что делать в жостово
Жостово
Жостовские подносы, Московская область anutkak43
Крошечная деревушка Жостово знаменита на весь мир своими подносами, а точнее той великолепной росписью, которая эти самые подносы покрывает. Причудливые яркие цвета, лаковый блеск и затейливые узоры — всё это непреложные элементы жостовской росписи. Эти цветочные орнаменты, на ряду с хохломой и гжелью, стали настоящей визитной карточкой нашей страны, олицетворяющие русские народные промыслы, и узнаваемы далеко за пределами России.
Промысел по росписи подносов появился в этих краях под влиянием уральской цветочной росписи. И так прижился здесь, что в начале 19 века сразу в нескольких окрестных деревнях — Осташкове, Троицком, Хлебникове и Сорокине, и в самом Жостове, возникли мастерские по производству расписных изделий из папье-маше.
После того, как к власти пришли большевики, изменения затронули и жостовские мастерские. После объединения нескольких артелей в 1928 году было создано единое предприятие под очень «поэтичным» названием «Металлоподнос». 20-е и 30-е годы были тяжелым временем для жостовского мастерства росписи. Новая власть, кроме гремящих названий, пыталась поменять и искусство, принудительно внедряя в народный промысел элементы социалистического реализма, совершенно чужеродные для всего русского искусства, а особенно для жостовских орнаментов.
Основной мотив жостовской росписи — это цветочный букет, в котором чередуются садовые и полевые цветы. Роспись, как правило, выполняется на черном фоне, хотя встречаются и красные, и зеленые, и белые, и серебряные. Подносы в основном бывают двух видов — непосредственно для подачи еды, и для украшения. Различаются они и по форме, некоторые имеют свои особые названия.
Экскурсии на жостовскую фабрику
Экскурсия на жостовскую фабрику занимает примерно 6 часов, за это время гости, кроме осмотра фабрики, смогут поучаствовать в мастер-классах. Особенно интересно посетить фабрику в предпраздничные или праздничные дни, когда желающим предоставляется возможность расписать что-нибудь и увезти с собой в качестве сувенира. Такая вот интересная альтернатива стандартным магнитикам на холодильник. При фабрике работает магазинчик, где продается все что душе угодно — обязательно подносы (всех возможных цветов и с разнообразными орнаментами), перед Рождеством и Новым годом здесь можно купить елочные игрушки, вазы и другие изделия. Кроме фабричного магазина, в деревне много художников, работающих на дому. Над каждой такой мастерской есть соответствующая вывеска, так что найти их не составит труда.
Координаты
Расстояние от Москвы до Жостово (Мытищинский район Московской области) составляет около 50 километров, время в пути, из-за петляющей дороги (Осташковское шоссе) может занять до 1,5 часов или больше, все зависит от вездесущих московских и подмосковных пробок.
Во избежание пробок, можно воспользоваться железнодорожным транспортом: c Ярославского вокзала поезда регулярно отправляются в сторону Мытищ, время в пути займет около 25 минут. От Мытищ на автобусе или маршрутке номер 26 или на такси (еще около получаса). Еще один вариант проезда: от метро Медведково на прямом автобусе номер 438 до Жостово, время в пути около получаса, но это без учета пробок.
Жостово — семейная экскурсия туда, где папа работал художником
В родном Жостово я бываю порой по два-три раза в неделю.
И, задумав успеть посетить открытую сейчас выставку уникальнейшего жостовского живописца, Заслуженного Художника России, Вячеслава Ивановича Леткова, приуроченную к его восьмидесятилетнему юбилею, я решил их таки свозить и в музей нашего промысла и, конечно же, посетить выставку.
К слову сказать, перед экскурсией я должен был завезти подносы своему лакировщику, и только в Мытищах мне пришло в голову, что я их забыл в большой сумке, в коридоре. Возвращаться было бессмысленно, мы бы опоздали на экскурсию, куда пришлось записываться предварительно, потому (забегая вперед), в Жостово в этот день я был дважды. Дурная голова ногам покоя не дает.
Поскольку времени было чуток в запасе, сначала посетили частный музей-магазин. Это как аперетив перед застольем.
Затем, поехали на фабрику.
Начинается экскурсия с посещения исторической части экспозиции. Как все начиналось и развивалось в советские времена, с демонстрацией написания простенького цветка на подносе.
Разные временные отрезки, разные школы, разные сюжеты при неповторимом жостовском великолепии. Сердце просто трепетало.
Затем мы дружно потопали на мастер-класс. Там я довольно быстро был распознан, раскушен, Штирлица не вышло (смешно смотрится художник росписи по металлу 6-го разряда на мастер-классе для детей и тех, кому просто интересно), осталось повозюкать в радость кистью по маленькой карандашнице, до подсобить теще и дочери, когда у них что-то не получалось.
Что ж, эмоций было много. Я и не знал, насколько можно нелепо выглядеть в целлофанов фартуке.
Но у них вот что получилось:
Забавно, мило, трогательно, наивно. То же можно сказать о Жостово, применить к нему эти эпитеты.
Деревня Жостово, жостовская фабрика подносов: музей и магазин
Деревня Жостово от нас совсем недалеко, но, как часто бывает, то, что близко, мы посещаем в последнюю очередь.
И вот в один из выходных, раздумывая, что бы посмотреть в округе, мы обнаружили на карте ещё не изведанное нами Жостово. В этой деревне находится фабрика по изготовлению знаменитых жостовских подносов, а при фабрике есть музей и магазин. А стоит Жостово на берегу большого Жостовского карьера. Поэтому сразу возник план интересной поездки: посмотреть музей и оценить карьер с точки зрения живописности и пригодности для купания.
Как добраться до Жостово
Деревня Жостово находится в 20 минутах езды от города Мытищи, сразу за поселком Пироговский.
От Мытищ до Жостово ходит автобус 26, ехать около 40 минут. Из Москвы можно доехать на автобусе 438, который отправляется от метро Медведково. В обоих случаях надо ехать в направлении Чиверёво (это конечная), а выходить на остановке «Деревня Жостово».
Мы поехали на машине.
Навигатор привел нас к фабрике – панельному уродливому зданию.
Около фабрики – две стоянки для машин: на углу здания (около входа в магазин и музей) и напротив входа в фабрику.
Пройдя в первую открытую дверь, мы попали в магазин. Посетителей было немного. На кассе нам продали билеты в музей (один билет стоит 100 рублей). Магазин сообщается с музеем, но после приобретения билета посетитель должен выйти на улицу и войти в следующую дверь и уж там, пройдя музейную экспозицию, в итоге выйти в магазин.
Музей подносов в Жостово
Музейная экспозиция Жостовской фабрики состоит из 4 залов. Есть еще кинозал, в котором демонстрируется процесс изготовления знаменитых жостовских подносов.
Сначала мы рассматривали подносы в одиночестве, потом прибавилась еще одна пара. Но вот, на наше счастье, на фабрику подъехала группа с экскурсоводом, и мы немного послушали экскурсию. Вроде, думаешь, с этими подносами все понятно, смотри себе на рисунки, об истории и особенностях производства можно и в интернете почитать. Но экскурсовод обратила внимание на несколько деталей, мимо которых мы прошли, не заметив, рассказала об этапах развития производства, о вдохновителях, темах, процессе изготовления. Было интересно послушать.
Основатель производства Петр Вишняков некоторое время работал на соседней фабрике в Федоскино, где производились лакированные шкатулки, узнал секреты производства и решил с братьями основать подобную мануфактуру в своей деревне Жостово. Фабрика братьев Вишняковых появилась в 1825 году. Сначала делали шкатулки и подносы из папье-маше, пока на какой-то ярмарке Вишняковы не увидели подносы из жести, которые, конечно, были более долговечны.
Первые подносы имели рисунки незамысловатые, но с каждым годом мастерство росло, появился собственный стиль. Художники в частности вдохновлялись натюрмортами голландских живописцев, а также рисунками китайских и японских мастеров.
Традиционные жостовские подносы – с букетом ярких цветов на черном фоне. Внутри – самые крупные и яркие цветы (обычно их три), чем ближе к краю – тем цветы мельче и бледней. Причем детали рисунка могут подсвечиваться с самых разных сторон, как если бы было несколько источников света, что на обычной картине выглядело бы неправдоподобно. Некоторые краски могут менять цвет при определенных ракурсах, например, подсвечиваться, вспыхивать.
Фон подноса может быть не только черным, но и зеленым, синим и даже бежевым.
При создании некоторых подносов используется такая техника как «коптешка», когда рисунок создается с помощью коптящей свечи.
Темой рисунков могут быть не только цветы, но и птицы, зверюшки, сказочные мотивы, пейзажи.
В советское время выпускались подносы с советской символикой, портретами вождей.
А есть и подносы, покрытые сложными геометрическими рисунками.
В последнее время стали экспериментировать и с разными материалами для изготовления подносов. Так, на выставке был очень эффектный поднос серебристого цвета с объемным рисунком: оказалось, он сделан из пластмассы.
Преобладают рисунки очень жизнерадостные, яркие.
Сувенирный магазин
Пройдя залы жостовского музея, мы вышли в сувенирный магазин. Изделия очень красивые: подносы, подарочные наборы подстаканников, елочных шаров, настенные часы, шкатулки, картины. И даже расписная детская лошадка-качалка там стояла.
Но цены в магазине немилосердные. Я бы, пожалуй, без ощутимой бреши в финансах могла бы позволить себе приобрести только небольшой подносик (конфет на пять) – такой малюсенький стоил около 800 рублей.
Как вам такой поднос за 180 тыс рублей?
Тем не менее, музей хороший, картины приятны для глаз, а некоторые просто восхитительны.
Покинув Жостовскую фабрику подносов, мы приступили ко второй части нашей программы – пошли искать Жостовский карьер. Нашли, обошли, искупались. Но об этом – в следующей статье.
ЭКСКУРСИИ И МАСТЕР-КЛАСС
Вначале мы познакомим Вас с Жостовским промыслом, проведя экскурсию по единственному в мире музею «картин на металле». Эта экскурсия позволит Вам прикоснуться к истории промысла, начиная с момента его возникновения до сегодняшнего дня, узнать обо всех этапах производства и увидеть процесс росписи подноса.
После получения массы ярких незабываемых впечатлений у Вас непременно возникнут муки творчества, и чтобы Ваш творческий порыв не прошел бесследно, а творение могло сохраниться на долгие годы и быть передано последующим поколениям, мы предоставим Вам все необходимое. Вас ожидают: теплое и уютное помещение, украшенное подносами, вдохновляющими на создание собственных шедевров, удобные стулья и столы с палитрами, кисточками, красками и одноразовыми фартуками. Ведь процесс настолько увлекательный, что небольшие меры безопасности не будут лишними!
Очень важно, что Вам будут выданы правильные орудия труда и заготовки подносов, аналогичные тем, на которых пишут наши художники. Ведь переносить свою фантазию Вы будете не на бумагу, а на настоящий жостовский поднос! Выданные Вам заготовки будут специально подготовлены для нанесения на них живописи. А после того как они будут Вами расписаны и на каждом будет поставлена Ваша личная подпись, подносы будут высушены в специальной печи, покрыты лаком и переданы Вам в течение нескольких дней.
Во время мастер-класса наши художники раскроют Вам секреты «жостовского букета», расскажут, как работать с чистыми цветами и смешивать оттенки прямо на поверхности, научат прорисовывать контуры и не забывать о воздушной перспективе. Главное – они не только поделятся своим мастерством, но и выступят внимательными наставниками, проводниками Вашей творческой мысли.
Народные художественные промыслы Подмосковья: Жостовская роспись
В 2020 году Жостовский промысел отметил свой юбилей — 195-летие. Черные подносы с яркими букетами из Жостово всегда пользовались большой популярностью: на них ставили самовар во время чаепития, подавали еду и украшали ими дома. Аналогов этой росписи нет нигде в мире. Расскажем, где зародился уникальный промысел, сколько этапов требуется для производства подноса, как работают художники и где в Подмосковье можно научиться азам Жостовской росписи.
История промысла
Жостовский промысел начал формироваться в 1825 году в Троицкой волости Московской губернии, в деревне Жостово (сейчас это городской округ Мытищи). Местные мастера, братья Вишняковы, производили табакерки, портсигары, конфетницы, коробочки и подносы из папье-маше.
Металлическими изделия стали в середине XIX века. Производство подносов тогда носило кустарный характер. Начинал работу кузнец, который вырезал поднос нужной формы. Затем к работе подключался шпаклевщик, который покрывал поднос лаком, высушивал его в печи и грунтовал. На следующем этапе художник вживую, без эскизов, наносил на поднос рисунок.
На рубеже XIX-XX веков в развитии Жостовского промысла наступила кризисная полоса: резко упал спрос на подносы, производство сокращалось, мастера уходили в другие отрасли. Возрождение промысла началось в 20-е годы XX века в Жостово, Новосельцеве и Троицком. Там было создано несколько артелей, которые в 1928 году объединились в артель «Металлоподнос». Вскоре Жостовские подносы завоевали международное признание.
В 30-е годы XX века советское правительство оказывало большую поддержку народным промыслам. В это время производство подносов встало на промышленную основу, большими партиями они отправлялись за рубеж.
В годы Великой Отечественной войны линия боевых действий проходила недалеко от Жостово. Артель стала производить печки-буржуйки. Однако, чтобы небольшая группа оставшихся в тылу мастеров не утратила навыки кистевой росписи, они расписывали детские ведерки из жести.
В 1946 году Жостовские мастера уже демонстрировали свое творчество сразу на трех выставках: на выставке прикладного и декоративного искусства в Советском Союзе, Чехословакии и Финляндии.
В 1960 году артель «Металлоподнос» была переименована в Жостовскую фабрику декоративной росписи. В жизни промысла начался новый период: реконструировали здание фабрики, модернизировали оборудование, открыли новый живописный цех.
70-е-80-е годы можно назвать расцветом Жостовского искусства.
Как изготавливают Жостовские подносы
Пышные цветы — это лишь финальная стадия работы. До того, как попасть в живописных цех, подносы проходят несколько этапов производства.
Изготавливают их мастера-ковали из листового металла. Он рубится на технологические карты, размер которых соответствует размеру будущего изделия. Карты идут под пресс, который формирует бортики подноса. Более 30 форм изготавливаются с помощью пресса, остальные — вручную. Для этого мастера используют ножницы по металлу и специальные молотки.
После предания подносу формы металл обезжиривают в большой духовой печи. Затем поднос шлифуют, чтобы на него лучше ложилась краска, и грунтуют в два слоя. Грунт поможет защитить изделие от коррозии и механических повреждений.
После грунтовки подносы снова сушат, шлифуют и покрывают черной эмалью. Затем художники занимаются росписью. Они используют в работе беличьи кисти и масляные краски.
Классический мотив Жостовской росписи — яркий цветочный букет на черном фоне. Только представьте, композиции всегда уникальны!
Роспись Жостовских подносов многослойная. Первый слой называется «замалевка». Мастера наносят на изделие разбеленой краской пятна цветов, листья и бутоны. Далее идет сушка.
Второй этап росписи — «тенежка». Это нанесение лессировочной краски на темные цвета и листья. Третий этап — «прокладка». Плотной непрозрачной краской художник выделяет светлые места и прорисовывает детали. Далее следуют «бликовка», «чертежка» и «привязка». После этого мастер-орнаменталист наносит узор по бортику подноса. В конце изделие покрывают лаком. На каждом подносе есть историческое клеймо фабрики.
Музей подносов при Жостовской фабрике
Экскурсия по музею обычно начинается с просмотра фильма о промысле. Затем гостям показывают первые Жостовские подносы, рассказывают о секретах росписи, красках и истории ремесла. На мастер-классах можно попробовать расписать поднос самостоятельно. После росписи их высушат в специальной печи, покроют лаком и передадут владельцу на память об этой поездке.
При фабрике также работает магазин, в котором можно приобрести Жостовские сувениры по ценам производителя.
Адрес: городской округ Мытищи, деревня Жостово, улица Дивная, строение 15
Контакты: + 7 (495) 981-39-89
Цены: экскурсия по музею — от 100 рублей (в зависимости от количества человек в группе), экскурсия по музею + мастер-класс — от 490 рублей (в зависимости от количества человек в группе)