что делать если злословят

Сплетни – реагировать ли на клевету? Три духовных совета монаха

Сплетни и клевета — как правильно себя вести, если вы столкнулись с этой проблемой, что отвечать и как реагировать — мы узнали в Киево-Печерской лавре.

Что читают сегодня с этим материалом? Почему человечество верит в теории заговора

Если друг — сплетник?

— Владыка Павел, подскажите! Вот приходит, к примеру, мой близкий человек и пересказывает обо мне сплетни, да еще и с такой гордостью, словно сделал благое дело! Но благое ли это дело — пересказывать сплетни о твоем друге? И как мне теперь относиться к тому человеку? Стоит ли ему доверять?

— Здесь все достаточно просто. Человека, который приносит вам сплетни — под любым, самым благородным видом — нужно опасаться. Потому что он сегодня сказал сплетни о тебе, даже может что-то и прибавил, а завтра вы скажете что-то, может быть даже просто в шутку о ком-то, а он передаст это другому. И клевета расплодилась.

Потому будьте внимательны, следите за своим языком. Потому что, как говорит Священное Писание, человека оскверняет не то, что входит в уста, а то, что из них исходит. Потому я бы советовал отнестись к сплетням и сплетнику максимально спокойно, в идеальном случае — без лишних слов и комментариев, попыток выяснить какую-то конкретику. И главное — что особенно важно! — ни в коем случае не брать эти сплетни близко к сердцу.

Сплетники хорошие учителя

— Что значит, не брать близко к сердцу?

— Когда человек узнает о себе сплетни, чаще всего он начинает думать: «Нет дыма без огня, может я на самом деле такой плохой». Это и есть — принять информацию близко к сердцу, к своей душе. Этого ни в коем случае делать не надо. Потому что интриганы и провокаторы могут специально довести человека до болезней, инсультов, инфарктов и даже суицида.

Если уж вам и сказали что-то о вас нехорошее, максимум, о чем стоит задуматься — что может в этом моменте нужно немного изменить свои привычки, правила, или даже изменить свою жизнь. Мы все несовершенны. Совершенный только Господь Бог. Потому мы учимся, учимся всю жизнь, и лучшие учителя — это наши враги и… да, и клеветники. Они невольно подсказывают нам, где нам пора меняться.что делать если злословят. Смотреть фото что делать если злословят. Смотреть картинку что делать если злословят. Картинка про что делать если злословят. Фото что делать если злословят

Кому пакостит клеветник?

— Выходит, на то, что говорят клеветники, все же нужно обращать внимание?

— Нужно, но осторожно и с мудростью. Можно сесть в тишине, помолиться и подумать — может, я невольно дал кому-то соблазн вот так вот обо мне сказать и человек согрешил, оклеветал. Особенно стоит задуматься о человеке, который вам эту клевету принес. Ведь он мог поступить мудрее — не придавать глупостям значения и не распространять их. Чтобы не расплодить клевету.

«Трем лицам пакостит клеветник: оклеветанному, слушающему и самому себе» — говорил святитель Василий Великий.

— Так что же ответить, если друг пришел и рассказал о вас сплетни? «Спасибо, я учту»?

— Да. Все спасибо, благодарю. Но больше с этим человеком лучше не общаться.

— А можно его самого укорить в том, что разносит клевету?

— Можно, но максимально вежливо сказать, чтобы он больше этого не делал. Только вряд ли это поможет вашей дальнейшей дружбе. Скорее всего, после таких слов ваш «друг» пойдет и расскажет о вас самим клеветникам. У такого человека есть какая-то выгода, какая то цель. Рассорить вас с кем-то или может даже занять ваше место. Словом, этим людям доверять совсем не стоит. Цель сплетен — конфликт. А в конфликте обязательно нужны участники, и нужно найти «крайнего».

Замысливший худое, себя сам проявит

— Но владыка, даже если я и скажу: «Спасибо, учту», то в душе все равно буду сердиться и осуждать и того, кто мне рассказал сплетню, и самих авторов!

— Когда меня назначили наместником в Киево-Печерской лавре, первым делом я сказал братии: «Я не люблю ни доносов, ни доносчиков. Что мне будет нужно, Господь откроет». Потому у нас правило — ничего гадкого по монастырю не распространять. Любой, замысливший худое, рано или поздно себя проявит. Надо лишь терпение и стойкость, и помогают в этом в первую очередь молитвы.

— А можно молиться за человека, который тебя оклеветал? Или это будет неискренне?

— Я даже больше скажу! За такого человека можно и нужно молиться, как нужно молиться за своих близких и своих врагов. Нужно просить у Господа, чтобы Он спас их души, вывел из тьмы к свету. Но ни в коем случае в молитве нельзя роптать и осуждать клеветников. Надо просить у Бога о спасении их душ.

— Но если ты не выдержал и наговорил в сердцах что-то сплетнику в ответ, что делать?

— Всякое бывает, конечно. Тогда уж лучше спустя время попросить прощения. И сделать этому человеку какое-то доброе дело, может даже необязательно чтоб он об этом знал. Нельзя злом отвечать на зло. Ну, а если уж не можете ни извиниться, ни сделать что-то доброе, тогда станьте на молитву и просите Господа смягчить ваше сердце, дать мудрости и помочь.

Молитвы от клеветы

«Ты, Господи, принес Себя в крестную жертву для моего спасения. Могу ли и я отвергнуться тягостей несправедливых суждений о мне людей? Соделай, Господи Иисусе, чтобы, помышляя о тех поруганиях и злословиях, какия Ты за меня претерпел, научилось сердце мое терпению, и не только без раздражения, но даже с благодарением, охотно переносило обиды и осуждения других. Об одном умоляю Тебя, Господи, не оставь врагов моих навсегда в слепоте их, но озари наконец и их лучем благодати Твоей. Аминь».

Псалом 3 (от клеветы и клеветников)

«Господи, что ся умножиша стужающии ми? Мнози востают на мя, мнози глаголют души моей: несть спасения ему в Бозе его. Ты же, Господи, Заступник мой еси, слава моя и возносяй главу мою. Гласом моим ко Господу воззвах, и услыша мя от горы святыя Своея. Аз уснух, и спах, востах, яко Господь заступит мя. Не убоюся от тем людей, окрест нападающих на мя. Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой, яко Ты поразил еси вся враждующия ми всуе: зубы грешников сокрушил еси. Господне есть спасение, и на людех Твоих благословение Твое».

Что отвечать атеисту?

— Владыка, один из наших читателей спрашивает: прежде он часто и с рвением отвечал атеистам, которые говорили, что вера — удел слабаков, а теперь не хочет отвечать. Хорошо это или плохо? Может это слабость веры?

— Это мудрость. О чем говорить с безумным? Господь поругаем не бывает.

Есть такая история. Пришел один ученый к священнику и говорит: «Бога нет! Я точно знаю. Могу научно доказать!». Тогда встает один старенький батюшка, и говорит ему в ответ: «Если Бога нет, то зачем вы о нем говорите?». Молодой священник ответил иначе: «Раз вы ученый, то скажите: на лугу пасется конь и осел, корова и овца, а в туалет они ходят по-разному. Почему? Ведь трава — одна и та же!» Ученый отвечает: «Я не знаю, я не биолог». На что священник отвечает: «Если ты даже в экскрементах не можешь разобраться, чего тогда ты лезешь в богословие?»

Очень часто люди и в себе толком не могут разобраться, но уверены, что разбираются в канонах церковной жизни. Только сколько раз эти люди были в церкви? Что на самом деле они знают истину — большой вопрос.

Меня всегда удивляло, что люди невоцерковленные уверены, что знают о церкви все. Тогда как все, на что мы можем влиять, что мы должны знать — это то, что нужно в первую очередь заниматься очищением своей души. Разобраться в себе и в своих грехах. И тогда вокруг тебя люди начнут тоже меняться.

Стоит ли молчать?

— Но может, если атеисты готовы слушать о Боге, не стоит молчать? Это ведь лишний повод засвидетельствовать человеку Евангелие…

— Тогда так и говорите: «А давайте найдем ответ в Евангелии?» И посмотрите, так ли им захочется вас слушать, и сколько людей возле вас останется, тем и отвечайте, открыв Священное Писание.

Когда-то я приезжал в гости в своему другу, ныне владыке Пантелеимону. Собралось очень много братии, послушников, все вокруг нас суетятся. Тогда владыка Пантелеимон встает и объявляет: «Ну, братия, а теперь встанем и почитаем Акафист». Что вы думаете? Через пять минут возле нас с владыкой осталось только несколько человек, у остальных резко появились неотложные дела.

Без Бога мы слабы

— Есть мнение, что человек верующий просто слабак, который придумал себе Бога, чтобы прикрыться им, как щитом. В принципе правильно, но что на это ответить? Ведь по сути так и есть… Мы без Него слабы…

— Я на это отвечаю очень просто. Даже если я и придумал Бога, то я ничего не теряю, только приобретаю в вере — очищая свои мысли и улучшая поступки, приходя на покаяние Я в любом случае буду жить по уставу своей совести.

Но как быть, если Бог все-же есть? Что ты будешь делать, если окажется, что Бог есть?! Что ты Ему скажешь? Что ты не знал, забыл, что ты творение Его, что у тебя есть Отец, который тебя создал, что есть тот, кто всем миром и тобой управляет? Интеллигентом прежде называли человека, который в первую очередь исполняет заповеди Божии и старается жить по ним.

Если человек хоть немножко задумывался о своих поступках, он бы так не грешил. Но проще осуждать, всех называть слабаками, только — а судьи кто? «Взявший меч, от меча и погибнет». Возмездие за боль нужно отдавать на волю Божью. Господь Сам решит, что делать. И в этом мы слабы, а Он — сильный. И нет в том ничего постыдного.

Что читают сегодня с этим материалом?

Источник

Почему люди злословят и как с этим бороться – рекомендации психолога

что делать если злословят. Смотреть фото что делать если злословят. Смотреть картинку что делать если злословят. Картинка про что делать если злословят. Фото что делать если злословят

Одна из причин злословия – человек таким образом проявляет враждебное отношение к миру. Он злословит не о каких-то конкретных людях, а об определенном типе людей, например, ему не нравятся кавказцы, евреи, интеллигенты, молодежь противная, тетки невозможного характера, старики надоели.

Вот бабушки сидят у подъезда и пристально следят за молодыми женщинами: как одета, как причесана, с кем идет. Бабушек задевает яркая красота или успешность, и вся эта бабушкина обида, недовольство жизнью проявляются в такой избирательной враждебности.

что делать если злословят. Смотреть фото что делать если злословят. Смотреть картинку что делать если злословят. Картинка про что делать если злословят. Фото что делать если злословят

Татьяна Павловна Гаврилова. Фото matrony.ru

Соперничество и зависть – истоки злословия

Люди могут злословить, потому что они соперничают, завидуют. Думаете, завидуют менее успешные более успешным? Ошибаетесь – соперничают и завидуют вполне успешные люди и чаще всего женщины. Я думаю, что соперничающая женщина – это женщина с мужскими чертами характера и поведения. Другой человек, может быть, и не предвосхитил ее по успехам, но даже то, что он в чем-то талантливее ее, может приводить соперничающую женщину ко взрывам злости.

Скованные аффектом

Есть важное понятие – аффект – это длительное мучительное переживание недовольства одного человека другим. У одной моей знакомой возник такой аффект на ее родственницу. Она подолгу рассказывает своим друзьям, какая та ужасная, как она обижала своего мужа покойного, потом сына, а теперь унижает внука.

Моя знакомая охвачена этим аффектом и не находит в себе силы выйти из этого. Она женщина светская, очень умелая в общении, но в этой зоне она только злословит. Она не принимает ни совета, ни утешения и полностью погружена в эту внутреннюю склоку.

Теперь важный вопрос: а зачем люди это делают? У каждого «почему» есть свое «зачем». Чтобы унизить обидчика, поквитаться с ним, нанести ущерб его репутации. Если человек, о котором все думают хорошо, уважают, вас обидел, вы с удовольствием сообщаете о нем такое, что в глазах окружающих сразу принижает его личность. Люди поступают так иногда намеренно, сознательно, а иногда ненамеренно.

что делать если злословят. Смотреть фото что делать если злословят. Смотреть картинку что делать если злословят. Картинка про что делать если злословят. Фото что делать если злословят

Разжигатели осуждения

Люди склонны втягивать других людей в осуждение. Предположим, вы – христианка, вы становитесь все более терпимой, разумной и все лучше относитесь к людям.

И вот некая женщина, которая привыкла разжигать людей на осуждение, будет вовлекать вас в разные разговоры и вас искушать. Зачем ей это? Показать, если вы попадетесь на это, что вы такая же, как все: «Ты хоть и с крестом, но такая же, как мы. Мы, конечно, не церковные, мы слабые, но вот видишь – и ты такая же». И вы уходите из разговора с ощущением оскверненности.

Осуждение, злословие и обсуждениекак понять грань?

Злословить и обсуждать – это разные вещи, потому что когда мы обсуждаем кого-то, совершенно не обязательно, что делаем это недоброжелательно. Мы это можем делать вполне нейтрально. Есть люди – эдакие бытовые психологи, и к ним приходят со своими проблемами, потому что они умеют слушать – человек им интересен, причем они могут быть кем угодно – парикмахерами, портнихами – и они такие с детства.

Такие люди выделяются с детского сада, их называют «эмоциональными лидерами». Есть дети – лидеры, активные командиры, а есть дети, которые никогда не командуют. Они сидят в стороне, но все обиженные приходят к ним поплакать в жилетку. Тут надо сказать совершенно ненаучную вещь – это врожденная доброта. Мы можем развивать у детей отзывчивость, готовность помогать, возможность выражать гнев, но нельзя воспитать доброту. Это дар от Бога.

Когда мы обсуждаем поведение человека, его характер, эмоциональность без жесткой критики и без его отвержения, это не грех. А когда мы враждебно критикуем другого человека с позиции свысока, выносим свой суд на его поведение – вот это осуждение как грех. «Критика без любви» – как точно сказала одна прихожанка нашего храма.

что делать если злословят. Смотреть фото что делать если злословят. Смотреть картинку что делать если злословят. Картинка про что делать если злословят. Фото что делать если злословят

Можно победить злословие в себе?

Избавиться от злословия непросто. Если вы способны в силу своей организации характера что-то себе запретить, то не позволяйте себе сплетничать, злословить за спиной.

Я, например, когда борюсь со своим гневом, назначаю себе наказание: не буду смотреть телевизор или не съем пирог, не куплю кофточку, вообще лишу себя каких-то удовольствий. Насколько это может быть серьезно, зависит от того, что вы у себя видите и что хотите отвергнуть.

У меня есть плохая черта, я могу себя обозвать как-то: «Ах ты, дура такая!» Нет. Это тоже не нужно. Не надо позволять себе грубых и злобных высказываний по отношению к себе или другим даже наедине с собой.

Но если ваше злословие связанно с какими-то детскими травмами, тяжелым опытом в семье, лучше пойти к психотерапевту, довериться ему и поработать с этими проблемами.

Как реагировать на злословие?

Стандартных техник не существует: если так, то сделай это. В первую очередь, должно быть уважение собственного достоинства и уважение достоинства другого человека. Научиться этому нельзя, надо взращивать свою совесть, свое достоинство и тогда смотреть – на какие злые слова и грубость надо ответить адекватно, или пройти мимо, или пожалеть этого несчастного, или просто дать по роже.

А что? Можешь – дай. Если ребенок сказал что-то злое, надо ему сказать: «Подожди, я пока не буду с тобой играть! А потом скажу, почему».

Как говорила моя знакомая после ссор с мужем: «Расстраиваюсь до нелюбви!» Она расстраивалась не до агрессии, не до бешенства, а просто охлаждалась, отчуждалась.

Если было сказано злое в твою сторону, стоит внимательно проанализировать, что было с твоей душой: если ты озлобился до животного состояния, тебе надо еще долго внутренне работать; если ты возмутился и тебе стало жалко этого дурака, то ты еще более-менее в порядке; если вообще его простил, то скоро, наверное, будешь … святым.

Не надо путать злословие с бестактностью. Пример из моей жизни. Я заболела и мне звонит коллега, которая ко мне относится очень хорошо: «Когда я вас видела последний раз в университете, вы так ужасно выглядели!» Я удивляюсь: «Зачем вы это говорите?» Она: «Чтобы вас запугать, чтобы вы не думали о работе».

Если у человека нет такта, то я могу посоветовать одно – отойдите в сторонку, не дружите с ним, не выходите замуж за бестактного мужчину, избегайте людей, которые хотят на вас утвердиться или разрядиться.

Молча уйдите, если вы чувствуете, что начинаете злиться и теряете контроль над собой, чтобы не сказать такое, за что потом будет стыдно. Если вы обречены на эти отношения – родственница, соседка – надо увеличить дистанцию, держать этого человека на расстоянии.

Ни в коем случае не надо таить злобу, лучше завести старый валенок и пинать его. У всех свои способы, в зависимости от темперамента. Главное – не ссориться. И ни в коем случае не допускать, чтобы из вас самих сделали валенок для битья.

что делать если злословят. Смотреть фото что делать если злословят. Смотреть картинку что делать если злословят. Картинка про что делать если злословят. Фото что делать если злословят

В чем психологическая суть грехов?

Я не могу представить такого психолога, который бы взял на себя ответственность однозначно и четко это определить. Обратите внимание на один парадокс в христианстве: человек – падшее существо, но при этом подобие Божие. «Я падший, и у меня есть свободная воля не грешить».

Как это – мы и падшие, и рабы Божьи, и дети Божии, и одновременно Христос зовет: «Иди за мной». Кому идти за Христом? Падшему? Грешному? Митрополит Антоний Сурожский говорит: «Человек – поврежденная икона, ее надо очистить». Как он очистится? Сам очистится? Он умеет? У него есть способы? Для меня это очень трудный вопрос.

Я скажу одну очень важную вещь, которая, может быть, звучит даже вызывающе. В Церкви говорят: «Ты грешишь, поэтому у тебя проблемы». Но я считаю, что обычно людьми движут силы, которыми они не владеют. Люди не знают, где лежит их проблема, они могут только обозначить свою проблемную зону. «У меня проблемы с личной жизнью». «Я комплексую». «Я в депрессии». «Я не могу выйти замуж, я знаю, что раздражаю мужчин».

У нас есть особые психические механизмы (их открыл Фрейд), которыми мы закрываем свои внутренние конфликты. Частый случай моей практики: девушка не может выйти замуж. Она не уверена в себе ни как человек, ни как женщина. Обычно у такой девушки властная мать, которая подавляет ее волю и по каким-то причинам внушает дочери недоверие к мужчинам.

Если девушка не уверена в себе, боится мужчин, она закрывается, самоутверждается, становится очень категоричной в суждениях. Или она начинает холить свою красоту, или худеть до невозможности, или упражняться в каком-нибудь заковыристом сексе. Проблемы не решаются, и она сама делает все, чтобы мужчина ее оставил. Этот механизм называется невротическим, когда человек не справляется со своими проблемами, со своими комплексами, потому что не знает их природы.

У этой девушки нет свободной воли по отношению к своей защите, потому что ее самоутверждение – это ее «психологическая кожа». Она не может по своей воле ее отменить, «кожа» ее защищала и стала ее грехом.

Это пример того, что если есть неразрешимая внутренняя проблема, не осознаваемая самим человеком, то когда он вдруг взрывается или вдруг обижается – он не знает, почему он это делает. Он может объяснить, почему это происходит, но не знает, как это работает в нем. Поэтому он может исповедоваться годами про свою обиду, про свой гнев, про свою гордость, про свое маловерие, а на самом деле с этими глубокими проблемами надо работать психотерапевту.

Психолог должен понимать, в какой степени человек владеет своими внутренними проблемами. Не стоит переучивать человека на негневливого, необидчивого, а надо помочь ему принять свое прошлое, простить своих обидчиков, и прежде всего – простить мать. Понимаете, пока не получится простить мать, не будет никакого изменения, никакого продвижения. Простить – это не просто сказать «я прощаю», а совершить акт великодушия. И тогда откроется перспектива возвращения веры в себя. А это значит – человек сможет принять мир и людей вокруг себя.

Источник

Чем страшен грех злословия?

Отвечают пастыри

Злословие – грех, от которого, пожалуй, труднее всего удержаться. Да мы и не особо стараемся: там кого-то попрекнули, тут «такое!» узнали и рассказали другим, «посклоняли» на кухни власти… А между тем злословие – грех серьезный, укоренение которого может привести к весьма пагубным последствиям.

Чем же опасно злословие для злословящего? И как быть тому, кого сгоряча, а порой и намеренно осудили? «Воевать за правду»? Ответить тем же – злословием, по принципу «око за око»? И чем может обернуться эта «война за правду»? Отвечают пастыри Русской Православной Церкви.

что делать если злословят. Смотреть фото что делать если злословят. Смотреть картинку что делать если злословят. Картинка про что делать если злословят. Фото что делать если злословят

– Злословие – это проклятие другого человека. Сказано: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим» (Еф. 4: 29); и еще: «Не ходи переносчиком (то есть разносчиком слухов и сплетен. – прот. О.С.) в народе твоем и не восставай на жизнь ближнего твоего» (Лев. 19: 16).

Противоположность злословию – молитва за человека. Причем мы призываемся молиться не только за своих, но и за чужих. А у нас некоторые умудрились так, что не считают возможным не только общаться с заблудшими еретиками и язычниками, но и молиться за них. Возможно, это как-то связано с весенним обострением…

Святитель Иоанн Златоуст писал: «Итак, не бойся молиться за язычников – и Бог этого хочет. Бойся только проклинать других, потому что этого Он не хочет. А если надобно молиться о язычниках, то очевидно – и о еретиках, потому что обо всех людях надо молиться, а не преследовать их. Это и по другой причине достойно одобрения – по той, что мы с ними одной природы. Кроме того, Бог одобряет и благосклонно приемлет нашу взаимную любовь и благодушие друг к другу» (Иоанн Златоуст, святитель. Гомилии на 1-е послание к Тимофею, 2: 4).

«Злословя, мы лишаем себя благодати Божией»

Он услышал голос Христа: «Изриньте вон этого человека, ибо осудил он брата своего прежде Моего суда»

– Я приведу пример из древности, очень вразумляющий, о том, как человек лишается благодати Божией, когда кого-то злословит и осуждает. Преподобный Иоанн Савваитский, современник Иоанна Лествичника и сподвижник его, рассказывал такой случай. К нему пришел один брат, инок из соседнего монастыря. И преподобный Иоанн Савваитский поинтересовался, как живут там отцы, и особенно об одном иноке, о котором было известно, что он ленивый и грешный. «Нисколько он не переменился, отче», – отвечал гость. И, услышав эти слова, преподобный Иоанн осудил того брата. И было ему видение: крест с распятым Спасителем. В восторге устремился он к нему, чтобы поклониться Спасителю, как вдруг услышал голос Христа, обратившегося к двум ангелам: «Изриньте вон этого человека! Это есть Антихрист, ибо осудил он брата своего прежде Моего суда». И очнулся он в страхе и понял, что совершил страшный грех. А еще вспомнил, что в сонном видении лишился мантии, – и догадался: эта мантия – покров Благодати Божией, которой он лишен. После этого преподобный Иоанн семь лет молился, строго постился, чтобы обрести вновь благодать, которую потерял. Вот так ответственно люди в древности относились к каждому слову.

Осуждение – это предвосхищение суда Божиего. А ведь мы почти ничего не знаем о человеке, разве что немного о его прошлом. Но мы не знаем, что у него сейчас в душе. Может быть, он в будущем изменится, покается, станет подвижником, ведь и такое бывает. А мы сразу – судить его. Один Господь, зная прошлое и будущее человека, зная все его болезни, всю его родню до Адама, все его заслуги и грехи, может об этом человеке сказать Свой суд. Но не говорит, пока этот человек не умер, потому что «в чем застану, в том и сужу». Это огромная гордость – впадать в злословие.

О грехе осуждения очень много говорится в Евангелии. Вспомним: «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7: 1). За каждое сказанное слово человек даст ответ в день Страшного суда (ср.: Мф. 12: 36). А тот, кто сказал брату своему: «безумен», повинен геенне огненной (ср.: Мф. 5: 22).

И не будем забывать также и того, что человек, осуждающий другого за что-то, сам вскоре впадает в те же грехи, за которые осуждает.

«Принимать клевету на себя надо как некую епитимию»

что делать если злословят. Смотреть фото что делать если злословят. Смотреть картинку что делать если злословят. Картинка про что делать если злословят. Фото что делать если злословят

Тот, кто злословит другого, становится по духу близок демонам

– Злословие и клевета – это грехи диавола. Собственно имя «диавол» и переводится как «клеветник». Поэтому тот, кто злословит другого, становится по духу близок демонам.

Наше слово исходит из сердца. Злое, лукавое и коварное слово – выражение испорченного сердца, изворотливого и ядовитого, как змея. Такой человек не может быть счастлив, он неспокоен от блага ближнего, ищет способы уязвить его, злословит и клевещет, но в конечном итоге страдает сам.

Злословие обрушивалось на многих святых. Например, самые выдающиеся святители, занимавшие Константинопольскую кафедру, – святые Григорий Богослов и Иоанн Златоуст – были изгнаны по злословию и клевете. Святителя Григория обвинили в том, что он незаконно занял Константинопольскую кафедру, хотя именно Григорий Богослов своей проповедью вернул город, находившийся в руках ариан, православным христианам. А на святителя Иоанна Златоуста возвели целый ряд обвинений. Особенно ненавидела его Евдоксия, супруга императора Аркадия. Но как только святитель, не желая смуты, удалился из города, случилось землетрясение, пострадали покои Евдоксии, и она в страхе просила скорее вернуть святителя. После вторичного изгнания Иоанна Златоуста Евдоксия умерла во время родов.

Клеветник и злословец всегда бывают наказаны. Грех злословия страшен прежде всего для самого злословящего, его душа не может быть со Христом, она противоположна Царству Христову, как тьма противоположна свету, болезнь – здоровью, злоба – смирению.

Но все же святые отцы рекомендуют воспринимать клевету и злословие как лекарство от грехов, как некую епитимию, которую надо понести во искупление каких-то своих грехов. Поэтому мы не имеем права таить обид или ответной злобы на наших клеветников.

Мне очень нравится наставление преподобного Максима Исповедника, который советовал не унывать, а лучше молиться. Преподобный Максим говорил: «По мере того, как будешь молиться за оклеветавшего, Бог будет открывать соблазнившимся истину о тебе». Это значит, что злословие и клевета рано или поздно обнаруживают свою пустоту и несостоятельность, пострадавший от клеветы воспринимает одну участь со Христом, становится духовно крепким и принимает венец от Господа.

«Злословие – поругание дара слова, данного нам Господом»

– Да тем и страшен грех злословия, что мы своей свободной волей сочетаемся злу и становимся его участниками. Являем миру омрачение своего ума помыслами осуждения, вражды и злобы. А какое может быть «общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?» (2 Кор. 6: 14). Так что если мы злословим, то сами лишаем себя благодати Божией, потому что дар слова свидетельствует о нашем призвании к благовествованию, но никак не к осуждению, клевете и злословию. Не будем забывать, что Сам Господь наш есть Бог-Слово, вторая ипостась Святой Троицы, и дар слова в нас – это дар Божественный, который мы должны хранить и умножать с великим вниманием и благоговением.

Сквернословие и злословие – это противление самому замыслу Божиему о нашей «словесности»

К сожалению, и пустословие между нами случается, но сквернословие и злословие – это уже явное противление самому замыслу Божиему о нашей «словесности». Поругание этого великого дара свидетельствует о действии бесовских сил, хотящих извратить и осквернить всё святое и чистое, что заложено в человеке Богом. Понятно, что трудно совершенно удержать свой язык от всякого осуждения и злословия, но саму необходимость этого надо всё время держать в уме как требование, обязательное к исполнению. Блюдение чистоты ума, а как следствие и чистоты речи – это одно из обязательных требований христианской жизни. Будем об этом помнить и стараться быть добрыми служителями Слова.

«Клевета на власть приводит к катастрофам»

что делать если злословят. Смотреть фото что делать если злословят. Смотреть картинку что делать если злословят. Картинка про что делать если злословят. Фото что делать если злословят

– Увы, тому, как страшен бывает грех злословия, исторических примеров много. Вспомним хотя бы, как клеветали на семью Романовых…

Грехи злословия и клеветы страшны тем, что приводят к ненависти и уводят от Любви. А ненависть – это мучительнейшее страдание, болезнь души. Она разрушает и личность, и семью, и работу, и целые народы. Так, если будешь злословить мужа, жену или детей, то скоро они будут казаться тебе в абсолютно черном цвете, рядом с ними невозможно будет находиться, так как будешь их ненавидеть, осуждать, ругаться с теми, кого злословишь. И в конечном счете семья распадется. Спасение от этого одно – постоянное покаяние, частая исповедь в грехах своих против ближних и причастие Тела и Крови Христовой для уврачевания души от ненависти и для стяжания Любви. То же самое относится, если такие нестроения возникают на работе или в ином месте.

К чему приводит злословие страны своей, властей своих, народа своего и других народов, мы хорошо знаем из истории. К сожалению, иногда плохо помним эти уроки.

В истории нашей Родины было много таких трагических моментов, когда народ поддавался и верил клевете на своих правителей, и это приводило к страшной смуте, к гражданской войне. А как следствие этой ненависти к властям своим и междоусобицы – приходили иноплеменники и разоряли Русь Святую. Так было во времена Смуты, Октябрьского переворота и еще во многих других случаях.

Злословие на власть выгодно врагам: это разделяет народ и как следствие – ослабляет страну

Хорошо знают те, кто враждует против любого народа и страны: не стоит воевать с помощью своей армии, теряя солдат, а лучше разделить народ и столкнуть людей между собой, усиливая острые моменты и разжигая недовольство властями. А когда люди достаточно друг друга поуничтожают и страна ослабеет, станет бессильной, тогда можно приходить ее грабить. Так сказано и в Евангелии: «Но Иисус, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит» (Мф. 12: 25). Поэтому мы должны всячески избегать злословия властей и не слушать клевету на них, не осуждать. Не будем забывать, что «всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение» (Рим. 13: 1–2). И еще: «Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым» (1 Пет. 2: 13–14).

Мы должны объединяться в служении Богу, Церкви и Родине своей, каждый хорошо стараться делать именно свое дело, весь суд предоставлять Богу, и тогда у нас будет намного меньше нестроений, споров, раздоров. И намного больше сил для совершения трудов по спасению своей души и для стяжания благодати Святого Духа и вечной жизни в Царствии Небесном. Аминь.

«Тот, кто привык злословить, не способен на доброе»

– Сказано: «Человек добрый из сердца своего выносит доброе, а человек злой из сердца своего выносит злое» (ср.: Мф. 12: 35). Так что когда мы осуждаем кого-то, когда мы сплетничаем, мы как раз показываем, что душа наша заражена пороком. Да и сами мы не идеальны.

Современное общество всячески провоцирует грех осуждения и злословия. Ток-шоу на телевидении – это такие упражнения в злословии. И огромная опасность в том, что человек привыкает злословить. А тот, кто привык только лишь злословить и осуждать, не способен уже на добрый импульс. Когда человек всегда обо всех говорит и думает плохо, ему очень сложно перестроиться на иное, очень сложно увидеть вокруг себя добро и добрых людей.

Святитель Николай Сербский приводил такую притчу: «Чем отличается человек праведный от человека грешного? Человек праведный, если видит людей, идущих куда-то, в сердце своем мыслит: добрые христиане идут, наверное, в храм Божий помолиться. А человек, привыкший злословить, при виде тех же людей думает: это, наверное, бандиты идут кого-то обворовать». Яркий пример того, как мы очень часто злословим тех, о ком совсем ничего не знаем.

В истории масса подтверждений тому, чем оборачивалась клевета. Все мы помним трагические события начала XX века. Тогда многие злословили и царскую семью, и вообще правительство. Да, эти люди были небезупречны, но когда произошла революция, это стало катастрофой, положение в стране стало еще более тягостным, чем было до этого. А 1930-е годы, а ГУЛАГ, а расстрелы людей за веру?! Много мирян и духовенства пострадало. Это чудовищно, когда человека расстреливают за то, что он верит в Бога, или за то, что у него дома литература не та, которую нужно читать. А началось все с осуждения царя. Но никто не идеален, и государь-император тоже. Видя его плохие стороны, не замечали хороших. Уходя от монархического государственного устроения, которое кому-то казалось несовершенным, а кому-то и совсем негодным, к чему пришли? К большевизму, который обернулся массой трагедий. Вот об этом необходимо всегда помнить, когда мы злословим правителей какого бы ни было уровня. А сидя на диване, легко управлять государством.

Мы должны пытаться не злословить ближних и дальних наших, но за них молиться. И тогда всё будет по-христиански. Просить, чтобы Господь сил подал и нам, и тем, о ком мы плохо подумали. Лучше помолимся, чтобы Господь исправил и нас, и их. Тогда всё будет хорошо.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *