что делать если звонят спамеры
«Не звоните мне больше»: как избавиться от телефонных спамеров
Каждый вызов с неизвестного номера — повод для сомнений: брать или не брать трубку. С одной стороны, жалко пропустить важный звонок, например от коллеги или курьера. С другой, не хочется тратить время на разговоры со спамерами. Звонков со спамом действительно много — по нашим данным, люди считают ненужными примерно половину вызовов с номеров, которых нет в адресной книге.
Чтобы избавить наших пользователей от необходимости выслушивать приглашения на «бесплатные обследования» или предупреждения от «службы безопасности банка», мы несколько лет назад добавили в приложение Яндекс бесплатный определитель номера — АОН. Он распознаёт, с какой целью вам звонят, и показывает вердикт на экране телефона — а вы решаете, стоит ли отвечать.
Сегодня — следующий шаг: мы научили наш АОН блокировать нежелательные вызовы. Теперь вам не придётся отвлекаться на звонки, которые заведомо не стоят вашего внимания. Чтобы поставить блокировку, откройте настройки определителя в приложении Яндекс (Главный экран → Сервисы → Определитель номера) или просто скажите Алисе: «Включи блокировку звонков».
АОН блокирует звонки с рекламой финансовых услуг и от коллекторов, «немые» звонки и звонки от злоумышленников — например, когда под тем или иным предлогом пытаются выманить данные банковской карты. За счёт блокировки можно сильно сократить поток входящих звонков. Мы подсчитали, что сейчас АОН избавляет в среднем от семидесяти процентов ненужных вызовов.
Как работает определитель номера в приложении Яндекс
У нашего АОНа есть постоянно пополняемая база номеров. Данные для неё поступают из разных источников. В их числе Яндекс.Справочник и отзывы пользователей на звонки — их можно оставлять прямо в приложении Яндекс. Если звонят из организации, номер которой есть в Справочнике, АОН покажет её название. Если номера нет в Справочнике, алгоритм на основе машинного обучения построит предположение о цели звонка. Он учитывает отзывы и дополнительные данные: частоту и продолжительность звонков и т. д.
Определитель номера доступен в приложении Яндекс для iOS и Android. Владельцы устройств на Android, кроме того, могут выбрать, как поступать с нежелательными звонками: блокировать или глушить. Если выбран второй вариант, информация о вызове появится на экране телефона, но звука или вибрации не будет.
Робот на связи. Как избавиться от телефонного спама
О борьбе со спамом я задумался после бесконечной череды звонков с рекламой кредитов, курсов английского языка и прочих уникальных предложений. Последней каплей стали два ночных звонка от роботов.
Я добавлял абонентов в черные списки, устанавливал приложения для фильтрации звонков и даже отправлял жалобы в ФАС — перепробовал уйму способов избавиться от спама и нашел действительно работающий. За последние полгода я не получил ни одного рекламного звонка.
Прежде чем перейти к подробностям, замечу, со спамом проще всего бороться на Android-смартфонах, но советы из этой статьи также помогут обладателям iPhone и даже обычных «звонилок».
Как спамеры узнают телефонные номера
Скорее всего, вы, сами того не подозревая, уже согласились на рекламные звонки от нескольких десятков компаний. Разрешение на получение рекламы можно найти в самых разных документах, от лицензионных соглашений онлайн-сервисов, до программ лояльности в магазинах.
Как правило, пункт вроде «Присылать мне рекламные материалы» отмечается галочкой или подписью.
Закон прямо запрещает рекламу без согласия абонента
От попадания в незаконную рекламную базу не защищены даже те, кто никогда не «светил» номер. Даже телефон, который использовали только для регистрации юридического лица и открытия банковского счета, может попасть в рекламную базу. Громкие скандалы с утечкой банковских и государственных баз данных случаются довольно регулярно.
Защититься от подобных утечек фактически невозможно: любой номер может тем или иным путем попасть в базу недобросовестных рекламщиков.
Как избавиться от рекламных звонков
Первое, что можно сделать, получив нежелательный рекламный звонок, четко обозначить, что вы не давали согласия на рекламу. Не стоит говорить ничего, что хоть отдаленно похоже на проявление интереса.
Эти способы помогут, если вам звонят из крупной компании, которая дорожит репутацией. С недобросовестными рекламщиками-спамерами бороться сложнее.
Способ первый, юридический
На основании закона «О рекламе» можно пожаловаться на незаконную рекламу в Федеральную антимонопольную службу (ФАС). Проблема в том, что правильно составить такой документ и собрать необходимые доказательства может быть довольно сложно.
На Android можно установить удобное приложение. Владельцы других устройств могут отправить данные о спаме на почту сервиса и получить инструкцию по дальнейшим действиям.
В приложении достаточно один раз заполнить несколько полей с персональными данными: почтовый адрес, фамилия, имя и отчество, телефон. Оно самостоятельно создаст юридически грамотное заявление.
Фрагмент шаблона заявления из приложения РосСпам
Еще понадобится фотография согласия на запрос данных от мобильного оператора. Это документ, который позволит ФАС получить от оператора подтверждение того, что вы действительно получили рекламный звонок или сообщение. В приложении есть образец, его нужно переписать на чистый лист, подписать, сфотографировать и загрузить в РосСпам.
После остается лишь дождаться рекламного сообщения и получить доказательства — запись звонка или скриншот SMS с рекламой. Записать звонок придется самостоятельно. Для этого я использовал одно из приложений для записи звонков из Google Play, но подойдет встроенный диктофон и громкая связь. Одним из первых звонков, что я записал, стала реклама курсов английского языка от одной известной компании.
Заполнив все поля и приложив запись разговора, я отправил email, который сгенерировало приложение, на почту территориального отделения ФАС и стал ждать.
Получив жалобу, ФАС уведомляет по электронной почте о каждом этапе, который проходит заявление. На рассмотрение отведено до 30 дней, но, получение данных у оператора занимает больше времени и срок продлевают. Так произошло и в моем случае.
Как правило, рассмотрение обращения о телефонном спаме затягивается на срок до трех месяцев. О продлении срока сообщают в отдельном документе
Если заявление заполнено без ошибок, а запись четкая и не вызывает сомнений, то ФАС обращается в суд и начинается дело об административном правонарушении. Вы узнаете об этом из еще одного электронного письма.
К сожалению, разбирательство может затянуться. Например, суд обязан уведомить ответчика — компанию, которая позвонила вам с рекламным сообщением, о начале дела. В моем случае этого не сделали вовремя, поэтому рассмотрение дела снова отложили.
Рассмотрение дела могут продлить еще раз, уже в суде
На рассмотрение этого дела ушло полтора года, за это время я отправил еще более 50 жалоб, но до логического завершения дошли только три из них.
Решение суда о наложении штрафа за незаконную рекламу
Курсы английского языка заплатили крупный штраф в пользу государства, во втором и третьем случаях дело закончилось предупреждением ответчику.
Когда административное разбирательство завершено, можно обратиться в гражданский суд и уже самостоятельно попытаться получить компенсацию за неправомерное использование личных данных и моральный ущерб. Но тогда понадобятся веские доказательства того, что реклама действительно причинила вред, например, вы перенервничали и попали в больницу.
Отправка жалоб — это способ, верный с точки зрения закона, но долгий и не особенно действенный. Звонки от спамеров продолжаются, а отправленные жалобы застревают на разных этапах судопроизводства.
Зато так можно получить моральное удовлетворение от осознания, что спамеры наказаны и принести пользу обществу. Чем больше жалоб на рекламу попадет в суды, тем быстрее проблемой займутся на государственном уровне.
Способ второй, технический
Я безуспешно пробовал использовать черный список контактов, но блокируя один номер, я тут же получал звонок с другого, отличающегося на одну или две цифры.
Чуть лучше работают опции, которые предлагают мобильные операторы: автоопределители рекламных звонков или антиспам-фильтрация звонков. Подобные услуги есть у всех крупных операторов, но они оплачиваются отдельно от тарифа.
Полноценную фильтрацию предлагает МТС, другие операторы определяют, кто звонит и предлагают пользователю самому решить, отвечать или нет. Теле2 и Билайн, могут бесплатно блокировать рекламные SMS.
Еще один способ технической борьбы со спамом — приложения-определители номера: Truecaller, Getcontact, NumBuster и многие другие. Они есть и в Google Play, и в Apple Store. Такие приложения либо предупреждают о спаме прямо во время вызова, либо не пропускают звонок вообще.
Лишь некоторые приложения, доступные в Google Play по запросу «антиспам»
В то же время, эти приложения используют данные из телефонной книги и потому могут быть небезопасны. Многие из них буквально зарабатывают на том, что собирают и продают базы телефонных номеров. Например, Truecaller передает компаниям партнерам информацию о звонках, онлайн-сервисах, социальных сетях и сторонних API, которые использует абонент.
Пользовательское соглашение Truecaller позволяет компании делиться личными данными пользователей с рекламными компаниями
Получается замкнутый круг: используя приложение для блокировки спама, рискуешь, что вся твоя телефонная книга попадет в свежие базы спамеров после перепродажи сервиса или утечки данных.
Способ третий, действенный
Главное отличие этого приложения от других определителей номеров заключается в том, что данные из него не утекают к сторонним компаниям. А у Google и так есть доступ к вашей телефонной книге, ведь Android автоматически синхронизирует ее с облаком.
Раньше это приложение работало только на фирменных смартфонах Google из линеек Nexus и Pixel, но с недавних пор его можно установить на самые разные устройства.
Чтобы заработала фильтрация звонков, придется принять участие в бета-тестировании приложения. Нужная кнопка расположена на странице приложения в Google Play. Она активирует опцию «фильтровать спам-вызовы» в настройках уже установленного приложения, как на скриншоте.
Бета-тест — скорее формальность, ошибок или сбоев в работе приложения я не замечал. Управление понятное, интерфейс простой, хотя список контактов и не самый удобный.
Если звонок поступает с номера, который принадлежит спамерам, пользователь его даже не заметит: приложение не пропустит входящий сигнал. Узнать, что вам звонили с рекламным предложением, можно будет из истории звонков: там появится номер с отметкой «Заблокировано».
Для iPhone не существует такого же удобного штатного решения проблемы спама. Все доступные для скачивания в AppStore приложения-определители номера принадлежат сторонним разработчикам.
Спамеров можно заблокировать вручную, добавляя номера в черный список.
Также можно запретить вызовы с неизвестных номеров через меню Настройки — Телефон. Эта опция заглушит все звонки от номеров, не входящих в список контактов, кроме тех, кому вы сами недавно звонили.
Конечно, такой метод не подходит для рабочего номера, на который звонят клиенты или малознакомые коллеги.
Вместо заключения
В США существует National Do Not Call Registry — буквально, «Национальный реестр “Не звоните”». Это база номеров тех, кто не хочет получать рекламные звонки и сообщения. Рекламные агентства и телемаркетинговые компании не имеют права звонить таким абонентам.
Пока же остается пополнять черные списки, устанавливать приложения-определители и отправлять жалобы в ФАС. Возможно, это приблизит решение проблемы телефонного спама на государственном уровне.
Если вам хочется помочь привлечь внимание к проблеме телефонного спама на государственном уровне, отправляйте жалобы в ФАС при помощи сервиса Росспам. Это не займет много времени.
Приложения для определения и блокировки нежелательных вызовов, могут передавать данные о ваших контактах спамерам. Изучите лицензионное соглашение перед установкой приложения.
Отдавайте предпочтение решениям для блокировки спама от крупных компаний, которым вы уже доверяете свои данные.
Что такое автоматические звонки и как их предотвратить?
Что такое автоматические звонки?
При автоматических звонках заранее записанные сообщения проговариваются миллионам людей ежедневно. Это осуществляется с использованием программного обеспечения для автоматического набора номера. Если при ответе на телефонный звонок вы слышите записанное сообщение вместо реального человека, это автоматический звонок.
Некоторые автоматические звонки несут полезную информацию, например напоминания о встречах или об отмене рейсов. Однако большинство из них используются для продаж, а многие также являются мошенническими.
Ежемесячно в мире совершаются миллиарды автоматических звонков, многие находят их неприятными. Современные технологии позволяют телемаркетологам и мошенникам с легкостью и без существенных затрат совершать автоматические звонки через интернет, что способствует их распространению.
Законны ли автоматические звонки?
Законы различаются в зависимости от страны, поэтому правовой статус автоматических звонков стоит уточнять для каждой конкретной страны.
В США законными считаются некоторые автоматические звонки. К ним относятся:
Информационные сообщения
Например, автоматические звонки с сообщением об отмене рейс или с напоминанием о приеме у врача.
Звонки с целью взыскания долга
Организациям, предпринимающим законные попытки взыскания долга, разрешается использовать записанные сообщения для связи. Однако звонки, целью которых является продажа услуг для уменьшения долга, не являются легальными (они могут быть мошенническими).
Звонки от медицинских учреждений
Например, звонки из аптек с напоминанием о необходимости продлить рецепт.
Сообщения от благотворительных организаций
Благотворительные организации могут сами выполнять такие звонки. Но если благотворительная организация нанимает кого-либо для выполнения автоматических звонков от ее имени, эти звонки могут поступать только лицам, ранее делавшим пожертвования, или членам благотворительной организации. Они также должны включать автоматическую возможность отказа от получения звонков в будущем.
Автоматические звонки с попыткой продать что-либо являются незаконными, если у компании нет на это письменного согласия от получателя звонков. Чтобы получить такое согласие, компания должна четко дать понять, что просит разрешение на взаимодействие с вами посредством автоматических звонков. Она не может указать согласие на получение звонков в качестве условия получения продукта или услуги. В случае согласия, у вас есть право в дальнейшем изменить свое решение.
Автоматические звонки, предназначенные для обмана или мошенничества, являются незаконными во всех юрисдикциях. В январе 2020 года при поддержке обеих партий в США был принят Закон об уголовном преследовании и сдерживании злоупотреблений автоматическими телефонными звонками (TRACED), который наделяет Федеральную торговую комиссию расширенными полномочиями по предотвращению спам-звонков. Закон увеличивает штрафы за мошенничество с использованием автоматических звонков с 1500 до 10 000 долларов за каждый спам-звонок.
Что произойдет, если ответить на автоматический звонок?
На автоматический спам-звонок лучше всего не отвечать. Если вы ответите на звонок, мошенники сочтут ваш номер «хорошим», даже если вы не попадетесь на их уловки. Они попробуют позвонить еще раз, потому что знают, что абонент является потенциальной жертвой мошенничества. Чем меньше вы отвечаете на автоматические звонки, тем меньше звонков вы получите.
Однако проблема заключается в том, чтобы понять, является ли звонок автоматическим, а также, является ли автоматический звонок спам-звонком.
В последние годы стали распространены звонки с поддельных номеров. При таких звонках намеренно меняется имя или номер вызывающего абонента. Часто это делается для имитации реальной компании или человека, чтобы обманом вынудить абонента ответить на звонок. Поэтому будьте внимательны, когда нажимаете кнопку ответа на звонок.
Вы можете минимизировать риск мошенничества, следуя этим советам:
1. Положите трубку, как только поймете, что это автоматический звонок
Чем меньше вы реагируете, тем лучше. Если вы ответите или отреагируете на звонок, он может быть отмечен как «живой», и вам начнут звонить чаще.
2. По возможности не говорите «да»
Многие автоматические мошеннические звонки начинаются с вопроса: «Здравствуйте, меня хорошо слышно?», на что люди отвечают «да», даже не задумываясь. Запись этого ответа может быть сохранена и использована для мошеннических действий. Так что не говорите «да», если это возможно.
3. Не следуйте инструкциям бота
Автоматические звонки иногда призывают выполнять определенные действия, например, «нажмите 1 для разговора с оператором» или «нажмите 2, чтобы отказаться от подписки» и прочее. Следуя инструкциям, вы показываете, что являетесь потенциальной жертвой, и провоцируете дальнейшие автоматические звонки. Старайтесь не выполнять никаких действий.
4. Сообщите о звонке
В США об автоматических звонках можно сообщить в Федеральную торговую комиссию на сайте donotcall.gov. Сообщив определившийся номер вызывающего абонента, можно помочь Федеральной торговой комиссии отследить мошенников, выполнивших этот звонок. Федеральная торговая комиссии собирает такие телефонные номера и публикует их каждый рабочий день. Эти данные используются операторами связи и организациями, работающими над решениями для блокировки вызовов. Такие отчеты также помогают правоохранительным органам идентифицировать инициаторов незаконных звонков.
5. Соблюдайте осторожность
Что произойдет, если перезвонить по спам-номеру?
Не рекомендуется этого делать. Вы можете понести существенные расходы, позвонив по платному номеру. Кроме того, вы покажете спамерам, что ваш номер является действующим, и тем самым спровоцируете дальнейшие спам-звонки. Любой контакт с мошенниками является для них потенциальным источником информации, которую они могут затем использовать для атак социальной инженерии.
Типы спам-звонков
Термины «автоматический звонок» и «спам-звонок» иногда используются как синонимы, но они могут означать разные вещи.
Типы мошеннических спам-звонков и автоматических звонков включают:
1. Звонки с поддельных номеров
Звонки, при которых выполняется имитация местных номеров или номеров известных компаний. Это связано с тем, что мошенники знают, что с большей вероятностью абонент ответит на звонок с местного или известного номера.
2. Мошеннические звонки из Налогового управления
При этих звонках мошенники и преступники выдают себя за сотрудников Налогового управления США (IRS). Они могут попросить оплатить фальшивый налоговый счет и заявить, что в противном случае может быть удален номер социального страхования. Чтобы звонок выглядел настоящим, мошенники используют фальшивые должности и номера сотрудников Налоговой службы. В Великобритании мошенники притворяются сотрудниками Управления по налогам и таможенным сборам (HMRC).
3. Мошеннические звонки от благотворительных организаций
Звонки от несуществующих благотворительных организаций с просьбой сделать пожертвования в помощь районам или людям, пострадавшим от болезней или стихийных бедствий.
4. Мошенничество, связанное с путешествиями
Такие звонки могут начинаться с предложения бесплатного или недорогого отпуска. Затем абонента просят ввести данные кредитной карты, чтобы получить бесплатную поездку.
5. Звонки по поводу медицинского страхования
При таких звонках сообщается, что вам предоставляются не оптимальные условия медицинского страхования или предлагаются скидки на пакеты медицинского страхования. Их настоящая цель получить ваши личные данные.
6. Мошенничество, связанное с кредитами
Мошенники предлагают ссуды или кредитные карты за небольшую предоплату. Такие звонки часто нацелены на лиц с плохой кредитной историей. После уплаты комиссии кредит получен не будет.
7. Мошенничество, связанное со службой поддержки
Мошенники выдают себя за представителей компаний, например Apple или других известных брендов, клиентами которыми вы являетесь. Они запрашивают у вас личную информацию, которая уже есть у настоящей компании и которую обычно не запрашивают по телефону.
8. Мошенничество с бесплатными пробными версиями
Мошенники обещают предоставить бесплатный продукт или услугу, но затем просят данные кредитной карты, с которой списывается ежемесячная плата.
9. Звонки насчет поисковой оптимизации в Google
Такие звонки нацелены на малые компании. Мошенники сообщают, что данные этих компаний в Google скоро исчезнут и угрожают отметить такие компании как закрытые, если они не заплатят за некоторые не являющиеся обязательными услуги по SEO-оптимизации.
10. Мошенничество, связанное с проверкой данных на карте
Эти спам-звонки информируют владельцев малых компаний о необходимости проверки данных на онлайн-карте. Мошенники требуют сообщить конфиденциальную информацию компании, чтобы компания продолжала отображаться на карте. Затем эта информация используется для атаки на финансовые счета компании.
11. Автоматические звонки на китайском
В регионах со значительной долей китайского населения выполняются автоматические звонки на мандаринском диалекте. Такие звонки могут сбить с толку того, кто не говорит по-китайски. Те же, кто понимает китайский и выполняет инструкции автоматического звонка, рискуют стать жертвой мошенников.
Темы звонков варьируются, но часто утверждается, что это звонок из посольства Китая. Абонента информируют о документе, который ему якобы нужно получить, чтобы защитить свой иммиграционный статус. Настоящая цель звонка – получить деньги.
Как блокировать автоматические звонки
Ниже приведены несколько рекомендаций касательно того, что делать с автоматическими звонками и как блокировать спам-звонки.
Как блокировать автоматические звонки на iPhone
iOS-устройства позволяют запретить вызовы с определенных номеров. Можно также настроить переадресацию всех вызовов с незнакомых номеров на голосовую почту.
Чтобы заблокировать номер на iPhone:
Чтобы запретить вызовы со всех номеров, которых нет в вашем списке контактов:
Как блокировать автоматические звонки на Android
Процесс блокировки спам-звонков для Android аналогичен процессу для iPhone.
Чтобы заблокировать номер на Android-устройстве:
Чтобы заблокировать неизвестные номера на Android-устройстве:
Можно рассмотреть возможность установки на смартфон стороннего приложения для блокировки автоматических звонков или, по крайней мере, предупреждения о них. Существуют различные варианты как для Android, так и для Apple. Например, Kaspersky Internet Security для Android имеет функцию Фильтр звонков, позволяющую блокировать нежелательные вызовы.
Как блокировать автоматические звонки на стационарном телефоне
Набор доступных действий для защиты стационарного телефона зависит от его типа.
Обычный стационарный телефон
Если вы используете обычный стационарный телефон, можно приобрести и установить устройство блокировки звонков. Устройства блокировки звонков обычно представляют собой небольшие блоки, подключаемые к телефону. Некоторые устройства используют базы данных на основе черных списков, содержащих известные номера мошенников, но также позволяют добавлять номера, которые требуется заблокировать. Другие устройства подразумевают, что пользователь создает и обновляет собственный черный список номеров, которые требуется заблокировать.
При использовании протокола передачи голосовых данных по Интернету (VoIP) в качестве стационарного телефона можно обратиться к поставщику услуг и уточнить, предоставляется ли программное обеспечение, предотвращающее автоматические звонки, и если да, то узнать о доступных вариантах и ценах. Даже если такая возможность отсутствует, вам все равно могут позволить отмечать нежелательные вызовы.
Как сообщить об автоматических звонках
В США об автоматических звонках можно сообщить в Федеральную торговую комиссию. Можно также зарегистрировать номер в Национальном реестре запрета звонков (однако это будет работать только с компаниями, соблюдающими закон, мошенникам не важно, внесен ли номер в этот реестр).
В Великобритании информацией о том, как сообщить о нежелательных звонках, в том в Службу телефонных предпочтений (Telephone Preference Service), располагает Бюро гражданских консультаций (Citizens Advice). В Австралии вы можете подать жалобу в Управление по связи и средствам массовой информации Австралии. В других странах есть аналогичные органы по рассмотрению жалоб.