что делать главные герои произведения
«Что делать?» Чернышевского: главные герои
В романе «Что делать?» Н.Г. Чернышевский прежде всего стремился изобразить мораль и ценности «новых людей». Главные герои произведения порядочны, решительны, умны, честны и благородны. Их мысли, поступки и образ жизни укрепляют веру в просветительскую идею о том, что человек может быть счастливым, когда его личные интересы идут в унисон с общественными.
Вера Павловна
Красивая, высокая, смуглая, длинноволосая, Вера отличается сильным свободолюбивым характером: «…не хочу никому поддаваться, хочу быть свободной, не хочу никому быть обязанной…». Ей отвратительны попытки матери выдать ее замуж по расчету и, даже будучи особой спокойной и уравновешенной, чтобы этого избежать, она проявила необычную для женщины того времени силу духа и непреклонность. Вера бесконечно стремится к саморазвитию, влияние таких же «новых людей» способствует ее духовному росту и совершенствованию; выбравшись из «подвала», она решает помогать в этом другим. Так, сотрудников своей мастерской она делает не подчиненными, а совладельцами, что еще раз показывает ее неприятие угнетения и неравенства. Образ Веры – ответ Чернышевского на поднятый им вопрос о социальной неустроенности женщины и общества в целом, идеал «новой» женщины — развитая, уверенная в себе, независимая и самостоятельная.
Дмитрий Сергеевич Лопухов
«…Среднего роста …с темными каштановыми волосами, с правильными, даже красивыми чертами лица, с гордым и смелым видом…» — такой человек становится мужем и «освободителем» Веры Павловны. Умный и образованный студент – медик Лопухов грезит научной карьерой, окружающие ценят в нем расчетливость прагматичность. Но в то же время это человек отзывчивый и бескорыстный: он жертвует своими стремлениями ради спасения Веры от родительского гнета. До самого конца остается верным своим идеалам, образцом высоконравственности и благородства, в очередной раз демонстрируя эти качества решением поступиться собственным семейным благополучием ради счастья друзей.
Александр Матвеевич Кирсанов
Высокий, голубоглазый, русоволосый молодой человек. Лучший друг Лопухова, Кирсанов очень похож на него набором личностных качеств: «…отважный, не колеблющийся, не отступающий, умеющий взяться за дело, и если возьмется, то уж крепко хватающийся за него, так что оно не выскользнет из рук». Не способный на предательство, благородный и самоотверженный готов отказаться от собственных чувств к жене друга, чтобы не разрушить их брак. Сильный и мужественный, тем не менее, он не обделен эстетическим вкусом – ведь с Верой их сблизила именно любовь к музыке и театру.
Рахметов
На становление студента Рахметова как «особенного человека» во многом повлияло знакомство с Кирсановым, который побудил его к чтению книг и стремлению к новым знаниям. Самый утопичный образ в романе: максимально близок к народу, живет во имя общественного, а не личного, добровольно отказываясь от многих благ: «…мы должны своею жизнью свидетельствовать, что мы требуем этого [наслаждения жизнью] не для удовлетворения своим личным страстям, не для себя лично, а для человека вообще…». Именно Рахметова автор ставит примером для подражания современной ему молодежи, возвышая над остальными главными героями, подчеркивает в нем черты настоящего энтузиаста и революционера.
Наделив главных героев романа лучшими качествами, Чернышевский утверждает, что они не являются недостижимым идеалом, единственными в своем роде: «На той высоте, на которой они стоят, должны стоять, могут стоять все люди…» — тем самым призывая современников прислушаться к данным в произведении ответам на главный вопрос — что делать?
«Что делать» главные герои
Книга Чернышевского «Что делать?» была написана русским философом во время его заключения, которое он отбывал в Петропавловской крепости. Роман Чернышевского был его ответом на произведение «Отцы и дети» И. Тургенева. Роман, принятый цензорами за любовную историю, на самом деле, нес глубокую идею преобразования мира, в котором скрывались социальные и экономические вопросы.
Характеристика героев «Что делать?»
Главные герои
Вера Розальская
Девушка, главная героиня «Что делать?», посредством снов которой, автор выражает свои мысли и философские размышления о переустройстве революции, мысли о будущем. Это уже начало эмансипации: Вера Розальская покидает родной дом посредством фиктивного брака, она не желает выполнять волю матери, и выходить замуж за богатого человека. Ответственная и самостоятельная, она открывает собственную швейную мастерскую, где девушки, приглашенную ей на работу, имеют равные с Верой права.
Лопухов
В «Что делать?» герои восхищают не только чистотой помыслов, но и истинным благородством. Именно таким и является Дмитрий Лопухов. Студент – медик, честный и глубоко порядочный человек. Бескорыстно предлагает свою посильную помощь Вере Розальской. Относится к людям нового поколения. Высоконравственный человек, он до конца остается образцом порядочности и благородства. Помогает Вере уйти из дома, оформив фиктивный брак, снимает квартиру, где они живут. Будучи фиктивным мужем Веры, ради ее семейного счастья, инсценирует свою гибель, и уезжает за границу.
Кирсанов
Дружит с Лопуховым, является его лучшим другом. Такой же честный и порядочный человек. Он влюбился в жену друга, и, чтобы не нарушать их семейный порядок, исчезает из их жизни. Возвращается лишь тогда, когда Лопухов заболел. После мнимой смерти друга, женится на любимой женщине. Ответственный, серьезный и умный человек.
Рахметов
В романе Чернышевского Рахметов – настоящий герой своего времени. Характер его неординарен, но ярок и отличен от окружающих. Желает посвятить всего себя служению людям, для чего отказывается от всех удовольствий, ведет почти аскетический образ жизни, расстается даже с любимой женщиной, дабы ничего не мешало его высоким помыслам. Может, где – то даже несчастный человек. Друг Кирсанова и Лопухова, истинный революционер и энтузиаст своего дела, образец для подражания.
Второстепенные персонажи
Розальская Марья Алексеевна
Злая и деспотичная женщина, мать Веры. Является тираном в своей семье. Властная и решительная, она распоряжается семейством по своему усмотрению. В ее понимании, существует только две категории людей, одни из них – плуты, ну, а кто не может быть плутом, тот, однозначно, дурак. Марья Алексеевна придерживается старинных нравов, и всячески их проповедует. Наживается на том, что дает под залог деньги, и всеми путями желает приумножить свой капитал. Рада выдать дочь за богача, но та противится этому, и уходит из дома.
Екатерина Бьюмонт
Катя – дочь промышленника Полозова, у которого Дмитрий Лопухов (Бьюмонт) должен приобрести стеариновый завод. Когда он появляется в их доме, Катя знакомится с молодым человеком. Вскоре чувства молодых людей перерастают в любовь, и они женятся. Только после этого Лопухов – Бьюмонт открывается Кирсановым, они начинают дружить семьями, и живут в одном доме. Под влиянием своего мужа и новых друзей, Екатерина включается в их дело, и, как и Вера, тоже открывает швейную мастерскую.
Описание героев романа «Что делать?», может быть использовано для устного рассказа на уроках литературы.
Характеристика главных героев романа «Что делать?»
Отбывая заключение в Петропавловской крепости, русский философ Николай Гаврилович Чернышевский написал произведение «Что делать?». Характеристика главных героев и анализ романа помогут ближе познакомиться со сложной композицией и особенностями языкового оформления. Изучение этой работы предусмотрено общеобразовательной программой, поэтому для успешной сдачи Единого государственного экзамена школьникам важно разобрать все особенности.
История написания
Николай Чернышевский работал над романом в течение полугода начиная с декабря 1862 года. В этот период мужчина находился под стражей в Петропавловской крепости. Писателя взяли под арест из-за радикальных взглядов. Автор хотел, чтобы его произведение стало своеобразным ответом Тургеневским «Отцам и детям», поэтому между персонажами Базаровым и Рахметовым имеется определенное сходство.
Николай Гаврилович в процессе работы над произведением четко понимал: если цензура увидит политический подтекст, роман не будет допущен к печати. Чтобы ввести в заблуждение контролирующие органы, Чернышевский воспользовался художественными приемами: окрасил социальную тематику любовным контекстом, добавил в сюжет сновиденья.
Она даже не понимает, что с этим ловеласом и обольстителем женских сердец дочь не будет счастлива. От неудачного брака героиню оградил студент-медик по имени Дмитрий Лопухов. Молодые люди влюбились, и вскоре поженились. Верочка стала хозяйкой швейной мастерской. Однако девушка не прибегала к наемному труду, она сделала своих сотрудниц совладельцами предприятия. Всю прибыль они делили в равных долях. Повествуя о мастерской Веры, Чернышевский воплотил мысль о равноправном труде.
Союз с Дмитрием просуществовал недолго: героиня влюбилась в друга своего супруга Кирсанова. Чтобы выйти из любовного треугольника, Лопухов принял решение покончить жизнь самоубийством. Выясняется, что это он написал записку, о которой говорилось в начале романа. В письме он заявил, что никого не винит в своей смерти и благословляет жену на венчание с новым избранником.
Влюбленные стали жить счастливо. Верочка была увлечена работой в швейной мастерской, стала изучать медицину, а супруг всеми силами помогал ей. Автор, описывая жизнь Веры с мужем, пропагандировал идею равноправия. В конце произведения становится известно, что Дмитрий жив. Он связал себя узами брака с Екатериной Полозовой, сменил фамилию на Бьюмонт. Две семьи стали дружить и продвигать в массы идеи нового бытия.
Композиционные и жанровые особенности
Жанр произведения Чернышевского «Что делать?» — роман. Центральная проблематика работы остается открытой, однако присутствует сразу несколько линий сюжета.
Произведение характеризуется жанровым синкретизмом: тесно переплетаются философские, политические, любовные нити, а также утопия. Написана работа в направлении реализм.
При изучении анализа и героев романа «Что делать?» нельзя не упомянуть про композицию. Писатель охватывает сразу несколько тем, скрывая запретные мотивы. Это происходит благодаря структурно-смысловой, а также формальной организации текста. На первый взгляд кажется, что основное место в произведении занимают любовные перипетии. Однако они только маскируют политическую проблематику. Чтобы раскрыть последнюю, Чернышевский использовал описание сновидений главной героини.
Элементы сюжета располагаются последовательно: Николай Гаврилович преподносит события из развития каких-либо действий непосредственно перед экспозицией, а только потом сюжетные составляющие выстраиваются в логическую цепь. Образ Лопухова возникает как в начале, так и в кульминации романа. Таким образом создается своеобразное оформление.
Основные персонажи
Вера Павловна — один из главных героев в романе Чернышевского. Посредством ее снов писатель выражал собственные мысли о будущем, а также размышлял о преобразовании и революции. Это стало началом эмансипации: нежелание исполнять материнскую волю и становиться женой богатого, но нелюбимого мужчины, побудило Розальскую при помощи фиктивного брака покинуть родной дом. Ответственная и самостоятельная девушка открывает свою швейную мастерскую, а затем делает персонал совладельцами предприятия.
Кирсанов — близкий друг Лопухова, честный и порядочный мужчина. Он полюбил супругу товарища, однако чтобы не разрушать семью принял решение уехать. Герой вернулся, когда Дмитрий заболел. После ложной смерти приятеля вступил в брак с любимой женщиной.
Краткое содержание «Что делать?»
Всего получено оценок: 2356.
О произведении
Роман «Что делать?» Чернышевский написал в 1862 – 1863 годах. Произведение создано в рамках литературного направления «социологический реализм». Историки литературы относят роман к жанру утопии.
Центральной сюжетной линией книги является любовная история с положительным концом. Параллельно в произведении затрагиваются социальные, экономические и философские идеи того времени, темы любви, отношений отцов и детей, просвещения, важности человеческой силы воли. Кроме того, в романе есть множество намеков на грядущую революцию.
На сайте можно читать онлайн краткое содержание «Что делать?». Подробный пересказ по главам будет полезен при подготовке к уроку литературы, для читательского дневника.
Место и время действия
События романа происходят в середине XIX столетия в Петербурге.
Главные герои
Другие персонажи
Краткое содержание
I. Дурак
«Поутру 11 июля 1856 года прислуга одной из больших петербургских гостиниц у станции московской железной дороги была в недоумении». Накануне, в 9 часов вечера у них остановился некий господин. Утром он не отозвался. Выломав двери, нашли записку: «Ухожу в 11 часов вечера и не возвращусь. Меня услышат на Литейном мосту, между 2 и 3 часами ночи. Подозрений ни на кого не иметь».
II. Первое следствие дурацкого дела
III. Предисловие
Глава 1. Жизнь Веры Павловны в родительском семействе
Вера Павловна выросла в многоэтажном доме на Гороховой, который принадлежал Сторешниковым. Розальские – управляющий домом Павел Константиныч, его жена Марья Алексевна, дочь Вера и «9-летний сын Федя» жили на 4-м этаже. Павел Константиныч также служил в департаменте.
К девушке решил свататься начальник Павла Константиныча, однако слишком долго собирался. Вскоре к Розальским начал ходить хозяйский сын Сторешников, много внимания стал уделять Верочке. Чтобы устроить их брак, Марья Алексевна даже взяла дорогие билеты в оперу в ту же ложу, где был и сын хозяйки с друзьями, они что-то бурно обсуждали на французском. Верочке было неловко и она, сославшись на головную боль, ушла раньше.
Когда на следующий день к Розальским пришел Сторешников, Вера намеренно говорила с ним по-французски, чтобы мать ничего не поняла. Она сказала, что знает: вчера он решил «выставить» ее своим приятелям как любовницу. Вера попросила не бывать у них и поскорее уйти.
Жюли вместе со Сторешниковым приехали к Вере, так как даме нужна была учительница фортепьяно для ее племянницы (но это был лишь выдуманный повод). Жюли рассказала Марье Алексевне, что Михаил заключал с друзьями на Веру пари.
V – IX
Глава 2. Первая любовь и законный брак
Чтобы подготовить младшего брата Веры к поступлению в гимназию, отец нанял медицинского студента Лопухова. Во время уроков 9-летний Федя рассказал учителю все о Вере и ее потенциальном женихе.
III – VI
Марья Алексевна пригласила Лопухова на «вечерок» – на день рождения дочери. На вечере во время танцев Лопухов разговорился с Верой. Он пообещал помочь ей «вырваться из этого унизительного положения», связанного с грядущей свадьбой.
VII – IX
X – XI
Лопухов и Вера знали, что за ними следят. По просьбе Веры Лопухов подыскивал ей место гувернантки. Кирсанов помог найти нужный вариант.
XII. Первый сон Верочки
XIII – XVI
Женщина, к которой Верочка должна была пойти в гувернантки, отказала, так как не хотела идти против воли родителей девушки. Расстроенная Вера думала о том, что если будет совсем тяжело, то она выбросится в окно.
XVII – XVIII
Вера и Дмитрий решают пожениться, обсуждают дальнейшую жизнь. Девушка хочет зарабатывать собственные деньги, чтобы не быть рабой мужа. Она хочет, чтобы они жили как друзья, у них были отдельные комнаты и общая гостиная.
XIX – XIX
Пока у Лопухова были дела, Вера жила дома. Как-то она вышла с матерью до Гостиного двора. Неожиданно девушка сказала матери, что повенчалась с Дмитрием Сергеичем, села к первому попавшемуся извозчику и сбежала.
XX- XIV
За три дня до этого они действительно повенчались. Лопухов договорился, чтобы их повенчал его знакомый Мерцалов. Он вспомнил, что в церкви целуются и, чтобы там не было слишком стыдно, они поцеловались заранее.
Сбежав от матери, Вера поехала в найденную Лопуховым для них квартиру. Лопухов сам съездил к Розальским и успокоил их относительно случившегося.
Глава 3. Замужество и вторая любовь
«Дела Лопуховых шли хорошо». Вера давала уроки, Лопухов работал. Хозяева же, у которых жили супруги, были удивлены их укладом: как будто они не семья, а брат и сестра. Лопуховы входили друг к другу только стучась. Вера же считала, что это только способствует крепкому браку и любви.
III. Второй сон Веры Павловны
Затем приснилась ей мать. Марья Алексевна со злобой в голосе говорила, что заботилась о куске хлеба для дочери и, если бы она не была злой, дочь не была бы доброй.
«Мастерская Веры Павловны устроилась». У нее сначала было три швеи, которые затем нашли еще четырех. За три года их мастерская только развивалась и расширялась. «Года через полтора почти все девушки уже жили на одной большой квартире, имели общий стол, запасались провизиею тем порядком, как делается в больших хозяйствах».
V – XVIII
Как-то после прогулки Дмитрий Сергеич сильно заболел воспалением легких. Кирсанов с Верой дежурили у постели больного, пока тот не выздоровел. Кирсанов был уже давно влюблен в Веру, поэтому до болезни друга очень редко бывал у них.
XIX. Третий cон Веры Павловны
ХХ – XXI
XXII – XXVIII
XXIX – XXX
Глава 4. Второе замужество
I – III
Берлин, 20 июля 1856. Письмо Вере Павловне от «отставного медицинского студента» в котором он передает слова Дмитрия Сергеича. Лопухов понимал, что их отношения с Верой уже не будут такими, как прежде, размышлял над своими ошибками и говорил, что его место должен занять Кирсанов.
IV – XIII
Чтобы быть равной мужу во всем, Вера занялась медициной. На тот момент еще не было женщин-медиков и для женщины это было делом компрометирующим.
Вера и Александр отмечают, что со временем их чувства только становятся сильнее. Кирсанов считает, что без жены он бы давно перестал расти в профессиональной сфере.
XVI. Четвертый сон Веры Павловны
Проводница Веры сказала, что царства тех цариц падают, и теперь пришло ее время. Вера понимает, что проводницей и новой царицей является она сама. Проводница говорит, что ее можно выразить одним словом – равноправность. Вера видит во сне Новую Россию, где люди счастливо живут и трудятся.
XVIII
Письмо Катерины Васильевны Полозовой. Она пишет, что познакомилась с Верой Павловной и в восторге от ее мастерской.
Глава 5. Новые лица и развязка
II – V
Когда Кате было 17 лет, она неожиданно начала худеть и слегла. Как раз за год до венчания с Верой Кирсанов был среди врачей, которые занимались здоровьем Кати. Александр догадался, что причина нездоровья девушки – несчастная любовь.
Полозов был категорически против брака дочери с Соловцовым: считал, что лучше пусть она умрет.
VI – VIII
Полозов решил продать стеариновый завод и после длительных поисков нашел покупщика – Чарльза Бьюмонта, который был агентом лондонской фирмы Ходчсона, Лотера и К.
XI – XII
Полозов пригласил Бьюмонта на обед. Во время беседы Катя высказалась, что хочет заниматься каким-то полезным делом. Бьюмонт посоветовал ей познакомиться с госпожой Кирсановой, но после рассказать о том, как обстоят ее дела.
XIII – XVIII
Бьюмонт стал очень часто бывать у Полозовых. Полозов считал его неплохой партией для Катерины. Катерина и Чарльз полюбили друг друга, однако не проявляли своей страсти, были очень сдержаны.
Чарльз сделал Катерине предложение, предупредив, что уже был в браке. Девушка поняла, что это была Вера. Катерина дала ему согласие.
XIX – XXI
На следующий день Катерина поехала к Вере и сказала, что познакомит ее со своим женихом. Кирсановы, узнав, что это Лопухов, очень обрадовались (Дмитрий инсценировал самоубийство, изменил имя, уехал в Америку, но вот вернулся). «В тот же вечер условились: обоим семействам искать квартиры, которые были бы рядом».
XXIII
Глава 6. Перемена декораций
«- В Пассаж! – сказала дама в трауре, только теперь она была уже не в трауре: яркое розовое платье, розовая шляпа, белая мантилья, в руке букет». Она ждала этого дня более двух лет. Но, автор, не желая продолжать, заканчивает свое повествование.
Заключение
Главная героиня книги, Вера Павловна, предстает не обычной для того времени женщиной. Она решается пойти против воли родителей, не боится осуждения общества, открывая свои мастерские, а затем и становясь медиком. Она вдохновляет других женщин и окружающих людей на саморазвитие, служение общему делу.
Советуем не останавливаться на кратком пересказе «Что делать?», а прочесть роман Чернышевского в полном варианте.
Тест по роману
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
«Что делать?» — краткое содержание и пересказ по главам романа Н. Г. Чернышевского
Краткие сведения о произведении
Сюжет романа составляет любовная история, но в нём отражены новые идеи того времени и есть намёки на грядущую революцию. Жанр произведения — роман-утопия.
Главные герои романа
Другие персонажи
Очень краткое содержание для читательского дневника
Начинается роман с информации о том, что некий человек застрелился ночью на Литейном мосту. Далее рассказывается, что Вера Павловна узнала о трагической гибели мужа. Затем идёт рассказ о её взрослении в родительском доме, о сватовстве офицера Сторешникова и том, что девушка предпочла его студенту Лопухову. Брак с ним позволил ей вырваться от опостылевших родителей. Лопуховы стали жить на съёмной квартире.
Через несколько месяцев Вера решила организовать швейную мастерскую по пошиву дамских платьев. Прибыль справедливо распределяли между работницами мастерской. Вскоре многие из них стали жить в одной большой квартире, так как это было выгодно. У них был строгий распорядок труда и отдыха, часто ходили в театр, устраивали загородные прогулки.
Веру Павловну полюбил друг её мужа Кирсанов. Он перестал из-за этого бывать у них, но болезнь друга заставила часто их посещать.
Через некоторое время Вера Павловна поняла, что она не любит мужа, а только признательна ему за то, что вырвал её из родительского дома. Вера Павловна влюбилась в Кирсанова. Чтобы дать ей свободу выбора, Лопухов решил «сойти со сцены» и совершил самоубийство (об этом — в начале романа). Вера Павловна вышла замуж за Кирсанова. Она хотела быть независимой и увлеклась медициной.
Вера Павловна открыла магазин мод. Кирсанов стал профессором, помог вылечиться Екатерине Полозовой. Её отец, Полозов, познакомился с торговым агентом из США Чарльзом Бьюмонтом. Американец скупил акции Полозова и женился на Екатерине.
Затем выяснилось, что Бьюмонт — это Лопухов. Он не застрелился, а уехал в Америку. Бьюмонты и Кирсановы стали жить по соседству, их связывала тесная дружба.
Краткий пересказ по главам (более подробный, чем краткое содержание)
I. Дурак
Утром в одной из петербургских гостиниц у станции Московской железной дороги слуга постучался к постояльцу, который накануне велел разбудить его в 8 часов. Постоялец не открывал. Вызвали полицию, взломали дверь и нашли на столе записку, в которой постоялец сообщал, что в гостиницу не возвратится, что его услышат от 2 до 3 часов ночи на Литейном мосту и что «подозрений ни на кого не иметь».
Полицейский понял, что это написал человек, застреливший себя ночью на мосту. Когда на звук выстрела прибежали люди, никого не было на том месте, где прозвучал выстрел. Понятно стало, что кто-то застрелился и упал в воду. Тело в воде не нашли. Стали гадать, может кто-то подурачился — выстрелил и убежал. Но большинство решило, что застрелился. Кто-то говорил, что это был пьяный, а кто-то, что просто дурак. Сошлись на том, что если не пошалил, а застрелился, всё равно дурак.
II. Первое следствие дурацкого дела
В это же утро молодая дама шила в комнате маленькой дачи. Служанка подала Вере Павловне письмо. Прочитав его, дама зарыдала. Вошёл молодой человек, Вера Павловна сказала ему прочесть письмо. Это было прощальное письмо самоубийцы. Он писал, что «сходит со сцены», так как смущал их спокойствие. Молодой человек хотел утешить Веру Павловну. Она была в истерике и говорила, что она одна виновата и что на ней его кровь. Через час, успокоившись, молодая женщина сообщила, что уедет из Петербурга, так как всё тут будет напоминать прошлое.
III. Предисловие
Глава 1. Жизнь Веры Павловны в родительском семействе
I – IX
Жила Вера Павловна в многоэтажном доме, хозяином которого был Михаил Иваныч Сторешников (но только по документам, а фактически хозяйкой была его мать).
Отец Веры Павловны, Павел Константиныч Розальский, был управляющим этим домом и кроме того служил в каком-то департаменте.
Мать её, Марья Алексевна, была властная женщина, мужа и детей, Верочку и Федю, держала в строгости. Отец и мать Веры Павловны давали деньги под залог.
Верочку мать воспитывала подзатыльниками и криками, но всё же заботилась о её образовании, отдала в учение в пансион, наняла учителя музыки. В 16 лет Верочка уже сама начала давать уроки в пансионе и в других местах.
Мать стала наряжать Верочку, так как её собрался сватать начальник отца. Но что-то долго он собирался это сделать, а тут подвернулся другой жених — хозяйкин сын, Михаил Иваныч. Своим приятелям он сказал, что Верочка его любовница, и это оскорбило девушку. Она не согласилась выйти за него замуж.
Глава 2. Первая любовь и законный брак
I – XI
Марья Алексевна наняла Феде учителя, медицинского студента Лопухова, который сначала считал Верочку холодной и расчётливой. Он думал, что девушка с помощью жениха хочет войти в высший свет, но скоро понял, что ошибся.
Лопухов и Верочка стали хорошими друзьями, а затем полюбили друг друга. Лопухов посоветовал ей делать то, что полезно именно для её личности и характера. Следуя этому совету, Верочка решила устроиться гувернанткой, чтобы уйти из дома, где ей было очень тяжело жить. Она попросила Лопухова подыскать ей место. Он нашёл хорошее семейство, нуждающееся в гувернантке, и сказал об этом Верочке. Ночью девушке приснился замечательный сон.
XII. Первый сон Верочки
Приснилось ей, что заперта она в подвале. Вдруг открылась дверь, и Верочка попала на поле, где стала бегать, резвиться. Затем приснилось, что она разбита параличом, и услышала голос, который говорил, что она сейчас будет здорова. И снова Верочка бегала и резвилась в поле.
Увидела она, что по полю идёт девушка, которая похожа на девушек разных национальностей сразу. Девушка сказала Верочке: «Я невеста твоего жениха». «Какого жениха?» — спросила Верочка, и незнакомка ответила, что не знает, что их у неё много, и пусть Верочка выберет себе жениха только из них.
Незнакомка сказала, что это она выпустила Верочку из подвала, вылечила её, и напомнила, что невыпущенных и невылеченных много, и пусть Верочка выпускает их и лечит. Ещё она сказала, что у неё много имён, но настоящее — любовь к людям.
Во сне Вера шла по городу, выпускала из подвала девушек, лечила разбитых параличом, и ей было весело с ними.
XIII – XVI
Госпожа, которая хотела нанять Верочку в гувернантки, узнала от Лопухова, что она хочет уйти из дома, потому что мать навязывает богатого жениха. Госпожа побоялась неприятных хлопот, если мать, воспользовавшись своим правом, начнёт судебный процесс.
XVII – XXIV
Лопухов сказал об этом Верочке и пообещал устроить так, что она уйдёт из дома, и мать не будет против этого.
За обедом в квартире Розальских Лопухов провозгласил такой тост, обратившись к Вере Павловне: «Здоровье моей невесты и вашего жениха!» Верочка догадалась, что он задумал.
Когда они остались вдвоём, Лопухов подтвердил, что хочет жениться на ней, чтобы она могла уйти из дома, так как мужа и жену не могут разлучить. Вера была в восторге, что скоро будет независима от родительского семейства.
Обвенчал их друг Лопухова, священник Алексей Петрович. И вот однажды Верочка отправилась с матерью в Гостиный двор, на улице попрощалась с ней и сказала, что будет жить у мужа, Дмитрия Сергеевича, и быстро уехала на извозчике. Мать так взбесилась, что прохожие приняли её за пьяную.
Вечером к родителям Веры пришёл Лопухов и очень умело успокоил их, особенно Марью Алексевну.
Глава 3. Замужество и вторая любовь
I – II
Лопухов бросил учёбу в Академии и нашёл работу. Вера и Лопухов стали жить на квартире у пожилых супругов. Хозяева удивлялись, что молодожёны обращаются друг с другом очень вежливо и деликатно, заходят в комнаты друг к другу, только спросив разрешения.
Вера Павловна задумала завести швейную мастерскую. Лопухов одобрил её затею.
Однажды приснился Вере Павловне странный сон.
III. Второй сон Веры Павловны
По полю ходят Лопухов и его друг Кирсанов и рассуждают, что из одной грязи родится белая пшеница, а из другой не родится. Всё дело в том, что вторая грязь — загнившая.
Первую грязь они называют реальной, а вторую — фантастической. Затем делают вывод, что «движение — это жизнь», жизнь — реальность, а верный признак реальности — «дельность». Труд даёт содержание развлечению и отдыху.
Затем разные собеседники начали исповедоваться, и выяснилось, что ни люди неплохие, но у них «нездоровая почва».
IV
Швейная мастерская заработала. Вера Павловна не распоряжалась ничем, а только советовала и объясняла. Посоветовала она швеям устроить ссудный банк из запасного капитала, который появился от прибыли. Из этого же банка работницы могли брать ссуды, если срочно были нужны деньги. Затем основали комиссионерство для закупок продуктов, обуви и других вещей, так как покупки оптом были дешевле.
Года через полтора многие швеи жили уже в одной большой квартире, так как общее хозяйство было вести выгодно.
Вера Павловна часто читала девушкам вслух, и вскоре они решили делать перерыв перед обедом для слушания уроков. Преподавал Лопухов и несколько его хороших знакомых. Девушки устраивали вечера, загородные прогулки, вместе ходили в театр.
V – VI
Лопуховы жили хорошо, довольно часто у них бывали гости: люди разного возраста, но чаще — молодёжь. Лопуховы дружили с Мерцаловым и его женой Натальей Андревной, но Кирсанов, друг Лопухова по Академии, не бывал у них больше двух лет.
VII – XII
Однажды на загородной прогулке Лопухов простудился. Вера Павловна настояла, чтобы он пригласил медика, и Лопухов позвал Кирсанова. Тот, чтобы помочь Вере Павловне, остался ночевать возле больного. После его выздоровления Кирсанов стал бывать у Лопуховых, но предполагал бывать всё реже и реже. Уже несколько лет он был влюблён в жену друга и боролся с этим чувством.
XIII – XVIII
В швейной мастерской Кирсанов встретил Настеньку Крюкову, которую раньше любил. Она была смертельно больна. Жалея девушку, Кирсанов предложил ей переехать к нему. Когда она умерла, Вера Павловна старалась отвлекать Кирсанова от грустных мыслей. Он был намерен снова постепенно меньше бывать у Лопуховых, чтобы потом видеться с ними совсем редко.
XIX. Третий сон Веры Павловны
Во сне Вере Павловне явилась певица Бозно. Она упорно настаивала, чтобы Вера Павловна прочитала свой дневник (который на самом деле не вёлся, а был только во сне).
Вера Павловна по настоянию певицы читала свои записи, в которых видно её сомнение в любви к мужу. Молодой женщине становится понятно, что он для неё только избавитель, освободивший от мучительного существования в родительском доме. Из дневниковых записей видно, что Вера не любит своего мужа, а испытывает к нему чувство благодарности.
Вера Павловна в ужасе проснулась, прибежала к мужу, сказала, что ей снилось, будто она его не любит.
XX – XXIII
Хотя Лопухов сказал Вере, что это «пустой, смешной сон», он всё же понимал, что сновидение показало изменение отношения жены к нему. Лопухов видел, что не удержит за собой любви Веры.
Задумавшись о причинах её сна, он понял, что причиной явилось удаление Кирсанова. А причина его отдаления от их семейства было, как он догадался, то, что Кирсанов полюбил Веру.
Лопухов, видя, что Вере не хватает общества Кирсанова, который раньше часто сопровождал её в театр, пытался уговорить друга бывать у них. Тот согласился не сразу и с условием, чтобы Лопухов сопровождал их, если они куда-нибудь пойдут.
XXIV – XXIX
Когда Кирсанов возобновил свои посещения, Вера со временем поняла, почему он не был у них так долго. Догадавшись, что Кирсанов любит её, она поняла и то, что сама его любит.
Вера Павловна не скрыла этого от мужа, но сказала, что хочет любить только его, что не хочет видеться с Кирсановым.
Лопухов сказал, что со временем она успокоится и рассудит, как лучше для неё — быть с ним или с Кирсановым.
Вера Павловна пыталась победить в себе любовь к Кирсанову. Чтобы она разобралась в своих чувствах, Лопухов уехал на время к родителям в Рязань, затем возвратился и снова поехал в Москву по делам службы.
А через 2 дня на Литейном мосту кто-то застрелился, и произошла сцена на даче, которая описана в начале романа. После получения прощального письма Лопухова Вера Павловна решила уехать из Петербурга, но, успокоившись понемногу, вспомнила, что не может бросить мастерскую. Вера Павловна попросила Мерцалову руководить мастерской.
На дачу пришёл Рахметов, друг Лопухова и Кирсанова. Ему Лопухов поручил передать записку Вере Павловне. Дав прочесть её, Рахметов сжёг записку и дал Вере Павловне её копию. Автор не поясняет содержание записки, но всё же понятно, что в ней объясняется, что Лопухов инсценировал самоубийство, чтобы освободить Веру Павловну от брака с ним.
Глава 4. Второе замужество
I – XI
Вере Павловне и Кирсанову пришли письма из Берлина от отставного медицинского студента, друга Лопухова, которому тот поручил Вере Павловне объяснить, что их брак не удался из-за разности характеров: Вера Павловна общительна, а Лопухову общение с людьми не очень нужно. Он считал, что ломать свой характер в угоду другому человеку — это неправильно, будут несчастны оба. Из письма ясно, что его написал Лопухов.
Вера Павловна и Кирсанов поженились. Вера Павловна открыла вторую мастерскую. Её всё чаще посещают мысли о несправедливости социального неравенства мужчин и женщин. Она хочет заниматься таким делом, которое уравнивало бы её с мужчинами и решает учиться на медика.
XII – XV
Брак Веры Павловны и Кирсанова оказался счастливым, им интересно друг с другом. У них растёт сын Митя, Кирсанов занимается медициной, Вера Павловна — мастерскими и готовится к поступлению в Медицинскую академию.
XVI. Четвёртый сон Веры Павловны
Она видит шатры кочевников и роскошную женщину Астарту — богиню любви. В её время женщина была полностью подчинена мужчине. Затем Вера Павловна видит, как на колеснице едет афинский тиран. Незримая собеседница говорит Вере Павловне, что люди этого города считают женщину источником наслаждений и поклоняются Афродите. Затем появляются рыцари и девушка (её незримая собеседница назвала «Непорочностью»).
Эти три царицы — символы трёх эпох отношения к женщине, в которых ценились покорность, красота, бесплотный образ, но не её личность. Таинственная собеседница представилась четвёртой царицей, и Вера Павловна узнала, что это она сама. Она видит, как счастливо живут люди будущего в громадном дворце из стекла и алюминия. Работа на полях им в радость, так как всё делают за них машины, люди только руководят ими. В полях и во дворце много веселья и песен. Люди вольны, счастливы, женщины и мужчины равноправны. Затем Вера Павловна увидела «Новую Россию» на месте бывшей пустыни.
XVII
Обе швейные мастерские (первой руководила Мерцалова, второй — Вера Павловна) открыли свой магазин, и это было выгоднее.
Далее приводится письмо Катерины Васильевны Полозовой своей подруге. В нём говорится о её знакомстве с Верой Павловной. Полозова восхищена тем, как устроена деятельность мастерской. Она написала, что хочет тоже устроить такую же мастерскую.
Глава 5. Новые лица и развязка
I – VIII
Здесь говорится о Полозовой и её отце, который был миллионером, но разорился. Когда он ещё не потерял своего богатства, его 17-летняя дочь Катя вдруг стала слабеть и слегла. Доктор Кирсанов понял, что болезнь её от тоски — она влюбилась в Соловцова, который увивался за ней из-за богатства. Отец был категорически против их женитьбы. Тогда Соловцов стал писать Кате трогательные письма, и она, не имея возможности с ним видеться, стала чахнуть.
Кирсанов сказал её отцу, что если он не даст ей видеться с Соловцовым, она умрёт от тоски. Он уверил Полозова, что начав общаться с Соловцовым, она поймёт, что он хочет жениться на ней только ради богатства. В дальнейшем так и случилось, и Катерина Васильевна разорвала с ним отношения.
У девушки была романтическая натура, её тяготило шумное общество. Она хотела, чтобы её полюбили не из-за богатства, поэтому была даже довольна, что отец разорился.
IX – XVIII
Полозов, который был пайщиком и управляющим стеаринового завода, нашёл покупателя этого завода.
Агент лондонской фирмы, которая покупала завод, Чарльз Бьюмонт, родился и вырос в России, куда его отец переехал из Канады. Когда Чарльзу было 20 лет, они уехали в Америку. После смерти отца он стал служить в лондонской фирме и выразил желание получить место в России, так как он её знает как свою родину.
Познакомившись с дочерью Полозова, он заметил её задумчивость и из разговора с ней понял, что девушка скучает без дела. Бьюмонт посоветовал ей познакомиться с госпожой Кирсановой, которая в своей мастерской применяет принципы, выработанные в последнее время экономистами. Таким образом и произошло знакомство Полозовой с Верой Павловной.
Бьюмонт полюбил Катерину Васильевну, они очень подходили характерами друг к другу, были сдержанными людьми, ценящими спокойную жизнь.
XIX – XXI
Катерина Васильевна сообщила Вере Павловне, что послезавтра венчается, а нынче вечером приедет к Кирсановым с женихом. Она сказала Вере Павловне, что Бьюмонт, приехав в Петербург, очень хотел увидеться с ней, но отложил знакомство, так как хотел приехать к Кирсановым не один, а с невестой. Когда Катерина Васильевна сказала, что в Петербург он приехал для Кирсановых и что он очень хорошо говорит по-русски, Вера Павловна поняла, что Бьюмонт — это Лопухов.
Вечером Бьюмонт в гостях у Кирсановых рассказал о своей жизни в США. Затем они договорились, чтобы найти обоим семействам квартиры, которые были бы рядом.
Скоро они переселились в подходящие квартиры, а Полозов захотел остаться на квартире при заводе. Зять каждый день приезжал на завод, а с ним и дочь Полозова. На лето Кирсановы и Бьюмонты переселялись за город к Полозову.
XXII
Оба семейства живут в соседних квартирах. Они очень дружны, но уклад жизни у них разный — Бьюмонты больше любят покой, а у Кирсановых очень часто бывают гости.
Катерина Васильевна устроила свою швейную мастерскую. В обоих семействах растут сыновья.
Кирсановы и Бьюмонты работают и весело отдыхают. Однажды они поехали со своими друзьями на двух санях на зимний пикник на завод к Полозову. Одними из саней правила дама в чёрном. Она была очень весела. Когда приехали к Полозову, дама попросила Веру Павловну рассказать свою историю. Она была очень оживлена, но быстро устала и ушла отдохнуть в другую комнату. Но всё же она не уснула, сидела и о чём-то напряжённо думала (литературные критики предполагают, что «дама в трауре» — это прототип жены Чернышевского, заключённого в Петропавловскую крепость).
Когда она вышла к друзьям, то была снова весела и по их просьбе села за рояль, пела и завершила пение жизнеутверждающей песней о светлом будущем.
Глава 6. Перемена декораций
Прошло 2 года, и дама в трауре сейчас уже во всём розовом и белом. Она дождалась освобождения из тюрьмы своего друга, и сейчас автор собирается рассказывать о них, но читатель уверяет, что читать об этом не будет. Тогда автор решает отложить продолжение повествования до того времени, когда читателю угодно будет читать его, и надеется, что это время наступит скоро.
Заключение к краткому пересказу
Основная тема романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?» — свобода. В произведении отражены следующие темы:
Основная мысль (идея): по мнению автора романа, чтобы все люди были счастливы, нужна социальная справедливость и равноправие мужчин и женщин.
Краткое содержание романа может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ по главам — для подготовки к уроку литературы.