что делать в новом коллективе
Как поставить себя в новом коллективе: 7 советов руководителю
1. Познакомьтесь с командой
«О том, что у нас появился новый начальник, мы узнали по сарафанному радио. Сам он впервые зашел в нашу комнату примерно через неделю после выхода. До этого мы видели его бегло в коридоре: всё время он проводил у высшего руководства. Мы чувствовали себя ненужными и между собой сразу невзлюбили нового босса», — вспоминает Ирина, менеджер по продажам строительной компании.
Официальным знакомством не стоит пренебрегать. В зависимости от традиций вас может представить коллективу топ-менеджер, руководитель HR-службы, или вы сами можете организовать встречу.
Екатерина Заричная, бизнес-тренер компании «Практики управления», отмечает, что представить нового руководителя надо обязательно, даже если он коллективу уже знаком — вырос внутри компании. Так происходит «инициация» руководителя в новой роли.
На первой встрече ваша задача — произвести приятное впечатление. Кратко расскажите о себе, своем опыте и планах.
Александр Савельев, руководитель отдела маркетинга корпоративных клиентов компании Skyeng, вспоминает свой опыт: «Мне достаточно было показать, что я не «назначенец», а вполне понимаю, чем они занимались ранее, и у меня есть план что делать дальше».
Озвучить серьезные изменения с ходу не получится, зато можно обозначить, что в ближайшее время вы войдете в курс дел и встретитесь с каждым сотрудником (или с каждой группой сотрудников либо руководителями отделов в зависимости от масштабов коллектива).
2. Познакомьтесь с другими руководителями
Плохие коммуникации с «соседями» могут создать большие проблемы в работе, а также дать повод для сомнений в вашей компетентности. Бизнес-тренер Людмила Городничева, партнер компании Right Solution, часто сталкивается с тем, что незрелые руководители не умеют выстраивать границы со смежными департаментами и, стараясь понравиться руководству, берут на себя непосильные задачи. Затем эти задачи падают на команду, и люди начинают возмущаться.
Лариса Филатова, руководитель дирекции по работе с персоналом ОЭЗ «Технополис «Москва», дополняет, что поток задач со стороны смежных департаментов может стать вариантом проверки новичка. Коллеги прощупывают навыки взаимодействия и неформальной коммуникации.
Она советует обсудить с непосредственным руководителем круг обязанностей и ответственности. Если от соседей летят задачи, которые кажутся явно не вашими, то спросите прямо, с чем это связано. Вполне возможно, в компании так принято работать или коллегам действительно нужна помощь здесь и сейчас. Если все-таки это попытка создать для вас невыносимые условия работы (что маловероятно) или проверить вас на прочность, то имеет смысл обратиться к вашему руководителю с просьбой помочь разобраться в каналах взаимодействия и правилах игры.
3. Соберите информацию внутри команды
Когда Алексея назначили на должность директора по маркетингу, он был окрылен повышением и увлеченно стал разрабатывать планы. Он хотел запустить новую рекламную кампанию, замахивался на ребрендинг. Мотивированный, он работал сутками: бегал на презентации, назначал встречи с подрядчиками, приводил в офис журналистов.
А команде все это было в новинку: люди не понимали, куда «летит» новый директор, почему всё нужно так срочно и главное, чем плохо было раньше. Алексей старался быть открытым, но на вопросы у него почти никогда не хватало времени. Стоило начать разговор с ним, как ему звонили очередные партнеры, он извинялся и уходил. Коллективу были непонятны как личность начальника, так и «прилетающие» от него поручения. Вскоре ключевые сотрудники департамента начали увольняться один за другим.
В нашем менталитете сильно сопротивление переменам: все знают, что «новая метла по-новому метет», и эта фраза имеет скорее негативную окраску. Проще говоря, от нового руководства хорошего не ждут.
Чтобы снять общую тревожность, больше общайтесь с командой, знакомьтесь с коллегами. На первой неделе стоит организовать общую или индивидуальные встречи, чтобы почувствовать настроение коллектива и узнать, как обстоят дела, какие есть узкие места в работе.
Александр Савельев советует тщательно готовиться к этой встрече: составить список вопросов, изучить последние отчеты и регламенты. На самой встрече предоставьте слово собеседнику, делайте для себя пометки во время общения, чтобы ничего не забыть.
4. Не спешите с критикой
Многие руководители стремятся быстрее проявить себя на новом месте и демонстративно ломают старое. Татьяна Долякова, основатель кадрового агентства ProPersonnel, отмечает, что российские менеджеры любят сразу применять жесткие меры: кого-то увольняют, вводят штрафы, подчеркнуто обесценивают опыт предшественника, пересматривают мотивацию персонала и тем самым, вместо того чтобы обрести в коллективе искренних союзников, демотивируют людей.
Иногда рвением к переменам можно испортить отношения не только с командой, но с руководством.
Карьерный консультант Оксана Дебольская вспоминает кейс из своей практики: к ней обратился молодой человек, получивший долгожданное назначение на позицию начальника отдела. Приняв дела, он начал яростно критиковать работу своего предшественника. При этом он часто употреблял «мы», «нас», имея в виду коллектив отдела. Он не учитывал, что некоторые решения предыдущего руководителя исходили из политики вышестоящего начальства. Получалось, что тем самым он активно критиковал и свое нынешнее руководство. В итоге его быстро заменили более сдержанным руководителям.
5. Не теряйте границы
Безусловно, с командой важно наладить хорошие отношения, но важно и не перейти грань, за которой подчиненные начнут вами манипулировать и относиться к вам панибратски. Это ложная дружба, она не гарантирует того, что коллектив поддержит вас в сложной ситуации. Наоборот, привыкнув к свободе, они могут постоянно манипулировать вами.
Оксана Дебольская рассказала, с какими трудностями столкнулась одна ее клиентка, став начальницей в новом коллективе. Она была ответственной, умной, профессиональной, но слишком демократичной. От нее ожидали стандартных действий руководителя в отношении коллектива — контроля за дисциплиной, качеством работы, организации четкого командного взаимодействия с другими подразделениями. А она действовала слишком мягко, упрашивала, уговаривала, обещала поблажки в виде отгулов и премий там, где не требовалось никаких сверхусилий, а надо было просто хорошо сделать свою работу. В результате ее команда видела в ней «своего парня», а не начальника.
6. Будьте открытыми
Эксперты едины во мнении: чтобы наладить отношения, нужно показать свою открытость, увлеченность и готовность к диалогу — тогда сотрудники ответят взаимностью.
«Сейчас в тренде ответственность, профессионализм, вовлеченность сотрудников. Поэтому и относиться к ним стоит как к профессионалам, любая критика должна быть конструктивной, общение — тактичным», — напоминает Владимир Щербаков, директор по развитию Teachbase.
7. Не спешите увольнять и нанимать
Многие руководители грешат тем, что пытаются на новом месте воссоздать условия своей прежней работы. Речь не об уникальных успешных практиках, а о подходах и способах коммуникации, которые руководителю просто привычны. И о найме своих прежних коллег — не потому, что они лучше нынешних помощников, а потому, что он к ним тоже просто по-человечески привык. Стоит ли говорить, что замена ключевых сотрудников на новом месте «своими людьми» вызывает особенное неудовольствие коллектива?
Не стоит спешить с увольнениями, пока вы недостаточно знаете ситуацию. Даже если вы решились привести в новую компанию старых коллег, оцените, впишутся ли они в новую команду.
«Не стоит делать этого сразу: сначала присмотритесь к компании и ее корпоративной культуре. Бывают ситуации, когда действительно лучше сосредоточиться на развитии имеющейся команды», — заключает Владимир Щербаков, директор по развитию Teachbase.
А если саботаж?
Бывает, как бы руководитель ни старался выстроить конструктивные отношения, коллектив все равно его не принимает. Возможно, они были очень привязаны к предыдущему руководителю или, наоборот, руководители менялись в компании слишком часто.
«Жаловаться своему непосредственному руководителю стоит в последнюю очередь, хотя и скрывать от него свои ваших инициативы по увольнению не нужно», — уточняет Лариса. Подробнее о том, как действовать, если команда бойкотирует нового босса, мы рассказывали здесь.
Татьяна Долякова советует управленцам на новом месте в первую очередь искать союзников из числа наиболее мотивированных и эффективных сотрудников: их надо беречь, потому что выполнять свои задачи вы будете с их помощью.
Меняете работу или место учебы, а с ним и коллектив? Как быстро влиться в новый?
Время от времени человеку приходится менять привычное окружение людей и вливаться в новый коллектив. Дети сталкиваются с этим при переходе в другую школу или начав заниматься в какой-то секции. Студенты — при поступлении в колледж или вуз, заселении в общежитие. Взрослые — при смене работы.
В течение жизни возникают и не такие масштабные ситуации, но тоже требующие найти общий язык с совершенно чужими людьми: с гостями на вечеринке, с родительским школьным комитетом, с туристами в рамках одного турне и т. д. Это всегда стресс для любого человека — даже обладающего хорошо развитыми коммуникативными навыками. А что уж тут говорить о тех, кто обычно замкнут и не отличается общительностью?
Несколько полезных советов, как влиться в новый коллектив, помогут сделать это легко и быстро.
Психологическая подготовка
Если вам в скором времени предстоит знакомиться с новыми коллегами (одноклассниками, одногруппниками, соседями по общежитию), заранее облегчите себе процесс адаптации. Чтобы минимизировать стресс и получить удовольствие вместо страха разочарования, нужно научиться вливаться в коллектив. Для этого развивают коммуникативные навыки. В идеале — на протяжении всей жизни. Если регулярно их оттачивать, проблем с внедрением даже во вражеский стан не будет.
Умение общаться — целое искусство и тема отдельного разговора. А пока мы позаимствуем из него лишь то, что пригодится, чтобы стать своим среди чужих:
Как только на горизонте замаячила перспектива менять коллектив, начинайте подготовку. В идеале же коммуникабельность развивают на протяжении всей жизни.
Адаптационный период
Все люди — разные, поэтому однозначного ответа, сколько времени нужно, чтобы влиться в коллектив, нет. Коммуникативные и раскрепощённые способны уже через пару часов чувствовать себя на новом месте как рыба в воде. Другие даже спустя месяц продолжают испытывать стресс и бояться отчуждения. Всё индивидуально. Чтобы процесс прошёл быстро и легко, придерживайтесь советов от психологов.
Что сделать накануне:
Небольшая инструкция, как вести себя в первый рабочий день в новом коллективе.
Успокойтесь
Если эмоции берут верх, вы слишком переживаете, выпейте с утра лёгкое успокоительное. Но смотрите, чтобы среди побочных эффектов не было снижения работоспособности и сонливости. Как только начнёте нервничать непосредственно на месте, дышите глубже (полезно освоить дыхательные практики), медленно выпейте воды, найдите возможность выйти на свежий воздух. Старайтесь не показывать свои переживания в новом коллективе и уж тем более никому не жаловаться на свои расшатанные нервы. Поверьте, везде ценят прежде всего стрессоустойчивых и уверенных в себе сотрудников.
Будьте сами собой
Не нужно натягивать искусственную улыбку и казаться лучше, чем вы есть на самом деле. В большинстве случаев фальшь видна невооружённым глазом. Люди интуитивно чувствуют искренность и наигранность. Первая вызывает симпатию, вторая — неприязнь и недоверие. Это не значит, что надо сразу же показывать свой скверный и вредный характер. Нет, просто действуйте по ситуации так, как подсказывает внутренний голос.
Знайте себе цену
С первого же дня покажите, что вы заслуживаете уважения и знаете себе цену. Не давайте себя в обиду, не разрешайте принижать ваши достоинства. При этом не опускайтесь до уровня тех, кто себе такое позволяет. Парируйте чётко, без оскорблений, лучше — с юмором. И делайте выводы: кто ведёт себя так недружелюбно уже в первый день, вряд ли должен стать вашей компанией в будущем.
Правильно расставьте акценты
Вне всякого сомнения, всем хочется как можно быстрее влиться в новый коллектив и стать «своим парнем». Поэтому с порога многие начинают раздавать всем направо и налево лучезарные улыбки, комплименты, конфеты, приглашать «на чай» после рабочего дня (проставиться же надо), рассказывать анекдоты и разные случаи из своей почти мюнхгаузеновской жизни. Результат — выговор или замечание от начальства, потому что за всеми этими ритуалами побратимства новичок мало того, что другим работать мешал, так и сам себя никак не проявил с точки зрения профессионализма. Должностные обязанности (учёба) — дело первостепенной важности.
Не выпячивайтесь
Одна из самых негативных черт характера, которая мешает вливаться в новый коллектив, — излишняя навязчивость. Не нужно вмешиваться в те дела, которые не относятся к вашей профессиональной компетенции. Не старайтесь показать себя знатоком во всём. Не встревайте в разговор других, если не являетесь его участником, и если к вам не обращаются.
Это основные моменты, о которых нужно помнить в свой первый день на новой работе (в новой школе). Если вы его благополучно пережили и у вас остались не самые плохие эмоции, всё прошло хорошо. Теперь главное — закрепить результат и завершить успешное «вливание» в коллектив. Как это сделать?
Причины неудач
Но что делать, если влиться в рабочий коллектив (или школьный, или студенческий) не получается?
Если дело не в вас…
В первую очередь не нужно заниматься самоедством и вешать на себя ярлык неудачника, способствуя развитию внутренних комплексов. Иногда дело не в личных качествах или коммуникативных навыках. Возможно, у вас просто несовместимость с теми людьми, которые подобрались в этом месте. Такое бывает. Если в бухгалтерии сидит всего 4 человека, и они работают вместе уже более 10 лет, вряд ли они могут быстро и без проблем принять в свой тесный мирок ещё кого-то.
Вторая возможная причина неудач — социальная несовместимость. Здесь придётся быть честным самому с собой. Соответствуете ли вы своим новым знакомым по социальному статусу? Особенно часто такая бездна чётко обозначается, когда волей случая в элитной школе появляется ребёнок из бедной семьи. Или в платной группе оказывается студент-бюджетник. Разница в интересах, образе жизни, одежде не позволяют влиться в совершенно чуждый коллектив.
Бывает и профессиональная несовместимость. Если в провинциальный городок в мелкую компанию пришёл работать специалист международного класса, который всем фору даст в плане профессиональной компетентности, в большинстве случаев у него не получится влиться в новый коллектив, застрявший в своей косности и не желающий развиваться. То же самое бывает, когда в посредственный и трудный класс приходит новый ученик-отличник. Дети могут его отторгнуть и не принять.
Если дело не в вас, надо принять волевое решение. Либо для вас эта работа (школа, учёба) важнее межличностных отношений и вы будете терпеливо продолжать тянуть эту лямку, сосредоточившись на карьере. Либо ищите другое место, но уже с учётом данных нюансов.
Если дело в вас…
Если не получается влиться в коллектив из-за собственных промахов или дурного характера, ничего страшного. Психологи советуют в таком случае сжать волю в кулак и начать работать над собой. Развивайте коммуникативные навыки, учитесь искусству бесконфликтного общения, присматривайтесь к окружению, налаживайте связи. Перечитайте рекомендации выше, старайтесь придерживаться их, не допускайте непростительных ошибок — и в конечном итоге у вас обязательно получится добиться успеха и признания.
Частные случаи
Как влиться в новый коллектив…
…подростку?
Родители должны взвесить все за и против, прежде чем переводить подростка в новую школу. Возрастной кризис, юношеский максимализм, половое созревание, становление личности — всё это не самые хорошие условия для смены обстановки и окружения. Если же это неизбежно, именно мать с отцом должны стать ребёнку опорой и поддержкой. Лучше всего — сразу поговорить с классным руководителем и школьным психологом, чтобы они помогли и дали советы. Разговаривайте с подростком каждый день, выявляйте проблемы и подсказывайте ему возможные пути решения. При правильном воспитании, дружелюбии и позитивном настрое адаптация в школе пройдёт безболезненно.
…студенту?
Вчерашним школьникам, поступившим в колледжи, техникумы и вузы, влиться в новый студенческий коллектив гораздо легче. Ведь все они находятся в равных условиях — все новички. Тем более, что в первые дни обычно устраиваются адаптационные сборы, вечера знакомств и прочие мероприятия, которые ускоряют процесс. Главное — сразу распознать тех, с кем есть общие увлечения и интересы, схожесть характеров. При этом не нужно локализоваться минигруппой и держаться в стороне от всех остальных. Студенчество — самая весёлая пора в жизни, и от неё нужно брать всё по максимуму.
…женщине?
Если приходится вливаться в женский коллектив, главное — держаться скромно, но с достоинством и не демонстрировать себя как конкурентку (даже если вы таковой являетесь). Не участвуйте в местных интригах и сплетнях, а также поменьше рассказывайте о себе. Поверьте, впоследствии такая дистанционность сыграет вам только на руку. В ином случае рискуете сами стать жертвой пересудов и козней.
Если бóльшая часть коллектива — мужчины, задача усложняется. Два главных правила: не одеваться вызывающе и не кокетничать. Нужно сразу показать коллегам, что вы пришли сюда работать (учиться), а не искать спутника жизни.
…мужчине?
Как утверждают психологи, мужчины быстрее, чем женщины, вливаются в новое окружение по двум причинам. Во-первых, в силу своего гендерного статуса они не показывают эмоций и держат себя в руках даже в самых проблемных ситуациях (хотя внутренне переживать могут гораздо сильнее). Поэтому со стороны кажутся психически уравновешенными, способными принимать взвешенные решения и стрессоустойчивыми. За это их и ценят.
Во-вторых, они изначально идут на новое место, чтобы именно работать, зарабатывать деньги, строить карьеру, реализовать себя. Отношения в коллективе, знакомства — для них это на втором плане, и «вливание» происходит автоматически.
Поэтому мужчинам можно посоветовать прежде всего быть самими собой: эмоционально устойчивыми и настроенными на карьеру.
…руководителю?
Сложнее всего влиться в новый коллектив, когда заступаешь на должность руководителя. Важно с первого дня показать себя требовательным, но справедливым начальником. Никого не выделять, ни с кем не сближаться, относиться ко всем ровно и соблюдая дистанцию, не панибратствовать — вот основные правила, которых стоит придерживаться в данном случае.
Дополнительные советы психолога
Многие спрашивают, нужно ли новичку проставляться на работе? Всё зависит от того, какие традиции существуют на новом месте. Если у них это принято, организуйте скромный стол, не забыв согласовать данный вопрос с начальством. Без разрешения последнего устраивать подобные мероприятия не нужно.
10 «нельзя» от психологов для тех, кто хочет быстро влиться в новый коллектив:
Главное правило при перемене работы или места учебы — не накручивать себя и не бояться. Многие терпят крах только потому, что слишком зацикливаются на данном вопросе. Пытаясь угождать всем и каждому, стараясь представиться в выгодном свете, они теряют себя как цельную личность, достойную признания и уважения. Будьте сами собой, умейте управлять эмоциями, держите себя в руках — и тогда проблема стать «своим среди чужих» перестанет быть головной болью.
11 советов, как вести себя в новом коллективе
Когда тебе приходится менять место работы, ты попадаешь в давно сформировавшийся коллектив, который живет по своим определенным законам, и тебе необходимо понять их и попытаться принять. В идеале – повременить с оппозицией и оцениванием и дать себе время присмотреться к своим новым коллегам повнимательнее, вникнуть в их рабочие проблемы и межличностные отношения. Для этого нужно как можно быстрее адаптироваться к новым условиям. Даем тебе руководство к действию – как влиться в коллектив и стать своим в кратчайшие сроки.
1. Постарайся узнать своих коллег получше, прежде чем давать оценки их поведению
Это банальнейший совет, который, впрочем, справедливо занимает почетное первое место. Мы часто любим делать выводы о человеке прежде, чем поймем истинные мотивы его поступков. Нам кажется, что поведение человека – это следствие его отношения к нам, но зачастую это вовсе не так. Коллега, который мог быть излишне резок с тобой, совсем необязательно видит в тебе конкурента и не хочет идти на контакт. У него могут быть временные финансовые трудности или проблемы в семье. Старайся давать человеку время на то, чтобы объясниться и исправить положение. Ни в коем случае не навешивай ярлыки и не греби всех под одну гребенку.
2. Не пытайся слишком быстро войти в доверие к своим коллегам
Такое поведение будет только отталкивать от тебя людей. Всему свое время – вряд ли за пару-тройку дней ты сможешь заслужить доверие своих новых коллег. Друг друга они знают уже очень давно, а ты для них пока незнакомец. Лучше подумай, как раскрыться перед новым коллективом с выигрышной стороны, охотно иди на контакт, будь вежлив и общителен – и уж это как раз позволит тебе стать «своим».
3. По возможности не вмешивайся в конфликтные ситуации, особенно когда не знаешь, в чем дело
В твоем случае сохранение нейтралитета – самый оптимальный вариант. Не спеши вставать на чью-либо сторону или брать на себя роль «судьи». Причины конфликтов в твоем новом коллективе только на первый взгляд могут казаться поверхностными. В большинстве случаев истинные мотивы людей лежат куда глубже. Поэтому хотя бы в первое время сторонись таких «разборок» и старайся, прежде чем захочешь вступиться за кого-то, разобраться, в чем, собственно говоря, дело.
4. Не старайся стать незаменимым сотрудником
Конкуренция есть везде, даже в сработавшемся коллективе, где все относятся друг к другу уважительно и не идут, как говорится, «по головам». Твои попытки вырваться вперед и доказать всем, что ты лучший, не сделают тебе добрую славу среди твоих коллег. Скорее всего, тебя посчитают выскочкой.
5. Больше слушай, меньше говори
В первые несколько недель к тебе будут присматриваться – в этот период коллектив стремится узнать о тебе максимум сведений. Так что избери более выигрышную стратегию – роль наблюдателя. Это позволит тебе создать правильное впечатление о себе и избежать недопонимания в отношениях с коллегами.
Но это вовсе не значит, что ты должен создать образ малообщительного человека. Людям нравятся личности, открытые к общению. Не нужно переступать через себя и пытаться быть молчаливым, если ты большой любитель поболтать, так же, как и не нужно выдавливать из себя темы для разговора, если в обычной жизни ты немногословен. Просто всего должно быть в меру.
6. Не злоупотребляй помощью
Если можешь разобраться в чем-то сам – сделай это. Пусть решение этой проблемы займет у тебя чуть больше времени, чем могло бы, зато ты не будешь отвлекать от работы своих новоиспеченных коллег. Обращайся к ним за помощью только тогда, когда без этого действительно не обойтись. Постарайся по максимуму заявить о себе, как о самостоятельном человеке, который не собирается перекладывать ответственность за себя и свою работу на кого-то другого. Помощь помощи рознь.
7. Вычисли неформального лидера
Он есть всегда, в любом отделе, на любом рабочем месте. Необязательно он будет являться начальником – лидером может быть и рядовой сотрудник, который отличается от остальных харизмой, умением взять ситуацию под свой контроль и наладить работу всего отдела.
8. Не жалуйся
Как бы жестоко это ни звучало, но люди все же не любят нытиков, а в особенности тех, кто сделали это образом своей жизни. Если ты всегда находишь что-то, что тебя не устраивает, и охотно делишься этим с коллективом, не удивляйся, что твой стол обходят стороной. Ты просто сливаешь на людей свой негатив, что в принципе может очень быстро испортить твои отношения с окружающими.
9. Следи за своим внешним видом
Внешний вид – это немаловажная деталь, которая характеризует тебя в глазах твоих коллег. Естественно, если ты ходишь в неглаженном и меняешь вещи раз-два в неделю, это сильно заметно для тех, кто работает с тобой по соседству. Если к такому добавить еще и неприятных запах, небритость и сальные волосы, то ты получишь эффект разорвавшейся атомной бомбы – люди в радиусе нескольких метров от тебя попросту вымрут.
10. Прими нормы и правила коллектива
Даже если тебя не все в них устраивает или ты не понимаешь их смысл, лучше принять негласные правила, ведь это ты пришел в новый коллектив, а никак не наоборот. Это часть корпоративной культуры, и будь добр отнестись ко всему с должным уважением.
11. Не хвастайся
Даже если у тебя одного больше опыта, чем у всех твоих коллег вместе взятых. Кстати, чаще всего такое утверждение бывает обманчиво. Для коллектива ты новичок, и этим все сказано. Они не знают твоих заслуг и профессионализма. И лучший способ показать им это – хорошо делать свою работу. Практика, практика и еще раз практика – успешные проекты будут говорить о тебе намного громче любых хвалебных слов.