что делать если время медленно идет на работе
Моё время — моё бремя. Как ускорить рабочий день?
Лайф узнал секреты, используя которые можно управлять временем и делать свой рабочий день более лёгким в эмоциональном плане.
Бывает, что от рутинной работы и отсутствия командировок офисные пчёлки начинают ныть: «Скорей бы этот день закончился! Когда уже выходные?» Но отдых пролетает быстро, а рабочие будни длятся бесконечно. Психологи отмечают, что так устроен наш разум: то, что ему не нравится, он воспринимает как рутину. А работу всё-таки сложно причислить к истинным удовольствиям.
— Не хотеть трудиться — это нормально. Нужно не убегать от своих эмоций и ощущений, а идти к ним навстречу, — советует гештальт-психотерапевт Анна Таипова.
Главное — правильно переключаться. И делать это несколько раз в течение рабочего дня, как рекомендуют психологи. Не нужно делать много дел сразу, можно делать их друг за другом, тогда трудовые будни пройдут быстрее.
Как ускорить рабочий день?
Время идёт медленно, когда вам совсем нечем заняться
— Когда у человека куча дел, ему некогда даже смотреть на часы, нужно всё успеть. Я не рекомендую загружать себя по полной, но безделье — это точно не то, что приблизит конец рабочего дня, — объяснила психолог Марина Бурмака.
Переключайтесь на пару минут на другие дела
Как только почувствовали усталость от работы — займитесь чем-то другим
Отвлечься необходимо на несколько минут. Устали делать квартальный отчёт? Прервитесь на кофе или интересную статью. По мнению Марины Бурмаки, можно прикрыть на пару минут глаза и насладиться темнотой, чтобы переключиться. Либо, наоборот, посмотреть какие-то яркие картинки в Интернете. А ещё можно побаловать себя чем-нибудь вкусным. Мозг перестанет зацикливаться на одной задаче, расслабится — и работать будет легче.
Устраивайте частые разминки
Примерно раз в час на пять минут нужно вставать с рабочего места
Кардиолог Юрий Конев рекомендует пятиминутную разминку или «прогулку» по офису каждый час, чтобы отвлечься от работы, разгрузить органы малого таза и наладить циркуляцию крови в организме. Ведь учёные из Великобритании недавно доказали, что каждый десятый человек умирает из-за сидячего образа жизни.
Попросите поддержки у друзей
Напишите друзьям, как вам хочется домой. Это нормально
Поддержка в такой ситуации или дружеская шутка могут разгрузить вашу голову, избавить от напряжения и поднять настроение. Как отмечает Анна Таипова, можно пожаловаться коллегам, но нужно быть осторожными в высказываниях, чтобы вас не поняли неправильно и не настучали о вашем недовольстве начальнику.
Наведите порядок на рабочем месте
Если нет срочных дел, самое время прибрать свой рабочий стол и разобрать завалы в тумбочке
Вы вроде и при деле, а вроде и не работаете. И при этом время идёт. Если после обеда разобрать все старые бумаги, почистить от крошек клавиатуру, убрать пыль с монитора и стола — вот уже рабочий день к концу подошёл. Как отмечают эксперты, уборка — это возможность не только отвлечься от рутины, но и подумать о новых путях решения рабочих вопросов. Чистота вдохновляет.
Давайте выход эмоциям
Вас раздражает работа и хочется быстрее уйти — выпишите свои эмоции на лист бумаги
— Когда мы выписываем свои эмоции, мы вытаскиваем их из себя. И потом можем посмотреть, что на самом деле сейчас происходит. Я хочу уйти с работы, потому что меня бесит начальник, не нравятся порученные мне дела, не устраивает зарплата? Если минусов в работе слишком много — может, пора менять ситуацию кардинально? К своим ощущениям нужно прислушиваться и проживать каждый миг жизни, а не торопить дни, — говорит Анна Таипова.
Иногда можно отпрашиваться с работы пораньше, это не преступление, как говорят эксперты. Перфекционизм хорош, когда он не приносит вреда здоровью и настроению.
8 способов перестать чувствовать себя перегруженным на работе
Все (ну или хотя бы большинство из нас) чувствуют себя перегруженными на работе. Кажется, что ты ничего не успеваешь, а устаешь так, как будто выполняешь работу за себя и за того парня. Это ощущение вызвано постоянно растущими требованиями нашего времени, а также отвлекающими факторами, конечно же. Как итог — чувство беспокойства, стресс и эмоциональное выгорание, которые мешают нормально функционировать не только на работе, но и дома.
Если ты чувствуешь себя перегруженным на работе, вот восемь стратегий, которым ты можешь следовать.
1. Записывай всё, чтобы разгрузить свой разум
Первое, что ты можешь сделать, чтобы снизить нагрузку и стресс, — это изложить на бумаге список всех незаконченных задач или дел на день. Таким образом ты избавишь себя от необходимости постоянно держать в уме то, что тебе следует выполнить, и снизишь риск забыть о неотложных делах.
К слову, записывать можно не только то, что тебе нужно сделать по работе. Порой на рабочем месте наши мысли заняты личными проблемами и переживаниями — их ты тоже можешь записать. К примеру, если ты поссорился с любимым человеком перед приходом на работу, то можешь добавить в свой график дел пункт «помириться» или «купить цветы по дороге домой». Это избавит тебя от чувства подавленности и позволит вздохнуть с облегчением хотя бы на время.
2. Реши, сколько времени потребуется на выполнение твоих задач
После того как ты «опустошишь голову», просмотри свой список и оцени, сколько времени потребуется на выполнение рабочих задач. Внушительный перечень дел пугает только с первого взгляда. Может оказаться, что некоторые задачи займут у тебя всего лишь пять или десять минут, а остальные — не больше получаса.
Не беспокойся об этом. Просто сосредоточься на том, чтобы оценить, сколько времени тебе понадобится, чтобы выполнить каждый пункт в плане в меру твоих возможностей. Когда ты чувствуешь, что загружен, и не можешь справиться с накопившимися делами, бывает полезно прикинуть, сколько времени на самом деле ты должен потратить.
3. Воспользуйся законом Паркинсона
Закон Паркинсона гласит, что работа заполнит всё время, которое у тебя есть, и мы, люди, ужасно оцениваем, сколько времени потребуется на решение всех наших дел.
Мы можем использовать закон Паркинсона в наших интересах. Если ты рассчитал, что для составления пяти писем потребуется девяносто минут, сократи время до одного часа. Аналогичным образом, если ты оценил, что подготовка презентации проекта займет у тебя три часа, сократи время до двух.
Сокращение времени дает тебе два преимущества. Во-первых, очевидно, что ты выполнишь свою работу быстрее. Во-вторых, ты подвергнешь себя небольшому давлению, пытаясь уложиться в меньший срок, и тем самым снизишь вероятность того, что в процессе ты будешь отвлекаться или позволишь себе отложить дела на потом.
Когда мы переоцениваем срок выполнения какой-либо задачи, подсознательно наш мозг понимает, что у нас еще много времени, и играет с нами злую шутку — мы пролистываем ленту «Инстаграма», ходим за кофе или позволяем коллегам прерывать нашу работу офисными сплетнями. Небольшое ограничение времени предотвращает это, и мы становимся более сосредоточенными и выполняем больше работы за меньший временной промежуток.
4. Отмечай дела в календаре или ежедневнике
Просмотри свои дела и запланируй в календаре время для их выполнения. Сгруппируй похожие задачи. К примеру, определи время, в которое ты будешь обрабатывать все письма сразу, чтобы не отвлекаться на проверку электронной почты в течение дня. Точно так же, если тебе нужно написать отчет или подготовить презентацию, добавь эти пункты в свой календарь и рассчитай, сколько времени займет каждая из этих задач.
Когда все важные дела, которые тебе нужно сделать за день/неделю/месяц, находятся у тебя перед глазами, тебе становится легче, потому что ты знаешь, что запланировал их выполнение, и тебе больше не кажется, что времени катастрофически не хватает.
5. Принимай решения
Для тех вещей, которые ты записал и которые у тебя на уме, разработай план действий. Просто прими решение, что ты будешь делать с каждой из задач. Ты думаешь об этих делах только потому, что еще этого не сделал.
Если у тебя возникла проблема с коллегой, другом или любимым человеком, подумай о том, как лучше всего ее решить. Чаще всего простой разговор с вовлеченным человеком проясняет ситуацию и автоматически решает проблему.
Если это более серьезная проблема — реши, как лучше с ней бороться. Поговори со своим начальником или попроси совета у коллеги. Главное, что бы ты ни делал, не игнорируй проблему. Это не устранит ее, а только заставит тебя раз за разом возвращаться к мыслям о ней. Чем раньше ты внесешь хоть какую-то ясность в ситуацию, тем быстрее проблема будет решена, а ты избавишься от источника стресса, мешающего тебе нормально работать.
6. Действуй
Перегруженность не всегда возникает из-за нехватки времени или слишком большого количества работы — она также может быть вызвана нежеланием действовать. К примеру, тебе не очень хочется разгребать электронные письма, и поэтому ты оттягиваешь этот момент, занимая себя другими делами. В конце концов тебе всё равно придется взяться за просмотр электронной почты и рассылку ответов, но прежде чем ты это сделаешь, ты здорово себя измотаешь.
Не хочется делать что-то? Сделай это сразу, как только проблема нарисовалась на горизонте. Приятно осознавать, что впереди тебя будут ждать дела, которые не вызовут раздражения.
7. Используй обеденный перерыв
Если ты из тех людей, которые искренне верят, что обеденный перерыв дан для того, чтобы закончить всё, что они не успевают сделать вовремя, то вопросов, почему ты чувствуешь себя подавленным, быть не может. Зато есть один совет: вставай и иди. В столовую, на улицу покурить, в магазин за бутером с кофе или хотя бы перекинуться парой предложений с коллегами. Используй это время для того, чтобы немного развеяться и отдохнуть, иначе запас твоих сил быстро иссякнет, и ты не то что не продвинешься дальше своих коллег, а, напротив, даже отстанешь.
8. Не бери на себя слишком много
Есть ли смысл напоминать тебе о том, что, пока ты не разберешься со своими задачами, брать на себя чужие как минимум неразумно? Дозируй количество дел, которыми ты занимаешься в течение дня. Не бери на себя больше, чем сможешь выполнить. Оценивай свои силы адекватно.
Научись вежливо отказывать в помощи тогда, когда у самого дел по горло, а также четко обозначать свои обязанности в командной работе. Не позволяй окружающим вызывать у тебя чувство вины или каким-либо другим образом перекладывать на тебя свои задачи.
11 способов ускорить рабочий день
Иногда на работе время словно замедляется, а домой хочется все сильнее. В эти моменты важно не бездельничать, не отвлекаться, а сфокусироваться на своем деле. Нужно сосредоточить силы и внимание на текущей задаче, чтобы рабочий день прошел быстро. Время невозможно ускорить, но человеку под силу провести его с максимальной пользой.
Как сделать, чтобы рабочий день прошел быстрее
Скука на работе меняет восприятие времени. Оно словно замедляется, день становится бесконечным. Возникает соблазн отвлечься, заняться чем-то, не касающимся профессиональной деятельности. Это помогает потратить несколько минут, но дела накапливаются, а вечер по-прежнему далек. Есть простые способы «ускорить» время без вреда для рабочих обязанностей.
Найдите задачи по душе
Время летит незаметно, когда человек занят любимым делом. Если ваша нынешняя работа далека от мечты – найдите в ней то, что греет душу. Нужно искать задачи, решение которых приносит удовольствие. Ход времени словно ускоряется, когда человек вовлечен в то, что радует или дает желаемый результат.
Найдите то, чего стоит ждать
В любом рабочем дне найдутся приятные моменты – творческая задача, профессиональный вызов или минутка общения с коллегами. Утром спросите себя, чего вы с нетерпением ожидаете. Анализируйте, какие вещи или мелочи хочется получить от наступившего дня. Делайте это регулярно, чтобы замечать что-нибудь радостное. С таким настроем время пройдет незаметно.
Сосредоточьтесь на текущем моменте
Если постоянно отвлекаться или витать в облаках, когда нужно действовать, время будет идти медленно. Сконцентрируйтесь на текущем задании, старайтесь выполнить больше, чтобы использовать оставшиеся часы с предельной эффективностью.
Важно то, что у вас хорошо получается
Пытаясь думать сразу обо всех задачах, которыми вас загрузили на работе, вы не сможете качественно выполнить ни одной. Чем больше заданий, тем сильнее желание остановиться, отложить на потом. Это лишь тормозит время. Лучше переключитесь на то, в чем вы хороши. Учитывайте свои навыки, способности, наработанный опыт. Первым делом выполняйте то, что у вас получается легче всего.
Проявляйте инициативу
Рискните поговорить с коллегами или начальством о том, как вам быть еще полезнее. Будьте активны в своем деле вместо того, чтобы закрыться и обречь себя на застой. Во время общения вы сможете выяснить, как повысить свою эффективность. Если бездельничать, вечер быстрее не настанет. Новые задачи, разработка планов, участие в общих мероприятиях займут ваш мозг, и день пройдет быстрее.
Разнообразьте каждый день
Рутина делает любую работу скучной. Если вы чувствуете скуку от выполнения одних и тех же действий, время для вас останавливается, а дню будто бы нет конца. Придумывайте новые способы достижения целей и решения поставленных задач, чтобы избавиться от однообразия. Если есть возможность, меняйте рабочий распорядок, поработайте в другой части офиса.
Поменьше сидите
Делайте короткие перерывы, чтобы подвигаться, взбодриться. Это освежит, работа будет более продуктивной. Выйдите из офиса, прогуляйтесь. Чаще вставайте из кресла, общайтесь с коллегами вживую, а не в мессенджерах. Движение тонизирует для дальнейшей работы, а постоянное сидение тормозит, навевает сон и скуку.
Выделите время на перекус
Одного обеда на весь рабочий день мало. Иногда прерывайтесь, чтобы подкрепиться легкими полезными закусками. Так вы получите дополнительную энергию, чтобы сконцентрироваться и эффективно использовать рабочее время. Сделайте небольшие перекусы вознаграждением за выполненную задачу. Выбирайте пищу, которую не надо хранить в холодильнике, а можно держать под рукой.
Включите музыку
Если вы считаете, что день уж слишком затянулся, наденьте наушники и послушайте любимые треки. Это поднимет настроение, скрасит время приятными эмоциями. Когда есть вдохновение, то и тяжелые задачи выполнимы.
Не смотрите на часы
Если постоянно следить за ходом стрелок, то день растянется, минуты будут казаться часами. Не считайте, сколько времени осталось до конца рабочего дня. Используйте каждую минуту с максимальной отдачей. Делайте пятиминутные паузы, чтобы не «сгореть» – короткие дистанции даются человеку легче длинных. Помните о народной мудрости: «Кто над чайником стоит, у того он не кипит». Это значит, что когда ждешь чего-то, то и время тянется медленнее.
Высыпайтесь
Усталость искажает наше восприятие. Чем сильнее слабость, тем дольше длится каждый час. Бодрый человек лучше концентрируется, активнее включается в работу, и его день пролетает быстро. Поэтому выделяйте на сон по 7–8 часов, чтобы приходить в офис свежим и энергичным.
Видео
Как замедлить время и успеть все сделать за день: техники и примеры
Автор: Главный редактор · 28.11.2019
Ученые Университета Виргинии провели один интересный эксперимент. Они попросили людей засечь 3 минуты и остановить отсчет, когда они пройдут. Часов у испытуемых не было. Результат оказался индивидуальным: каждый человек испытывал течение времени по-своему. Но усреднив результаты, психологи выяснили одну закономерность. Молодежь 18-20 лет останавливала отсчет в среднем через 3 минуты, а вот люди преклонного возраста – через 3 минуты и 40 секунд. Это практически доказывает, что с возрастом ход времени ускоряется.
Справедливости ради стоит сказать, что сейчас нехватку времени испытывают не только пенсионеры, но и относительно молодые люди – 30-40 лет. Обидно, когда жизнь утекает, как вода сквозь пальцы? Давайте попробуем разобраться, почему так происходит и можно ли что-то изменить.
Почему время с возрастом идет быстрее?
Ученые ищут ответ на этот вопрос уже 40 лет. Было выдвинуто несколько гипотез, среди которых самой яркой стала «теория кусков». Суть ее основана на способности мозга фрагментировать все события дня на сегменты. Например, мама с ребенком идет на прогулку:
Чувствуете разницу? Насыщенный событиями день ребенка куда богаче маминого. Поэтому для него время тянется медленно, а для нее – пролетает незаметно.
Эта теория находит подтверждение и на биохимическом уровне. Доказано, что с возрастом концентрация дофамина – «гормона счастья» в крови падает. У людей 18-20 лет она в 2 раза выше, чем у пенсионеров в возрасте 60+.
Как замедлить время?
Выходит, что единственный способ «растянуть» свою жизнь – взять ее в свои руки:
Но как это сделать, если времени и без того не хватает? У большинства из нас уже в 25 лет день пролетает незаметно, а все планы сводятся к выполнению базовой работы по дому и уходу за детьми. Существует 15 эффективных техник тайм-менеджмента, которые помогут высвободить вашу энергию и направить в нужное русло.
Техника №1. Планируйте свою жизнь
Новый год – это не только ночное обжорство. Но и хороший повод проанализировать текущую ситуацию, расставить приоритеты и составить план на предстоящий временной период. Поэтому в новогодние праздники обязательно уединитесь, подумайте и пропишите не менее 10 целей на предстоящий год.
В общем-то, и праздника ждать необязательно, сделать это можно в любой день. Важно другое:
С этого же дня начните планировать каждую неделю и день. Базовый способ заключается в ведении ежедневника и четкой градации дел по времени. Но этот способ подходит не каждому. Так, у творческого человека может не быть вдохновения, а сорвать все планы на день вам может внезапное пищевое расстройство.
Если вы предусматриваете такие возможности, то лучше:
Не старайтесь «впихнуть» максимум задач в один день. Выполнение половины плана приведет к снижению самооценки и необоснованному расстройству. Адекватно оценивайте свои силы.
Техника №2. Ешь слона по кусочкам
Некоторые задачи невозможно выполнить за один день. Например, написать книгу, купить квартиру или похудеть на 20 кг. Поэтому они часто остаются в разряде «неосуществимые мечты». И чем важнее они для вас, тем выше вероятность снижения самооценки и развития депрессии. Такие задачи еще называют «слонами». «Съесть» их за один присест нельзя, но если разделить по кусочкам, то за 1-2 года справиться можно.
Если у вас есть такой слон, то прямо сейчас поделите его на кусочки:
В жизни все исполнимо. А сроки исполнения мечты зависят только от вас.
Техника №3. Ограничивайте время искусственно
Важный принцип психологии гласит: «Срок выполнения задачи равен временному промежутку, отведенному на нее». Наверняка, вы помните, как в институте все полугодие гуляли, а к экзамену готовились в последнюю ночь. И так происходит с любым делом. Мы способны бесцельно шататься по магазинам, листать новостные ленты и прокрастинировать от души. Поэтому важно искусственно ограничивать время исполнения каждой задачи.
Представьте, сколько времени освободится, если:
Если мы не отвлекаемся на посторонние дела, то именно столько времени и требуется. Точно так ограничивайте и другие задачи. Вскоре вы будете точно знать, сколько минут затрачивается на стандартные дела и высвободите не менее 2-3 часов в сутки.
Наверняка, вы знаете, что больше всего времени воруют социальные сети и разговоры ни о чем. Начните вводить ограничения с них. Заходя в ВК или Инстаграм, заведите таймер на 10 минут. Этого достаточно, чтобы оставаться в курсе событий. Время истекло – закрывайте и приступайте к выполнению дел.
РаботаКак не сгореть на работе
и успевать жить: 10 советов
Сохранение баланса — тонкое дело
Универсальных правил того, как выстроить свой рабочий график, чтобы оставались время и силы на личные дела, нет. Каждый вкладывает свой смысл в понятие баланса между работой и личной жизнью. С этой проблемой тем не менее одинаково сталкиваются и предприниматели, и офисные сотрудники, и фрилансеры, работающие из дома. Мы собрали несколько общих рекомендаций, которые помогут вам выстроить подходящий режим.
Обозначьте границу
Первый и самый очевидный совет: говорить о балансе между профессиональной и личной жизнью невозможно, если вы сами не знаете, где заканчивается одно и начинается второе. Можно проводить черту в буквальном смысле — с помощью ритуалов. Джулианна Майлз, соосновательница консалтинговой компании Women Returners, например, советует, приходя домой, сразу переодеваться из рабочей одежды. Если вы работаете из дома, лучше выделять для дел специальную зону — когда вы пересядете из-за рабочего стола на любимый диван, вы сразу поймёте, что пришло время отдыха. Найдите то, что помогает вам переключиться из одного режима в другой. Это может быть книга, которую вы читаете в метро, короткая прогулка вокруг дома с собакой, когда вы не думаете о делах, или привычка, садясь в машину, делать минутную паузу, мысленно говоря, что рабочий день окончен.
Почти у каждого бывают ситуации, когда нужно взять работу на дом — но и в этом случае можно провести границы. Выберите время, когда вы не будете заниматься делами (выходные, несколько часов перед сном — сколько получится) и старайтесь придерживаться четкого графика. Поначалу будет непросто, но устойчивый режим и правила помогут.
Расставьте приоритеты
Чтобы работа не мешала личной жизни и наоборот, первым делом нужно определить, что имеет для вас значение. Будьте честны с собой: цели и приоритеты у всех разные, так что не стоит ориентироваться на ожидания родителей или окружающих. Старайтесь строить свой график в соответствии с тем, что для вас важно: возможность самостоятельно забрать детей из школы или получать дополнительное образование вечером, сходить днём на приём ко врачу или утром в бассейн. Работодатели часто готовы идти на уступки сотрудникам, главное — не бояться честного и открытого разговора.
Учитесь отказывать
Только вы знаете предел своих возможностей, и, если что-то вам не под силу, лучше сказать об этом прямо. Не бойтесь сказать начальнику, если вы не справляетесь с потоком задач: в конечном итоге это всегда сказывается на продуктивности, и лучше, если ситуацию можно предотвратить.
Разграничивать работу и личную жизнь будет проще, если вы научитесь говорить «нет» дополнительным задачам, на которые у вас нет сил и времени. Коуч Мелани Аллен советует не сразу соглашаться сразу на просьбы сделать что-то сверх нормы, а взять небольшую паузу и подумать: «Скажите, что ответите чуть позже, и используйте это время, чтобы решить, соглашаться или нет. Если вы хотите сказать „да“, всё в порядке. Но, если вы хотите отказаться, скажите „нет“ и стойте на своём».
Перестаньте проверять сообщения
Смартфоны позволяют нам быть на связи 24/7 — и если в случае с друзьями и близкими это радует, то в случае с работой только мешает: мы продолжаем решать деловые задачи, даже когда ушли из офиса. Электронная почта и мессенджеры могут доставлять неудобства: проверяя переписку с друзьями, мы волей-неволей читаем и другие сообщения. В отличие от прочих форм коммуникации, как, например, традиционный телефонный звонок, здесь нет чётких границ — рабочий имейл может прийти как в семь утра, так и в час ночи. Поэтому эти границы вы должны установить для себя самостоятельно.
Например, вы можете отключать уведомления на почте или в мессенджере или включать ночной режим на смартфоне после определённого часа. На выходные можно настраивать автоответ, чтобы собеседники знали, когда ждать от вас весточки: далеко не всегда людям нужно срочно получить информацию, многим важно просто знать, что вы получили сообщение и свяжетесь с ними позднее. Конечно, бывают исключения и срочные ситуации, когда не ответить нельзя, но они не должны превращаться в правило — иначе вы и сами не заметите, как перегорите.
Старайтесь работать не дольше, а продуктивнее
Время, когда профсоюзы боролись за то, чтобы уменьшить продолжительность рабочего дня, давно прошло. Сейчас мы наблюдаем обратную тенденцию: регулярные переработки становятся нормой, а работу в выходной многие воспринимают как что-то само собой разумеющееся — хотя учёные и считают, что она вредит здоровью. Мы часто думаем, что если посидим чуть дольше, то точно всё успеем — но это самообман: чем дольше мы работаем, тем больше падает наша продуктивность. К тому же, закончив одно дело, всегда можно приняться за следующее — и так до бесконечности.
Грубоватая фраза «Работать нужно не восемь часов, а головой» подходит здесь как нельзя лучше: для того, чтобы не погрязнуть в рутине и делах, нужно уметь выстраивать приоритеты (не все задачи одинаково важны — хотя нам часто так кажется) и выделять строго определённое время на выполнение каждой из задач. Здесь же пригодится совет не разбрасываться по мелочам: не пытайтесь делать несколько дел одновременно и не отвлекайтесь на электронную почту и мессенджеры — вы удивитесь, сколько времени отнимает привычка раз в десять минут проверять сообщения.
Не давите на себя
Мы уже рассказывали, как перфекционизм вредит саморазвитию. С годами у нас появляется всё больше дополнительных задач и обязанностей, и всё сложнее делать их идеально — да и нужно ли? Полезно иногда отпускать ситуацию и быть готовым к тому, что придётся чем-то пожертвовать. Если у вас после работы нет сил готовить сложный ужин, не стоит корить себя, что приходится ограничиваться пиццей: так вы убережёте себя от выгорания. И в рабочих, и в личных делах не нужно стремиться сделать всё безупречно — достаточно стараться хорошо выполнять свои обязанности.
Подумайте о другом графике
В современном мире для того, чтобы быть хорошим работником, далеко не всегда нужно присутствовать в офисе с девяти до шести: многие вопросы можно решить по рабочей почте, а вместо совещания — провести скайп-колл. Считается, что в офисе легче контролировать то, чем занимается работник, но многим работа на дому, без шумных коллег, помогает лучше сосредоточиться и в конечном итоге работать эффективнее. Так что если это ваш вариант, не бойтесь поговорить об этом с работодателем: если вы легко можете закончить дело из дома, после того как уложите детей спать, нет смысла стремиться выполнить его к шести вечера. При этом если вы выбираете гибкий график или работу на дому, установите ограничения (см. первый пункт) — иначе есть риск, что вы будете трудиться в прежнем режиме или даже больше, потому что не сможете вовремя отключиться от процесса.
Выбирая компанию, обращайте внимание на то, какой рабочий график здесь принят: если все засиживаются в офисе до 11 вечера и привыкли выходить на работу в выходные, вряд ли у вас получится приходить домой в семь.
Делегируйте задачи
Часто мы стремимся делать как можно больше самостоятельно, потому что думаем, что сможем лучше контролировать процесс — но это не самый продуктивный подход. Концентрируйтесь в первую очередь на том, что можете делать только вы, а часть постарайтесь делегировать другим — будь то мелкие задачи, которые позволят вам раньше закончить работу, или дела по дому, на которые у вас не хватает сил. Стюарт Фридман, профессор менеджмента в Уортонской школе бизнеса при Пенсильванском университете, советует договариваться о разделении обязанностей с ключевыми игроками в разных сферах вашей жизни — коллегами, партнёрами, близкими. Подобные ситуации могут помочь окружающим научиться чему-то новому, а вас немного разгрузят, так что вы сможете заняться другими делами.
Будьте внимательнее к себе
Только вы знаете, сколько сил на самом деле вкладываете в дела — поэтому прислушивайтесь к ощущениям и работайте в темпе, который комфортен вам (да, в любой работе бывают экстренные ситуации, но они не должны становиться нормой). Британская некоммерческая организация Mental Health Foundation советует обращать внимание на то, как накапливается усталость от работы: на протяжении нескольких недель последите, сколько времени вы тратите на дела — не только в офисе, но и размышляя о грядущих проектах или, например, отвечая на звонки и письма в часы вне офиса. Всё это часть работы (хотя мы привыкли не обращать на неё внимания), из-за которой тоже накапливается усталость. Если вы будете осознавать масштабы бедствия, вам будет легче контролировать своё состояние.
Начинайте перемены с малого
Не ждите, что вы сможете изменить свой образ жизни мгновенно: перемены требуют силы воли, и чем более амбициозную цель вы перед собой поставите, тем больше шансов, что вы оставите эту затею. Если вы хотите начать уходить из офиса вовремя, не ждите, что сразу сможете делать это пять дней в неделю. Начните постепенно: постарайтесь уходить пораньше один день в неделю, например в пятницу, а затем постарайтесь делать это чаще.