что делать в столярке
Столярная мастерская своими руками: ожидания и реальность
Зачем вообще делать столярную мастерскую? Однозначного ответа у меня нет. Если вам просто хочется делать что-то руками из дерева, то есть мастерские, в которые можно прийти, заплатить деньги за аренду станков и рабочего места, и сделать всё там. Необязательно иметь свое помещение и собственное оснащение. Если же вы хотите заниматься деревообработкой как бизнесом, то конкуренция здесь высокая, найти свою нишу сложно. Поэтому я начну с объяснения моих собственных мотивов.
Началось всё в 2015 году, когда я понял, что мой старый сарай на даче скоро развалится и нужно построить новый. Я посчитал нужную площадь, количество материалов, ориентировочные расходы и время на постройку. Залил фундамент, на следующий год купил древесину и вместе с другом начали строить. Изначально я не намеревался делать мастерскую. Я лишь строил новый сарай взамен старого, чтобы хранить инструменты и оснастку.
Естественно, в процессе строительства всё пошло не так. Друг сказал: «у нас такие классные шестиметровые брусья, зачем мы будем их резать?» И предложил построить сарай двухэтажным.
Если вы когда-нибудь строили каркасное строение, то видите, что мы совершили кучу ошибок. Сейчас я постепенно укрепляю и переделываю сарай. Следующим подвохом стало желание сделать подвал: «пока не зашили, давай выкопаем и зальем бетон?». В общем, на подвал я потратил в сумме два календарных года. Из-за него я не мог закрыть пол на первом этаже, хотя у меня уже стоял обшитый, полностью готовый сарай. Вот только на втором этаже был пол, а на первом — яма. Её пару раз затапливало, в общем, было очень весело. Поэтому мой совет: не делайте подвалы, если они вам не нужны. В моём подвале сейчас стоят два ящика с яблоками, я его, по сути, не использую.
Мы хотели делать мебель, и это стало первым неочевидным для меня препятствием. Деревообработка — достаточно сложное занятие. Здесь нужно много специфических знаний, которые по наитию можно обретать очень долго. Поэтому советую почитать профильную литературу или где-то поучиться. А тогда я этого совершенно не понимал: «у меня есть станок, есть немного денег, куплю другие станки и всё сделаю». Естественно, так не вышло.
Я начал разбираться, какие манипуляции с деревом мне нужно производить и что для этого нужно покупать.
Пиление
В первую очередь, заготовки нужно торцевать — делать ровные отпилы, перпендикулярные заготовке. Не важно, какую мебель вы делаете, табуреты или корпусные гарнитуры. Важно иметь возможность распиливать точно, в идеале — ещё и под определёнными углами.
Если вы серьёзный энтузиаст, то можете это делать вручную с помощью стусла. Но всё же торцовочная пила — это must have в столярной мастерской. Без нее придётся туго.
Желательно, чтобы пила была с протяжкой, то есть позволяла распиливать достаточно широкие заготовки. Инструмент хороший и не особенно дорогой. Главное, как и в любом другом инструменте, чтобы не было люфтов и можно было выставить нужные вам углы.
Ещё дерево нужно распускать или кромить, то есть распиливать вдоль. Для этого нужна циркулярная пила, желательно, установленная в раскроечный стол. Можно распускать и ручной циркуляркой с параллельным упором или по направляющей шине, но гораздо удобнее и производительнее делать это на столе.
Со строганием дерева всё обстоит сложнее, потому что ручным рубанком отстрогать достаточно широкую заготовку непросто. Для этого нужно долго нарабатывать навык, снимать древесину в разных направлениях, учитывая расположение волокон, постоянно контролируя равномерность снятия по всей ширине и длине заготовки. Упростить себе жизнь — но не улучшить качество обработки! — можно с помощью фуговального и рейсмусового станков.
Важно: рейсмусовый станок не заменяет фуговальный, а дополняет! Фуганок позволяет сначала получить одну ровную плоскость у заготовки, а рейсмус на основе этой плоскости выравнивает противоположную сторону. Новичкам эта связка из двух станков позволяет легко получать ровные заготовки относительно большой длины и ширины, равномерные по толщине. Это очень важно при изготовлении мебели. Но покупать два станка весьма дорого и для любителя зачастую избыточно. Поэтому в сети есть куча руководств, как из обычного ручного рубанка и двух брусочков сделать рейсмус или фуганок.
Точение
Описанные три операции — торцевание, фугование и рейсмусование — позволят вам сделать только какие-то очень простые изделия. По-хорошему, ещё нужно освоить токарное дело, то есть вытачивать заготовки, представляющие собой фигуры вращения. Например, круглые ножки для табуретки или стола, вазы, чаши, какие-то другие изделия. И без токарного станка в таком случае не обойтись. Конечно, можно обратиться к опыту поколений и из говна и палок сделать адаптер, с помощью которого на циркулярной пиле вытачивать цилиндрические заготовки, но это путь тупиковый.
Если вы захотите делать что-то сложнее цилиндра, то придётся купить токарный станок. К счастью, это один из самых простых станков, он представляет собой чугунную раму, двигатель, цангу и упор для стамески (подручник). На вторичном рынке можно найти много интересных моделей, есть и достаточно новых современных моделей.
Чтобы у вас получилась достаточно качественная мебель, если вы хотите делать её для себя или продавать, то придётся оснастить мастерскую многим другим оборудованием.
Сушка
Дерево нужно сушить, причём сушить по определённой методике. Обычно дерево продают «естественной влажности», то есть оно содержит около 25 — 40 % влаги. Если вы из такой древесины что-то изготовите, то по мере высыхания изделие будет коробить и трескаться. Вне зависимости от того, сколько слоёв лака вы на него нанесёте. Вообще говоря, дерево — материал живой и подверженный сезонным изменениям влажности воздуха, из-за чего его линейные размеры в течение года колеблются: в длину (по волокнам) колебания крайне незначительны, а в ширину древесная заготовка может разбухать и усыхать на десятки миллиметров, в зависимости от общего размера изделия.
Поэтому главное правило — древесина должна быть сначала высушена до 8 — 12 % влажности, только после этого её можно использовать.
Как сушить дерево в квартире? Как можно дальше от батарей аккуратно сложите доски, переложите слои брусками одинаковой ширины и сверху чем-нибудь прижмите. Желательно промазать торцы краской, поскольку здесь интенсивнее всего испаряется влага и могут пойти трещины вдоль досок. Замечательно, если вы сможете покупать уже высушенную древесину камерной сушки, это поможет избежать многочисленного брака, если станете сушить сами.
Изгиб
Наверное, почти все из вас видели такие красивые столы и стулья с гнутыми ножками.
Выглядит очень эффектно. Если такие ножки вырезать-выпиливать, то они получатся гораздо менее прочными, потому что будет нарушена продольная целостность волокон. Лучше всего добиваться такой формы с помощью изгибания древесины. А чтобы заготовки не ломались, нужно сначала повысить их пластичность. На производствах используется химическая пластификация дерева, а любителям обычно доступен только один способ: сначала увлажнить древесину, а затем нагреть, после чего можно постепенно изгибать заготовку.
Фрезерование
Очень полезная, и зачастую необходимая операция в деревообработке. Если мы говорим о мебели, то, как минимум, вам придётся фрезеровать кромки изделий, скругляя их (вариант с ручной обработкой калёвками я не рассматриваю). Для этого вам понадобится ручной фрезер, который хорошо бы дополнить фрезерным столом с установленным в нём более мощным аппаратом. Впрочем, на первых порах более чем достаточно одного фрезера средней мощности, при необходимости ставя его в стол или используя вручную.
Сверление
Чтобы соединять детали, нужно будет делать в них отверстия под крепёж — винты или шканты. Обычной ручной дрелью вы вряд ли это сделаете ровно и аккуратно, к тому же часто нужно сверлить отверстия в торцах. В идеале, у вас должен быть сверлильный станок. Вариант «для бедных»: стойка, в которую зажимается ручная дрель, которая опускается вручную. Оба варианта помогут вам делать отверстия гораздо точнее и аккуратнее, а то и просто делать.
Фанерование
Раньше этим термином называли процедуру обклеивания столярных изделий фанерой — тонкими листами древесины других, более ценных сортов. Сейчас мы понимаем под «фанерой» многослойные клееные щиты, а тонкие древесные листы называем «шпоном». Соответственно, вместо «фанерования» сегодня многие говорят «шпонирование». С помощью шпона можно придать красивый, даже изысканный вид изделиям из «простых» сортов древесины, произрастающих в наших широтах. Например, шпоном дуба можно обклеивать мебель из берёзы. К слову, сегодня очень многие образцы мебели, в том числе «элитной» зарубежной, на самом деле обклеены шпоном более ценных пород и продаются как изготовленные из массива, по гораздо более высоким ценам.
Новичкам я не рекомендую сразу заниматься наклейкой шпона, поскольку задача эта нетривиальная, требующая навыка, терпения, а в случае с большими деталями — ещё и серьёзного оснащения в виде мощных прессов или ваккуумных мешков для равномерной приклейки шпона.
Склейка и защитно-декоративное покрытие
Это основные операции после изготовления и сборки самих деталей. А для их выполнения нужны определённые условия. Сарай — не дом, он не отапливается. Когда я начал заниматься столяркой, то понял, что ни поклеить, ни покрасить не смогу, потому что на улице уже зима и в мастерской слишком холодно, при такой температуре нельзя даже материалы хранить. При этом в холодной мастерской и работать некомфортно.
Это, конечно, меня очень огорчило, потому что утеплять сарай было бы достаточно дорого. А вам я рекомендую либо сразу озаботиться утеплением, либо в холодное время года заниматься склейкой и покраской в других помещениях, тёплых.
Соединения
В столярном деле существует множество видов соединения деталей друг с другом, различающихся практичностью, прочностью, эстетикой и долговечностью. Подробно рассказывать обо всех видах я не буду, это тема для целой книги. Чаще всего детали механически соединяют друг с другом с помощью пазо-шиповых или шкантовых соединений, которые промазываются клеем.
Про чисто механические соединения все знают: детали крепятся друг к другу с помощью винтов, саморезов, эксцентриковых соединений, иных металлических приспособлений.
Обустройство мастерской
Потратив пару лет на сарай с ненужным подвалом, я расставил все станки по мастерской и сделал установку для пылеудаления: взял строительный пылесос и на двухсотлитровую металлическую бочку установил циклонный фильтр. Класс! Теперь пыли не будет. А потом сообразил: пылесос потребляет 1,5 кВт, торцовочная пила ещё 2 кВт, не считая других приборов, с грустью посмотрел на провод, через который к сараю подведено электричество, и понял, что ничего у меня не получится. Обратился к электрикам и попросил их провести мне трёхфазную линию. Эти чудесные ребята динамят меня уже долго, и думаю, что победить их не смогу, придётся обращаться в другое место.
Обустройство мастерской я начал с верстака. Причем в итоге сделал его не там, куда подвёл пылеудаление, и пришлось переносить пылесос.
Торцовочная пила углублена, чтобы её собственный стол был вровень с верстаком. Благодаря откидной столешнице сюда помещается целый лист фанеры, который можно удобно раскраивать.
Потом я установил тиски, потратил на это немало времени. Стойка для дрели ещё не закреплена, но тоже встроена в столешницу, её удобно использовать для сверления торцевых отверстий.
Из-за недостаточного электропитания станок я даже не запускал, буду дальше воевать с энергетиками.
А вот всё, что я успел пока сделать своими руками — стол для рисования песком для дочери:
Сделал я его достаточно быстро, где-то за 20 часов, потому что к тому времени уже были все нужные инструменты и оснастка. Причём около 6 часов ушло на обработку заготовок, чтобы придать им форму параллелепипеда.
Стол простой: коробка, в ней 8 метров светодиодной ленты, контроллер и блок питания. Сначала я обработал доски, фрезой обработал кромку и склеил всю конструкцию. Получилось очень криво. Если приглядеться, на фотографии видно, что швы на стыках я заполнял смесью опилок и клея ПВА. Но держится крепко.
Отсек для инструментов и для песка прикручен с помощью четырёх гаек-бочонков. Именно здесь я осознал всю пользу стойки для дрели, потому что сверлить в торец очень сложно.
Здесь виден сам экран, который установлен под оргстеклом.
На него, поверх алюминиевого скотча, на термоклей наклеена светодиодная лента. Я думал, что скотч будет работать как отражатель, а оказалось, что он «разбавляет» спектр света.
Оргстекло достаточно просто монтировать. После первичной грунтовки и покраски вставил металлические шкантики, положил стекло и залил эпоксидкой. Оно сидит там как родное и никуда не денется.
Хочу сделать ещё два стола, уже есть заготовки для них, и попробовать продать, потому что себестоимость получается очень низкая. В них самое дорогое — контроллер и светодиоды. Заодно отработаю навыки обработки таких мелкосерийных деталей.
Изготовление деревянных предметов мебели под заказ. Доходное ли это дело? Честный рассказ бывшего столяра
Когда вас уволили при сокращении штата сотрудников, не всегда просто найти новую работу. На выручку придут умелые руки и своя старая мастерская, в которой вы раньше изредка что-то делали для себя. Сегодня журнал Reconomica знакомит вас с Василием Зориным, жителем города Белгорода.
По наследству Василию досталась столярная мастерская, где он иногда что-то ремонтировал из домашней утвари. Но когда во время кризиса Василий потерял работу, мастерская стала его спасением. В этой статье вы узнаете, легко ли быть столярных дел мастером и сколько на этом можно заработать.
С чего все началось
Добрый день. Меня зовут Василий Зорин и мне 49 лет. Девять лет назад я начал заниматься столярным делом – изготовлял деревянные полки, стеллажи, стойки под заказ. Я живу в небольшом городе Белгород, где и был запущен мой первый собственный бизнес. Маляр-штукатур по образованию, военизированный инкассатор по рабочей специальности, столяр в душе.
Мое небольшое дело просуществовало не особо долго, но об этом потом.
От отца к сыну
Мы с женой уже 15 лет живём в ее родительском доме. Мой тесть был мастером на все руки: дом сам построил, мебель сам всю изготовил, для внуков детскую мебель и игрушки сам вырезал. У него была отдельная большая мастерская, где он стругал все предметы из дерева. После того, как его не стало, все это богатство осталось нам с женой.
Сказать, что я частый гость там был – нет. Хоть я и знал все те инструменты и как с ними работать, но пользовался очень редко. И то, что-то по дому починить, подпилить, подбить и т.д. Тем более, времени стругать что-то у меня не было – я работал военизированным инкассатором сутки через двое, и неплохо зарабатывал.
Сокращение кадров и поиски работы
Все изменилось, когда на моей работе из-за кризиса началось сокращение кадров. Многие увольнялись, многих увольняли, переводили на другой режим работы. Так и со мной – предложили работать 2 через 2, или 3 через 3, но общежитие не представляли. А искать в другом городе и снимать жилье – очень накладно.
Мне пришлось уйти. В городе также всех затронул кризис, и работы практически не было, а та, которую предлагали, не устраивала меня по заработку. С горем пополам, мне удалось устроиться охранником на предприятие. Но спустя год я ушел оттуда, поскольку предприятие разорилось.
Идея своего маленького бизнеса
На местном рынке торгуют мои хорошие друзья. Они уже не первый год занимаются обувью и держат свои контейнеры. Они знали, что у тестя была своя мастерская, и предложили мне отремонтировать их обувную стойку. Я согласился, тем более деньги они предлагали хорошие. Когда через день их стойка была готова, а я получил свой заработок, мне в голову пришла отличная идея – а почему бы не сконструировать стойки под товар, тем более, что раскладушки – это вчерашний день и очень неудобно.
Вот так в моей голове и родилась идея моего будущего бизнеса.
Бизнес-план и реклама
В моем случае бизнес плана не было вообще. Поскольку и вкладываться ни во что не надо было. Весь инструмент у меня имелся, даже гвозди и шурупы. Но потратиться все же надо было.
Чтобы делать деревянные стеллажи, необходим материал – новые доски. Из старых ты ничего не сделаешь – они быстро сгниют и поломаются, к тому же, их никто не захочет купить. На то время, одна доска профилированного бруса стоила 6$ за погонный метр.
Мне необходимо было около 50 метров бруса. Также, обновить не мешало бы и шурупы, насадки для дрели. На это потребуется всего 10$.
Конечно, о том, когда это все мне окупится и выгодно ли это вообще, я сразу не подумал. Но за месяца три мои вложенные 300$ должны были вернуться.
Посмотрев и сравнив цены на изготовление деревянных стеллажей, определил среднюю стоимость – 35$ за стойку 1,2 на 2,10 метра.
Чтоб клиенты ко мне пошли, и вообще обо мне узнали, я предложил своим знакомым рассказать на рынке обо мне: что я делаю полки, стойки и совсем недорого.
На этом все мои бизнес стратегии закончились, и осталось только реализовать все задуманное.
Где взять финансы
Мое финансовое положение было очень плачевным на тот момент. И идея заняться столяркой меня больше пугала, чем воодушевляла. В семейном бюджете было всего 80$,и вкладывать все эти деньги – это очень рисковать. Тем более, с ребенком – дошкольником.
Пришлось искать выход из положения и просить денег в долг у старшего брата. 300$ он одолжил мне на полгода, с расчетом на то, что к Новому году я деньги верну. Поэтому, работать предстояло долго, много и усердно.
Почему я не взял кредит? Все просто. У меня уже был кредит на холодильник, и новый бы мне никто не дал. К тому же, выплачивая этот кредит, я понял, что с банками и их сумасшедшими процентами лучше не связываться.
Когда руки из правильного места растут
Еще на этапе размышлений мой бизнес уже начал функционировать. Когда я обратился к своим друзьям с просьбой меня “попиарить” на рынке, мне и прилетел первый заказ.
Поэтому, деньги я уже искал непосредственно на материал.
Первый заказ
Мои же друзья и заказали мне новые лежачие полки в их контейнеры. Мне надо было сделать 4 полки 1,2*2,3 метра, 2 полки 1,4*2,2 метра и две 1,0*2,5 метра. Пока я ждал материал с базы – они сами его доставляют, разработал эскизы будущих изделий и подсчитал, сколько мне необходимо бруса, материала и лака.
Лак – это единственный пункт, который я не учел в своих планах. А использовать его надо обязательно – он придаёт изделию красивый вид и защищает брус от вредного воздействия. Флакон лака на 4 литра мне обошелся в 7$.
Свой первый заказ я мастерил почти две недели. Я чуть не испортил 3 метра бруса из-за того, что неправильно снял разметку и отметил точки сверления. Но, в точно оговоренный срок, я отвез готовые стеллажи к другу и заработал 320$.
Дело понемногу пошло
После того, как мы поставили готовые стеллажи в контейнеры на рынке, соседние реализаторы засыпали меня заказами.
За один месяц я смастерил 18 стоек, включая заказ друга, а потом получил крупный заказ на 28 стеллажей для хозяина семи контейнеров с вещами и обувью на нашем рынке. Поэтому, весь месяц у меня уже был забит этим заказом. На третий месяц моей работы, я взял всего 3 заказа на 6 полок напольных, 2 настенных стеллажа и раскладную полку.
Столярка – это такое дело, которым можно заниматься независимо от времени года или погоды, тем более, если мастерская у тебя с крышей. После нескольких месяцев моей работы, на осень мне поступил заказ – оборудовать стеллажами новый магазин парфюмерии и косметики. Чтобы все изготовить, я потратил 2 недели, после чего заказы стали поступать все реже и реже. До Нового года я принял всего 4 заказа и сделал всего 12 полок и 4 стеллажа.
Столярное дело – выгодно ли?
Когда я только задумывал это все дело, я очень сомневался, что вообще получится что либо заработать. Но, за первый месяц моего мастерства я заработал 690$ и отдал долг брату, а остальные деньги вложил в закупку нового материала.
Второй месяц был более успешный. Там был мой самый крупный заказ, и делал его я для богатого человека. Может, поступил и нечестно с ним, но он сам хотел схитрить. В итоге, за 28 стеллажей я заработал 1120$. В среднем, один стеллаж у меня по цене выходил на 40$. Из этой суммы где-то 18$ составляла себестоимость бруса, и по 1$ шурупы и покрытие лаком, все остальное – моя работа.
Часть заработанных за второй месяц средств я вложил в материал:
Мой чистый доход составил – 755$.
За третий месяц усилий копилка пополнилась на 410$. При этом, только настенные стеллажи вышли в 100$, а раскладная полка в 70$. За оборудование нового магазина стеллажами, которым был занят мой четвертый месяц работы, я заработал 640$.
А потом дела начали понемногу затихать. Пятый месяц – всего 280$. Шестой месяц – 400$. При этом, брус я больше не заказывал, и даже остался он у меня.
Но и этого заработка мне вполне хватило. Если бы у меня не было всей техники столярной, то как раз за пол года, я бы и вернул все средства, если бы вкладывался в оборудование. За последний месяц моей работы доход составил 330$.
Оставшийся брус я продал соседу, который строился, по 5$ за погонный метр, и, таким образом, заработал еще 85$.
Спустя время…
После Нового года, когда закончились все праздники, мне предложили сделать деревянные раскладные столы для торговли запчастями, и это был последний мой заказ. Я сконструировал 6 столов 1,5*1,5 метра и заработал 330$. И больше столяркой я не занимался.
Во-первых, перестали поступать заказы. Во-вторых, начал расти курс доллара и все материалы подорожали почти в два раза. И последняя, самая важная причина, мне предложили хорошую работу с заработком намного выше, чем я зарабатывал столяркой. Поэтому, инструменты пришлось отложить в дальний ящик.
Итак, проработав 8 месяцев мастером столярного дела, я закрылся и больше не брал заказы на изготовление изделий из дерева. Сегодня я опять занимаюсь собственным бизнесом, но он связан с изготовлением и установкой металлопластиковых изделий.
Если ты хочешь стать столяром
Если начинать столярное дело с нуля, то придется купить много оборудования и строительной техники, что примерно составит 1500-2000$. При хороших регулярных заказах и адекватных ценах, отработать эту сумму можно за 5-6 месяцев.
Но если вся техника и оборудование имеется, то можно смело начинать свой бизнес. Несколько советов:
Делай, как для себя, и тогда даже маленькая столярка будет приносить доход.