.). И есть отдельные дошкольники, которые могут чувствовать себя вполне хорошо и без отдыха днём.
По мере взросления ребёнка потребность в дневном сне у него естественным образом уменьшается. Так, если трёхлетние малыши в 90% случаев отдыхают после обеда, то уже к пяти годам 75% детей испытывают проблемы с засыпанием. А ко времени поступления в школу большинство детей вовсе отказывается от послеобеденного сна.
Причины, по которым ребёнок отказывается спать в садике
Нежелание спать днём в детском саду может быть обусловлено самыми разными причинами. Многие из них непосредственно связаны с процессом адаптации, когда ребёнок только привыкает к детскому саду:
Нежелание спать часто проявляется у малышей в период адаптации к садику
Засыпание — это потеря контроля. Трудно заснуть, когда нет доверия к происходящему.
Татьяна Челпанова, психолог
https://vk.com/topic-48978_7738981
Есть и прочие причины нежелания ребёнка спать в тихий час (они мешают малышу как в период адаптации, так и в последующее время):
Когда я работала воспитателем в детском саду, то, действительно, наблюдала, что дети, которых приводили очень рано, буквально сразу «отключались» в кроватке. А многие из тех, кто приходил позже, испытывали трудности с засыпанием.
Варианты решения проблемы
Конечно же, первоочерёдная задача родителей — выяснить, почему ребёнок не спит в садике. В зависимости от этого нужно и решать проблему:
Можно попросить воспитателя разрешить малышу спать с любимой игрушкой
Очень многое в решении проблемы со сном зависит от педагогического мастерства воспитателя, его умения искать подход к детям. Так, малышу можно сказать, что его никто не заставляет спать — он может просто спокойно полежать с закрытыми глазками и помечтать (многие в этом случае через какое-то время засыпают).
Воспитатель моджет пойти на хитрость — сказать ребёнку, что он может не спать, а просто лежать с закрытыми глазками
Я, например, устраивала конкурс «Кто быстрее всех уснёт, тот получит сладкий приз». Это хорошо действовало на тех детей старшего дошкольного возраста, кто не хотел засыпать из баловства. После тихого часа я угощала таких слишком активных малышей конфетами.
Если малыш всё равно не спит
В некоторых случаях дошкольник, действительно, просто не испытывает потребности в дневном сне. В этом случае родителям нужно донести это до воспитателей и уже вместе с ними искать выход из ситуации. Варианты могут быть следующими:
Во время тихого часа ребёнок может просто тихонько поиграть или порисовать в группе
Видео: как уложить ребёнка спать без слёз и капризов (советы сотрудников детского сада)
Отзывы родителей
Ребёнок и не обязан спать, у неё вполне может быть такая физиология, что она просто не устаёт, как большинство в садике. Мою старшую вон никто не укладывает, поговорили с воспитателями и решили, что пусть Машенька просто полежит тихо в кроватке. Мы с женой, поговорили об этом с дочкой. И всё, хочет спать днём — то спит, не хочет — просто лежит.
Виктор
https://www.babyblog.ru/community/post/3_6_psycology/3147369
В нашем садике правило было: тихонько лежать, не мешать, отдыхать и мечтать. Детки радовались, что не заставляют и не замечали, как засыпали. Вот это подход! Поговорить нужно и с ребёнком, и в саду, чтобы тихонько отдыхать (слово спать — не говорить).
Ниночка
https://v-dome-deti.ru/kids/kindergarden/rnp68d/
Сначала воспитатели пытались всё же его уложить, потом жаловались, что он мешает всей группе — то писать попроситься, то водички попить. Потом они приспособились и стали выкатывать его кроватку из общей спальни. Там он мог тихонько сам полежать или посидеть, полистать книжку, и все были довольны.
Ирина Авдеева
https://v-dome-deti.ru/kids/kindergarden/rnp68d/
У меня дочка с 4-х лет тоже не хотела посещать детский сад потому, что там ложат спать. Я с воспитательницей договорилась чтобы ребёнка не укладывали спать, и всё нормально. Но иногда воспитатели идут на хитрость и просят мою девочку приспать других деток, а потом идти играть, но она засыпает вместе с детьми.
Надежда
https://v-dome-deti.ru/kids/kindergarden/rnp68d/
Но у меня есть возможность забирать её днём, поэтому я решила не мучать ребёнка. Я забираю её после обеда, и это время мы тратим на прогулку и на посещение танцевального кружка. Думаю, не меньше полезно.
Natalietta
https://v-dome-deti.ru/kids/kindergarden/rnp68d/
Про жёсткие кровати — ведите переговоры, что можно сделать. Подушек нет — это как? уточните, принесите в садик. Дайте с собой специальную игрушку из дома «на сон» (мишке интересно, какие сны ему приснятся в садике, давай отнесём, и вы будете смотреть сны вместе — самое банальное).
Крохозябр
https://conf.7ya.ru/fulltext-thread.aspx?cnf=Care3&trd=39464
Конечно, есть отдельные дети, которым не испытывают физиологической потребности в дневном сне в садике, — таких малышей просто не нужно заставлять спать. В остальных же случаях многое зависит от настроя родителей, организации правильного режима дня. Большую роль в решении проблемы играет и педагогическое мастерство воспитателя, его маленькие хитрости.
Что делать воспитателю если ребенок не спит в тихий час
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Адаптация в детском саду часто проходит достаточно сложно: детки плачут, капризничают, отказываются от еды и сна.
Статья:
Адаптация в детском саду часто проходит достаточно сложно: детки плачут, капризничают, отказываются от еды и сна. Но дневной отдых необходим растущему организму, поэтому так важно, чтобы малыш в обед уснул и восполнил потраченную энергию. Иногда адаптация проходит, крошка с радостью бежит в садик, но от сна по-прежнему отказывается. Что делать, если ребенок не спит в детском саду?
Нужен ли обеденный сон
Ксения, мама 3-летнего Владика:
«Сын уже несколько месяцев ходит в садик. Ему нравится воспитатель, он с удовольствием играет с детками. Но спать категорически отказывается. Когда я забираю его из группы, вижу, что он выглядит уставшим, вечером дома начинаются капризы. Сын привык дома спать в обед, поэтому отсутствие сна сразу же сказывается на его самочувствии и настроении».
Полноценный сон необходим для развития и роста маленького человека. Ребенок, который спит днем, лучше себя чувствует, полон энергии и хорошо воспринимает новую информацию. Дневной сон нужен для то го, чтобы восполнить потраченную энергию в первой половине дня, отдохнуть и набраться сил. В теле ребенка накапливается гормон кортизол, от которого организм избавляется во время сна. Гормон стресса вырабатывается для того, чтобы наполнить тело нужной порцией энергии.
Если малыш отказывается спать днем, кортизол продолжает накапливаться, из-за чего ребенок может быть перевозбужденным и нервным. Детей, которые днем не спят, сложнее уложить вечером, и, наоборот, те, кто отдохнул в обед, быстрее укладываются на ночь и спокойно засыпают.
Статистика говорит, что в возрасте трех лет днем спят около 90% деток. В 4-4.5 года процент уменьшается, и только половина соглашается отдохнуть после обеда. Пятилетки практически не спят днем, только 25% по-прежнему отдыхает днем, а в 6 лет дети, в основном, отказываются от дневного сна.
Как влияет отсутствие дневного сна
Малышу необходимо отдыхать днем, но чем старше он становится, тем легче организм переносит отсутствие дневного сна. Если маленькие дети пропускают дневной отдых, это дополнительный стресс для организма. Нервная система продолжает работать в усиленном режиме, что обязательно скажется на состоянии здоровья. Малыш перевозбужден, часто капризничает, плохо спит ночью. По каким признакам родители могут понять, что ребенок готов к отказу от дневного сна?
Почему ребенок не спит в детском саду
Если ваш малыш не готов отказаться от дневного отдыха, но в детском саду игнорирует просьбу воспитателя укладываться в кроватку, нужно искать причины. Их может быть несколько:
Адаптационный период
Первое время малыш в садике проходит адаптацию к новой обстановке. Как правило, это непростой период для ребенка и родителей. Крошка привык находиться рядом с мамой, и ему нелегко переносить разлуку с ней. Обычно малыши первые месяцы идут в садик со слезами, а мамы потом чувствуют свою вину из-за этого. Чтобы адаптация прошла успешно, нужно постепенно приучать детей к детскому саду и новому распорядку дня. Сначала малыш ходит в группу на несколько часов, потом остается на обед и только после этого воспитатель предлагает уложить крошку на дневной сон. Родителям в период адаптации нужно поддерживать малышей, ведь им сложно привыкнуть к новой обстановке.
Советы педагогов и психологов:
Если ребенок категорически отказывается от дневного сна
Для малышей дневной сон играет важную роль, но нужно приложить усилия, чтобы крошка спал не только дома, но и в детском саду. Задача родителей – выяснить причину, по которой ребенок отказывается спать в садике и после этого принять необходимые меры.
Пять причин, почему дети не спят днём
Этот вопрос заинтересовал меня в… шесть лет, когда в детском саду я ворочалась на кровати на протяжении всего тихого часа и думала: «Почему я должна спать, если я не хочу?!»
Я вертелась и ёрзала все два часа, отведённые на сон, чем вызывала недовольство воспитателей. А спустя годы, сама работая в детском саду и наблюдая за своими подопечными, поняла, почему тот или иной ребенок плохо спит днем.
Причина первая: неправильно организованный режим ночного сна
Однажды моя нелюбовь к дневному сну сыграла со мной злую шутку. В группу выдали новые одеяла. Мне досталось самое красивое и пушистое. Если бы я уснула, всё было бы хорошо. Но я не спала, заняться было нечем, и я потихоньку стала выщипывать пушок из одеяла и скатывать в шарик. К концу тихого часа у меня получился пушистый мячик размером с крупное яблоко. Попало мне тогда здорово!
Почему же я не спала днем?
Скорее всего, виноват был строгий режим, организованный моей любимой бабушкой. Она меня укладывала очень рано спать, и десятичасовой сон полностью восстанавливал мои силы, потраченные за день. А так как я была очень спокойным ребёнком, то ко времени дневного отдыха я не успевала устать.
Причина вторая: гиперактивный ребёнок
Некоторые дети не спят потому, что они сильно возбуждены перед дневным сном. Это относится к гиперактивным детям. Если ребёнок перед сном был чересчур подвижен, шумлив, вряд ли ему удастся сразу успокоиться и уснуть. Он ещё долго будет ворочаться в кровати, мучаясь сам и мешая спать другим детям.
В субботу и воскресенье такой малыш дома днём не спит, потому что родители ошибочно полагают, что их чадо уже выросло и ему отдыхать не надо. От замечаний воспитателей они или отмахиваются, или отвечают банальной отговоркой о том, что все дети разные. Поиском ответа на вопрос, почему их ребенок не спит днем, такие родители себя не утруждают.
При этом им всего лишь надо незадолго до времени обеда увлечь своего сынишку и дочку какой-нибудь спокойной настольной игрой, потом выйти с малышом погулять: пройтись по аллеям, посидеть в тени деревьев на скамейке. После обеда не следует разрешать ребенку смотреть телевизор, играть в компьютерные игры, бегать и прыгать – нужно предложить ему просто полежать в кровати хотя бы полчаса.
Когда я работала в детском саду воспитателем, у меня в старшей группе был мальчик Денис. Он не сидел ни минуты на одном месте, как будто в него был вставлен невидимый моторчик. Казалось, что от усталости он будет спать крепче всех. Но получалось всё наоборот.
Я стала ненавязчиво давать Дениске такие поручения, которые требовали от него спокойных действий: помочь полить цветы на участке, расставить тарелки на столах для обеда. А в тихий час садилась около него. Спать я его не заставляла, а просила только полежать с закрытыми глазами, чтобы они отдохнули. И часто мальчуган незаметно засыпал.
Причина третья: ребенок плохо спит днем из-за ночного недосыпа
Четырёхлетний Рома был прямой противоположностью Денису. Ещё задолго до обеда он начинал зевать и, в прямом смысле, засыпал на ходу! Обед у нас с ним превращался в целый ритуал. Ребёнок съедал две ложки супа и… падал лицом в тарелку!
Я быстро возвращала Рому в исходное положение, вытирала его лицо мокрым полотенцем, чтобы убрать следы супа, и закидывала ему в рот пару ложек еды. Пока следила за остальными ребятишками – его лицо оказывалось опять в тарелке.
Зато когда все детки ложились отдыхать, Ромка был бодр и весел – уже выспался. Он вертелся на кровати, лез к другим ребятишкам, мешая им спать.
Тогда я ставила ему в игровой комнате раскладушку, и он лежал на ней, рассматривая какую-нибудь книжку с картинками. Один раз за этим занятием его застала какая-то комиссия, которая нагрянула в садик с проверкой. В ответ на их гневные замечания я усиленно оправдывалась.
Я говорила с родителями Ромы. Оказывается, его очень поздно укладывают спать – в 12 часов, а будят рано, так как далеко живут от детского сада. Вот он и не высыпается.
Причина четвертая: физиологические особенности ребенка
Некоторые детки не спят днём из-за физиологических особенностей организма. И если таковые имеются, родители обязательно должны предупредить об этом воспитателей. О своём детстве и практически ежедневных «приключениях» вместо дневного сна мне как-то рассказал уже взрослый человек.
В детском саду как было заведено раньше? Все дети чуть ли не строем идут в туалет, а потом все «маршируют» к своим спальным местам. Вставать им во время тихого часа не разрешалось. И что получалось в итоге?
Когда герой этой истории ходил в детский сад, требования были такие же. Мальчик вместе со всеми шёл в туалет, потом по команде ложился. Он лежал с открытыми глазами, пялясь в потолок, и думал. Уже в пять лет ему было о чём подумать. Почему птицы за окном чирикают? Почему лампочка такой формы, а не другой? Почему дети сопят, когда спят? И вообще, как они могут спать, когда вокруг столько интересного?! Не зря его называли «маленьким старичком»!
Проходило полчаса, и мальчик хотел в туалет – такова особенность его организма: кишечник работает как часы после каждого приема пищи. Терпеть было невмоготу, но строгие воспитатели не разрешали вставать. Кровать пачкать тоже не хотелось…
Тогда мальчишка тихонько сползал с кровати на пол и по-пластунски, как разведчик, выползал сначала в другую комнату, потом в коридор, а потом… на улицу. Озираясь и иногда прячась в придорожных кустах, чтобы никто его не увидел, он добирался до своего двора. Там забегал в деревянный домик, расположенный на участке, и делал свои «дела».
Затем с теми же предосторожностями возвращался, тихонько заползал обратно в спальню и никем не замеченный ложился. А тут и время подъёма подходило. Если бы родители этого ребенка сочли нужным переговорить с воспитателями, то вместо ежедневного дискомфорта и необходимости совершать «рискованное путешествие» у мальчика было бы полтора часа полноценного послеобеденного сна.
Причина пятая: дурные привычки
Не знаю, как сейчас, но раньше воспитатели требовали, чтобы у всех детей руки лежали поверх одеяла. В какой-то степени это было оправдано. У детей силён интерес к своим половым органам. А где, как не в кровати, никем не замеченными, заниматься исследованиями?
Данил рос в семье спортсменов, им из-за постоянных тренировок некогда было заниматься сынишкой. Тем более он был очень спокойным. Положили его в кровать – он и лежит. А чем занимается – не интересовались. А занятие у него было очень увлекательное, от которого он получал максимум удовольствия!
Когда я застала его за этим, я была в шоке! Я ещё не была замужем и, увидев результат его «трудов», была и в смущении, и в растерянности. Что делать? Как сказать об этом родителям?!
Пришла на помощь медицинская сестра. Она поговорила с мамой мальчика, объяснила, что им уже надо обратиться к детскому психологу. Ведь последствия, если не пресечь это на корню, могут быть плачевными. Онанизм у взрослых практически неизлечим.
Выводы: как избежать проблем с дневным сном
Каждый человек с самого рождения индивидуален: со своими характером, потребностями, психологическими и физиологическими особенностями. Чтобы ребенок не испытывал дискомфорт, полноценно отдыхал, а воспитатели не мучились с детьми, которые не спят днем, во время тихого часа, родители должны просто пересмотреть режим дня своего малыша дома.
• Необходимо вовремя, с учетом темперамента и естественных биоритмов укладывать ребенка спать.
• В выходные желательно соблюдать режим дня с обязательным если не сном, то хотя бы спокойным отдыхом после обеда.
• Нужно обязательно познакомить воспитателя с особенностями характера и поведения своего сына или дочки.
При соблюдении этих несложных правил не придется искать ответ на вопрос: почему ребенок не спит днем, а все проблемы, связанные с «тихим часом», разрешатся сами собой!